В большинстве колядок Коляда осмысляется как существо женского рода.

В современной культуре

См. также

  • Коляда - традиционный славянский праздник

Напишите отзыв о статье "Коляда (мифология)"

Примечания

Литература

  • Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М .: Советская энциклопедия , 1990. - ISBN 5-85270-068-1 .
  • // Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин . - Л. : Наука, 1978. - Т. 14 Кобзарик - Корточки . - С. 221–222 .

Отрывок, характеризующий Коляда (мифология)

– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.

Бог (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли (нынешняя Европа): Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» (так говорится о нем в манускрипте «О идолах Владимировых» ППЯ). Коло – древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает дающий круг (родовой, временной.... ведь время на руси мерялось кругами, суточным, недельным, месячным и т.д.). От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда – древнейший Бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии (ПЕРуна СИЯние) его почитали под именем Митра (Мини – минимальное, т- то, Ра – сияние, в день зимнего солнцестояния действительно самый короткий день).

Коляду почитали также как Бога, который подарил людям новый кален-дарь (Коляды дар, а до этого рода наших предков проживавших на просторах Азии пользовались круголетом Числобога). Славянское Лето тогда делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны, и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял, как мы видели, из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (это смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась более 13 тыс. лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на нашу Мидгард-Землю (древнее название нашей планеты), и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то время была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным, и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом, продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Но вернемся к Богу Коляде, который кроме того, что дал людям переселившимся из Азии в Европу новый календарь, считался и Богом, который несет мир. Бог Коляда содействует счастливой жизни между разными народами, которая должна протекать в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему период дней 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки, например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным, как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был Бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У Чехов, Болгар и Сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто, что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat – благословлять дома… Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год… Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, праздновался собственно во время праздника Рождества Христова, и был известен так же на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…

Поздравляю всех с наступающим праздником Коляды, не забудьте приготовить кутью и всем хорошего жребия!

Бог Коляда известен многим людям по названию одноимённого праздника. О празднике мы уже писали в статье « » и вы можете прочесть её сейчас, либо позже. Здесь же мы обратимся непосредственно к самому богу древних славян.

Коляда — бог древних славян , которого относят к одному из солнечных божеств. Коляда — это сильный и ретивый бог, который начинает «противостояние» зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он может являться образом нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется «Праздник Коляда».

Этимология слова-имени «Коляда» до конца не ясна. Многие историки и лингвисты пытались расшифровать его как можно более точно, но сейчас существует несколько версий, ни одна из которых, увы, так и не подтверждена с точностью на 100%. Так имя языческого бога и название древнеславянского праздника относят к произошедшему от слова «коло», то есть «колесо» или «колесо солнца «. Так как Коляда является богом Солнечным, то можно предположить, что это одна из самых достоверных версий.

Филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов предположил, что Коляда относится не к солнечному «колесу», а «колоде» или зажженному пню. Филолог Дмитрий Михайлович Щепкин предположил, что Коляда происходит от слова «колед», то есть вокруг идущий или «коледа», то есть круговые яства.

К ОЛЯДА - божество, являвшееся символом солнца-младенца. Сын , брат . Нарождается в период зимнего солнцеворота. Празднества в честь Коляды начинались 24 студеня (декабря), в период разгула зимних стихий, трескучих морозов, лютых вьюг и метелей, т. е. тогда, когда на земле якобы неистовствует нечистая сила, представленная слугами и , водят свои хороводы , небо заволакивают тяжелые снежные тучи, все застывает и кажется мертвым, кроме взбесившейся нечисти.

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны ,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и: воем

Надрывая сердце мне...

А С. Пушкин

Тут-то и приходит в мир, рождается прекрасный младенец - солнце предстоящего года (солнце на лето - зима на мороз). Приходит, чтобы остановить разгул злых сил, а затем и покарать их. Подрастая, Коляда сражается с Чернобогом и его свитой, побеждает ее, низвергает в преисподнюю - свет и тепло одолевают тьму и холод. Коляда символизировал и веселые празднества, Связанные с Добрыми пожеланиями, с осуществлением добрых надежд на будущее.


В древние времена даровал Коляда людям систему исчисления сезонного времени для лучшего ведения полевых работ, а также свои Мудрые Веды, проповеди и наставления.Систему исчисления так и называют - Коляды Дар - Календарь

Коляда является священным Богом-Покровителем для людей служивых и ратных, для землепашцев и Жрецов. Он - Бог-Покровитель и Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Часто Коляду упоминали рядом с Крышнем, звали их, в знак отличия от творцов великих - да , малыми творцами,.

Мы знаем, что Крышень принес людям пламя огня, научил их варить священный напиток богов - сурью да еще и спас от вымирания. А что, как творец, сделал Коляда?

Оказывается, он появился на свет 8500 лет назад с великой миссией - спасти все человечество от неминуемого духовного вырождения. Коляда начал учить людей. Это было уже третье по счету божественное откровение.
Первый закон жизни о том, что жизнь бесконечна и вездесуща, дал Род. Второй закон жизни принес - люди движутся от Тьмы к Свету, вслед за Солнцем. Коляда поведал людям третий закон. Он рассказал о Великом , дал понятия о Дне и Ночи Сварога, и главное - учредил первый календарь. Собственно говоря, Коляда вывел человечество за пределы его сиюминутного существования, дав понятие о движении времени.

Имя этого славянского бога, скорей всего, известно всем, ведь от самого Сочельника и вплоть до Велесова дня во всех поселениях от дома к дому ходили яркие ряженые колядники и громко пели особые песни - колядки, которые содержали старинные магические заговоры да заклятия: пожелания добра и благополучия для дома своего, семье, детям.

Праздник Вышнего Бога Коляды приходится прямо на день зимнего Солнцестояния, именно с этого дня солнце поворачивает на лето и начинает каждый день прибавлять свои силы. Молодым Солнцем, молодым Богом считается Коляда, сменяющий в свой радостный праздник старое Солнце , которому теперь пришло время клонится к закату. Коляда - это Бог сильный и ретивый, противостоящий зиме. А иногда Бога Коляду представляют даже не просто очень юным молодцом, а уж совсем младенцем – новорождённым малышом, ведь он - ипостась нарождающегося Солнца, и прославляют его за это, и отмечают всеобщими народными гуляниями его День - «Праздник Коляда».

Этот праздник в народе имеет и другое название - Менари - День Перемен. В праздник все гуляния сопровождаются обряжением в коня или козу, корову или медведя.

Коляда прямо таки диаметрально противоположен богу .

Символизирует он умирание старого и зарождение сильного да молодого. Знаменует собой сезонный поворот и прибытие света.

Коляда считался Богом, который несет человечеству мир, он содействует пониманию между народами и полного согласия. Потому чествовали Коляду не только в привычные ему сроки - 21-25 декабря, но и каждый раз, когда устанавливался на земле мир после войн с враждебно настроенными племенами.

Бог Коляда – сильный бог, он является родоначальником многих родов славянских. Казаки его своим батькой считают. В сказе, опубликованном Ю.Миролюбовым прямо так и указывается на явную божественную родословную казаков:«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха- и Златогорки, внук бога ) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».