Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Часть 1

В декабре, крутя карту в Google Earth, наткнулся на странный объект. Вообще, специально его не искал, как-то случайно вышло, что выделил его среди окружающей местности. Среди степных просторов левобережья Волги тянется странная лента непонятных на первый взгляд сооружений. Представляет собой ломанную, состоящую из 4 параллельных друг другу зеленых отрезков. Сразу подумал об обычных лесопосадках вдоль полей и дорог, но это под разряд обычных не подходило. Ширина сооружения около километра, каждое отдельное звено совершенно прямое, не повторяет складки местности и игнорирует дороги. Вдоль этой линии вообще никаких дорог нет, изредка небольшие дороги лишь пересекают ее. Не буду томить голым текстом, покажу, что я увидел.

Несколько напоминает систему траншей, только масштабы циклопические. Когда я попытался найти концы этой ленты, я поразился еще больше. Лента тянется с севера на юг, начинаясь у г. Чапаевска под Самарой, и заканчивается у д. Водянка точно на границе Саратовской и Волгоградской областей. Со всеми коленцами длина получается свыше 600 км и практически нигде лента не прерывается и не изменяет толщины! Я нашел лишь один разрыв в 7 км. На приведенном снимке высота камеры 36,6 км, но линия видна и с высоты 100 км. Что же это такое?

В общем, покой я потерял и начал собирать информацию. Возможно, вы все об этом знаете, и посмеетесь над моей дремучестью. Но среди моих друзей и коллег никто не смог мне сказать ничего об этом сооружении. Может, и среди читателей этого поста окажутся люди, ничего об этом не знавшие, как и я, для них и пишу.
Для меня тем более было это интересно, что я много раз проезжал по дорогам сквозь эту полосу и делал множество фотоснимков в непосредственной близости от нее, но так никогда и не обратил внимание на странный объект, по сравнению с которым великая китайская стена выглядит легкой оградкой.

То что я обнаружил на карте, оказалось государственной защитной лесной полосой в направлении Чапаевск — Владимировка. Была построена в рамках выполнения постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 № 3960 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР» .
Сам план был принят по инициатаве и подписан И.В. Сталиным и вошел в историю, как «Сталинский план преобразования природы».
Как говорит о нем Википедия: «План не имел прецедентов в мировом опыте по масштабам. В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров, равной территориям Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.»

Согласно этому плану, планировалось «создание в течение 1950 — 1965 годов следующих крупных государственных лесных полос:
- Государственной защитной лесной полосы от Саратова до Астрахани по обоим берегам реки Волги шириной по 100 метров и протяженностью 900 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Пенза — Екатериновка — Вешенская — Каменск на Северном Донце, на водоразделах рек Хопра и Медведицы, Калитвы и Березовой, состоящей из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 600 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Камышин — Сталинград, на водоразделе рек Волги и Иловли, состоящей из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 170 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Чапаевск — Владимировка, состоящей из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 580 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Сталинград — Степной — Черкесск, состоящей из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 570 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении горы Вишневая — Чкалов — Уральск — Каспийское море по берегам реки Урал, состоящей из шести полос (3 по правому и 3 по левому берегу) шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 100 — 200 метров и протяженностью 1080 километров;
- Государственной защитной лесной полосы Воронеж — Ростов-на-Дону по обоим берегам реки Дон шириной по 60 метров и протяженностью 920 километров; Государственной защитной лесной полосы по обоим берегам реки Северный Донец от гор. Белгород до реки Дон шириной по 30 метров и протяженностью 500 километров.»

И это только часть задуманного. После реализации плана территория СССР должна была выглядеть вот так:

В развитие данного плана был принят ряд специальных постановлений, стимулирующих строительство и модернизацию гидротехнических сооружений. К их числу относятся строительство каскада ГЭС на Волге, Главного Туркменского канала Аму-Дарья — Красноводск, создания «Сибирского моря» - соединения Оби с Иртышом, Тоболом и Ишимом с помощью водохранилища площадью 260 тыс. кв. км («восемь Нидерландов»). Затем, в рамках того же плана, намечалось построить водоснабжающий канал до Аральского моря или впадающих в него рек. Кстати, по Сибирскому морю работы начались в 1950-м, но уже в 1951 году были приостановлены: Сталин усомнился в экологической безвредности проекта, затребовав соответствующие подробности. Их он не дождался до своей кончины...

Эти глобальные проекты были названы пропагандой «Великими стройками коммунизма» и наглядно изображались так:

Если вы сходили по ссылке и ознакомились с постановлением, вы наверняка заметили, насколько детально проработан этот план. Рекомендованы породы деревьев и кустарников для каждого участка каждой из защитных полос. Например, для той полосы, на которую я наткнулся в Google Earth, выбраны: главные — дуб, береза, ясень и вяз мелколистный; сопутствующие — вяз обыкновенный, клен татарский; кустарниковые — акация желтая, вишня степная, тамарикс, лох узколистный, жимолость татарская и смородина золотистая. Указаны сроки выполнения, силы, привлекаемые для этого, ответственные.

Отдельным пунктом прописаны поощрения за выполнение этого плана. Например: за приживаемость в первый год после посадки не менее 80 процентов от числа посаженных деревьев и кустарников на всей площади, закрепленной за звеном, начислять дополнительно 10 трудодней за каждый гектар лесопосадок;

Для проработки и реализации плана был создан институт «Агролеспроект» (ныне институт Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России. Первая спроектированная «Агролеспроектом» государственная лесополоса вытянулась от уральской горы Вишневая до побережья Каспия, протяженность — более тысячи километров. Общая протяженность крупных государственных полезащитных полос превышала 5 300 км. В этих полосах было посажено 2,3 млн га леса.

Еще раз повторюсь, нигде в мире столь масштабных проектов по изменению ладшафта и микроклимата до сих пор не проводилось, и возможно, никогда не будет осуществлено. Даже в СССР, где основная тяжесть выполнения этого плана легла на колхозников, с которыми расплачивались трудоднями, выполнить все это оказалось не под силу. Но и то, что было сделано, поражает.

Вообще, идея была не нова. У ее истоков стоял великий русский почвовед В.В. Докучаев. Ему принадлежит честь создания русско-советской школы почвоведения, благодаря которой слова «подзол» и «чернозем» стали такими же общеупотребительными, как «спутник», и которой надо гордиться не меньше, чем космонавтикой. Замысел Докучаева был в создании новой, сознательно созданной человеком структуры ландшафта, которая позволила бы повысить общее плодородие территории и обеспечить устойчивые сельскохозяйственные урожаи. Предлагалось создание сплошной сети широких лесополос, расчленяющих безлесую степь на изолированные поля. Лесополосы обеспечивали бы улучшение микроклимата и существенное увеличение влажности почвы в сухие периоды по сравнению с открытой степью.
Первому в истории стратегическому плану оптимизации степного природопользования — Докучаевскому плану борьбы с засухой, уже более 100 лет. Это первый план сознательного конструирования степного ландшафта, разработан и стал выполняться в 80-90-х годах 19 века «Особой экспедицией по испытанию и учету различных способов и приемов ведения лесного и водного хозяйства в степях России», по инициативе Вольного экономического общества. В 1892 г. вышла книга руководителя «Особой экспедиции» В.В.Докучаева «Наши степи прежде и теперь», в которой и был изложен план преобразования природы и сельского хозяйства степи для полной победы над засухой.
Докучаевский план являлся сельскохозяйственным и был направлен на получение устойчивых урожаев и сохранение плодородия почв путем массового полосного лесоразведения — создания сплошной сети лесополос различных рангов, структуры и определенной ориентации, разделяющей территорию на прямоугольные участки и оконтуривающей балки и овраги, массового строительства водоемов и внедрения травопольной системы земледелия. Лесополосы должны были занять 10-20% общей площади степных территорий.

Необходимость создания крупнорегиональной программы экологической оптимизации для южных лесостепных, степных и сухостепных районов была осознана советскими учеными вторично (после попыток Докучаева) в 30-е годы XX века после очередной серии знамений, свидетельствующих об экологическом дисбалансе территории — страшных пыльных бурь, которые буквально в течение нескольких часов уничтожали на сотнях тысяч гектаров посевы и более того, основу основ - почву, срывая в некоторых местах весь пахотный горизонт.

Собственно же постановление Совета Министров СССР от 20 октября 1948 года «О плане полезащитных лесонасаждений...» было продиктовано последствиями засухи 1946 г. Засуха на Украине, Северном Кавказе, в Черноземье, Поволжье, на юге Западной Сибири и в Казахстане повлекла за собой голод 1947 г. От голода, по разным оценкам, тогда умерли от 0,5 до 1 млн. человек.
Тогда-то и было принято решение распространить докучаевские методы земледелия на всю засухоопасную полосу СССР, и тем покончить с неустойчивостью урожаев, а значит с голодом. Идеологами этого плана стали В.Р.Вильямс и Л.И.Прасолов. Но авторство, естественно, приписывалось кому надо.

Как следовало из названия постановления, созданием лесных полос план не ограничивался. Наряду с ними, в постановлении было предусмотрено создание полезащитных лесонасаждений на полях колхозов и совхозов на общей площади 5709 тыс. га. Одновременно на полях колхозов и совхозов вводились травопольные севообороты, обеспечивающие восстановление плодородия почв,предусматривалось строительство 44 тыс. прудов и водоемов. Таков объем намеченных сталинским планом работ по переделке природы засушливых степей.

Одной из основных задач этого плана является преобразование и улучшение водного режима почв путем изменения условий стекания талых и дождевых вод, а также испарения с поверхности сельскохозяйственных полей. Лесные полосы, создавая дополнительную шероховатость, уменьшают скорость ветра и способствуют более равномерному распределению снега и увеличению снегозапасов на открытых пространствах.

Весною в период снеготаяния, а в отдельных случаях и летом, во время дождей лесные полосы будут задерживать поверхностный сток и переводить его во внутрипочвенный сток, способствующий пополнению грунтовых вод и повышению их уровня. Уменьшение скоростей ветра, а также комковатая структура почв будут способствовать уменьшению непродуктивного испарения с поверхности почвы. В итоге водный режим сельскохозяйственных полей изменится; они получат значительное дополнительное питание, за счет которого и будет достигнуто повышение урожайности.

В общих чертах влияние лесных насаждений и агротехнических мероприятий на водный режим рек степной и лесостепной зон выразится в следующем:

1. Весеннее половодье в реках будет более растянутым за счет замедления стока талых вод лесными полосами. Увеличится длительность половодья, снизятся размеры максимальных расходов и уменьшится объем стока талых вод.
2. Увеличится грунтовое питание рек и соответственно повысится водность их в межень.
3. Резко понизится водная эрозия и вред, приносимый ею: уменьшится плоскостный смыв почв и прекратится овражная эрозия.
4. Уменьшится вынос химически растворенных веществ.

Как и случалось со всеми великими стройками в СССР, народ принялся претворять план в жизнь с огромным энтузиазмом. За считанные годы на миллионах гектаров степей высаживались деревья и кустарники. Десятки новых лесных питомников выращивали все больше посадочного материала. Верховья оврагов и балок обсаживались деревьями, устья оврагов закреплялись плетнями и живыми изгородями, в естественных ложбинах сооружались пруды с обсадкой деревьями. Кроме колхозников, широко привлекались учащиеся школ. Случайно выяснилось, что моя мама в детстве тоже поучавствовала в этих мероприятиях. Детишки собирали мешками созревшие желуди в дубравах, высаживали саженцы в будущих лесополосах.

Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. Для поддержания жизни малых рек строились запруды с водяными мельницами и электростанциями. Для решения проблем, связанных с осуществлением пятилетнего плана мелиоративных работ, был привлечен Институт инженеров водного хозяйства имени В.Р. Вильямса.

План предусматривал не только абсолютное продовольственное самообеспечение Советского Союза, но и наращивание со второй половины 1960-х годов экспорта отечественных зерно- и мясопродуктов. Созданные лесополосы и водоемы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.

Концепция плана не только предваряла современные построения по устойчивому экологическом развитию территорий, но и превосходила их. «Мир ахнул перед величием и грандиозностью этого плана», — отмечал писатель Владимир Чивилихин. Это была крупнейшая в мире экологическая программа.

Казалось, еще несколько лет, и план будет полностью реализован, и страна придет, наконец, к изобилию. Но почему же сейчас эта Великая стройка коммунизма не на слуху? И мы знаем, что вместо экспорта зерна в 60-е годы наша страна стала его импортировать. Что же случилось?

В двух словах этого не опишешь, пост итак вышел довольно длинным, так что предлагаю ознакомиться с ответами на эти вопросы в Части 2.

Часть 2. Крах.

Как я уже писал в предыдущем посте, сталинский план преобразования природы семимильными шагами несся к победному завершению. Но внезапно реализация плана была приостановлена, затем свернута вовсе и предана забвению. Даже идиологему «Великие стройки коммунизма» стали использовать в отношении совсем других проектов, таких как Беломорканал, ДнепроГЭС, Магнитка...

Свертывание сталинского плана началось практически сразу после смерти И.В. Сталина. Хронология событий довольно хорошо прослеживается. Уже в 20-х числах апреля 1953 г. вышло постановление Совмина СССР № 1144, согласно которого приостанавливалась все работы по защитному лесоразведению. С целью выполнения этого законодательного акта ликвидировались лесозащитные станции, сокращались должности агромелиораторов, планы по искусственным лесопосадкам исключались из общей отчетности всех организаций, а сами лесополосы передавались в землепользование колхозов и совхозов.
Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов, которые предназначались для разведения рыб были заброшены, 570 лесозащитных станций были ликвидированы.
К слову сказать, той же весной прекратили существование такие «Великие стройки коммунизма», как железная дорога Салехард-Игарка, Байкало-Амурская магистраль, тоннель Красноярск-Енисейск, Главный Туркменский канал и Волго-Балтийский водный путь.

Что же послужило причиной такого бесславного конца грандиозного плана? И вот тут источники информации обычно спотыкаются. То есть о государственных лесных полосах, их пользе и масштабности проекта их строительства написано множество статей. Но пояснение отказа от их строительства везде скомкано. Общий смысл высказываний: «Н.С. Хрущев — дурак, он загубил хороший план исключительно по своей дурости».

Дурак Хрущев или нет, тема для отдельного разговора, но мне эта аргументация показалась слабой. Должны же быть внятные причины отказа от преобразования природы в СССР. Несмотря на то, что развернутой критики этого плана мне найти не удалось. То есть все были ЗА при Сталине, и до сих пор все ЗА, но план свернули.

А ведь какие доходчивые плакаты рисовали

В итоге ответы пришлось собирать по крупицам, просеивая десятки статей в сети.

Отход от плана в связи с борьбой с культом личности И.В. Сталина не выдерживает критики. Весной 1953 г. и слов таких не употребляли — «культ личности» по отношению к горячо любимому вождю, который покоился в мавзолее.

Дурость Н.С. Хрущева тоже совсем не объясняет этих событий. Дело в том, что после смерти Сталина Хрущев вовсе не стал сразу единоличным лидером. События весны 1953 г. вообще изобилуют темными пятнами, подробности того, что же на самом деле творилось в Москве в эти месяцы, малоизвестны. Во-всяком случае, в дни, когда принималось решение о свертывании плана преобразовании природы, у руля СССР был триумвират — Берия, Маленков, Хрущев.
Решение о прекращении ряда масштабных строек, в том числе гидротехнических, принимал Л.П. Берия. Кстати, после его ареста фактическим лидером страны стал Предсовмин СССР Г.М. Маленков, и в период его правления план был окончательно похоронен. Н.С. Хрущев стал выходить на первое место и бороться за единоличное лидерство в 1955 г., когда дело уже было сделано.

От сталинского плана преобразования природы пришлось отказаться, потому что он не оправдал надежд. Изобилия не получилось. Более того, продолжение выполнения этого плана грозило экономической и экологической катастрофами. Вот такой парадокс. Да, строительство защитных лесных полос было действенной защитой от суховеев, и события в США, где в 30-х годах подобные мероприятия, пусть и проведенные в меньших масштабах, это наглядно доказали. Но на практике реализация плана выявила трудности, которые преодолеть не удалось.

Во-первых, существовал всесоюзный шаблон посадки деревьев, который подходил далеко не ко всем условиям. Результатом такого подхода являлась слабая приживаемость деревьев и большие потери лесоматериала. Во-вторых, имелась директива Министерства сельского хозяйства запрещающая создавать поля внутри лесных полос площадью менее100 га. Эта норма также годилась не для любых степных условий.

Создание промышленных дубрав вообще было наиболее авантюрной частью Сталинского плана. По сути, опыт создания лесных массивов, тем более в условиях юга и юго-востока, был весьма ограниченным. Однако в июне 1949 г. по представлению Главного управления полезащитного лесоразведения и Минлесхоза СССР было принято решение о создании промышленных дубрав в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях на площади 100, 137 и 170 тыс. га соответственно (впоследствии промышленные дубравы создавали и на Ставрополье).
Вскоре выяснилось, что хозяйственного эффекта от создания дубрав промышленного значения можно достигнуть только на черноземах, а в других условиях дубы плохо приживаются. К 1956 г. сохранилось чуть более 15% дубовых посевов.

Вообще даже и сейчас не прекращается бурная дискуссия по поводу роли академика Т.Д. Лысенко с его гнездовым способом посадки деревьев в провале плана. Многие его защищают, многие обвиняют. Поскольку я совершенный дилетант в этом вопросе, ничью сторону принимать не стану и интересующимся предлагаю обратиться к специалистам, чьих статей полно в сети.

Севообороты в хозяйствах нередко были устроены так, что спланированная по стрелке осевого направления ветров защитная лесополоса превращалась в коридор, «по которому ветер с большой силой начинает продувать …суховей будет гулять как ему заблагорассудится».

Газеты еще в начале 1953 г. бодро сообщали: ...Грандиозный план преобразования природы нашей Родины советские люди назвали по имени его творца — Сталинским. Полоса пересекает пять районов Сталинградской области. Наступление на засуху в этих районах началось с посадки защитной лесной полосы — первого из восьми огромных зеленых заслонов, насаждение которых предусмотрено грандиозным сталинским планом преобразования природы.
С той поры прошло пять лет. И вот сейчас первый зеленый бастион уже существует. Он создан руками комсомольцев и молодежи Сталинградской области. Комсомольцы тракторного завода в Сталинграде, а затем молодежь Камышина, Городищенского, Дубовского и Балыклейского районов взяли шефство над созданием государственной защитной лесной полосы. Они назвали ее "трассой юности". Молодые патриоты дали слово закончить посадку зеленого заслона не в 15 лет, как это предусматривалось планом, а за три с половиной года! ...
Еще до начала основных работ юноши и девушки Сталинграда и Камышина изготовили для подшефных лесозащитных станций более 30 тысяч различных инструментов, 30 тракторных вагончиков. На призыв комсомольцев откликнулась многочисленная армия пионеров. Школьники собрали и передали на лесозащитные станции десятки тонн семян древесных и кустарниковых пород.

Но детским и юношеским энтузиазмом сыт не будешь. В 1953 году плохой урожай поставил страну на грань голода. Резервы производства зерна были почти исчерпаны. Новые лидеры СССР сходились в том, что положение с продовольствием критическое. Эту проблему следовало решить в первую очередь. Требовалось что-то делать. Поэтому и было принято решение о начале новых реформ.

Жизнь на селе была предельно тяжелой. К началу 50-х гг. бегство из деревни, несмотря на наличие паспортного режима в городах, стало массовым явлением: только за четыре года - с 1949 по 1953 г. количество трудоспособных колхозников в колхозах (без учета западных областей) уменьшилось на 3,3 млн. человек. Положение в деревне было настолько катастрофическим, что подготовленный проект увеличения сельхозналога в 1952 г. до 40 млрд. руб. не был принят.
Очень плохо обстояло дело с учетом сборов зерна. Например, в октябре 1952 года Маленков, выступая на XIX сьезде КПСС, объявил, что зерновая проблема в СССР решена, поскольку урожай достиг 130 млн. т. В августе 1953 года тот же Маленков заявил, что эта цифра была завышена, поскольку была основана на биологической статистике.

Эта бойкая статистика и сейчас радует глаз доверчивых читателей. Вот что говорит «История социалистической экономики СССР»: Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %...
...Удалось создать прочную кормовую базу для развития животноводства. Производства мяса и сала в 1951 г. по сравнению с 1948 г. возросло в 1,8 раза, в том числе свинины в 2, производство молока — в 1,65, яиц — в 3,4, шерсти — в 1,5.».

Вот так, посадили желуди в землю, и через два года производство свинины выросло в два раза. Не лесополосы, а рог изобилия какой-то.

Реалии были печальнее. Как мы увидели, этот план, а главное — его практическое исполнение, имели недостатки. Главной их причиной явились недостаточные учет и понимание особенностей степных экосистем, степного биома. По сути, посылка, что облесение гарантирует стабильность степного ландшафта, оказалась ошибочной. Экология же была развита недостаточно сильно и не смогла серьезно повлиять на внедрение плана в жизнь. Также негативную роль сыграло то, что разработанный в основном для европейских степей план реализовывался без особых изменений по всей степной зоне, т.е. в других условиях.
Итогом стала определенная стабилизация экологической обстановки, но это не смогло остановить перехода всей степной экосистемы, так сказать, на "низшую ступень". Прежнего плодородия почв, например, восстановить так и не удалось. Иначе говоря, степная природа стала функционировать на более низком уровне, не дающем возможности получать такой щедрой, как прежде, продукции.

Но остатки лесных полос, сохранившиеся до сих пор, продолжают играть свою полезащитную роль.
Куда большую проблему создавала ирригационная составляющая плана преобразования природы. На ее осуществление были выброшены гигантские средства, в которых столь нуждались крестьяне, а эффект оказался отрицательным. Просчеты в планировании, шаблонность решений, низкая квалификация на всех уровнях исполнения привели к очень тяжелым последствиям, в результате который действительная урожайность снизилась.

Поскольку мы говорим о лесополосах, то систем орошения я касаться не буду. Предлагаю ознакомиться отдельно с тем, как обстояли дела, например, в Тамбовской области .

Судьба Каракумского канала тоже в этом плане показательна. Столь масштабные гидротехнические соружения действительно преобразуют природу. Жители Волгограда, к примеру, могут наблюдать мелеющую с каждым годом Волгу, а жители Саратова — стерлядей, оставшихся только на гербе города.

В общем, грандиозный проект, безусловно необходимый по сути, содержал целый ряд волюнтаристских решений, связанных с пренебрежением природными закономерностями.
Причины провала плана, среди которых доминировали, с одной стороны, ресурсная необеспеченность, с другой — недопустимо низкое качество работ, которые определяются его нереализуемостью на том уровне социально-экономического и научно-технического развития, на котором страна находилась в 1930-50-е гг.

Пост опять вышел объемным, так что придется для окончания темы писать еще один. В нем я планирую рассказать о сегодняшней жизни государственных защитных лесополос и вообще о том, какой след в истории нашей страны оставил сталинский план преобразования природы.

Часть 3

Часть 3. Наследие.

Заканчивая серию постов о государственных защитных лесных полосах, хочу сегодня рассказать о том, что осталось к сегодняшнему дню от сталинского плана преобразования природы.
Пока искал материал по теме, внезапно обнаружил любопытный факт. Жители и гости Москвы могут видеть своеобразный памятник этому плану. Ему посвящено оформление станции метро Павелецкая (кольцевая). Судя по всему, памятник этот сейчас становится артефактом, так как мало кто об этом знает (сужу по себе: весьма часто попадаю в метро на эту станцию, и ни разу не обратил на это внимание). Википедия недоуменно сообщает, что на панно станции изображены знамена с названиями городов Поволжья. Мозаики на эту тему находятся в наземном вестибюле. А над эскалатором огромное панно в обрамлении знамен на которых и написаны города, между которыми планировались полосы.

То есть, каждое знамя посвящено конкретной полосе. Подробнее об этом можно узнать или собственно на станции.

Теперь перейдем непосредственно к полосам.

1. Государственная защитная лесная полоса от Саратова до Астрахани по обоим берегам реки Волги шириной по 100 метров и протяженностью 900 километров;
По левому берегу Волги эта полоса сейчас проходит от г. Энгельса на юг до границы Саратовской области с Волгоградской. Состояние этого участка полосы - хорошее.


Проходит эта полоса прямо через г. Энгельс. На фото внизу это зеленая стена на заднем плане.


Ничего с виду примечательного, вблизи не чувствуется глобальных масштабов проекта.
К сожалению сохранившаяся полоса длиной всего около 120 км, и нигде южнее Саратовской обл. не просматривается.

Что касается правого берега Волги, то здесь полосы как таковой нет. Можно обнаружить ее фрагменты между Саратовом и Волгоградом. Очень похоже, что полоса подвергалась вырубке.

2. Государственная защитная лесная полоса в направлении Пенза — Екатериновка — Вешенская — Каменск на Северном Донце, на водоразделах рек Хопра и Медведицы, Калитвы и Березовой, состоящая из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 600 километров;

Полоса сохранилась целиком, содержится в отличном состоянии. Сегодня она даже длиннее запланированного.


Отправляясь с Павелецкого вокзала на поезде, вы пересечете эту полосу в районе ст. Екатериновка Саратовской области.
Но, скорее всего, вас эта полоса также ничем не впечатлит — с виду обычные лесопосадки.

На этом фото можно увидеть эту полосу на заднем плане, уходящую за горизонт.


3. Государственная защитная лесная полоса в направлении Камышин — Сталинград, на водоразделе рек Волги и Иловли, состоящая из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 170 километров;

Та самая «трасса юности», посаженная комсомольцами, о которой писали газеты в 1953 г. Сохранилась на всем протяжении. Состояние — у Камышина хорошее, чем ближе к Волгограду, тем более неважное, . Местами есть следы вырубки выродками, но большей частью деревья загибаются сами, усыхая.

4. Государственная защитная лесная полоса в направлении Чапаевск — Владимировка, состоящая из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 580 километров;

Эту полосу я и нашел на снимках из космоса в самом начале. Полоса отлично сохранилась. Более того, Саратовцы перевыполнили план, продолжив ее до границ области еще на 50 километров.

На фото внизу полоса проходит на заднем плане. Вделеке слева можно разглядеть начало 4 лесных полос после разрыва железной дорогой.

Прошу прощение за столь ненаглядные фото. Снимал я вовсе не полосы и они попадали в кадр попутно.

5. Государственная защитная лесная полоса в направлении Сталинград — Степной — Черкесск, состоящая из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 570 километров;

Существует лишь южный участок этой полосы от р. Маныч до Черкесска. Состояние этого участка среднее. Ни в калмыкии, ни в Волгоградской области следов этой полосы я не нашел.

6. Государственная защитная лесная полоса в направлении горы Вишневая — Чкалов — Уральск — Каспийское море по берегам реки Урал, состоящая из шести полос (3 по правому и 3 по левому берегу) шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 100 — 200 метров и протяженностью 1080 километров;

Сегодня от этой защитной полосы мало что осталось. По территории Оренбургской области полосы она еще просматриваются, но наблюдается много проплешин и пустых участков. А на территории Казахстана, особенно южнее Уральска, полосы сходят на нет. Зрелище печальное.

7. Государственная защитная лесная полоса Воронеж — Ростов-на-Дону по обоим берегам реки Дон шириной по 60 метров и протяженностью 920 километров;

8. Государственная защитная лесная полоса по обоим берегам реки Северный Донец от гор. Белгород до реки Дон шириной по 30 метров и протяженностью 500 километров.

Эти полосы проследить по снимкам сложно, они небольшой ширины и сливаются с ландшафтом. Так что об их состоянии сегодня мне судить сложно.

Вот так обстоят дела с полосами сегодня. По всему выходит, что лесные полосы хуже всего сохранились на юго-востоке региона. Слишком мало приспособлена та местность для лесных посадок.
Тем не менее, свою положительную роль эти лесные полосы сыграли. Когда СССР увлекся следующим глобальным проектом — распашкой целинных земель, они как могли, защищали Европейскую часть Россиии от пылевых бурь. Иначе пахотный слой с изуродованных степей засыпал бы многие города.

Отдельно хотелось бы сказать о тех, кто вырубает сегодня лесополосы под застройку коттеджами. Вот наглядный пример людей, не видящих дальше собственного носа. Кому нужны будут их сраные дома, когда из этих мест уйдет вода, все вокруг засыпит пылью и местность превратится в пустыню.

Безусловно, лесополосы бросать нельзя. Есть проекты их восстановления и развития, например, проект «Зеленая стена России». Но на самом деле, очень многое зависит от каждого из нас. В комментариях к первому посту этой серии люди писали о массовой посадке лесов населением Китая. Китайцы — молодцы, хочется за них порадоваться.

Но хотелось бы, чтобы и наша земля была живой и цветущей, а не безжизненной пустыней. Если мы, конечно, хотим своей Родине процветания. И чтобы наши дети вспоминали о нас с благодарностью за сохраненную и восстановленную природу, а не проклинали за наплевательское отношение к своей земле. Другой у нас нет.
Так что предлагаю по весне выбираться на природу, и не рубить деревья на дрова для шашлыков, а сажать новые на радость себе и потомкам.


Со словосочетанием «Великие стройки коммунизма » знакомы практически все, однако что имелось в виду изначально? И что значит « ».

Много иллюстраций .

Начать следует со Сталинского плана преобразования природы.

Осень 1948 года, через 3 года после окончания Великой Отечественной войны, Совет Министров СССР принял постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР ». В печати указанный документ назвали « ».

Рассчитан план на период 1949-1965 годы. В чем его суть?

В степных и лесостепных районах европейской части СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина ) часто повторялись засухи и суховеи.

Однако там же можно получать отличные урожаи – там много солнца и тепла.

Только не хватает воды.

Что же делать?

Использовать травопольную систему земледелия (В.В. Докучаева, П.А. Костычева и В.Р. Вильямса ).

Суть которой заключается в:

  • а) посадка защитных лесных полос на водоразделах, по границам полей севооборотов, по склонам балок и оврагов, по берегам рек и озер, вокруг прудов и водоемов, а также облесение и закрепление песков ;
  • б) правильная организация территории с введением травопольных полевых и кормовых севооборотов и рациональным использованием земельных угодий;
  • в) правильная система обработки почвы , ухода за посевами и, прежде всего, широкое применение черных паров, зяби и лущения стерни;
  • г) правильная система применения органических и минеральных удобрений ;
  • д) посев отборными семенами приспособленных к местным условиям высокоурожайных сортов ;
  • е) развитие орошения на базе использования вод местного стока путем строительства прудов и водоемов.

Это на местном уровне. А что же государство?

В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы , чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120.000.000 гектаров, равной территориям Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.

Всего планировалось высадить более 4.000.000 га леса и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км. Эти полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров - суховеев.

Помимо государственных лесных защитных полос, высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления).

План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия. Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами.

Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв (бобовые же).

Созданные лесополосы и водоёмы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.

Для проработки и реализации плана был создан институт «Агролеспроект» (ныне Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России.

Общая протяжённость крупных государственных полезащитных полос превышала 5.300 км. В этих полосах было посажено 2,3 млн га леса.

Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. В СССР было создано около 4 тыс. водохранилищ, вмещающих 1200 км 3 воды

Следующим шагом и были «Великие стройки коммунизма ».

Коричневые стрелки – суховеи, зеленые полосы – лесополосы, красные прерывистые линии – каналы, красные звезды – будущие гидроэлектростанции…

Вопрос был в том, где взять воду. Тепло и солнце уже имеется!

Вода тоже есть, но в виде бесцельно утекающих в моря рек (Волга, Днепр, Дон, Амударья).

Идея в том, чтобы воды этих рек задержать дамбами, тем самым обводняя территории , пустить по каналам давая воду для орошения , заставить крутить турбины и давать электричество !

Те самые «Великие стройки коммунизма ».

Перечислим по пальцам, что относилась к Великим стройкам коммунизма:

Гидроэлектростанции :

Днепр :

- Каховская ГЭС . Создавала водохранилище для питания Южно-Украинского, и Северо-Крымского каналов.

- Цимлянская ГЭС . Создавало водохранилище поднимающее уровень воды для пользования Волго-Донским каналом и его энергообеспечение, обеспечение судоходности Дона, питания оросительных каналов.

Волга :

- Куйбышевская ГЭС . Для электроснабжения. 2-я по мощности в мире на тот момент.

- Сталинградская ГЭС . Для электроснабжения (1-я по мощности в мире на тот момент.), а также орошения, создания условий для Сталинградского магистрального самотечного канала.

Амударья :

- Тахиаташская ГЭС . Перенаправляла воды Амударьи по Главному Туркменскому каналу, электроснабжение.

Каналы :

- Южно-Украинский канал . Оросительный

- Северо-Крымский канал . Оросительный, водоснабжение полуострова пресной водой.

- Волго-Донский канал (Волго-Дон). Транспортный (соединение Каспия с остальными морями).

- Главный Туркменский канал . Оросительный, транспортный (соединение Арала с Каспием). На канале планировались 2 ГЭС.

Если кому интересно немного статистики:

Общая мощность построенных в рамках общего плана гидроэлектростанций составила более 4 млн кВт. Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на период строительства были крупнейшими по мощности ГЭС в мире и превосходили самые большие на тот период гидроэлектростанции США (Гранд-Кули и Плотина Гувера).

ГЭС обеспечивала энергетику, орошение и обводнение, водный транспорт, водоснабжение и др. Значительная часть электроэнергии ГЭС была направлена на орошение и электрификацию сельского хозяйства .

База орошения и обводнения

Протяженность магистральных каналов, км

Площадь орошаемых земель, млн. га

Площадь обводняемых земель, млн. га

Куйбышевская ГЭС

Сталинградская ГЭС

Главный Туркменский канал от Аму-Дарьи до Красноводска и оросительные системы в районах низовьев Аму-Дарьи, Западной Туркмении и пустыни Кара-Кум

Каховская ГЭС, Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы и оросительные системы в районах юга Украины и Северного Крыма

Волго-Донской судоходный канал и оросительные системы в прилегающих районах

Итого

Пробежимся коротенько по этим стройкам.

Цимлянская ГЭС.

Цимлянская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Дон в Ростовской области, у городов Волгодонска и Цимлянска. Построена в 1949-1954 годах в рамках программы сооружения Волго-Донского судоходного пути.

Имеет важное экономическое значение, обеспечивая крупнотоннажное судоходство на нижнем Дону, функционирование Волго-Донского судоходного канала, орошение больших массивов засушливых земель, водоснабжение, защиту от наводнений и выработку электроэнергии.

Волго-Донской канал.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина (Волго-Донской канал) - канал длиной 101 км, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения на волгодонском перешейке. Звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России.

Глубоководная транспортная система европейской части России – это красный пунктир.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Неудачно.

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Неудачно.

До Революции 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться: сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Кроме того, даже если бы канал был построен, движение судов по нему могло быть лишь в весеннее время, когда реки были полноводными.

31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт памятник Иосифу Сталину (позднее снесён, на постаменте установлен памятник Ленину).

Куйбышевская (ныне Жигулёвская) ГЭС.

Жигулёвская ГЭС (ранее Куйбышевская ГЭС, а с 1958 г. - Волжская ГЭС имени Ленина) - гидроэлектростанция на реке Волге в Самарской области, в городе Жигулёвск.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС. Вторая

Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада.

Сталинградская (ныне Волжская) ГЭС.

Волжская ГЭС (ранее Сталинградская/Волгоградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) - гидроэлектростанция на реке Волга в Волгоградской области.

Первая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его самой нижней ступенью. В 1961 г. крупнейшая в мире гидроэлектростанция. Была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 г. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика сооружения электростанций не знала подобных объемов и темпов работ.

Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Каховская ГЭС.

Каховская ГЭС - шестая (нижняя и последняя) ступень каскада днепровских гидроэлектростанций на территории Украины (город Новая Каховка, Херсонская область), построенная на реке Днепр.

Строительство начато в сентябре 1950 года, в октябре 1956 года введён последний гидроагрегат.

Каховский канал.

Каховский канал - центральный оросительный и главный магистральный канал юга Украины.

Был открыт 26 октября 1979 года. Протяжённость канала 130 километров, берёт своё начало из Каховского водохранилища. Вода из Каховского водохранилища насосами (запитка от Каховской ГЭС) поднимается на 25 метров и далее самотеком проходит по территории Херсонской и Запорожской областей.

Водой канала снабжаются четыре оросительные системы:

  • Каховская
  • Приазовская
  • Серогозская
  • Чаплынская.

Канал используется для орошения 326 000 га в двух областях Украины.

Северо-Крымский канал

Оросительно-обводнительный канал длиной 402 км, построенный (более 10 лет шли исследовательские и проектно-изыскательские работы) в 1961-1971 годах для обеспечения водой маловодных и засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украинской ССР с забором воды из Каховского водохранилища, заполненного в 1955-1958 годах. При открытии был известен как Северо-Крымский канал имени Ленинского комсомола Украины .

До 80 % днепровской воды СКК, поступавшей в Крым, использовалось для нужд сельского хозяйства (из них 60 % - на обеспечение выращивания риса) и промышленного прудового рыбоводства; около 20 % днепровской воды СКК подавалось в водохранилища - источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских населённых пунктов Крыма.

С 2014 года подача днепровской воды в Крым прекращена.

Главный Туркменский канал

На переднем плане – шагающий экскаватор.

Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу Узбоя для развития хлопководства, освоения новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также для судоходства от Волги до Амударьи. Строился в 1950-1953 годах, затем строительство было прекращено.

Канал должен был стать вторым по длине каналом в мире. Его протяженность предполагалась более 1200 километров, начиная от мыса Тахиаташ, в 10 км от Нукуса до Красноводска.

По трассе канала планировалась система плотин, шлюзов, водохранилища, три гидроэлектростанции общей мощностью 100 тыс. кВт, отводных каналов и трубопроводов длиной свыше 1 тысячи километров. В начале канала строилась огромная плотина в Тахиаташе, которая должна была сочетаться с гидроэлектростанцией. 25 % стока Амударьи должно было отводиться в новый канал, Аральское море должно было снизить уровень, а земли, возникшие при отступлении моря, предполагалось использовать в сельском хозяйстве, засолённость низовий Амударьи по расчётам должна была снизиться. Проектировалось построить вокруг канала 10 тысяч километров магистральных и распределительных каналов, 2 тысячи водоёмов, 3 ГЭС по 100 тысяч киловатт. Ширина канала должна была быть более ста метров, глубина - 6-7 метров. Планировалось использование десяти тысяч самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. Строительство предполагалось закончить к 1957 году.

В декабре 1950 года был заложен новый город Тахиаташ у мыса Тахиаташ, на котором ранее стояло до того два укрытия от непогоды для бурлаков. 15 июня 1952 года была открыта железная дорога Чарджоу - Ходжейли и проведена ветка до Тахиаташа. Создавалась инфраструктура для развития стройки, организовывались изыскательные экспедиции, подключалась авиация.

После смерти Сталина, по предложению Лаврентия Берия, строительство канала было приостановлено 25 марта 1953 года, а затем и прекращено.

C 1954 года началось строительство Каракумского канала.

Синий – не построенный Главный Туркменский канал, красный - построенный Каракумский канал.

Каракумский канал - канал, построенный в СССР для водообеспеченности южных и юго-западных районов Туркмении протяжённостью 1445 км. В современной Туркмении также используется название Каракум-река. Вода в канале идёт самотёком. По нему на протяжении 450 км осуществляется судоходство.

Первая очередь канала (Амударья - Мургаб) длиной 400 км была построена в 1959 году. Введение её в строй позволило довести площадь орошаемых земель до 100 тысяч га.

Вторая очередь канала (Мары - Теджен) длиной 138 км завершена в 1960 году. Это позволило оросить в Тедженском оазисе свыше 70 тысяч га.

Третья очередь канала (Теджен - Ашхабад ) длиной 260 км завершена в 1962 году . В 1967 году канал был доведён до Геок-тепе. Ввод третьей очереди позволил дополнительно оросить около 100 тысяч га.

С 1971 году началось сооружение четвёртой очереди канала. Далее канал протянут до города Берекета. Следующий отрезок канала идёт в субтропические районы юго-западной Туркмении до Этрека длиной 270 км, другая ветвь канала идёт к Небит-Дагу. Строительство канала было официально завершено в 1988 году.

Канал отбирает около 45 % вод Амударьи, что является немаловажным фактором в проблеме Аральского моря. Около четверти, поступающей в канал воды теряется в самом русле, в результате фильтрации через земляное дно.

Почему, провели Каракумский канал, а не Главный Туркменский канал я не знаю.

Но предположения у меня есть. Тахиаташская ГЭС должна была находиться в Узбекистане ! А какой туркменбаши согласится отдавать такой важный объект соседу? Коль сам не съем, то и вам не дам.

Во-вторых, какой туркменбаши откажется попасть в Книгу Рекордов Гиннеса за самый большой фонтанный комплекс в своей столице?

А то, что Арал высох, то это проблемы соседей узбеков, да казахов.

А то, что связность территории СССР от наличия этого канала не увеличивается, то это проблемы Москвы.

А Москве, лишние воспоминания о товарище Сталине не к чему…

Ну, ладно…

А как вообще стоить канал? Вы думали орды заключенных каналоармейцев тачками таскают землю? Огорчу – это малоэффективно. Быстрее и качественнее вот так:

Скреперы создают обваловку будущего канала.

Экскаватор – копает. Шагающий – копает помногу.

Земснаряд – углубляет и расширяет канал.

К чему все эти картинки? Ну, во-первых, интересно. А во-вторых, Вы доверите все эти машины заключенным???

Лирическое отступление о лагерях...

Стоит сказать пару слов о лагерях.

Тема эта крайне благодатна для бесплодных дискуссий. Однако следует указать на некоторые умолчания.

Первое. В стране строящее светлое будущее, где все люди братья были заключенные?!! Да. И хотя это «разрыв шаблона», но что есть, то есть. Кстати их было не намного больше, чем в современной России . Cтолько же сколько в современной Туркмении .

Второе. Современное общество относится к заключенным по принципу «с глаз долой - из сердца вон». Если их никто не видит, то их и нет. А при товарище Сталине считалось, что человек должен служить обществу. Вот и пускай работает на благо общества…

Третье. Советские лагеря пытаются сравнивать с английскими или немецкими. Но это типичная попытка сравнить «теплое с мягким». Советские лагеря – строительные, они от коммунистической идеи про «трудовые армии». Английские и немецкие – концентрационные. Их основная идея – быстрое избавление от лишнего поголовья третьесортного населения. Только англичане не заморачивались инфраструктурой, а немцы пытались приспособить кое-кого к труду на благо Рейха.

Если совсем просто, то из советского лагеря можно было ухитрится выйти досрочно с медалькой за трудовые заслуги, то из немецкого – только ногами вперед в виде удобрения и куска мыла. Так-то!

И последнее. Заключенные тоже люди и их труд во благо достоин уважения. Такие вещи как Салехард-Игарка и т.п. - просто пример бесхозяйственности, и заключенные в это не виноваты.

Остался вопрос для чего использовать электроэнергию?

Лампочки, станки, электропечи понятно, но что такое электротрактор? Представьте тракторное шасси с электромотором и длинным проводом, таскающим плуги. Представили? Так вот это он!

А теперь итоги.

«Сталинский план преобразования природы ».

После смертью Сталина (05.03.1953) многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы были заброшены, созданные в 1949-1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы. ().

Почему это произошло? Не знаю. Могу лишь предполагать.

План претворялся уже 5 лет, быстрых эффектов не давал, а средства тянул. После смерти Сталина руководителям нужен был популизм для масс, причем не связанный с именем Сталина…

«Великие стройки коммунизма »:

Южно-Украинский канал. Строился долго. Функционирует.

Северо-Крымский канал. Перекрыт в 2014. Без комментариев.

Волго-Дон – недогружен, вроде как из-за обмеления…

Главный Туркменский канал – не построен. А Арал высох…

С электростанциями проще – они были понятнее для товарищей из правительства.

Куйбышевская ГЭС и Сталинградская ГЭС работают. Принадлежат «РусГидро».

Цимлянская ГЭС работает, принадлежит «Лукойл-Экоэнерго».

Электротракторов наклепали аж 32 штуки… И забыли о них.

Через 10 лет, несмотря на распашку целины, в 1963 СССР впервые после войны, продав 600 тонн золота из резервов, закупил около 13 млн. тонн хлеба за границей.

Использовались иллюстрации «Техника - молодежи», марки 1948-1953 годов.

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

C троительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве Беломорканала известно почти каждому, то слово «Алгемба» может многое сказать только историкам. А Байкало-Амурская магистраль (БАМ), и поныне во многих учебниках называемая «комсомольской стройкой», сооружалась отнюдь не только комсомольцами.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе - первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!). Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке). Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых - двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр - 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность — она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины — все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов — целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка — БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи — началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это — наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных — БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта — то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»www.stroyplanerka.ru/AuxView.aspx

Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.