Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам - ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж . Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733 – 1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки . В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию , но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход – они делали козырек и надстраивали сверху 1-2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зеленому тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади - это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры» , после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.


Панорама Зимнего дворца

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — в прошлом главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.
Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I

Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей.

В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараи и конюшен.

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года:

"Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению"

Четвёртый (временный) Зимний дворец

Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 году.

Пятый (существующий) Зимний дворец

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.


Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна


В середине XIX веке в окраске дворца появились красные оттенки

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-восточную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную.


М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферран оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия.


Эрмитаж. Зимний Дворец

Эрмитаж. Экскурсия по музею.


Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.



Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли..



Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая


Долгое время главным флагштоком страны был этот.


Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами


В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.


Арка переброшена через Зимнюю канавку.


Дворовые фасады не уступают парадным


Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.


Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань


Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.


Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.


Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.


Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.


Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.


Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных..



Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.


Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце..


Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века..


В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.


Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён..


Интерьеры оформлены в разных стилях.


Строгая классика..


Пышное барокко


Имперский стиль Александра I.


Готика.

В 1754 году на левом берегу Невы возле Адмиралтейства по проекту Ф. Б. Растрелли началось строительство Зимнего дворца, который и сейчас является важнейшим сооружением и в панораме Невы, и в ансамбле главной в городе Дворцовой площади, современный облик которой сложился к середине XIX века.
Зимний дворец принадлежит к числу выдающихся памятников барокко. По словам зодчего, он сооружал его «для единой славы всероссийской».
Новое здание заменило дворцовый комплекс, в перестройке которого Растрелли тоже принимал участие. Создавая новый дворец, архитектор прежде всего исходил из того, что здание должно было стать доминантой центрального района столицы.
В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, впервые примененная при строительстве Строгановского дворца. Четыре огромных угловых массивных объема, в которых размещались главные помещения (Тронный зал, театр, парадная лестница и церковь), соединяются корпусами-галереями (с анфиладой парадных залов во втором этаже), образуя в центре крестообразной формы парадный двор.
Фасады здания членятся на два горизонтальных пояса. Нижний состоит из цокольного и первого этажей, объединенных колоннами ионического ордера, над которыми помещается ярус колонн более пышного композитного ордера, чем подчеркивается большая значимость двух верхних этажей. Ритм колонн все время меняется: они то собираются пучками на углах, то равномерно членят стены, то в разном сочетании группируются, подчеркивая средние части ризалитов. Установленные на балюстраде крыши декоративные вазы и статуи усложняют силуэт здания. Первоначально они были выполнены из пудостского камня русскими мастерами. Существующие сейчас пустотелые статуи из штампованной меди изготовлены в 1892 году по моделям М. П. Попова.
Важную роль в декоративном оформлении фасадов играют прихотливо изгибающиеся карнизы и разнообразные по форме наличники окон, которых во дворце около двух тысяч. Многочисленны варианты наличников, украшенных львиными масками, головами ангелов, причудливыми завитками, фронтончиками разного рисунка. Так как часть лепных работ производилась вручную, мастера-лепщики вносили что-то свое в трактовку каждого образца. Поэтому едва ли можно было найти два одинаковых оконных обрамления. Впечатление праздничности, создаваемое архитектурой величественного дворца, усиливается интенсивной окраской участков стен, свободных от декора, яркой белизной колонн и позолотой некоторых лепных деталей.
Понимая, что Зимний дворец, занимавший колоссальный участок, будет хорошо обозрим со всех сторон и с разных расстояний, Растрелли проектировал каждый его фасад с учетом конкретного окружения. Северному фасаду, обращенному к Неве, придан спокойный, торжественный характер. Как и у стоявших когда-то рядом построек петровского времени, у дворца здесь нет сильных выступов. Издали он напоминает двухъярусную колоннаду. Равный ему по протяженности южный фасад, отделявшийся раньше от городской застройки обширным зеленым лугом, наоборот, сильно расчленен. В нем динамика пластических форм нарастает к центру, выделенному широким, богато декорированным ризалитом с тремя арками парадного въезда. Два боковых ризалита уступают ему по величине и не так сильно выдвинуты вперед. Западный и восточный фасады близки по композиции: они фланкированы мощными выступами - между ними размещались подъезды.
Как указывалось, парадный въезд во дворец был со стороны огромного луга. Проехав под арками, миновав парадный двор, именитые особы попадали под высокие своды той части дворца, которая обращена к Неве, и направлялись к роскошной Иорданской лестнице. Она и сейчас находится в северо-восточном корпусе. Ее торжественные марши вели к главной северной анфиладе, состоявшей из пяти просторных помещений, так называемых антикамер, из которых попадали в Большой тронный зал, находившийся в северо-западном ризалите.
В южном направлении от парадной лестницы протянулась другая цепь парадных залов - Большая анфилада, к которой с юго-востока примыкает церковь. Отделка ее, сохранившаяся до наших дней, мало чем отличалась от декора других залов дворца. Великолепный плафон был написан художником Ф. Фонтебассо, который создал и плафон парадной лестницы. Виртуозно исполненный, лепной, изящного рисунка легкий растительный орнамент, покрытый позолотой, украшает стены. В прошлом только наличие иконостаса указывало на назначение помещения.
Кроме парадных залов, на втором этаже находились жилые покои. Первый этаж был отведен под хозяйственные и служебные помещения. Большую часть верхнего этажа занимали квартиры придворных.
Строительство огромного дворца стоило дорого, требовало колоссального количества материалов и огромного числа мастеров самых разных специальностей, а следовательно, быстро двигаться не могло. К 1762 году, когда владелицей дворца стала Екатерина II, фасадные работы были окончены, но большинство помещений отделки не имело. Императрица отстранила Растрелли от руководства работами, так как творческая манера архитектора не отвечала новым вкусам. К отделке интерьеров были привлечены архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди, работавшие в стиле, получившем название классицизм. В 1780-1790-е годы многие помещения, находившиеся в северной и западной частях дворца, были оформлены по проектам И. Е. Старова и Д. Кваренги. Некоторые части здания подверглись перепланировке. На месте тронного зала и театра Старое создал жилые покои, расположенные вокруг световых двориков. Кваренги оформил Невскую анфиладу, объединив три средние антикамеры в огромный зал, перспективу которого организовывали своим ритмом два симметричных ряда колонн. Антикамера, первоначально примыкавшая к тронному залу, была превращена в Концертный зал.
Кваренги был создан новый, грандиозный Тронный зал, для чего к центру восточного фасада дворца пристроили специальный корпус. В оформлении этого зала, названного Георгиевским, широко использовались цветной мрамор и золоченая бронза.
К работам во дворце привлекались и крупнейшие архитекторы первой половины XIX века. В 1826 году по проекту К. И. Росси около Тронного зала построили Военную галерею, которая стала своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 года. Многочисленные портреты участников войны, украшающие ее стены, написаны английским художником Д. Доу. Эта же тема нашла отражение и в отделке Александровского зала, осуществленной по чертежам А. П. Брюллова в 1839 году.
О. Монферран занимался перестройками в восточном корпусе дворца, где оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы.
17 декабря 1837 года в Зимнем дворце возник пожар, в результате которого от творения Растрелли остались одни обгоревшие стены. Правда, произведения искусства, украшавшие помещения, мебель и другое ценное имущество удалось спасти.
Восстановить дворец смогли в очень короткий срок - всего за два года. Работы шли днем и ночью. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Некоторые интерьеры, как, например, парадная Иорданская лестница, Концертный зал, церковь, были возобновлены, а иные получили новое оформление, которое позднее частично заменили.
Во второй половине XIX - начале XX века были переделаны некоторые покои в соответствии с вкусами менявшихся владельцев. Именно в этот период стилистическое единство интерьеров разбивается появлением помещений, отделанных в приемах разных архитектурных стилей. Проектов, отличавшихся широтой замысла, строгостью, величием и яркой индивидуальностью больше не создавалось; возникают композиции, перегруженные измельченными деталями. Таковы, например, сохранившиеся интерьеры на половине императрицы Марии Александровны, выполненные по чертежам Г. А. Боссе (Красный будуар), В. А. Шрейбера (Золотая гостиная), или библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский).
В это же время изменения вносятся и во внешний облик дворца. Сильно исказились пропорции западного фасада из-за поднятия грунта более чем на метр для устройства сада. В 1901 году вокруг него создали по чертежам Р. Ф. Мельцера ограду. На высоком цоколе из полированного красного гранита были укреплены тяжелые чугунные звенья. Ранее по шаблонам этого же архитектора были изготовлены перегруженные орнаментом решетки для въездных арок и к пандусам подъездов.
В 1900-е годы интерес владельцев ко дворцу угас. Напуганный быстрым ростом революционного движения, Николай II в 1904 году покинул столичную резиденцию и поселился в Александровском дворце Царского Села. С этого времени Зимний дворец становится только местом официальных приемов и церемонии. Опасения Романовых были не напрасными Чаша народного терпения переполнилась. Количество забастовок и демонстраций в столице росло с каждым днем. Царское правительство жестоко расправлялось с их участниками. 9 января 1905 года у стен дворца была расстреляна мирная демонстрация рабочих. После Февральской буржуазной революции в Зимнем дворце разместилось Временное правительство. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года отряды революционных моряков, солдат и питерских рабочих, руководимые партией большевиков во главе с В. И. Лениным, штурмом взяли Зимний.
Ныне Зимний дворец - это важнейшая часть всемирно известного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

«Зимний дворец? - А где Эрмитаж? - А Эрмитаж и Зимний дворец это одно и тоже? Эрмитаж это название музея расположенного в Зимнем дворце?» - такие вопросы можно часто услышать и от российских и от иностранных туристов. Чтобы разобраться, что к чему, давайте начнем рассказ о самом известном здании Петербурга издалека, с момента основания города на Неве…

Первые Зимние дворцы

Для тех, кто знает историю Петербурга, не является секретом тот факт, что первоначально Петр I не планировал устройства центра города на Адмиралтейском острове. Первые здания Петербурга возводились на Петербургском острове, вокруг нынешней Троицкой площади. Затем, царь вынашивал планы строительства центра города в Кронштадте , на Васильевском острове, но никак не на левом берегу Невы. Возникновению нынешнего исторического центра способствовала случайность, а точнее царское увлечение. Петр I любил работать топориком. И не только лично рубить головы недовольным, но и строить корабли.

После основания в 1705-1706 годах Главного Адмиралтейства, державный строитель Петербурга столкнулся с проблемой хорошо знакомой многим обитателям наших спальных районов. С Петербургского острова до Адмиралтейства было сложно и долго добираться, даже учитывая тогдашнее отсутствие пробок. Вот и пожелал государь иметь жилье рядом с местом работы. В 1708 году на участке между Невой и нынешней Миллионной улицей для Петра был построен деревянный двухэтажный «Зимний дом». Это строение находилось на месте нынешнего Эрмитажного театра, и его принято считать первым Зимним дворцом.

Теперь у Петра появилась возможность, каждое утро бегать на верфь. Вскоре вокруг царских
палат появились дома государевых слуг и прихлебателей, а «промышленная окраина» внезапно стала политическим и аристократическим центром Петербурга.

В 1712 году «Зимний дом» был расширен, за счет пристройки к нему так называемых «Свадебных палат», но обжившийся на новом месте Петр Алексеевич стал задумываться о более представительной резиденции. В 1716 году по проекту архитектора Георг Маттарнови началось строительство нового Зимнего дворце, расположенного на месте предыдущей постройки. В дальнейшем, исследователи отмечали удачный выбор места под главную царскую резиденцию: «...дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»

Строительство петровского Зимнего дворца было закончено в 1723 году. Это событие было отпраздновано торжественным пиром, но в новом здание Петр I прожил недолго. 28 января 1725 года император скончался в Большом зале Зимнего дворца от последствий незалеченной гонореи.

Второй Зимний дворец Петра I

После смерти Петра, в Зимнем дворце еще некоторое время жила его вдова - Екатерина I. При Анне Иоанновне двор обосновался в соседнем особняке Апраксина, расположенном на месте нынешнего Зимнего дворца. Петровский «Зимний дом» использовался различными дворцовыми службами, а затем был заброшен. При Екатерине II на его месте было построено здание Эрмитажного театра.

В 1970-1980-ее годы, ленинградские ученные к своему удивлению обнаружили, что многие элементы Петровского Зимнего дворца сохранились до наших дней. Архитектор Джакомо Кварнеги возводивший здание театра, использовал стены и несущие конструкции старого здания, благодаря чему сегодня мы можем увидеть помещения, где последние два года свой жизни провел Петр I. Сегодня они частично отреставрированы и в них проводятся экскурсии.
При императрице Анне Иоанновне на месте домов Апраксина, Чернышева, Рагузинского и Морской Академии было начато строительство нового Зимнего Дворца, третьего по счету. Работы продолжались с 1732 по 1735 года. В новом четырехэтажном здание было около 70 парадных залов, более 100 спален, театр, капелла, канцелярия, служебные и караульные помещения.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В дальнейшем, этот Зимний дворец не раз перестраивался и достраивался, пока императрица Елизавета Петровна не обнаружила, что дворец стал напоминать не парадную резиденцию, призванную демонстрировать мощь Российского государства, а курятник. Внешний вид здания портили бесчисленные конюшни, технические пристройки и сараи, построенные главным образом со стороны Адмиралтейского луга (нынешней Дворцовой площади). Снова встал вопрос о перестройке дворца, но тут выяснилось, что будет проще, снести старое здание, а на его месте построить новый дворец. Соответствующий указ был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года:

«Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению…»

Франческо Бартоломео Растрелли, (1750-1760-ее гг)

Строительство дворца

Руководил строительством нового Зимнего дворца придворный архитектор Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли. Зодчий понимал, что ему дано задание огромной политической важности и стал рьяно оправдывать оказанное ему высокое доверие, ведь дворец возводился «для единой славы всероссийской».

По плану мастера, Зимний дворец должен был представлять собой огромный четырехугольник со внутренним двором. Фасад и интерьеры оформлялись в стиле барокко, непревзойденным мастером которого был Расстерли. Каждый из фасадов дворца был индивидуален. Главным фасадом считался Южный, выходящий на Дворцовую площадь. Он был самым пышным. В его центре находились три арки, ведущие в парадный двор. Фасад смотрящий на Неву напоминал бесконечную колоннаду. Парадный облик имел и западный фасад, выходивший на Разводную площадь, где Растерли планировал поставить памятник Петру I , работы своего отца, Карло Бартоломео.

Внутри Зимнего дворца по проекту Растерли предполагалось устроить 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб.

Зимний дворец задумывался как архитектурная доминанта центра Петербурга и самое высокое светское здание города. До указом Николая I возведение зданий выше Зимнего дворца в центре Северной столицы было запрещено. Вся система внешнего декора, колонны установленные в два ряда, статуи, была призвана подчеркивать огромную (четырехэтажную!) высоту здания.
На строительстве Зимнего дворца работали около четырех тысяч человек, в число которых входили лучшие мастера со всей России. Территория нынешней Дворцовой площади и Александровского сада была покрыта шалашами, в которых жили рабочие. Сменить местожительство пришлось и двору. Для него Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец, расположенный на месте современного дома Чичерина, на углу Невского проспекта и реки Мойки.

Елизавета Петровна очень хотела поскорее переехать в новую резиденцию, но этого не произошло. 25 января 1761 года императрица скончалась. А 6 апреля 1762 года двор перебрался в построенный Растерлли Зимний дворец. Предание гласит, что после окончания работ, Дворцовая площадь представляла собой свалку мусора. Хитрый генерал-полицмейстер Петербурга барон Н.А. Корф предложил через герольдов объявить, что каждый горожанин волен брать с места бывшей стройки, все что ему необходимо. На следующий день, перед Зимним дворцом можно было гладить белье… Бедные петербуржцы растащили даже кучи извести.

Зимний дворец становится Зимним дворцом

Не успела еще высохнуть свежая известка, покрывавшая стены Зимнего дворца, как здание стали перестраивать. Новая императрица Екатерина II, взошедшая на престол после непродолжительного, но запоминающегося правления Петра III, не была поклонницей барокко. Растрелли был вынужден подать в отставку и покинуть Петербург, а для перестройки Зимнего дворца была приглашена новая команда архитекторов: Ю.М.Фельтен, Ж.Б.Валлен-Деламот и А.Ринальди.

Задуманные Растрелли внутренние интерьеры дворца были почти что полностью уничтожены. Сегодня от них сохранилась только роскошная Иорданская лестница, по которой каждый день проходят тысячи туристов идущих осматривать сокровища Государственного Эрмитажа. На месте старого Тронного зала и театра возникла новая Невская анфилада, включившая Аванзал, Большой и Концертный залы.

Истинным украшением дворца стал Большой Тронный или Георгиевский зал созданный Джакомо Кварнеги. Его центральным объектом был большой трон, исполненный П.Ажи. Для оформления интерьера этого главного парадного зала Зимнего дворца использовался цветной мрамор и золоченая бронза.

При Екатерине II Зимний дворец стал центром светской и культурной жизни Северной Пальмиры, местом проведения помпезных придворных празднеств и балов.
Англичанин У.Кокс, побывавший на балу в Зимнем дворце в 1778 году, описывал увиденное в следующих словах: «Богатство и пышность русского двора превосходят самые вычурные описания. Следы древнего азиатского великолепия смешиваются с европейской утонченностью…, блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней оставляют за собой великолепие других европейских государств». На балу присутствовало около восьми тысяч человек. Правда, эта толпа дворян, богатых купцов и уважаемых ремесленников не смешивалась с аристократами, которые отплясывали, за низеньким барьером, отделявших придворных от прочих гостей.

Работы по оформлению Зимнего дворца продолжались и в последующие царствования. За исключением Павла I, который предпочел Зимнему дворцу Михайловский замок , каждый император стремился добавить что-то свое в убранство главного дворца Российской империи.
Особо масштабные работы были проведены после 1812 года, когда возникла необходимость продемонстрировать всему миру новый статус России - победительницы Наполеона, лидера объединенной Европе в борьбе за светлые идеалы посвященного абсолютизма.

Военная галерея Зимнего дворца. Г.Г. Чернецов

В 1826 году Карл Росси перед Георгиевским залом устроил Военную галерею, стены которой украшали 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Картины для этой комнаты, писал английский художник Д.Доу. Именно ей А.С. Пушкин посвятил свои строки:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата…
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

В перестройке Зимнего дворца принимал участие и Огюст Монферан. Он построил лестницу подъезда императрицы, украсив ее горельефами, статуями и колоннами, оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. В.А.Жуковский с восторгом писал царской резиденции:

«Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего…»

А как же Эрмитаж?

Турист посетивший пригороды Петербурга, легко обнаружит, что свой «Эрмитаж» есть и Пушкине и в Петергофе. Это слово в переводе с французского языка означает «Уединенный уголок». Вельможи и короли XVIII века любили заводить в своих садах и парках уединенные павильоны для интимного времяпровождения. А Екатерина II устроила свой «уединенный уголок» прямо в центре Петербурга.

С этой целью в 1764—1775 годах, к Зимнему дворцу было пристроено здание, которое известно сегодня как Малый Эрмитаж. В нем Екатерина II проводила время с избранной публикой в неформальной обстановке. Посторонних в Эрмитаж не пускали. Даже столы в этом помещении накрывались заранее, после чего слуги оставляли «укромный уголок» и удалялись.
В целом атмосфера Эрмитажа напоминала современные корпоративны. Формально, гости оставляли чины и условности за дверью. Те кто говорил глупости должны были выпить стакан холодной воды или прочитать страницу из «Телемахиады» Тредьяковского.

Для того, чтобы вечера в Эрмитаже стали культурным времяпровождением, Екатерина II, решила оформить помещение подобающей коллекцией картин. Начало эрмитажного собрания было положено в 1764 году, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Императрица так же повелела скупать за границей все ценные произведения искусства, появлявшиеся на аукционах.

В Англии были куплены работы Рубенса и Ван Дейка. Русский посол в Париже, граф Д.А. Голицын благодаря своим связям с Д.Дидро и другими представителями французской культуры смог приобрести такие всемирно известные шедевры как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне др.

К концу правление Екатерины II эрмитажное собрание картин составляло четыре тысячи полотен. Малый Эрмитаж уже не вмещал все шедевры. Для коллекции пришлось построить специальное здание получившее название Старый Эрмитаж.

В Эрмитаж поступали не только картины. Агенты Екатерины так же закупали гравюры, рисунки, античные древности, произведения декоративно-прикладного искусства, древние монеты, оружие, медали и книги.

Традиция пополнения коллекция Эрмитажа продолжилась и в XIX веке. При Александре I были приобретены картины Рембрандта и Рубенса «Снятие с креста», Ферма «Поттера», полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю. В этот период Эрмитаж из личного собрания картин императора постепенно трансформируется в музей. Правда, это была отнюдь не общедоступная галерея. Для посещения Эрмитажа требуется взять специальный пропуск подписанный начальником придворной конторы. Даже А.С. Пушкин получил такой документ только благодаря протекции, воспитателя царских детей В.А. Жуковского.


Интерьеры Нового Эрмитажа на акварели К.Ухтомского, 1856 г.

Важным поворотным этапом в «демократизации» доступа в Эрмитаж стало строительство здания Нового Эрмитажа, который был закончен 1856 году. Это было первое специально построенное здание музея в Росси. Уже в 1852 году экспозиция Нового Эрмитажа приняла первых посетителей, а в 1866 году доступ в музей стал открытым и … бесплатным. Стоимость билетов компенсировало Министерство Императорского двора. Разумеется, внутрь пускали только «по-европейски» одетую публику, что уже само по себе закрывало доступ для представителей бедных слоев общества.

После революции, музей Эрмитаж получил ценные приобретения, но вместе с тем понес серьезные утраты. В главный музей страны свозились ценности, экспроприированные из частных коллекций русских аристократов и промышленников. В то же самое время, в конце 1920-хх годов, часть картин Эрмитажа была продана за рубеж, для финансирования индустриализации. А коллекция картин русской живописи, была передана Русскому музею .

В 1920-ее годы понятия Эрмитаж и Зимний дворец постепенно становятся единым целым, поскольку музей получает для размещения своих экспозиций почти все помещения бывшей царской резиденции.

После Великой Отечественной войны, коллекции и запасники Эрмитажа пополнились трофейными произведениями искусства, вывезенными из Германии в качестве компенсации за шедевры, уничтоженные гитлеровскими войсками в России.

Легенда о оружейнике Тарасюке

Относительно Зимнего дворца существует немало любопытных баек. Самыми банальными из них являются истории о призраках Петра I, Николая I и Николая II регулярно прогуливающихся по ночным залам Эрмитажа. Есть легенды о подземных ходах Эрмитажа, которые ведут то в Манеж, то в Мраморный дворец .

Из всех этих преданий только одна история отличается оригинальностью содержания и драматичностью сюжета. Якобы в начале 80-хх годов, Первый секретарь ленинградского горкома КПСС Григорий Романов, лютый враг свободолюбивый интеллигенции, задумал справить в Таврическом дворце свадьбу своей дочери. Для этого, сатрап, потребовал от руководства Эрмитажа выдать ему парадный сервиз Екатерины II на сто сорок четыре персоны. Директор Эрмитажа, Борис Борисович Пиотровский заявил, что сервиз можно будет взять только через его труп, но когда руководство КГБ сообщило, что это в принципе можно будет организовать, Борис Борисович ушел домой и сказался больным.

В Эрмитаж за сервизом выехали сотрудники горкома, и только один человек стал на их пути. Это был сотрудник музея Тарасюк. Облачившись в средневековые латы, он взял в руки меч и грозно двинулся на незваных гостей. Трусливые агенты тирании в паники ретировались, но тут произошло одно крайне печальное для всех честных музееведов событие. Как раз в это время, ночью, в залы Эрмитажа выпускали злобных собак. Тарасюк был экспертом по оружию, но доспех, который он одел был предназначен для верховой езды. Когда ученый уже торжествовал победу, злобные псы впились в его самое уязвимое место, незащищенное доспехами… Тарасюк потерял свое мужество, а ликующие горкомовцы забрали сервиз.

Дальнейшая судьба шедевра была печальна. Когда на свадьбе закричали «Горько!», партократы стали бить драгоценную посуду об пол… Впрочем это не сошло Романову с рук. Из-за этой истории его не сделали генеральным секретарем ЦК КПСС, вместо Михаила Горбачева.

Тарасюк же был уволен из Эрмитажа и уехал в Израиль, где его следы потерялись.

Пожар в Зимнем дворце К.Ж. Верне


От пожара к войне

Символической вехой в истории Зимнего дворца, стал катастрофический пожар 1837 года. В дальнейшем, причиной возгорания был назван «отдушник, оставленный не заделанным при последней переделке большой Фельдмаршальской Залы»; отдушник «находился в печной трубе, проведенной между хорами и деревянным сводом залы Петра Великого, расположенной бок-о-бок с Фельдмаршальской, и прилегал весьма близко к доскам задней перегородки. В день несчастного происшествия выкинуло из трубы, после чего пламя сообщилось через этот отдушник доскам хоров и свода залы Петра Великого; ему предоставляли в этом месте обильную пищу деревянные перегородки; по ним огонь перешел к стропилам. Эти огромные стропила и подпорки, высушенные в течение 80 лет горячим воздухом под накаливаемой летним жаром железной крышей, воспламенились мгновенно».

Запах дыма был замечен еще утром 17 декабря, но поскольку источник огня долгое время никто не мог обнаружить, принятие необходимых мер было отложено на вечер. К тому времени, внутренние перекрытия Зимнего дворца уже горели вовсю и когда пожарные взломали стены, пламя вырвалось наружу…

Зимний дворец горел три дня. За это время выгорели все его интерьеры. Это был один из крупнейших пожаров в истории Петербурга. Зарево от огня было видно за несколько километров от города. Лишь героическими усилиями солдат и слуг удалось спасти почти всю дворцовую обстановку и картины. Их выносили на улицу и складывали у Александровской колонны.

Сразу же после катастрофы, в Зимнем дворце начались ремонтные работы, которым руководители архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов. Император Николай I приказал им «восстановить в прежнем виде» все интерьеры дворца. Сразу отметим, что зодчие отменно справились с ответственным правительственным заданием. Облик прежнего Зимнего дворца был возрожден всего за два года.

В некоторых залах с согласия государя были все-таки допущены изменения. Так Гербовый зал Стасов увеличил до тысячи квадратных метров и серьезно изменил его отделку.

После этого ремонта, парадные интерьеры Зимнего дворца без существенных изменений дошли до наших дней. Этого правда нельзя сказать о жилых помещениях дворца. Только Александровский и Белый залы, лестница подъезда «Ее Императорского Величества», Ротонда, Арапский и Малахитовый залы, сохранились до нас в том виде, как их задумывал А.П. Брюллов. Прочие жилые комнаты дворца, неоднократно перестраивались в соответствие со вкусами их владельцев. Разумеется, здесь нельзя говорить не о каком художественном единстве, хотя интерьеры некоторых личных покоев сами по себе очень интересны. Среди них стоит отметить «Красный будуар» императрицы Марии Александровны, «Золотую гостиную» созданную В.А. Шрейбером и личную библиотеку Николая II (автор А.Ф.Красовский).

До самой революции Зимний дворец продолжал исполнять функцию площадки для важнейших политических мероприятий Царской России. Здесь проходили приемы иностранных послов, торжественные балы, приемы верноподданных делегаций, церемонии открытия Государственной думы. В тяжелую или в торжественную минуту к этому зданию устремлялись толпы верноподданных. 9 января 1905 года, к Зимнему дворцу, к царю, двинулись колонны петербургских рабочих, прося милости и заступничества. К сожалению, диалога между властью и народом в тот день не получилось… А вот 1 августа 1914 года, колонна патриотически настроенной интеллигенции все-таки дошла до Дворцовой площади и рухнула на колени перед обожаемым монархом, появившимся на балконе Зимнего.

В XIX веке раз в год двери Зимнего дворца распахивались для жителей столицы. 1 января в нем проводился новогодний маскарад. Причем в царский дома могли прийти не только дворяне, но, и «купцы, мещане, лавочники, ремесленники всякого рода, даже простые бородатые крестьяне и крепостные люди, прилично одетые. Все это теснилось и толкалось вместе с первыми чинами двора, представителями дипломатии и высшего света. Разодетые дамы, в бриллиантах и жемчугах, военные и штатские звездоносцы и вперемежку с ними фраки, сюртуки и кафтаны. Государь и царское семейство, с многочисленною свитою, прохаживаясь из одной залы в другую, иной раз с трудом могли пройти сквозь толпу». Для многих это была замечательная возможность подкрепиться: «В залах расставлено было множество буфетов с золотой и серебряной посудой, с прохладительными напитками всякого рода, отличными винами, пивом, медом, квасом, с обилием кушаний всякого рода от самых изысканных до простонародных… Толпа вокруг буфетов сменялась толпою, по мере того, как они опоражнивались и снова наполнялись. На таких ежегодных праздниках иной раз наезжало в Зимний дворец от 25 до 30 тысяч человек. Иностранцы не могли надивиться порядку и приличию толпы, и доверчивости государя к своим подданным, которые с любовью, преданностью и чувством самодовольства теснились вокруг него в течение 5 или 6 часов. Тут не соблюдалось ни малейшего этикета, в то же время никто не злоупотреблял близостью к царской особе».

А вот в качестве царского жилья, Зимний дворец использовался все реже. Оказалась, что в новых исторических реалиях, огромное здание плохо отвечает требованиям безопасности. И не только противопожарной. 5 февраля 1880 года народоволец Степан Халтурин пронеся в Зимний дворец 30 килограмм динамита, устроил взрыв под столовой, где должен был обедать императора Александр II. Государь чудом не пострадал. Погибло 11 солдат лейб-гвардии Финляндского полка.

После того как народовольцы все-таки убили Александра II в 1881 году, новый царь, Александр III, предпочел жить в безопасной Гатчине , а в Зимний дворец наведываться вахтовым методом. Лишь кода на престол взошел Николай II августейшая семья, снова вернулся на берега Невы. Правда, после начала революции 1905 года, Зимний дворец больше напоминал укрепленный лагерь. Кроме царя, в нем жили и некоторые ключевые фигуры режима - например премьер-министр Столыпин. Только там они могли чувствовать себя в безопасности. Сам же Николай II следуя примеру своего отца, все больше и больше времени проводил в Александровском дворце Пушкина.

С началом Первой мировой войны жизнь в Зимнем дворце претерпела новые изменения. Императорская семья появлялась в старых стенах все реже и реже. В 1915 году ряд дворцовых залов были отведены под госпиталь.

Зимний дворец в XX веке

После февральской революции 1917 года, в помещениях Зимнего дворца некоторое время работала Чрезвычайная комиссия временного правительства по расследованию преступлений царизма, а с лета 1917 года, в бывшие царские покои «вселилось» и само Временное правительство. Газеты писали ехидные статьи о А.Ф.Керенском блаженствующем в кровати Николая II. Все дворцовые ценности и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в здание Исторического музея.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Зимний дворец стал ареной исторических событий. Силы военно-революционного комитета, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов после серии коротких стычек, захватили бывшую царскую резиденцию и арестовали министров Временного правительства. Бульварная пресса была переполнена леденящими кровь статьями о разгроме дворцовых интерьеров дикими рабоче-крестьянскими толпами и печальной участи ударного женского батальона, бойцов которого, ждала участь хуже смерти. Правда, следует отметить, что научная литература этих сведений не подтверждает.

Спустя три дня после ареста Временного правительства новые советские власти взяли Зимний дворец под охрану как памятник культуры. Впрочем, на первых порах он использовался с самыми разными целями. В огромном здание действовал и Музей Революции, и приемный пункт для военнопленных старой армии, и штаб по устройству массовых торжеств и даже кинематограф. Только с 1922 года все помещения Зимнего дворца стали постепенно передаваться Эрмитажу.

В это же время начались работы по перепланировке бывших жилых и служебных комнат Эрмитажа. На первом этаже была восстановлена Растреллиевская галерея, вместо 65 комнат фрейлина было воссоздано 17 первоначальных залов.

Огороды на территории Зимнего дворца в дни блокады

В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец серьезно пострадал. Немецкими бомбами и снарядами были повреждены Иорданская лестница, Малый тронный (Петровский) зал, Гербовый зал. Реставрация этих объектов заняла много времени после войны. Самые ценные экспонаты были эвакуированы в Свердловск. Во внутреннем дворе Зимнего дворца был разбит огород, где выращивались овощи.

В последующие десятилетия Зимний дворец-Эрмитаж стал одним из крупнейших музеев планеты. В нем хранится до трех миллионов уникальных произведений искусства. Ежегодно Зимний дворец посещают миллионы туристов и петербуржцев.

4

Зимний дворец в Санкт-Петербурге . Сколько их было всего и где они находились? Кто создавал проекты и почему не все императоры любили проживать в апартаментах Зимнего дворца? Самые знаменитые залы и жемчужины коллекций, то есть попросту: зачем идем, — в материале сайт

Главная и самая большая резиденция русских царей, , — творение архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771). Итальянского парижанина, придавшего Петербургу столь узнаваемый парадный облик.

Внушительное здание, одним своим фасадом отражающееся в глади Невы, а другим выходящее на громадную внушает трепет одним своим гигантским размахом — россияне же при взгляде на него ощущают законную гордость за Родину. На 210 метров вытянулось каре вдоль набережной — 175 метрам равняется его ширина!

Краткое описание

Зимний дворец был выстроен в середине XVIII века в архитектурном стиле барокко, отличающимся пышностью и богатством деталей. Первоначальные интерьеры оформили в ровно таком же стиле: пафосном и не слишком подходящим для повседневной жизни. Но уже в 70-х годах столетия внутри начали появляться помещения сначала в переходном к классическому, а затем и классическом стилях — их создавали создаваемые архитекторы Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.

Интересно, что при восстановлении после пожара 1837 года дворец (построенный из кирпича и оштукатуренный) перекрасили из исторического зеленовато-белого цвета в песочно-охристый. Белые колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на фоне стен, но впоследствии все закрасили «под песчаник».

Известный зодчий Карл Иванович Росси в свое время при возведении Главного штаба предлагал покрасить все здания на Дворцовой площади в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Должно было получится крайне торжественно… но проект не получил одобрения.

  • Сегодня Зимнему дворцу вернули исторический колор: бирюзовые стены с белыми колоннами и желтым архитектурным декором

Точное количество внутренних залов нигде не сообщается: их приблизительно 1 100. Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем, Мадридскому королевскому дворцу — просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов царской резиденции не имеет прецедентов в Европе… и мире.

Общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2.

В Зимнем дворце, а также пристроенных к нему чуть позднее Малом, Старом и Новом Эрмитажах, Эрмитажном театре сегодня размещаются коллекции и одного самых больших в мире.

Помимо громадного собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений и Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад, залов для приемов и балов, камерных помещений для работы и повседневной жизни царственных особ, их родственников и гостей.

Собрание насчитывает более 3 млн. единиц хранения!

История и архитектура

Первоначально на месте, где сегодня находится Зимний дворец, располагался особняк ближайшего сподвижника Петра I, адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости находится и Адмиралтейство, строившее первый российский флот.

По воспоминаниям современников, дворец был самым большим и красивым во всем Петербурге. После смерти флотоводца здание и земля отошли малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым.

Первый Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге был возведен в глубине участка между Невой и Миллионной улицей. В 1712 году деревянное двухэтажное здание перестроили в камне — в качестве свадебного подарка он был преподнесен царю генерал-губернатором Санкт-Петербурга, Александром Даниловичем Меншиковым.

В 1716-1720 году резиденцию перестроили и расширили по проекту архитектора Георга Маттарнови, строительство велось, в том числе, на насыпной территории, отвоеванной у Невы. Его принято считать вторым в списке.

Второй Зимний находился там, где сегодня высится Эрмитажный театр, его органично включили в последний в 1783-1787 годах. Интересно, что тогда сохранились личные покои Петра I и Екатерины Алексеевны на первом этаже.

Петр переехал сюда из своего домика в Летнем саду в 1720 году. И здесь же в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю).

В 1732-1735 году был выстроен третий дворец для императрицы Анны Иоанновны — по проекту отца Бартоломео Франческо Растрелли, Карло Бартоломео. Он занимал куда больше места и располагался по другую сторону Зимней канавки, ближе к Адмиралтейству.

При императрице Елизавете Петровне пристраивались флигеля и служебные корпуса, комплекс разрастался вне всякого генерального плана и все больше походил на азиатскую, нежели европейскую резиденцию. В конце концов решили, что это недостойно великой империи и приступили к постройке нового дворца.

Сохранившийся до наших дней комплекс выстроен по проекту архитектора Растрелли-сына. Заложили его при императрице Елизавете Петровне (1754 год) и в основном закончили (1762 год) лишь при Екатерине II.

Считается пятым Зимним дворцом. Поскольку на время строительства громадного комплекса для Елизаветы Петровны был выстроен четвертый: на Невском проспекте между Мойкой и Малой Морской улицей.

Строительство временной резиденции велось весной-летом 1755 года из дерева и было в основном закончено к ноябрю, когда императрица торжественно въехала в свою временную резиденцию.

Личные покои Елизаветы Петровны располагались вдоль Мойки, окна выходили на Строгановский дворец, что находился (и находится сегодня) на другом берегу реки. Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III, со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), стоял вдоль Малой Морской улицы.

В 1764 году Екатерина II купила коллекцию картин, положивших начало всемирно известным коллекциям. Первоначально полотна размещались в личных покоях дворца и не были доступны для осмотра, а все собрание получило название Эрмитаж от французского l’Ermitage, то есть «уединенный».

  • Достройка, перестройка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796)

От времени этой императрицы, увы, осталось мало что — при Николае I внутренние интерьеры были перестроены. О преференциях и вкусах блестящей екатерининской эпохи свидетельствуют разве что великолепные Лоджии Рафаэля, созданные по точнейшим копиям, прибывшим из Папского дворца в Ватикане, и роскошная Большая дворцовая церковь, в точности воссозданная Стасовым после пожара 1837 года.

Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки выстроил архитектор Джакомо Кваренги в популярном тогда стиле классицизм.

Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки, а вот принимал здание уже наследник, император Петр III, обосновавшийся здесь в апреле 1762 года.

Анфилада парадных залов, как и сегодня занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестница — напротив нее на Неве на Крещение прорубали прорубь, в которой освящали воду.

Императрица Екатерина II резиденцию не очень любила: огромные пространства, отлично подходящие для пускания пыли в глаза и балов, не располагали к домашнему уюту. Растрелли был немедленно отставлен от дел по восшествию императрицы на престол, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту.

В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал Малый Эрмитаж, где Екатерина устраивала приватные вечера и хранила художественные коллекции. Для императрицы обустроили и Висячий сад.

Роскошный Павильонный зал в торце здания, выходящем на Неву, был создан позже, в середине XIX века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В нем сегодня находятся знаменитые часы в виде павлина и уникальная древнеримская мозаика.

Павел I был вынужден жить в Зимнем дворце пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок, а вот два последующих императора: Александр I и Николай I, не видели ничего плохого в том, чтобы квартировать именно здесь.

Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать в столице, второй же буквально олицетворял себя с мощью России и не мог позволить себе квартировать в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится именно ко времени правления Николая I и его жены Александры Федоровны.

  • Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра!

В первой трети XIX века по проекту архитектора Карла Ивановича Росси была создана известная Военная галерея и ряд других помещений.

Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожар, после которого его пришлось восстанавливать буквально с нуля. Буквально ввиду Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю) из-за неисправности печной трубы здание сгорело — уцелели лишь стены первого этажа.

При восстановлении, первая стадия которого была закончена к весне 1839 года года, применялись новаторские для того времени строительные решения: в частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после того ремонта дошел до нашего времени в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…

Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек.

Работами по восстановлению руководили: Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. Кстати, брат знаменитого живописца, написавшего эпический «Последний день Помпеи».

Большая часть залов получила иное убранство в стиле зрелого или даже пресыщенного классицизма, русского ампира. Интерьеры стали намного роскошнее, чем прежде.

При Александре II Зимний дворец внутри был еще раз основательно переделан, жилые интерьеры оформили по моде того времени.

Следующие два царя предпочитали здесь не жить. Александр III с семьей по соображениям безопасности жил за городом. А когда выезжал из Большого Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском проспекте. Его старший сын, Николай II, в основном использовал Зимний для роскошных балов, хотя на втором этаже сегодня можно увидеть личные апартаменты последнего императора.

Гостившие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили здесь, как в отеле: под их нужды отводились сразу целые анфилады залов. Также в императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.

Зимний дворец: залы

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.

Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…

Невскую парадную анфиладу начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.

За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец.

Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.

Парадные помещения Восточной анфилады (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.

Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.

Часы работы, как добраться

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб.32
Открыт: 10:30 — 18:00: вторник, четверг, суббота, воскресенье, 10.30-21.00: среда, пятница. Понедельник — выходной день
Цены на билеты: 600 рублей — взрослый билет (400 — для граждан РФ и Республики Беларусь), дети, студенты и пенсионеры РФ проходят бесплатно!
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org

Добраться до Зимнего дворца можно пешком от станций метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект»: 5-10 минут: