Люди, далекие от нумизматики, наивно считают, что самые дорогостоящие монеты должны выпускаться исключительно из драгоценных металлов: золота, серебра или платины. Те, кто осведомлен о некоторых дорогостоящих разновидностях чеканных денег, полагают, что такие монеты представлены только лишь в качестве музейных экспонатов. На самом деле это ошибочное мнение. Помимо вышеупомянутых ценных экземпляров также существуют самые обычные на первый взгляд, ходовые монеты. А вот заядлые коллекционеры, давно изучающие историю монетной чеканки и денежного обращения, знают, что порой даже самые дорогие монеты современной России могут оказаться в вашем кошельке. Да-да, самая обыкновенная мелочь может стоить очень дорого. Правда, вероятность найти редчайший экземпляр очень мала, но все-таки она существует. Возможно, некоторые из них вы держали в своих руках, однако, не зная их истинную стоимость, купили на них незначительные безделушки.

Что делает монеты дорогими?

Для начала необходимо понять, какие факторы влияют на стоимость таких денег. Все ценные монеты для удобства можно условно разделить на несколько групп:

Монеты, изготовленные из драгоценных металлов. Они называются инвестиционными и эмитируются Центральным банком Российской Федерации. Материалом для изготовления инвестиционных монет может служить любой драгоценный металл: золото, серебро или платина. Их покупка и продажа осуществляется по действующему курсу ЦБ России.

Старинные монеты. К ним относятся монеты, которые когда-то служили средством платежа для различных народов. Преимущественно речь идет о денежных единицах, уже давно вышедших из обращения и с течением времени полностью или частично утраченных. Подобные монеты можно найти только на раскопках или в тайниках, а также в местах, в которых по различным причинам прятали клады.

Старинные деньги необязательно должны были быть изготовлены из драгоценных металлов. В этом случае цена формируется в зависимости от исторической ценности монеты, и если она к тому же была сделана, к примеру, из золота, стоимость, конечно же, вырастает во много раз.

Современные монеты. Монеты современной России также могут иметь стоимость выше номинальной. При этом учитываются металлические деньги, которые были выпущены в обращение после 1997 года. Подобными монетами мы ежедневно расплачиваемся в магазинах, носим их в своем кошельке и кладем в копилку. Что же в них такого необычного и за что многие коллекционеры и нумизматы готовы выложить огромные деньги? Ведь часто эти монеты стоят намного дороже своего номинала.

Формирование стоимости ценных монет

Стоимость современных российских денег иногда способна возрастать в десятки, а то и в сотни раз от своего номинала. Причиной этому могут служить различные факторы. Рассмотрим их более подробно.

В первую группу входят монеты, выпущенные маленьким тиражом. Стоит учитывать тот факт, что любые деньги со временем портятся, теряются и выходят из обращения по разным причинам. В связи с этим их количество сокращается еще больше. Также случается, что в производство попадает так называемая пробная партия, которая по каким-либо причинам сразу же изымается из оборота. Зато экземпляры из нее достаточно быстро оседают в частных коллекциях. В данном случае это могут быть и монеты регулярного чекана, но оседать в кошельках граждан они тоже не успевают.

Во вторую группу входят бракованные монеты. Пусть это вас не удивляет, но подобные денежные знаки, попавшие в обращение, стоят гораздо больше своих обычных собратьев. Как на любом другом производстве случается брак, так не исключен он и при изготовлении денег. Это может быть связано с неисправностью оборудования, использованием стертых штампов и оттисков и прочим. В подобном случае партия несколько отличается от других монет того же года. Различия могут быть незначительными, но за счет них стоимость такого чекана порой достигает нескольких тысяч рублей.

Стоимость монеты также может зависеть от ее разновидности. Очень часто их путают с бракованными, однако это не совсем правильная формулировка. К примеру, в один и тот же год была отчеканена партия монет. Но на некоторых из них по какой-либо причине отсутствует знак монетного двора. И таких отличительных признаков может быть множество: какие-либо штрихи на аверсе, расположение знаков, толщина ободка. Также различия могут быть в размерах и изображении некоторых элементов, монограмме монетного двора и прочих деталях.

Где чеканят монеты в России?

Если речь идет о монетах, нельзя не рассказать о предприятиях, занимающихся их чеканкой. В России таких заводов два. Первый – Московский монетный двор (ММД). Он осуществляет свою деятельность с 1942 года и занимается чеканкой преимущественно ходовых монет. Второй – Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД). Этот завод занимается в основном производством инвестиционных, юбилейных и памятных монет.

Интересный факт: если на всех монетах, отчеканенных Московским монетным двором (ММД), стоит одно-единственное клеймо, то на монетах, произведенных Санкт-Петербургским монетным двором, в разные годы ставились разные знаки. Прежде всего это связано с переменой названия самого города. Поэтому на монетах разных годов встречаются такие знаки, как «СПМД», «ЛМД», «С-П». Стоит заметить, что большинство ценных монет России произведено именно в Санкт-Петербурге.

Монеты современной России и их стоимость

Итак, перейдем к, пожалуй, самой ценной информации в данной статье. В этой главе мы расскажем о конкретных монетах, за которые можно выручить различные суммы денег, порой очень даже не малые.


Из разновидностей юбилейных монет большую известность получила двухрублевая монета, посвященная полету Юрия Алексеевича Гагарина в космос, год выпуска 2002. По какой-то причине на ней не был поставлен знак монетного двора, что увеличило ее стоимость в несколько раз. Продать ее можно начиная от 3000 рублей, в зависимости от внешнего состояния. Другие двухрублевые монеты 2002 года также превышают стоимость номинала, даже при наличии знака монетного двора продать любую из них можно за 20 рублей, поскольку они были выпущены небольшим тиражом.

Отдельно стоит упомянуть о ходовых монетах из серий, посвященных республикам, краям и автономным областям Российской Федерации. Практически любой человек держал подобные монеты в руках. Выполнены они из сплава латуни и мельхиора, их диаметр 27 мм. Всего серия насчитывает 34 монеты, однако самыми ценными являются всего три.


Необходимо знать, что стоимость любой значимой монеты со временем только возрастает. Это значит, что если сегодня она стоит тысячу рублей, то через пять лет ее можно продать за полторы тысячи и более. Стоимость напрямую зависит от состояния монеты: даже если это самый редкий и ценный экземпляр, но в ужасном состоянии, вряд ли кто-то заплатит за нее хорошие деньги. Именно поэтому нигде не указывается конкретная стоимость, ее способен определить только профессионал или опытный коллекционер, после того как увидит монету воочию.

Коллекционирование в данном случае – это не только увлечение, но и выгодное вложение средств. Покупая ценную монету по определенной цене сегодня, можно быть уверенным, что при необходимости ее получится выгодно продать или как минимум выручить те же деньги, что за нее платились. В наше время коллекционированием способен заниматься любой человек, правда, не каждый умеет отличить действительно ценную монету от обычной.

Технология производства монет и медалей за время существования претерпела много изменений. Этот процесс был довольно долгий и прошел от ручного кропотливого труда до современного автоматизированного производства. Первые монеты появились примерно в 6 веке до н.э.

В те далекие времена люди занимались чеканкой монет в ручную на кусочках металла. Чут позже начали появляться разные приспособления, которые облегчали труд мастера, однако производство монет все равно оставалось тяжелым и ручным.

Первые серебряные и золотые монеты в том виде в котором их привыкли видеть («сребреники» и «златники») на Руси появились в 10 веке в период правления князя Владимира. Чеканка монет была так же ручной. Заготовку помещали под пресс, который и выдавливал изображения на обеих сторонах монеты.

Средний вес, например, серебряных монет тогда составлял приблизительно 2,9 гр. - 3,3 гр., а золотых - около 4-х гр. Именно от златника (весом 4,3 гр) произошла единица веса на Руси.

Во времена феодальной раздробленности чеканка монет производилась из серебряной проволоки. Все экземпляры имели разный вес и форму, при этом изображения как правило оказывалось не цельными. Проволока рубилась на равные части, а затем ее помещали под пресс — по сути это и называется чеканкой серебряных монет). В народе эти монеты получили название «чешуей».

Массовое же производство монет в Древней России началась в 14 в.

Победа Руси над Золотой Ордой (1380 г.), подтолкнула к закреплению успеха выпуском денежных знаков. Монеты Руси в те годы представляли собой пластинки из серебра неправильной формы весом примерно 1 гр. с различными изображениями на поле монеты. Это были всадники, птицы, воины, мифические животные и т. п. Первые Русские медные монеты (пулы) появились лишь в середине 17 в. Они чеканились из маленьких заготовок медной проволоки. Примерно тогда же появились и медные монеты копейки, которые ничем не отличались от серебряных копеек.

Однако медные монеты народу пришлись совсем не по душе, и в 1662 г. в Москве вспыхнул «медный бунт», который очень напугал медные деньги были отметены.

Лишь полвека спустя при Петре 1 возобновилась чеканка монет из меди. При Петре 1 чеканка серебряной монеты (так же как и золотой монеты) осуществлялась уже различными приспособлениями и машинами, но все равно процесс еще не был автоматизирован. Чеканка носила циклический характер — металл направлялся казначеем минцмейстеру, он в свою очередь по окончании производства, передавал расходному казначею отчеканеные монеты. Оптимальной считалась партия серебра 120 пуд. (около 7 т.), — это соответствовала одной плавке.

Процесс производства выглядит следующим образом — изначально минцпробирер определял содержание лигатуры (медных примесей) например в серебре. Для этого в процессе плавления производились несколько технологических проб, в результате лигатура доводилась до нужной концентрации в соответствии с нормами. Затем расплавленный металл разливался в изложницы (специальные формы). Устройство этих приспособлений с годами часто менялось. Изначально это были горизонтальные противни, со временем они превратились в вертикальные разъемные конструкции. Так вот, полученные листы подвергались раскатке и вальцовке для достижения необходимой толщины. После раскатки листы шли на обрезные станы. Станы приводились в действие как правило лошадиной тягой иногда и силой воды. Тут из них вырубались монетные заготовки которые проходили весовой контроль, их отжигали и очищали поверхность от заусенец (галтовали в специальных барабанах), отбеливали, промывали и сушили. Легкие заготовки отправлялись на переплавку, а тяжелые доводились до нужного веса (в юстировку). Далее на гуртильном оборудовании наносили гурт и потом заготовки отправляли на тиснение и осуществлялась чеканка уже гурченой монеты).

Процесс тиснения осуществлялся винтовыми прессами, которые приводились в действие руками, с помощью специального коромысла, на концах которого были две гири. Таким методом чеканка монет производилось до 19 века, позже производство монет уже автоматизировалось. Монетные кружки делались ровными, монеты стали иметь одинаковый вес, а изготавливать монеты стало сложнее.

Монеты копии отчеканенные по старинным в

Современная чеканка монет выглядит как хорошо оснащенное технически и автоматизированное производство.

Основной объем изделий мон. дворов производится на чеканочных станках (прессах) при помощи метода холодной штамповки. Холодная штамповка (чеканка) позволяет получать монеты из металла сложных форм и очертаний давлением, в результате чего металл деформируется с помощью специальных инструментов. В сравнении с горячей штамповкой холодная штамповка имеет несколько преимуществ: нагревать металл нет необходимости, нет окисления и не образуется окалин, на выходе после того как была произведена чеканка этих монет — они имеют малую шероховатость, точность размеров. В сравнении с обработкой резанием процесс холодной штамповки гораздо удобнее и практичнее: поскольку нет стружки металла, значительно сокращается расход и уменьшаются трудозатраты производства, а соответственно, увеличивается производительность труда. Вместе с тем штамповка холодным методом упрочняет материал и это позволяет использовать гораздо меньший объем металла, делать монеты еще более легкими, износостойкими.

Современное компьютерные и другие технологии (патинирование или искусственное старение), серебрение, чернение, золочение, вакуумное напыление, расчистка, пескоструйная обработка, использование эмалей и другие методы позволяет получить монеты высочайшего качества и реализовать любые идеи художников. С доступностью технического оснащения, компьютерных технологий чеканка монет частными мастерскими так же стало значительным. Стали появляться копии монет просто потрясающего качества. Современные производства позволяют осуществлять позолоту и серебряное покрытие монет, чеканить изделия сочетая различные металлы и сплавы. На монетных дворах применяются и высокие технологии (скрытое изображение, который используется например на современных 10 рублях). Современные монетные дворы выпускают в том числе и монеты PROOF, а это монеты самого высокого качества с зеркальным полем и матовым изображением. Изделиям качества PROOF важно избежать повреждений поэтому все подобные монеты упаковываются в специальную капсулу. Так же существует качество АНТИ PROOF. Монеты этого качества имеют матовую поверхность, а выпуклый рельеф является глянцевым.

Теперь практически каждый человек увлеченный нумизматикой может без особых затрат собрать потрясающую коллекцию старинных монет в копиях и изучать прекрасные произведения старины на примере собственных монет.

Долгое время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро или золото расплавляли в плавильных печах, затем мастер заливал расплавленный металл в специальную форму, а другой мастер наносил удар молотом-чеканом, на котором был изображен номинал монеты или другой рисунок. Так как оттиск после удара молотом получался далеко не всегда одинаковым, некоторые монеты снова переплавлялись, а другие перечеканивались еще одним ударом молота.

Технологии чеканки монет развивались, и через некоторое время монеты стали изготавливаться из прута определенного диаметра, кроме того, на боковой поверхности монеты появилась насечка, которая называется гурт. Данная насечка была одним из способов борьбы с фальшивками, также при помощи данной насечки обозначался монетный двор, где изготавливались денежные знаки.

В настоящее время технология изготовления монет стала еще более совершенной, процесс изготовления монет стал практически полностью автоматизированным, монеты изготавливаются из более дешевых сплавов, очищаются специальными химикатами, а затем на них наносится номинал и другие изображения.

Качество изготовления монет заметно выросло, в настоящее время многие государства выпускают биметаллические монеты, но, к сожалению, выпуск многих монет не оправдывает себя. Например, планируется, что в ближайшее время российские монетные дворы перестанут чеканить монеты номиналом в 1 и 5 копеек.

Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то, или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.

С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки.

Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии. В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там, около 685 года до н.э., при царе Ардизе. Изготовлялись они из электрума — природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты стоит проба, на другой — голова ассирийского льва.

Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, по колониям, и далее в Иране. Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н.э., но они имели только региональное значение.

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось, и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII—XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.

Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.

Сегодня процесс создания монеты начинается с разработки макета будущего изделия. Размеры трехмерной дизайнерской модели больше, чем у реальной монеты. Готовый макет покрывают силиконовой резиной, когда она загустеет, слой резины снимают и получают так называемый «негатив». Негатив заполняется эпоксидной смолой, после ее затвердевания получают «позитивное» изображение монеты.

Мастер-штампом с помощью гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы («негативы»), при помощи которых делают рабочие штампы. Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока службы. Такие рабочие штампы позволяют выпустить от 250 00 до 1 00 00 монет (это зависит от твердости сплава, из которого делаются монеты, и размера монеты).

Заготовки для монет изготавливают из специальной металлической ленты. Как правило, они имеют форму круга. Сначала обрабатывают боковую сторону монеты — гурт. Это делают на специальной машине, которая наносит насечки, а при необходимости и надписи. Во время обработки будущие монеты нагревают до температуры 850 °С. После обработки, заготовки охлаждают и обрабатывают смесью мельчайших металлических шариков, керамических наполнителей и специальных химикатов. Эта смесь протравливает и полирует поверхность. После этого, заготовки сушат горячим воздухом и загружают в монетный пресс.

Процесс штамповки полностью автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся одновременно. Дефектные монеты отбраковываются, годные к обращению подсчитываются и упаковываются.

Первые монеты появились в VII веке до нашей эры в государстве Лидия (на территории западной части современной Турции). Это были кусочки сплава золота с серебром, на которых выбивался особый знак. С тех пор менялась форма монет, использовались различные металлы, но в целом их всегда выпускали одним способом – ударом штемпеля с негативным изображением по заготовке. Методом отливки в формы делали только фальшивые монеты, они отличаются характерной размытостью рисунка и различной высотой отдельных элементов. Рассмотрим способы чеканки, применявшиеся в России на протяжении разных веков.

Чеканка в допетровские времена

Первые собственные монеты («сребреники») появляются на Руси при князе Владимире Великом, они выпускаются очень ограниченно, и уже через 60-70 лет при Ярославе Мудром чеканка прекращается. Изготавливались эти монеты тем же способом, который использовался в Византии: из листа серебра вырезали круглые тонкие заготовки, которые клали между двумя штемпелями и продавливали изображения с помощью пресса. Заготовки часто имели неровные или обрубленные края из-за несовершенной технологии вырезки. Изображения были сложными: на лицевой стороне князь, сидящий на троне; на обороте в первое время помещался Христос, затем трезубец – родовой знак Рюриковичей. Круговая надпись указывала на правление князя. Существовали также золотые монеты «златники», меньшего размера, но схожего веса и внешнего вида.

Во второй половине XIV века в Москве в период правления Дмитрия Донского после 300-летнего перерыва монетное производство возобновляется, но внешний вид и качество монет сильно изменилось. Теперь их делали из серебряной проволоки, нарезая её на мелкие кусочки и расплющивая молотом.

Чешуйка Новогорода, XV век (экспозиция Эрмитажа)

Изображения наносились штемпелями, в которых зажималась монета, затем сверху ударяли кувалдой. Монеты получались бесформенными и мелкими, напоминающие рыбью чешую, за что получили среди коллекционеров название «чешуйки». Вес мог различаться в полтора раза, контрольное взвешивание проводилось только для партии монет. Такие чешуйки просуществовали до петровских преобразований, то есть более 300 лет. Последние проволочные копейки датированы 1718 годом. За полвека до этого, при Алексее Михайловиче массово выпускались медные копейки такого же типа.

До реформы Елены Глинской 1534-1547 гг. монеты чеканили купцы-денежники из собственного серебра, разрешение на чеканку давал князь. Они же распространяли монеты при осуществлении закупок товаров. Затем выпуск полностью переходит государству, появляются первые государственные денежные дворы (позднее названные монетными).

Производство монет в Российской империи

Словом «чеканка» обозначают процесс нанесения изображений посредством удара молотом. С развитием технологий данный неэффективный тип производства полностью ушёл в прошлое, но название сохранилось, хотя правильнее называть выпуск монеты нового времени «тиснением», то есть продавливанием изображений.


Штемпели для копейки XVIII века и для 2 копеек Николая I (из экспозиции Эрмитажа)

Со времён Петра I монеты обретают привычную нам форму ровного толстого диска, хотя до середины XIX века окружность часто имела кривизну. Несмотря на использование только государственных монетных дворов, чеканка имела некоторые элементы частного производства. К монетному двору прикреплялся минцмейстер, в обязанности которого входило получение металла из казны и передел его в монету. Например, серебро поставлялось в количестве 120 пудов, которое затем проходило плавку с приведением пробы в соответствие с нормой, этим занимался минцпробирер. Минцмейстер брал на себя организацию производства и нанимал работников, он же отвечал за качество работы. На монетах часто помещались инициалы минцмейстера, чтобы в случае выявления недостатков монеты, можно было напрямую обратиться к нему.


Гуртильный станок (экспозиция музея Гознака)

Готовый металл разливался в изложницы – специальные формы для выплавки плоских широких слитков. Эти слитки затем прокатывались до толщины монет (плащение и вальцовка), после чего из них выбивались специальными штампами круглые заготовки. Часть заготовок из партии проходила контроль взвешиванием, негодные отбраковывались или проходили юстировку (корректировку веса). Даже при этом не удавалось достичь идеальных показателей, например у Екатерининских пятаков вес колеблется в пределах 48-51 грамма. Для повышения прочности заготовки проходили отжиг, из-за чего покрывались копотью. Для избавления от копоти и придания блеска их шлифовали в барабане и обрабатывали в кислоте, последним этапом была промывка. Заготовки (особенно для медных монет) иногда выпускались на специальных заводах (плащильных мельницах), после чего поступали на монетный двор.

На монетном дворе заготовки первым делом проходили через гуртильный станок, который наносил гурт (боковая поверхность монеты). Из-за кривизны заготовок, гурт монет XVIII века может частично отсутствовать, или плохо распознаваться. На гурте могли быть узоры, насечки, надписи. Такая обработка позволяла защитить монеты от «стрижки» - срезания части драгоценного металла злоумышленниками. «Стрижку» активно использовали для монет-чешуек допетровского времени, возможно поэтому у них такой сильный разброс веса, на некоторых даже явные следы откусывания металла.


Станок для перевода рисунка на заготовку маточника (экспозиция Эрмитажа)

Заготовки с гуртом или без него (если он не был предусмотрен) помещались в пластину с круглыми отверстиями по диаметру монет – фиксатор. Если производство было штучным, то фиксатор имел одно отверстие, но чаще чеканка производилась сразу для нескольких монет. Снизу ставились штемпели с негативом одной стороны, сверху негатив другой, затем всё это зажималось винтовым прессом. Поначалу во многом использовался ручной труд, особенно тяжёлые действия осуществлялись за счёт водяных колёс или лошадиной тяги. И только в середине XIX века появляется паровой пресс.

Созданием рисунка будущих монет занимался художник, который затем передавал эскизы гравёру. Гравёр создавал гипсовую модель будущей монеты диаметром приблизительно 30 см. Это позволяло детально проработать изображения. Инициалы гравёра тоже присутствуют на многих монетах, но они обычно скрыты в деталях изображений.

Затем диск с моделью покрывался слоем резины, в полученную форму наливалась эпоксидная смола, чтобы изготовить твёрдую заготовку. Она помещалась в специальный станок, который методом вращения с помощью системы зубчатых колёс переводил рисунок на диск значительно меньшего размера, сопоставимого с размером монеты. По заготовке отливался маточник – цилиндр из твёрдого сплава с точным изображением монеты, его закаляли для повышения износоустойчивости. С помощью маточника изготавливали несколько стальных штемпелей с негативом изображения, которыми уже чеканили монету.


Штемпели для Константиновского рубля (экспозиция Эрмитажа)

Выпуск монет на современных монетных дворах

В целом технология не изменилась за последние 150-200 лет: в производстве участвуют художники и гравёры, изготавливающие маточники и штемпели. Многие станки сохранили первоначальную конструкцию, но дополнились электронным оборудованием, технологическими новинками и другими деталями, позволяющими ускорить производство в сотни раз.

Для повышения срока службы штемпели проходят закалку и хромирование, такой штемпель может произвести не менее 250 тысяч монет. На монетный двор металл поступает в виде катушек ленты шириной в одну-две монеты. Эти катушки заправляются в нарезные станки, делающие заготовки. Заготовки загружаются в другой станок, наносящий гурт и сразу кант (бортик по краю монеты с двух сторон). Некоторые монеты выпускаются без гурта, но кант есть всегда. После такой процедуры для восстановления свойств металла заготовки обжигают при 850 градусах и охлаждают. Затем их загружают в барабан с металлическими, керамическими и пластиковыми шариками для полировки, обрабатывают химикатами.

Современные чеканочные станки полностью автоматизированы, в них насыпают заготовки, а на выходе получаются готовые монеты. Например, монеты регулярного чекана могут производиться на таком станке по 700 штук в минуту, для юбилейных и памятных скорость несколько ниже. Монеты упаковываются в тканевые мешки с пломбой и развозятся по отделениям банков, в кассы и т.д. В последнее время всё чаще стали запечатывать монеты в полиэтиленовые пакеты.

В отличие от имперского времени, тиражи современных монет регулярного чекана не разглашаются и являются государственной тайной. Известно только, что тираж каждого номинала в год составляет сотни миллионов штук, а может быть даже превышает миллиард. Юбилейные и памятные монеты из обычных металлов выпускаются тиражом от сотен тысяч до десятков миллионов штук, их количество сообщается на сайте Банка России. Выпуском сейчас занимается два предприятия: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, являющиеся дочерними предприятиями «Гознака», а он в свою очередь контролируется Банком России.

В последнее время монеты начали изготавливать из стальных заготовок, покрытых другим металлом. Существует два варианта такого производства: плакирование и гальванопокрытие. При плакировании лист металла сразу покрывается тонким слоем цветного металла, а вырубающиеся заготовки получают вид торта – сбоку просматривается основа, тонкий слой может со временем отходить от монеты. По этой технологии чеканили 5 рублей в 1997-2009 годах, но заготовка была медной. При втором способе изготавливаются стальные заготовки, которые затем покрывают слоем никеля или другого металла. Отличить их можно по отсутствию проглядывающей сбоку основы, но при этом само покрытие иногда имеет цветные наплывы из-за неполного покрытия. Выпуск монет из твёрдой стали значительно удешевил производство, но добавил большое число брака, поскольку износ штемпелей стал проходить быстрее. Штемпели часто ремонтируют, подшлифовывают, наносят новое покрытие и снова пускают в ход. Результатом износа штемпеля является появление на монетах дополнительных элементов (выкрошка штемпеля) и длинных тонких полос (раскол).

Монеты улучшенной чеканки

Единственным ручным производством осталось изготовление специальных коллекционных монет по улучшенной технологии. К ним относятся:


Золотая монета качества пруф

пруф (proof) – монеты с матовым рисунком и зеркальным полем. Штемпели обрабатываются кислотой для придания эффекта мелкой шероховатости, затем выступающие части полируются до зеркального блеска. Кружочки металла изготавливаются методом отливки, а не выбивания из ленты, затем проштамповываются с нанесением гурта и канта, после чего тоже полируются. Все они проходят тщательный контроль. Чеканка производится двойным ударом, затем монета вручную вынимается и помещается в капсулу (в советское время и в 90-е годы часто помещались в полиэтиленовую запайку). Процесс требует идеальной чистоты и аккуратности, поскольку попадание пыли может снизить категорию монеты до prooflike (пруфлайк). Полировку штемпеля приходится повторять после нескольких десятков монет. Подобная технология существовала ещё в имперский период, но полированные штемпели после износа могли идти на чеканку обычных монет;


Инвестиционная монета чеканки UNC

пруфлайк (prooflike) – изготовление происходит также, как и пруф, но из-за слишком крупных заготовок (например, для килограммовых серебряных и золотых монет) остаются мельчайшие дефекты, царапины или пыль.

BU (Brilliant Uncirculated) – монеты имеют слегка глянцевую поверхность, но без зеркального отражения и без матового рисунка. Выпускаются специально подготовленными штемпелями без полировки. Дефекты производства не допускаются.

Улучшенный UNC – выпускаются обычными штемпелями, но с тщательным контролем производства для исключения дефектов и царапин. Из станка монета извлекается вручную и помещается в капсулу или запайку (в СССР иногда помещали в бумажные конверты).

  1. С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, - ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке.

    Так к концу XV века был изобретен фальверк .

    Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты.

    Добавляйте, у кого что есть? Если повтор - прошу пардону

  2. Монетное производство в России 18 век.
    Изготовление монет

    Уже в начале 18 века в 1700 году первые указы Петра I о введении в обращение монет предписывают делать их тиснеными, и не литыми, и не коваными.

    И с 1706 года практически был предрешен переход к тиснению серебренной монеты в замен чеканки монет из проволоки.
    Организация самого монетного производства в своей основе имело циклический характер и называлось монетный передел. Монетный передел имел полный производственный цикл, который начинался с получения от приходного казначея металла и заканчивался сдачей полученных из этого металла монет расходному казначею. Самой оптимальной партией металла для монетного передела обычно была партия серебра весом 120 пудов, что составляло около двух тон. Эта соответствовало одной плавке металла.
    Передаваемая в передел партия серебра была не однородной и могла содержать в себе серебро разной пробы. В неё могли входить старые монеты, слитки серебра, талеры, а также прочие изделия из серебра. Факт передачи оформлялся подписями казначея, начальника передела и надзирающих лиц.
    Весь принятый метал передавался в плавильное отделение, под ответственность минцпробирера, на переплавку. В обязанности минцпробирера входило производить, в процессе плавки, технологические пробы, высчитывая необходимое количество медной лигатуры для того, чтобы состав приобрел установленную законом норму.
    Следующим этапом было розлив металла в изложницы. Конструктивно они представляли собой горизонтальные противни. Со временем их заменили вертикальные разъемные конструкции. Полученные листы поступали к кузнецам, которые ручными молотами доводили металл до требуемой толщины. Потом листы отправлялись на машинное площение и финальную вальцовку до необходимого размера. При этой процедуре листы неоднократно отжигались.
    После этого листы отправлялись на обрезной стан, где из них вырубались монетные кружки.
    Полученные заготовки проходили весовой контроль, после чего годные ожигаются, галтуются в барабане, отбеливаются в слабом растворе кислоты, промываются и просушиваются. Те кружки, что не прошли весовой контроль, легкие поступают в переплавку, а тяжелые отдаются на юстировку для удаления излишнего веса путем удаления металла.

    И вот готовые монетные кружки гуртятся на специальных станках и передаются в печать.
    Печать или теснение производилось на винтовом прессе. Сам винтовой пресс был изобретен в 1506 году Донато Браманте, который используя принцип работы пресса для отжима сока из винограда, сконструировал винтовой пресс для изготовления монетных заготовок. А в 1550 году Макс Шваб усовершенствовал эту конструкцию. Улучшенная им конструкция уже могла не только вырубать заготовки, но и производить теснение самих монет.
    Винтовой пресс или как называли его печатный стан представлял собой массивный чугунный или медный корпус, который собственно и назывался станом, в верхней части которого вбивалась вертикально медная втулка с резьбой, которая называлась гайка. Через резьбу гайки пропускался железный угнетающий винт на верху винта перпендикулярно ему закреплялось чугунное коромысло воротяги, с грузами на обоих концах. В стане так же устанавливались верхняя и нижняя ступки, в которых находились сами штемпеля для теснения монет. В стане находилось устройство для закрепления и движения верхней ступки, состоящее из четырех так называемых проёмных досок, двух стягивающих болтов и дуги с грузом на конце для автоматического подъёма верхней ступки в исходное положение, после прекращения воздействия угнетающего винта.
    Заготовка монеты помещалась на неподвижный нижний штемпель и при нажатии на верхний штемпель на неё наносилось изображение. В свою очередь давление на верхний штемпель производилось угнетающим винтом приводимым в действие вращением закреплённого на нём коромысла.
    В действие, печатные станы приводились по разному, так на Петербургском, Московском и Нижегородском дворах использовали человеческую силу. Один или несколько человек держались за кожаные ремни, прикреплённые к концам коромысла, делали резкий рывок. Возвращение в прежнее верхнее положение производилось рывком в обратную сторону с противоположного конца коромысла. Для поднятия винта в некоторых случаях использовалось устройство в виде толстого кожаного ремня, прикреплённого к потолку, на нижнем конце которого привешивался тяжёлый груз и при ударе об этот упругий ремень коромысло возвращалось обратно. На монетных дворах Екатеринбургский, Аннинский, Сузунский печатные станы приводились в действие силой падающей воды через систему приводов валов и шестеренок.
    Вынутые из-под штемпеля монеты бросались кладчиками в находящийся при каждом стане опечатанный ящик с узкой прорезью.
    И на конец, отчеканенные монеты просматривались старостой монетчиков, минцмейстером и пробирными учениками, и отбраковывались повреждённые экземпляры. На этом заканчивался весь цикл монетного производства.

    Монетное обращение при Александре I

    Александр I Павлович 1801 - 1825. Когда в половину второго ночи 11 марта 1801 г. глава заговорщиков, граф Пален, явился в спальню великокняжеской четы с сообщением о смерти Павла I, Александру стало так дурно, что пришлось вызвать врача.

    Немного придя в себя, он заявил, что отказывается от престола. «Перестаньте ребячиться и идите царствовать» - оборвал его причитания Пален. Потрясение этой ночи будет иметь влияние на все его царствование.
    После 1804 года все внимание Александра I переключается на внешнеполитические дела. К этому времени руководимая Наполеоном французская армия становится доминирующей силой в Европе, и ее экспансия заставляет другие европейские державы искать союза с Россией. В 1805 году Александр I заключает союз с Англией, затем с Австрией и Пруссией.

    С середины 1812 года Александру I становится не до реформ – Великая армия Наполеона вторглась на территорию Российской империи. Император делает попытку лично возглавит войско, но под давлением семьи и окружения вынужден отказаться от этой мысли и передать управление армиями Кутузову М.И. После отступления Наполеона Александр I лично возглавляет заграничный поход и в марте 1814 года триумфально вступает в Париж.
    С этого времени российский император становится основной фигурой европейской политики. На закате правления Александра I в стране растет недовольство аракчеевским режимом, множатся волнения и бунты, дворянство создает тайные общества, имеющие целью свержение самодержавия. В этой обстановке Александр едет с супругой отдохнуть на юг страны, где заболевает и 19 ноября 1825 года умирает в Таганроге, породив по этому поводу множество слухов.
    Двойной стандарт, кризис ассигнаций.
    Именным указом Сенату от 1 октября 1801 Александр I, «… признавая непоколебимость внутреннего достоинства монеты, необходимою к сохранению общего доверия», подтверждает установленную Павлом I монетную стопу для всех трех металлов.
    В 1802-1805 г.г. серебряные и золотые монеты чеканятся по прежней норме на том же банковском дворе в подвалах ассигнационного банка. Новый монетный двор на территории Петропавловской крепости пока находится в стадии строительства. После многих проб нового оформления аверса и реверса монет, в том числе с портретом в стиле римских императоров, указом от 31 августа 1801 года Александр I утверждает образец с государственным гербом, номиналом и датой на лицевой стороне, и надписью ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОНЕТА внутри венка из лавровой и дубовой ветвей на оборотной. Также на короткое время возобновляется выпуск империалов и полуимпериалов (10 рублей и 5 рублей).
    В 1807 году завершается начатое Павлом I строительство новых корпусов монетного двора в Петропавловской крепости. Новый двор оснащается самым передовым оборудованием (2 английские паровые машины). Штемпельное производство теперь полностью механизировано. Формы вырезаются высокопрофессиональными медальерами и несут на себе только основную, наиболее сложную часть изображения. Рабочие штемпели, после переноса с маточника изображения, доводятся до кондиции при помощи литерных пуансонов и штихилей.

    В первое десятилетие правления Александра I медным монетам возвращается принятый при Екатерине ряд номиналов. Все они оформлены единообразно: на лицевой стороне – двуглавый орел, на оборотной - номинал и дата. Обе стороны обрамлены концентрическими линейными кружками. Выделка ведётся на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах (Сузунский монетный двор обеспечивает медными монетами всю территорию Урала).
    Манифест от 20 июня 1810 г. «О новом устройстве монетной системы» устанавливает серебряный рубль законной мерой всех расчетов. Рубли и полтины изменяют свой вид. На лицевой стороне появляется новый тип орла с датой под ним. Броская надпись внутри венка на оборотной стороне указывает содержание чистого серебра в монете, а номинал занимает место вокруг орла.

    Манифест от 9 апреля 1812 г. устанавливает все платежи только ассигнациями, а серебряный рубль получает плавающий курс (относительно ассигнаций).
    После 12-летнего перерыва в чеканке золотых монет, с 1817 года и на долгое время, единственным номиналом становится пятирублевый полуимпериал.
    Указ от 19 ноября 1815 года «О монетной системе Царства Польского» устанавливает ряд номиналов, нормы выделки и изображения на монетах. Злотый – основной номинал польской системы денежного исчисления, состоял из 30 грошей и приравнивался к 1,5 рублям.
    Казалось бы, существенных изменений в монетной системе в правление Александра не происходит. Манифесты изменили лишь нормы выделки монет и их облик, также увеличилась стопа на медную и серебряную монеты, что привело к падению курса ассигнационного рубля (до 50 копеек за ассигнационный рубль). Но благодаря усилиям Е.Ф. Канкрина в 1823 г. начинает расти курс ассигнационного рубля относительно серебряного рубля.