Предложения утвердительные и отрицательные

Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с содержанием выражаемых в них отношений действительности .

Утвердительный или отрицательный характер предложений - это отражение отношений между явлениями реальной действительности.

Таким образом, предложения называются утвердительными , если в них передаетсяналичие связи между предметами и их признаками в реальной действительности, иотрицательными , если в них этасвязь отрицается . Противопоставление по принципу утвердительности - отрицательностичисто смысловое . Оно не является отражением противопоставления по принципу реальной и ирреальной модальности, а лишь накладывается на выраженное в предложении значение объективной модальности. И утвердительное и отрицательное предложение могут иметь как реальную модальность, так и ирреальную.

Категория отрицания связана со структурой предложения, она может быть структурно значимой. Оструктурной роли отрицания свидетельствуют противопоставления некоторых типов предложений: при переводе утвердительного предложения в отрицательное может меняться его структурный тип. В других случаях категория отрицания не влияет на структуру предложения.

Грамматически отрицание обычно выражается частицей не , а утверждение - ее отсутствием.

Отрицание может быть полным и частичным .Полное отрицание достигается постановкойчастицы не перед сказуемым , такое предложение называетсяобщеотрицательным.

Частица не перед другими членами предложения выражаетчастичное отрицание . Такие предложения называютсячастноотрицательными , так как в целом они заключают утверждение.

Не лишает предложения общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим , например:Не я увижу твой могучий поздний возраст... (П.).

Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости :«Именно только отрицание, стоящее при сказуемом, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания» .

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения.

Предложение лишается отрицательного смысла ,

во-первых, при повторении частицы не ; например;

во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения :

предположения -Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.) ;

обобщения -Кто не проклинал станционных смотрителей? (П.) ;

опасения -Как бы чего не вышло! (Ч.) ;

одобрения -Ну чем не работа! ;

необходимости -Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица ни , вносящая дополнительноусилительный оттенок значения :В гостиной ни души (Ч.) .

Частица ни при повторениивыполняет функцию союза :Сам он ни богат, ни знатен, ни умен (Т.) . Словони здесь соответствует сочетаниюи не (соединительный союз и отрицание).

Усиление отрицания достигается и при помощиотрицательных местоимений и наречий :Ничто не предвещало непогоды (Арс.); Мальчик ничем никогда не болел и никогда не простужался (Инб.).

Частица ни не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и толькокак усилительная частица при передаче утвердительного смысла . Это характерно для частей сложного предложения, имеющихуступительный оттенок значения:Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).

Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательноеслово нет , выполняющее функциюсказуемого в безличном предложении :Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.) .

Наконец, отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации ,словопорядка ,некоторых эмоциональных частиц . Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например:Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

Положение А.М. Пешковского о связи категории отрицания со сказуемостью и его деление предложений соответственно этому на общеотрицательные и частноотрицательныеприменимо именно к предложению как единице языка , поскольку именно сказуемое является носителем основных грамматических значений предложения - модальности и синтаксического времени. Однако та жекатегория отрицания на уровне высказывания, т.е. единицы речи, проявляет себя несколько иначе .

Когда предложение (высказывание) рассматривается с точки зрения коммуникативных нужд (т.е. в речи), центром его может стать любой компонент, а не только сказуемое-предикат, так как высказывание членится по иному принципу: на нечто данное и новое, сообщаемое об этом данном.

Например: предложение Студенты поехали на практику с точки зрения коммуникативной значимости может заключать в себе три сообщения:

Студенты (а не кто-либо другой) поехали на практику ;

Студенты поехали (а не отправились, скажем, пешком) на практику ;

Студенты поехали на практику (а не отдыхать) .

Акцентируемый в каждом случае компонент высказывания и несет в себе новое, т.е. цель сообщения. Если соответственно этому расчленению построить отрицательные конструкции, то частицу не надо поставить именно перед этими компонентами :

Не студенты поехали на практику;

Студенты не поехали на практику;

Студенты поехали не на практику .

Логическое ударение в таких случаях сопровождает словоформу, при которой имеется отрицание. Этот компонент и содержит центр сообщения, т.е. то, ради чего высказывание осуществляется. В таком случае вопрос о частном и общем отрицании снимается.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с содержанием выражаемых в них отношений действительности.

Утвердительный или отрицательный характер предложений - это отражение отношений между явлениями реальной действительности. Так, в предложении

В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись (Л.) выражается наличие связи между представлением о делах как предмете и тем, что о них говорится, т.е. признаком, - продвинулись ; в предложении К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (Л.) выражается отсутствие принадлежности данного признака данному субъекту.

Таким образом, предложения называются утвердительными , если в них передается наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности, и отрицательными , если в них эта связь отрицается. Противопоставление по принципу утвердительности - отрицательности чисто смысловое. Оно не является отражением противопоставления по принципу реальной и ирреальной модальности, а лишь накладывается на выраженное в предложении значение объективной модальности.

Например, в предложениях Я купил книгу и Я не купил книги утверждается реальность факта действительности, т.е. и утвердительное и отрицательное предложение имеет реальную модальность. Предложения Напиши письмо. - Не пиши письма; Пошел бы в театр. - Не ходил бы ты в театр также имеют одинаковую модальность, но ирреальную, поскольку факты, о которых идет речь, в действительности не имеют места.

Категория отрицания связана со структурой предложения, она может быть структурно значимой. О структурной роли отрицания свидетельствуют противопоставления некоторых типов предложений: при переводе утвердительного предложения в отрицательное может меняться его структурный тип:

Книги есть. - Книг нет; Задания выданы. - Задания не выданы; Заданий не выдано (во втором случае два варианта предложения - с изменением структуры и без изменения); Ночь; Третий час. - Нет ночи; Не наступил третий час . В других случаях категория отрицания не влияет на структуру предложения: Студент пишет. - Студент не пишет; Книги мои. - Книги не мои; Работа по плечу. - Работа не по плечу; Брат - учитель. - Брат - не учитель .

Грамматически отрицание обычно выражается частицей не , а утверждение - ее отсутствием.

Отрицание может быть полным и частичным. Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным .

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными , так как в целом они заключают утверждение. Например, в предложении Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, не родовыми хуторами, прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей (П.) утверждается принадлежность данного признака богат и горд данному лицу Кочубей и отрицается лишь то, что Кочубей богат златом и конями . В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Не лишает предложения общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим, например: Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст... (П.).Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости: «Именно только отрицание, стоящее при сказуемом , делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания».

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла, во-первых, при повторении частицы не ; например: Я не мог не засмеяться (П.); во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения, например предположения - Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.); обобщения - Кто не проклинал станционных смотрителей? (П.); опасения -Как бы чего не вышло! (Ч.); одобрения - Ну чем не работа! ; необходимости - Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица ни , вносящая дополнительно усилительный оттенок значения: В гостиной ни души (Ч.). Частица ни при повторении выполняет функцию союза: Сам он ни богат, ни знатен, ни умен (Т.). Слово ни здесь соответствует сочетанию и не (соединительный союз и отрицание).Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий: Ничто не предвещало непогоды (Арс.); Мальчик ничем никогда не болел и никогда не простужался (Инб.).Частица ни не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и только как усилительная частица при передаче утвердительного смысла. Это характерно для частей сложного предложения, имеющих уступительный оттенок значения: Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово нет , выполняющее функцию сказуемого в безличном предложении: Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.).Наконец, отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц. Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например: Куда уж мне плясать (М. Г.); Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Остр.); Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

Положение А.М. Пешковского о связи категории отрицания со сказуемостью и его деление предложений соответственно этому на общеотрицательные и частноотрицательные применимо именно к предложению как единице языка, поскольку именно сказуемое является носителем основных грамматических значений предложения - модальности и синтаксического времени. Однако та же категория отрицания на уровне высказывания, т.е. единицы речи, проявляет себя несколько иначе.

Когда предложение (высказывание) рассматривается с точки зрения коммуникативных нужд (т.е. в речи), центром его может стать любой компонент, а не только сказуемое-предикат, так как высказывание членится по иному принципу: на нечто данное и новое, сообщаемое об этом данном. Например: предложение Студенты поехали на практику с точки зрения коммуникативной значимости может заключать в себе три сообщения: Студенты (а не кто-либо другой) поехали на практику; Студенты поехали (а не отправились, скажем, пешком) на практику; Студенты поехали на практику (а не отдыхать). Акцентируемый в каждом случае компонент высказывания и несет в себе новое, т.е. цели сообщения. Если соответственно этому расчленению построить отрицательные конструкции, то частицу не надо поставить именно перед этими компонентами: Не студенты поехали на практику; Студенты не поехали на практику; Студенты поехали не на практику . Логическое ударение в таких случаях сопровождает словоформу, при которой имеется отрицание. Этот компонент и содержит центр сообщения, т.е. то, ради чего высказывание осуществляется. В таком случае вопрос о частном и общем отрицании снимается.

1. Функциональные типы предложений.

2. Структурные типы предложений.

В русском языке выделяются разнообразные типы предложений. По характеру выражаемого в них отношения к действительности (по модальности) различаются предложения утвердительные и отрицательные с разнообразными оттенками модальных значений: предположения, сомнения, уверенности, возможности, невозможности.

Утвердительным называется предложение, в котором устанавливаемая связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, осознается как реально существующая.

Отрицательным называется предложение, в котором связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, отрицается, осознается как не существующая в реальности.

В продолжение двух недель наши дела продвинулись (утвердительное);

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (отрицательное);

В русском языке грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ, а утверждение - ее отсутствием. Отрицание бывает полным и частичным. Полное достигается постановкой частицы НЕ перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным. Частица НЕ перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными.

Следует отметить, что частица НЕ даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла:

1) при повторении частице НЕ

Пр.: Я не мог не засмеяться (П.)

2) при приобретении частицей НЕ других оттенков значения:

предположения -

Пр.: Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.)

обобщения -

Пр.: Кто не проклинал станционных смотрителей? (П).

опасения –

Пр.: Как бы чего не вышло!

одобрения –

Пр.: Ну чем не работа!

необходимости –

Пр.: Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица НИ, которая вносит дополнительный усилительный оттенок значения:

Пр.: В гостиной ни души (Ч.)

Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий:

Пр.: Ничто не предвещало непогоды! (Арс.)

По цели высказывания и по эмоциональной окраске предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Они служат для передачи трех основных форм мысли - суждения, вопроса, побуждения. Каждый тип характеризуется соответствующей структурой интонации и набором формальных показателей - глагольных форм, служебных слов. Предложения каждого из трех типов могут быть эмоционально окрашенными - с использованием средств интонации, частиц, т.е. восклицательными.

Повествовательными называются предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии.

Пр.: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М.Г.)

Вопросительными называются предложения, которые служат для выражения вопроса, обращенного к собеседнику.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

Пр.: Разве ты песнею зазывала счастье ?

Разве ты песнею зазывала счастье?

Разве ты песнею зазываю счастье?

2) словорасположение (в начало предложения вносится слово, с

которым связан вопрос);

Пр.: Не град враждебный ли горит? (П.)

Но скоро ты вернешься?

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия,

местоимения;

Пр.: Откуда зарево блестит? (Л.)

Чем прикажешь заняться? (П.)

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Пр.: Написали ли вы свое завещание? (Л.)

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

Пр.: Не поговорить ли нам сначала о делах?(Ч.)

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего- раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев.

Пр.: Что день грядущий мне готовит? (П.)

Побудительными называются предложения, которые выражают волеизъявление, побуждение к действию.

Они выражают:

1. приказ, просьбу, мольбу:

Пр.: Молчать! (М.Г.)

Поезжай, Петр! - командовал студент (М.Г.)

2. совет, предложение, предостережение, протест, угрозу:

Пр.: Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.)

3. согласие, разрешение:

Пр.: Можешь идти, куда глаза глядят.

4. призыв, приглашение к совместному действию:

Пр.: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)

5. желание:

Пр.: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М.Г.)

Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные. Это передается специальной восклицательной интонацией.

Пр.: Прощай, письмо любви, прощай! (П.)

В русском языке предложения бывают распространенными и нераспространенными.

Нераспространенным называется предложение, состоящее только из главных членов - подлежащего и сказуемого.

Пр.: Наступила осень.

Они приехали.

Предложение, имеющее, наряду с главными, второстепенные члены, называется распространенным предложением.

Пр.: Чистое небо сияло голубизной.

Солнце поднялось высоко над деревьями.

Предложение может состоять из главных членов - подлежащего и сказуемого, и второстепенных, из которых одни относятся к подлежащему и вместе с ним образуют состав подлежащего, другие - к сказуемому и образуют с ним состав сказуемого.

В зависимости от того, сколько имеется в предложении грамматических составов, оно может быть двусоставным или односоставным.

Двусоставное предложение имеет два грамматических состава - состав подлежащего и состав сказуемого.

Пр.: В середине лета по Десне закипали сенокосы (Е. Носов);

Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу (Е. Носов).

Двусоставное предложение может быть неполным (не иметь в наличии обоих составов, но это не лишает его специфики двусоставного предложения, отсутствующий состав подразумевается).

Односоставное предложение имеет один грамматический состав (один главный член с пояснительными словами или без них). Обычно главный член односоставного предложения совпадает по форме либо со сказуемым, либо с подлежащим.

Пр.: Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (Кольцов).

Дорога.

Простое предложение имеет один или два грамматических состава и содержит в себе одну предикативную единицу.

Пр.: С обрыва подхватило ветром пригоршню сухих листьев (Е. Н).

В тот же день я уехал из города. (К. В.).

Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные

Классификация предложений в русском языке

Предложения в русском языке имеют различное грамматическое значение, различное коммуникативное назначение, семантику и т.д. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы:

– по характеру логико-синтаксической членимости простые предложения делятся на членимые и нечленимые;

– по структурной и семантической полноте членимые делятся на полные и неполные;

– по количеству главных членов членимые делятся на двусоставные и односоставные;

– по наличию/отсутствию второстепенных членов простые предложения делятся на распространенные и нераспространенные;

– по наличию осложняющих членов делятся на осложненные и неосложненные;

– по характеру предикативных отношений – на утвердительные и отрицательные;

– по функции – на повествовательные, вопросительные, побудительные;

– по интонации – на восклицательные и невосклицательные.

Структурные типы предложений

Предложении делятся на простые и сложные. «Строительным материалом» для простых предложений являются слова (словоформы) и словосочета­ния, для сложных – два (и более) предложения. Простые предложе­ния включают только одно предикативное сочетание, сложные – не менее двух. Входя в состав сложных предложений, простые предложе­ния, хотя и в разной мере, теряют интонационную завершенность, нередко изменяют порядок слов и т. д., поэтому части сложных предложений называют также предикативными единицами (а не предло­жениями).

Простые предложения отличаются от сложных не только строением, но и значением. Сложные предложении имеют более сложную семантику, чем простые. Соединение простых предложений в сложные обогащает их речевой смысл, а иногда преобразует и их грамматические значения. Так, при соединении простых предложения На дворе гнулась и металась акация и Сердитый ветер трепал ее за волосы в сложное с помощью союза как будто реальная модальность второго предложения преобразуется в ирреальную: На дворе гнулась и меня­лась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А. Толстой).

Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные

Общее значение объективной модальности, передаваемое в предложении, дифференцируется как значение временной определенности и временной неопределенности. В первом случае сообщаемое в предложении представляется как осуществляемое в реальном времени – в настоящем, прошедшем и будущем; это предложения реальной модальности: Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать (Паст.). Во втором случае сообщаемое в предложении представляется как возможное, желаемое и требуемое, т.е. реально не существующее. Эти предложения несут в себе значение временной неопределенности, то есть предложения ирреальной модальности: Будь бы боровики, настоящие грибы, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом? (Пришв.).

По характеру выражаемого в них отношения к действительности (по модальности), различаются предложения утвердительные и отрицательные. Утвердительным называется предложение, в котором устанавливается связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, эта связь осознается как реально существующая. Отрицательным называется предложение, в котором связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, отрицается, осознается как не существующая в реальности: В продолжение двух недель наши дела продвинулись (утвердительное); К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (отрицательное).

В русском языке грамматически отрицание обычно выражается частицей не , а утверждение – ее отсутствием.

Отрицание бывает полным и частичным. Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, использованием слова нет в роли сказуемого в безличных предложениях, использованием частицы ни в предложениях типа На небе ни облачка , употреблением отрицательных местоимений и наречий в односоставных предложениях типа: Некуда пойти . Такие предложения называются общеотрицательными : Я не хочу печалить Вас ничем. Сильнее кошки зверя нет.

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными, так как в целом они заключают утверждение: Не все разлуку побеждают. В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла, во-первых, при повторении частицы не , это предложения с двойным отрицанием, например: Я не мог не засмеяться (П.); во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения, например:

– предположения: – Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.);

– обобщения: – Кто не проклинал станционных смотрителей?(П.);

– опасения: – Как бы чего не вышло ! (Ч.);

– одобрения: – Ну чем не работа !;

– необходимости: – Как мне не плакать !

Не всегда наличие отрицательной частицы является признаком отрицательного предложения. Так, частица не в составе союза не только, но и не свидетельствует об отрицательном характере связей в предложении: Жить надо с расправленными крыльями. Это относится не только к художникам и поэтам, но и к любому молодому труженику. Такие предложения называют отрицательно-утвердительными: Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость (Вересаев).

В русском языке мы можем построить предложение, как нам захочется. Мы можем сказать: «Я купила платье вчера», или «Платье я вчера купила», или «Купила я вчера платье» и т.д.

В английском языке порядок слов в предложении фиксированный. Это значит, что мы не можем переставить слова, как нам захочется. Они должны стоять на своих определенных местах.

Начинающим изучать английский сложно понять и привыкнуть к такому.

Поэтому многие часто строят английские предложения, используя порядок слов как на русском. Из-за этого собеседнику сложно понять мысль, которую вы хотите донести.

В этой статье я объясню вам, как правильно строить предложения в английском языке, чтобы вы могли грамотно их составлять, и любой иностранец смог легко вас понять.

Из статьи вы узнаете:

Что такое фиксированный порядок слов в предложении?


Предложение - сочетание слов, выражающее законченную мысль.

Как я говорила, в русском языке мы можем переставлять слова в предложении так, как захотим.

Например:

Мы пойдем в кино.

В кино пойдем мы.

Пойдем мы в кино.

Как видите, мы можем переставить слова в предложении, и это не помешает другому человеку понять ту мысль, которую мы хотим донести до него.

В английском языке порядок слов является фиксированным.

Фиксированный - закрепленный в определенном положении.

Это значит, что слова в предложении имеют свои места и переставлять их нельзя.

Правильно :

We will go to the cinema.
Мы пойдем в кино.

Неправильно:

To the cinema we will go.

Если порядок слов в английском предложении неправильный, то собеседнику будет трудно понять, какую мысль вы хотите донести до него.

Давайте подробно рассмотрим, как правильно строить все виды предложений в английском языке.

Внимание : Путаетесь в английских правилах? Узнайте на , как легко разобраться в грамматике английского языка.

Порядок слов в утвердительном английском предложении

Утвердительные предложения - это предложения, где мы утверждаем какую-то мысль. Такие предложения не содержат отрицания и не предполагают ответа.

Мы можем утверждать, что что-то:

  • Происходит в настоящем (Мы строим дом)
  • Будет происходить в будущем (Мы будем строить дом)
  • Происходило в прошлом (Мы построили дом)

В английском языке в утвердительных предложениях используется прямой порядок слов .

Прямой порядок слов заключается в том, что 1-е и 2-е место в предложении всегда занимают определенные слова.

Давайте подробно рассмотрим эту схему построения утвердительных предложений.

1 место - главное действующее лицо

Действующее лицо (подлежащее) - человек/предмет, который выполняет действие в предложении.

Это может быть:

  • Сам предмет или человек: mother (мама), Mary (Мэри), cup (чашка), chairs (стулья) и т.д.
  • Слово, заменяющее предмет или человека (местоимение): I (я), you (ты), we (мы), they (они), he (он), she (она), it (оно)

Например:

Tom….
Том....

She….
Она....

2 место - действие

Действие (сказуемое) - показывает то, что происходило, происходит или будет происходить.

То есть само действие (глагол), может стоять:

1. В настоящем времени: study (учусь), work (работаю), sleep (сплю), eat (ем)

2. В прошедшем времени , которое образуется с помощью:

  • добавления окончания -ed к правильным глаголам: studied (учился), worked (работал)
  • 2-й/3-й формы неправильных глаголов: slept/slept (спал), ate/eaten (ел)

Является глагол правильным или неправильным мы можем посмотреть в словаре.

3. В будущем времени , которое обычно образуется c помощью вспомогательного глагола will: will study (буду учиться), will work (буду работать), will sleep (буду спать).

Например:

We travel .
Мы путешествуем.

Tom left .
Том ушел.

She will work .
Она будет работать

Важный нюанс

Стоит запомнить один важный нюанс. В русском языке есть предложения, в которых мы опускаем действие.

Например:

Она учитель.

Дети в парке.

Том умный.

В английских предложениях действие должно присутствовать всегда, мы не можем опустить его. Это является очень частой ошибкой среди изучающих.

В таких случаях мы используем глагол to be . Это особый вид глагола, который мы используем, когда говорим, что кто-то:

  • Находится где-то (Дети в парке)
  • Является кем-то (Она учитель)
  • Является каким-то (Том умный)

В зависимости от времени, в котором мы используем этот глагол, он меняет свою форму:

  • В настоящем времени - am, are, is
  • В прошедшем времени - was, were
  • В будущем времени - will be

Например:

She is a doctor.
Она доктор. (Дословно: Она является доктором)

Children are clever.
Дети умные. (Дословно: Дети являются умными)

I am at home.
Я дома. (Дословно: Я нахожусь дома)

Подробно про глагол to be в каждом из времен читайте в следующих статьях:

  • Глагол to be в настоящем времени
  • Глагол to be в прошедшем времени

Итак, прямой порядок слов означает, что на 1-ом и на 2-ом месте стоят определенные слова.

Давайте еще раз посмотрим, как это выглядит.

1 место 2 место 3 место
Действующее лицо Действие или глагол to be Другие члены предложения
I work here
My sister lived in New-York
A cat is grey
They were at school

А теперь давайте рассмотрим, как построить отрицательные предложения.

Порядок слов в отрицательном английском предложении


Отрицательные предложения - когда мы отрицаем что-либо. То есть говорим, что что-то:

  • Не происходит (Она не работает)
  • Не происходило (Она не работала)
  • Не будет происходить (Она не будет работать)

В русском языке, чтобы образовать отрицание, мы ставим частицу «не» перед действием: не прихожу, не буду читать, не купил.

В английском языке, чтобы образовать отрицание, мы используем частицу «not» и вспомогательный глагол. Посмотрите, как при этом меняется наш порядок слов:

Давайте разберем эту схему подробно.

1 место - действующее лицо

В отрицательных предложениях также используется прямой порядок слов, поэтому на первом месте стоит действующее лицо.

2 место - вспомогательный глагол + not

Вспомогательные глаголы - это слова, которые не переводятся, а лишь выполняют роль указателей.

Они помогают нам определить:

  • Время происходящего (настоящее, будущее, прошлое);
  • Количество действующих лиц (много или один).

Подробно о вспомогательных глаголах читайте в этой статье .

Каждое время в английском языке имеет свой вспомогательный глагол (do/does, have/has, did, had, will). Давайте рассмотрим вспомогательные глаголы трех наиболее используемых времен.

1. Настоящее простое время (Present Simple Tense):

  • does, когда мы говорим, о ком-то в единственном числе (он, она, оно)
  • do, для всех остальных случаев (я, вы, мы, они)

2. Прошедшее простое время (Past Simple Tense): did

3. Будущее простое время (Future Simple Tense): will

Чтобы показать отрицание мы добавляем частицу not к нашему вспомогательному глаголу или глаголу to be: does not, do not, did not, will not.

3 место - действие

После вспомогательного глагола с частицей not мы ставим действие, которое теперь является отрицательным.

Например:

He does not work.
Он не работает.

They will not buy.
Они не будут покупать.

Запомните: Когда мы говорим, что не сделали что-то в прошлом и используем вспомогательный глагол did, само действие мы теперь не ставим в прошедшее время.

Так как вспомогательный глагол уже показывает нам, что оно происходило в прошлом.

Неправильно:

We didn’t worked .
Мы не работали.

Правильно:

We didn’t work.
Мы не работали.

Итак, давайте еще раз посмотрим на построение отрицательного предложения.

1 место 2 место 3 место 4 место
Действующее лицо Вспомогательный глагол + not Действие Другие члены предложения
I do not work here
My sister does not study study
People will not buy a car
They did not build the house

Отрицательные предложения с глаголом to be

Если в предложении используется глагол to be, то мы просто ставим not после него.

Давайте посмотрим на табличку.

1 место 2 место 3 место 4 место
Действующее лицо Глагол to be Частица not Другие члены предложения
I am not a doctor
They were not at home
A cat is not grey

А теперь давайте рассмотрим последний тип предложений - вопросы.

Порядок слов в вопросительном английском предложении

Вопросительные предложения - это предложения выражающее вопрос и предполагающие ответ на него. Например: Ты работаешь?

В русском языке утвердительные и вопросительные предложения различаются только:

  • интонацией (в устной речи)
  • знаком «?» в конце предложения (в письменной речи)

В английском языке утверждение и вопрос выглядят по-разному. В отличие от утверждения вопросительные предложения имеют обратный порядок слов .

Обратный порядок слов означает, что на первом месте не будет стоять главное действующее лицо.

Давайте подробно рассмотрим, как построить такие предложения.

1 место - вспомогательный глагол

Чтобы сделать предложение вопросительным, нужно на первое место в предложении поставить вспомогательный глагол. О них я рассказывала Вспомогательный глагол

Действующее лицо Действие Другие члены предложения Does she work here? Did they study English? Will you buy a car?

Вопросительные предложения с глаголом to be

Если в предложении вместо обычного действия используется глагол to be, то мы просто переносим его на первое место в предложении.

Давайте посмотрим на схему:

1 место 2 место 4 место
Глагол to be Действующее лицо Другие члены предложения
Is she a doctor?
Are they at home?
Was a cat grey?

Исключение:

Когда мы строим вопрос с глаголом to be в будущем времени - will be, то на первое место мы выносим только will. А сам be идет после действующего лица.

Например:

Will she be a teacher?
Она будет учителем?

Will they be at home?
Она будет дома?

Итак, мы рассмотрели порядок слов в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях. А теперь давайте потренируемся строить такие предложения на практике.

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык:

1. Я пойду в магазин.
2. Она красивая.
3. Мы не купили платье.
4. Моя подруга в парке.
5. Она прочитала книгу?
6. Дом дорогой?