Вариант 3
А1.Проявлением взаимозависимости общества и природы служит
1) экологический кризис 2) возрастание солнечной активности
3) кризис перепроизводства 4) усложнение общественной жизни
А2. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества ?
А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого
Б) Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой

А3. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения
1) экономики 2) политологии 3) социологии 4) правоведения
А4. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
1) аграрный тип общества 2) неразвитость институтов частной собственности
3) особая ценность человеческой индивидуальности 4) преобладание коллективистских форм сознания
А5. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?
А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А6. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность
А7. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в
1) понимании 2) отдыхе 3) питании 4) самосохранении
А8. Верны ли следующие суждения о свободе человека ?
А.Одним из проявлений свободы человека выступает возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
Б.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А9.Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности:
1) материально-производственной 2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразующей
А10. Какой признак характеризует человека как личность?
1) особенности внешности 2) общественная активность
3) свойства темперамента 4) физическое развитие
А11. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это
1) адаптация 2) образование 3) воспитание 4) социализация
А12. Верны ли следующие суждения о личности ?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А13. Результатом самопознания, в частности, является
1) накопление знаний о человеке и природе 2) познание ценностей общества
3) изучение социальных норм 4) представление о своих способностях
А14. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это
1) потребность 2) мотив 3) целеполагание 4) деятельность
А15. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А16. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
1) описание фактов 2) проведение наблюдений 3) накопление экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы
А17. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. Касты, сословия, классы – это
1) типы социальной стратификации 2) этапы развития государства в новое время
3) социальные группы, присущие средневековому обществу 4) элементы социального статуса личности
А19. Социальное неравенство выражается в
1) изменении социального статуса человека 2) разном доступе к социальным благам
3) многообразии социальных норм 4) особенностях поведения людей
А20. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Получение образования является средством социальной мобильности
Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Структура деятельности
мотив цель средства … результат
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности человека».
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых.
В3. Установите соответствие:
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) создание необходимых людям благ 1) игра
Б) наличие воображаемой обстановки 2) общение
В) обязательное использование языка 3) труд
Г) необходимость специальной подготовки
В4. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.
1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и ресурсов 6) резкий подъем рождаемости

В5.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе , профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус
Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация
Часть С.
1. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Комплексная контрольная работа по обществознанию


Вариант 3 (ответы)
А1. 1
А2. 3
А3. 3
А4. 3
А5. 1
А6. 4
А7. 1
А8. 3
А9. 2
А10. 2
А11. 4
А12. 1
А13. 4
А14. 4
А15. 1
А16. 4
А17. 3
А18. 1
А19. 2
А20. 3
Часть В.
В1. Действия
В2. Общение
В3. 3123
В4. 23
В5. ААББ
В6. ДБВАЕГ
Часть С.
1. Наличие ролевой системы
2. Совокупность учреждений
3. Регулирующих правил
4. Важных общественных функций

Комплексная контрольная работа по обществознанию 10 класс Вариант 4
А1. Одной из подсистем общества как целого является
1) биосфера 2) духовная культура 3) природа 4) трудовой коллектив
А2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.
Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.
Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом 2) формирование кастовой системы в Древней Индии 3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
4) издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника
А5. Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?
1) завершение промышленного переворота 2) присваивающий тип хозяйства
3) развитие электронных средств массовой коммуникации 4) особая ценность коллектива, общинность
А6. К отрицательным последствиям глобализации можно отнести
1) углубление международного разделения труда 2) распространение технических достижений 3) ослабление национальных культур 4) расширение международного сотрудничества
А7. Определение возможных последствий реформы льготных выплат представляет собой деятельность
1) практическую 2) ценностно-ориентировочную 3) познавательную 4) прогностическую
А8. Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узкоспециализированный характер 2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей 3) предваряется целеполаганием 4) всегда носит индивидуальный характер
А9. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
1) опирается на здравый смысл 2) использует понятия и суждения
3) создается в результате познавательной деятельности 4) соответствует предмету познания
А10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека - это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, прислушиваясь к мнению других людей о себе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Познавательная деятельность, в отличие от трудовой
1) предполагает соответствие цели и средств 2) ориентирована на процесс, а не на результат 3) осуществляется индивидуально 4) направлена на приобретение новых знаний
А13. И чувственное, и рациональное познание
1) формирует представления и знания о предмете 2) начинается с ощущения
3) дает наглядный образ предмета 4) использует логическое умозаключение
А14. Верны ли следующие суждения о процессе познания?
А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания
1) житейского 2) мифологического 3) научного 4) «паранаучного»
А16. Восприятие – это
1) форма рационального познания 2) психическое свойство, присущее только человеку
3) форма чувственного познания 4) способ объяснения мира
А17. Относительная истина в отличие от абсолютной
1) содержит объективное знание о предмете 2) всегда опирается на здравый смысл
3) может быть со временем опровергнута 4) является результатом чувственного и рационального познания
А 18. Среди каналов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделял
1) родственные связи 2) накопленный личный опыт
3) расширение состава семьи 4) получение образования
А19. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется
1) восходящей социальной мобильностью 2) вертикальной социальной мобильностью
3) горизонтальной социальной мобильностью 4) нисходящей социальной мобильностью
А20. Верны ли следующие суждения о социализации личности?
А. Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь.
Б. Важным институтом социализации выступают средства массовой информации
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть В.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Форма научного знания
…: Теория: Закон:
предположения, система выводы о существенных
догадки, взаимосвязанных объективных, повторяющихся
выдвигаемые в ходе утверждений, законов связях между предметами
научного исследования и явлениями
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с рациональным познанием. Найдите и укажите термин, связанный с другой формой познания.
Понятие, суждение, представление, умозаключение.
В3. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТИ
А) температурная среда обитания 1) социальные
Б) питание 2) биологические
В) общение
Г) самореализация
В4. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к социальной сфере жизни общества.
1) теория общественного развития 2) пособие по безработице 3) идея социальной справедливости 4) социальное расслоение общества
5) социальный статус личности 6) религиозное учение
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан . (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

Определите, какие положения текста носят


А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное ____(1). Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к____(2) люди имеют дело с истинами относительными. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограничены и___(3) человека. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий и определяются уровнем развития духовной __(4), материального __(5), имеющимися средствами наблюдения и__(6). В итоге на каждом этапе познания мы получаем знания неполные, незавершённые, невечные.
A) знание Б) эксперимент B) производство Г)критерий Д) относительная истина
Е) культура Ж) абсолютная истина 3) познавательные возможности

Часть С.
1. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

Комплексная контрольная работа по обществознанию


Вариант 4 (ответы)
А1. 2
А2. 3
А3. 1
А4. 3
А5. 3
А6. 3
А7. 4
А8. 3
А9. 4
А10. 2
А11. 3
А12. 4
А13. 1
А14. 2
А15. 2
А16. 3
А17. 3
А 18. 4
А19. 3
А20. 3
Часть В.
В1. Гипотеза
В2. Представление
В3. 2211
В4. 245
В5. ААББ
В6. АЖЗЕВБ
Часть С.
1. Аграрное (традиционное) общество – сельское хозяйство
2. Индустриальное общество – промышленность
3. Постиндустриальное общество – сфера услуг

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по обществознанию за курс 10 класса

1. Назначение проверочной работы - оценка общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 10 класса общеобразовательных учреждений в рамках промежуточной аттестации.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

3. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 3 частей. Таблица 1.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы


№п/п

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть А

20 (один вариант ответа)

20

Лёгкие

2

Часть Б

6

10

Средней сложности

3

Часть С

1

6

Повышенной сложности

Итого

27

36

4. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Работа составлена в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ» (см. Обществознание). Цель работы: проверка видов деятельности, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся по данному курсу в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки обучающихся 10 класса». Работа состоит из 5 вариантов по 27 заданий в каждом.

Первая часть работы состоит из 20 тестовых заданий с выбором ответа. Задания позволяют выявить знания базового обществоведческого материала - знание определений, важнейших социальных явлений, связанных с изменением политического устройства , социально-экономических преобразований.

Задания части А - это задания тестового характера с одним ответом, предполагают знание значения основных обществоведческих понятий курса.

Задания части В - это задания с открытыми краткими ответами, позволяют проверить умения устанавливать соответствия, выбирать из перечня элементы правильного ответа и аргументировать его.

Задание части С предполагает знание значений, признаков важнейших обществоведческих понятий курса, так или иначе связанных с политическими , экономическими и социальными явлениями.

Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: узнавать, называть явления. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать, объяснять понятия, явления, задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в заданиях работы.


  1. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
20 заданий лёгких, 6 –средней сложности, 1 – повышенной сложности.

6. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 45 минут.


  1. Число вариантов в работе- четыре
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

В задании части А за каждое задание ставится 1 балл. В задании части В за каждое задание В1 и В2 –по 1 баллу. За каждое полностью выполненное задание В3, В4, В5, В6 – 2 балла. В задании части С за ответ - 6 баллао в при условии перечисления всех признаков и явлений с ними связанных .

Критерии:

«5» - 30-36 баллов

«4» - 22-29 баллов

«3» - 14 - 21 баллов


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номе­ром выполняемого вами задания (А1 - АЗО) поставьте знак «X» в клеточ­ку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

А2. Что из нижеприведенного характеризует постиндустриальное общество?

1) религиозный характер культуры

2) переход от натурального к товарному производству

3) завершение промышленного переворота

4) развитие информационных технологий

A3. Гуманизация образования предполагает

1) разнообразие образовательных услуг

2) особое внимание к наукам о природе

3) унификацию требований к учебному оборудованию

4) особое внимание к общественным дисциплинам

А4. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных про­дуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится дан­ный факт?

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной

А5. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом. Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

А6. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уров­не научного познания?

1) описание научных фактов

2) проведение наблюдений

3) накопление экспериментальных данных

4) выдвижение гипотезы

А7. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды - 4) инстинкт самосохранения

А8. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация 3) социализация

2) образование 4) воспитание

А9. Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

1) практическую 3) познавательную

2) прогностическую 4) ценностно-ориентировочную

А10. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование природы. Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природны­ми инстинктами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

All. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию

1) фрикционных безработных 3) структурных безработных

2) циклических безработных 4) добровольных безработных

А12. К роли государства в рыночной экономике относится

2) добыча полезных ископаемых

3) освещение улиц

А13. Что из перечисленного составляет наибольшую часть доходов гос­бюджета?

1) поступления от приватизации

2) плата за землю

4) доходы от внешнеэкономической деятельности

А14. В стране Н. произошла непредвиденная инфляция. Кто извлечет из нее прибыль?

1) человек, получивший в кредит 50000 руб.

2) человек, предоставивший кредит на 50000 руб.

3) человек, у которого на счету 50000 руб.

4) никто не может извлечь прибыль из инфляции

А15. Верны ли следующие суждения о формах организации бизнеса?

А. Акционерное общество - самый простой и дешевый способ орга­низации бизнеса.

Б. Владелец единоличного предприятия несет ограниченную ответ­ственность по долгам.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А16. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в та­кую социальную общность, как горожане?

1) политический. 3) профессиональный

2) территориальный 4) социально-классовый

А17. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть

1) традициям 3) эстетическим нормам

2) этическим нормам 4) правилам этикета

А18. Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функ­цию

1) воспитательную

2) репродуктивную

3) эмоционально-психологическую

4) социально-статусную

А19. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Оп­рос 2004 г., 1-600 человек). Полученные результаты отражены в диа--грамме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Более половины опрошенных оправдывают забастовку как край­нюю меру.

2) 1/5 опрошенных думают, что забастовка нормальное средство ре­шения проблем.

3) Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться.

4) Каждый двадцатый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы.

А20. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А21. Государство, в отличие от других институтов политической системы,

1) разрабатывает политические программы

2) обладает узаконенным правом на применение силы

3) выражает интересы определенных групп

4) является объединением людей

А22. Какое требование, предъявляемое избирателям, противоречит демо­кратической избирательной системе?

1) вписывать свои паспортные данные в бюллетень для голосования^

3) заранее брать открепительный талон для голосования на другом избирательном участке

4) предъявлять общегражданский паспорт для получения избиратель­ного бюллетеня

А23. Правовое государство отличает

1) независимый от администрации характер суда

3) ответственность судей перед законодательным органом

4) подчинение исполнительных органов судам

А24. Гражданка С, выступая на митинге, призывала граждан к борьбе с су­ществующим политическим режимом, который привел к появлению эксплуататоров, а пролетариат из господствующего класса превратил в класс наемных рабочих. «Долой разговоры о правах человека, на­вязанных России Западом. Право может быть только одно: рабочий класс должен уничтожить эксплуататоров», - в заключение своей речи сказала гражданка С. Сторонницей какой идеологии является гражданка С?

1) анархистской 3) демократической

2) коммунистической 4) фашистской

А25. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство является институтом политической системы.

Б. Государство обеспечивает своей силой действие правовых норм.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А26. Отличительным признаком правовой нормы является

1) принятие ее соответствующим государственным органом

2) соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле

3) обеспеченность силой общественного мнения

4) соответствие правам человека

А27. Административным правонарушением является

1) неявка на работу бригады строителей

2) забастовка авиадиспетчеров

3) распитие студентами спиртных напитков в здании института

4) захват заложников в здании театра

А28. Какой источник права закрепил название государства Российская Федерация - Россия?

1) указ Президента РФ

2) Конституция РФ

3) федеральный закон РФ

4) постановление Правительства РФ

А29. Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С. католи­ческого вероисповедания, врача по профессии, постоянно проживаю­щую в стране в течение 11 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кан­дидатуру. Причина отказа - несоответствие правовой норме

2) возраста

3) срока проживания на территории РФ

4) вероисповедания

АЗО. Верны ли следующие суждения а Правительстве РФ?

А. Правительство РФ относится к назначаемым государственным ор­ганам. Б. Министры являются выборными государственными служащими.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Что такое общество как форма жизнедеятельности людей? На первый взгляд, на этот вопрос можно ответить довольно очевидным определением. Общество - это совокупность людей, их общая масса. Однако данное объяснение поверхностно. Оно не затрагивает тех глубоких процессов, которые происходят внутри каждого социума. Только рассмотрев это явление подробнее, можно обнаружить те причины, по которым люди вообще объединяются в подобные круги.

Понятие общества

Исторически общество как форма жизнедеятельности людей возникло в тот самый момент, когда первые представители человеческого рода стали объединяться в коллективы. Охотники и собиратели начинали жить вместе для взаимной выгоды, чтобы помочь друг другу выжить в дикой природе. Постепенно стали формироваться закономерности, по которым жили люди. Зарождались правила и запреты. Регулирующие нормы сделали общество устойчивой системой.

У этого явления достаточно много определений. Какие-то из них появились как основополагающие каноны той или иной философской теории. Но, так или иначе, любая точка зрения оговаривает функции социума. Такое объединение создается для адаптации, целеполагания, интеграции и самосохранения людей. Человечество появилось тогда, когда оно обособилось от природы и стало жить в искусственных условиях (поселениях, городах и т. д.). Поэтому общество - это еще и противопоставление дикому состоянию людской рода.

Личность в обществе

Человеческое общество как форма жизнедеятельности людей изучается уже на протяжении нескольких столетий. За это время сформировалось несколько особенно популярных точек зрения о данном явлении. Распространенной является так называемая «атомистическая» теория. Ее основоположником стал Этот ученый считал, что общество - это не просто масса людей, а совокупность их уникальный действий.

То есть, согласно этой теории, человек признается индивидом. Именно личность порождает общество, а не наоборот. Данная точка зрения появилась как синтез идей античной философии и Ренессанса, когда человек считался центром мироздания. Взаимодействия людей рождаются вследствие амбиций, желаний и стремлений. Различные мотивы побуждают человека идти на контакт со своим соседом, сослуживцем, прохожим и т. д. Именно из этих крохотных ниточек рождается общество как форма жизнедеятельности людей.

Социальные группы

Другая теория организации общества гласит, что его составляют не отдельные личности, а социальные группы. Основоположником данной идеи стал польско-американский социолог Флориан Знанеский. Он и его последователи отожествляли термин «общество» с термином «человечество». Социальные группы формируются по самым разным признакам. Это могут быть единомышленники, которые пытаются воплотить в жизнь свою затею.

Социальная группа также строится вокруг представителей одной профессии или класса. Например, буржуазия влияла на общество XIX века, пытаясь развить в нем капитализм и рыночные отношения. В то же время рабочие создавали профсоюзы, отстаивали свои права и защищали интересы. У этих групп были разные цели. Они противостояли друг другу. Но именно сумма их противоположных усилий породила те основы общества, по которым стала жить Европа и США в XX столетии.

Признаки общества

У есть несколько ключевых признаков. Первый из них - территория. Она является основой всего социального пространства, на просторах которого появляются и развиваются различные взаимодействия и отношения между людьми.

Следующий признак заключается в том, что общество - это огромная сила, интегрирующая человечество. Оно создает условия для того, чтобы каждое новое поколение втягивалось в социум посредством воспитания и приучения к нормам. Ребенок, а потом и подросток постепенно включается в систему людских отношений. Даже если человек старается избегать общества, он все равно будет связан с ним культурой, происхождением и языком.

Автономность общества

Законы общества постепенно меняются. Это свидетельствует о том, что система саморегулируется. Если появляются новые социальные идеи и претендуют на то, чтобы стать всеобщими нормами, им следует пройти проверку на прочность.

Ход истории сам отсеивает ненужные и неэффективные принципы людских отношений. Нормы общества гибки - они подстраиваются под меняющуюся конъюнктуру. В процессе эволюции социума люди набирают исторический опыт, который они потом смогут использовать для улучшения собственной жизни.

Зависимость человека от социума

Современная жизнь в обществе такова, что социум предоставляет условия для самореализации самым разным своим членам. Эта характерная многофункциональность появилась не сразу. Она родилась как результат многовековой эволюции общества. Сегодня у жителя каждой развитой страны есть возможность подняться на «социальном лифте» и воплотить в жизнь свою мечту.

Но человек не только получает определенные перспективы от жизни в обществе. Индивид зависит от социума. Только внутри него человек может удовлетворить свои потребности и приобрести все необходимое для собственной комфортной жизни. Общество предоставляет молодому человеку или девушке все условия, чтобы получить образование и приобрести новые навыки, которые пригодятся им в будущем. Отношения в обществе устроены так, что система сама помогает своим членам добиваться поставленных перед ними целей.

Развитие общества

Каждое ли современное общество может похвастаться совершенным и эффективным укладом? Безусловно, не все страны и нации могут пройти такой тест. Общество как форма жизнедеятельности людей находится в постоянном развитии. Эта система просто не может быть статичной и стоять на месте, потому что люди, из которых она состоит, осуществляют какую-либо деятельность.

Однако человечество в разное время развивалась с совсем не одинаковой скоростью. Существует такое понятие, как прогресс. Такой процесс характеризуется развитием вперед, переходом от простого к сложному, совершенствованием науки, техники и т. д. Обратное явление - это регресс. Он заключается в переходе от высшего к низшему, деградации. В целом общество никогда не регрессировало. Например, научные изобретения, один раз появившись, больше уже никогда не забывались.

Но может случиться и так, что если не повернется вспять, то как минимум замедлится. Подобный процесс называется стагнацией. В особо острых формах она приводит к остановке развития. К примеру, европейское общество стагнировало на протяжении нескольких столетий в эпоху Темных веков после распада Римской империи.

Пути общественного прогресса

Развитие общества зависит только от самих людей. Французский философ и ученый Жан-Антуан Кондорсе считал, что основным критерием прогресса является наращивание знаний. Сегодня эта точка зрения остается самой популярной и распространенной. С другой стороны, нельзя не упомянуть о нравственном критерии прогресса, сторонниками которого были социалисты-утописты. Такая теория предполагала, что люди в итоге должны были организоваться на основе братского отношения людей друг к другу. В социалистическом учении данное состояние общества называлось коммунизмом - некоей точкой, куда должно было стремиться человечество.

Немецкий философ Шеллинг в своих работах доказывал теорию о том, что главным фактором социального прогресса является не развитие науки, а усовершенствование правовой системы. Гегель ставил на первый план наличие свободы. Только общество, избавленное от рабства и классовых предрассудков, может двигаться вперед - считал знаменитый мыслитель. В XX веке развитие социума связывали в первую очередь с индустриализацией и модернизацией производства.

Ориентируются в первую очередь на гуманистические идеалы. Если у людей увеличится средняя продолжительность жизни, улучшится состояние здоровье и повысится уровень образование, то и общество станет жить продуктивнее и счастливее.

Резкие и постепенные перемены

Если люди недовольны состоянием общества, то неизбежно возникает опасность революции. Этот термин обозначает резкую перемену социальных ориентиров и норм. Как правило, общество и люди в нем развиваются постепенно, то есть эволюционным путем. Резкие скачки, вызванные народным недовольством, могут появиться только при наличии глубоких противоречий в социуме.

Чтобы избежать революций и кровопролития, общество должно вовремя проводить реформы. Переустройства и преобразования являются факторами безболезненного и эффективного развития человечества. Если люди идут таким путем, им не приходится уничтожать всю основу социальной структуры своего общества.

Постепенное развитие иногда обозначают словом «модернизация». Оно также связано с прогрессом в науке и технике. От них сегодня особенно зависит развитие как общества в целом, так и составляющих его людей в частности. С помощью инноваций человечество повышает уровень своей жизни и делает социум счастливее.

На формировании личности сказывается влияние общества. Это отображается на форме жизни человека, его интересах и успешности.

Способы воздействия

Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.

Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.

Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.

В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.

Положительное влияние

Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации.

Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда - гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы.

В мире не существует двух одинаковых индивидов. Поэтому очень важно научиться принимать мнения остальных, достойно их оценивать и не отрицать.

Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем.

Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения.

Положительное влияние общества проявляется в:

  • устранении комплексов;
  • полноценном формировании убеждений;
  • умении аргументировать свое мнение;
  • понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и
  • рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек;
  • стимулировании развития человека в выбранном направлении;
  • ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д.

Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей. Такая группа является местом, где личность может проявить себя – отработать коммуникативные умения, техники внушения.

Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.

Негативное влияние

В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам.

Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности:

  1. Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления.
  2. Конформизм. Состояние, при котором индивид внешне соглашается с некими утверждениями, но внутренне остается при собственном мнении. Происходит расхождение с размышлениями отдельного человека и группы.
  3. Сознательное соглашение. Индивид действительно меняет отношение к чему-либо. Происходит активное отстаивание интересов группы.

Под таким негативным влиянием группы человек может не иметь собственного мнения. Активизируется процесс деградации.

Последствия негативного влияния:

  • повышенная эмоциональность;
  • снижение уровня самопознания, самовыражения;
  • обезличивание – отказ от своих интересов и мнения;
  • развитие межличностных конфликтов;
  • повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д.

Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время.

Даже когда индивид хочет показать свою независимость, ему не дают этого сделать. Самооценка падает, и человек находится не в состоянии дать адекватную оценку себе, своим действиям и определенным поступкам. Он не чувствует поддержки со стороны окружающих.

Зависимость от мнения социума

Созависимость – состояние, которое возникло вследствие того, что человек не сумел противостоять воздействию других. Явление связано со сниженной самооценкой и преобладанием негативных эмоций (гнева, тоски, раздражения, нервозности, переживания, тревоги и т. д.).

Созависимость не только негативно влияет на природу личности, но и на эмоциональное, психологическое состояние человека. Он постоянно переживает о том, что подумают о нем остальные – осудят или ободрят, сумеет ли реализовать ожидания других или кого-то разочарует.

У созависимых людей вся жизненная энергия и силы уходят на переработку негативных эмоций. У них может появиться желание избавиться от негативного воздействия общества, но сил на осуществление каких-либо действий в этом направлении может не быть.

Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве:

  • навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности;
  • ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то;
  • энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие;
  • страх сделать что-либо вопреки общественному мнению;
  • восприятие чужих проблем как собственных;
  • погашение творческого потенциала;
  • отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений;
  • есть чувство ответственности за действия других;
  • помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет,
  • чтобы не разочаровать кого-либо;
  • может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы;
  • всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний;
  • больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен;
  • всегда считает себя недостаточно хорошим.

Созависимый человек не умеет говорить «нет». Из-за этого часто делает то, что ему не нравится. Он буквально привязан к помощи другим людям. У него постоянно присутствует чувство жертвы или собственной ничтожности.

Главная проблема таких людей – отсутствие жизненной цели. Они постоянно помогают кому-то, удовлетворяют чужие желания, жертвуя собственными мечтами.

Такое влияние общественности отображается на физическом состоянии больного. Появляются нарушения сна, активно развиваются психические расстройства и заболевания ЦНС.

Созависимый позволяет другим причинять себе больно. Он никогда не говорит открыто о своих потребностях. Всегда соглашается на условия других, даже если они его не удовлетворяют.

Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции.

Созависимость также отображается на стиле жизни индивида. Вместо жизнерадостного и веселого состояния, он постоянно раздраженный, грустный, унылый и жалуется на все, что можно. Всем указывает на ошибки, не замечая собственных. В нем одновременно сочетаются ответственность и безответственность.

Коррекция

Лучшее решение – стать независимым на психологическом уровне. Перестать бояться самовыражаться, нарушать общепринятые нормы, действовать вопреки другим. Главное правило, которого нужно придерживаться, - отсутствие негативного влияния на общество.

Независимость является основной характеристикой сильной личности. Она несет ответственность за каждый поступок и не боится осуждения, неудач. Имеет материальную независимость. Является сознательной, прислушивается к мнению других, но сопоставляет его с собственными интересами. Присутствует здоровый эгоизм.

Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности:

  • Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности.
  • Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы.
  • Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке).
  • Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым.
  • Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену.
  • Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым.
  • Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило - никто никому ничего не должен.
  • Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей.
  • Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.

Деятельность и творчество

1. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?

1) познание

2) творчество

3) общение

2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

4) орудийный характер

4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает (ют)

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

4) только дети, посещающие детский сад и школу

5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _________2 5 _________________________

Личность, ее социализация и воспитание

1. Отличительным признаком понятия "личность" является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2. Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4) личности

4. Отличительным признаком понятия "личность" является (ются)

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 3) верно и А и Б

6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4) социализация

8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4) социализацией

10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

11. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Термины "самооценка", "самореализация", "саморазвитие" относятся к характеристике человека как

1) индивида

2) личности

3) физического лица

4) биологической особи

13. Завершите фразу: "Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________социализацией__________________".

14. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

2) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)