Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организационная характеристика и анализ факторов внешнего окружения промышленного предприятия Сызранская ТЭЦ. Диагностика кадрового менеджмента предприятия. Анализ системы найма персонала и разработка программы отбора кадров на основе модели К. Левина.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Анализ ассортиментной политики предприятия по товарной группе пива. Разработка модели по совершенствованию деятельности базового предприятия в области ассортиментной политики и управления качеством реализуемого пива на примере ЗАО "ТД Перекресток".

    дипломная работа , добавлен 15.08.2010

    Входной контроль качества на промышленном предприятии. Инвестирование в процессы контроля качества на промышленном предприятии. Анализ процесса "Входной контроль качества" в ОАО "ГМС Нефтемаш". Анализ процесса по отношению к типовым требованиям.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2015

    Теоретический аспект анализа общего внешнего окружения организации: задачи, методы, порядок проведения. Определение значения анализа и оценки факторов внешней среды предприятия для менеджеров. Анализ производителей, поставщиков, потребителей, конкурентов.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2013

    Учет факторов внешнего окружения. Область внешнего окружения, значимость фактора, текущее состояние, возможное будущее состояние, угрозы и возможности предприятия, частота мониторинга. Ранжирование факторов по частоте мониторинга. Стратегическая реакция.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Диагностика состояния предприятия в целом и по функциональным областям деятельности. Разработка прогноза развития ситуации и оценка перспектив. Разработка организационной структуры управления предприятием. Построение функциональной модели предприятия.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2011

    Этапы проведения стратегического анализа предприятия: STEP–анализ факторов макросреды, влияние факторов мезосреды, SNW-анализ внутренней среды. Формулирование проблемного поля предприятия с помощью матрицы SWOT-анализа и его количественная оценка.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2009

АНАЛИЗ ПОЛЯ СИЛ – это метод выявления и оценки группы факторов и групп лиц, влияющих на изменение, способствующих осуществлению изменений или ему противодействующих.

Цель метода: оценка сильных и слабых сторон организации.

Использование метода: «Анализ поля сил» – практический инструмент, используемый для понимания того, почему изменения в организации происходят или не происходят. А также для определения конкретных сил, воздействуя на которые можно ускорить или сделать возможным изменения в организации. «Анализ поля сил» помогает разработать конкретные стратегии проведения изменений в организации.

Сущность метода:

· Любая ситуация не может быть статической.

· Любая ситуация – результат взаимодействия двух независимых и противоположных групп факторов (сил).

· Эти группы факторов называют движущими и сдерживающими силами.

· Движущие силы – это факторы, выводящие ситуацию из ее текущего состояния.

· Сдерживающие силы – факторы, поддерживающие существующую ситуацию.

· Силы, способствующие изменению: инициатива и желание руководителя, знание менеджмента руководителями, необходимость сокращения потерь рабочего времени и оптимизации рабочего процесса, необходимость получения детальной информации для анализа и прогноза возникновение кризисной ситуации в коллективе, влияние технологического прогресса.

· Силы, препятствующие изменению: эгоистичные интересы сотрудников, непонимание и недостаток доверия к руководству, неправильная оценка ситуации, нежелание менять привычный стиль работы, естественный страх к переменам, угроза выявления контролем нарушений, отсутствие необходимых навыков

· Данные силы находятся в состоянии равновесия и полностью не исчезают никогда. Пока воздействия этих двух групп сил равны, поддерживается текущая ситуация.

· К изменению текущей ситуации приводит:

1. Возрастание мощности движущих сил;

2. Уменьшение мощности сдерживающих сил.

Задание 1: Дана конкретная проблемная ситуация. Определить и вписать в схему движущие и сдерживающие силы.

Задание 2: Изучить способы ослабления сопротивления персонала изменениям.

Соотнести в таблице способы ослабления сопротивления персонала и инструменты их реализации: В классической модели Курта Левина «Анализ поля сил» приводятся следующие способы ослабления сопротивления персонала изменениям:

Предоставление информации. При проведении изменений очень важно соблюдать принцип открытости. Планируемые изменения должны обсуждаться в коллективе открыто. Каждый должен иметь возможность высказать свои тревоги и опасения. Задача руководителя – максимально снизить опасения сотрудников от будущих изменений.

Участие и вовлечение. Имеет смысл прислушиваться к мнению сотрудников организации (особенно у тех, кого лично коснется изменение) и использовать их советы. Здесь нужно проявлять определенную осторожность, поскольку сам процесс общения может занять много времени и затормозить изменения. К тому же не все советы могут идти на пользу.

Помощь и поддержка. Подход может включать в себя обучение новым навыкам, управление стрессом, обсуждение общих проблем и др. Здесь тоже нужно проявлять осторожность, поскольку сам процесс общения может занять много времени и затормозить изменения.

Переговоры и соглашения. В некоторых ситуациях изменений совершенно очевидно, что не все получат выгоду от изменений, что будут «проигравшие». Например, ожидается сокращение штатов. В этом случае тем, кто попадает под сокращение, может быть предложена материальная компенсация или обучение для устройства на другую работу.

Манипулирование и преувеличение роли. Можно преувеличить роль некоторых сотрудников в будущих изменениях и, таким образом, не только снизить их сопротивление, в некоторых случаях можно получить поддержку. Тут есть две опасности. Во-первых, если люди почувствуют, что Вы ими манипулируете, сопротивление может резко возрасти. Во-вторых, сотрудники с преувеличенной ролью могут повлиять на изменение в непредсказуемом направлении

Возможные инструменты ослабления сопротивления персонала:

Индивидуальные обсуждения

Совещания в группах

Презентации

Письма

Отчеты

Информационные бюллетени

Предоставление информации

Участие и вовлечение

Помощь и поддержка

Переговоры и соглашения

Манипулирование и преувеличение роли

Задание 3: Смоделировать проблемную ситуацию, применить полученные навыки – разработать механизм решения проблемы на основании схемы проведения анализа. Контекст – введение (реализация) ФГОС 2 поколения.

Этапы проведения анализа

Составить описание ситуации

Проанализировать ситуации:

Определить характер возникшей в коллективе проблемы

Определить количество движущих и сдерживающих сил

Движущие

Сдерживающие

Оценить мощность групп движущих и сдерживающих сил (в баллах)

Движущие

Сдерживающие

Провести сравнительный анализ мощности действия движущих и сдерживающих сил

Определить способы ослабления сопротивления персонала изменениям

Определить способы повышения активности персонала

Определить пути разрешения проблемной ситуации

Составить экспертное заключение

Анализ поля сил (force field analysis, FFA) является структурой, предназначенной для

диагностирования проблемы и выбора приоритетных методов внесения необходимых изменений с целью эту проблему решить.

Анализ поля сил основан на работе Курта Левина, который ввел понятие поля или

некоторого пространства вокруг индивидуума, группы или организации. Внутри этого поля на них действуют различные силы. Речь идет о двух основных силах:

движущие силы (Driving Forces) и сдерживающие силы (Restraining Forces).

Движущие силы это силы, действующие в направлении перемены и заинтересованные в том, чтобы вывести ситуацию из того проблемного состояния, в

котором она находится в настоящее время.

Сдерживающие силы - это силы, которые препятствуют осуществлению перемены.

В лучшем случае, эти силы сохраняют существующее проблемное положение, а в худшем случае усугубляют его.

В состоянии равновесия (Equilibrium) два вида сил остаются в существующем

положении, и перемена неосуществима.

Каждая ситуация, которую мы хотим изменить, представляет собой модель динамического равновесия. Т.е. в каждый момент времени одновременно действуют оба вида сил - и движущие, и сдерживающие.

Цель использования метода состоит в том, чтобы добиться изменения баланса поля

сил так, чтобы можно было осуществить желаемое изменение. Т.е., цель состоит в том, чтобы увеличить действие движущих сил и одновременно устранить или уменьшить влияние сдерживающих сил.

Важно понимать, что если мы займемся только усилением движущих сил, это приведет к росту сопротивления сдерживающих сил, и существующее положение вещей еще более ухудшится. Поэтому важно действовать одновременно в двух

направлениях.

Этапы анализа поля сил.

1. Кратко опишите проблему / ситуацию, требующую изменения.

2. Опишите задачу, которую вы хотите достичь, в оперативных терминах.

3. Определите движущие и сдерживающие силы.

Величина силы это реальная или скрытая способность силы к сохранению статускво или осуществлению перемены. Т.е. оцените потенциальную мощность силы и

степень ее влияния.

Открытость силы : потенциал силы с точки зрения ее способности к изменению. Если речь идет о сдерживающей силе, то мы говорим о ее потенциале к

уменьшению, а если о движущей силе, то о ее потенциале к увеличению.

5. Укажите ключевых игроков.

Ключевые игроки - это основные фигуры, способные укрепить движущие силы и ослабить или устранить сдерживающие силы. К ключевым игрокам могут относиться: сотрудники вашей организации, финансирующие организации,

клиенты, лица, пользующиеся влиянием (представители СМИ, ученые, политики

и т.д.), лидеры и члены общины, обладатели важных ресурсов, и т.д.

6. Попробуйте определить те силы, которыми вы будете заниматься в первую очередь для того, чтобы осуществить желаемую перемену.

Два безусловных правила для определения сил.

1) Активные силы.

Чем выше степень открытости и величина сил, и чем выше способность игроков оказывать влияние на эти силы, тем выше вероятность успешного осуществления перемены. Это активные силы, которыми надо заниматься в первую очередь.

2) Ненужные силы.

Чем ниже степень открытости сил с точки зрения способности к изменению, и чем

меньше будет игроков, способных оказывать влияние на эти силы, тем более ненужными окажутся эти силы с точки зрения ваших целей, поскольку некому будет

ими заниматься. Не стоит тратить жизненно важные ресурсы на эти силы.

7. Систематическое планирование

На этом этапе вы должны перейти к планированию конкретных действий, с помощью

которых вы сможете укрепить движущие силы.

См. http://www.jdc-siberia.ru/downloads/problems/2.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Структурная модель Э.Берна

Структурная модель Э.Берна описывает личность в виде эго-состояний, под

которыми он понимает согласованный тип чувствования и переживания,

непосредственно связанный с соответствующим поведением. Берн четко различает внешний или социальный план и внутренний, психологический план, который касается внутреннего мира человека и его индивидуального восприятия событий.

Социальный план в концепции Берна представлен трансакциями в процессе общения, а внутренний эго-состояниями, которые он называетРодитель ,Взрослый

и Ребенок . Внутренний план в процессе общения проявляется во внешнем плане в обращении какой-либо ипостаси одного человека к другому и ответная реакция этой

ипостаси. Выделенные Берном три эго состояния можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1) Родитель - функции контроля над соблюдением норм и предписаний, а также покровительства и заботы. Это актуализация моральной сферы личности.Родитель находится над ситуацией. При обращении к ипостасиРодителя апеллируют к

этической системе человека, к устоям, к чувству долга при неизвестной и

неконтролируемой реакции. Отношение к Родителю максимально почтительно.

2) Взрослый - рассудок, переработка информации и вероятностная оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; это актуализация

рациональной сферы личности. Взрослый частично внутри и вне ситуации. При

обращении к Взрослому - это воздействие, которое имеет в виду прямую реакцию, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени оставляемую на усмотрение партнера, как сознающего, имеющего определенную свободу и возможности человека. Отношение кВзрослому уважительное

3) Ребенок - часть личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с

ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие

происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем.

http://humanities.edu.ru/db/msg/77159

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Метод принципиальных переговоров, или Гарвардская концепция переговоров

В процессе переговоров поведение участников может соответствовать трем различным подходам. Первый связан с противостоянием сторон, каждая из которых ставит в качестве непременного условия победу любой ценой. Стол, за которым

ведется диалог, уподобляется своеобразному полю битвы. Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции, ведут

себя заискивающе. Третий подход основан на понимании необходимости поиска взаимоприемлемого решения, которое в максимальной степени отвечало бы интересам обоих партнеров. Взаимные уступки, разумные компромиссы как бы

дополняют друг друга. Этот подход, при котором устанавливаются доверительные отношения, ведутся совместные «мозговые штурмы», является самым

перспективным. Данная концепция лежит в основе так называемого метода

принципиальных переговоров, разработанного в Гарвардском университете США и подробно описанного в книге Роджера Фишера и Уильяма Юри «Путь к соглашению,

или переговоры без поражения» (М.,1992). Метод заключается в требовании

решения проблемы исходя из ее качественных признаков, т. е. из существа дела. Партнеры стремятся найти взаимную выгоду там, где это возможно. А там, где их интересы не совпадают, добиваются такого результата, который был бы обоснован справедливыми нормами.

Метод характеризуется четырьмя основными правилами. Каждое из них составляет

базовый элемент переговоров и служит рекомендацией по их ведению. Первое правило: «Сделайте разграничение между участниками переговоров, отделите человека от проблемы». Обсуждение черт характера, критика личных качеств коммуникантов недопустимы, так как обостряют противоречия, мешают ходу рассмотрения проблем.Второе: «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях». Вместо того чтобы спорить о позициях, надо исследовать определяющие

их интересы. Третье : «Разработайте взаимовыгодные варианты».Четвертое: «Найдите объективные критерии». Для того чтобы переговоры были более

справедливыми, приглашаются посредники, наблюдатели, независимые эксперты. В конце контакта достигнутые результаты фиксируются в письменном виде.

После встречи отмечают положительные и отрицательные моменты с тем, чтобы

совершенствовать переговорную стратегию и тактику.

Работу Р.Фишера и У.Юри «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Вы можете прочитать на сайте http://rus.1september.ru/2001/30/6_12.htm

Мирные переговоры

О переговорах кто-то верно сказал: вы добиваетесь не того, чего заслуживаете, а того, о чем смогли договориться. Часть российского бизнеса привычку

договариваться считает вредной. В оппоненте видят лимон, выжимание которого требует усилий. «Они умели вести переговоры» – говорят сейчас о молодых профессионалах, сделавших бизнес на приватизационных сделках и корпоративных

захватах. Однако компании, работающие на общий с партнером результат, совсем иначе смотрят на эффективность переговоров.

Одними из первых концепция беспроигрышных переговоров (win-win) была

предложена профессорами Гарвардского университета Роджером Фишером и

Уильямом Юри. Их взгляды оказались созвучны корпоративным культурам многих

мировых компаний. Этот опыт постепенно перенимают российские бизнесмены – что особенно заметно на примере того, как они ведут переговоры с зарубежной стороной.

В 1981 году в своей книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджер Фишер и Уильям Юри описали концепцию principled negotiation – принципиальных (рациональных, конструктивных, интегративных) переговоров. Она задумывалась

создателями как альтернатива переговорам мягким (участники – друзья, цель –

соглашение) и жестким (участники – противники, цель – победа).

проблему». А их целью является «разумный результат, достигнутый эффективно и

дружелюбно». Характерные признаки своего подхода американские авторы облекают в формулировки, тренирующие воображение: «отделяйте людей от

проблемы», «настаивайте на применении объективных критериев», «обдумывайте взаимовыгодные варианты», «концентрируйтесь на интересах, а не на позициях».

Получила известность и другая схема, предложенная профессорами бизнес-

колледжа при Техасском техническом университете Грантом Сэвиджем, Ричем Соренсоном и Джоном Блейром. Они выделяют четыре основные стратегии

переговоров: жесткая конкуренция, явные уступки, доверие и сотрудничество,

намеренный отказ от переговоров. Чтобы в той или иной ситуации выбрать уместный вариант, руководителю предлагается ответить на два вопроса: насколько

важен для него исход переговоров и какую роль играют взаимоотношения с партнером.

В жестких переговорах стараются не делать уступок – считается, что это проявление слабости и верный путь к поражению. Однако уступки могут быть взаимными. Такая симметрия особенно полезна на этапе заключения партнерства.

В жестких переговорах преимущество априори отдается тем, кто занимает крайнюю

позицию и готов стоять на своем до конца. Реакцию визави в этом случае предугадать несложно: ответная твердолобость и нежелание идти на компромисс.

Впрочем, глухота к чужим интересам может иметь и более серьезные последствия. Иногда участникам переговоров приходится считаться с отношением к себе со

стороны не только оппонента, но и целого рынка.

Еще один постулат жестких переговоров – предельная закрытость. «Не позволяйте себя просчитать», «Раскрывая карты, вы делаете себя слабее» – учат специалисты

по «коммуникативному взаимодействию». В трудной ситуации президент

компьютерной компании DPI Евгений Бутман поступил прямо противоположным образом – как он считает сейчас, единственно правильным.

Многие компании стараются заранее наметить точку выхода из переговоров: их

«жестко» прерывают, если в какой-то момент условия соглашения перестают

отвечать минимальным требованиям одной из сторон. Альтернатива такому шагу – взять таймаут, за время которого неуступчивый переговорщик может передумать и

смягчить свою позицию. Важно, чтобы при этом сохранялся его интерес к сделке.

http://www.aksionbkg.com/library/112/?i_9432=10437&print=yes

Анализ силового поля - это метод управления, применяемый для диагностирования ситуаций. В любой ситуации есть как движущие, так и сдерживающие силы. Движущие силы - это те, что толкают процесс в определенном направлении. Их примерами могут служить воздействие руководства, материальное поощрение и конкуренция. Движущим силам противодействуют сдерживающие. Примерами сил, которые мешают переменам, могут служить апатия и враждебность. Такой анализ позволяет определить, действие каких движущих сил следует усилить и действие каких сдерживающих сил необходимо ослабить или вовсе исключить.

Анализ силового поля полезен при изучении переменных, от которых зависит успех реализации программы изменений. Это важный метод анализа всех сил, которые выступают «за» и «против» перемен. Проведя такой анализ, вы сможете наметить меры по поддержке тех, кто отстаивает то или иное решение, и по ослаблению влияния оппозиционеров. Этот метод позволяет вам оценить каждую силу и решить, не следует ли вообще отказаться от своего плана.

Последовательность шагов при проведении анализа силового поля такова.

1. Перечислите в одной колонке все силы, поддерживающие перемены, а в другой - все силы, противодействующие переменам.

3. Постройте диаграмму, показывающую соотношение сил, выступающих «за» перемены и «против».

Пример

Представьте, что вы - управляющий, которому нужно решить, следует ли установить на заводе новое оборудование. Чтобы провести анализ силового поля, нарисуйте схему, аналогичную изображенной на рисунке. Исходя из полученных результатов вы можете предложить, чтобы в первоначальный план было внесено несколько изменений.

Обучив персонал (что увеличит затраты на 1 балл), вы сможете уменьшить страх перед новой технологией (на 2 балла).

Нужно показать персоналу, что перемены необходимы для выживания компании (новая сила «за», +2 балла).

Нужно продемонстрировать персоналу, что новые машины сделают работу более интересной и разнообразной (новая сила, +1 балл).

В связи с ростом производительности труда можно повысить зарплату (затраты +1 балл, сокращение сверхурочных -2 балла).

Можно установить машины несколько иного типа, снабженные фильтрами для предотвращения загрязнения окружающей среды (воздействие на окружающую среду -1 балл). Эти поправки к плану изменили бы соотношение сил с 11:10 (против плана) до 13:8 (в пользу плана).

8 Вопросы «семи W» и «да-нет»

Существуют два вида вопросов, которые можно использовать для конкретизации проблемы: вопросы «семи W» и вопросы «да-нет». Вопросы «семи W» - кто (who), что (what), где (where), когда (when), с чем (what... with), каким образом (what way) и в какой степени (to what extent) - позволяют яснее понять проблему. Если вы зададите такие вопросы, как «О ком идет речь?», «Что конкретно произошло?», «Где это случилось?», «Когда это случилось?», «С чем это связано?», «Каким образом это случилось?» и «В какой степени это может повлиять на ситуацию?», то составите себе гораздо более полное представление о проблеме.


Более цельную картину происходящего вы получите, и если зададитесь вопросом, что могло бы произойти, хотя и не произошло.

Таблица - Вопросы «да-нет»

Вопросы «семи W» и «да-нет» можно задавать одновременно. Например,

спросив, что произошло, вы можете тут же поинтересоваться тем, чего не случилось, хотя и могло случиться, и т.д. Сравнение того, что случилось, с тем, что могло произойти, но все же не произошло, также позволяет определить возможные причины происходящего. Примерный список таких вопросов приводится в таблице.

Вопросы «семи W» и «да-нет» используются, для того чтобы получить более четкое и полное представление о проблеме и ее возможных причинах.

Пример

Несколько лет тому назад компания Fiberfix разработала новый вид пряжи для производства ковров. На стадии разработки процесса возникли серьезные проблемы: число обрывов нити при ее намотке на катушки было выше экономически оправданного. Для решения этой проблемы создали специальную команду, которая использовала вопросы «семи W» и «да-нет».

Таблица - Вопросы «семи W» и «да-нет», используемые для решения проблемы «обрывы нити».

9 Диаграмма «почему-почему»

Диаграмма «почему-почему» является разновидностью диаграммы «скелет рыбы». Этот метод позволяет установить причину возникновения проблемы, задавая вопрос «почему?» от трех до пяти раз. Например, если кто-то говорит, что у вас плохая продукция, и вы хотите понять, в чем причина низкого качества ваших продуктов, то вы спрашиваете его: «Почему?». Он вам что-то отвечает, вы снова спрашиваете его: «Почему?», и так продолжается до тех пор, пока вы не получите абсолютно исчерпывающего ответа.

Диаграмму «почему-почему» используют для последовательного выявления коренных причин возникновения проблемы.

Пример

На рисунке представлена диаграмма «почему-почему», отражающая коренные причины возникновения проблемы «низкие продажи продукции».

Анализ силового поля был разработан Куртом Левиным для того, чтобы проблемы могли быть представлены наглядно . Этот метод опирается главным образом на аналитическое мышление. Он применяется при рассмотрении множества ситуаций и должен находиться в арсенале всех групп, решающих проблемы.

Данный метод представляет каждую проблему как баланс двух противоположно направленных систем сил.

Силы одной из этих систем пытаются изменить текущую ситуацию в лучшую сторону и называются движущими. Противостоящие им силы стремятся

Рис. 31. Диаграмма сил и факторов, содействующих и препятствующих решению проблемы Анализ силового поля состоит из шести шагов.

изменить ситуацию в худшую сторону и называются сдерживающими. На диаграмме это выглядит следующим образом (рис. 31):

Шаг 1 Группа должна определить наихудшую и идеальную из возможных ситуаций, касающихся данной проблемы. После анализа решаемой проблемы, сбора и интерпретации данных текущее состояние дел должно стать более понятным. Для этого следует записать на отдельных больших листах наилучший и наихудший сценарии развития ситуации и поместить их на левом и правом краях поля из трех больших листов, разлинованного как показано ниже в таблице 13:

Таблица 13 СИТУАЦИЯ Наихудшая текущая Идеальная Важн

силы Легкость изменения силы Важно

силы Легкость изменения силы группой другими людьми группой другими людьми Движущие силы Сдерживающие силы Лист 1 Лист 2 Лист 3 Шаг 2 Далее группа обсуждает и согласовывает сдерживающие силы, препятствующие движению группы к идеалу и изменяющие ситуацию в худшую сторону. Необходимо зафиксировать их на большом листе. Когда все такие силы будут выявлены, группа должна проранжировать их по важности, используя шкалу, приведенную ниже (табл. 14): Определение Рейтинг Ключевое влияние - жизненно важно устранить эту силу для решения проблемы 4 Значительное влияние - определенно поможет решению проблемы, если мы сможем изменить эту силу 3 Изменив эту силу, мы достигнем некоторого прогресса, но вряд ли это существенно повлияет на ситуацию в целом 2 Незначительное влияние на проблему 1 Эти оценки должны быть записаны в соответствующей колонке таблицы анализа силового поля, приведенной выше.

Шаг 3 Повторяются действия шага 2, но на этот раз внимание должно быть сосредоточено на движущих силах.

Шаг 4 Группа должна рассмотреть эти две совокупности сил и обсудить, насколько легко они поддаются изменению. И снова необходимо использовать систему оценок. Она устроена следующим образом (табл. 15):

Таблица 15 Определение Рейтинг Сила, которую легко изменить 4 Сила, которая может быть изменена с некоторыми усилиями 3 Сила, которую очень трудно изменить полностью, но возможно изменить незначительно, прилагая большие усилия 2 Стойкая, не поддающаяся изменению сила 1 При оценивании сил таким способом группа должна обсудить, кто конкретно сможет оказать влияние на все эти силы.

Та же самая система оценки должна быть использована при заполнении графы «Группа», в которой оценивается способность самой группы влиять на данную силу. Аналогично заполняется графа «Другие», в которой оценивается способность других людей оказывать влияние на рассматриваемую силу. Обе графы должны быть заполнены по всем силам до перехода к следующему шагу.

Шаг 5 На этом этапе группе необходимо оценить, на каких силах следует сосредоточить свое внимание. Это может быть сделано с помощью цифр: суммированием оценок важности и способности оказывать влияние на конкретную силу (группы или других людей). После этого группе необходимо выявить высшие оценки, поскольку они обозначают одновременно как важность силы, так и возможность легко повлиять на нее либо самой группой, либо другими людьми.

Теперь, когда группа поняла, на чем следует сосредоточить свои усилия, она может начать разработку плана действий, то есть перейти к шагу 6.

Шаг 6 Чтобы составить эффективный план действий, группа должна ответить на несколько вопросов, которые помогут определить конкретные шаги, направленные на уменьшение/устранение сдерживающих сил и усиление движущих сил. В большинстве случаев лучше начать с составления плана действий по уменьшению или устранению сдерживающих сил, так как это наиболее эффективный путь решения проблемы.

Следующие вопросы помогут обеспечить эффективное планирование действий:

Что именно нужно сделать?

Кто будет это делать?

Где это будет делаться?

Как это будет распространяться и поддерживаться?

Анализ силового поля является очень мощным методом для генерации идей решения проблемы и последующего их ранжирования. Стоит только участникам группы овладеть данным методом, как они начинают получать удовольствие от его применения.

Проведение анализа силового поля включает в себя следующие шаги: 1.

Определить наихудшую и наилучшую из всех возможных ситуаций. 2.

Выделить сдерживающие силы и оценить их. 3.

Выделить движущие силы и оценить их. 4.

Оценить возможности влияния на данные силы. 5.

Выявить приоритетные области для дальнейшего рассмотрения. 6.

Составить план действий по решению проблемы.