Японское название Ajisai . Большинство видов гортензии – кустарники высотой 1-3 м. Цветы собраны на конце стебля в шарообразные соцветия. У наиболее популярной гортензии крупнолистовой (более 600 сортов) – цветы могут быть белого, синего, сиреневого, розового, красного цвета (зависит от кислотности почвы). В Японии временем пика цветения гортензии является сезон дождей (середина июня). Вокруг многих храмов и святилищ произрастает множество кустов гортензии (иногда до 150 тысяч): Meigetsu-in в Камакуре, Fujimori Jinja, Tofukuji в . В сезон цветения в святилищах и парках Японии проходят Фестивали Гортензии (Ajisai Matsuri).

Ликорис / Higanbana

Ликорис цветет – и помереть невозможно в такую пору. (с) Танэда Сантока

Ликорис (Higanbana ), латинское название – Lycoris radiata (луковичное растение семейства амариллисовых). Оно ведет свое происхождение из греческой мифологии – нереида Ликорис славилась своей красотой. В английском языке часто встречаются названия Red Spider Lily (Красная паучья лилия) и Hurricane Lily (Ураганная лилия) – из-за того, что цветет перед началом периода ураганов. На японском же основное название этого цветка – Higanbana (Хиганбана) . Цветет он в сентябре – как раз в период осеннего равноденствия – Хигана (Aki no Higan) . Но кроме этого у ликориса еще множество имен: shibito-bana – «цветок умерших», yuurei-bana – «цветок призраков», tengai-bana – «цветок, который похож на тэнгай» (украшение купола буддийского храма), yome no kanzashi — «цветок, который похож на (традиционная шпилька) невесты», doku-bana – «ядовитый цветок», manjushage (на санскрите – «manjusaka») – «небесный цветок» (в буддийских сутрах есть упоминание о падающих с неба красных цветах, приносящих радость), jigoku-bana –»адский цветок», kamisori-bana – «цветок-бритва», kizune-bana – «лисий цветок». Так загадочно и неоднозначно. И все бы ничего, и на фото цветы красивые, однако около домов ликорис не сажают – это цветок, посвященный мертвым. Он любит расти на полях сражений, где пролилась кровь воинов. Традиционно ликорис сажают на кладбищах (не только как украшение, но и для защиты от животных из-за его ядовитости). Считается, что если принести цветы в дом, это может навлечь пожар. А вот на границах рисовых полей японцы высаживали ликорис специально. Во-первых, луковицы укрепляли почву, не позволяя ей выветриваться и размываться водой. Кроме того, ядовитые растения защищали посевы от грызунов. И, наконец, во время неурожая луковицы и стебли употребляли в пищу (яд можно было вымыть большим количеством воды). Стебли ликориса появляются из земли осенью и на них расцветают ярко-красные цветы. Потом цветы увядают и появляются листья, которые остаются до начала лета. Так цветы и листья никогда нельзя увидеть вместе. В Корее ликорису дали название «сан чо» – «цветы скучают по листьям, а листья по цветам».

Глициния / Wisteria / Fuji


Японское название Fuji – род листопадных лиан. В природе они растут в Китае, Корее и Японии, а также в юго-восточных районах США. Наиболее известны китайская и пышноцветущая (или японская) глицинии. Лиана может подниматься вверх до 20 метров, закручиваясь вокруг ствола поддерживающего дерева или искусственной опоры. Цветет глициния весной или в первой половине лета (в зависимости от вида). Соцветия душистых цветов лилового, белого, розового, синего цвета могут быть до 1 метра в длину. Глициния используется в ландшафтном дизайне. На фестивалях ею часто украшают повозки или «цветочные зонтики».

Камелия / Camellia / Tsubaki


Японское название Tsubaki . Относится к семейству чайных. В Японии (да и за ее пределами) наиболее известна Камелия японская (Camellia japonica) , ведущая свое происхождение из Юго-Западного Китая. Дикая камелия представляет собой вечнозеленый кустарник высотой 6-9 метров с красными цветками диаметром 5-8 см, имеющими пять-шесть лепестков и густые тычинки. Выведено также множество гибридов красного, розового, кремового и др. цветов. Некоторые из них – махровые, похожи на розы или пионы. Одно из названий камелии – «зимняя роза». В районах с мягким климатом она может цвести и среди зимы, продолжительность цветения 4-5 месяцев. Камелия широко применяется для озеленения парков, садов и помещений.

Сакура / Sakura


(яп. — Sakura ) – . Дикая сакура произрастает в Китае, Корее и Японии, но в Японии с давних пор выводят новые разновидности (их существует несколько сотен). Наиболее популярный вид сакуры – Somei Yoshino . Ее лепестки чисто белые, только чуть розоватые у основания цветка. Fuyuzakura — зимняя сакура начинает цвести осенью, а также иногда – и зимой. У Yaezakura большие цветки с темно-розовыми лепестками. Shidarezakura (плакучая вишня) имеет свисающие вниз длинные ветви с каскадом розовых цветов. Мелкие плоды сакуры в пищу не употребляют. В кулинарии используют засоленные или маринованные цветы (для придания блюдам аромата), а также листья, в которые заворачивают сакура-моти – сладкие рисовые колобки с пастой из сладких бобов.

Токкобана — цветок камикадзе / Ookinkeigiku / Tokkobana


Кореопсис. Японцы называют этот цветок Ookinkeigiku , что означает куриная хризантема. Кореопсис принадлежит к семейству Астровые (Asteraceae), его родственниками являются хорошо известные нам ромашка, одуванчик, астра и подсолнечник. Это многолетнее травянистое растение, стебли ветвистые до 60 см высотой. Листья черешковые, ланцетные или почти линейные, поднимаясь по стеблю почта сходят на нет. Язычковые цветки бывают от золотисто-желтых до темно-желтых, они очень красиво цветут с июля примерно два месяца. Растение любит солнечный свет, в Японии его часто можно увидеть вдоль взлетно-посадочных полос аэродромов. В Стране восходящего солнца есть и второе название этого цветка, японцы называют его Tokkobana, что означает «цветок камикадзе».

Этот цветок, растущий , называется tokkobana на японском языке. Tokkobana буквально означает «цветок специальной атаки», но это слово также может быть переведено как «цветок камикадзе». По легенде, они появились здесь, потому что эти цветы уронили из своих самолетов, когда пролетали над горой Kaimon над самой южной точкой материковой Японии на пути к Окинаве. Кроме того, желтый токкобана обильно цветет в мае и июне вблизи взлетно-посадочной полосы авиабазы Kanoya, которая во время войны служила в качестве базы для вылета наибольшего число пилотов-смертников. Когда появились эти цветы в Японии остается загадкой. Есть несколько предположений. Наиболее правдоподобная, что самолеты возвращались во время Второй мировой войны на базу и принесли семена цветов на своих колесах. Другие считают, что пилоты, которым было по 18-20 лет, по большому счету еще дети, любили красоту природы и сами привезли цветы.

Цветы токкобана играют центральную роль в телевизионном фильме Я. Маири «A Moon Twenty-six Days Old» (Луна Двадцать шесть дней). Трое молодых летчиков камикадзе поселились в маленькой гостинице накануне их вылета, они становятся друзьями восьмилетней девочки на постоялом дворе. Когда они уходят утром, девочка дает каждому из них букет желтых цветой токкобана, которые трое пилотов сбрасывают на нижних склонах горы Kaimon, где сегодня растет огромное поле этих цветов.

Растения в японских садах

Растения – несомненно, самый важный элемент любого сада. Но с размещением растений в японском саду надо быть очень осторожным. Любой перебор может негативно сказаться на общем восприятии сада, и даже полностью перечеркнуть все усилия по его созданию. Однако это не значит, что мы должны посадить одно дерево и окружить его камнями. Хотя и такой вариант на маленьком клочке земли будет смотреться по-японски. Если же вы планируете отдать под японский сад достаточно большую часть участка, необходимо продумать чередование «пустоты» и «зарослей».

В японских садах очень редко можно встретить пестролистные растения или яркие цветы. Гораздо большее значение имеют различные оттенки зеленого цвета, сочетание форм и текстур, игра света и тени. Кроме того, японские сады должны выглядеть привлекательно не только летом, но и в остальные сезоны, акценты должны сменять друг друга, создавая череду картин. Продумайте, как будет выглядеть тот или иной уголок, например, зимой, когда на деревьях нет листвы, и главную роль начинают играть хвойные деревья и кустарники, беседки и фонари, живописная графика веток, покрытых инеем или снегом? Где осенью будут вспыхивать яркими красками клены или бересклеты? Что в саду привлечет ваше внимание на рассвете или в ночные часы?

Выбор растений для уголков в японском стиле не так уж мал. Но не стоит увлекаться посадкой настоящих «японских» деревьев и кустарников, так как многие из них недостаточно зимостойки для средней полосы России. И даже если растение не погибнет, то постоянные обмерзания-подгорания будут портить вид сада из года в год, и, в результате, мы никогда не увидим той картинки, которую запланировали. Еще один аргумент в пользу зимостойких растений – необходимость укрытия неженок. Многие из нас живут при саде круглогодично, и вид «белых мумий» на участке не добавит ему красоты в осенне-зимний период. Плюс ко всему, если перестараться с укрытием, растение может выпревать зимой, на нем образуются различные грибковые инфекции.

Итак, первая группа растений, которую мы рассмотрим – древесные. Как правило, весна в японских садах у нас ассоциируется с сакурой. Это дерево является олицетворением чистоты, благополучия, стойкости, и даже символом самой Японии. Многие японские сады открываются именно в период ее цветения, непродолжительность которого еще более усиливает эффект. Но сакура - это не определенное дерево, а, скорее, собирательный образ, включающий в себя некоторые виды вишен, слив, черемух. Те, что растут в самой Японии, не подходят для России. Однако цветение многих наших видов ничуть не уступает по красоте японским. Так, достойной заменой сакуры в нашем климате может стать вишня сахалинская (довольно высокое дерево), вишня войлочная (небольшое деревце или куст), некоторые сорта декоративных яблонь (например, яблоня Недзвецкого), луизеания, миндаль Ледебура или даже миндаль степной. Неплохо в качестве замены будет смотреться и магнолия. Только сорта нужно выбирать наиболее устойчивые для средней полосы и с розовыми цветами.

Осенью роль первой скрипки играют клены. Несомненно, японские клены необыкновенно хороши. Некоторые из них успешно выращиваются в российских садах. Но все же это – определенный риск. Если же вы все-таки решили остановиться на японском клене, подберите ему хорошее место: теплое, защищенное от ветра, желательно рядом с водоемом. Первые годы японские клены на зиму лучше укрывать.

Если вы не хотите рисковать, можно посоветовать несколько достойных замен. В первую очередь, это клен ложнозибольдов. Его листва настолько похожа на листья японских кленов, что при беглом взгляде их легко спутать.

Правда, форма у этого клена – не «японская», что, впрочем, можно исправить правильной обрезкой.

Клен маньчжурский, напротив, имеет очень красивую крону, но сами листья отличаются по форме от листьев японских кленов.

Однако, на расстоянии это не заметно.

И, наконец, клен серебристый также может подойти в качестве альтернативы. Но у него есть большой недостаток – он вырастает в огромное дерево. Поэтому такой клен можно сажать только при определенном достатке места.

Зимой лидирующая роль переходит от кленов к хвойным растениям, в первую очередь, к соснам. Некоторые виды сосны обыкновенной и сосны горной годятся для формирования садовых ниваки. Конечно, на это могут уйти годы, но сформированные растения можно купить и в садовых центрах. Стоят они, как правило, недешево, но зато вы сразу получаете красивый вид. Кроме того, ниваки не должно быть много на участке, достаточно одного красиво сформированного дерева в достойном окружении.

Еще одно «японское» растение – бамбук. К сожалению, в наших условиях он не растет, за исключением некоторых видов, как правило, очень невысоких. Например, саза. Конечно, зимой надземная часть у нее отмирает, и весной приходится ждать, когда отрастут новые стебли. Но, если подобрать для нее хорошие условия, за сезон саза может вырасти до полутора метров.

Второй вариант - фаргезия. Зимой ее необходимо укрывать, по крайней мере, первые годы. Зато, если создать для фаргезии подходящие условия, некоторые ее виды могут у нас вырастать до трех метров (Fargesia nitida).

И все же густых зарослей высокого бамбука у нас сделать не так-то просто. Выходом в этой ситуации может послужить посадка такого дерева, как ива. У некоторых ее видов листья очень похожи на листья бамбука. Например, ива Шверина улучшенная. Однако нужно учитывать, что это большое дерево, а сходство с бамбуком имеют лишь молодые побеги. Поэтому, если выбирать иву Шверина в качестве заменителя бамбука, ее придется резать каждый сезон на пень.

Стволы бамбука также очень похожи на стволы горца сахалинского. Можно обрывать нижние листья и получить вполне бамбуковые «заросли». Но это – агрессор, с ним надо быть очень осторожным. Использовать горец сахалинский можно только там, где его расползание не будет мешать другим растениям и где ему будет отведено достаточно места.

Немного напоминает бамбук крушина ломкая Fine Line. Ее тонкие длинные листья и колоновидная крона издали придают растению сходство с бамбуком, а высокая зимостойкость позволяет не мучаться с укрытием и довольно быстро получить нужный результат. Осенью крушина окрашивается в красивый желтый цвет. Единственный нюанс, который необходимо учитывать - это растение подлеска. Поэтому на полном солнце крушина чувствует себя неважно: листья мельчают, часто сохнут. Лучше посадить ее в тенистом месте, защищенном от ветров и, в идеале, где хорошая влажность воздуха.

Вторая группа растений – кустарники. Здесь выбор более разнообразен.

В первую очередь это рододендроны и азалии. К выбору походящих сортов и к выбору места посадки надо подходить очень внимательно. Не все рододендроны хорошо переносят наши зимы (особенно это касается вечнозеленых), но многие неплохо прижились у нас в садах и радуют своим цветением даже после довольно суровых зим.

Для японских садов больше подходят листопадные сорта. Их «поэтическая корявость», более нежная и изящная, по сравнению с вечнозелеными рододендронами, листва – вполне в духе японского сада. Кроме того, они лучше зимуют, и их не надо укрывать. Но и им лучше подобрать хорошее место. Все рододендроны любят влажный воздух и не переносят пересыхания корневой системы. Поэтому посадить их лучше около водоемов, а землю замульчировать или хвойным опадом, или сосновой корой. Ну и, конечно, поливать в засушливые периоды. Ответственно нужно подойти и непосредственно к самой посадке рододендронов. Они любят легкую и кислую почву. Поэтому, если на участке сплошная глина, расти на ней рододендроны не будут. Необходимо найти место повыше, и заменить землю на кислый торф.

Очень привлекательно выглядят в Японии «всхолмленные» поверхности из азалий.

Однако эти растения – более нежные по сравнению с рододендронами, и в средней полосе России на зиму им необходимо укрытие. Укрывать один-два кустика несложно, но укрывать десять – уже проблема. К тому же, шесть месяцев в году мы будем вынуждены любоваться на укрывной материал. Поэтому создавать из азалий «стриженые холмы» не стоит. Не годится на эту роль и самшит, хотя в более южных районах его использование будет кстати. Многие и у нас успешно выращивают самшиты, однако всегда есть риск потерять растения.
Лучше всего для таких целей подойдут невысокие летнецветущие спиреи или барбарисы, из которых можно формировать «подушки», «волны», «холмы», подстригая их под наплывающие друг на друга полусферы. Спиреи, помимо всего прочего, еще и порадуют вас долгим и ярким цветением.

Также для этих целей подойдет стефанандра надрезаннолистная Криспа.

Необыкновенно хороша как форма, так и осенняя окраска, у бересклета. Особенно выделяется бересклет крылатый. Также из него можно сделать ниваки.

Но и европейский очень красив.

Следующая группа растений – многолетники. В Японии они используются довольно ограниченно, но для некоторых сделано исключение.

В первую очередь, это ирисы, листья которых символизируют мечи самураев. Лучше всего они смотрятся в больших группах, около водоемов или зигзагообразных мостов яцухаси . В Японии выращивают ирисы японские, но в наших условиях стоит заменить их ирисами сибирскими, которые более устойчивы.

Иногда подойдут и бородатые ирисы.

Второе по значимости растение среди многолетников – хризантема. Этот цветок украшает сад осенью, словно излучая последние лучики солнца ушедшего лета. Хризантема является символом солнца, ее изображение часто можно увидеть на японских гравюрах.

Кроме ирисов и хризантем, в японских садах вполне уместны будут некоторые хосты, астильбы, волжанки и другие тенелюбы. Их также лучше всего размещать группами около водоемов или в тенистых уголках.

К особой группе относятся мхи и папоротники. Конечно, таких идеальных условий для них, как в Японии, очень сложно добиться, если только участок не расположен в лесу. Но в любом саду найдется тенистый влажный уголок, где эти растения будут чувствовать себя комфортно.

Мхи и папоротники не требовательны к почвам, но предпочитают чуть кислую реакцию. Поэтому, если вы хотите «состарить» камень, покрыв мхом, поливайте его кислым молоком или кефиром. «Состаренность» мхи могут придать не только камню, но и определенному уголку, и даже всему саду. Они смягчают контуры дорожек и камней, привносят аромат леса, их хочется потрогать – настолько они похожи на бархатный ковер. Но то, что мох можно встретить в лесу, растущий сам по себе, не значит, что в саду он не будет требовать ухода. Прополка, уборка опавшей листвы осенью для него жизненно необходимы. Ну и, конечно, самое главное для мха - полив. Если место тенистое, то поливать надо лишь в засушливые периоды. Если же туда попадает солнце, особенно полуденное, полив должен быть практически ежедневным. Часто можно видеть картину, когда мох летом буреет, подсыхает. В основном это происходит из-за сухой погоды. Однако осенью он восстанавливается и снова радует нас изумрудной зеленью, вплоть до установления снежного покрова.

Бывают случаи, когда ковер из мха нужен на солнечном месте. В таком случае вполне подойдут различные почвопокровные растения: очитки, тимьян, котула, камнеломка, мшанка и др. Можно посадить и газонную траву, но в этом случае площадь должна быть достаточно большой, склоны (если это холмы) относительно пологие, и не очень много растений или камней, так чтобы косить газон было не слишком сложно .

Флора и фауна Японии разнообразна, что обусловлено благоприятным климатом и большим количеством влаги, а также имеет свои особенности, что связано с островной изоляцией территории. Здесь распространены эндемики - растения и животные, обитающие только в данной местности. В Японии насчитывается 2750 видов растений, множество животных и птиц, реки, озера и моря богаты рыбой. Леса покрывают около 60% всей территории.

Растительный мир Японии

Растительность Японии разнообразна. Здесь произрастают виды, которые характерны для тропических, субтропических и умеренных климатических зон.

На острове Кюсю в зоне морского побережья произрастает тропический лес, а выше - субтропический. Также именно субтропический лес характерен для острова Сикоку и юга острова Хонсю. Здесь можно увидеть вечнозеленый дуб, эндемичную сосну, кипарис, тую, криптомерию и многоплодник. Подлесок занят гарденией, азалией, аралией и магнолией. На острове Хонсю можно увидеть уникальный лавровый лес.

Наиболее распространенными деревьями выступают камфорные лавры, кастанопсисы, дубы, бадьяны, камелии и симплокосы, в некоторых местах встречаются бамбук и гинкго.

Острова Рюкю преимущественно покрыты влажными тропическими лесами: разнообразными пальмами, древовидным папоротниками, саговником, подокарпусом, банановыми деревьями, фикусами и другими растениями. На горных территориях произрастает вечнозеленый дуб и тропические хвойные деревья (сосны акамацу, тсуги, пихты и др.). Также широкое распространение получили здесь эпифиты и лианы. На острове Какую произрастает естественный лес, состоящий из японской криптомерии, в котором встречаются деревья, возраст которых доходит до 2 тысяч лет. Диаметр таких редких экземпляров достигает 5 метров, а высота - 50.

Высокая часть острова Хоккайдо покрыта елово-пихтовыми лесами, в нижнем ярусе встречается бамбук. На горных верхушках Хонсю произрастают рододендроны, кедровые стланики, верещатник, альпийские и субальпийские луга. На побережье южных островов встречаются мангровые деревья.

В северной части острова Хонсю и в южной части Хоккайдо простирается широколиственный листопадный лес, в котором доминируют буки, дубы, каштаны, клены, ясени, липы, вязы, березы, грабы, хмелеграбы, дзельквы и багатоплидники. Горные склоны покрыты хвойно-широколиственным лесом (криптомерии, кипарисовики, тсуга, лжетсуга, тыс и др.).

Естественный растительный покров этого островного государства сильно пострадал от рук людей. Так, значительную часть лесов заменили сельскохозяйственные угодья.

Животный мир Японии

Фауна не столь разнообразна, как флора, что обуславливается территориальной изоляцией островов.

На Сикоку можно увидеть японских макак, белогрудых медведей, пятнистых оленей, серау, кабанов, соболей, енотовидных собак, лис, выдр, летяг, белок, бурундуков, зайцев, пасюков, мышей, сонь, бурозубок, белозубок, а также буревестников и медных фазанов.

На острове Кюсю обитают японские макаки, белогрудые медведи, барсуки, японские соболи, енотовидные собаки, пятнистые олени, пасюки, лисы, японские сернау, кабаны, летяги, бурундуки, белки, мыши, сони, полевки, зайцы, бурозубки, белозубки, кроты и могеры. Из пернатых можно встретить медного фазана, мандаринку, поганка, пеганка, из пресмыкающихся - якусимского геккона.

На Хоккайдо распространены бурые медведи, енотовидные собаки, горностаи, ласки, белки, бурундуки, соболи, зайцы, японские макаки, олени и разнообразные грызуны. Среди пернатых можно выделить японского трехпалого дятла, билоплечих орланов, рыбных филинов, дубоносов и др.

На Хонсю обитают белогрудые медведи, лисы, серау, макаки, олени, кабаны, барсуки, горностаи, енотовидные собаки, соболи, зайцы, многие виды грызунов. Встречается здесь и множество птиц: беркуты, фазаны, зарянки, стрижи, кедровки, куропатки, буревестники, чайки, сойки, вороны, дрозды, поползни и др.

В пресных водах Японии водится карась и карп, крабы, раки и черепахи. В прибрежных морях и Тихом океане обитает множество видов рыб: лососевые, тресковые, окуни, тунец, угорь, сайра и др.

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.

В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду . Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений , присущих не только природе Азии, но и умеренной зоне климата, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или « суми ». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза « Меньше – значит лучше » впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета

Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст

Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник , привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник , размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай . Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта « пустота » – ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство , или « ма », определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами « инь » и « ян ». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия « ваби » и « саби ». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то « единственное в своем роде », или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как « налет времени ». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» – взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью?), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа « миегакуре », или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка , иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты японского сада

Камни в японском саду

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, – наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни . Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природе, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Применение камней в японском саду весьма обширно :

построение из них интересных композиций;

оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок;

создание из гравия символических водных ландшафтов;

использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.

Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Некоторые основные правила работы с камнями :

Если вы создаёте композиции из групп камней , то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.

Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

Для баланса энергии Инь-Ян , расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное – соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.

Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки из камня

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.

Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.

Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы .

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.

Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.

От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.

Мост в японском саду – это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые , с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.

Но опять-таки, должна быть мера во всём – представьте себе большой мост на площади маленького сада…

А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.

В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод .

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений . Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений – камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной.

А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох . Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода в японском саду

Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад , но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу.

Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами . Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения японского сада

Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта , обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной «обертки», украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для нашего региона породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Из деревьев японцами ценятся плакучие формы , имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук .

Растений, которые можно применять для создания японского сада в условиях умеренного климата, большое множество, вот некоторые, как считается, наиболее популярные из них:

Декоративные деревья :

Вишня обыкновенная

Многие всенепременно желают иметь в саду сакуру, дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но в наших краях и все же бывает не комфортно. Так что, жителям нашего региона лучше вспомнить о своих родных вишнях. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса .

Клен дланевидный

Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.

Сосна обыкновенная

Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

Декоративные формуемые кустарники

Барбарис Тунберга

Красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника.

Боярышник

Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.

Кизильник

Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

Красивоцветущие многолетники

Пион древовидный

Выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.

Рододендрон

Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 15-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья.

Хризантема

У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

Злаки, бамбуки, папоротники

Адиантум стоповидный

Один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.

Мискантус

Один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.

Саза

Один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.

Главный сад

Главный сад – это сад для приятного времяпровождения всех членов семьи. Его желательно располагать поближе к жилым комнатам, но он может устраиваться и в связи с чайной комнатой , гостиной или образовывать главную часть большого сада в качестве зоны отдыха. Это сад, являющийся центром домашней жизни , поэтому он требует наиболее широкого пространства и хорошей солнечной освещённости. В главный сад часто выходит терраса или веранда, но надо иметь в виду, что если сам главный сад не слишком велик, то за счёт террасы он будет казаться ещё меньше. При стеснённой площади на участке разбивается только главный сад. Порой он становится универсальным, включая в себя и элементы других садов.

Участок сада перед гостиной, используемый для приёма гостей, может быть выделен в отдельную функциональную единицу, но чаще он входит в состав главного сада, придавая ему более деловой характер. Туда можно вынести стол и стулья и принимать гостей вне дома.

Тип главного сада является важным моментом формирования жилой территории в целом. Сад оказывает влияние и на дом как таковой. В зависимости от его типа сад может выглядеть лучше или хуже.
Этапы планировки японского сада мало отличаются от европейского.

Передний сад

Передним садом называется зона от ворот до входа в дом , включающая в себя дорожку и растения по обе её стороны. Это самое оживлённое место, так как по нему проходят все приходящие в дом и уходящие из него, и на его оформление следует обращать особое внимание. Именно по стилю, характеру, настроению переднего сада, новый гость составляет себе представление об участке, доме и о хозяевах. В некотором смысле он подобен родзи на пути к чайному павильону , поэтому лучше, если проход от ворот до прихожей будет не слишком коротким. Иногда с этой целью его делают несколько изогнутым, декорируя растениями, что способствует также созданию иллюзии большего пространства.

Основным требованием к дорожке является удобство ходьбы по ней. Особенно внимательно за этим надо следить при использовании естественных камней, поверхность которых редко бывает совершенно ровной. Если дорожка укладывается из тобииси , желательно, промежутки между камнями не должны быть слишком большими. Важно согласование с шириной шага не только этих промежутков, но и расстояний между центрами камней . В случае применения обтёсанных камней или бетонных плит предпочтительнее делать их длиной в два шага. Если перед входом в дом есть мощёная площадка, то обычно её делают из того же материала, что и дорожку, но при этом, пожалуй, лучше избегать тёмных камней и материала, на котором легко заметна грязь.

Сад за дверьми – это примерно то, что в европейских странах называется зимним садом или озеленением интерьера. Он располагается внутри помещения, обычно помещения общего пользования типа гостиной, столовой, прихожей, и всё активнее входит в быт японцев, поскольку по причине растущей урбанизации другой возможности внести природу в городской дом просто нет. Часто при создании сада за дверьми ограничиваются красивой расстановкой растений в контейнерах.

Уход за японским садом

При выборе типа сада не надо забывать о последующем его обслуживании . Любителям больших деревьев следует помнить, что со временем они могут стать слишком большими, создавая загущения и нарушая первоначальную композицию. Если эти деревья вечнозелёные, они будут давать слишком много тени, и сад может стать мрачным и угрюмым. Если же деревья листопадные, то осенью под ними скапливается очень много листвы, создающей трудности при уборке, особенно, если рядом имеются поверхности, покрытые гравием или водоёмы.

Сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

Если сад создан в Японии – это японский сад. Все, что мы может сделать у нас, – это создать сад в японском стиле .

Япония - страна загадок, удивительная культура, долгое время закрытая Западу. Развитие Японии шло совершенно независимо и параллельно развитию европейской цивилизации. И только в XIX веке наступила эпоха Мэйдзи, которая ознаменовала собой отказ от самоизоляции и открытость страны Восходящего солнца окружающему миру. Именно тогда возник массовый интерес, даже мода среди европейцев на все японское. Японская живопись дала толчок и определила особое направление в развитии западного искусства. Картины многих импрессионистов и постимпрессионистов создавались под влиянием знаменитых японских гравюр. Распространившийся в Европе стиль модерн также позаимствовал очень много деталей из неповторимой японской культуры.

Для людей, желающих привнести красоту в свое существование, японский взгляд на мир должен быть близок и интересен. У японцев, в принципе, огромную роль в жизни играет эстетический подход к окружающей действительности. Они умеют любоваться восходящим солнцем, выпавшим снегом, цветущей сакурой. Неспешное созерцание мимолетной красоты преходящего мира – одно из любимых занятий жителей японских островов, нашедшее отражение в их удивительной поэзии - хокку. Однако стиль японских интерьеров очень долго оставался непонятен европейцам, его элементы не очень широко использовались в дизайне. Лишь с тех пор, как получил распространение и признание минималистический дизайн, многие декораторы взяли на вооружение приемы, используемые в японском интерьере.

Дело в том, что главное в обустройстве дома для японца – удивительная лаконичность. Т.е. мебель в комнате практически отсутствует, шкафы, ковры, диваны – все это неприемлемо для интерьера в японском стиле. Одиночно стоящая кровать - татами, как и вся мебель обязательно должна быть низкой. Материалы, используемые при декорировании, исключительно натуральные: дерево, камень, хлопок и конопля. Яркие расцветки также неприемлемы, чистые линии, естественные цвета – вот, на чем базируется интерьер в этом стиле. Широко применяются ширмы, иллюстрированные гравюрами в японском стиле. Для японского интерьера характерна симметричность, использование каллиграфии, простые, элегантные формы и успокаивающие тона цветовой палитры.

Рассуждая трезво, очевидно, далеко не каждому европейцу придутся по душе пустые комнаты и голые стены. Разумеется, найдутся любители минимализма, с готовностью воспроизводящие у себя в квартире особенности японского жилища. Но для большинства из нас странности японского интерьера останутся непонятными, ведь мы ждем от своего дома, прежде всего, уюта. А чтобы найти его в огромном, ничем не оформленном пространстве, надо быть японцем. Ведь даже различные аксессуары, мелочи и безделушки, привносящие индивидуальность и теплоту в жилье европейца, неприемлемы для японского интерьера. Однако огромное множество любителей японской культуры с большой радостью применяют дизайне отдельные элементы японского дома. Ведь можно создать интерьер, стилизованный под японский, который будет по-европейски уютным, но всеми своими деталями напомнит культуру страны Восходящего солнца.

Такими элементами интерьера будут японские гравюры – либо репродукции произведений великих мастеров (например, Кацусика Хокусая и др.), либо просто картинки, нарисованные в японском стиле. Ветка цветущей сакуры, как ничто иное, напомнит о далекой Японии среди суровой московской зимы. Можно поместить изображение сакуры на стену либо использовать цветущие растения, напоминающие цветущую вишню в вазонах. Для придания своему интерьеру японского духа можно использовать цвета, характерные для японского дизайна: темную, но не массивную мебель, двери, напоминающие двери японского жилища. Однако, одной из наиболее важных деталей, с помощью которых можно привнести дух Японии в Вашу квартиру, разумеется, будут комнатные растения.

Вообще-то, в японском стиле комнатные растения, не нашли широкого применения. Но если мы создаем стилизацию под японский интерьер, именно домашние цветы, в наибольшей степени напомнят о природе страны Восходящего солнца.

Естественно, самым логичным для декорирования японского интерьера будет применение растений, выращенных в технике великолепного японского искусства - бонсай. Их можно разместить на отдельных подставках, сделанных в японском стиле, на столике в центре комнаты. Самым легким вариантом будет приобретение готовых растений, выращенных в цветочных хозяйствах. Но если у Вас есть время, и, главное, энтузиазм, вполне возможно вырастить свое деревце.

Для оформления интерьера в японском стиле лучше всего использовать те растения, которые растут в Японии

Конечно, очень уместны в японском интерьере те, растение, которые произрастают в Юго-Восточной Азии. И самым красивым и модным среди них, несомненно, можно назвать всеми любимый фаленопсис . Уход за этим растением несложен, его можно поместить даже в глубине светлой комнаты. Не менее подходящими, но более сложными в уходе, будут другие орхидеи, например, ванда , камбрия и др.

Очень подойдет для интерьера в японском стиле комнатный тростник – растение погонатериум , который позволит воспроизвести в реальности часто встречающиеся на японских гравюрах бамбуковые ветки. Еще больше напоминает бамбук очень распространенная сейчас драцена Сандера , которую иногда так и называют – бамбук удачи. Возможно, Вы приобретете ее в виде спирально изогнутых стеблей с листьями на верхушке либо в виде замысловатых пирамидок. Так или иначе, это растение чрезвычайно выносливо и максимально привнесет японскую атмосферу в Ваш дом.

Замечательно впишется в японский дизайн фатсия , ее видовое название недвусмысленно говорит о японском происхождении. К тому же, резные листья фатсии очень напоминают листочки японского клена, часто встречающегося на гравюрах японских мастеров. В этом смысле, вполне подходящим будет и комнатный фикусе микрокарпа . Его можно выращивать в стиле растения бонсай. Но даже, если Вы купили его в магазине с забавными утолщенными у основания корнями, он, тем не менее, прекрасно впишется в Ваш вдохновленный Японией интерьер.

В заключение хотелось бы добавить, что обилие растений, так же как и избыточное количество мебели и аксессуаров, все же неуместно для комнаты, в которой мы хотим видеть веяние японского стиля. Простота и лаконизм – неизменный атрибут помещения, дизайн которого вдохновлен культурой Японии.