Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15?. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Размеры мебели и ее маркировка

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-172.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. ---- абз. 15 п. 5.6 иключен

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 450 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся ( настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.

Карманная статья-п а мятка про высоту стула. Чтобы ребенок не сутулился, при покупке школьной парты или школьного стола необходимо знать как правильно подобрать высоту стула .

Как определить правильную высоту стула для ребенка?

Ребенок должен сидеть так за школьной партой , чтобы его ступни были ровно стояли на полу полностью всей подошвой. Между голенью и бедром ребенка должен быть прямой угол. Если угол тупой – сиденье выше, чем нужно, острый – ниже, нужен школьный стул повыше .


Для того, чтобы ребенку было комфортно сидеть и заниматься за школьным столом – расстояние от лица ребенка до стола должно быть равно длине от кончиков пальцев ребенка до локтя.

Школьный стул не должен впиваться в подколенные чашечки. Спина должна быть прислонена к стулу, поясница должна опираться на спинку.

Существует примерная таблица соответствия роста – высоте стула или стола. Но даже выбирая по таблицу обращайте внимание на вышеперечисленные рекомендации .



Чтобы понять, какая должна быть высота сиденья над полом у ребенка измеряется длина голени вместе со стопой, и к полученному значению прибавляются 1-2 см (это учитывается приблизительная высота каблука). Тот же алгоритм действует при измерении высоты стула для взрослого.

Стандартные требования к высоте сиденья над полом следующие: при росте ребенка 150-159 см эта высота должна быть не менее 44 см; при росте ребенка 160-169 см высота сиденья над полом – 46-46,5 см; для ребенка ростом 170 см и больше сиденье должно возвышаться над полом примерно на 48 см.

Компьютерные стулья для школьников должны повторять анатомию ребенка, поддерживать в правильном положении спину, он не должен иметь подлокотников, сиденье должно иметь скошенный край.

Формула расчета высоты стула

Ваш рост * 75 см / 175 см = Высота стола

Школьная парта для ребенка, расстояние от стола до глаз

Для того, чтобы ребенок не сутулится, когда пишет или читает за столом, необходимо регулировать угол наклона столешницы, в зависимости от вида деятельности. Существует определенные медицинские нормы: если ребенок рисует – приближение 0-5°, пишет, – приближение к столу 15°, читает – приближение 30°.

Когда ребенок сидит правильно, предплечья опираются на столешницу и расслаблены.

Что делать, если стул уже купили, а высота неправильная

Под ноги можно подставить скамейку или маленький табурет. Под поясницу для правильной опоры можно подложить небольшую подушку или валик.

Если вы устали сидеть, опирайтесь на спинку только в нижней части позвоночника и в тазовой области, чтобы в пояснице сохранялся естественный прогиб. Если вы правильно опираетесь на седалищные бугры, спинка вам не понадобится. (это две небольших косточки в нижней части таза, сразу за бедрами, Если поясницу согнуть, опора из-под седалищных бугров уходит, и вас тут же начинает тянуть назад на спинку стула). Чтобы была возможность правильно сидеть – выбирайте достаточно жесткий стул.

Но лучше все же сразу выбирать правильные мебель для сидения, комфортную и удобную, необходимого размера и высоты .

Когда ребенок идет в школу, у родителей возникает вопрос обустройства рабочего места. Многие покупают стол "на вырост", чтобы больше не надо было покупать новую мебель. Но специальная - более предпочтительный вариант, чем обычный письменный стол.

Во-первых, письменный стол предназначен для взрослых, которые уже в состоянии держать правильную осанку. Ребенок же только учится это делать, его позвоночник еще формируется. Парта для школьника должен быть сделан с учетом анатомических особенностей детей этого возраста, чтобы помочь формированию правильной осанки.

Во-вторых, дети быстро растут, и высота стола, как правило, не регулируется. Стандартные стулья имеют высоту 45 сантиметров, стандартные рабочие столы – 76 сантиметров. Ребёнку за ними будет попросту неудобно: ноги до пола не достают, столешница на уровне плеча… Мало того, что толком учиться не получится – постоянно придётся отвлекаться из-за дискомфорта – ещё и риск развития многих заболеваний серьёзно увеличивается. Речь идёт о сколиозе (искривлении позвоночника), остеохондрозе и близорукости. В хороших школьных партах высота регулируется, поэтому парта будет «расти» вместе с ним.

Важно правильно отрегулировать высоту стула и стола, поскольку ноги карапуза должны стоять на полу плотно и устойчиво, колени под столом должны обязательно образовывать один прямой угол, а бедра и туловище - второй.

По утверждению профессионалов высоту мебели для школьника следует регулировать два раза в год. На каждые новые 15 см роста ученика высота парты должна быть выше на 6 см, а стульчика на 4 см.

В-третьих, парты имеют модули для хранения самых нужных предметов. Их можно легко вписать в любой интерьер, сэкономив драгоценные метры.

При этом подобные парты гарантированно соответствуют и всем остальным требованиям, которые применяются к детским столам:

  • Размеры крышки. Для того, чтоб малыш правильно сидел за столом, он должен иметь возможность положить оба локтя на край парты, но так, чтобы не возникло желания наклонить корпус вперед, ведь тогда спина будет в неправильном положении. Столешница рабочего стола ребёнка должна иметь размеры не меньше, чем 60х60 сантиметров, иначе на ней просто не хватит места для всех учебных принадлежностей.
  • Тумбы и ящики. Они должны быть, чтобы ребёнку не приходилось за каждой ручкой или набором карандашей бегать к стеллажу. При этом идеальный ящик не может быть слишком глубоким, в противном случае искать в нём какую-то мелочёвку будет очень затруднительно.
  • Соответствие высоты стола и стула. Стул должен идеально подходить к парте по высоте, иначе все преимущества современного стола будут сведены на нет. Растущий стул настраивается так же, как парта, им удобно пользоваться.
  • Наличие надстроек. По мере роста ребёнка ему будет требоваться всё больше места для уроков. Растущая детская мебель дополнительно оборудуется боковыми и задними приставками – Вы можете увеличить полезную площадь стола в 2.5-3 раза!

Кроме того, парта для школьника должна обладать не только регулировкой высоты, но и углом наклона столешницы. В начальных классах для письма, чтения и рисования советуют использовать столешницу с наклоном. Медики утверждают, что оптимальный угол наклона столешницы при занятиях письмом должен составлять 15 градусов, чтением – 30 градусов, при рисовании – 0-5 градусов. Требования к механизму регулировки наклона те же, что к механизму регулировки высоты. необходима только ученикам начальной школы, тогда как старшеклассники должны заниматься за столом с ровной поверхностью.

В общем, все элементы парты должны быть безопасными для ребенка. Выберите прочный и надежный письменный стол. На нем не должно быть выступающих элементов, за которые можно зацепиться. Парта для школьника должна быть устойчивой, чтобы не шататься и не скользить по полу. Желательно, чтобы ее углы были закруглены.

Если у вас небольшая квартира, стоит обратить внимание на размер парты. Парта для школьника может быть большой и достаточно , поэтому ясно, что, чем комната меньше, тем более компактной должна быть парта (но не в ущерб удобству ребенка). Для совсем маленьких комнат в продаже имеются угловые парты.

Кроме того, важен материал, из которого сделана парта. Он должен быть экологически безопасным, не выделять формальдегид и другие опасные вещества. Необходимо спросить подтверждающий безопасность сертификат. Конечно, идеальный вариант - это школьная парта из массива дерева, но такие школьные столы дороже. Столешницу необходимо выбирать матовую, так как глянцевые поверхности бликуют и способствуют быстрому утомлению глаз. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева) с возможностью легкой очистки.

Аксессуары могут дать дополнительные «бонусы», которые помогут сделать окончательный выбор при прочих равных условиях. Скажем, некоторые школьные парты могут приспосабливаться к различным видам напольных покрытий (твердых и мягких). Крючок для подвешивания ранца, пенала, линейки, подставка для книг, отсек для письменных принадлежностей - не обязательные, но очень полезные дополнения. может быть поделена на две части. Стационарную, на которой располагается монитор или лампа, и подвижную, угол наклона которой может достигать 20 градусов. На передней части парты могут быть закреплены алюминиевые линейки, служащие для измерения во время занятия, а также препятствующие скатыванию предметов по наклонной плоскости.

Даже возможность выбрать один из нескольких цветов может склонить чашу весов в сторону конкретной модели. Но цвет парты не должен быть слишком ярким - это будет отвлекать внимание ребенка.

Еще один вариант современной растущей парты для школьника, которая учитывает физиологические потребности ребенка, а также отвечает всем экологическим нормам, - . Именно они первыми поставили растущую парту на два колеса, делая её более мобильной. Другим оригинальным решением стали маленькие подвесные ящички на высокой задней приставке к парте. Словно вынутые из бабушкиного секретера эпохи начала 20-го века, они способны были вместить в себя тысячи мелочей.

Парты средней ценовой категории предлагает компания - компания, расположенная в Тайвани, с главным офисом в США. Благодаря применению современных технологий, экологичности и доступной цене, эта компания вот уже 30 лет с успехом производит детскую эргономичную ортопедическую мебель, письменные и компьютерные столы. - это новый брэнд этой фирмы.

Экономичный вариант растущей парты . Все родители стремятся дать своим детям самое лучшее, но иногда возможностей хватает не на все. Сегодня на российском рынке можно найти много достойных аналогов дорогим растущим партам для школьника. Самая популярная недорогая модель – это . При сравнительно небольшой цене Астек-Элара почти не уступает более дорогим моделям. В каждой парте есть выдвижной ящик для ручек и карандашей. Высота регулируется с помощью того же ростомера на ножках. Небольшой минус, в том, что очень мало места для хранения. Придется докупать модули на стену или тумбу под парту. Угол столешницы тоже регулируется (не во всех моделях), но положений меньше. Чтобы установить нужный наклон, необходимо открутить и закрутить пару винтиков.

Подбираем правильный стул для школьника

При покупке в салонах "ДИН-детские интерьеры" одновременно со - для Вас доставка по г. Москве бесплатна; при покупке только стола - дарим прозрачную накладку на стол.

ГОСТ 5994-93
(ИСО 5970-79)

Группа К25

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Типы и функциональные размеры

School desks. Types and functional dimensions


МКС 97.140
ОКП 56 0000

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 4 от 21 октября 1993 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование государственного органа по стандартизации

Республика Беларусь

Белстандарт

Республика Казахстан

Казглавстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-4

4 ВЗАМЕН ГОСТ 5994-86

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2005 г.


Настоящий стандарт распространяется на парты, предназначенные для оборудования I-IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.8, 2.11, 2.12.

1 Типы

1.1 Парты должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

I - с постоянными параметрами;

II - с регулируемыми параметрами.

Парты типа I и II изготовляются двух подтипов:

а - с постоянным наклоном крышки;

б - с переменным наклоном крышки.

2 Функциональные размеры

2.1 Парты типа I должны изготовляться четырех номеров с цветовой маркировкой в соответствии с таблицей 1.


Таблица 1

В миллиметрах

Средний рост учащихся

Группа роста

Цвет маркировки

Св. 1000 до 1150

Оранжевый

" 1150 " 1300

Фиолетовый

" 1300 " 1450

Желтый

" 1450 " 1600

Красный

2.2 Функциональные размеры парт должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 2.

Рисунок 1. Функциональные размеры парт

Рисунок 1


Таблица 2

В миллиметрах

Наименование размера

Значение для парты, номера

Высота рабочей плоскости , не менее

Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой парты у ее края (высота пространства для ног), , не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях) , не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног) , не менее

Ширина рабочей плоскости , не менее

Длина рабочей плоскости , не менее:

одноместная парта

двухместная парта

Расстояние между опорными элементами парты (ширина пространства для ног) , не менее:

одноместная парта

двухместная парта

Расстояние от края парты со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее

Расстояние от края парты со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее

Высота сиденья

Глубина сиденья

Ширина сиденья (одного места) , не менее

Высота линии перегиба спинки , не более

Высота нижнего края спинки над сиденьем

Высота верхнего края спинки над сиденьем

Ширина спинки (одного места) , не менее

Радиус изгиба переднего края сиденья

Радиус спинки (одного места) в плане , не менее

Угол наклона сиденья , град

Угол наклона спинки , град

Расстояние от кромки стола со стороны сидящего до наиболее выступающей части спинки

Расстояние от кромки стола со стороны сидящего до переднего края сиденья

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4 изготовление одноместных парт с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных парт с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

2.3 Парты типа II должны регулироваться по высоте на четыре номера с 1-4. Размеры , , , , , и должны изменяться в соответствии с табл.2, остальные размеры должны соответствовать нормам для парты N 4.

Допускается постоянная высота и расстояние от кромки стола со стороны сидящего до наиболее выступающей части спинки соответственно следующих норм: - 140 мм; - не более 300 мм; - 250 мм и высота линии перегиба - не более 180 мм.

2.4 Крышка парты подтипа а должна иметь наклон, указанный на чертеже. Крышка парты подтипа б должна устанавливаться горизонтально и под углом 7-12°. Уменьшение высоты края крышки, обращенного к ученику, при переводе ее в наклонное положение не должно быть более 10 мм.

2.5 Наклонная крышка парты подтипа а может иметь горизонтальную площадку в виде узкой полки со стороны, противоположной сидящему. Ширина ее должна быть не менее 80 мм.

2.6 Ширина откидной части крышки, при наличии последней, со стороны сидящего должна быть 160-180 мм.

2.7 В двухместных партах должна быть площадка размером не менее 450х270 мм для размещения портфелей или ранцев, расположенная между сиденьями, или приспособление для их подвешивания.

2.8 Место учащегося должно быть оборудовано углублением в крышке стола для ручки и карандаша размером не менее 220х20х5 мм. Расстояние от края крышки парты со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

2.9 Съемные и выдвижные пюпитры, в том случае, если ими оборудуются парты, должны размещаться на расстоянии 370-400 мм от края крышки со стороны сидящего.

2.10 При наличии полки под крышкой парты высота ниши должна быть не менее 60 мм.

2.11 Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление не должно быть более 10 мм и должно занимать задние глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на его глубины.

2.12 Углы крышки сиденья и спинки парты должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане радиус скругления 10-30 мм.

УДК 645.444:006.354

Ключевые слова: парты, типы, функциональные размеры



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2005

Методическая разработка практического занятия для студентов всех факультетов

по теме «Методика гигиенической оценки школьного (учебного) кабинета и школьной мебели»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: освоить методы гигиенической оценки детской мебели.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: научиться находить отклонения от ГОСТа при определении номера детской мебе­ли и суметь увязать эти отклонения с наруше­ниямиосанки,деформациямиопорно-двигательного аппарата и близорукостью.

МАТЕРИАЛЫ САМОПОДГОТОВКИ

ЦЕЛЬ: ознакомиться с гигиеническими требованиями, предъяв­ляемыми к мебели различных детских учреждений.ЛИТЕРА ТУРА: 1. Большакова М.Д. «Гигиена детей и подростков» М.1966.

2. «Гигиена детей и подростков». Под редакцией Карда-шенкоН.В.М.1980.

3. Покровский В.А. «Гигиена» М.1979.

4. «Руководство к практическим занятиям по гигиене де­тей и подростков» под редакцией Белоусова А.З. М.1972.

Дистанция сиденья - расстояние по горизонтали от переднего края сиденья до перпендикуляра, опущенного от заднего края стола. Дистанция сиденья может быть отрицательной, положительной и, нуле­вой. При отрицательной дистанции край стола на 3-5 см. заходит за край скамьи, перпендикуляр падайг на скамью. При нулевой дистанции край стола и стула расположены на одной вертикали. Если дистанция сиденья положительная, перпендикуляр проходит впереди края скамьи. Поло­жительная дистанция необходима учащемуся только при ответе с места,

усаживаний за парту и при выходе из-за нее. Это создается наличием от­кидной крышки парты. При письме наиболее благоприятна отрицатель­ная дистанция, поэтому она считается наиболее гигиеничной. Допустима мебель с нулевой дистанцией. Парты с положительной дистанцией си­денья в школьной практике не рекомендуются.

Для обеспечения правильной посадки во время работы на поверх­ности сиденья параллельно его переднему краю на разных расстояниях наносят сплошные или прерывистые линии, указывающие предел напи­сания края стола над поверхностью стула. Это необходимо для сохране­ния отрицательной дистанции сиденья.

Для стола А этот размер установлен в 40 мм. Б - 50 мм. В-60 мм. Г - 70 мм. Д - 80 мм.

Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки сидения. Эта величина Должна равняться пе-

реднезаднему диаметру грудной клетки плюс Ч 2 ? см. для дыхательных движений грудной клетки.-.-.

Высота сидения над полом должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см. на высоту каблука. Это позво­ляет ученику ставить ноги все^ртупней на пол или подножку.

Глубина сидения ^переднезадний размер)- должна соответство­ватьУл длины бедра, что обеспечивает удобство и устойчивость посадки. Рельеф сидения должен быть профилированным по форме бедра и яго­диц, с углублением 10-15 мм. в переднем отделе. Для профилированного положения позвоночника во время сидения необходимо, чтобы стул был со спинкой. Рельеф спинки ^Ьлжен соответствовать изгибам позвоноч­ника в поясничной и грудной частях.

Правильная посадка обеспечивается также рациональным устрой­ством стола (крышки парты), его размерами. Крышка парты устраивает­ся из 2 частей - горизонтальной и наклонной. Горизонтальная часть служит для размещения письменных принадлежностей, наклонная - для выполнения письменных работ. Для создания наиболее оптимальных условий угол наклона крышки должен быть в пределах 12-15°.

Правильно подобранная мебель в детских и подростковых учреж­дениях служит полноценному проведению учебно-воспитательного и трудового процесса. Соответствие мебели пропорциям тела ребенка оп­ределяет правильный расход энергии организмом, нормальную функцию и деятельность различных органов и систем. Значение правильной позы

и удобство мебели особенно возрастает в настоящее время, когда дея­тельность современного чел<%ёка, включая и детские контингента, свя­заны с недостатком движения и длительным сидением. Недостаточная подвижность сама по себе неблагоприятна для растущего организма, а в сочетании с неудобной мебелью во время работы и отдыха может слу­жить одним из факторов, отрицательно влияющих на осанку ребенка, его зрение. Это способствует развитию ряда патологических процессов, так как в положении сидя затрудняется функция системы дыхания и кровообращения, изменяется положение некоторых внутренних органов, возможны сдавления сосудов и нервов. При сидячем положении созда­ются условия, нарушающие нормальную статику позвоночника и его связочный аппарат, что ведет к изменению осанки, формированию ско­лиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата.

Исходя из этого, врачи, осуществляющие медицинское обслужи­вание детей в детских дошкольных и подростковых учреждениях, долж­ны проводить гигиеническую оценку мебели по следующим показаниям:

Соответствие мебели характеру учебно-воспитательного и тру­дового процесса;

Определение размеров мебели и соответствие их возрастно-

ростовым показателям;

Расстановка мебели в учебных помещениях;

Санитарное содержание мебели.,

Прежде всего, врач устанавливает соответствие вида мебели ха­рактеру учебно-воспитательного и трудового процесса.

Парта с наклоном крышки стола наиболее удобна для чтения и письма, поэтому классные комната для учащихся 1 -4 классов оборудует­ся партами различной конструкции.

В настоящее время выпускаются двухместные деревянные парты на деревянной и металлически основе. Двухместные парты предназна­чены для общеобразовательных школ. Наряду с этим выпускаются од­номестные парты, которые в основном предназначены для специальных и вспомогательных школ.

Учебные комнаты и лаборатории оборудуются двухместными столами и стульями, так как они наиболее полно соответствуют специ­фики самостоятельных работ учащихся старшего и среднего школьного возраста. Ученические стулья изготавливаются двух типов: 1-е посто­янными параметрами; 2- с регулируемыми. Пользоваться в школах табу­ретами и скамейками запрещается.

В настоящее время парты, столы и стулья выпускаются пяти но­меров, каждый номер предназначен для детей определенной ростовой группы.

Таблица №1.

Каждая парта или ученический стол и стул должны быть промар­кированы: на внешней боковой поверхности парты или стола делают рельефную маркировку с обозначением номера (числитель) и роста де­тей (знаменатель), для которых изготовлена мебель.

_ Например, Б/(131-145)

Кроме этого с обеих боковых сторон столов наносят дополнитель­ную цветовую маркировку в виде круга диаметром 25 мм. или горизон­тальной полосы шириной 20 мм. На ученических стульях рельефная маркировка наносится на задней поверхности спинки, цветовая - на ножках с обеих сторон стула.

Для школьной мебели установлена следующая цветовая марки­ровка: А - желтая

Б- красная В - голубая Г - зеленая Д - белая.

Определение номера мебели производят путем измерения санти­метровой лентой основных размеров парты или стола и стула, которые затем сравнивают с данными ГОСТа. При измерении мебели нужно осо­бое внимание обратить на размеры (параметры), (ем. таблица №2).

Дифференциация пары (стола)- это расстояние по вертикали от заднего края крышки стола до поверхности сидения. Правильной будет та дифференциация, которая соответствует расстоянию от локтя согну­той и прижатой к туловищу ру1^и сидящего до поверхности скамьи плюс 2-2,5 см.".- - "

Таблица №2. , ___________Основные размеры школьной мебели, мм. ________

Показатели

Группы мебели

Длина крышки одноместного Стола

Длина крышки 2местного стола

1200 для всех групп

Ширина крышки

Высота крышки стола со стороны сидящего_

Высота переднего края сиденья

стула над полом

Ширина сиденья (глубина) стула

Высота переднего края спинки стула над поверхностью сиденья

Школьная мебель, изготавливаемая на предприятии, маркируется на самом предприятии. При ремонте мебели, осуществляемой школой, маркировка должна проводиться под контролем школьного врача, при этом должны строго соблюдаться основные размеры мебели, а также применяться только те отделочные материалы и краски, которые разре­шены Министерством здравоохранения РФ.

При распределении школьной мебели по классам и кабинетам, не­обходимо учитывать потребности школьников в группах мебели (см. таблицу №3).

^ Таблица №3.

Примерное распределение школьников по классам и группам мебелипроцентах)

Группа мебели

Как видно из таблицы, для учащихся начальных классов требуется мебель только первых трех номеров. Поэтому-парты, которыми обору­дуются классные помещения для учащихся 1-4 классов, выпускаются только номера: А, Б, В. Ученические столы и стулья для кабинетов изго­тавливаются всех 5 номеров, столы для лабораторий выпускаются по­следних трех номеров: В, Г, Д.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по группам: мень­ших размеров - ближе к классной доске, больших - дальше, для детей с пониженной остротой зрения и слуха, парты независимо от их размера, ставят впереди. Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в 1-ом и 3-ем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Парты и столы устанавливаются вдоль класса в три ряда. В классе продольной конфигурации расстояние между наружной стеной его и первым рядом парт (столов) - 0,6-0,7 м. В школах первого клима­тического района парты (столы) отдаляют от наружной стены не менее чем на 1 м. Ширина проходов между рядами - 0,6-0,7 м., расстояние ме­жду внутренней стеной класса и партами (столами) - 0,5 м., от задней стены до парт (столов) - 2,4-2^6 м. и не более 8 м. до последней парты;

самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее б м.

В классных комнатах или кабинетах квадратной или поперечной конфигурации в расстановки мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых парт (столов) должно быть не менее 3 м., от окон до 1-го ряда

0,8-1 м., от последних парт (столов) до шкафов, расположенных вдоль задней стены - 0,9-1м., ширина проходов между рядами - 0,6 м.

При оценки санитарного состояния и содержания мебели необхо­димо учитывать, что школьная мебель должна быть прочной, удобной для передвигания во время уборки, а также безопасной в отношении травматизма (без шипов, острых углов и т.д.) поверхности крышек сто­лов и стульев должны быть однотонными, окрашенными устойчивыми к применению моющих средств и теплой воды в течение всего периода эксплуатации красками. Коэффициент отражения света крышками стола и стула должен составлять 35-55%, каркасом из дерева - 30-35%, из ме­талла - 15-55%. Покрывать крышки столов лаком не следует, так как блескраздражаеторганзрения.

МЕБЕЛЬ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Не меньшего вниманиЦ заслуживает оборудование мебелью ДДУ. Детские комнаты для детей грудного возраста в яслях и объединенных дошкольных учреждениях оборудуются манежами прямоугольной фор­мы, для ползунковых групп - горками-манежами, одноместными или общими столами.

Групповые комнаты в детских учреждениях оборудуются детски­ми столами, стульями. В соответствии с государственными стандартами на детскую мебель предусматривается изготовление столов четырех ти­пов:

1- стол четырехместный (70х70 см.) для детей 1,5-5 лет;

2- стол двухместный с неменяющимся наклоном крышки для де­тей 5-7 лет;

3- стол двухместный трапециевидной формы - 1,5-4 лет;

4- стол одноместный для использования в быту(60-45 см.). Столы и стулья для ДДУ установлены шести ростовых групп де­тей (см. таблицу №4).

Таблица №4..,

Таблица №5. Основные размеры мебели для детей дошкольного возраста (в см).

номер мебели

Размеры стола

Размеры стула

Высота над полом

Переднезадний размер

Длина одного места

Высота сидения над полом

Глубина сидения

Высота верхнего края подлопаточной спинки над сидением

Ширина стула: А-22, Б-24, В-26, Г-28, Д-30, ж-32.

ГОСТ 1930173-73 «Мебель детская дошкольная - функциональ­ные размеры кроватей» предусматривает изготовление для детских уч­реждений двух типов кроватей. Для детей до 3-х лет предусматривается изготовление кроватей с ограничением (сетка или решетка) и перемен­ной высотой ложа от 50 до 30 см от пола, длинной 120 см. При возрасте от 3 до 7 лет - кровати без ограничений с высотой ложа 30 см, длиной 140 см и шириной 60 см.

Прило жение 1

СХЕМА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КЛАССА

1. Наименование школы............................................................... класс........................................

2. Этаж, на котором расположен класс

3. Размеры класса: длина, м.................... ширина, м..................... высота, м.......................,

площадь, м2 ......................., кубатура, м...................

4. Освещение: а) естественное: количество окон.................................................

ориентация окон........................................................ площадь остекления, м2 .......................

световой коэффициент..................................... угол падения световых лучей.......................

угол отверстия............................... коэффициент естественного освещения.........................

б) искусственное: количество светильников..................... тип светильников..........................

общая мощность ламп, вт................... расчетная освещенность (по методу ватт), лк..........

5. Вентиляция: количество фрамуг или форточек.......................... их площадь, м2 ................

величина вентиляционного воздуха, мЗ...................................скорость обмена

воздуха в час........................ наличие вентиляционных устройств........................................

их эффективность...............................................................

6. Отопление: вид......................................................... месторасположения обогревательных

приборов................................................................. их защита...................................................

температура воздуха.......................................

7. Водоснабжение: имеется ли в классе подводка водопровода с кранами и раковиной.......

8. Внутренняя отделка помещений: состояние стен; их окраска...............................................

потолок.............................. пол...............................

9. Оборудование класса..................................................................................................................

10. Заключение.................................................................................................................................

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ

по оценке школьной парты и пользованию ростопартометром

Гигиеническую оценку классной мебели проводят по следующим показателям: по положению телапри пользовании мебелью, основными размерами мебели и соответственно их возрастно-ростовым показателям, по расстановке мебели. Измеряя параметры стола и сиденья (стула), сравнивайте их с показателями ГОСТ 11015-71 и ГОСТ 5994-79.

Парты школьные, типы и функциональные размеры ГОСТ 5994-79

Размеры

Нормы для парт группы, мм

1. Высота крышки парты со стороны сидящего

2. Длина крышки парты одноместной двухместной

3. Ширина и крышка парты

4. Ширина пространства для ног в парте, не менее:

одноместной

двухместной

5. Расстояние от края крышки парты со стороны сидящего до вертикальных опор, не менее

6. Глубина зоны перед коленями сидящего,

7. Высота пространства для ног, не менее

8. Высота зоны над стопой сидящего, не менее

9. Высота переднего края сидения над полом

10. Глубина сидения, не менее

11. Длина сидения и спинки парты, не менее:

одноместного

двухместного

12. Высота нижнего края спинки над сиденьем

13. Высота спинки

14. Дистанция спинки

15. Отрицательная дистанция сиденья

16. Расстояние от края сиденья до вертикальных опор скамьи, не менее

17. Общая глубина парты по основанию,

18. Угол наклона сиденья, град.

Выписка из ГОСТ 11015 - 71

Ростовая группа, см № парт _______ Размеры парт, см __________

____________________________высота сиденья | дифференция | высота стола

До 130 А32"22 54 от 131 до 145Б36 24 60 от 146 до 160В40 26 66 от 161 до 175Г44 28 72 от 176 и выше Д48 30 78

Ростопартометр - метровая линейка на которой с одной стороны нанесены метки 32, 36, 44, 48, 50, 54, 60, 66, 72, 78 см. Цифры до 50 обозначают высоту сиденья, выше - высоту стола. Буквы слева указывают номера парт. На другой стороне линейки нанесены метки I 30, 45, 60, 75 см, которые указывают рост учащихся (+100). Между метками указаны номера парт, необходимые данной длине учащегося.

Для определения номера парты партометр ставят (наружным) нижним концом на пол у переднего края сидения и заднего края стола парты. Если парта стандартная или правильно отрегулированы ее параметры, то уровень сидения и стола покажет один и тот же номер парты.

Для подбора парты для ученика ростометр прикладывают к косяку двери на высоте 1 м от пола, измеряют длину тела ученика, а по длине тела читают номер парты, необходимой этому ученику.