Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью в новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.

Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по главам, которое представлено ниже.

Главные герои

Катерина – молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.

Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савлу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.

Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.

Другие персонажи

Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая не боится матери.

Кудряш – возлюбленный Варвары.

Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек.

Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.

Барыня – полусумасшедшая.

Феклуша – странница.

Глаша – служанка Кабановых.

Действие 1

Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника, Бориса, и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савлом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.

Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.

Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калиново, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпету-мобиле. Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».

Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.

На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.

Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.

Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.

На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.

Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.

Действие 2

Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.

Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.

Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Девушке приходится кланяться Тихону в ноги.

Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить. Она надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»

Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о полётах и свободе. Девушка представляет как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят». Варвара уходит гулять, сообщая, что сменила замок на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.

Сам Борис так же не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.

Действие 3

Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Всё и все там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.

Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.

Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.

Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о козаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Екатерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.

Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.

Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Неожиданно возвращается Кабанов.

Действие 4

(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия)

Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.

Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.

Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.

Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу и свекрови. Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.

Действие 5

Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.

Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки.

Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.

Люди кричат, что какая-то девушка сбросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».

Заключение

Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого пути писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается непросто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет, на первый взгляд, незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, романом «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а, соответственно, и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.

Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержании, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.

Тест по пьесе «Гроза»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 18136.

Сквозная тема драматургии Островского - патриархальный быт и его крах, а также изменение личности в связи с этим. Островский обличает и поэтизирует традиционный уклад и в трагедии «Гроза», созданной в 1859. Перед вами – краткое содержание пьесы ГРОЗА по действиям.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :

  • Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе.
  • Борис Григорьевич – племянник его, молодой человек, по­рядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчи­ха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов – её сын.
  • Катерина – жена его.
  • Варвара – сестра Тихона.
  • Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
  • Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикова.
  • Шапкин – мещанин.
  • Феклуша – странница.
  • Глаша – девка в доме Кабановой.
  • Барыня с двумя лакеями – старуха семидесяти лет, полу­сумасшедшая.

Гроза – краткое содержание.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

Действие происходит в городе Калинове, на бе­регу Волги, летом. Общественный сад на высоком берегу, за Волгой сельский вид. Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин про­гуливаются.

Кулигин поет «Среди долины ровный, на гладкой высоте.. .». Перестает петь и восхищается красота­ми Волги. Разговаривает с Кудряшом. Неподале­ку Дикой ругает племянника, размахивая руками. Оба характеризуют его отрицательно: ругатель, ни за что человека оборвет, достался ему в жер­твы Борис Григорьевич. Тут же говорят про Каба­ниху - что она делает подобные вещи под видом благочестия, а Дикой как с цепи сорвался, и унять его некому. Кудряш высказывает мысль, что Дикого надо проучить: поговорить в переулке с гла­зу на глаз, чтоб шелковый сделался. «Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать », - замечает Шапкин.

«Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею… он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану», -

отвечает Кудряш. Кулигин замечает, что лучше уж стер­петь. Дикой и Борис проходят мимо, Кулигин сни­мает шапку. Шапкин говорит Кудряшу: «Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй». Отходят. Те проходят мимо. Дикой называет племянника дармоедом, в этот выходной он все время попада­ется ему под ноги. Дикой уходит, Борис остается на месте. Кулигин спрашивает, почему Борис жи­вет у дяди и терпит его брань.

Борис рассказывает: бабушка его невзлюбила отца за то, что он женился на благородной, поэто­му они жили в Москве. Потом бабушка умерла и оставила завещание, чтобы дядя выплатил племянникам их часть только с условием, если они будут к нему почтительны. Кулигин замечает, что с таким условием наследства не видать никогда. Борис согласен, но ему жаль больную сестру, оставшуюся в Москве. Он выполняет любую рабо­ту у дяди, а сколько ему заплатят - не знает. Ди­кой ко всем придирается, а когда его обидит такой человек, которому он не смеет ответить, срывает зло на домашних.

Проходят несколько человек с вечерней служ­бы. Кудряш и Шапкин кланяются и уходят. Борис жа­луется Кулигину, что никак не привыкнет к мест­ным обычаям. Кулигин отвечает, что никогда и не привыкнет, нравы в городе жестокие, бедность и гру­бость.

Входят Феклуша и другая женщина. Феклуша рассказывает женщине про щедрость купцов, осо­бенно Кабановой. Борис спрашивает у Кулигина про Кабанову и слышит в ответ: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». После паузы Кулигин говорит Борису, что хочет изобрести вечный двигатель, продать англичанам, а день­ги использовать для того, чтобы дать мещанству работу.

Борис, оставшись один, размышляет о своем со­беседнике и думает о женщине, в которую влюбил­ся. Тут же он видит ее. Идет семья Кабановых: Ка­баниха, Тихон, Катерина и Варвара.

Кабаниха строжит сына, он весь в ее воле, со всем соглашается. Его сестра Варвара про себя ворчит на маменьку. Кабанова говорит, что родительская строгость - от любви, а дети да снохи не понимают. Пеняет сыну, что жена ему милее матери, от­водит его от Кабанихи. Катерина говорит ей, что почитает ее как родную мать, на что свекровь от­вечает, что, если ее не спрашивают, выскакивать не на­до. Катерина обижается, а Кабаниха все распекает сына. Он тоже огорчается. На это мать заявляет, что такого мужа не будет бояться жена, а если так, то и свекровь она не будет бояться. С женой нуж­но не лаской, а окриком - учит она Тихона. Ина­че жена и любовника заведет. А Тихон еще и се­стре не должен подавать отрицательный пример, она девица. Назвав сына дураком, Кабаниха ухо­дит домой, молодежь гуляет еще немного. Тихон начинает выговаривать жене, что из-за нее ему попало от маменьки. Сначала Кабаниха пристава­ла к нему с женитьбой, а теперь проходу не дает из-за жены. Варвара заступается за Катерину, говорит, что Тихон и мать на нее только нападают, а сам брат только и думает о том, чтобы с Диким выпить. Тихон признается, что сестра угадала. Вар­вара отпускает его к купцу, Катерина и Варвара остаются вдвоем. Катерина спрашивает у Варвары, жалеет ли она ее, любит ли. Услышав утвер­дительный ответ, откровенничает с ней:

«Знаешь, мне что в голову пришло?.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Катерина вспоминает свою жизнь до замужества: жила без забот, маменька ее наряжала, полон дом был бого­молок, ходили в церковь, слушали жития, стихи пели. Варвара говорит ей, что у них то же самое. Но Катерина возражает: в доме Кабанихи она чувствует себя подневольной, даже сны ей снятся редко, и не те, а раньше снилось, что летала. Кате­рина думает, что скоро умрет, потому что чувству­ет что-то необыкновенное, как будто снова жить начинает; чего-то боится, как будто стоит над про­пастью и ее туда толкают, а удержаться не за что. Варвара беспокоится, здорова ли Катерина, на что ей Катерина отвечает, что лучше бы была больна. Мечтается ей о жарких разговорах, о чужих объ­ятьях, любит она другого. Варвара не осуждает ее. Наоборот, обещает завтра, как только Тихон уедет, помочь Кате встретиться с мужчиной.

Входят барыня с палкой и два лакея в треуголь­ных шляпах сзади. Барыня говорит девушкам, что красота ведет в омут и все будут кипеть в смоле. Уходит. Катерина пугается. Варвара говорит, что все вздор, барыня сама грешила, теперь всех пу­гает. Но Катерина не успокаивается, а еще боль­ше паникует от приближения грозы. Она боится, что ее убьет и она предстанет перед Богом после такого разговора со всеми лукавыми мыслями, то­ропится домой- молиться. Подходит Кабанов, его торопят идти домой.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В доме Кабановых Глаша собирает вещи Тихо­на в узлы Входит Феклуша. В разговоре со слу­жанкой пугает ее наказанием за грехи, говорит, что только здесь закон праведный, а другие - не праведные, пугает землей, где все люди с песьими головами, потому что наказаны за неверность. На­говорившись, Феклуша уходит.

Входят Катерина и Варвара. Варвара велит отнести вещи в кибит­ку, оставшись наедине с Катериной, разговарива­ет с ней. Катерина рассказывает, какой она была в детстве:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Оби­дели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и от­пихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Варвара говорит ей, что она не любит Тихона, Катерине его жалко, но жалость - не любовь. Варвара догадывается, в кого она влюблена, потому что не раз видела, как меняется в ли­це Катерина, увидев Бориса Григорьича. Варвара передает от него поклон и учит: не выдай себя, учись врать, дом на этом и стоит. Катерина отве­чает, что думать о нем не хотела, будет мужа лю­бить, а Варвара ее смущает, и напоминает про Бори­са. Ночью Катерину «смущал враг », даже из дома хотела уйти. Варвара считает, что можно делать все, что хочешь, только втайне, Катерина не ви­дит в этом ничего хорошею и решает терпеть, по­ка терпится. А если терпеть не сможет, уйдет. «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена », - говорит ей Варвара.

«Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» -

отвечает Катерина. Немного помолчав, Варвара предлагает, как уедет Тихон, спать в саду, в беседке. На нерешитель­ность Катерины она говорит, что и ей так нужно.

Тихона тем временем опять наставляет маменька. Даже вне дома он связан по рукам и ногам, только и думает, как поскорее вырваться из-под материнской опеки и запить. Перед отъездом Кабано­ва велит сыну приказать жене, чтобы она слуша­лась свекровь, не грубила, почитала ее, как родную мать, не сидела, как барыня, сложа руки, в окна глаз не пялила и на молодых парней не загляды­валась. Кабанов, сконфузившись, все повторяет. Катерина строго глядит на него. Кабанова с дочерью уходят. Катерина стоит как будто в оцепенении. Тихон заговаривает с пей, просит прощения. По­качав головой, Катерина говорит, что свекровь ее обидела, кидается на шею мужу и просит его не уезжать. Кабанов, не может ослушаться мамень­ки, да и сам он хочет вырваться из дома побыстрее, даже от жены:

«Да как знаю я теперича, что неде­ли две никакой грозы надо мной не будет, канда­лов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Кате­рина ищет в муже поддержку, средства спастись от искушения, а он говорит, что ей нечего пережи­вать, если она остается с маменькой. Жена просит Тихона взять с нее страшную клятву верности, но Тихон ее не понимает.

Входят Кабанова, Варвара и Глаша. Тихону но­ра ехать. Он прощается с Кабанихой - она велит кланяться ей в ноги. Прощается с Катериной, она кидается Тихону на шею. Кабаниха велит соблю­дать порядок и кланяться в ноги главе семьи. Ка­банов целуется с Варварой и Глашей, уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.

Кабанова, оставшись одна, размышляет вслух о глупой молодежи, не знающей порядка, и о ста­рине, на которой свет держится. К ней входят Ка­терина и Варвара. Свекровь продолжает учить Катерину:

«Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полто­ра воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».

Варвара уходит со двора, Кабаниха идет молить­ся, Катерина задумывается. Она хотела бы иметь детей, жалеет, что не умерла маленькой, думает, как бы скоротать время до приезда мужа. Решает по обещанию сшить белье и раздать бедным. Тут опять появляется Варвара, собирается гулять. Она сообщает Катерине, что маменька позволила спать в саду, а там за малиной есть калитка на зам­ке, ключ от нее Варвара подменила, и теперь Катерине можно встретиться с Борисом. Варвара от­дает ключ Катерине, та растеряна, хочет бросить ключ, а потом рассуждает, что поглядеть на Бо­риса и поговорить с ним - не грех, может, такого случая больше не будет. Решает не обманывать себя - признается, что ей очень хочется увидеть Бориса.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Кабанова и Феклуша сидят на скамейке перед воротами у дома Кабановых. Разговаривают. Фек­луша прославляет «добродетель» хозяйки, сетуя на людскую суету и гульбища. Осуждает появле­ние поезда, для нее это огненный змий, который кажется суетным людям машиной, только пра­ведные видят его в истинном обличье. Время, по утверждению Феклуши, становится короче за гре­хи людские. Кабанова говорит, что будет еще ху­же. Подходит Дикой. Начинает спорить с Кабани­хой, та его осаживает, не желая спорить, собирается идти домой. Тогда Дикой просит ее остаться и поговорить, чтобы успокоиться, его рассердили с са­мого утра. Пристают те, кому он задолжал, а он от этого заводится, все домашние в страхе. Кабаниха приглашает его к себе на ужин, уходят.

Глаша ос­тается у ворот и замечает Бориса. Он подходит и спрашивает про дядю. Глаша отвечает и уходит, а Борис страдает, что нельзя незваным войти в дом и взглянуть на Катерину: «Что вышла замуж, что схоронили - все равно ». Навстречу Борису идет Кулигин, зовет на бульвар. Кулигин рассуждает - пустует бульвар, бедным гулять некогда, а бога­тые по домам сидят, семьи тиранят:

«Все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях ме­ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да со­баки злые. Семья, говорит, дело тайное, секрет­ное! Знаем мы эти секреты-то!.. Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домаш­них так, чтобы ни об чем, что он там творит, писк­нуть не смели. Вот и весь секрет».

Видят Кудряша и Варвару, они идут и целуют­ся. Затем Кудряш уходит, а Варвара идет к своим воротам и зовет Бориса. Он подходит.

Кулигин уходит на бульвар. Варвара пригла­шает Бориса к оврагу за садом Кабанихи. Он идет вслед за Кулигиным.

Ночью к оврагу, покрытому кустами, подходит Кудряш с гитарой, садится на камень и поет. При­ходит Борис. Кудряш ждет Варвару и не понима­ет, что нужно здесь Борису. Тот признается, что полюбил замужнюю. Кудряш предостерегает: за это его зазнобу, если узнают, в гроб вколотят.

«Смотрите - себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и ду­рак, да свекровь-то больно люта».

Выходит из калитки Варвара, поет, Кудряш от­вечает ей песней. Варвара сходит по тропинке и, закрыв лицо платком, подходит к Борису, велит ему подождать.

Парочка обнимается и уходит на Волгу. Борис словно во сне, сердце бьется, он ждет Катерину: она тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком.

Борис говорит ей о любви и хочет взять за ру­ку. Катерина пугается и просит не трогать ее, про­гоняет его прочь. Катерина говорит Борису, что он загубил ее, только его воле она подчиняется, сама над собой уже не властна, кидается к нему на шею. Влюбленные обнимаются. Теперь Катерине хочет­ся только умереть, Борис успокаивает ее, она же думает о расплате за грех, о людском суде. Нако­нец решает: будь что будет, погуляем, пока муж не приехал, а если потом запрут, так все равно най­дется возможность повидаться,

Возвращаются Кудряш и Варвара, отправля­ют их погулять, сами садятся на камень. Кудряш опасается, не хватится ли их Кабаниха. Варвара говорит, что если и проснется, то не сможет в сад пройти, заперто. А Глаша караулит, чуть что - голос подаст. Кудряш тихо играет на гитаре. Пора домой, первый час ночи. Кудряш свистит Борису. Прощаются, договариваются встретиться завтра.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

На берегу Волги - узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки. Несколько гуляющих мужчин и женщин прохо­дят за арками, разговаривают о том, что собирается гроза, прячутся под сводами. Осматривают разрисованные стены: изображена геена огнен­ная, куда едут люди «всякого звания и всякого чи­на », Литовская битва. Входят Дикой и за ним Кулигин, все кланяются и принимают почтительное положение. Кулигин уговаривает Савела Прокофьича пожертвовать десять рублей для пользы общест­ва; он хочет поставить на бульваре солнечные часы. Дикой недоволен, сердит, отмахивается от собе­седника, называет его разбойником. Когда Кулигин предлагает спасаться от грозы громоотводом, Дикой говорит, что гроза посылается в наказание и громоотводом от нее не оборонишься. Дождь проходит. Дикой и все остальные уходят. Через неко­торое время под своды быстро входит Варвара и, притаившись, кого-то высматривает. Проходит Борис, она манит его рукой. Девушка сообщает, что Тихон приехал раньше времени и Катерина все время плачет и не поднимает на него глаз. Кабани­ха-косится па нее, а ей от этого еще хуже, Варва­ра подозревает, что Катерина расскажет все му­жу. Борис пугается. Вдали гремит гром.

Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин идут по бульвару. Услышав гром, Катерина пугается, вбегает под своды и хватает Варвару за руку. Ка­банова замечает, что «надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было ». Тихон защищает жену: грехов у нее не больше, чем у всех, а грома она от природы боится. Кабанова говорит, что он не может знать все гре­хи жены, Тихон отшучивается, а Катерина уже готова признаться, но Варвара обрывает разговор.

Борис выходит из толпы и раскланивается с Ка­бановым, Катерина вскрикивает. Тихон успокаи­вает ее. Варвара делает Борису знак, тот отходит к самому выходу. Кулигин выходит на середину, обращается к толпе. И гроза, и северное сияние, и кометы, по его мнению, - благодать, а не угроза:

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каж­дая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Изо все­го-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!» -

обращается он к Бо­рису. «Пойдемте! Здесь страшнее! » - отвечает Борис. Уходят.

Кабаниха недовольно ворчит на Кулигина, Люди смотрят на небо и говорят о его необыкновенном цвете, делают вывод, что гроза убьет кого-то. Катерина говорит мужу, что гроза убьет ее. Входит барыня с лакеями. Катерина с криком прячется. Барыня смеется над ней:

«Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! - видишь, какая красавица… Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте- то своей. Много, много народу в грех введешь… А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!»

Катерина в ужасе прячется, Варвара советует ей встать в уголок и помолиться, Катерина отходит, встает на колени, видит на стене изображение геены огненной и вскрикивает. Кабанов, Кабанова и Варвара окружают ее. Катерина в страхе приз­нается во всем и падает без чувств на руки мужа.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Кулигин в сумерках сидит на лавочке и поет. По бульвару идет Тихон. Подходит к Кулигину и начинает жаловаться: «Несчастный я теперь, бра­тец, человек! Так ни за что я погибаю, ни за грош!» Тихон считает маменьку причиной всего, что про­изошло. Жену он любит, побил немного по приказу матери, но жаль на нее смотреть. Кабаниха гово­рит, что Катерину «надо живую в землю зако­пать, чтобы она казнилась! », ест ее поедом. Тихон, если бы не маменька, жену простил бы. Глядя на Катерину, убивается, видит, что Борису ее тоже жалко. Самого Бориса дядя отправляет на три го­да в Сибирь. Семейство Кабановых «расшиблось врозь »: Варвара сбежала с Кудряшом, как толь­ко маменька стала ее запирать на замок. Дом Ти­хону опостылел.

Входит Глаша, говорит, что Катерина сбежала и ее не могут найти. Кабанов боится, что она нало­жит на себя руки от тоски. Все уходят ее искать.

Катерина идет по бульвару. Она ищет Бориса, чтобы проститься с ним, но его нигде нет. Жалеет, что ввела его в беду, жалуется на тяжелые ночи и нелегкие дни, хочет, чтобы ее казнили, бросили в Волгу. Зовет Бориса, он идет на голос. Обнима­ются, плачут вместе. Катерина просит, чтобы он взял ее с собой, но Борис не может, лошади уже готовы и дядя отправляет его. Катерина жалуется на мучительницу-свекровь, на попреки. Ласка Ти­хона для нее хуже побоев. Катерина просит Бори­са по дороге подавать нищим и приказывать им мо­литься за ее грешную душу. Прощаются. Борис, заподозрив неладное, спрашивает, не задумала ли она чего.

Катерина успокаивает его, отправляет домой. Борис, уходя, рыдает: «Только одного и надо у бо­га просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»

Катерина провожает его глаза­ми и размышляет, куда ей идти: «Мне что домой, что в могилу - все равно… В могиле лучше… » Ду­мает о смерти, как об избавлении от надоевшей жизни в противном доме, в противной семье. Под­ходит к берегу и громко прощается с Борисом.

Кабанова, Кабанов, Кулигин ищут Катерину, подходят к месту, где ее видели люди. С разных сторон собирается народ с фонарями. С берега кричат, что в воду бросилась женщина. Кулигин и за ним несколько человек убегают. Кабанов хочет бежать, но мать удерживает его за руку. Тихон просит отпустить его: «Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее! » Кабанова не пускает его, грозя проклятием, разрешает только подойти к телу, ког­да вытащат.

Кулигин вытаскивает тело. Тихон еще надеется, что она жива, но Катерина, ударившись виском о якорь, умерла. Кабанов бежит, навстречу ему Ку­лигин с народом несут Катерину.

«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хо­тите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который мило­серднее вас!» -

говорит Кулигин Кабановым, кладет тело на землю и убегает. Кабанов бросает­ся к Катерине, плачет по ней: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы.. » Кабанова говорит ему: «Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем гово­ришь?.. Ну, я с тобой дома поговорю ». Низко кла­няется народу, благодарит за услугу. Ей кланяются.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» - говорит Тихон и падает на труп жены.

Надеюсь, каткое содержание пьесы «Гроза» помогло вам подготовится к уроку русской литературы.

Любуясь речным видом и разговаривая с молодым конторщиком Кудряшом и мещанином Шапкиным. Вдали показывается местный буян, купец Савёл Дикóй. Махая руками, он ругает идущего рядом с ним племянника, Бориса Григорьевича. Шапкин и Кудряш перебрасываются замечаниями о том, что такого скандалиста, как Дикой редко встретишь: он то и дело, будто срываясь с цепи, набрасывается с бранью на знакомых и незнакомых. Кудряш, парень лихой и задорный, говорит, что Дикого неплохо бы поймать где-нибудь в переулке и хорошенько постращать.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Островский «Гроза», действие 1, явление 2 – кратко

Подходят Дикой и Борис. Савёл Прокофьевич ругает племянника «дармоедом» и «езуитом». Выясняется и «вина» Бориса: он всего лишь не вовремя попался дяде на глаза.

Островский «Гроза», действие 1, явление 3 – кратко

Дикой в гневе уходит, а Борис Григорьевич подходит к Кулигину, Кудряшу и Шапкину. Те сочувственно спрашивают его: не тяжко ли жить у дяди и каждый день слушать брань? Борис рассказывает, что живёт у Дикого поневоле. Отец Бориса – брат Савёла Прокофьевича – рассорился со своей матерью, богатой купчихой, из-за того, что женился на благородной. Мать в завещании отписала всё своё огромное состояние Савёлу – с тем, чтобы он всё же выплатил некоторую часть Борису и его сестре по достижении ими совершеннолетия, но лишь при условии, что «они будут к нему почтительны». Борису теперь приходится проявлять «почтительность» к дяде. Дикой, самодур и «воин», которые ежедень бьётся со своими домашними бабами и детьми, уже так замучил Бориса, что тот готов уехать, бросив надежду на наследство, но надо думать о судьбе неимущей сестры.

Кудряш и Шапкин уходит. Кулигин же произносит перед Борисом свой знаменитый монолог – «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» , ярко рисуя в нём господствующие в Калинове невежество, корыстолюбие и произвол. Человек простой, но довольно образованный Кулигин лелеет мечту открыть «перпету-мобиль» (вечный двигатель), заработать на этом миллион и обратить эти деньги на общественную пользу. Но у него нет средств даже на модели.

Островский «Гроза», действие 1, явление 4 – кратко

Кулигин тоже уходит. Борис, оставшись один, размышляет над своей горестной судьбой, которая недавно осложнилась новым несчастьем: он влюбился в замужнюю женщину.

Островский «Гроза», действие 1, явление 5 – кратко

Борис как раз замечает предмет своей страсти. Эта молодая красавица Катерина , жена купца Тихона Кабанова, которая сейчас идёт со свекровью, мужем и его сестрой Варварой из церкви. Мать Тихона – Марфа Кабанова (Кабаниха) – по характеру напоминает Савёла Дикого. Но в отличие от него, она не столько яростно ругает домашних, сколько изводит их нудными нравоучениями, которые читает «под видом благочестия».

Сейчас, по дороге из церкви, Кабаниха прямо в присутствии Катерины отчитывает сына за то, что он стал любить жену больше, чем мать, и готов «на неё мать променять». Слабовольный Тихон едва возражает родительнице: «зачем менять? я вас обеих люблю». Кабанова сурово велит ему «не прикидываться сиротой», отчитывает за то, что он редко прикрикивает на Катерину и редко грозит ей. «Так порядку не будет. Грех один! Так жене твоей хоть любовника заводи!»

Скромная и кроткая Катерина молчит, слушая всё это. Сестра Тихона, Варвара, глядит на мать с отвращением и неприязнью.

Островский «Гроза», действие 1, явление 6 – кратко

Кабаниха уходит домой. Бесхарактерный Тихон начинает было пенять Катерине, что «из-за неё мать его ругает», но возмущённая этим несправедливым упрёком Варвара велит ему замолчать. Пользуясь отсутствием матери, Тихон убегает к Савёлу Дикому: выпить с этим своим всегдашним собутыльником.

Островский «Гроза», действие 1, явление 7 – кратко

Варвара жалеет Катерину. Та, растрогавшись, произносит перед ней грустный монолог . «Почему люди не летают, как птицы… – спрашивает она. – Я бы разбежалась, подняла руки и полетела». Катерина вспоминает своё детство в родительском доме: «У вас я завяла, а такая ли я была!» Она рассказывает Варваре, как в ней души не чаяла мать. Они с ней ходили в церковь, и девочка Катерина так истово молилась там, что все люди вокруг на неё смотрели. Для неё церковь была почти раем, во время службы она едва не наяву видела ангелов, а по утрам ходила молиться в сад, с плачем, на коленях – сама не зная о чём. Катерина вспоминает свои девичьи сны с картинами, как на иконах. И вдруг произносит: «Я умру скоро. Страшно мне. Как будто стою я над пропастью, и кто-то меня туда толкает».

Варвара говорит, что она давно догадалась: Катерина любит не мужа, а другого. Катерина со слезами признаётся в этом как в страшном грехе. Варвара успокаивает её и обещает устроить Катерине свидания с её возлюбленным, когда Тихон на днях уедет по купеческим делам. Катерина слушает эти слова с большим испугом.

Островский «Гроза», действие 1, явление 8 – кратко

Появляется сумасшедшая старая барыня, которая ходит по городу с двумя лакеями в треугольных шляпах. «Что, красавицы? Молодцов поджидаете, кавалеров? Красота-то ваша в омут ведет! Все в огне гореть будете неугасимом!» Уходит.

Островский «Гроза», действие 1, явление 9 – кратко

Катерина дрожит после пророчества барыни, но Варвара успокаивает её: «Не слушай её. Она сама всю жизнь смолоду грешила – от этого теперь умирать боится».

Собирается гроза. Катерина со страхом глядит на небо: «Не то страшно, что гром убьет, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами и помыслами лукавыми. И как я явлюсь перед богом после этого разговору с тобой!»

Для перехода к краткому содержанию следующего действия «Грозы» пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

Действие пьесы происходит в вымышленном городе на Волге – Калинове (). В первом же действии можно разглядеть мрачную картину нравов и быта в этом месте: богатый купец Дикой ругает своего племянника Бориса, приехавшего из Москвы, местный интеллигент Кулигин произносит свой главный монолог о жестоких нравах в городе (вот на эту тему). И, конечно же, здесь происходит появление зажиточной вдовы купца Кабанихи, ее сына Тихона и его жены Катерины.

Варваре – дочери Кабанихи – главная героиня Катерина (вот ее ) открывает свою душу. Мы сразу замечаем ее мечтательность и искренность благодаря монологу «Отчего люди не летают так, как птицы?». Так же девушка рассуждает о жизни в родительском доме, и невооруженным глазом видно, что в замужестве Катерина страдает. Ей не комфортно с не возражающим матери мужем и невежественной свекровью. Супруг не защищает жену от нападок матери, а идет отдохнуть в кабачок. Кроме того, в процессе разговора с Варварой Катерина открывает ей свою тайну и признается в возникших чувствах к Борису, племяннику Дикого из Москвы.

Грамотно построенную завязку прерывает старая купчиха с угрозами (вот ее ). И вот настает самое время для первой грозы.

Действие II

Второе действие пьесы открывают работница Глаша и странница Феклуша, которая рассказывает небылицы. Между делом, Тихон прощается с матерью и женой и на время отъезжает, а Кабаниха не теряет зря время – только и делает, что поучает да упрекает. Она заставляет невестку плакать и голосить на людях, дабы доказать, что она любит мужа. Катерина нехотя подчиняется.

Проникаясь к Катерине, Варвара (ее характеристика ) дает ей ключ от калитки, чтобы она могла встречаться с Борисом по ночам. Однако Катерина сомневается в необходимости и правильности этой затеи. Не нужно забывать о том, что героиня очень богобоязненна, и брак для нее — не пустой звук, поэтому ей не так просто согласиться на такие встречи.

Действие III

Если в начале пьесы Кулигин (его характеристика ) все же рассуждал о красоте природы, то ближе к ключевому моменту патриархальное купечество города встает на первый план, и в разговоре с Борисом Кулигин произносит свой второй монолог «Вот какой, сударь, у нас городишко!». Там он обличает старожилов города и их пороки: самодурство, жадность и злонравие (их собирательный образ ).

Борис рассказывает Кудряшу о Катерине и ее «ангельской улыбке», и подмечает, что, когда она молится, «от лица как будто светится».

А Варвара уже пригласила Бориса на свидание к Катерине, и к концу третьего действия драмы встреча героев уже состоялась.

Действие IV

Прошло десять дней. Кулигин говорит Дикому о своем желании сделать для города часы и громоотвод, но Дикой только возмущается в ответ на его предложение. Он считает, что молния и гроза – это последствия того, что по небу скачет Илья Пророк на колеснице. Кулигин возражает, что это электричество.

Тихон возвращается, а Катерина не находит себе места из-за своей измены. Варвара даже решает рассказать Борису о переживаниях Катерины. Одновременно с кульминацией драмы в Калинове вновь наступает гроза.

А на бульваре Катерина все-таки не выдерживает и признается Тихону в измене, да еще и делает это в присутствии Кабанихи, которая, в отличие от своего сына, не способна прощение.

Действие V

Ближе к финалу пьесы Тихон открывается читателям. Ему откровенно жаль свою жену, Кулигину он даже признается в том, что сам ее очень любит и убивается, глядя на нее. Но для него противостоять матери слишком трудно.

Катерина приходит к Борису, однако тот по приказу дяди уезжает далеко в Сибирь. Девушка просит Бориса, чтобы тот взял ее с собой, но тот отказывает ей, боясь гнева дяди. Так, Катерина оказывается в полном отчаянии: она не знает, куда ей идти, ведь домой дороги нет. Так она приходит к решению, что в могиле ей будет лучше.

Начинаются активные поиски Катерины, и объявляется весть о том, что «Женщина в воду бросилась!». Читатель понимает, что Катерина не выдержала подобного состояния, и действительно предпочла смерть. Рядом со своей мертвой супругой сидел Тихон и, словно не веря в происходящее, уже сумел дать матери отпор, утверждая, что именно она ее и погубила. Поразительно то, что Тихон даже позавидовал Катерине, не понимая, зачем он-то «остался жить на свете да мучиться?».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». Катерина вышла замуж без любви, по долгу. Из-за этого вся ее жизнь пошла кувырком. Изменив мужу, она не смогла простить себе тяжкий грех, решив покончить жизнь самоубийством. Посчитав, что так будет лучше для всех. Краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям раскроет внутренний конфликт семьи Кабановых. Сюжетная линия, выстроенная автором, никого не оставит равнодушным.

Главные герои

Катерина – жена Тихона Кабанова. Юная, чистая, но глубоко несчастная.
Кабаниха . Мать Тихона. Властная, деспотичная особа. Постоянно тиранила невестку, отравляя жизнь молодым.
Борис . Приехал к дяде за наследством. Влюблен в Катерину Кабанову.
Тихон . Сын Кабанихи. Женат на Катерине. Во всем слушает мать. Не имеет своего мнения и права голоса.

Действие 1

Разговор между Кудряшом и Кулигиным зашел о природе. Мнения собеседников разделились. Кулигин показывал явный восторг от красочных пейзажей вокруг. Кудряш был безразличен к красотам. Беседу прервали вопли Дикого. Он опять воспитывал племянника, ничуть не стесняясь в выражениях. Тема разговора сменилась. Они принялись обсуждать их семейство. Кудряш встал на сторону Бориса, считая, что дядька его совсем затерроризировал.

Савел Прокофьевич (Дикой) присоединился к компании. Приезд Бориса был ему не в радость. Он был явно недоволен появлением племянника в городе. У него и так забот полон рот, а тут еще один нахлебник нарисовался. По ходу разговора выяснилось, что родственников у Бориса и его сестры, кроме дяди больше не осталось.

Бабка оставила завещание Борису, но получить его можно после совершеннолетия от Дикого. При том условии, что сможет наладить с ним отношения, но это вряд ли. Дикой всегда найдет повод придраться, как ни старайся.

Кулигин пускается в рассуждения, что Борису не видать наследства. Дикой деспотичен. Ему не угодить. Жалобы Бориса на трудную жизнь были прерваны появлением Феклуши в сопровождении дамы. Она была в восторге от дома Кабановых и его хозяев. Кулигин на дух не переносил Кабаниху, считая, что она настоящий тиран в юбке, загнобивший всех домочадцев.

Мечта Кулигина собрать вечный двигатель, но ни денег, ни возможностей у него нет. Такой талант и пропадает. Борису жаль его, но не меньше жаль себя и свою участь. Не хотелось ему провести молодость в этой глуши. Одно его держит здесь. Это Катерина. Он влюбился в нее с первого взгляда, но объясниться с девушкой не мог. Она была замужем.

Появляется Кабаниха. Вместе с ней Катерина, Тихон и Варвара. Тихону досталось по-полной от матери. Она высказала ему все, что думает о его жене и его отношении к матери, которая незаслуженно ушла на второй план после его женитьбы.

Кабаниха пошла восвояси. Тихон налетел на жену с упреками. Снять напряжение помогла рюмашка водки, любезно предоставленная Диким.

Катерина изливает душу Варе. Как ей хорошо жилось у родителей и как ужасно сейчас. Жизнь не мила. Сердце беду чует.

Варвара успокаивает ее. Как только Тихон уедет, они что-нибудь придумают.

Появляется Барыня. Ее слова страшны и пронзают Катерину в самое сердце. Ей кажется, что все сказанное, адресовано ей. Варвара просит Катерину не принимать близко к сердцу слова сумасшедшей старухи.

Тихон вернулся за женой. Запрещено замужним дамам разгуливать в одиночестве.

Началась гроза.

Действие 2

Катерина признается Варе, что влюблена в Бориса. Варвара понимает ее состояние и просит успокоиться. Она видит, что парень неравнодушен к девушке, но где им встречаться. Катерина сама пугается своих греховных мыслей. У нее муж, пускай нелюбимый, но они семья. Если совсем жизнь станет в тягость, она лучше в омут с головой. Варвара обещает что-нибудь придумать.

Тихон собирается в дорогу. Мать дает наставления сыну о том, как должна себя вести его жена во время отъезда. Тихон как молитву повторяет ее слова. Все уходят. Катерина вдвоем с Тихоном. Она слезно просит взять ее с собой. Тихон категорически против. Падая на колени, Катерина просит взять с нее клятву, но муж остается непреклонен. Ему нужно время подумать. Он хочет побыть один.

Тихон уезжает. Кабаниха недовольна, что Катерина не поклонилась мужу в ноги, как положено, провожая в дорогу дальнюю. Возмущенная Кабаниха бурчит под нос, что молодежь совсем обнаглела. Нет для них ничего святого.

Оставшись одна, Катерина печалится, что у нее нет детей. Мысли в голове девушки одна грустней другой. Она убеждает себя, что дождется мужа. Варвара, как обещала, решила помочь Катерине организовать встречу с Борисом.

Подменив ключ от калитки, она отдает его девушке. Катерина в смятении, но ключ берет. Слишком сильно желание увидеть любимого.

Действие 3

Кабаниха с Феклой размышляют о ритме жизни. Обе сходятся во мнении, что Москва не для них.

Дикой, изрядно приняв на грудь, проходя мимо, решил остановиться и посудачить с соседями. Между ним и Кабанихой завязалась перепалка. Поняв, что погорячился, Дикой стал извиняться, оправдывая себя тем, что с утра его довели до бешенства рабочие, требовавшие с него зарплату.

Борис скучает по Катерине. Они давно не виделись. Кулигин как всегда восхищается природой, но между делом успевает заметить, что хорошо живется только богатым за счет бедных, которых они обворовывают.

Варвара с Кудряшом, не скрывая чувств, целуются у всех на глазах. После ухода Кудряша с Кулигиным, она назначает встречу Борису в овраге, куда обещала привести Катерину.

На месте встречи оказались и Кудряш и Борис. Между ними начинается спор. Никто не хочет уступать место свидания.

Борис признается, что влюблен. Кудряш догадывается о ком идет речь.

Варвара уходит вместе с Кудряшом. Борис ждет Катерину. Девушка приходит на свидание, но с упреками, что он загубил ее честь. Ей страшно жить дальше. Борис предлагает не забивать голову дурными мыслями, а просто наслаждаться каждым днем, проведенным вместе. Они признаются друг другу в любви.
Влюбленные назначают встречу на следующий день.

Действие 4

Дождь льет как из ведра. Людям приходится скрываться от ливня в галерее, на стенах которой висят картины с изображением Страшного Суда.

Кулигин просит одолжить денег у Дикого. Он загорелся устройством громоотводов. Дикой отказывает ему, обзывая безбожником.

Кулигин уходит, но обещает вернуться и поставить точку в разговоре, когда у него в кармане будут шелестеть денежки не меньше миллиона. Гроза затихла.

Неожиданно домой возвращается Тихон. Поведение жены ему не нравится. Катерина сама не своя. Кабаниха подливает масла в огонь. Гроза вновь напомнила о себе.

Кулигин с Кабанихой, Катериной и Тихоном выходят из дома. Гроза напугала девушку. Она считает, что бог ее наказывает за грехи. Увидев Бориса, ей стало еще страшней. Люди в толпе шушукаются, что гроза никогда не бывает просто так. Катерина почти уверена, что разряд молнии убьет ее. Девушка начинает шепотом молиться.

Кулигин в отличие от других радуется грозе. Он представляет, как оживет травушка, деревце, цветочек. Барыня в сопровождении лакеев подошла к Катерине. Она кричит ей, чтобы она не пряталась. Это не поможет. Пусть лучше просит у Бога забрать красоту. Единственный способ искупить грехи.
Катерина в порыве исступления рассказывает мужу и свекровке о связи с Борисом.

Действие 5

Темой для пересудов стало признание Катерины в измене. Тихон винит мать, что она готова была закопать сноху живьем, если бы могла. Он готов простить супругу, но боится гнева матери. Кудряш с Варварой уходят из дома.

Служанка сообщает, что Катерины нигде нет. Все кидаются на ее поиски.

Катерина ждет Бориса, чтобы попрощаться с ним. Она печалится о своей несчастной судьбе. Борис сообщает ей, что должен уехать в Сибирь, куда его отсылает дядя. Девушка просит взять ее с собой. Она не в силах больше терпеть мужа, у которого интерес один – алкоголь.

Видно, что Борис нервничает. Он постоянно озирается по сторонам. Катерина просит его подавать нищим милостыню в церкви. Пускай они молятся по ее душу. Борис уходит.

Катерина идет к обрыву. Кулигин высказывает все, что думает Кабанихе про нее. Про то, как она не давала жить молодым и все время настраивала сына против жены.

Слышен крик людей. Говорят, что какая-то девушка бросилась с обрыва. Тихон сразу понял о ком судачят. Он хочет броситься за ней. Кабаниха не дает ему сделать это.

На берег выносят тело Катерины.