Убежденность – качество личности, выраженное в субъективном отношении к своим убеждениям и поступкам, связанным с твердой уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется.

Спорили как-то двое возле дороги. Один говорит, мол, нет Бога, потому и не верю в него. Другой горячо возражал, есть Бог, и всё тут, потому в него верю. Мимо них шёл монах. Спорщики заметили его, остановили и попросили о помощи, очень хотелось правоту свою доказать. Монах остановился. Выслушал каждого из них, подумал и сказал: « Один из вас верит, что Бога нет, другой, что Он есть. Нет смысла в такой вере. И нет смысла верить, как вы. Надо знать. А когда вы узнаете, то не будет и смысла спорить. Потому не тратьте силы и времени зря, идите и займитесь делом». – «А как же нам узнать, есть ли Он на самом деле?» – удивлённо спросили спорщики. – «Перестаньте верить в свои убеждения, и правда откроется вам», — с улыбкой ответил монах и удалился.

Счастье человека зависит от экологичности его убеждений. В основе наших мыслей, действий и поведения лежат наши убеждения и верования. Если убеждения мы способны как-то обосновать, объяснить или доказать, то верования – это некритически усвоенные представления о жизни. Какие у нас убеждения и верования – такая и жизнь. Сегодняшний уровень жизни – это отражение наших убеждений. Диапазон наших мыслей и поведения ограничен качеством наших убеждений и верований. Изменяя убеждения, мы изменяем свою жизнь. Счастье человека зависит от выбора , который он сделал в тот или иной момент своей жизни. У каждого человека есть свобода выбора. Между любым событием и нашей реакцией на него всегда есть прослойка – наше право выбора. Как отреагировать на любой раздражитель, стимул или ситуацию выбираем мы сами. Пусть промежуток между раздражителем и реакцией на него может составлять долю секунды, но в этот миг мы все равно делаем выбор. Любой выбор в нашей жизни определяется нашими убеждениями и верованиями. Например, парень возвращается вечером домой и видит, что в темном углу двора хулиганы грабят женщину. Он перед выбором: пройти мимо или заступиться за женщину. Мозг за доли секунды просчитывает все возможные последствия его действий. В это мгновение, возможно, решается вся его жизнь: каким он будет человеком, если сподличает, сможет ли он чувствовать себя полноценным мужчиной. В любом случае его выбор будет целиком зависеть от качества его убеждений и верований.

Убеждения – это личная конституция человека . В духе своего основного закона мы воспринимаем окружающий мир. Пробиться через цензуру наших убеждений необычайно сложно. Мы свято верим в истинность своих убеждений. Они представляют собой форму самовнушения, самогипноза. Мы отождествляем себя с ними. Все наши действия подчинены убеждениям. Хотя в них нет логики, их трудно доказать, но, все равно, они для нас являются в купе с верованиями единственным руководством к действиям. Юмористы шутят, что убеждения, не подкрепленные доводами, свидетельствует о том, что у вас есть своя позиция. Система наших убеждений проживает в подсознании. Перед подсознанием стоит задача систематически подтверждать нашу правоту. Для демонстрации своей воли и голоса она использует эмоции, поведенческие реакции и мысли. Система убеждений служит «приманкой» для привлечения в нашу жизнь определенных людей и обстоятельств. Она базируется не на личном житейском опыте – все с точностью наоборот. Это наш опыт является плодом наших убеждений. Словом, убеждения держат бразды правления нашей жизнью в своих твердых руках.

Так, в цирке взрослых слонов привязывают к деревянным шестам только тонкой веревкой, а маленьких слонят приковывают цепью к надежным металлическим стол­бам, глубоко зарытым в землю. Это делается для того, чтобы они не попытались убежать. Если столб достаточно прочно сидит в земле, а цепь достаточно крепка, слоненок не сможет уйти дальше по­ложенного. Рано или поздно наступает день, когда он перестает дергать цепь и оставляет попытки убежать. Металлический столб заменяют деревянным, поскольку знают, что животное привыкло к мысли о невозможно­сти побега. То же самое мы делаем с собой, ограничивая себя собственными убеждениями о своих возможностях и способностях. Получается, что мы ограничены не действительностью, а своими ограничивающими убеждениями.

Если выражаться метафорично, то в раннем детстве мы представляли собой только что купленный, но уже одухотворенный компьютер. В нас еще не установили никаких программ. Мы были совершенством, своей истинной сущностью. Позже в девственное сознание стали поступать вводные от наших родителей, воспитателей, учителей и сверстников. Так, шаг за шагом, сформировалась наша система убеждений и верований. Многие программы основывались на житейском опыте родителей. Как они понимали мир, так и передали нам. Детские убеждения занимают главенствующее место в системе наших убеждений. Посягательство на них воспринимается нами в контексте сталинского приказа «Ни шагу назад!» Нас не интересует, верны они или нет, порядочны или порочны. Мы просто верим своим убеждениям. В этом контексте нельзя считать порядочным человека только зато, что у него есть свои убеждения. Надо проверить, порядочны ли сами убеждения. Словом, наши убеждения в любом случае носят ограничивающий характер, но воспринимаются нами как истина в последней инстанции.

Метафоричен, в этом смысле, способ работы глаз лягушки. Лягушка видит большинство предметов в своем непосредственном окружении, но она интерпретирует лишь те предметы, которые двигаются и имеют определенную форму. Это очень важно для ловли мух. Однако, поскольку только движущиеся черные объекты воспринимаются как пища, лягушка будет обречена на смерть в коробке, полной мертвых мух. Так, наши ограничивающие убеждения ставят непреодолимую преграду перед нашими новыми возможностями.

Эстафету формирования наших убеждений подхватывает у родителей четвертая власть. Через телевизор, интернет нам внушаются на базе интеллектуального Макдональдса стереотипы поведения и шаблонное мышление. Источником наших убеждений также является личный опыт и взаимоотношения с авторитетными людьми.

Убеждения и ожидания

Установив в компьютер системное программное обеспечение, мы ожидаем от него ответов на все интересующие нас вопросы и выполнения функций, соответствующим данным программам. От своего системного программного обеспечения в виде убеждений мы тоже ожидаем, что оно даст правильные ответы на вопросы окружающего мира. Мы ждем от людей поведения, соответствующего нашим убеждениям. Когда они ведут себя вопреки нашим ожиданиям, у нас возникают обиды и появляется раздражение. Почему б не обидеться, ведь наши представления – это убеждения, а убеждения других – предрассудки? Мы полны ожиданий, что различные жизненные ситуации должны разворачиваться согласно нашему сценарию. Однако, мир не предсказуем. Мы сталкиваемся на каждом шагу с неожиданностями, с непонятными и необъяснимыми ситуациями. К слову, чем больше всяких неожиданностей возникает на нашем жизненном пути, тем больше наша система убеждений не соответствует запросам реальной действительности. Когда мир отворачивается от нас, мы или корректируем систему своих убеждений, или упрямо пытаемся прогнуть мир под себя.

Может возникнуть вопрос: «А что если вообще «удалить» свою систему убеждений?» Создается видимость полной свободы, жизнь можно «отпустить» плавно плыть по течению без предъявления к ней претензий. Опять же, отсутствует зависимость от убеждений. Следовательно, нас невозможно контролировать и манипулировать с помощью наших убеждений. Однако, это иллюзия. Убежденность, что можно прожить без убеждений, уже является убеждением. Нет человека без убеждений. Пусть в самом примитивном и хилом виде какая-то система ценностей есть у любого человека. Нам не подвластно достигнуть конечной станции по «дороге домой», то есть опять вернуться к моменту нашего рождения. Если гипотетически удалить весь мусор убеждений, мы становимся совершенством. Нам уже не надо проходить уроки жизни, нет необходимости стремиться быть ближе к своей истинной сущности, не нужно совершенствоваться. Мы и так совершенство. Это, конечно, фантазии. Человек – это общественное животное. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Мы, хотели бы того или нет, подвержены его влиянию и внушению. Нас вынудят обстоятельства усвоить определенные общественные предписания, законы, условия и требования «общежития». Иначе в обществе не выжить. Общественные требования и условия взаимоотношений с другими людьми вынужденно осядут в подсознании человека как убеждения.

Работа с убеждениями. Допустим, мы поставили перед собой цель стать богатым, преуспевающим человеком. Добротная цель. Чтобы дорога к ней была накатанной, нужно внимательно покопаться в своем подсознании на предмет поиска ограничивающих убеждений. Может быть, у нас в подсознании по теме «Богатство и деньги» столько мусора, что и думать об этом не стоит? Если наши убеждения будут в противоречии с целью, успеха не видать. Цель достигается только в унисоне с убеждениями. Главный довод в пользу наших убеждений – активная помощь на пути к цели.

Поэтому следует провести инвентаризацию своих убеждений по данной тематике и выявить ограничивающие убеждения. Представьте, что мы сдаем письменный экзамен по сочинению. Тема: «Богатство и деньги». Отведенное время – полчаса. Знаки препинания и орфографические ошибки не учитываются. Главное для нас – раскрыть тему, выплеснуть за полчаса все свои убеждения в данной сфере жизни. Не трудно вложить в голову новые убеждения и верования, трудно избавиться от старых. Однако мы это обязаны сделать. Например, проверив сочинение, мы обнаружили десять вредных убеждений: «Богатство непристойно», «Бог любит бедняков», «Богатство делает одиноким», «Кто богат, у того больше нет истинных друзей», «Богатство порождает зависть», «Богатые не могут спокойно спать», «Большие деньги вызывают заботы и проблемы», «Богатство приобретается за счет моего здоровья», «Приобретая богатство, я утрачиваю достоинство». Как видим, перетряска убеждений дала солидный улов. Скажите, можно с такими негативными хвостами рассчитывать на богатство? Конечно, и однозначно, нет. Поэтому берем первое убеждение и, как обвинитель, доказываем себе, словно суду присяжных, его полную для нас несостоятельность. Первое наше ограничивающее убеждение «Богатство непристойно». Для развенчания данного убеждения достаточно пяти аргументов: «Непристойно кичиться богатством. Стыдно быть бедным», «Богатство – это не только деньги. Слово богатство можно применить к различным понятиям. Богатство любви, богатство дружбы, богатство семейной жизни, богатство опыта, богатство культуры», «Богатство – это финансовая свобода. Что пристойно, а что не пристойно придумали люди, оценивая жизнь с позиций «хорошо или плохо». Я свободен от людских оценок», «Богатство – это свобода от долгов, от постоянной агонии в поисках денег, чтобы погасить долги. Непристойно жить в долг. Непристойно бегать по соседям, чтобы перехватить денег до зарплаты», «Богатство – это возможность личностного роста, достижение больших целей. Это пристойно. Общество заинтересовано в развитии своих граждан». Думается, что с такими аргументами мы рассеяли все собственные сомнения. Об этом убеждении можно забыть.

Теперь возьмем новое убеждение «Быть богатым – естественное право каждого человека» и аргументируем его. Наши доводы: «Нельзя жить по-настоящему полноценной и полнокровной жизнью, не будучи богатым», «Право человека на жизнь означает его право свободно владеть всем, что нужно для умственного, духовного и физического развития», «Бедные – это обуза для родных и для общества в целом. Человек, желающий прозябать в бедности – не нормален», «Не разумно жить только для души, отрицая тело и разум. Богатство дает возможность удовлетворить все запросы тела, разума и души», «Человек счастлив, когда он дарит что-то тем, кого он любит. Бедный может только с несчастной улыбкой спеть: «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить, но зато в эти ночи весенние я могу о любви говорить». Богатый может подарить подарки». Думаю, что этих аргументов будет предостаточно, чтобы старое ограничивающее убеждение навсегда покинуло наше подсознание.

Иногда завершенность произведения зависит от последнего штриха. Для нас этим штрихом будет наполнение нового убеждения образами. В свою очередь образы надо пропитать чувствами и эмоциями . Наше новое убеждение: «Быть богатым – естественное право каждого человека». Давайте вдохнем в него жизнь с помощью образов, чувств и эмоций. Какие у нас возникают ассоциации к словам «право на богатство»? У большинства людей — это достаток, власть, деньги, состояние, духовность, благотворительность, ум, респектабельность, роскошь, изобилие, накопление, благополучие, стабильность, сила, завещание и достояние. Включим воображение: вот мы на яхте путешествуем по всем морям и океанам, останавливаемся там, где нам вздумается, и осматриваем местные достопримечательности. Знакомимся с интересными людьми, лакомимся блюдами национальной кухни, весело проводим время и с некоторой грустью провожаем каждый прожитый день. У каждого свои ассоциации. Главное, чтобы они вызвали у нас приятные ощущения. Подсознание будет нам благодарно за этот шаг, ведь оно привыкло оперировать образами. По такому же алгоритму работаем со следующими ограничивающими убеждениями до полного их вытеснения из подсознания. Наши усилия будут вознаграждены с лихвой.

Теперь, когда у нас появилась ясность по поводу убеждений, представьте ситуацию. Вы встречаете приятеля, и он говорит вам: «У меня такие убеждения на счет убеждений: Не обольщайтесь своими убеждениями – во-первых, они не ваши, а, во-вторых, не верны. Не ваши, потому что человек – это коктейль из чужих убеждений, верований, заблуждений, стереотипов, предрассудков и суеверий. Этот коктейль приготовили в детстве. А не верны, потому что все убеждения субъективны. Пройдет время, и большинство ваших убеждений станут заблуждениями. Убеждения – это вовремя не обнаруженные заблуждения». Как вы думаете, прав ли ваш приятель?

Петр Ковалев 2013 год

Концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У., это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное . Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но тем не менее должно существовать.
У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу . Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный », и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними.
У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их влечет за собой изменение его поведения.
Среди многих наук, изучающих У. (психология , логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии . Она исследует способы обоснования и опровержения У., этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д.
Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на или вкус, на причинную или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

УБЕЖДЕНИЕ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "УБЕЖДЕНИЕ" в других словарях:

    УБЕДИТЬ, УБЕЖДЕНИЕ Старославянизмам принадлежит главное место в системе о твлеченной лексики русского литературного языка. Все основные понятия, относящиеся к интеллектуальной сфере, выражаются словами старославянского происхождения, например,… … История слов

    См. вера вынести убеждение, получить убеждение, прийти к убеждению... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. убеждение уговаривание, уверение, заверение, увещание, уговоры; вера; … Словарь синонимов

    Убеждение - Убеждение ♦ Croyance Значит меньше, чем знание, и меньше, чем вера, и охватывает то и другое. Быть убежденным в чем то значит верить в истинность этого, не имея к тому абсолютно никаких доказательств. Например, я убежден, что завтра будет… … Философский словарь Спонвиля

    Убеждение элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная)… … Википедия

    убеждение - УБЕЖДЕНИЕ понятие, имеющее три основных значения. 1. Мировоззренческий принцип индивида политический, этический, религиозный, философский, в правильность которого он верит и на основе которого действует. У, говорит К. Маркс, это узы,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    убеждение - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в… … Большая психологическая энциклопедия

    Приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим … Словарь терминов антикризисного управления

    УБЕЖДЕНИЕ, убеждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. убедить убеждать. Слова убеждения. Действовать путем убеждения. Легко поддаваться убеждению. 2. только ед. Состояние по гл. убедиться убеждаться. Я остался в полном убеждении, что это… … Толковый словарь Ушакова

    УБЕЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. убедить, ся. 2. Прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что н., точка зрения. Политические убеждения. Отстаивать свои убеждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. belief/conviction/persuasion; нем. Uberzeugung. 1. Твердая уверенность в ч. л., основанная на определенной идее, мировоззрении. 2. Форма поддержания общественной дисциплины 3. Процесс передачи моральных представлений индивиду или… … Энциклопедия социологии

Что же такое убеждение? Мы часто говорим о явлениях, не имея четкого представления о том, что они собой представляют. Большинство людей считают убеждение чувством уверенности относительно чего бы то ни было. Если вы говорите, что считаете себя разумным человеком, то это все равно, как если бы вы сказали: "Я чувствую уверенность в том, что я разумный человек". Это чувство уверенности позволяет вам задействовать внутренние ресурсы, которые дают возможность достигнуть желаемых результатов внутри нас есть ответы фактически на все - или, по крайней мере, мы имеем доступ к необходимым ответам через других. Нечасто недостаточная убежденность, недостаточная уверенность вызывает у нас неспособность использовать все имеющиеся у нас способности.

Простой способ понять, что такое убеждение, - это оценить его основной строительный материал - мысли. Вы можете иметь множество мыслей, но по-настоящему не верить в них. Возьмем, к примеру, мысль о том, что вы сексуальны. Остановитесь на минутку и скажите себе: "Я красивая женщина". Теперь эта мысль, или убеждение, перейдет в уверенность, которую вы будете чувствовать, произнося эту фразу. Если вы подумаете: "Да, но на самом деле я не некрасива", то, по существу, это будет означать: "Я не чувствую уверенности в том, что я красива".

Преобразование мысли в убеждение

Как преобразовать мысль в убеждение? Позвольте мне предложить вам простую метафору для описания этого процесса. Если представить мысль в виде крышки стола без ножек, то у вас будет определенное представление о том, почему та или иная мысль не воспринимается с такой же уверенностью, как любое убеждение. Не имея ножек, крышка стола не сможет стоять сама по себе. С другой стороны, убеждение имеет "ножки". Если вы действительно считаете, что вы красивы, то откуда вы знаете об этом? Разве не правда, что у вас есть кое-какие подтверждения этой мысли - некоторый жизненный опыт, поддерживающий ее? Это и есть те "ножки" , которые делают вашу крышку стола устойчивой, которые делают ваше убеждение уверенностью.

Каков же имеющийся у вас подтверждающий опыт? Возможно, кто-то из знакомых говорил вам о том, что вы красивы . Или, глядя на себя в зеркало и сравнивая отражение своего лица с лицом тех, кого другие люди считают красивыми, вы говорите: "Хм, я похожа на них!" Или, скажем, прохожие на улице оглядываются на вас и подают знак рукой. Все это ничего не значит до тех пор, пока вы не соберете все вместе в одну мысль, что вы красивы. Когда вы сделаете это, "ножки" дадут вам почувствовать уверенность относительно данной мысли и заставят вас поверить в это. Ваша мысль обретет уверенность и станет убеждением.

Как только вы постигнете смысл этой метафоры, вы начнете понимать, как формируются ваши убеждения и как можно их изменить. Во-первых, важно заметить, что мы можем вырабатывать убеждения относительно чего угодно, если только найдем достаточно "ножек" -достаточно подтверждающих событий , - чтобы их построить. Подумайте об этом. Возможно, что у вас достаточно жизненного опыта или вы знаете таких людей, которые прошли через такие же тяжелые испытания, что и вы, на основании чего, при желании, вы легко могли бы выработать убеждение о том, что люди нравственно испорчены и, стоит им дать хотя бы малейший повод, они тут же вас обманут. Возможно, вы не хотите в это верить - мы уже обсуждали, что это убеждение подействовало бы расслабляюще, - но разве у вас не было случаев, которые могли бы подтвердить эту мысль и заставить вас почувствовать уверенность в этом, если бы вы только захотели? Разве не правда также, что в вашей жизни есть случаи - подтверждения,- укрепляющие мысль, что если вы действительно заботитесь о людях и хорошо относитесь к ним, то они в самом деле хорошие и, в свою очередь, захотят вам помочь?

Вопрос в том, какое из этих убеждений является истинным? Ответ гласит: неважно, какое является истинным. Важно, какое является наиболее вдохновляющим.

Все мы можем найти кого-нибудь, кто поддержит наши убеждения и заставит нас почувствовать себя более уверенно относительно того или иного явления. Вот таким образом можно наблюдать способность человека давать рациональное объяснение. Ключевой вопрос, опять-таки, в том, является ли это убеждение в повседневной жизни вдохновляющим или расслабляющим, поднимающим или принижающим. Поэтому, каковы возможные источники подтверждений в нашей жизни? Конечно, мы можем извлечь их из нашего личного опыта. Иногда мы собираем подтверждения с помощью информации, которую получаем от других людей или из книг, кассет, кинофильмов и так далее. А иногда мы формируем подтверждения исключительно на основе нашего воображения. Эмоциональная сила, которая проявляется в нас относительно любого из этих подтверждений, будет определенно влиять на прочность и толщину "ножек".

Самые крепкие и прочные "ножки" формируются путем личного опыта, с которым связано много эмоций, так как это был либо болезненный, либо приятный опыт . Другим фактором является количество имеющихся подтверждений - ясно, что чем больше подтверждающих мысль событий, тем сильнее будет ваше убеждение в этом.

Должны ли ваши подтверждения быть точными для того, чтобы вам хотелось их использовать? Нет, они могут быть реальными или воображаемыми, точными или неточными - даже наш личный опыт непоколебим настолько, насколько мы это ощущаем.

Так как люди способны к такому разрушению и изменению, то количество и качество поддерживающих "ножек", которые можно использовать для монтажа наших убеждений, фактически не ограничено. Суть этого состоит в том, что, независимо от того, откуда происходят наши подтверждения, мы начинаем принимать их как реальные, и поэтому больше не возникает никаких сомнений. Это может иметь очень существенные позитивные последствия. Короче говоря, мы обладаем способностью использовать воображаемые подтверждения, которые толкают нас в направлении осуществления нашей мечты. Люди могут преуспеть, если представят что-нибудь достаточно ярко и с такой же легкостью, как если бы это было на самом деле. Это происходит потому, что наш мозг не видит разницы между тем, что мы отчетливо воображаем, и тем, что испытываем в действительности . При достаточной эмоциональной интенсивности и повторении наша нервная система даст реакцию на то или иное воображаемое явление как на нечто реальное, даже если этого еще не случилось.

Каждый выдающийся руководитель, у которого я брал интервью, обладал способностью вызвать в себе чувство уверенности и преуспеть в том, чего он никогда не мог достигнуть раньше. Он мог создать подтверждения там, где не существовало подтверждений, и достичь того, что казалось невозможным.


"Побуждение становится для меня истиной... которая позволяет мне наилучшим образом использовать мою силу и предоставляет наилучшее средство для приведения в действие всех моих способностей"
. АНДРЕ ЖИД

Ограничивающие убеждения

Как часто люди вырабатывают в себе ограничивающие убеждения относительно того, кто они и на что способны? Из-за того, что они не преуспели в прошлом, они приобретают уверенность, что не способны преуспеть и в будущем. В результате, боясь огорчений, они стараются все время сосредоточиваться на том, чтобы быть "реалистами". Большинство людей, которые постоянно говорят: "Давайте будем реалистами", на самом деле просто живут в страхе, смертельно боясь опять разочароваться. В силу этого страха они вырабатывают в себе убеждения, заставляющие их колебаться, не выкладываться полностью - а вследствие этого получают ограниченные результаты.

Великие лидеры редко бывают "реалистами" . Они умны, точны, но далеко не реалисты по общепринятым меркам. И то, что считает реалистичным один человек, в корне отличается от того, что считает реалистичным другой, - ведь все это основано на их личных подтверждениях. Ганди верил, что может добиться независимости для Индии, не применяя насильственных методов в отношении Великобритании, -это было нечто такое, чего никогда не делалось прежде. Он не был реалистом, но, безусловно, доказал справедливость своего решения. А что реалистичного в представлении человека, верившего в то, что он может дать счастье человечеству, построив сказочный парк посреди апельсиновой рощи и приглашая людей не только прогуляться там, но и войти с ним в пай. В то время такого парка не было нигде в мире. Тем не менее, Уолт Дисней обладал чувством уверенности, а его оптимизм преодолел все обстоятельства.

Если вы собираетесь сделать в жизни ошибку, то ошибитесь в сторону переоценки ваших возможностей (разумеется, настолько, чтобы это не угрожало вашей жизни). Между прочим, это трудно сделать, так как человеческие способности намного больше, чем мы предполагаем. В сущности, многие исследования опирались на разницу между людьми, подверженными депрессии, и людьми необычайно оптимистичными. После попыток освоить новый навык пессимисты всегда более точны в оценке своих действий, в то время как оптимисты воспринимают свои поступки как нечто гораздо более эффективное, чем это есть на самом деле. Тем не менее, эта нереалистическая оценка собственной работоспособности и является секретом их будущего успеха. Оптимисты в конце концов заканчивают тем, что овладевают необходимым навыком, в то время как пессимисты терпят неудачу. Почему? Оптимисты - это те, кто, несмотря на отсутствие подтверждений успеха, или даже подтверждений неудачи, игнорируют подтверждения, не прибегая к таким выводам, как: "Я неудачник" или "Я не добьюсь успеха". Вместо этого оптимисты создают подтверждения с помощью веры, призывая на помощь все свое воображение, представляя себя совершающими нечто особенное и сулящее непременный успех. Это та особая способность, та уникальная сосредоточенность, которая позволяет им упорствовать до тех пор, пока они в конце концов не добьются того, что поднимет их на вершину успеха.

Причиной же того, что большинство людей не могут добиться успеха, является то, что у них недостаточно подтверждений прошлых успехов. Но оптимисты пользуются такими убеждениями: "Прошлое не может служить примером для будущего" . Все выдающиеся лидеры, все люди, добившиеся успеха в той или иной области, знают, что такое сила упорного следования цели, даже если отдельные детали этого процесса все еще недостижимы. Если вы выработаете чувство абсолютной уверенности в том, что обладаете твердыми убеждениями, то сможете заставить себя в конечном счете достичь

Глобальные убеждения

Глобальные убеждения - это твердые убеждения относительно всего, что есть в нашей жизни: нашей индивидуальности, людей, работы, времени, денег и самой жизни. В этих крупных обобщениях обычно используются глаголы есть (является): "Жизнь есть...", "Люди являются представителями..." и т.д. Нетрудно представить, что убеждения этого масштаба могут сформировать и придать соответствующую окраску любому аспекту нашей жизни. Иногда, произведя лишь одно изменение в ограничивающем глобальном убеждении, вы можете изменить каждый аспект своей жизни в один момент! Помните: укоренившись, убеждения становятся неоспоримыми командами, посылаемыми в нашу нервную систему, они обладают силой расширить или разрушить возможности нашего настоящего или будущего.

Наши убеждения способны в один момент сделать нас больными или здоровыми ведь документально подтверждено, что убеждения воздействуют на нашу иммунную систему . И что гораздо важнее, убеждения могут либо дать нам команду предпринять решительное действие, либо ослабить и разрушить наше побуждение. Вот и в данный момент убеждения формируются в соответствии с вашей реакцией на только что прочитанное и на то, как вы собираетесь использовать знания, почерпнутые из этой книги . Иногда у нас вырабатываются убеждения, создающие ограничения или, наоборот, стимулирующие к действию в очень узком, конкретном контексте: например, как мы оцениваем свои способности к пению и танцам, починке автомобиля или умению производить вычисления. Другие убеждения носят общий характер и могут доминировать фактически в каждом аспекте нашей жизни, положительно или отрицательно.

Интерпретирование неудач

Одной из величайших проблем в жизни любого человека является умение верно интерпретировать "неудачи" . То, как мы справляемся с нашими жизненными "поражениями" и правильно ли устанавливаем причину их возникновения, и будет формировать нашу судьбу. Нам необходимо помнить, что то, как мы справляемся с напастями и проблемами, будет формировать нашу жизнь в большей степени, чем что-либо другое. Иногда у нас так много подтверждений для страданий и неудач, что мы начинаем строить на них убеждение: что бы мы ни делали, лучше не станет. Некоторые люди начинают сознавать бессмысленность всяких попыток, собственную беспомощность или бесполезность; у них появляется уверенность в том, что любые предпринятые ими шаги все равно ни к чему не приведут. Вот ряд убеждений, которым никогда не следует давать волю, если вы хотите преуспеть и чего-то добиться в жизни. Эти убеждения удерживают нас от проявления личной силы и разрушают нашу способность действовать. В психологии есть название этой разрушительной мысленной установке - приобретенная беспомощность. Когда люди терпят в каком-то деле неудачу - вы бы удивились, что у некоторых людей это бывает крайне редко, - они считают все свои усилия бесплодными и в них укореняется постоянный упадок духа -приобретенная беспомощность.

Приобретенная беспомощность

Доктор Мартин Селигман из Пенсильванского университета провел интенсивное исследование на тему "Что создает приобретенную беспомощность". В своей книге "Приобретенный оптимум" он приводит три конкретных модели убеждений, которые вызывают у нас чувство беспомощности и могут разрушить в конечном счете любой аспект нашей жизни. Он назвал эти три категории перманентными, искаженными и личностными.

Многие из выдающихся деятелей в нашей стране преуспели, несмотря на навалившиеся на них гигантские проблемы и препятствия. Разница между ними и теми, кто отступил в борьбе, заключается в их убеждениях относительно перманентности или отсутствия у них проблем. Выдающиеся руководители редко, если не сказать никогда, не смотрят на проблему как на нечто перманентное, в то время как неудачники даже самую незначительную проблему воспринимают как перманентную. Если вы выработали убеждение, что ничего не можете сделать, "чтобы хоть что-то изменить", просто потому, что никакие усилия до сих пор не могли этого раньше, то в вашу систему начинает проникать губительный яд. Восемь лет назад, когда я стремительно катился вниз и впал в отчаяние от сознания, что мои обстоятельства никогда не изменятся, я считал свои проблемы перманентными. Это было что-то очень близкое к эмоциональной смерти- чувство, которое я никогда прежде не испытывал. Я связывал так много страданий с этим убеждением, что оказался способным его разрушить и никогда больше не потворствовать ему. Вы должны сделать то же самое. Если вы узнаете, что кто-нибудь из ваших близких или вы сами поддались убеждению, что та или иная проблема перманентна, то самое время хорошенько его или себя встряхнуть. Что бы ни происходило в вашей жизни, вы должны научиться верить, что "и это тоже пройдет" и что если вы проявите упорство, то найдете выход.

Вторым различием между победителями и неудачниками, между оптимистами и пессимистами являются их убеждения-искажения, когда проблемы кажутся всеобъемлющими . Преуспевающий человек никогда не смотрит на проблему как на что-то всеобъемлющее, то есть что одна какая-то проблема управляет всей его жизнью. Он всегда смотрит на нее так: "Ну что ж, это всего лишь связано с моей привычкой много есть".

Он никогда не скажет: "Да, это проблема. Из-за моего постоянного переедания рушится вся моя жизнь". И наоборот, у пессимистов - тех, кто привык поддаваться чувству беспомощности, - вырабатывается убеждение, что раз их "прижало" в одной какой-то области, то весь мир для них стал с овчинку! Они считают, например, что так как у них проблемы с финансами, то вся их жизнь теперь разрушена. они не смогут воспитать детей, их брак развалится и т.д. Вслед за тем, обобщая, они приходят к выводу, что все вышло у них из-под контроля и начинают чувствовать себя совершенно беспомощными. А представьте совместное действие перманентности и искажения! Ответом на оба этих фактора было бы стремление найти что-то такое в жизни, что вы могли бы взять под контроль и начать действовать в этом направлении Как только вы начнете предпринимать какие-то шаги, некоторые из ограничивающих убеждений сразу исчезнут.


И последнюю, третью категорию убеждений, которую Селигман называет "личностной"
, я отношу к проблемам личного характера Если мы смотрим на неудачу не как на вызов, требующий изменить наш подход, а, скорее, как на проблему с нами самими, как на личный дефект, то сразу почувствуем, что она овладевает нами В конце концов, как вы можете изменить всю свою жизнь. Не окажется ли это гораздо труднее, чем просто изменить свои действия в конкретной области Посмотрите, нет ли у вас подобного убеждения личного характера. Как вы можете заставить себя воодушевиться, постоянно занимаясь самобичеванием.

Поддерживание этих ограничивающих убеждений равноценно систематическому потреблению небольших доз мышьяка, что через какое-то время приводит к фатальному исходу И хотя в данном случае нам не грозит неминуемая смерть, мы начинаем эмоционально умирать с того момента, как приняли то или иное пагубно действующее убеждение. Поэтому необходимо избегать их во что бы то ни стало. Помните: пока вы верите во что-то, ваш мозг работает на автопилоте, отфильтровывая любую поступающую из внешней среды информацию и выискивая подтверждения, чтобы оценить ваше убеждение, независимо от того, какое оно.
"Не что иное, как разум, делает добро из зла, определяет несчастье или счастье, богатство или бедность".
ЭДМУНД СПЕНСЕР

Как изменить убеждения

Что такое Убеждение? Значение и толкование слова ubezhdenie, определение термина

1) Убеждение - " Убеждение " в смысле, в котором я хочу употреблять это слово, означает такое состояние разума, или тела, или того и другого, когда животное действует по отношению к чему-то не присутствующему чувственно. Когда я направляюсь на станцию, ожидая найти там поезд, мое действие выражает убеждение. Поэтому я предлагаю рассматривать убеждение как нечто такое, что может быть доинтеллектуальным и может проявляться в поведении животных. Я склонен думать, что в некоторых случаях "убеждением" можно назвать чисто телесное состояние. Например, когда вы входите в вашу комнату в темноте и кто-то оставил стул в необычном месте, вы можете натолкнуться на него, так как ваше тело убеждено, что стула там нет. Но для наших целей не так важно различать роль разума и тела в убеждении. Убеждение - в моем понимании этого термина - это некое состояние тела, или разума, или того и другого. Для того, чтобы избежать многословия, я буду называть убеждение состоянием организма, оставляя в стороне различие между телесными и ментальными факторами. Однако вера в какое-либо мнение, как не устают повторять нам современные психологи, редко определяется рациональными мотивами, и то же самое справедливо и в отношении неверия, хотя скептики часто упускают из виду этот факт. Факт широкой распространенности какого-либо мнения никоим образом не свидетельствует об его полной абсурдности; правда, если принять во внимание глупость большей части человечества, гораздо вероятнее, что широко распространенное убеждение окажется нелепым, чем разумным. Мы можем закончить наш предварительный список понятием "убеждения". Я имею в виду такое состояние сознания, которое может быть либо истинным, либо ложным. Мы говорим, что человек "сознает, что выглядит дураком", имея в виду, что он убежден, что выглядит дураком и при этом не ошибается. Но есть еще один момент, который необходимо подчеркнуть. Убеждение в том, что нечто является желательным, часто обнаруживает тенденцию вызывать то самое желание, в которое верят. Именно этот факт так усложняет воздействие "сознания" на желание.

2) Убеждение - форма отношений, при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия. Каждый человек имеет свои убеждения устойчивые сознательные конструкции в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия. Убеждения складываются на основе общественного сознания, общественной практики, воспитания, образования и окружающей среды

3) Убеждение - - вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Предметом У. может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но, тем не менее, оно должно существовать. У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл доказательство теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними. У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их изменение влечет за собой изменение его поведения. Среди многих наук, изучающих У. (психология, логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии аргументации теория. Она исследует способы обоснования и опровержения У., зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д. Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на здравый смысл или вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений. П Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991; Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997; Rescher N. Plausible Reasoning. Amsterdam, 1976; Eemeren F. van, Grootendorst R., Kruger T. Handbook of Argumentation Theory. Dordrecht, 1987.

4) Убеждение - (моральное): 1. Рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. У. называют глубоко укоренившиеся · в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы и т. п.), к-рым он считает для себя обязательным следовать. Предопределяя поступки человека, У. принимают форму мотивов, к-рыми он руководствуется в своей деятельности. У. складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его активной общественно-преобразовательной и трудовой деятельности, усвоения созданной об-вом духовной культуры, накопления личного практического опыта, к-рый позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы и осознать необходимость их соблюдения. Процесс формирования У. представляет собой одну из сторон процесса нравственного воспитания личности, к-рый имеет сложный, многосторонний и противоречивый характер (Человек и общество. Всестороннее, целостное развитие личности, Трудовое воспитание). В социалистическом об-ве он имеет свои особенности (Коммунистическое воспитание). 2. Передача нравственных представлений от одного человека к др., от об-ва к отдельным его членам, осуществляемая гл. обр. путем разъяснения. У.-осн. метод коммунистического воспитания, к-рое требует сознательного усвоения личностью моральных принципов. Оно включает мн. разнообразные формы, пропаганду марксистско-ленинского учения об об-ве, разъяснение практических задач коммунистического строительства, обоснование идей коммунистической нравственности, воспитание масс на конкретных примерах из жизни социалистического об-ва, деятельности различных коллективов и отдельных людей, оценку общественным мнением различных явлений, поступков, критику и самокритику.

Представляет собой применяемый в психотерапии метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его прежних суждений. У. составляет основу рациональной психотерапии. Коррекция неадекватного восприятия болезни осуществляется преимущественно с помощью У. Психотерапевт в соответствии с поставленной задачей производит отбор фактов и их логическое упорядочивание, с тем чтобы подвести пациента к нужным выводам. В беседе с больным он рассматривает и тщательно анализирует все объективные и субъективные данные, раскрывая пациенту действие механизмов возникновения и развития расстройств. Вслед за этим психотерапевт переходит к У., добиваясь изменения отношения пациента к болезни и лечению.

В рациональной психотерапии Дежерина (Dejerine J.), в отличие от Дюбуа (Dubois P.), У. основано в большей мере на эмоциональном, чем на интеллектуальном воздействии. В его психотерапии рассуждения приобретают действенную силу, если сопровождаются эмоциональным влиянием. Логические доказательства врач предлагает пациенту для обдумывания, переживания и принятия.

Невозможно отделить от У. суггестивный элемент, связанный с авторитетной личностью врача и влияющий на эффективность У. В. М. Бехтерев (1911), описывая метод "лечения перевоспитанием", считал полезным сочетание У. и внушения, особенно для больных со слабо развитой критикой, в частности для детей, с целью укрепления воли и формирования новых ассоциаций. Он подчеркивал важность привития больному с помощью У. более высоких нравственных взглядов для укрепления "Я" пациента или переориентации на другие цели и виды деятельности.

Моральное У. является в той или иной степени составной частью любой формы психотерапии, даже если психотерапевтом оно не декларируется и не осознается. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, т. е. убеждает его принять личную ответственность за собственные поступки и активную роль в управлении своей жизнью, и в целом передает ему свою философию зрелого, независимого и ответственного человека.

Переубеждение (персуазия) - процесс замены (изменения, переделки, трансформации) ранее сформированного убеждения новым под влиянием дополнительной или разъясняющей информации, полученной из разных источников и в различных ситуациях. Переубеждение в психотерапии имеет целью последовательное и направленное формирование убеждений, изменяющих в терапевтическом направлении представления пациента о механизмах его заболевания, его лечении и прогнозе.

Следует отметить, что хотя У. как метод преимущественно рациональной психотерапии приводит к расширению информационной стороны сознания, к укреплению некоторых личностных установок или коррекции ошибочных взглядов, но он недостаточно эффективен при решении задач изменения личности, реконструкции нарушенных ее отношений, послуживших источником патологических расстройств.

См. также Рациональная психотерапия, Сократовский диалог.

УБЕЖДЕНИЕ

1. Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным. Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов-политических, философских, эстетических, естественнонаучных и прочих, - совокупность убеждений выступает как мировоззрение.

О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека с серьезными препятствиями.

2. Используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений - основной в полемике научной и в педагогии.

УБЕЖДЕНИЕ

Процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений. Исследования этого процесса были перспективными и включали ряд факторов, как рациональных, так и нерациональных. Например, см. когнитивный диссонанс, достоверность, убеждающая коммуникация.

Убеждение

использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения - логическая аргументация фактов.

Убеждение

способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У. эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров, соотношение аргументов "за" и "против", эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении ключевых слов и т.п. Успешность У. зависит от интеллектуального уровня объекта У. и его флексибельности. Люди с гибким мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в ней. Труднее всего поддаются У. те, кто враждебен по отношению к другим и стремится прежде всего доминировать над окружающими. Систематическая разработка приемов У. (наряду с приемами целенаправленной дезориентации) была начата философами Древней Греции и привела к формированию основ риторики, формальной логики и математике как науке о доказательстве. И.Г. Дубов

УБЕЖДЕНИЕ

способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению нoвых сведений в сложившуюся систему взглядов и У., к определенной трансформации мировоззрения, a значит, и мoтивационной основы поведения. В отличие от внушения, У. оcновано на осмысленном принятии человеком каких-л. свeдeний или идей, на их анализе и оценке. При этом зaключeние м. б. сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и opaтopских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в наyчной полемике и в процессах воспитания. У. является одним из важных способов воздействия оппонентов друг на друга в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Аргументированное У., достигшее цели, может предотвратить конфликт. Еще большую роль играет У. в деятельности конфликтолога, занимающегося урегулированием конфликта. Овладение навыками У. – профессионально важное качество конфликтолога.