Тема : Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объедининия.

В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Узкое зна¬че¬ние:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.

Понятие общество имеет много значений:
1. Этап в истории человечества
3. Всё человечество мировое сообщество)
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

ОБЩЕСТВО

2.(объединение) 4.Регион, страна, государство(Россия, Европейское
общество)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)

Человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности только в обществе. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения - это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество-это динамическая система.

Отличительной тенденцией развития современного общества является глобализация.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, куль¬тур¬ной и религиозной интеграции и унификации.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость про¬бле¬мы от¬ме¬ны ста¬ре¬ния у людей и сла¬бая ин¬фор¬ми¬ро¬ван¬ность об-ще¬ствен¬но¬сти о пре¬не¬бре¬жи¬мом ста¬ре¬нии;
2) про¬бле¬ма «Север-Юг» - раз¬рыв в раз¬ви¬тии между бо¬га¬ты¬ми и бед¬ны¬ми стра¬на¬ми, ни¬ще¬та, голод и не¬гра¬мот¬ность;
3) пре¬дот¬вра¬ще¬ние тер¬мо¬ядер¬ной войны и обес¬пе¬че¬ние мира для всех на¬ро¬дов, не¬до-пу¬ще¬ние ми¬ро¬вым со¬об¬ще¬ством не¬санк¬ци¬о¬ни¬ро¬ван¬но¬го рас¬про¬стра¬не¬ния ядер¬ных тех¬но-ло¬гий, ра¬дио¬ак¬тив¬но¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды;
4) пре¬дот¬вра¬ще¬ние ка¬та¬стро¬фи¬че¬ско¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды
5) сни¬же¬ние би¬о¬раз¬но¬об¬ра¬зия;
6) обес¬пе¬че¬ние че¬ло¬ве¬че¬ства ре¬сур¬са¬ми, ис¬чер¬па¬ние нефти, при¬род¬но¬го газа, угля, прес¬ной воды, дре¬ве¬си¬ны, цвет¬ных ме¬тал¬лов;
7) гло¬баль¬ное по¬теп¬ле¬ние;
8) озо¬но¬вые дыры;
9) про¬бле¬ма сер¬деч¬но-со¬су¬ди¬стых, он¬ко¬ло¬ги¬че¬ских за¬бо¬ле¬ва¬ний и СПИДа;
10) де¬мо¬гра¬фи¬че¬ское раз¬ви¬тие (де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский взрыв в раз¬ви¬ва¬ю¬щих¬ся стра¬нах и де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский кри¬зис в раз¬ви¬тых), воз¬мож¬ный голод;
11) тер¬ро¬ризм;
12) асте¬ро¬ид¬ная опас¬ность;
13) не¬до¬оцен¬ка гло¬баль¬ных угроз су¬ще¬ство¬ва¬нию че¬ло¬ве¬че¬ства, таких как раз¬ви¬тие не¬дру¬же¬ствен¬но¬го ис¬кус¬ствен¬но¬го ин¬тел¬лек¬та и Гло¬баль¬ных ка¬та¬строф.

Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы(части системы)

Сферы общественной жизни
1.Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
2.Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
3.Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
4.Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное)
–люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
2. Индустриальное
– люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
3. Постиндустриальное
– люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества:
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека.

Человек.
Человек
-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид
-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность
–неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность
-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
1. Семья
2. Образование
3. Профессии
4. Социальное окружение
5. Государство
6. СМИ
7. Самовоспитание
Этапы социализации
1. Начальный
2. Средний (юношеский возраст)
3. Завершающий

Основные отличия человека от животного
1. Мышление и членораздельная речь
2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность
3. Человек творец культуры
4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1. Средства
2. Действия
3. Результат

Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
1. Физиологические (пища, дыхание, движение)
2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
3. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
4. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
5. Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения-это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения- отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
1. Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
2. Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
3. Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов
1. Диалог-общение между людьми.
2. Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3. Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

Социальная сфера
Классы общественные, большие группы людей, различа¬ю¬щи¬е¬ся по их месту в ис¬то¬ри¬че¬ски опре¬де¬лен¬ной си¬сте¬ме об¬ще¬ствен¬но¬го про¬из¬вод¬ства, по их от¬но¬ше¬нию (боль¬шей ча¬стью за-креп¬лен¬но¬му и оформ¬лен¬но¬му в за¬ко¬нах) к сред¬ствам про¬из¬вод¬ства.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ская, куль¬тур¬но-по¬ли¬ти¬че¬ская и ду¬хов¬ная общ¬ность ин¬ду¬стри¬аль¬ной эпохи.

Со¬ци¬аль¬ные клаcсы (об¬ще¬ствен¬ные клас¬сы) - со¬ци¬аль¬ные общ¬но¬сти, вы¬де¬ля¬е¬мые по от-но¬ше¬нию к соб¬ствен¬но¬сти и об¬ще¬ствен¬но¬му раз¬де¬ле¬нию труда.

Со¬сло¬вия - со¬ци¬аль¬но-пра¬во¬вые груп¬пы под¬дан¬ных, своим юри¬ди¬че¬ским по¬ло¬же¬ни¬ем каким-либо опре¬делённым об¬ра¬зом от¬ли¬ча¬ю¬щих¬ся от осталь¬но¬го нас.; при этом от¬ли¬чия пе¬ре-да¬ют¬ся по на¬след¬ству.

Порядка 50% школьников, учащихся в выпускном классе, останавливают выбор на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году, как необязательном предмете для сдачи. Частично ребята полагают, что это легкая дисциплина, другим подросткам предмет необходим, с целью набрать определенное количество баллов и поступить в университет. Естественно, здесь есть свои подводные камни, нужно хорошенько готовиться, изучать новые направления, а также акцентировать внимание на сложных темах, чтобы в результате получить достойное количество баллов.

Изменения в обществознании, запланированные на 2019 год

Изменений в регламенте приема ОГЭ в 9 классе будет довольно много. Объясняется это тем, что руководство нашей страны озадачено постепенным ослаблением у молодого поколения интереса к истории своей страны и устройству общества, в котором предстоит жить и работать молодым людям. Проще говоря, абитуриенты, покидая стены родной школы, недостаточно знают историю России и не понимают основ устройства социума в нашей стране. Эта тенденция не могла остаться незамеченной и вызвала беспокойство в правительственных кругах в связи с тем, что молодежь в России становится легкой добычей для различных международных организаций, криминальных структур и религиозных сект, желающих переформатировать общественной сознание граждан нашей страны.

Не удивительно, что упор в таких попытках ставится на молодежь, которая, плохо зная историю и обществознание, легко поддается внушению, верит словам идейных вдохновителей, даже не понимая, что им обрабатывают сознание и внушают откровенную ложь. Понимая опасность пробелов о образовании учеников наших школ, Министерство образования России и Рособрнадзор готовят целую программу по изменению подхода к проверке знаний по гуманитарным предметам. Особенно изменения коснуться обществознания и истории, которые непосредственно формируют полноту мировоззрения у наших детей.

Суть изменений сведется к тому, что экзаменуемым придется больше говорить и меньше писать. Ранее, ОГЭ по обществознанию сводился к тому, что школьник получал бланк варианта, где необходимо было отметить правильные ответы, выбрать из нескольких вариантов верный и молча сдать заполненный вариант экзаменационной комиссии. Теперь все изменится и наряду с письменной частью экзамена, учащемуся придется побеседовать с экзаменатором и объяснить ему, почему ученик ответил именно так, а не иначе. Потребуются устные аргументы и обоснования того ответа, который отмечен в экзаменационном листе.

Другими словами, ОГЭ по обществознанию в 2019 году станет больше похоже на классический школьный экзамен, который был внедрен еще в советской системе образования. Такое решение Минобрнауки вызвало позитивную реакцию в обществе, ведь все еще помнят, что советское образование было, действительно, одним из лучших в мире.

Дата проведения

В 2017-2018 учебном году обществознание сдавали самым последним, что с одной стороны предоставило выпускникам дополнительную возможность хорошо подготовиться, а с другой стороны заставило поволноваться в ожидании даты экзамена. В 2019 году ОГЭ по «обществу» будут сдавать в такие дни:

*расписание ОГЭ 2019 года еще не утверждено

Особенности экзамена по обществознанию

Решили сдавать в 2019 году ОГЭ по обществознанию из расчета на то, что это самый легкий предмет – приготовьтесь обновить в голове знания из таких основных областей, как: философия, социология, экономика, культура, политика и право.

Конечно, в КИМах для 9-го класса ученикам встретятся только те понятия, с которыми они должны были познакомиться на уроках в рамках изучения соответствующих дисциплин. Но, для успешной сдачи ОГЭ необходимо:

  • Владеть достаточно большим объемом информации.
  • Уметь описывать социальные объекты, проводить их оценку и сравнение.
  • Приводить примеры социальных взаимосвязей.
  • Решать поставленные задачи, опираясь на изученный материал и опыт.
  • Уметь выражать свои мысли, аргументируя выбор примерами.

На первый взгляд нет ничего сложного, но многие девятиклассники сталкиваются с такими проблемами, как недостаток жизненного опыта и непонимание процессов, протекающих в политических и социальных сферах жизни, что и составляет основную сложность при сдаче ОГЭ.

Формат проведения

Экзаменационный билет по обществознанию состоит из 31 тестов, среди которых равномерно распределены вопросы 5 основных разделов:

  1. Человек и общество. Духовная культура.
  2. Сфера политики и социального управления.
  3. Социальная сфера.
  4. Экономика.
  5. Право.

Возможны разные варианты формирования ОГЭ по обществознанию, но как и в прошлом сезоне, в 2019 году КИМы будут состоять из 2-х частей и включать в себя:

  • 16 базовых заданий;
  • 13 заданий повышенного уровня сложности;
  • 2 задания высокого уровня.

На выполнение работы девятиклассникам отводится 180 минут (3 часа).

Краткие ответы на задания 1-й части необходимо перенести в специальный бланк, учитывая установленные правила оформления. Очень важно придерживаться требований, предъявляемых к заполнению бланка, ведь эта часть работы в дальнейшем будет проверена электронным методом, и система просто не воспримет неправильно заполненный бланк.

На выполнение второй части ОГЭ по обществознанию стоит отвести больше времени, ведь тут потребуется:

  • работать с текстом, выделяя основные смысловые фрагменты;
  • систематизировать информацию, составив план;
  • выражать собственное мнение, аргументируя его и логически обосновывая свой выбор;
  • разъяснить авторскую мысль, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

Оценивание работ

Как и в других предметах, при проверке ОГЭ по обществознанию в 2019 году будут использовать 2 основных метода:

  • электронный;
  • ручной.

Оспорить машинную проверку достаточно сложно и, если выпускник неправильно оформил бланк с ответами, ему придется еще раз попытать счастья, пересдавая экзамен в дополнительный срок.

Проверка 2-й части осуществляется членами экспертной комиссии. Проще говоря, учителями, которые выставляют баллы, опираясь на таблицы единых критериев оценивания, разработанных для каждого из 6 заданий блока. Хотя для каждого из заданий есть свои критерии оценивания, в 2019 году стоит учитывать такие основные требования к развернутым ответам ОГЭ по обществознанию:

  • краткость;
  • содержательность;
  • опора на теорию;
  • умение оперировать терминами;
  • наличие реальных примеров при раскрытии темы.

Всего при выполнении работы ученик может набрать тестовых 39 баллов, из которых:

Начиная с 2017 года, результат ОГЭ оказывает непосредственное влияние на балл аттестата, поэтому начисленные при проверке работы тестовые баллы переводят в традиционную пятибалльную систему согласно такой таблице соответствия:

Так, для преодоления минимального порога сдающим естествознание достаточно набрать 15 первичных баллов, что более чем реально для ребенка, который внимательно слушал на уроках и обладает хорошей памятью. Гораздо сложнее получить высокий балл, дающий право на поступление в профильный класс или обучение в колледже.

Для обществознания минимальный порог профильного уровня составляет 30 баллов, для чего, очевидно, будет мало просто правильно ответить на все тестовые вопросы.

На какие вопросы следует обращать больше внимания?

Во время прохождения тестов, представленных в билетах, предусмотрены вопросы, распределенные по блокам, в частности:

  • раздел, где важно продемонстрировать понимание взаимодействия, связи, сложностей в социальных группах. Также учитывать осмысление алгоритма развития общества, рационально продемонстрировать, насколько хорошо подросток разбирается в конфликтных аспектах;
  • затем речь пойдет о человеке в обществе, вопросы раздела возвращают к истории биосоциального развития граждан, в итоге удастся понять их место в современном мире. Ученик должен показать, что знает толк в деталях социума, понял наиболее важные принципы функционирования общества, притом должен определить личное место в нем;
  • конечно, не обходится без политики, устройства страны в динамике процветания, ее текущего состояния, разного рода режимов, управленческих институтов, сути государственности и прочих нюансов темы, которые мало знать, следует еще и понимать;
  • будут затронуты правовые аспекты, ответы по разделу предусматривают конкретизированные данные, знания из сферы законодательства страны, плюс важно уметь оперировать правовыми терминами;
  • напоследок следует ответить на вопросы по экономике, здесь демонстрируются не только знания теории в сфере рыночной экономики, но и умение анализировать, читать графики, предопределять главные экономические показатели.

Подводя итоги, становится понятно, что каждый билет рассчитан на 29 вопросов, они поделены на блоки. На 20 заданий из 1 блока следует дать простые ответы, иногда это слова, цифры или фразы. Частично вопросы рассчитаны на минимальный уровень знаний, но некоторые предполагают отличную подготовку подростков. За первую часть экзамена наиболее реально набрать 35 баллов.

Следующий блок включает 9 вопросов, там же будут представлены детальные ответы. Обязательно нужно обратить внимание на 21-22 задания, они базового типа, затем идут вопросы повышенной сложности, в частности и сочинение. Темы на выбор, всего 5 вариантов. За обозначенную часть экзамена положено 29 баллов.

Как правильно готовиться?

Однозначно важно определиться с толковой литературой, представители ФИПИ на официальном портале дают некоторые рекомендации. На экзамене следует показывать исключительно знания, а спорить и дискутировать – можно было лишь на уроках. Иногда вопросы дают шанс поразмышлять, высказать личное мнение. Подобная возможность есть в сочинении, главное выбрать тему, опираясь на то, как бы вы могли ее раскрыть, это позволяет рассчитывать на высший балл.

Педагоги нередко говорили, что важно не просто знать терминологию, но и понимать ее. Часто ребенок не может дать верный ответ, так как не видит связи с конкретной научной отраслью, задействовать при этом неверный аналитический метод. Описываемая дисциплина охватывает несколько направлений, но главной сложностью оказывается размытое представление подростков по многим темам.

Также в подготовке к экзамену помогут онлайн видеоуроки:

По окончании 9-го класса. Многие ученики осознанно выбирают этот предмет как дополнительный для сдачи потому, что обществознание требуется для поступления в профильные 10-е классы с уклоном на гуманитарные специальности, а также может быть первым этапом подготовки к ЕГЭ, который будет через 2 года.

После ознакомления с общей информацией об экзамене сразу приступайте к подготовке. Экзамен в этом году совсем не отличается от прошлых лет, потому готовиться можно по материалам и 2016-го, и 2017 года.

Оценивание ОГЭ

Минимальный порог по ОГЭ определяют местные региональные власти после проведения досрочного этапа проведения экзаменов. Поэтому самую точную информацию по этому вопросу нужно искать на сайте исполнительного органа в сфере образования вашего субъекта Федерации. В Москве, например, это Департамент образования.

Однако у регионов есть эталон, с которым они сверяются и как правило не отходят от него – это ежегодные рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Согласно этим рекомендациям, чтобы сдать ОГЭ по обществознанию хотя бы на тройку , необходимо набрать не менее 15 первичных баллов . Это равносильно правильному выполнению первых 15 заданий.

Для пятерки необходимо набрать 34-39 первичных баллов . С таблицей перевода первичных баллов в оценки по пятибальной системе можно ознакомиться здесь.

Структура ОГЭ

Работа состоит из двух частей и содержит 31 задание.

  • Часть 1: 25 заданий (№ 1–25) с кратким ответом (выбрать вариант ответа, установить последовательность, установить соотношение понятий, определений и т.п.).
  • Часть 2: 6 заданий (№ 26–31) с развернутым ответом (вопросы относятся к одному тексту, который нужно прочитать и проанализировать) .

Подготовка к ОГЭ

  • На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ОГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ОГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ОГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут аналогичны демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие сведения об ОГЭ

Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа).
Разрешенные материалы: отсутствуют.
Минимальный балл (соответствует тройке): 15.
Максимальный балл: 39.
Количество заданий: 31.

  • Человек и общество

    Взаимодействие общества и природы. Сферы общественной жизни. Личность. Деятельность человека. Межличностные отношения.

  • Сфера духовной культуры

    Наука в жизни общества. Образование и его значимость. Религия и свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм.

  • Экономика

    Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Экономические системы. Производство и производительность труда. Обмен и торговля. Рыночный механизм. Предпринимательство. Деньги. Доходы. Налоги (в этой части программы решается одна из главных проблем у школьников - неумение решать экономические задачи).

  • Социальная сфера

    Социальная структура общества. Семья. Социальные ценности и нормы. Социальный конфликт. Межнациональные отношения.

  • Сфера политики и социального управления

    Власть. Формы государства. Политический режим. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство.

  • Право

    Нормы права. Правонарушения. Юридическая ответственность. Конституционный строй РФ. Федеративное устройство РФ. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Защита прав и свобод человека. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Трудовые правоотношения. Административные правоотношения. Уголовное право (в этом разделе у школьников большая путаница в понятиях – мы даём информацию в удобной схемотехнической форме).

  • Работа с текстом

«Краткое руководство по подготовке к ОГЭ по обществознанию»

Гусева Ольга Анатольевна,

учитель истории и обществознания первой категории БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 104»

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителя средней общеобразовательной школы по подготовке учащихся к итоговой аттестации по обществознанию в 9 классах. Выделены основные проблемы и трудные задания, вызывающие, согласно собственному опыту, затруднения при подготовке и сдаче ОГЭ за курс основной общей школы по обществознанию.

Ключевые слова : итоговая аттестация, ОГЭ, КИМ.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены государством. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» (ст. 59) государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ.
.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) - это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования .

Когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи экзамена, большинство выбирают обществознание. ОГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ОГЭ по математике и русскому языку. Согласно статистике прошлых лет, более 80% учащихся выбирают обществознание. Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю. А значит, ничего сложного на экзамене не будет».

Возвращаясь к статистике прошлых лет, упомянутой ранее, нужно заметить, что около 9-10%, сдававших ОГЭ по обществознанию по той или иной причине не справились с необходимым минимумом заданий экзамена. Уверенность в том, что обществознание самый легкий предмет, это главная ошибка выпускников. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу - я знаю все». Уверенность в том, что обществознание - это легко, может привести к неожиданным для выпускника последствиям, поэтому учителю необходимо помочь обучающемуся, выбирающему этот предмет, объективно оценить свои знания.

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают, что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

Например:

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

Какой из примеров иллюстрирует межличностное общение?

Какой из перечисленных признаков характерен для демократических выборов?

Не зная терминов «отклоняющееся поведение», «межличностное общение», «демократические выборы», будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь донное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать - это главный способ избежать массы сложностей на экзамене.Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически, это 1 способ справиться с названной проблемой .

Не каждый ученик, выбирая предмет для сдачи экзамена, понимает, что обществознание - это наука, которая объединят в себе знания сразу целого перечня наук. Это такие науки как экономика, политология, право, философия. Не нужно забывать и о духовной сфере обществознания: только она включает в себя такие части, как культура, наука, образование, религия, мораль и т.д. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из названых наук. Следовательно, выполняя задание, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат. Это 2 правило, которого нужно придерживаться во время подготовки и сдачи экзамена.

Например:

Задание - форма территориального устройства страны Y - унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двух палатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно определить, с какой сферой обществознания будем работать в конкретном задании. Далее «включаем» нужный понятийный аппарат, и только после этого, вспомнив все, что знаем по конкретной теме, можно выбирать правильный ответ.

В предложенном задании ученик рассуждает следующим образом: сфера обществознания, к которой относится вопрос - политическая, тема «Государство». Какие формы государственно-территориального устройства я знаю. Что я знаю об унитарной форме государственно-территориального устройства. Выбираю правильный ответ.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

Проблема сдачи ОГЭ по обществознанию усугубляется еще и тем, что регулярность учебных занятий по обществознанию в средней школе с базовым уровнем преподавания предмета равняется 1 часу в неделю, это 35 часов в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно. Но в любой школе без исключения есть возможность посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету - это 3 правило .

Озвучив основные проблемы ОГЭ по обществознанию, обратим внимание на трудные вопросы первой части КИМА.

Ежегодно после проведения ОГЭ по обществознанию и получения результатов экзамена на разных уровнях (школа, район, область) проводят анализ полученных результатов, выявляют самые сложные вопросы, которые массово вызвали затруднения учащихся.

Одним из таких проблемных заданий на протяжении нескольких лет остаются задания, требующие определить верность двух предложенных суждений. При этом данное задание усложняется еще и тем, что в первых 20 заданиях, подобных пять. К ним относятся задание № 4, № 6, № 10, № 13, № 16. Если учащийся не научился решать задания данного типа, то на экзамене он может потерять сразу 5 баллов, что достаточно много, если учитывать то, что минимальный балл при сдаче экзамена равняется 15 баллам. Стоит только ученику понять технологию выполнения данных заданий , и проблемы с их решением исчезает.

Например:

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется в общественно полезной деятельности.

В. Личность характеризуется совокупностью социально значимых качеств.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

Выполняем задание по алгоритму описанному ранее.

Определяем сферу обществознания, к которой относится вопрос.

Вспоминаем все, что мы знаем о понятии личность. В первую очередь вспоминаем определение термина личность.

Определяем, верно, ли первое суждение. Обязательно делаем запись на черновике, о том, верно ли суждение. Лучше это оформлять в виде знаков «+», «-». Например, - А+.

Определяем, верно ли второе суждение. Обязательно делаем запись на черновике о том, верно ли суждение. Лучше это оформлять в виде знаков «+»,
«-». Например, Б+.

Только после этого, определив, что суждение А - правильное и суждение Б - правильное, выбираем ответ. Оба суждения верны, правильный ответ - 3.

При выполнении данных заданий правильно будет несколько раз себя проверить.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Например:

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

Б. Одним из условий участия в выборах является достижение 18-летнего возраста и наличие справки об отсутствии судимости.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип - равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А - неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б - неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание - 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания .

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам, относятся следующие темы:

Экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

Духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

Право (характеристики отраслей права);

Государство (гражданское общество, формы государственно - территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

При этом важно помнить, что заниматься только «теорией» нельзя. Повторив тот или иной блок тем, обязательно займитесь решением практических заданий разного уровня по этой теме.

Таким образом, учащиеся должны понимать, что подготовка к ОГЭ - это тяжелый труд, который даст положительный результат только в том случае, если вы занялись подготовкой к экзамену не за месяц до дня экзамена, а уже в начале учебного года начали активную подготовку к испытанию.

Личная заинтересованность учителя и учащихся в успешной сдаче экзамена будут способствовать высокому качеству результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов. .

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ вы учтете рекомендации:

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически - это первая ступенька к успеху на экзамене.

- При выполнении задания, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат.

- Посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету.

Работая с заданиями КИМов ОГЭ, вы будите помнить, что:

- Одним из условий правильного выполнения задания является понимание технологии выполнения заданий и применение этих технологий на практике.

- Не забудете, что одним из условий успеха является полное прочтение текста задания.

- Не тратьте времени зря. Займитесь решением практических заданий разного уровня.

Список литературы

1. Баранов П.А. «ОГЭ. Обществознание. Новый полный справочник». - Москва. АСТ, 2017. - 288 с.

2. Киба O.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - C. 21-41.

3. Киба О.В, Чернышенко Е.Г. Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2013. - № 3. - С. 16-21.

4. Крицкая Н.Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. - № 10. - С. 16-20.

5. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию: первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. - 2008. - № 2. - С. 30.

6. Позднякова Н.А. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - № 8. - С. 250-254.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с.