Грамотная речь - залог жизненного успеха. Ведь судят не только по одежке, но и по умению правильно доносить мысли и грамотно писать. Человек, который умеет выражать свои мысли просто, лаконично и понятно, правильно строить предложения, всегда воспринимается более позитивно. Собеседники, слушая грамотную речь, автоматически присваивают человеку совсем иной, более высокий уровень жизненной компетентности.

Бывало ли, что вы теряли или не получали работу из-за большого количества ошибок в письме или необходимости четко объяснить, почему именно вы подходите для этой работы? Развитие грамотной речи - одна из базовых задач каждого уважающего себя человека. Даже если вы не выступаете перед публикой, умение говорить красиво и понятно ценится всеми. Итак, как развить грамотную речь?

Читайте художественную литературу

Чтение качественной художественной литературы трудно назвать бесполезной тратой времени. В современном мире мы подвержены очень большому потоку информации, в основном слушаем новости или читаем их в интернете. Но сеть, развлекательное чтиво и бизнес-литература не могут заменить хорошие книги признанных отечественных и зарубежных авторов.

Чтение романов помогает интуитивно стоить правильные, красивые предложения, развивает чувство языка. Читая художественную литературу, научные статьи в специальных изданиях, человек расширяет свой кругозор и словарный запас. Если хотите сделать речь более живой, образной - читайте поэзию. Выделяйте для себя ритм, метафоры и речевые обороты, которые хотели бы использовать.

Пользуйтесь словарями

Ищите новые слова. Если услышали или прочли слово, значение которого вам незнакомо - смело берите словарь и узнайте, что оно значит. Происхождение слов - очень интересная наука. А вдруг это станет одним из ваших хобби?

Кроме обычного словаря, существуют словари метафор, иностранных слов, специальных терминов, даже словари, посвященные определённой науке. Пользуйтесь всеми - и ваш словарный запас начнет быстро расти. Вы всегда сможете найти самое точное слово и применить его в разговоре.

Играйте в развивающие игры

Как известно, дети получают почти все знания о языке до семилетнего возраста. Грамотная речь у ребенка развивается с помощью окружающих его людей. Существует также множество игр и методик, которые позволяют развить воображение, расширить словарный запас и научиться говорить красиво.

Если есть возможность - послушайте себя со стороны. Сделайте аудио- или видеозапись своего голоса. Если вы боитесь говорить на диктофон или получить неточный результат - попросите кого-то из близких записать вас во время обычного разговора.

Оцените свою речь. Грамотная речь всегда чиста от всего лишнего. Насколько точно вы передали другим свою мысль? Была ли она понятна? Можно ли было сказать короче, четче, понятнее? Делаете ли вы паузы не там, где следует? Правильно ли выстраиваете предложения? Не путаются ли ваши мысли, не перепрыгиваете ли с мысли на мысль, сбивая своих слушателей с толку?

Следите за ударениями. Неправильные ударения (звонИт, жАлюзи и прочие каверзные слова, коих в русском языке множество) выдают человека безграмотного и невоспитанного. Есть два выхода: не использовать эти слова или открыть словарь, учебники и твердо их запомнить.

Редактируйте написанное

Написали письмо, сообщение подруге, доклад руководству или художественный очерк? Что бы это ни было - просмотрите текст максимально внимательно и постарайтесь дать ему критическую оценку. Это прекрасная тренировка речи. Если практиковать "чистку" письма, очень скоро вы увидите результат. Кроме того, разговорная речь тоже ощутимо изменится!

Когда вы написали что-то, постарайтесь "переключиться" на что-то другое (хотя бы пойти и сделать себе чашку чая), после чего возвратитесь к тексту со "свежим" глазом. Представьте, что это чужой текст. Есть ли в нем ошибки? Насколько точно выражена мысль? Все ли вам понятно как постороннему читателю? Можно ли сформулировать эту мысль более четко и кратко?

Правильная речь и грамотная речь всегда яркая, выразительная и понятная. Избавляйтесь от слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Зачастую они занимают треть текста, от чего ваша мысль точно проигрывает. Если можно использовать слово более простое и краткое - используйте. Можно также попробовать прочесть вслух (обязательно делайте это, если готовите речь, с которой будете выступать).

Развивайте свой голос

Для общения важна не только грамматически и лексически грамотная речь. Правильные манеры общения включают также владение голосом. Если вы применили все методики, изложенные выше, но при этом излагаете свои мысли монотонным голосом, лишенным всякой интонации - слушать вас будет неприятно и не очень интересно.

Стоит развивать свой голос. Делайте упражнения, слушайте выступления ораторов и старайтесь повторять за ними. Запишитесь на курсы ораторского мастерства. Даже при небольших усилиях результаты вас порадуют, а ваши собеседники перестанут зевать.

Итоги

Грамотная речь не дается от рождения. Работать над этим нужно постоянно, на протяжении всей жизни. Но даже если вы уделите развитию своей речи совсем немного усилий и времени, но чтение станет вашей хорошей привычкой - более интересная и успешная жизнь вам гарантирована.

Умение хорошо говорить дано не каждому. Но это не проблема — научиться можно всему, имея желание.

Ораторское мастерство ведет человека к успеху. Не надо быть диктором, тамадой, экскурсоводом, профессором, чтобы применять свое умение. Если индивидуум умеет четко выражать свои мысли, то окружающие люди формируют положительное мнение о нем. Как правило — такие собеседники не устраивают споры, четко доносят свои мысли к окружающим, убеждая их в своей правоте, благодаря уместным аргументам.

Как научиться красиво и грамотно говорить и излагать свои мысли: 10 лучших советов и правил

Правильная, четкая речь со сменой интонаций — это хорошая практика расположить к себе оппонентов. Если обладать таким искусством, то можно не только хорошо продвинуть свой бизнес, а и достичь больших высот в политической деятельности.

Хорошо, когда начиная с младшего возраста, родители дают уроки развития речи, учат своих малышей правильно произносить слова своим примером. Если в детстве не было такого шанса, не стоит расстраиваться можно учиться ораторскому мастерству самостоятельно. Главное, выполнять следующие советы:

  • Читайте литературу, пополняйте свой словарный запас. Именно с этого необходимо начинать подготовку к выступлениям на публике. Не помешает подучить и словарь синонимов. Не эстетично употреблять одинаковые выражения очень часто в тексте своей речи. Желательно их заменять похожими по смыслу фразами.
  • Для подготовки выступления старайтесь подбирать примеры схожих по смыслу лекций. Обратите внимание на TED. Здесь вы сможете найти себе понравившихся ораторов. Оценивайте их выступления, старайтесь замечать мелочи. Анализируйте жестикуляцию оппонентов.
  • Учитесь самостоятельно составлять тексты. Перед зеркалом проводите репетиции, излагайте эти рассказы. Для тренировки воображения, логики составляйте маленькие рассказы из заданных слов.
  • Запишите свою речь на видео или диктофон. Прослушайте, что у вас получилось. Исправьте ошибки дикции и произношения слов, недочеты в тексте.
  • Выразительность, образность речи тренируют при чтении стихов. Причем такие произведения лучше учить наизусть. Это прекрасно помогает передать эмоции, мысли в той или иной речи, выделить главное.
  • Регулируйте свой темп речи. Слишком быстрые изречения, не все оппоненты понимают. Если вы будите волноваться, то ваше выступление будет провалено. Также контролируйте тембр голоса. Дрожание, громко произносимые фразы, могут раздражать слушателя и не совсем правильно им восприниматься.
  • Неуместная мимика, слишком широкие жесты воспринимаются слушателями, как минимум странно. Поэтому тренируйтесь заранее перед зеркалом. А на публике, контролируйте свои телодвижения.
  • Самый главный приоритет в данном деле занимает дикция. Все дефекты речи можно устранить упорным трудом и упражнениями. Логопеды справляются даже с самыми запущенными случаями.


ВАЖНО : В общем, процесс улучшения своего профессионализма в ораторском искусстве состоит из трех основных составляющих: четкого произношения словосочетаний, увеличения запаса слов, работы над речевыми ошибками, исправлениями их.

Как работать над своей речью: упражнения

Жаль, что иногда встречаются случаи, когда у индивидуума огромный словарный запас и есть умение вести себя перед публикой, но нет чистоты речи. Точнее, оратор глотает буквы и не произносит их членораздельно или же того хуже неверно произносит звуки и т.п. В таких случаях ему необходимо обратиться к врачу-логопеду, который назначит ряд упражнений. И особа благодаря упорству сможет достичь хорошего результата. Ведь никто не будет слушать ведущего радиостанции, который не может верно произносить половину букв алфавита.

Во время разговора на публике ваше дыхание должно быть правильным, тогда не будет незаконченных фраз либо затянувшихся пауз. Это сильно искажает произносимые фразы. Другими словами, чтобы не заикаться дышите специальным образом. Экономно расходуйте воздух, вовремя вдыхайте кислород. Для этого рекомендованы тренировки, надо научиться дышать с помощью диафрагмы.

  • Полезное упражнение учиться говорить тексты на выдохе . Для этого вначале разбейте выражения на небольшие фразы, произносите их на выдохе. Далее делайте небольшой вдох и говорите следующую часть фразы. На следующем выдохе говорите предложение целиком, не разбивая на фразы. Тренируйтесь при этом дышать спокойно без резких вдохов. Такие тренировки позволят уравновесить ваше дыхание и речь ваша будет ровной.
  • Тренируйте свою речь путем произношения слов в разном темпе. Делайте это быстро, а потом медленно, четко, обращая внимание на то, как вы говорите. В этом вам поможет зеркало.
  • Произносите скороговорки, следите, чтобы все звуки были четкими без ошибок. Если не получается с первого раза, то пробуйте проговаривать их до тех пор, пока не выйдет.
  • Потом делайте акценты на разные согласные звуки. Произносите с акцентом вначале на одни согласные, потом на другие.
  • Учитесь говорить с орешками во рту так, чтобы получалось как-будто вам ничего не мешает. Делайте это упражнение с осторожностью, чтобы не подавиться.


После вышеперечисленных упражнений нужна практика правильного произношения словосочетаний. Ее проводят следующим образом:

  1. Запишите на диктофоне вашу речь.
  2. Прослушайте ее, критично оцените качество.
  3. Пусть оценят ваш доклад другие и укажут на ошибки.
  4. Без обид сопоставьте все мнения, выделите недочеты, исправьте их.


Обратите внимание, какие ошибки бывают чаще всего в произношении фраз:

  1. Неверное произношение: е, и, а, о, я, ю и т.п. (гласных безударных звуков).
  2. Пропуск некоторых согласных.
  3. «Съедание» гласных.
  4. Неверное употребление согласных (не в той очередности).
  5. Неправильное произношение: с, ш, щ, з, ж, ц.
  6. Нечеткое произношение мягких согласных.


Специалист-логопед сразу же укажет на все недочеты речи оратора. Подскажет, как можно исправить ошибки. Не надо стесняться обращаться к ним в случае надобности. Иногда самостоятельно справиться с проблемой невозможно при всем желании.

Видео: Как красиво говорить на русском языке?

Приятный голос, правильная дикция и умение строить красивые предложения — вот основы эффективного общения с людьми. Не секрет, что наш голос влияет на чувства собеседника, а образная и грамотная речь легко доходит до его сознания и убеждает. Поэтому так важно научиться говорить красиво и грамотно, правильно и четко излагая свои мысли.

В повседневной жизни умение красиво разговаривать также придаст вам и поможет легко решать любые проблемы.

Голос человека – это могучий инструмент в становлении межличностных отношений. С помощью него можно творить чудеса: отталкивать или очаровывать, привлекать внимание, взбодрить или усыпить. Как правило, дар красноречия редко кому-то дается от природы, обычно за этим стоит большая работа. По этому если вы хотите красиво говорить, чтобы вас хотели слушать, придется потренироваться.

Ниже будут приведены советы и техники благодаря которым вы сможете избавиться от диалекта, овладеете азами ораторского искусства и научитесь разговаривать красиво и правильно. Для начала попробуйте записать ваш голос на диктофон. Прослушали, как понравилось? Наверно не очень…. Заметны запинания, проглатывание окончаний, ненужные паузы и многие другие неприятные моменты. Теперь понятно, что нужно изменить и над чем поработать для обретения красивой речи. Итак, приступим.

Техника речи

Она разделяется на четыре подраздела:

1. Дыхание
Залогом успешного общения является безупречно поставленное глубокое дыхание диафрагмой. Этому необходимо научиться для того, чтоб снизить давление на речевой аппарат, тогда голос получается глубинным и звучит красиво. Многие дышат поверхностно, при этом голос слабеет, приобретает хриплый оттенок, становится незвучным, быстро устаёт и иногда даже садится.
Когда у вас получится, как следует дышать, у вас на щеках появится здоровый румянец и улучшится общее самочувствие.

2. Дикция
Хорошая дикция – это первое условие красивой речи. Когда вы съедаете окончания или звуки, речь звучит неразборчиво. Это случается по причине вялости и неподвижности губ. Из-за это появляется картавость, шепелявость и сюсюканье. Разговаривать красиво — означает плавно произносить каждое слово, хорошо открывая рот, для четкого произношения. Необходимо научиться не произносить фразы слишком быстро или скороговоркой, так как скорость мышления вашего собеседника может отличаться от вашей, и ему покажется, что вы говорите неразборчиво.

3. Голос
И снова дыхание, ведь это основа звучности голоса. Чтоб поставить голос нужно научиться дышать диафрагмой и понять как правильно использовать резонаторы. Иногда вы замечаете, когда много общаетесь, ваш голос садится, становится сиплым, появляется першение в горле, вам становится тяжело говорить и вы, снижаете тон. Но его можно сделать сильным, звучным, гибким, с широким диапазоном звучания. Но для этого вам необходимо будет совершенствовать свою технику речи, укреплять её и развивать.

4. Орфоэпия
Эта наука изучает законы и правила правильного произношения. Отклонение от правил ведёт к возникновению проблем в общении, слушающий перестаёт понимать, что вы ему говорите и не воспринимает информацию, которую вы желаете донести до него. Уделите орфоэпии немного времени и ваше умение красиво излагать свои мысли, грамотно ставя ударение даже в сложных словах, точно оценят окружающие.

Важно! Прежде, чем приступить к выполнению упражнений по развитию речи, займитесь зарядкой. Физические упражнения улучшают кровообращение, прогревают мышцы, снимают физические и эмоциональные зажимы, расслабляют предплечья, плечи и шею, да и все мышцы, которые влияют на голос.

Упражнения:

  • наклоны головой в разные стороны, вращение головы по кругу;
  • махи и круговые движения руками;
  • поворачиваем и наклоняем тело в разные стороны, рисование кругов бедрами.

После зарядки, нужно лечь на коврик и расслабиться. Представьте красивый пейзаж, ощутите лёгкий ветерок, почувствуйте, как вас согревает солнышко и вы, глубоко вдыхаете свежий воздух.
Теперь вы готовы к занятиям.

Учимся правильно дышать

Если вы хотите общаться красиво и долго, чтобы голос при этом звучал и не срывался — вам просто необходимо научиться включать в процесс звукообразования диафрагму. Она находится в районе солнечного сплетения.
Для начала, потренируйтесь держать осанку, используя упражнение «стена», выполняйте его каждый день по 5 минут в течение нескольких недель. Прижмитесь спиной к стене всем телом от головы до пят. Вдыхайте через нос, выдыхайте ртом. 6 очень глубоких вдохов. На 1,2,3,4 вдыхайте и на 5,6,7.8 выдыхайте. Затем походите по дому с разной скоростью, при этом положение спины должно оставаться неизменным. Чаще говорите себе: « Я смелый и решительный!», на эти слова убеждения ваше тело будет реагировать прямой спиной автоматически.

Упражнения для тренировки дыхания диафрагмой

Умение красиво выражать свои мысли — это только половина успеха. Вы наверняка обращали внимание, что одних людей хочется слушать, а других пусть и очень умных — нет. В чем же тогда дело? Вы будете удивлены, но на самом деле важно ни то что говорит человек, а как он это делает. Приятный тембр, правильное брюшное дыхание и умение произносить фразы с разной интонацией могут превратить даже самый скучный доклад в увлекательное шоу. Ниже даны 3 упражнения, отработав которые, вы станете хозяином своего голоса.

Свеча – тренирует медленный вдох. Представьте, что вы дуете на свечу, если представить трудно, то зажгите настоящую. Внимание сконцентрируйте на животе. Медленно выдыхайте, старайтесь держать огонёк наклоненным.

Упрямая свеча – сделайте глубокий вдох, немного задержите дыхание, а затем резко и с силой начните дуть, стараясь в один вдох вложить несколько таких энергичных выдохов.

Гасим 10 свечей – принцип, как и в предыдущем упражнении, только увеличиваем количество свечей от 3 до 10, расходуя всё меньше воздуха на задувание свеч, а количество вдыхаемого воздуха, оставляя прежним.
Через несколько недель этих упражнений вы заметите, как ваше дыхание диафрагмой стало автоматическим.

Ставим голос

Чтоб ваш голос был объемным и звучал красиво, вам необходимо научиться использовать верхнюю (череп, рот и нос) и нижнюю (грудь) резонаторные системы. Десять раз неглубоко вдохните животом. Короткий вдох и медленный выдох. И можете начинать упражнения.

Стон – не забывайте об осанке. Скажите с сомкнутыми губами звук «М». Произносите его на выдохе, не напрягайтесь. Теперь начните менять положение головы, произнося этот же звук. Постепенно вы начнёте чувствовать вибрацию в верхнем резонаторе. Освоив звук «М», начинайте присоединять другие гласные: о-а-и-ы-у, чтоб они звучали, как «мммм-э-ммм-о-ммм-а-ммм-и-ммм-у-ммм-ы». Когда вами освоена и эта практика, переходите ко слитному произношению разных вариаций этих звуков.


Скороговорки . Произнесение скороговорок — это действительно отличный способ отточить речь и овладеть искусством красиво разговаривать, четко проговаривая каждую буку. Попробуйте произнести фразу: «на мели,.. на мели, на мели,.. на мели, на мели, на мели», растирая при этом лоб. Так же проделываем со словами «мы лениво»- растирая носовой хрящ, «налима ловили»- растирая щёки.

Гудок – прямая осанка, губы трубочкой, на выдохе произносите звук «У». Далее, сочетаете его с другими гласными звуками. Главное не менять положение губ.

Стихи – читайте их вслух и с интонацией, используя средний тон. В конце каждой строки делайте вдох и произносите строку на выдохе. Рекомендую в интернете найти стихотворение «Правила чтения», которое написал А.В. Прянишников. Оно идеально подойдет для правильного выполнения этого упражнения.

Тренируем дикцию

Для начала проделайте разминку с речевым аппаратом. Все эти упражнения выполняйте 5-7 раз.

  • Рот закрываем и расслабляем. Проговорите звук «У» пару раз, вытягивая уууууу. Теперь А, раскрывая медленно рот вертикально, не более, чем на 3 сантиметра.
  • Покажите зубы. Сожмите челюсти и в неестественной улыбке растяните губы.
  • Губы сложите трубочкой, челюсти сомкнуты. Делайте круговые движения губами вверх и вниз, слева на право. Кончиком языка дотрагиваемся до нижнего ряда зубов, рот открываем не шире 3-х см. Теперь поднимите его к верхнему нёбу, после к щекам левой-правой.

Теперь можно заняться артикулярной гимнастикой.

  • Проговорите на одном выдохе гласные, стараясь использовать все мышцы: И-Э-А-О-У-Ы. Постепенно наращивайте скорость произношения и вкладывайте в один выдох несколько связок. После того, как освоите эту связку, начинайте экспериментировать с другими.
  • То же самое проделайте и с гласными звуками, подставляя к ним согласные. Пример: Би, ба, бо…. , би-би…, би-би-би.., бип, бэп…, далее со звуком П, ТД, КГ, ФВ, М, Н, Л, Р. Гбди.., Бдги.., Фтки.., Ми-ми.., Мрли… То же самое проделываете со свистящими и с шипящими звуками С, З, Ж, Ш, Щ: Си-зис.., Зисси.., Зди.., Сти.. и т.д. Соединяя их в группы и совмещая.
    А так же читайте как можно больше скороговорок, они прекрасно помогут вам отработать речевой аппарат.

Орфоэпия

Наука изучающая, совокупность правил нормативного литературного произношения, ударения в словах, красоту и звучание речи, а так же правила артикуляции звуков и фраз. Так как правил в орфоэпии бесчисленное множество, если вы хотите говорить красиво, правильно произнося слова, вам нужно обратиться к соответствующей литературе.

Работаем с речью

Нужно уметь правильно ставить интонацию в своей речи, чтобы этому научиться лучше всего тренироваться на выразительном прочтении вслух художественных текстов, записывая на диктофон. Прослушайте, проанализируйте на сколько правильной она получается, исправьте недочёты и снова прочитайте. То же самое проделайте со статьёй из газеты, технической литературы или любого другого источника. Внесите жизнь и яркость в свой голос — начните говорить правильно!

Умение красиво разговаривать стоит того, чтобы потратить часть своего времени на обучение. В голове мгновенно возникает оратор, каждому слову которого внимает большое количество людей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Как научиться красиво говорить – вопрос, который должен вызывать живой интерес у практически каждого человека.

Многообразие ежедневных контактов

Каждый из нас живёт среди людей. Новый день приносит множество контактов. Среди них - общение со старыми знакомыми, коллегами по работе, родными людьми и случайными встречными. Поэтому для многих из нас вопрос, как научиться красиво говорить, очень важен. Если нас слушают и правильно понимают, то мы быстро получаем желаемое.

Это могут быть короткие диалоги, касающиеся бытовых тем:

  1. Покупки хлеба в магазине.
  2. Заказа официанту.
  3. Расчёта с курьером.

Немаловажное значение имеет общение в семье, которому обычно не уделяется особенного значения. Ведь такие диалоги происходят в непринуждённой атмосфере. Уже сложнее выступить на собрании перед сослуживцами, рассказывая им об особенностях нового проекта. Поэтому вопрос, как научиться красиво говорить, волнует практически каждого.

Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Самыми сложными нам представляются выступления на рабочем месте. От собраний или важных встреч зависит наша карьера, то есть заработок и уровень жизни. Немаловажное значение имеет репутация и успешность среди коллег.

Но как же сделать так, чтобы выступление оказалось интересным? Нужно уметь привлечь внимание слушателей. Но интересной и актуальной темы для этого недостаточно. Как научиться красиво говорить, – волнует многих строящих карьеру людей. Очень сложно разработать хороший проект. И просто представить его неудачно. Это возможно только потому, что для презентации не хватает коммуникативных навыков.

Чтобы предмет разговора был интересен слушателям, нужно изъясняться грамотно и понятно. А ведь в большинстве своём люди разговаривают по-разному. Для некоторых свойственно испытывать сложности при общении. В результате предмет разговора несложно привести в тупик.

За собой способны увлечь люди, которые умеют правильно высказывать мысли. Нужно стремиться научиться преподносить информацию собеседникам красочно. В этом также состоит ораторское искусство. Наилучшими помощниками и здесь являются книги.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор. Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Избавление от страха перед публикой

Общение перед аудиторией малознакомых слушателей или с коллегами часто омрачается стеснением, волнением, ощущением скованности. Но даже на торжестве высказать вслух поздравление очень сложно. На Дне рождения, свадьбе, юбилее несложно испытать волнение, выступая перед гостями. Мы учимся красиво говорить, поэтому нужно обдумать свою речь заранее, записать её на бумаге. Это позволит её запомнить и лучше выступить перед публикой.

На тему своей деятельности человек часто способен рассказать очень многое. В этом случае формирование словарного запаса осуществляется непроизвольно и за счёт ежедневного повторения похожих фраз и терминов.

Простое упражнение

Для этого упражнения требуется зеркало. Нужно стать перед ним и рассказать о произошедших за день событиях. Разговаривать нужно только с собой, поэтому предпочтительнее находиться дома в одиночестве.

Предпочтительнее записать выступление на видео. Таким образом, при его просматривании можно будет выявить все ненужные и отталкивающие жесты. После этого следует поработать над их устранением. После целенаправленных усилий получится красиво говорить. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных навыков, не требуют большого количества времени. Но работать нужно регулярно и целенаправленно.

Не стоит придерживаться исключительной серьёзности. Следует задуматься о том, каким образом люди будут воспринимать мимику оратора. Выражение лица должно быть в меру официальным и располагающим. Не стоит забывать о приятной лёгкой улыбке. Чтобы достичь результата, нужно посвятить тренировке несколько дней как минимум.

Важность техники речи

Выступление должно звучать красиво. Без улучшения работы речевого аппарата немыслимо повышение уровня речевой культуры. Слушателей не должны раздражать скомканные фразы, несвязная речь, а также проблемы с правильным сочетанием слов. Впечатление от подобной речи, мягко говоря, малоприятное. Смысл сказанного полностью искажается, поэтому слушатели быстро теряют интерес к оратору.

Техника речи должна быть проработана, поэтому нужно укрепить голос и дыхание. При этом огромное значение имеет вырабатывание хорошей дикции и правильного произношения.

Упражнения для развития дыхания предполагают его экономное расходование. Для этой цели можно использовать тексты из художественных книг. Вдохи следует делать после окончания предложений. При этом они не должны быть слышными.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

Использование скороговорок

Чтобы улучшить красоту дикции, следует вспомнить о скороговорках. Сначала они должны читаться без участия голоса. Следует лишь совершать правильные движения при помощи языка и губ. Затем упражнение нужно произнести вслух. Темп должен быть выбран абсолютно разный. При этом текст нужно сочетать с правильным дыханием. То есть после прочтения скороговорки нужно делать неслышный вдох.

  1. Купи кипу пик.
  2. Стоит копна с подприкопенком.
  3. Ткет ткач ткань.
  4. Ложечка моя желобовыгибистая.

Что значит красиво говорить, если не владеть своим голосом в совершенстве? Для этого, разумеется, нужно потрудиться. К выполнению упражнений следует относиться с должным вниманием. Но результат оправдает все трудозатраты. Ведь действительно приятно красиво разговаривать на служебных собраниях, корпоративных мероприятиях и просто в кругу знакомых. Нельзя делать себе поблажки, следует относиться к репетициям с должной долей серьёзности. Если упражнение не выполнено правильно, то его нужно повторять до того момента, пока не начнёт получаться.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной и интересной, и вы узнали, как научиться красиво говорить.

Как построить речь для выступления правильно? Делюсь своими секретами...

Построение твоей речи для публичного выступления имеет некоторое созвучие со строительством дома:
Что нам стоит дом построить —
Нарисуем — будем жить...
или
Что нам стоит речь построить —
Взяли тему — и в народ...

Здесь, как и при строительстве дома, необходим крепкий и глубокий фундамент, иначе она, речь, может рассыпаться, как карточный домик. Фундаментом выступают твои знания, а цементом — твои навыки ораторского искусства, твоя мимика, жестикуляция, поза, движение по залу или сцене.

4-е Секрета Взаимоотношений Оратор/Слушатели:

1. Представь себе, что ты – отличный оратор, но темой, которую должен раскрыть в своём выступлении, абсолютно не владеешь. Это всё равно, как бы меня вывели на сцену рассказать о влиянии магнитного поля Земли на размножение кроликов в землях Новой Зеландии. Каким бы я не была супер-пупер продвинутым оратором, ничего полезного от меня публика не услышит – у меня нет знаний по данному вопросу.

2 . Второй случай – ты отлично знаешь все нюансы размножения этих самых новозеландских кроликов под влиянием магнитного поля, ибо ты сам участвуешь в этом процессе …. Но у тебя нет навыков выступления , ты не умеешь донести информацию слушателям. И они не смогут узнать о твоей компетенции – ты не оратор и не можешь раскрыть эту тему.

3. Ты – отлично владеешь навыками выступления перед публикой, ты – профессионал в своей, заявленной для выступления, теме, но в зале собралась не целевая аудитория, которую твои кролики не интересуют вообще. Как слушатели встретят твоё выступление? В лучшем случае – безучастно….

4. Следующий пример: ты – отличный оратор, ты – профессионал в выбранной теме и в зале сидит твоя целевая аудитория, которая ждёт – не дождётся, пока ты ей раскроешь свои секреты в разведении кроликов в перечисленных выше условиях. И только в этом примере совпадает всё, что необходимо, чтобы ты хорошо выступил и публика тебя отлично приняла. И только в этом примере — твой дом построения речи будет крепким и долговечным…

Итог: Ещё до того, как ты выберешь тему выступления, продумай эти 4 пункта.

— Степень твоей компетенции в выбранной теме. Помни слова Сократа: если у тебя в сердце нет того, что на языке, то тебе никто не поверит.
— Твой уровень профессионализма как оратора – только каждодневные тренировки превращают любителя в профессионала.
— Кто твоя целевая аудитория для заявленной темы.
— Насколько интересна твоя тема для целевой аудитории или чем ты можешь привлечь и удержать её внимание. Всегда работай в зоне интересов аудитории.

Секретный Рецепт Приготовления Речи

Каждая хозяйка знает, как испечь слоёный пирог: приготовить три слоя (можно больше) и перемазать их кремом или ещё чем-нибудь.
Точно такой же принцип приготовления твоей речи: печём три слоя (вступление, основная часть и заключение) и перемазываем их взбитым интересом, помадкой из внимания, добавляя цукаты юмора и изюм эмоциональной открытости.

Как видишь – слои разные. Рассмотрим рецепт приготовления каждого из них.

Слой №1. Вступление.

1. Вступление, как и заключение, желательно тщательно продумать до мельчайших деталей. От первого впечатления, которое ты произведёшь на публику, зависит, будет ли публика тебя внимательно слушать или продолжит заниматься другими своими делами. Вызвал ты в неё интерес и доверие или – нет.

2. Самое главное – завоевать внимание публики. Ты вышел перед аудиторией, не спрятался за трибуну, а стал так, что тебя все видят из зала и держишь паузу. При этом спокойно, но требовательно, смотришь в зал, постепенно осматривая всё пространство и всех сидящих людей. И только когда наступит ПОЛНАЯ тишина – ты улыбаешься аудитории, и проговариваешь свою первую фразу.

Подчёркиваю – не говори до тех пор, пока все не закроют рты, не перестанут шуршать и шептаться. Только тогда ты открываешь свой рот….

3. Придумай интригующее начало. Не стоит начинать с обыкновенных фраз: «Сегодня я Вам расскажу то-то и то-то». Лучше всего начать с вопроса к аудитории – это привлечёт её внимание. Лично я люблю провокационные вопросы:

«Скажите, как вам удалось покинуть уютное домашнее кресло у телевизора и прийти в этот зал слушать абсолютно неизвестного вам человека?! Что заставило вас это сделать?»

Я внимательно слушаю один — два ответа и плавно перехожу к комплименту: «Я восхищаюсь Вами: только такие целенаправленные люди и достигают успеха в любом начинании! Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами!»
Таким способом ты убил несколько зайцев:

— легко поймал лучики внимания аудитории;
— разговорил зал, а значит, установил контакт;
— сделал комплимент слушателям;
— показал, что ты умеешь руководить залом и мягко заставил выполнить твои требования (аплодировать).

4. Если ты боишься, что тебе никто не ответит – начни своё выступление с цитаты известного человека. Например: « Суворов говорил: тяжело в ученье – легко в бою! И поэтому объявляю наше сегодняшнее ученье открытым!»

Как вариант, можно начать рассказом из личного опыта, но лёгким и коротким.

5. Оговори временные рамки мероприятия. Если оно длинное и с разными выступающими ораторами – лучше раздать при входе расписание всех выступлений и время перерывов.

6. Обязательно проговори цель твоего выступления и что полезного из него получат слушатели . Другими словами – чем ты будешь их сегодня кормить и потчевать. Если у тебя несколько целей в рамках одной темы – скармливай их по очереди.
Обязательно раздели явные цели – ты их проговоришь публике, и скрытые цели – ты их проговоришь только себе. Пример скрытой цели: улучшить качество пауз во время выступления.

7. Помни, что только голодная публика может проглотить всё подряд, а требовательная захочет запить пищу компотом эмоций. Поэтому – приготовься к эмоциональному стриптизу – открывайся перед публикой, делись собой, своим отношением к ней и тому, о чём ты говоришь, кому ты говоришь и как ты говоришь. Делись своими эмоциями – они имеют намного большее влияние, чем слова!

Слой №2. Основная часть.

1. Главное – не переусердствуй с количеством тем, которые ты хочешь вывалить на головы слушателей . Пусть меньше, но, лучше, качественнее!

Ведь если ты печёшь настоящий слой пирога, ты же не бросаешь в него всё, что есть в доме: от мёда до красной икры. Ты делаешь слой с одним главным ингредиентом, например, орехами и 2-3 дополнительными (изюм, ваниль, цукаты). Так же и при выступлении – в основной части ты раскрываешь главную, ключевую мысль и несколько – дополнительных (2-3).

2. Не забудь вставить соответствующую теме, короткую историю. Этим ты добиваешься принятия изложенных в истории фактов теми, кто – не согласен с твоей точкой зрения.

3. Продумай, как лучше — в логическом порядке, расположить модули , которые раскрывают тему.

4. Используй схемы, картинки, графики и диаграммы, как техническое дополнение к своему выступлению. Подавай их через слайды на экран. Обязательно сделай надпись под каждым слайдом, но не зачитывай её вслух.

5. При переходе от одного модуля к другому, используй паузы, тем самым привлекая внимание зала . Научись соответствующим тоном подчёркивать самое важное предложение или мысль. Только – не слишком сурово, слушатель может испугаться….

6. Сделай себе карточку с тезисами и время от времени в неё подглядывай. Также – следи за временем. Регламент никто не отменял, да и ты сам в начале выступления его оговорил. Будь добр – придерживайся!

7. Именно в этой части выступления важно время от времени тормошить слушателя неожиданным высказыванием или смешным предложением – внимание через каждые 15 минут слабее т и твоё задание – опять его поймать.

8. Уверенность в себе – это твой взгляд в зал, твоя ровная осанка с чуть поднятыми и отведёнными назад плечами, твои свободные жесты и передвижение по сцене. Это размеренный темп речи и умение в любой момент переключить внимание слушателя на то, что в данный момент тебе необходимо показать или сказать.

9. Будь внимателен к залу. Будь приятен залу. Люби своих слушателей и дай им возможность это прочувствовать. Полюби вопросы – это значит, что тебя слышали, а не только слушали.

10. Не тяни кота за хвост! Если есть возможность чётко и кратко изложить свою мысль – сделай это! Люди устают от большого количества ненужных слов. Слушатели – это не мельница, на которую надо лить воду.

11. Время от времени обращайся к слушателям с вопросами:

— А Вы как считаете?
— Вы согласны со мной?
— Как меня слышно на задних рядах?
— У кого есть вопросы?
— Кто понял, подымите, пожалуйста, руки! — и первым подымаешь свою...
— У кого есть вопросы по теме?

Слой №3. Заключение.

1. Заключение играет такую же огромную роль в твоей речи, как и вступление. Раскрыв тему в основной части, ты в заключении подводишь итог того, что раскрыл в своей речи .

2. Ты перечисляешь по пунктам, чем полезным ты сегодня поделился со слушателями. Ещё раз проговариваешь, почему этот материал может быть им полезен и где они могут применить то, что узнали от тебя. Я считаю этот пункт очень важным!

3. Закончи своё выступление краткой историей или смешным предложением. Сделай комплимент аудитории за то, что она была во время твоего выступления внимательна и тепло тебя приняла.

4. Если есть возможность по теме выступления – сделай призыв к действию. Например, у меня по данной теме можно сделать следующий призыв:

Помните – ораторами не рождаются, ими – становятся! Практика, практика и ещё раз практика! Владеющий речью, владеет людьми! Желаю Вам как можно чаще выступать! Постоянно улучшайте свой навык привлечения и удержания внимания слушателей!

5. Постарайтесь не употреблять слов, что Вы на этом закончили своё выступление. Призыв к действию сам по себе об этом говорит. Бывают выступления, когда призыв не уместен – предложите слушателям просто поблагодарить друг друга аплодисментами.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Сегодня в комментариях мне оставили ссылку на рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде » , и поскольку там одна сплошная простыня, я не уверенна, что люди это творение дочитают до конца.
Поэтому я даю возможность почитать отрывок, где начальник описывает своё видение всего того, что произошло на сцене... Я читала — и рыдала!!! Вот этот кусок текста:

Если ты действительно ничего не помнишь, — позволь напомнить тебе некоторые эпизоды. В тот момент, когда инспектор подвел тебя к контрабасам, ты внезапно брыкнул его, а потом выбросил ножку вперед, как в балете, и кокетливо подбоченился. После этого потрепал контрабасиста по загривку — дескать: «Не бойсь, свой идет!»- и въехал локтем в физиономию виолончелиста. Желая показать, что получил известное воспитание, повернулся и крикнул: «Пардон!» И зацепился за скрипичный смычок. Тут произошел эпизод, который, как говорится, надо было «снять на кино».

Ты отнимал смычок, а скрипач не давал смычок. Но ты сумел его вырвать, показал залу, что ты, дескать, сильнее любого скрипача в оркестре, отдал смычок, но при этом стряхнул ноты с пюпитра. И по узенькой тропинке между виолончелей и скрипок, по которой нужно было пройти, прижав рукой полу пиджака, чтобы не зацепляться, ты пошел какой-то развязной, меленькой и гаденькой походочкой.

А когда добрался до дирижерского пульта, стал засучивать, штаны, словно лез в холодную воду. Наконец взгромоздился на подставку, тупо осмотрел зал, ухмыльнулся нахально и, покрутив головой, сказал: «Ну и ну!» После чего поворотился к залу спиной и стал переворачивать листы дирижерской партитуры так, что некоторые подумали, что ты продирижируешь симфонией, а Гаук скажет о ней заключительное слово.

Наконец, тебе подсказали из оркестра, что недурно было бы повернуться к залу лицом. Но ты не хотел поворачиваться, а препирался с оркестрантами и при этом чистил ботинки о штаны — правый ботинок о левую ногу — и при этом говорил оркестрантам: «Все это мое дело — не ваше, когда захочу, тогда и повернусь». Наконец, ты повернулся. Но... лучше бы ты не поворачивался! Здесь вид твой стал окончательно гнусен и вовсе отвратителен. Ты покраснел, двумя трудовыми движениями скинул капли со лба в первый ряд и, всплеснув своими коротенькими ручками, закричал: «О господи!»

И тут твоя левая нога стала выделывать какое-то непонятное движение. Ты стал ею трясти, вертеть, сучить, натирал сукно дирижерской подставки, подскакивал и плясал на самом краю этого крохотного пространства... Потом переменил ногу и откаблучил в обратном направлении, чем вызвал первую бурную реакцию зала. При этом ты корчился, пятился, скалился, кланялся... Публика вытягивала шеи, не в силах постигнуть, как тебе удалось удержаться на этой ограниченной территории. Но тут ты стал размахивать правой рукой.

Размахивал, размахивал и много в том преуспел! Через некоторое время публика с замиранием сердца следила за твоей рукой, как за полетом под куполом цирка. Наиболее слабонервные зажмуривались: казалось, что рука твоя оторвется и полетит в зал. Когда же ты вдоволь насладился страданиями толпы, то завел руку за спину и очень ловко поймал себя кистью правой руки за локоть левой и притом рванул ее с такой силой, что над притихшим залом послышался хруст костей, и можно было подумать, что очень старый медведь жрет очень старого и, следовательно, очень вонючего козла.

Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите».

И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю? Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать.

Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из „Лебединого озера“ — „Испанский танец“...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени». Но в этот момент ты кончил и не дал мне сделать тебе публичный отвод...

Почему ты ничего не сказал мне? Не предупредил, что у тебя вместо языка какой-то обрубок? Что ты не можешь ни говорить, ни ходить, ни думать? Оказалось, что у тебя в башке торичеллиева пустота. Как при этом ты можешь рассказывать? Непостижимо! Ты страшно меня подвел. Не хочу иметь с тобой никакого дела! Я возмущен тобой!..

А в это время играли первую часть симфонии, которую я страшно любил. Потом вдруг слышу — снова появилась первая тема; она уже предвещает финал. Вот в зале зааплодировали, в гостиную вошел Гаук, очень довольный... Я стал озираться, чтобы куда-нибудь спрятаться. И не успел.

Комнату наполнили музыканты, стали спрашивать: «Что с вами было?» Я хотел отвечать, но Соллертинский шепнул: — Никогда не потакай праздному любопытству. От этих лиц ничего не зависит. Второе: наука еще не объяснила, что было с тобой. И в-третьих: мы еще не придумали, как сделать, чтобы тебя уволили по собственному желанию. Что было потом, помню неясно.

Знаю только, что возле меня сидит человек, которого до этого я видел, наверное, не больше двух раз, — известный ныне искусствовед Исаак Давидович Гликман, коего числю с тех пор среди своих лучших друзей. Он похлопывает меня по плечу, говорит, что не я один, но и филармония виновата. Надо было прослушать сперва, а не так выпускать человека. И он подмигивал Соллертинскому. И Соллертинский уже смеялся и, желая утешить меня, говорил:

— Не надо так расстраиваться. Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже. Но ты должен гордиться тем, что покуда гаже ничего еще не бывало. Зал, в котором концертировали Михаил Глинка и Петр Чайковский, Гектор Берлиоз и Франц Лист, — этот зал не помнит подобного представления. Мне жаль не тебя. Жаль Госцирк — их лучшая программа прошла у нас. Мы уже отправили им телеграмму с выражением нашего соболезнования. Кроме того, я жалею директора. Он до сих пор сидит в зале. Он не может войти сюда: он за себя не ручается. Поэтому очистим помещение, поедем ко мне и разопьем бутылочку кахетинского, которую я припас на случай твоего триумфа. Если б я знал, что сегодня произойдет событие историческое, я бы заготовил цистерну горячительного напитка. Но, прости, у меня не хватило воображения!..


С уважением,