Люди стремятся создать в доме уют и комфортную атмосферу. Но их успех во многом зависит от того, какие цвета они используют при . Ведь у каждого цвета и конкретного оттенка есть свои особенности. Цветотерапия позволяет оценить влияние цвета интерьера на эмоциональное состояние человека.

Психологическое влияние цвета в интерьере

Создавая , дизайнеры непременно задумываются о том, какие цвета можно и нужно использовать в конкретном помещении. Лишь обладая знаниями о воздействии отдельных оттенков, можно с уверенностью окрашивать в выбранный цвет стены квартиры или дома. Очень часто люди обращаются к своим любимым цветам , чем негативно влияют на конечный результат. Ведь у каждого из них есть свои особенности и свои характеристики, все они оказывают специфическое и не всегда благоприятное действие на психику .

Подбирать отдельные цвета нужно с учетом целевого назначения помещения , характера и психологического состояния жильцов , а также степени освещенности. Влияние цветов в интерьере на человека во многом зависит от последнего пункта. Подбирать оттенок нужно не в магазине, а в самой комнате. Лучше всего делать это при ярком дневном и приглушенном вечернем света . Только так вы сможете оценить реальный цвет, который получится в итоге. Часто люди, выбрав конкретный оттенок, удивляются результату. Они обнаруживают, что при меньшей или большей интенсивности света меняется не только яркость, но и сам цвет. Такое, казалось бы, незначительное отклонение может сыграть очень важную роль и оказать противоположный эффект на психику человека.

Так что дизайнеры рекомендуют внимательно относиться к подбору нужного оттенка и тщательно проверять образец до начала отделочных работ. Однако перед этим нужно определиться с тем, какой же цвет необходим конкретному интерьеру. Итак, какими особенными характеристиками обладают цвета и оттенки? Все ли из них можно использовать для жилых помещений?

Красный

Его традиционно называют «цветом жизни» за сходство с кровью, но далеко не в каждый дом красный может вдохнуть эту самую жизнь и энергию . Обилие красного может негативно сказаться на нервной системе , привести к переутомлению, стрессам и даже депрессии. А вот в малых количествах и при непродолжительном контакте красный цвет весьма полезен . Он заряжает энергией, приводит в тонус и активизирует работу организма. Сердце начинает биться чаще, обостряются чувства и усиливается потребность в физическом контакте с другим человеком.

Дизайнеры советуют использовать в качестве дополнительного , придающего интерьеру сочность и яркость. Он будет отлично смотреться на кухне или в . А вот для детской, спальни или ванной лучше всего подобрать другой, менее агрессивный цвет. Впрочем, темные оттенки красного , находящиеся на грани с коричневым, придают интерьеру спальни богемную роскошь . Такую отделку не стоит сильно подсвечивать, будуар должен быть окружен загадочным полумраком.

Особенность красного заключается в том, что комнаты, в интерьере которых он используются, кажутся на несколько градусов теплее. Причина кроется в ускоренном кровообращении.

Оранжевый

Этот жизнерадостный цвет кажется уместным в любом помещении, но такой подход может привести к беспокойству, раздражительности и...ожирению. Все оттенки оранжевого заряжают позитивом , побуждают к немедленным действиям и способствуют установлению доверительных отношений. Желание общаться и делиться своими чувствами возникает даже у тех людей, которые привыкли держать «все в себе». Поэтому оранжевый уместен в интерьере и кухонь , где семьи собираются на обед и ужин.

Ещё одно достоинство (всех оттенков кроме апельсинового) - увеличение концентрации . Хотите, чтобы возросла производительность труда? Добавьте немного оранжевого цвета в . Также можно поступить и с . Важно не переусердствовать, ведь при длительном контакте и большом объеме оранжевый действует прямо противоположно .

Будьте внимательны, оранжевый усиливает аппетит , так что незаметно для себя можно набрать несколько килограмм. Если проблемы с лишним весом вас не тревожат, то кухня в этом цвете будет смотреться интересно и необычно.

Желтый

Отличный вариант для помещений, которым не хватает естественного освещения. Теплые насытят комнату светом , создадут уютную атмосферу. Этот цвет также заряжает энергией и побуждает к действиям , но в меньшей степени, чем оранжевый. Поэтому нередко можно встретить в светло-желтых тонах. Но стоит помнить о том, что такие сочетания строго противопоказаны людям , страдающим от бессонницы или нервной возбудимости . На них даже самые светлые оттенки будут влиять негативно.

Сочный желтый можно ввести в качестве дополнительного цвета как на кухню , так и в детскую комнату. Он способствует улучшению концентрации, увеличивает способности к самоорганизации, чем благотворно влияет на психику как подростков, так и взрослых людей.

Зеленый

Такие «природные» цвета благотворно влияют на самых разных людей. Зеленый успокаивает и позволяет сконцентрироваться на главном, отбросив суету и незначительные детали. Этот цвет нередко становится «базовым» для спален, кабинетов и гостиных . Его неоспоримым достоинством считается способность освежать и успокаивать одновременно. Он несет в себе глубину знаний, силу природы и полную безопасность. В интерьерах, выполненных в зеленом цвете, можно полностью расслабиться . Именно поэтому он идеально подходит как для , так и для кабинета.

К тому же оказывает благотворное влияние на нервную систему человека при длительном контакте: он избавляет от повышенной возбудимости и даже депрессий. В гостиной может использоваться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного цвета, чтобы помочь людям отвлечься от проблем и поговорить «по душам».

Голубой

Ещё один цвет, который ассоциируется с природой , также часто встречается в интерьерах. Светло-голубой способен «отодвигая» стены, поэтому он хорошо смотрится в небольших комнатах. Стоит отметить, что этот цвет лучше использовать в теплых солнечных помещениях, поскольку он обладает удивительным свойством понижения температуры . Такой эффект объясняется снижением кровяного давления у человека.

Достоинство голубого в том, что он не только повышает трудоспособность , но и отлично успокаивает. Ощущение простора и безграничного пространства позволяет отвлечься от забот, суеты и стресса, а приятная прохлада - сконцентрироваться на поставленных задачах.

Голубой часто используется в , поскольку он обладает свойством быстро и эффективно снижать тонус мышц. Этот цвет идеально подходит людям, страдающим от бессонницы , поскольку позволяет полностью расслабиться и погрузиться в бессознательное состояние.

Синий

Казалось бы, синий и голубой очень близки, но они оказывают на психику человека разное влияние. , встречаются гораздо реже. И причина в том, что малейшая ошибка в выборе оттенка может серьезно повлиять на конечный результат. Все светлые вариации подходят для оформления спальни и ванной комнаты . Они способствуют расслаблению , успокаивают и даже помогают быстрее восстановиться и заживить раны . А вот темно-синий цвет, поражающий своей глубиной и роскошью, дизайнеры советуют использовать с осторожностью. Такие оттенки при длительном контакте могут негативно влиять на психику, вызывая апатию и депрессию . Человеку, который много времени проводит в подобных интерьерах, сложно сконцентрироваться , его настигает уныние.

Фиолетовый

Мистический и загадочный редко встречается в интерьерах, поскольку с ним нужно обращаться очень осторожно . Волнующие и романтичные светлые оттенки можно увидеть в качестве акцентов в комнатах девочек-подростков, а также . Все дело в том, что такие комбинации настраивают на нужный лад, позволяют расслабиться и дать волю своим мечтам . В «малых дозах» фиолетовый способствует возникновению любовного настроения .

Более темные тона дизайнеры не советуют использовать в интерьерах, поскольку они негативно влияют на психику людей. Успокоение связано не с расслаблением мышц, а с отвлечением. Это приводит к быстрой утомляемости , снижению внимания и способности концентрироваться.

Коричневый

Этот цвет можно смело отнести к «нейтральным» , которые могут быть использованы в любых помещениях. Стоит помнить о том, что темные и светлые оттенки по-разному влияют на восприятие размеров помещения, поскольку на примере это особенно заметно. Отлично подходит как для интерьера спальни , так и для отделки кухни.

Этот природный цвет дарит уверенность в себе, чувство защищенности и стойкости . Он отлично подойдет тем людям, которые хотят стать более решительными и самодостаточными. К тому же коричневый цвет отлично успокаивает , помогает справиться с нервными потрясениями и стрессом.

Черный

Этот цвет всегда можно встретить в , фотографии которых публикуют в глянцевых журналах. Но подойдет такое оформление квартиры далеко не каждому человеку. Каким бы притягательным, загадочным и манящим ни был черный цвет, он все же создает «давящую» и напряженную атмосферу.

Дизайнеры рекомендуют использовать его в умеренных количествах и только в качестве дополнительного цвета. Благодаря высокой контрастности черный может стать идеальным способом расставить акценты и подчеркнуть все самое важное. В малых количествах он придаст интерьеру изысканную элегантность , а в больших может создать напряженную и дискомфортную атмосферу в помещении.

Белый

Достоинства белого цвета можно, кажется, перечислять бесконечно. Он не только заряжает позитивом и пробуждает желание жить , но и выгодно изменяет восприятие помещения. Белый цвет - лучший способ увеличить пространство , сделать его более легким и «чистым». Он часто используется в качестве фонового в самых разных помещениях от спальни до прихожей, часто . Многочисленные сочетания могут заметно изменить общее восприятие цветов. Так, например, классический , где последний цвет используется в качестве фонового, в результате приводит к созданию стильного, но светлого интерьера.

К тому же , подсознательно убеждает в качестве и безопасности блюд, их соответствии санитарным нормам. Этим свойством активно пользуются рестораторы.

И все же существуют определенные ограничения. Так, например, обилие белого цвета в детской и спальне - не лучший вариант. Холодный и не дополненный яркими акцентами, он будет смотреться скучно и даже немного угнетающе.

Серый

Этот универсальный цвет отлично смотрится в сочетании с другими, более яркими и насыщенными цветами. Он выступает в качестве идеального фона , позволяющего облагородить даже самую небольшую комнату со скромной отделкой. Нейтральный серый подойдет для любого помещения : от кухни до гостиной. Этот цвет способствует успокоению и поиску гармонии.

Впрочем, без дополнительных цветов от может показаться слишком скучным и однообразным, вызвать уныние и апатию . Поэтому дизайнеры рекомендуют «разбавлять» его яркими оттенками .

Что такое цветотерапия?

Влияние цветов на организм человека уже давно перестало быть мифом. За загадочным понятием «цветотерапия» скрывается целое медицинское направление , которое изучает влияние различных цветов на психоэмоциональное состояние человека . Но как формируются определенные зависимости? Одни развивались и укоренялись тысячелетиями и никак не связаны с историей конкретной личности. Так, например, красный цвет повышает кровяное давление , увеличивает сердцебиение и приводит весь организм в тонус. Причина в том, что многие тысячелетия красный цвет символизировал вызов (извержения вулканов, пожары и прочее). Но существуют и отдельные «условные рефлексы», которые формируются у отдельного человека из-за его позитивного или негативного жизненного опыта. Влияние цвета на психику человека в интерьере может быть очень сильным, поэтому подбирать оттенки нужно тщательно и аккуратно.

Как влиять цветом на физическое и психоэмоциональное состояние человека?

Правильный подбор цветов для определенных помещений позволит создать комфортную атмосферу для отдыха и для работы. «Вводить» в интерьер определенные оттенки следует лишь убедившись в том, что они действительно оказывают нужный эффект на конкретного человека.

Чтобы создать уютный и стильный интерьер, который будет благотворно влиять на организм человека, его психоэмоциональное состояние и жизнь в целом, необходимо обратить внимание на цветовую гамму.

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Учейые установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и самочувствие человека, причем по-разному: какой-то цвет угнетает, раздражает, вызывает депрессию, а какой-то, наоборот, успокаивает, снижает стресс, придает энергию и радость жизни.

Например, в средние века существовала определенная иерархия по отношению к различным цветам, подобно иерархии и других областях человеческой жизни. Так, "божественными" и "царственными" считались белый (святость и вера), золотой, пурпурный, красный и синий цвета, а также желтый, который ассоциировался с золотом. Считалось, что созерцание таких цветов возвышает дух человека. В некоторых европейских странах (в частности, во Франции) употребление синей краски даже контролировалось государством, подобно использованию пурпура в эпоху поздней античности. Черный цвет ассоциировался со смирением и отказом от мирских радостей (отсюда черный цвет одежды духовенства и монашества).

Сегодня научно доказано, что различные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию. Более того - один и тот же цвет, но с разным оттенком, в состоянии задавать определенный эмоциональный тон. Замечено также, что темные тона привносят в интерьер сдержанность и покой, светлые, наоборот, оживляют. В теплых оттенках больше динамизма, они действуют возбуждающе; холодные успокаивают, располагают к отдыху. Например, иногда для того чтобы прогнать хандру, по мнению психологов, достаточно просто окружить себя яркими предметами любимых оттенков. Вообще, наиболее благоприятны те мягкие светлые оттенки трех главных цветов спектра - красного, желтого и синего, которые существуют в живой природе.

А среди специалистов по эзотерике даже существует мнение, что человек способен "притягивать" желанные события в свою жизнь, окружив себя нужными цветами.

Таким образом, становится понятно, почему цветовое решение интерьера имеет в том числе и большое психологическое значение для сохранения душевного равновесия человека, живущего в этом доме.

Интересную информацию о реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений, приводит Р. Хен в книге "Азбука цветов".

Так, темные оттенки красного вызывают ассоциацию с серьезностью и солидностью. Красный цвет символизирует жизнь и кровь, любовь и страсть, огонь, праздничность.

Солнечные, чистые оттенки желтого цвета символизируют жизнь и свет, радость и роскошь, брак и уважение к старости. Ядовито-желтый цвет, напротив, является символом зависти, своеволия, ненависти и лживости.

Оранжевый символизирует тепло и радость, солнечный свет. Насыщенные оранжевые тона ассоциируются с властью, тщеславием.

Фиолетовый цвет , мрачный и торжественно-роскошный, символизирует величие и достоинство, роскошь и великолепие, а также дружбу.

Синий цвет , тихий, тяжелый и строгий, и голубые тона символизируют бесконечность и даль, тоску и верность.

Зеленый - это мирный, пассивный цвет, который символизирует надежду и покой, мир и плодородие.

Белый цвет - нейтральный, символизирует невинность, целомудрие, чистоту.

Черный , также нейтральный цвет, символизирует серьезную торжественность, часто скорбь и траур.

Благодаря проведенным отечественными и зарубежными учеными исследованиям стало возможным определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека.

Красный цвет , с точки зрения психологов, требует особо осторожного отношения к себе. Основное воздействие, которое чистый красный цвет оказывает на человека, - возбуждающее и стимулирующее, активного, навязчивого, принудительного характера. Дыхание и пульс человека, долгое время наблюдающего красный цвет, изменяются, как при всяком возбуждении. Известный художник В. Кандинский писал: "Красный внутренне очень живой, подвижный, беспокойный цвет, у которого, однако, не легкомысленный характер желтого цвета, раздающего себя на все стороны". Это выразительное высказывание хорошо определяет психологические ощущения, вызываемые красным цветом. При кратковременном воздействии красного цвета у человека повышается работоспособность, но чересчур длительное воздействие насыщенного красного цвета быстро утомляет, приводит к снижению работоспособности.

Очень многое, однако, зависит от оттенка красного цвета. Так, светло-красный может поднять настроение и мобилизовать (светлые оттенки красного воздействуют возбуждающе, наступательно), а вот насыщенный, яркий и темный красный ассоциируется с тревогой и создает напряженную атмосферу в помещении. Некоторые оттенки красного оказывают раздражающее действие, благодаря чему их во всем мире используют для указания опасности. А коричнево-красный цвет, наоборот, успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности.

Некоторым людям красный и бордовый цвета могут показаться излишне тяжелыми и вызвать беспокойство от длительного созерцания, а коричневые и фиолетовые оттенки красного -даже вызвать депрессию. Очень распространена точка зрения, что красному цвету отдают предпочтение люди деловые и честолюбивые, жаждущие внимания к своей персоне и желающие всегда быть в центре событий.

Глубокий темно-бордовый оттенок красного цвета может иметь множество богатых тонов. Этот цвет ассоциируется с жизнеспособностью и силой, придает целеустремленность, сдержанность, стойкость к невзгодам или превратностям судьбы.

Малиновый оттенок красного обычно предпочитают люди, жаждущие соперничества и успеха, часто легкомысленные. Это очень оптимистичный цвет, способный пробудить в человеке активность и агрессивность на интеллектуальном плане.

Алый оттенок красного - наиболее веселый, жизнерадостный цвет, способный избавить от отчаяния.

Предпочтение алому цвету часто отдают люди, беспокойные по натуре и достаточно эгоистичные.

Мягкие розовые оттенки красного, по мнению психологов, считаются любимыми цветами мягких и дружелюбных людей, чутких и легкоранимых, способных на глубокую привязанность, а вот резким неоново-розовым оттенкам отдают предпочтение более агрессивные личности.

Оранжевый цвет , возникающий из комбинации красного с желтым, способствует хорошему настроению, вызывает ощущение тепла, стремление к движению, активизирует. При условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность. Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышает их настроение, улучшает физиологические функции. Считается, что оранжевый цвет и его оттенки предпочитают импульсивные и амбициозные, всегда оптимистичные люди.

Желтый цвет , с точки зрения психологов, соответствует сангвиническому темпераменту, соотносится с динамической, кинетической энергией. Желтый цвет, как и оранжевый, пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, путешествиям. Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения, бодрит, вызывает ощущение тепла и света, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, облегчение, психологическую способность к раскрытию. Нежные оттенки желтого цвета оказывают наиболее благоприятное влияние на настроение человека, они быстрее других цветов гасят отрицательные эмоции. Согласно психологическим тестам, пристрастие к желтым оттенкам было замечено у многих беременных женщин, готовящихся к родам. Ученые объясняют этот факт положительным влиянием желтого цвета, пробуждающего надежду и препятствующего погружению в разочарование, депрессивное расслабление. При непостоянном воздействии желтый цвет может повысить работоспособность. Многое зависит и от оттенков желтого: например, зеленовато-желтый цвет для многих людей психологически неприемлем, он вызывает ощущение чего-то ядовитого, сернистого, жесткого.

Бежевый и коричневый оттенки считаются "домашними", природными цветами. Такие оттенки, с точки зрения психологов, предпочитают люди, стремящиеся к стабильности и покою, старающиеся избежать риска и резких перемен в жизни.

Коричневый цвет считается спокойным и сдержанным, он вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения. Этот цвет иногда ассоциируется с ностальгией и меланхолией, уравновешивая радость и веселье, делая последние более желанными. По мнению некоторых американских психологов, темно-коричневый цвет может хорошо подойти для спальни, а также для обстановки, в которой можно сосредоточиться, поскольку помогает абстрагироваться от чужого мнения, не тратить время и силы зря п процессе достижения поставленной цели, ощутить почву под ногами. Это цвет надежности, прочности, здравого смысла.

Однако использовать коричневый цвет следует осторожно, так как некоторые его оттенки могут вызвать серьезные и даже мрачные размышления.

Например, психологи заметили, что тусклый, даже мрачный коричневый цвет предпочитают люди, попавшие в сложную конфликтную ситуацию. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. Особая склонность к этому цвету фиксируется у людей престарелого возраста. Часто коричневый цвет выбирают прямые и практичные по натуре люди, отличающиеся откровенностью и честностью. При этом более темные оттенки коричневого предпочитают достаточно придирчивые и порой раздражительные натуры, а красновато-коричневому отдают предпочтение более чувственные личности.

Зеленый цвет считается самым благоприятным цветом для человека с точки зрения психологического восприятия, на многих людей он оказывает освежающее и успокаивающее воздействие. Многие психологи склоняются к версии, что такое влияние зеленого цвета, очевидно, вызвано тем, что человеческое зрение за миллионы лет эволюции наиболее привыкло к этому цвету - цвету окружающей растительности.

Этот цвет успокаивает и располагает к общению, способствует отдыху, положительно влияет на повышенное кровяное давление, повышает восприимчивость и, по мнению психологов, способствует релаксации и медитации.

"Пассивность - это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета", - писал В. Кандинский.

Поэтому использование зеленого цвета в интерьере - например, бра и торшеров с абажурами зеленых оттенков, зеленых ночников, - обеспечит уютную обстановку в спальне, поможет создать атмосферу, способствующую глубокому, спокойному сну.

Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Мягкие желто-зеленые тона (бриллиантовая зелень) могут стимулировать мыслительную деятельность, укрепляют нервную систему, способствуют релаксации, Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание нстречи с новым. Поэтому этот цвет можно успешно использовать в интерьере рабочего кабинета или комнаты школьника.

Однако не следует использовать в спальне ярко-зеленый цвет, поскольку агрессивные, яркие зеленые оттенки могут вызвать бессонницу.

Чистый зеленый, с точки зрения психологов, - наиболее консервативный цвет. Принято считать, что люди, предпочитающие чистый зеленый, обладают уверенной, твердой манерой держаться, стремятся к стабильности и прочности своего положения в жизни; им свойственны такие качества, как постоянство, настойчивость, сила воли, самоуважение. Человек, предпочитающий зеленый цвет, как утверждают психологи, имеет стабильное чувство самооценки, твердо придерживается своих убеждений, и не приветствует какие-либо внешние и внутренние изменения.

Длительное наблюдение спокойных, нейтральных и мягких оттенков зеленого цвета вызывает устойчивый подъем работоспособности (кратковременное действие зеленого цвета на работоспособность не влияет).

Зеленоватый цвет с лимонным оттенком, по мнению психологов, обычно предпочитают люди, стремящиеся избегать конфликтов, постоянно контролирующие свое поведение и наблюдающие за другими людьми, а также люди, следящие за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя.

Яркий изумрудный оттенок зеленого может вызвать у человека желание пережить приключение; такой цвет часто предпочитают личности, не лишенные сентиментальности и сострадания. Оливковый цвет, напротив, часто выбирают люди, избегающие рискованных ситуаций и спорных вопросов.

Коричнево-зеленые оттенки, близкие к цвету маслин, имеют психологическое значение чувственной пассивности. Предпочтение такого оттенка, с точки зрения психологов, говорит о чувственном восприятии действительности.

Зеленые тона с добавлением синего становятся холоднее по мере того, как зеленый цвет приближается к синему. Светлые сине-зеленые оттенки сдерживают и успокаивают, но темные сине-зеленые тона несут ощущение напряженности. Психологи считают, что люди, предпочитающие темные сине-зеленые оттенки, как правило, стремятся к самоутверждению. Психологически такой оттенок выражает эгоцентризм, притязание на собственную значимость и гордость, которая в крайних случаях может даже переходить в замкнутость и самовозвеличивание.

Синий цвет, особенно его темные оттенки, способен оказывать благотворное влияние на людей, нуждающихся в покое, разрядке и отдыхе, склонных к возбуждению и легко раздражающихся.

Синий цвет - холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием снижается работоспособность, возникает склонность к созерцательности и размышлению. Затененный, тусклый синий цвет может вызывать чувство суеверия и боязни, ощущение потерянности и печали, и вместе с тем - указывать путь к духовному, трансцендентному.

"Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому...", - писал В. Кандинский. Однако у некоторых людей избыток темно-синего цвета вызывает подавленность, депрессивные ощущения.

Психологи считают, что синий цвет предпочитают деятельные люди, ценящие равновесие духа и доверительность отношений.

Предпочтение светло-синих оттенков говорит, с точки зрения психологов, о беззаботности и беспечности человека. Голубой цвет вообще относится к так называемым "пассивным" цветам, поскольку он способствует нежности и мечтательное, понижению активности и эмоционального напряжения, ослаблению и замедлению жизненных процессов, вызывает ощущение прохлады. Внимательно созерцая голубой цвет, можно легко ощутить, как возникает приятное состояние расслабления, умиротворения - достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. Это цвет глубины и простора. Лазурный, небесно-голубой цвет благоприятно влияет на нервную систему, успокаивая ее, повышает трудоспособность. Этот цвет также весьма благоприятен для людей с повышенной нервной возбудимостью.

Лазурному цвету часто отдают предпочтение альтруистические натуры и люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям.

Темно-синий цвет придает надежность и силу. Такой цвет, как правило, приходится по душе людям независимым, но способным на доверие и преданность. То же можно сказать и еще о двух насыщенных оттенках синего, таких как индиго и ультрамарин. Натуры, предпочитающие эти тона, часто стремятся к достижению своих идеалов, ищут способ помочь другим людям.

Фиолетовый цвет , особенно глубокий и сочный, считается цветом творчества. Считается, что фиолетовые оттенки предпочитают люди, склонные к живописи, а также натуры, нуждающиеся в любви и восхищении.

Однако вкупе с необычайной красотой этот цвет еще и очень "коварен": считается, что яркий фиолетовый влияет на подсознание и настраивает на раздумья, а в больших количествах - способствует меланхолии, расслабляет психику, вызывая утомление.

Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность. Фиолетовый цвет с синим оттенком может вызывать ощущение одиночества и самоотрешенности. Очень сильно меняется "характер" насыщенного фиолетового цвета при его осветлении: светло-лиловый оттенок становится "легче", психологически воспринимается менее "беспокойным", чем яркий и насыщенный фиолетовый цвет.

Бледно-лиловый цвет часто приходится по душе людям приятного нрава, достаточно пунктуальным и аккуратным, склонным к требовательности и тщательности; может быть, порой несколько манерным. Часто такие люди достаточно эгоистичны и настойчивы.

Пурпурный цвет, пышный и торжественный, иногда называют "королевским" оттенком фиолетового. Этот цвет предпочитают люди, стремящиеся к превосходству.

Предпочтение фиолетового цвета с сильным оттенком красного часто указывает на практичную натуру, однако такие люди нередко бывают исполнены важности и самомнения.

Белый цвет уместен практически в любом интерьере, поскольку он словно уравновешивает все вокруг. Психологически предпочтение белого цвета означает стремление к абсолютной свободе от всех препятствий, свободе для любых возможностей. Считается, что белый цвет излучает энергию и свет, придает силы. Люди, предпочитающие белый цвет, часто очень аккуратны в деталях и манерах, способны хорошо понимать собеседника; это искренние и честные люди, может быть, иногда склонные к излишней требовательности.

Серый цвет может иметь множество оттенков, однако чистый серый (так называемый промежуточный цвет) свободен от каких-либо психологических тенденций. Считается, что этот цвет расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно и способствует сну. Серый цвет вызывает ассоциацию с неподвижностью и стабильностью, здравомыслием и реализмом, однако некоторые оттенки серого очень унылы и могут вызывать апатию, скуку, а темно-серые оттенки - даже угнетать. Серый цвет достаточно часто предпочитают конформисты по натуре, люди, стремящиеся держаться в тени.

Вообще же, с точки зрения психологов, склонность к серому цвету говорит о сильном переутомлении. Как правило, выбор серого цвета является защитной реакцией организма и означает стремление к нейтралитету, отказ от какого-либо выражения внешних или внутренних качеств. К такому выводу ученые пришли по результатам интересного теста, проведенного среди молодых мужчин во время отборочных экзаменов на замещение вакантных должностей. Как известно, экзамен в любом случае сопровождается стрессом. Результаты показали, что если до экзамена чисто серый цвет в качестве любимого выбирали только 5% испытуемых, после его завершения серый на первое место поставили около трети опрошенных.

Интересны с психологической точки зрения и оттенки серого цвета. Например, предпочтение светло-серых оттенков говорит о готовности к контактам и переживаниям, быстрому реагированию. Предпочтение, отдаваемое темно-серому, говорит о сдерживаемом возбуждении, повышенной чувствительности, стремлении достигнуть постоянного, гармоничного состояния душевного равновесия, физического и душевного удовлетворения.

Черный цвет с психологической точки зрения отражает агрессивное упорство, абсолютный отказ, психологическую защиту. Психолога считают, что черный цвет предпочитают люди, которые на подсознательном уровне из упрямого протеста восстают против своей судьбы. И наоборот, противниками черного цвета скорее всего становятся люди, не желающие лишаться чего-либо в своей жизни. Черный цвет часто связывают с таинственностью, трагичностью, а также со снобизмом и формализмом. Считается, что в больших количествах черный цвет угнетает, резко снижает настроение и работоспособность. Однако черный может быть и очень динамичным, способствовать лучшему пониманию и спокойствию, придавать достоинство.

Кстати, психологи утверждают, что пристрастие к белому и черному цвету в большинстве случаев наблюдается у людей, испытывающих сильное психологическое давление с кризисным обострением, а также у детей в период полового созревания, как свидетельство о подростковом максимализме, неопределенности жизненного выбора, но со временем черно-белое предпочтение уступает цветному видению мира.

При достижении цветовой гармонии в интерьере человек начинает ощущать комфорт на подсознательном уровне. В противном случае возникает ощущение беспокойства, приходит раздражение. Следует еще раз подчеркнуть, что психологическое влияние цвета зависит от характера человека и от его представления о гармоничности тех или иных цветовых сочетаний, которое всегда субъективно. Это хорошо известно дизайнерам и художникам.

По мнению некоторых психологов, выбор цветовых предпочтений всегда очень тесно связан с основными чертами характера индивидуума и до некоторой степени отражает его внутренний мир. Известна уникальная психодиагностическая методика, разработанная учеными Г. Г. Воробьевым и В. В. Налимовом в 80-х годах XX столетия, согласно которой участникам теста предлагалось в порядке предпочтения расположить 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов от наиболее "понравившейся" до самой "неприятной". В результате статистического анализа данных ученые смогли с погрешностью до 5 лет определить возраст человека, его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение.

Кроме того, цветовые предпочтения могут зависеть и от темперамента человека.

Наиболее известна и популярна психологическая типология Макса Люшера, где определенным психотипам соответствует определенные цветовые предпочтения. Люшер разработал тест цветовых выборов, с помощью которого определяются мотивационная направленность и эмоциональное состояние личности.

Таким образом, четыре основных цвета (синий, желтый, зеленый, красный) соответствуют основным психотипам личности: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.

По мнению специалистов, голубоватые оттенки обычно предпочитают люди с меланхолическим темпераментом; сангвиники, - веселые и открытые люди, - часто выбирают оптимистичные желтые расцветки; флегматики отдают предпочтение спокойным зеленоватым тонам. А люди с холерическим темпераментом часто останавливают свой выбор на розоватых и красноватых отгенках.

Макс Люшер на основании своей методики выделил четыре основных типа личности, соответствующих красному, синему, зеленому и желтому цвету. Каждый цветотип в данном случае определяется преобладающей манерой поведения данного человека.

"Красный" цветотип стремится к успеху и новым достижениям. "Синий" , наоборот -к удовлетворению, успокаивающему довольству, гармонии. "Зеленый" цветотип стремится обрести уверенность в собственной значимости, а "желтый" - к беззаботной свободе, новым возможностям, освобождению от каких-либо ограничений и препятствий.

Интересно, что человек вовсе не обязательно должен принадлежать к какому-то одному цветотипу. Наоборот, чем больше цветотипов соединены в одной личности, тем более гармоничной, с точки зрения психологов, она является. Таким образом, в наибольшей гармонии с самим собой и окружающими находится "четырехцветная" личность, то есть человек, сочетающий в себе все перечисленные стремления и ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый).

Не случайно западные дизайнеры считают, что лучший способ найти цвет, который вам по душе - это пополнить им свой гардероб, "примерить" цвет на себя. Человек, комфортно чувствующий себя в одежде определенного цвета, через некоторое время непременно пожелает иметь этот цвет в своем домашнем интерьере, хотя бы в виде какой-нибудь мелочи, освежающей привычную обстановку.

См.также:

Черный, серый и белый цвет
Черный цвет считается наиболее тяжелым и мрачным, вызывает ассоциации с ночью, темнотой. Серый цвет является промежуточным между черным и белым...


Цвет, по мнению специалистов, является одной из самых важных составляющих визуального мировосприятия. А М. Бехтерев писал, что ". . . умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры"...

Cейчас подробнее напишем Вам об успокаивающих цветах.

Зеленый считается самым успокаивающим для глаз цветом. Зеленый цвет представляет собой комбинацию свежести синего и жизнерадостности желтого цветов, поэтому он подходит для большинства комнат в доме. На кухне зеленый цвет успокаивает; в общей комнате или гостиной он также успокаивает, но остается достаточно теплым, чтобы чувствовать себя комфортно и уютно. В спальне он расслабляет и радует. Предполагается, что зеленый цвет позволяет людям расслабиться, ну а поскольку также считается, что данный цвет увеличивает рождаемость, то это отличный выбор для спален

Серый цвет состоит из черного и белого, в нем сочетаются реализм и идеализм, рассудочность и эмоциональность, контроль и уязвимость. Пограничные аспекты серого цвета обладают мощью, которая способна разрушить материальные оболочки, освободить человеческую мысль и вывести ее на качественно новый уровень. Серый тускл и уныл, он навевает печаль и создает ощущение бесцветности, но его стремление к стабильности и гармонии поможет изменить пессимистическое мироощущение и предоставит возможность дальнейшего выбора.

Испытывающие пристрастие к серому цвету стремятся к идеальным чувствам и во многом себя ограничивают, подчас ведя довольно аскетический образ жизни. Они ощущают свою причастность к высоким материям и не останавливаются на достигнутом. Такие люди тверды, настойчивы и упорны в достижении своих целей, но зачастую внутренне уязвимы и беззащитны. Часто, серый носят те, кто устал, нуждается в эмоциональном покое и не хочет ничем выделяться из толпы. Апатия, скука и желание “быть как все” – это серый цвет. Это отстраненность от внешнего мира.

Люди, отдающие предпочтение серому, как правило, обладают чувством меры и чувством осторожности, они стремятся, во что бы то ни стало, сохранить контроль над ситуацией, и не выражают прелюдно своих эмоций. Они могут быть чрезмерно самокритичны и ощущать свою ненужность, в этом случае, серый рекомендуется разбавлять красным, оранжевым или желтым. Серый не располагает к себе и не отталкивает, а внушает чувство добротности и основательности.

Серый помогает выявить самообман и действует положительно на безрассудных и опрометчивых людей. Поощряет рассудительность и здравомыслие. Он успокаивает нервную систему и способствует созданию чувства внутренней защищенности. Серебристо-серый цвет – отличное средство при бессоннице.

Чёрный цвет -это символ тайны, скрытого знания и оккультизма. Цвет созидания и серьезных намерений, который содержит в себе огромный нереализованный потенциал. Власть высшего знания и желание ее сохранить окрашена в черный цвет. Человек, предпочитающий различные оттенки черного, чаще всего владеет информацией, знаниями и ситуацией, умеет подчинить себе обстоятельства, но иногда нуждается в контроле со стороны. Отрицает другие цвета и поглощает свет. Символизирует печаль и скрытность.

Непримиримость с внешними обстоятельствами и погружение в недоступные для других области характеризует человека, подверженного вибрациям черного цвета. Этот цвет вбирает, поглощает, а взамен дает то, что человек может воспринять и осмыслить. Имеет исключительный доступ к информации, но скрывает ее от внешнего мира, бросает вызов тем, кто хочет отыскать истину и освободиться от пут мрака. Это немаркий цвет, который выбирают люди ищущие, причем молодые выражают черным в основном устремления, а люди в возрасте – достижения.

С одной стороны черный - это тишина и спокойствие, с другой – бунт и мятежность. Это цвет таких противоположностей как созидание и подавление, постижение и отречение, мудрость и эгоизм, неограниченность и воздержание, содержательность и пустота, дисциплина и свобода, начало и конец. Предпочтение черному отдают люди, которые нуждаются в дополнительной энергии для реализации своих невоплощенных желаний, те которые хотят избавиться от груза прошлого и стереотипов.

Белый цвет в равной мере состоит из всех цветов, расщепленный белый цвет порождает цвета. Основополагающее качество белого цвета – равенство, потому что в белом все цвета едины. Визуализация белого цвета позволяет организму самому впитать нужные для хорошего самочувствия цвета. Это цвет непорочности, чистоты, отрешенности и покоя, который несет умиротворение. Также, он способствует успокоению эмоций, сосредоточению и вдохновению. Белый цвет замедляет обменные процессы в организме, настраивает на последующие изменения, помогает организму перестроиться. Является цветом справедливости и исходной точкой для осознания последующих действий. Он олицетворяет спокойствие и поддерживает надежду.

При помощи белого легко рассеять негативную энергию и настроить на благожелательный лад. Вибрации белого несут спокойствие и обеспечивают синхронизацию различных процессов, а также отвечают за слаженность действий и координирование. Создают возможности для расширения сознания, и помогает справиться с напряжением. Проясняет суть скрытых вещей и является цветом мира и гармонии. Поддерживает надежду и очищает.

Многие считают белый цвет универсальным средством от всех болезней, но использовать его нужно осмотрительно. Для лечения с помощью белого следует смешивать его с одним или несколькими цветами, поскольку заключая в себе равные пропорции всех цветов, при лечении организма, он не делает различия между тем или иным органом. Обладает выраженным антимикробным действием, способствует поддержанию влажности кожи, осуществляет общее управление функциями эндокринной системы, тонизирует при пасмурной погоде.

Cейчас подробнее напишем Вам об успокаивающих цветах.

Зеленый считается самым успокаивающим для глаз цветом. Зеленый цвет представляет собой комбинацию свежести синего и жизнерадостности желтого цветов, поэтому он подходит для большинства комнат в доме. На кухне зеленый цвет успокаивает; в общей комнате или гостиной он также успокаивает, но остается достаточно теплым, чтобы чувствовать себя комфортно и уютно. В спальне он расслабляет и радует. Предполагается, что зеленый цвет позволяет людям расслабиться, ну а поскольку также считается, что данный цвет увеличивает рождаемость, то это отличный выбор для спален

Серый цвет состоит из черного и белого, в нем сочетаются реализм и идеализм, рассудочность и эмоциональность, контроль и уязвимость. Пограничные аспекты серого цвета обладают мощью, которая способна разрушить материальные оболочки, освободить человеческую мысль и вывести ее на качественно новый уровень. Серый тускл и уныл, он навевает печаль и создает ощущение бесцветности, но его стремление к стабильности и гармонии поможет изменить пессимистическое мироощущение и предоставит возможность дальнейшего выбора.

Испытывающие пристрастие к серому цвету стремятся к идеальным чувствам и во многом себя ограничивают, подчас ведя довольно аскетический образ жизни. Они ощущают свою причастность к высоким материям и не останавливаются на достигнутом. Такие люди тверды, настойчивы и упорны в достижении своих целей, но зачастую внутренне уязвимы и беззащитны. Часто, серый носят те, кто устал, нуждается в эмоциональном покое и не хочет ничем выделяться из толпы. Апатия, скука и желание “быть как все” – это серый цвет. Это отстраненность от внешнего мира.

Люди, отдающие предпочтение серому, как правило, обладают чувством меры и чувством осторожности, они стремятся, во что бы то ни стало, сохранить контроль над ситуацией, и не выражают прелюдно своих эмоций. Они могут быть чрезмерно самокритичны и ощущать свою ненужность, в этом случае, серый рекомендуется разбавлять красным, оранжевым или желтым. Серый не располагает к себе и не отталкивает, а внушает чувство добротности и основательности.

Серый помогает выявить самообман и действует положительно на безрассудных и опрометчивых людей. Поощряет рассудительность и здравомыслие. Он успокаивает нервную систему и способствует созданию чувства внутренней защищенности. Серебристо-серый цвет – отличное средство при бессоннице.

Чёрный цвет -это символ тайны, скрытого знания и оккультизма. Цвет созидания и серьезных намерений, который содержит в себе огромный нереализованный потенциал. Власть высшего знания и желание ее сохранить окрашена в черный цвет. Человек, предпочитающий различные оттенки черного, чаще всего владеет информацией, знаниями и ситуацией, умеет подчинить себе обстоятельства, но иногда нуждается в контроле со стороны. Отрицает другие цвета и поглощает свет. Символизирует печаль и скрытность.

Непримиримость с внешними обстоятельствами и погружение в недоступные для других области характеризует человека, подверженного вибрациям черного цвета. Этот цвет вбирает, поглощает, а взамен дает то, что человек может воспринять и осмыслить. Имеет исключительный доступ к информации, но скрывает ее от внешнего мира, бросает вызов тем, кто хочет отыскать истину и освободиться от пут мрака. Это немаркий цвет, который выбирают люди ищущие, причем молодые выражают черным в основном устремления, а люди в возрасте – достижения.

С одной стороны черный - это тишина и спокойствие, с другой – бунт и мятежность. Это цвет таких противоположностей как созидание и подавление, постижение и отречение, мудрость и эгоизм, неограниченность и воздержание, содержательность и пустота, дисциплина и свобода, начало и конец. Предпочтение черному отдают люди, которые нуждаются в дополнительной энергии для реализации своих невоплощенных желаний, те которые хотят избавиться от груза прошлого и стереотипов.

Белый цвет в равной мере состоит из всех цветов, расщепленный белый цвет порождает цвета. Основополагающее качество белого цвета – равенство, потому что в белом все цвета едины. Визуализация белого цвета позволяет организму самому впитать нужные для хорошего самочувствия цвета. Это цвет непорочности, чистоты, отрешенности и покоя, который несет умиротворение. Также, он способствует успокоению эмоций, сосредоточению и вдохновению. Белый цвет замедляет обменные процессы в организме, настраивает на последующие изменения, помогает организму перестроиться. Является цветом справедливости и исходной точкой для осознания последующих действий. Он олицетворяет спокойствие и поддерживает надежду.

При помощи белого легко рассеять негативную энергию и настроить на благожелательный лад. Вибрации белого несут спокойствие и обеспечивают синхронизацию различных процессов, а также отвечают за слаженность действий и координирование. Создают возможности для расширения сознания, и помогает справиться с напряжением. Проясняет суть скрытых вещей и является цветом мира и гармонии. Поддерживает надежду и очищает.

Многие считают белый цвет универсальным средством от всех болезней, но использовать его нужно осмотрительно. Для лечения с помощью белого следует смешивать его с одним или несколькими цветами, поскольку заключая в себе равные пропорции всех цветов, при лечении организма, он не делает различия между тем или иным органом. Обладает выраженным антимикробным действием, способствует поддержанию влажности кожи, осуществляет общее управление функциями эндокринной системы, тонизирует при пасмурной погоде.

Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы — как высшей (коры головного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы — взаимодействие процессов раздражения и торможения. Всякий внешний фактор, воспринимаемый органами чувств, вызывает в коре головного мозга (или в подкорковых центрах), более или менее сильное раздражение, в ответ на которое возникает очаг торможения. Так, после уличного шума мы стремимся к тишине, а после долгого пребывания в тишине нам приятна музыка, пение птиц, человеческие голоса.

Смена состояний раздражения и торможения ощущается нами как смена эмоций, или смена состояний психического комфорта и дискомфорта. При восприятии цвета в зрительных центрах мозга возникают очаги раздражения, в ответ на которые мобилизуются силы торможения. Так, фиксирование красного пятна вызывает в самом органе зрения зеленый цвет; так же всякий цветовой раздражитель порождает свой антипод, вызывающий торможение первоначального цвета.

Если же оба контрастных цвета предъявляются одновременно, возникает ощущение гармонии, так как в органе зрения эти цвета складываются и образуют белый (или почти белый) цвет, который равномерно загружает все три аппарата цветового зрения и тем самым обеспечивает наиболее комфортный режим работы глаза.

По признаку возбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный, оранжевый и желтый — возбуждающие, голубой, синий и фиолетовый — успокаивающие (тормозящие действие первых трёх); зеленый по природе своей нейтральный, т.е. двойственный по воздействию на психику и эмоции.

Всякое возбуждение или торможение нервной системы может трансформироваться в разнообразные эмоции, подобно тому, как включив провод в электросеть, мы можем привести в действие светильник, утюг, вентилятор и т.д. Соответственно всякий цвет — и возбуждающий, и успокаивающий — вызывает различные эмоции.

На нашем сайте поставлена конкретная задача — обобщить данные литературы различных жанров, трактующей проблему эмоционально-психологического воздействия цвета, а также отображающей это явление в художественных текстах.

Попробуем выделить вопрос об эмоционально-психологическом воздействии цвета в чистом виде, отделив его от проблем ассоциаций, предпочтений, семантики и пр. Как мог бы реагировать на различные цвета абстрактный «гомо сапиенс», то есть вне-социальный и вне-культурный?

Представим себе (хотя это и трудно), реакции такого абстрактного человека.

Красный

Cамый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, эротические эмоции, стремление к общению с людьми, к творчеству, религиозный экстаз.

Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, болезненная эйфория, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость, неврастения, ощущение опасности. С красным цветом соотносится холерический темперамент. В индийской поэтике красным кодируется гнев и ярость.

В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» пишет об этом цвете: «Красное… воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска, …обнаруживающая ноту почти планомерной необыкновенной силы. В этом кипении и пылании… сказывается как бы мужественная зрелость. Светло-тепло-красное (Сатурн) …возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости, триумфа… Углубление его при посредстве черного опасно, так как мертвое черное легко гасит пламенность и слишком легко может возникнуть тупое, жесткое, к движению малоспособное коричневое. Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами».

Желтый

Cпектральный цвет сравним с кадмием желтым светлым, лимонной, стронциановой, типографской «yellow». К более теплым и темным оттенкам относятся желтые охры, золотая и бронзовая краски.

Желтый цвет — привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.

И. В. Гете оценивает желтый цвет весьма положительно: «В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью (766). Он производит исключительно теплое и приятное впечатление (768). Если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни, то… глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас веет теплом (769)». Загрязненный и более темный желтый вызывает негативные эмоции: отвращение, брезгливость, отчуждение, неприятие. И.В. Гете пишет далее: (желтый) производит неприятное впечатление, если он загрязнен или …сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное (770). Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному… Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия (771). В. Кандинский ощущает желтый как красочное выражение безумия, слепого бешенства, когда больной бросается на людей и расходует свои силы без плана и без предела. «Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве… Рождаются краски, лишенные совершенно дара углубленности…»

Г. Фрилинг о желтом: «Создает веселость, способствует общительности, ясности ума (и даже) освобождает от проблем» (что, на наш взгляд, сомнительно).

Согласно индийской поэтике, желтым кодируется откровение (просветление) и изумление, т.к. желтый вызывает именно такие психические реакции.

Зеленый

Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного. Каждый человек может почувствовать это, находясь в лесу, в саду, на лугу. Если зеленый становится теплее и темнее, превращаясь в болотный, табачный, торфяной — он воспринимается как цвет гниения, распада, и в этом качестве производит неприятное впечатление.

Особенно благоприятное действие оказывает зеленый на обитателей жарких (и сухих) стран. Мусульманский рай — это царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и райские гурии.

46. А тому, кто боится сана Господа своего — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — … 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры… (Коран, сура 55)

Мусульманский поэт Амир Хосров Дехлеви восхваляет этот цвет в поэме «Восемь райских садов»:

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах. Зеленый цвет колеблется в глазах, Зеленый цвет — наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда.

И. В. Гете ощущает зеленый целиком положительно: «Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают на нем… Для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета» (фр. 802).

В. Кандинский ощущает в зеленом неподвижность, покой, пассивность. «Абсолютно-зеленое есть покойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвука радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить… Пассивность есть самое характерное свойство абсолютно-зеленого, причем это свойство как бы надушено некоторою жирностью, самодовольством. Потому зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами».

Марина Цветаева, попав из города «на лоно природы», упивается видом лугов и лесов. Её восторг граничит с истерикой:

«Каждою жилою — как по желобу - Влажный, тревожный зеленый шум. Зелень земли ударяла в голову, Освобождала ее от дум».

Поэтесса готова, подобно библейскому Навуходоносору, превратиться в травоядное животное…

В индийской поэтике зеленым кодируется отвращение.

Синий

Спектральный синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим связан флегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.

И. В. Гете видит в синем «как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя (779) …Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас (780). …(синее) влечет нас за собой, вызывает чувство холода, напоминает о тени (781, 782) …Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся… просторными, но, в сущности, пустыми и холодными (783) …Синее стекло показывает предметы в печальном виде» (784).

В. Кандинский отмечает главное свойство синего — глубину, бесконечность, сверхчувственность, покой, печаль. Светло-синее «приобретает более равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным…»

В индийской поэтике синим кодируется любовь, т.к. это чувство во многих случаях жизни приносит гибель и зло.

Выше изложены данные различных исследователей о психологическом воздействии четырех основных цветов. Остальные четыре цвета хроматического круга воспринимаются как переходные между двумя основными: это оранжевый, голубой, пурпурный и фиолетовый (который ощущается как смесь красного и синего).

Оранжевый

Тонизирующий цвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этого раздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтому и обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевую направленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем о непосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийской поэтике оранжевым кодируется мужество.

Голубой

Промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками — от светло-синего (называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы или египетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружении типографский и компьютерный «cyan» — ядовито-голубую краску. Природные голубые, конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.

Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.

Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя, поле безбрежное, Дышит запахом мёда и роз… (С. Есенин)

Фиолетовый

Крайний цвет оптической области (спектра), самый коротковолновой. Фиолетовый — это как бы угасший красный — такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство — двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть С. Рубинштейн). Фиолетовый не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство (Гете, 787).

Разбеленный фиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-то живое, однако лишенное радости» (789).

В. Кандинский пишет: «Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый — это также оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающее действие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется. Вот свидетельство Мацуо Басё:

По горной тропинке иду. Вдруг стало мне отчего-то легко: Фиалки в густой траве.

Это замедляющее действие фиолетового может довести чувствительного человека до обморока:

Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени… (О. Мандельштам)

Пурпурный

Это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым. И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности и великолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда» (798). Апокалиптический образ здесь очень выразителен, т.к. в нем мистическое начало сочетается с «величественным великолепием» (Г. Клар), высокое напряжение духа с предчувствием гибели.

Один из оттенков пурпурного — малиновый — внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», — говорят в народе.

Уже давно мне стала сниться Полей малиновая ширь, — говорит поэт Есенин, влюбленный в малиновое, багряное и синее.

Ахроматические цвета

Так называют белый, черный и все промежуточные между ними — серые. Все они имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях (за исключением абсолютно черного, в котором нет никакого света).

Однако, психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково — это обусловлено их энергетической мощностью — от максимальной в белом до минимальной в черном.

Белый

Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.

Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.

На свете нет тоски такой Которой снег бы не вылечивал… (Б. Пастернак)

Черный

В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение.

И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным… (Амир Хосров Дехлеви)

Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом — активность, в черном — пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты — напитка бессмертия; черный конь Бродского — посланник царства тьмы и смерти. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.

Познай где свет — поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума… (Александр Блок)

Серый

Этим словом называют множество смесей из белого и черного: следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветренной древесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.

Впрочем, природный пейзаж в северных странах (Голландия, Норвегия и др.), изобилующий ахроматическими цветами, по-своему прекрасен и достоин кисти живописца.

Коричневый

Различные оттенки коричневого называют «полухроматическими». Такие цвета имеют так называемые земляные краски: марс, сиена, умбра, сепия, нейтральтины (смеси черной с небольшими количествами хроматических красок). Натуральные коричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, в окраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старой древесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитную окраску.

Коричневый, подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу и усталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всё цветное, как могила: в этом цвете сохраняется явственное присутствие какого-либо хроматического цвета — теплого или холодного. Поэтому он даже в больших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, — он деликатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьере этот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей, каковые свойства переносятся на дом в целом — вместе с его обитателями.