Проблемы реализации ФГОС в дошкольном учреждении.

ФГОС дошкольного образования, разработанный в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», введен в действие с 1 января 2014 года. Его разработка и утверждение связано с тем, что дошкольное образование впервые в истории российского общества стало полноценным уровнем образования. По мнению А.Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности . В основе стандарта – поддержка разнообразия детства» .

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, ведь основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей.

Но как показывает практика, с каждым годом у большего количества дошкольников сужается поле активной деятельности, общения и проявления индивидуальности, формируются такие устойчивые качества личности, как замкнутость, безынициативность, неуважительность к окружающим. Как правило, это отверженные и изолированные дети.

Преодоление этих негативных тенденций возможно только в процессе целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по социально – эмоциональному развитию.

Таким образом, реальная образовательная ситуация в ДОУ не соответствует требованиям Государственного стандарта в части обеспечения полноценного социально - личностного развития ребенка и на современном этапе выявляются следующие противоречия:

*необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой) с одной стороны, приоритет когнитивного компонента в программах, реализуемых в ДОУ с другой стороны;

* востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;

*с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. На первый план выходит индивидуализации личности ребенка

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Существуют определённые трудности (проблемы), связанные с введением ФГОС. У педагогов и руководителей системы образования наблюдается очень настороженная позиция. На протяжении нескольких лет в дошкольных организациях шло активное изучение и внедрение ФГТ. Многие рассматривали ФГТ как ступень в процессе стандартизации дошкольного образования, на основе которых будут разработаны ФГОС ДО. Однако в стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, растеряны, ведь раньше образовательный процесс был ориентирован на знания, а не на развитие качеств личности ребёнка.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования, и при соблюдении упомянутых выше условий предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Это утверждение особо важно уяснить сейчас и воспитателям, и родителям, и учителям начальных классов, так как одним из основных рисков введения ФГОС ДО считается «столкновение» стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от ДОУ требуется «дрессура» детей, которая позволит им быть готовыми к школе. Определённые ожидания подобного рода есть и у педагогов начальных классов.

Необходимость того, что ребёнок должен быть подготовлен к следующему уровню образования никто не отменял. Однако в ФГОС прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребёнка чтению, письму. Обе системы «не знают», каким может быть ребёнок, освоивший основную образовательную программу дошкольного образования, и в чём его отличие от ребёнка того же возраста, не освоившего указанную программу.

Следующей проблемой становится кадровое обеспечение. Это достаточно серьёзный вопрос. Через несколько лет может наблюдаться одномоментный уход педагогов дошкольного образования на пенсию, и система дошкольного образования попадёт в глубокую кадровую яму. У нас очень мало 30-35 летних воспитателей, которые придут на смену педагогам предпенсионного и пенсионного возраста. В условиях сельской местности найти подготовленные кадры не просто, и это тоже серьёзная проблема.

Стоит также остановиться на том, что необходимо будет насытить дошкольную организацию методическими рекомендациями, методическими пособиями, т.е. методическим шлейфом, который пойдёт после введения ФГОС. А это дополнительные финансовые затраты. К сожалению опять педагоги будут вынуждены кормить книгоиздателей, теперь уже за пометку «Соответствует ФГОС». Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.

Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:

    обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

    поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей, создание достаточной материальной базы для развития игровой, исследовательской, проектной, познавательной деятельности.

    создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

    взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

В 2014 году коллектив МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» приступил к внедрению и реализации ФГОС ДО.

Период внедрения ФГОС ДО - 2014-2016 г.г.

Реализация ФГОС ДО осуществляется через:

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС:

Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:

Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Локальные акты ДОУ по введению ФГОС ДО:

1. Приказ № 65 от 25.08.2014 г. « О подготовке к внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42»Чебурашка»

2. Приказ № 133/1от 15.09.2014 г « Об утверждении рабочей группы по внедрению ФГОС ДО МДОУ детский сад № 42 «Чебурашка» .

3. Приказ № 22/1 от 19.02.2015г. «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» на основе ФГОС ДО».

4. Приказ № 133/1 от 15.09.2014г. «Об утверждении плана –графика мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. Плана-графика повышения квалификации педагогов МДОУ детского сада № 42 «Чебурашка» в рамках подготовки внедрения ФГОС ДО.

Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС ДО:

1. Моделирован учебный план ДОУ с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников;

2. Внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).

Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО:

1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС (Протоколы заседания Рабочей группы за 2014 , 2015 год)

2. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.)

3. В план внутрисадового контроля ДОУ на 2014-2015 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС (Тематический контроль «Создание условий для внедрения ФГОС»).

Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС.

В течение 2014 и 2015 года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:

1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;

2. Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

3. Комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.

4.Организация совместных мероприятий с средней школой № 13 - составление плана взаимодействия на на 2014-15 уч.год с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО (Выступление учителя начальных классов Важнова Л.В. с презентацией "Преемственность между школой и ДОУ в свете введения ФГОС ДО")

Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.

1.Должностные инструкции работников ДОУ приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"».

2.Разработан перспективный план работы на 2014-2016гг. по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников.

Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников.

Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ.

В 2014-2015 гг. проводились консультации для родителей «ФГОС в образовательном процессе», « Работаем по новому. ФГОС ДО», где родителям (законным представителям) была представлена информация о переходе ДОУ на первую ступень образования, о введении ФГОС ДО, представлена программа действий по реализации стандарта.

Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через информационные стенды, сайт.

Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОУ происходит в полной мере, организовано ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС.

Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДОУ:

1. Продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС.

2. Обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ДОУ.

3. Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками ООП

Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;

2. Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;

3. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.

На основании введения проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в МДОУ № 42 «Чебурашка» проведены следующие мероприятия:

1. Старшим воспитателем разработан проект методического сопровождения педагогов при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Составлен план изучения педагогами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ним в детском саду проведены следующие мероприятия:

Установочный педагогический совет № 1 от 26.08.2014 г. на котором педагоги ознакомились с проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Оформлены стенды для педагогов «Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » и родителей «Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?»;

Заседание методического объединения ДОУ № 1 от 25.09.2014г на тему «Обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Обучающий семинар «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в ДОУ»

Для выполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в детском саду организованы следующие мероприятия:

Разработано «Положение о методическом сопровождении введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Педагоги ознакомились с приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», провели сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО;

Составлены «Дорожная карта» и план сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

Старший воспитатель А.А.Манойлович прошла обучение на краткосрочных курсах»Деятельность старшего воспитателя по усовершенствованию работы в ДОУ»-72ч, «Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»-72ч, «Управление конфликтами в педагогических учреждениях»-72ч

На заседании педагогического совета № 2 от 27.11.2014 г. ознакомила педагогов с художественно-эстетическим развитием воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Семинар-практикум «Предметно- развивающая среда в группе и ее влияние на развитие творческой деятельности ребенка»

Организована работа постоянно действующего семинара «Введение ФГОС ДО»;

Внесены изменения в нормативно-правовую базу;

Проведен предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31 декабря 2013 года и приказа Министерства образования и науки Московской области «Об обеспечении введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду проведены следующие мероприятия:

Создана рабочая группа по введению ФГОС ДО;

На педагогическом совете № 2 от 27.11.2014г принят план-график курсовой подготовки педагогов по вопросам введения ФГОС ДО и составом рабочей группы по введению ФГОС ДО

На педагогическом совете № 3 от 19.02.2015 г педагоги ознакомилось с комментариями к ФГОС ДО.

Воспитатель Карпова А.М. прошли курсы повышения квалификации (72ч) по теме «Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования»(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)

воспитатель Кузнецова И.В. прошла курсы повышения квалификации (72ч) ««Профессиональная компетентность воспитателя в свете требований ФГОС дошкольного образования(72 часа), «Методика экологического воспитания дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (72 часа)

В апреле-мае 2015 года проведен мониторинг готовности педагогов и ДОУ к введению ФГОС ДО;

На итоговом заседании педагогического совета были подведены итоги I этапа введения ФГОС ДО;

На сайте ДОУ размещена информация по ключевым позициям введения ФГОС ДО.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что все запланированные мероприятия выполнены. Педагогический коллектив, в основном, ориентируется на Стандарт и готов к перестроению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ним.





Приказ Минобрнауки РФ от г «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»






Повышение социального статуса ДО Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования


Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ) Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …


Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения… Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей




Направления развития ребенка дошкольного возраста Образовательные области в ФГТ Образовательные области в ФГОС ДО Социально- коммуникативное развитие Социализация Социально- коммуникативное развитие Труд Безопасность Познавательно- речевое развитие Познание Познавательное развитие Чтение художественной литературы Речевое развитие Коммуникация Физическое развитие Физическая культура Физическое развитие Здоровье Художественно- эстетическое развитие Художественное творчество Художественно- эстетическое развитие Музыка

Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений

Сейчас основная тема — это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я искренне надеюсь, что он вам пригодится.

ФГОС ДО — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?

— требования к программе;

— требования к условиям;

— требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2) В чем уникальность Стандарта?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ

Обеспечения безопасности;

Толерантного отношения со стороны родителей;

Снижение документооборота;

Больше доступных образовательных программ;

Обучение счету и письму должно быть в школе;

— Желание обучаться – курсы ПК

— послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ

— за раннее и ускоренное развитие;

— за образование отвечает государство;

— главное – здоровье детей;

— кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает:

1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.

2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;

6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства:

Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;

2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

2 группы требований:

— к структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

— 10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы;

20% — вариативная

ФГОС ДО

3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

— к результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

Физическое развитие

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное);

Речевое развитие

60%- обязательная часть программы;

40% — вариативная

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка — сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы — Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;

2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное условие – численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям:

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога:

— динамика развития интегративных качеств педагога;

— положительное отношение ребенка к детскому саду;

Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы:

Основной результат – это социализация детей.

1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

* Инициативность

* Самостоятельность

* Уверенность в себе

* Воображение

* Физическое развитие

* Волевые усилия

* Любознательность

* Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития) ;

3) Педагогические кадры.

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня, жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.

Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу? Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО? На каких документах основан ФГОС ДО? Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО? Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО? С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные образовательные организации? Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :

* — детства

* — семей

* — дошкольных учреждений

* — воспитателей

Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:

1) занятие

Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

2014-2015 год

Муниципальный уровень:

1. Семинар для КПК заведующих « » , Лобода И. В.,)

2. Выступление на конференции «Сетевое взаимодействие ЯГПУ им. с другими организациями.

3. Семинар для заведующих ДОУ «Предоставление платных образовательных услуг в ДОУ»

4. Выступление педагога – психолога в научно – практической конференции «Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья »

5. Мастер – класс «АРТ – объект в подарок городу» в рамках Ярославского городского педагогического форума.

Региональный уровень:

1.«Всероссийская научно-практическая конференция «Логопедическое сопровождение образования лиц с ОВЗ» «Комплексное сопровождение детей с нарушениями речи»

2. Межрегиональная научно-практическая конференция в ЯГПУ им., «Доступная среда для детей с ОВЗ» , тема выступлений: «Сопровождение детей с ОВЗ в общеразвивающем детском саду» (,), «Система подготовки педагогов к творческому проектированию» (,)

2015-2016

Муниципальный уровень:

1. МО в ДС 12 «Организация деятельности учителя-логопеда по ведению документация в соответствии с ФГОС» (,)

2. Конференция в мэрии г. Ярославля, тема выступления: «Проектная деятельность как средство профилактики агрессивности у дошкольников» (Суратова О. В.)

3. Семинар для КПК заведующих « Основные аспекты в управлении ДОУ » ,

4. Мастер-класс для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках международной программы» (,)

Региональный уровень:

1. Семинар-практикум «Инклюзивное образование детей в ДОУ: опыт, проблемы, перспективы» Тутаев «Сопровождение детей с ОНР В детском саду общеразвивающей направленности» (. ,)

2. Городская презентационная площадка "Инновационное образовательное пространство муниципальной системы образования города Ярославля", опыт работы «Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды дошкольного учреждения».Сертификаты участников (Зарубина И. Н.,)

3. Научно-практическая конференция «Новые подходы и технологии в логопедическом сопровождении лиц с ОВЗ» , тема выступления «Формирование социально-культурной среды в дошкольной образовательной организации» (,)

4. Региональный семинар – практикум "Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ: опыт, проблемы, перспективы" г. Тутаев (,), Сертификаты участников

5. Научно - практическая конференция «Чтения Ушинского» , на естественно - географическом факультете ЯГПУ им. К. Д, Ушинского, тема «Формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность ». (Т. А. Беднякова)

6. Всероссийский семинар «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в контексте ФГОС» выступление «Проектная деятельность детского сада рамках международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг»; «Воспитание основ нравственности чрез заботу о братьях наших меньших» ()

2016-2017г.

Муниципальный уровень:

1. Семинар "Информационное обеспечение деятельности проектирования на всех уровнях управления на основе технологии "Социомониторинг Сервис".
Опыт работы «Управленческий проект и система работы педагогов по применению данной технологии» (, .

2. Мастер-класс «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающем детском саду» (, Бухарова Н. А,)

3. В рамках преемственности дошкольного и начального образования на базе нашего детского сада состоялась встреча педагогов ДОУ с учителями начального звена школ № 68 и 28. Учителям были представлены нормативные документы и локальные акты, по которым работает наш детский сад, методы и приемы организации работы с детьми, просмотр открытых мероприятий.(,.Лобода, С. Ю.,)

Региональный уровень:

1. 1.11.10.2016г. Мастер-класс «Развитие музыкальных и творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности» в рамках реализации программы повышения квалификации «ФГОС ДО организация музыкального развития детей в дошкольной образовательной организации.

2. Презентационная площадка "Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды ДОУ"(Сертификат. ,)

3. Научно-практическая конференция «Логопедическая помощь в условиях модернизации образования» ЯРГУ «Использование образовательных технологий в логопедической работе»

4. Всероссийская научно - практическая конференция «Международная программа Эко-школы/Зеленый флаг»: итоги работы и перспективы развития» представлен опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках экологического образования »

5. Научно-практическая конференция «Новые технологии в логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»