Экологическая викторина "Знатоки природы" с родителями по экологической безопасности.

Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ «Детский сад Улыбка», Пермский край, п.г.т. Суксун.

Описание: Данный конспект представляет собой игру-викторину с родителями по экологической безопасности. Материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий о природе

Цель:
повысить интерес родителей в области экологической безопасности и экологии в целом.

Задачи:
Образовательная область «Здоровье»
Помочь родителям вспомнить лекарственные растения, через интеллектуальную экологическую викторину.

Образовательная область «Безопасность»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы.

Образовательная область «Социализация»
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности

Образовательная область «Познание»
Привлечь родителей к интеллектуальной викторине по экологической безопасности.

Образовательная область «Коммуникация»
Показывать родителям ценность общения, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.

Образовательная область «Музыка»
Привлечь родителей вспомнить песни на тему «Поющая природа»

Для проведения викторины формируются 2 команды

Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего
поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.
Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


А чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня объявляем викторину "Знатоки природы".
А участвовать в ней будут 2 команды, за каждый правильный ответ команда
получает одну еловую шишку

1 конкурс. Представление.
Каждая команда должна придумать себя название команды на экологическую тему и нарисовать эмблему своей команде (время 3 минуты)



2 конкурс. Экологические загадки
1. Голубой шатер, всю землю покрыл (небо)


2. Много рук, а нога одна (дерево)


3. Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)


4. Кто в лесу без топора строит избу, без угла (муравьи)


5. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)


6. Похож я с виду на горах, где пройду - переполох (град)


7. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел (одуванчик)


8. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)


9. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)


10. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)


11. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)



12. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)



13. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)


14. Кого называют листопадничками? (зайчат родившихся осенью)


15. Наука о животных? (Зоология)


16. Кто такой Ихтиолог? (Ученый изучающих рыб)


17. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
18. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)


19. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)


20. Самая высокая трава? (Бамбук)


21. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)


22. Как называется самая большая птица? (Страус)


23. Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро» (П.И. Чайковский)


24. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)


3-й конкурс. "Лесные Айболиты".
1. Какой цветок лечит сердце? (ландыш)


2. Какое растение богато витамином «С»? (шиповник)


3. Какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)


4. Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)


5. Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля)


6. Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют? (Валерьяна. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах).


7. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания . (Чистотел)


8. Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива)



9. Какое растение помогает от кашля? (Ромашка)

Цель:

— формирование экологической культуры у всех участников;

— способствовать улучшению семейных отношений детей и родителей посредством совместного положительного эмоционального переживания.

Материалы и оборудование: эмблемы для всех членов команд; морковки, груши, 2 корзины для подсчёта баллов; 2 ватмана, фломастеры, краски, цветные мелки; мяч, гимнастические палки, кегли.

Действующие лица: Дедушка Ау, ведущий, 2 команды - дети и воспитатель и команда родителей.

Ход мероприятия

Ведущая (В.). Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас в нашем зале, где сегодня состоится игра-викторина «Мы - друзья природы».

Ребята и их родители продемонстрируют свои знания о природе и покажут, что они являются настоящими друзьями природы.

Итак, приветствуем команду «Зайчата» (под фонограмму входят дети и воспитатель, садятся за свой столик), и команду «Медвежата» (входят под музыку их родители, садятся на места).

Оцениваются выступления команд баллами, которые будут выглядеть так: морковки для зайчат, груши для медвежат (показывает). Чем лучше выступление команд, тем больше они получают баллов, а в конце нашей встречи подведём итоги и подсчитаем баллы.

КОНКУРС «ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ»

Блиц-турнир, нужно быстро и правильно ответить на вопросы.

Для команды «Медвежата»

  • Большая сова. (Филин)
  • Птица, у которой клюв на перекос. (Клёст)
  • Какое млекопитающее достигает длины 33 метра и весит до 150 т (Кит)
  • Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге (Нет)

Для команды «Зайчата»

  • Какая птица не вьёт гнёзда и не выводит птенцов (Кукушка)
  • Жалящие насекомые (Оса, пчела)
  • Крупная, дикая, полосатая кошка (Тигр)
  • Дикая свинья (Кабан)

Итог, баллы.

Музыкальная пауза - танец «Коломийка»

В. Перед следующим конкурсом у нас небольшая разминка. Сейчас я хочу проверить всех - и участников, и болельщиков - хорошо ли они знают правила поведения в природе.

Я читаю высказывание - утверждение. Если вы со мной согласны, то громко хлопаете, нет - топаете.

  • В лесу можно ломать ветки, рвать цветы. Подумаешь, ещё много вырастет.
  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни листочка зря не рвите.
  • Неповоротливую жабу, ползающего жука, толстых гусениц можно прогнать. А лучше, чтобы их вообще не было.
  • Животные нужны разные, каждый из них делает своё полезное дело.
  • Забавно принести из леса маленького ёжика или птенца, пусть поживут дома.
  • Животных и птиц нельзя уносить из природной среды.
  • Здорово словить бабочку и посадить её в спичечный коробок.
  • Ловить бабочек, значит уничтожать их.

В. Молодцы! Вы знаете, как нужно вести себя в природе. Командам предлагается следующее задание: нарисовать плакат, напоминающий правила поведения в природе или предупреждающий знак.

КОНКУРС «ПЛАКАТ»

Пока «Зайчата» и «Медвежата» работают над своим заданием, мы с вами немного поиграем.

Игра «Здравствуйте, я - ромашка!»

Присутствующие по цепочке здороваются друг с другом, называя себя каким-либо цветком.

ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стучу - голова болит, не стучу - голодный. (Дятел)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

В реке живёт, хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Под водою быстро мчится, над водой парит, как птица,

Житель тёплых он морей, верный спутник кораблей. (Дельфин)

По волнам гуляет зонтик, если встретите, не троньте.

Вот так чудо, вот так диво, зонтик жжётся как крапива. (Медуза)

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

  • Что есть у слонов и больше ни у каких других животных? (Слонёнок)
  • Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)
  • Какой город может парить в воздухе? (Орёл)
  • Когда лошадь превращается в хищника? (Когда идёт рысью)
  • Какой город мы носим на голове? (Панама)
  • Кто говорит на всех языках? (Эхо)

«Танец сидя»

(Рассматривание плакатов, итог, баллы)

В. Часто в поведении и во внешнем облике животных люди замечают какие-либо особенности, свойственные человеку: его речи, манере двигаться, говорить. Небольшая разминка перед следующим конкурсным заданием. Закончите пожалуйста предложение.

Трудолюбивы как… (пчела)

Упрямый как… (осёл)

Хитрая как… (лиса)

Трещать как… (сорока)

Ворковать как… (голубь)

Стройная как… (газель)

Трусливый как… (заяц)

Гримасничает как… (обезьяна)

Взгляд острый как у… (орла)

Тащится как… (черепаха)

КОНКУРС «НАЗОВИ СКАЗКУ О ЖИВОТНЫХ»

Стоят в кругу, ведущий с мячом в центре, бросает мяч, игрок ловит его и называет сказку, возвращает мяч ведущему. Если сказка повторилась, игрок выбывает из игры, если затрудняется, счёт до трёх и тоже выходит. Побеждает команда, чей игрок остался последним.

Итог, баллы.

Песня «Медведь и лиса» сл. и муз. Соколовой

В. Ребята, я же совсем забыла, что пригласила к нам на праздник дедушку Ау, лесного гостя. Но он что-то задерживается, давайте позовём его:

Дедушка-лесовик, поскорее покажись

Перед нами появись!

(Дети зовут. Под музыку входит дедушка Ау.)

Дедушка Ау. Я в городе большом сегодня заблудился,

Поэтому с визитом немного припозднился.

Здравствуйте, дети, лесной вам привет.

Узнали меня или может быть нет.

В. Ты - старичок, старичок-лесовичок,

Лес от лиха охраняешь, зла в лесу не допускаешь.

Дедушка Ау. Да, это так. Я хозяин всех лесов, я охраняю и берегу природу и никому не позволяю её уничтожать.

В. А наши ребята и взрослые тоже очень бережно относятся к природе. Много знают и умеют. Наш праздник так и называется - «Друзья природы».

Дедушка Ау. Очень хорошо! Чем больше у меня будет помощников, тем лучше.

В. Дедушка Ау, а может ты поможешь нам провести следующий конкурс?

Дедушка Ау. Конечно! Вот у меня есть карточки с изображением животных.

КОНКУРС «ПОКАЖИ ЖИВОТНОЕ»

Одной команде показывают карточку. Кто-то из участников пантомимой изображает животное. Команда соперников угадывает.

Итог, баллы.

В. Наши ребята хорошо знают повадки зверей и покажут это в следующем номере.

Песня-танец «Зверобика» сл. Пляцковского, муз. Савельева

Дедушка Ау. А теперь послушайте мою загадку:

Кто, лесные жители, мудрые строители,

Из иголок всей артелью строят дом себе под елью? (Муравьи.)

В. Приглашаем команды принять участие в следующем конкурсе

КОНКУРС «ПОСТРОЙ МУРАВЕЙНИК»

Эстафета.

Стоят в двух колоннах, у каждого в руке гимнастическая палка. С началом музыки по очереди бегут и складывают палки в обруч, взрослые бегут между кеглями.

Итог, баллы.

КОНКУРС «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Дедушка Ау. Я читаю подсказки, а команда угадывает песню, слушает мелодию и активно подпевает.

Для «Медвежат»:

Песня, рассказывающая о старинном обычае, который совершенно не стоит повторять в наше время, так как это приносит вред природе. («Во поле берёза стояла»).

Для «Зайчат»:

  • Очень грустная песня об одном очень безобидном существе, которое стало жертвой прожорливого животного. («В траве сидел кузнечик»).

Для «Медвежат»:

  • Лирическая песня об осенней поре. Они летают над городом, и им что-то снится. Но что? Никто не знает. («Листья жёлтые»).

Для «Зайчат»:

  • Две весёлые домашние птицы, которые очень безответственно вели себя по отношению к своей хозяйке. («Два весёлых гуся»).

Для «Медвежат:

  • Песня об одном старом дереве, которое стало символом счастья всех влюбленных. («Старый клён»).

Для «Зайчат»:

  • На них очень хочется прокатиться, они как лошадки, но к сожалению, это сделать невозможно. («Облака»)

Итог, баллы.

В. Все участники нашей встречи постарались и прекрасно справились со всеми заданиями. Можно с уверенностью сказать, что вы настоящие друзья природы. Каждый человек, и ребёнок, и взрослый несёт ответственность за состояние природы на всей Земле. Ведь любой самый невзрачный цветок, любое животное единственны и неповторимы.

Природа - наш друг и мудрый учитель. От её состояния зависит здоровье человека. Каждый умный и порядочный человек оберегает и охраняет природу, тем самым охраняя и оберегая себя.

Если вам по душе красота земная,

Берегите её, устали не зная.

Непременно тогда станем мы друзьями,

А про кошек и собак пойте вместе с нами.

Песня «Не дразните собак» сл. Пляцковского, муз. Чичкова

(Итоги конкурса, баллы, награждение призами. Дедушка Ау угощает всех детей сладкими призами. Прощается, приглашает к себе в гости.)

В. Мы отвечаем дружно, и здесь сомненья нет,

Сегодня стала дружба владычицей побед.

Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь.

Говорим мы: До свиданья, до счастливых новых встреч!

(Круг почёта, аплодисменты.)

Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель : Систематизировать знания детей о природе .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о животных , птицах, растениях.

2.Развивать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе .

Предварительная работа:
- подготовить вопросы для викторины;
- приготовить эмблемы для каждой команды;
- благодарности для награждения;
- подготовить подходящую музыку.

Оборудование:
- музыкальный центр;

Ход викторины

Организационный момент (Дети стоят в кругу)

Воспитатель :

Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки . Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Готовы мы сегодня поиграть?

Готовы вместе о природе рассуждать ?

Ответы детей .

Воспитатель : Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)

5. Самое упрямое животное. (осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Для проведения игры-викторины формируются 2 команды из 6 человек. Дети выбирают название своей команды. Командам выдаются эмблемы с названием команды.

Воспитатель : Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

1. Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц - это …звери.

Берёза, сосна, дуб, липа - это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона - это …птицы.

Щука, карась, сом, налим - это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник - это ….ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди - это …грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха - это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак - это …цветы.

2. Конкурс «Найди дом для каждого животного» . (Звучит музыка)

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом» .

3. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек?» (звучит музыка)

Листья разложены на столе, дети собирают их, определяют с какого дерева листочек и относят к тому дереву, к которому он относится.

Воспитатель : Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев?

Ответы детей .

Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы?

Что значит - перелетные?

Что значит - зимующие?

Как мы можем помочь птицам зимой?

4. Конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц» .

На столе расположены картинки зимующие и перелетные птицы (картинки птиц надо разделить на 2 группы) .

5. Конкурс «Загадаю-отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком» ? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни» ? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

9. Какое растение богато витамином С? (шиповник)

10.Какое растение лечит" ссадины и раны? (подорожник)

11. Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в подвижную игру «Совушка» .

6. Конкурс «Отгадай загадки» .

а) Зимой спит - летом ульи ворошит.

б) Кто на себе свой дом носит?

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе , орешки я грызу.

д) Маленький, беленький по лесочку прыг - прыг! По снежочку тык - тык!

е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?

7. Конкурс «Угадайте по описанию» .

У этого зверя два основных способа защиты от врагов : маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка : Его считают большим трусишкой. Ответ : заяц.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».

Подсказка : Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ : медведь.

Игра «Летает, не летает» Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки) . Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.

8. Узнай время года по стихотворению.

а) Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)

б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)

в) И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)

г) Возвращаются скворцы - наши старые жильцы .

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)

Воспитатель : А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».

Воспитатель : Молодцы ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали « Знатоки природы » .

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье :

Любите родную природу - озёра , леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Ц ель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать знания по экологии

2. Формирование целостного представления о живой и неживой природе.

3. Обучение дошкольников способам познания окружающего мира.

4. Развивать связную речь и активный словарь.

5. Закрепить умение работать в команде.

6. Становление начального опыта защиты природной среды.

Предварительная работа: разучивание стихов о природе и песни «Край родной», знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Материал: эмблемы команд, карточки с загадками, разрезные картинки, листья разных деревьев для подвижной игры, сосновые шишки, лукошки, повязки на глаза, для опыта: фильтры, закрашенная вода, колбы, баллы — листочки, награды.

Ход занятия

Ведущий представляет две команды «Огоньки» и «Капельки».

Ведущий: Есть мир чудесный — он вокруг

И стоит только захотеть

Как оживет природа вдруг

И всем захочется лететь, как птица

Шуметь березкою кудрявою в лесу

И я вас приглашаю окунуться

В природу, в дикий мир и красоту.

Первый конкурс «Разминка»

Ведущий объявляет первый конкурс «Разминка». Дети отрывают по лепестку у ромашки и отгадывают загадки, написанные на обратной стороне лепестка (Приложение №1) , за каждый правильный ответ команде присуждается один листочек (балл).

Второй конкурс «Угадай — кто?»

Используя мимику и пластику, ребята показывают друг другу обитателей животного мира, участники команд должны угадать — кто это.

Третий конкурс «Сказочники»

Детям предлагается разрезные картинки по произведениям М.М. Пришвина (Приложение №2) , которую они должны собрать и по ее сюжету придумать экологическую сказку, этот конкурс оценивается зрителями, по их реакции присуждается балл лучшей команде.

Динамическая пауза: подвижная игра «Такой листок лети ко мне».

Четвертый конкурс «Чистая вода»

Ребятам предлагается набор разных предметов, из которых они должны выбрать все необходимое для очистки воды, кто первый справится с этой задачей и очистит воду — получает листочек (балл).

Пятый конкурс «Что не так»

Ведущий читает сказку «Как Петя отдыхал в лесу» (Приложение №3) . Конкурсанты должны найти ошибки в поведении героя сказки, за каждый правильный ответ присуждается балл.

Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 4).

Шестой конкурс «Лесные запасы»

По полу раскидываются сосновые шишки, конкурсантам завязываются глаза и раздаются лукошки, чья команда больше соберет шишек — выиграла.

Заключение. Жюри подсчитывает баллы и награждает победителей. Дети исполняют песню «Край родной» Слова Д. Пришелец, музыка Д. Кобалевского.

Приложения.

Приложение № 1. Загадки.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответ: Вода

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Ответ: Ветер

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Ответ: Болото

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

Ответ: Берега

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Ответ: Воздух

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

Ответ: Снег

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

Ответ: Сосулька

Зимой — звезда,

Весной — вода.

Ответ: Снежинка

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

Ответ: Лед

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Ответ: Облака

Приложение № 2. Разрезные картинки. (по М.Пришвину)

Приложение № 3. Сказка «Как Петя в лесу гулял»

Было это поздней ночью зимой, когда солнце уже встало. Пели птицы и распускались цветы. Петя пошел гулять в лес. Чтобы не проголодаться на прогулке, он взял с собой корзинку с едой. Шагая по лесной тропинке он съел шоколадку, конфету, а фантики бросил под ноги. Потом подумал, что надо бы развести костер. Наломал веток и понес с собой. Когда он пришел на берег реки, искупался и стал готовить обед на костре. В котелок налил воду и туда побросал все, что было у него в рюкзаке: орехи, картошку, леденцы и фрукты. «Да» — подумал Петя — «Эта еда не для людей, пусть рыбы едят.» и вылил все в речку, туда же полетела и бутылка из под воды. Побродив по лесу, Петя засобирался домой, посмотрел на костер, в котором еще горели дрова и решил, что он потухнет сам. По дороге домой Петя нарвал много разных цветов не зная, что некоторые из них редкие и занесены в Красную книгу. вечером он подумал «Как хорошо отдыхать в лесу!». А вы, ребята, с ним согласны?

Приложение № 4. Стихи.

Что такое лес?

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Что такое луг?

Что такое луг?

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух.

Что такое поле?

Что такое поле?

Для коней раздолье,

Пашни полоса,

Метёлочки овса.

В поле колосится

Спелая пшеница

И шумит там рожь,

Колючая, как ёж.

В поле ветер свищет,

Мышка зёрна ищет,

Ящерка снуёт,

Солнышко встаёт.

Знает только птица,

Где его граница,

Ну а ты пойдёшь —

Края не найдёшь.

Что такое река?

Что такое река?

На воде облака.

Над водою — ивы.

Весенние разливы.

Окуни, ерши.

Кувшинки, камыши.

Пена на песке,

Лодка вдалеке.

В гнёздышке утёнок,

В домике бобрёнок.

Под корягой рак,

На берегу рыбак.

Что такое сад?

Что такое сад?

Розовый наряд.

Яблони цветущие,

Скворечники поющие.

Синие капели,

Мячики-качели.

Заросли шиповника,

Ягоды крыжовника.

Груши золотистые,

Персики пушистые.

Шорох листопада,

Осенняя прохлада.

Снегирей семейка,

Любимая скамейка.

Что такое огород?

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Дыни сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Лейка с дождём.

Улитка под листом.

А под землёй крот

Устроил ход.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка —

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Что такое море!

Что такое море?

Чайки на просторе.

Скалы-великаны,

Холодные туманы.

Волны трёхэтажные,

Моряки отважные.

Акулы зубастые,

Киты головастые.

Камней подводных глыбы,

Диковинные рыбы.

Кораллы, осьминоги,

Медузы и миноги,

А на дне темно,

Как в кино…

Что такое горы?

Что такое горы?

С ветром разговоры.

Снежные вершины,

Грозные лавины.

Тропы каменистые,

Антилопы быстрые,

Пропасти бездонные

И пещеры тёмные.

Колючие кустарники,

Змеи и лишайники,

Козы-скалолазы,

А под землёй алмазы.

Реки, как хрусталь,

В синей дымке даль,

Где парит орёл —

Страж высоких гор.

Еремина Ирина Васильевна,

воспитатели

МБ ДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида

город Новокузнецк, Кемеровская область, Россия

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут викторины. Так, экологическая викторина для старших дошкольников дает возможность в более доступной форме получить новые знания об окружающей обстановке. Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Цель: способствовать формированию знаний о природе (животных, птицах, растениях, правилах поведения в природе), развитию, экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности и на совместный опыт детей и взрослых.

Задачи:
Уточнять, расширять и закреплять знания детей о животных и растениях;
Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать
Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Ход викторины

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Мы начинаем викторину «Знатоки природы». Каждый должен знать правила нашей игры:

1.В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.

2.Если кто-то не ответил на вопрос,ход переходит к следующему участнику.

3.За правильный ответ дается жетон (кружок)

4.Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.

Игра проходит в три тура. Начнем отборочный тур.

Представляем членов жюри

Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед .

Отборочный тур.

Нам необходимо выбрать 9 участников, по 3 человека на каждый тур. Я буду задавать вопросы и загадки, а вы должны их отгадать. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Не забывайте правила игры.

Загадки для отборочного тура .

1.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Еж)

2.По горам, по долам ходит, шуба да кафтан. (Овца)

3.Кто в лесу зимой холодной, ходит очень злой, голодный?(Волк)

4.Маленькие ножки,

Боится кошки.

Живет в норке,

Любит корки. (Мышь)

5.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лиса)

6.Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?(Зимой)

7. В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.(Крот)

8. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!(Хомяк)

9. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.(Гриб)

Дополнительные загадки.

1.) Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.(Аквариум)

2. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.(Арбуз)

Правильно ответившие на загадки 9 детей садятся отдельно на стулья. Первый тур.

Ко мне подходят 3 человека, выигравшие отборочный тур.

Я прошу вас быть внимательными и находчивыми. За каждый правильный ответ я даю вам жетон. Не забывайте о правилах игры. Внимание, первый вопрос.

1.У какого животного есть иголки?(Еж, ехидна)

2.Кто в лесу спит зимой? (Еж, медведь, барсук)

3.В какое время года на деревьях распускаются листочки?(Весной)

4.Лев- дикое или домашнее животное? (Дикое)

5.Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)

6.У какого животного есть рога и копыта? (У быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)

7.Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца, осла)

8.Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного)

9.Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)

Дополнительные вопросы.

1.Что случится с пчелкой, после того как она ужалит?(Умирает)

2.Зачем белке длинный пушистый хвост?(Помогает прыгать с ветки на ветку)

3.От чего зимой гибнет много лесных животных? (От голода)

Психологический этюд с психологом

Второй тур

К столам приглашаю трех участников нашей викторины.

Игра «Четвертый Лишний»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать; развивать связную речь, внимание, самоконтроль;

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
Наборы карточек

Заяц, ёж, лиса, шмель;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей,

Пчела, стрекоза, енот,

Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

Лягушка, комар, жук, бабочка;

Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Пока ребята выполняют задание около столов педагог –психолог Елена Анатольевна проведет психологический этюд со зрителями .

Дополнительные вопросы для знатоков.

1.Кого называют санитарами леса? (Муравьев, птиц)

2. Ласточка остаётся зимовать или нет?(нет)

3. Какие животные спят зимой?((Медведь, барсук, еж.)

Вопрос зрителям

Кто скажет мне, под каким кустом во время дождя сидит заяц?(Под мокрым)

Ко мне подходят оставшиеся три человека, выигравшие отборочный тур. Будьте внимательными, вспомните правило- кто первый поднимет руку, тот и отвечает на мой вопрос. За правильный ответ я даю вам жетон.

1.Каких зимующих птиц у нас вы знаете? (Воробьи, вороны, галки, сороки, голуби, дятлы, синицы)

2.У какого дерева иголки, как у ежа? (У сосны)

3.Как заяц готовится к зиме? (Меняет цвет шубки)

4.У кого это бывает?

Дел у меня не мало,

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

Белю поля, дома,

Зовут меня…(Зима)

5.Где живет белка? (На дереве в дупле)

6.Назови овощи, которые живут в огороде?

7.Какое дерево зимой и летом остается зеленым?(Ель, сосна)

8.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

Дополнительные вопросы.

1.Названия каких животных состоит из двух букв?(Як, еж, уж)

2.Когда это бывает?

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю

«Купайтесь»-приглашаю

И любите за это

Вы все меня, я …..(Лето)

Ребята, в финал нашей игры вышли три знатока .

Подвижная игра «Караси и щука»

Половина играющих становятся в круг. Это пруд, а дети – камешки в нем. Один человек вне круга-щука. Остальные-караси. Они плавают,бегают внутри круга. В пруду. По сигналу «Щука»- щука быстро выплывает, в пруд, поймать карасей. Караси прячутся за камешки (За детьми).Щука ловит тех карасей, кто не успел спрятаться за камешек и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных карасей. Затем назначается новая щука.

Финальная игра

Приглашаются участники, выигравшие в предыдущих турах. На столе лежат картинки. С помощью их дети должны отгадать загадку: показать картинку.

1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной:

Иголок очень много,а нитки-ни одной.(Еж)

2.Хожу в пушистой шубе, живу в глухом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу.(Белка)

3.Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей

И питается листьями с деревьев.(Жираф)

4.Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.(Кошка)

5.Посмотри-ка,какая вся горит как золотая,

Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый, дорогой.(Лиса)

6.заплелись густые травы, закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога.(Баран)

7.Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь)