У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени.

Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями.

Субличности – это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока, Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием) .

Грани личности – это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени. Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач. У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.

При активизации различных субличностей, человек может очень сильно меняться – меняется его поведение, мысли и желания, ценности, взгляд на мир и других людей. Его проявления в разных сферах жизни могут быть совершенно разными, человек, порой, преображается до неузнаваемости. Один и тот же человек, может быть молчаливым при общении с глазу на глаз и говоруном-заводилой в большой компании, где-то он – чистюля и педант, а где-то – безалаберный неряха.

Пример «Школьник»

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня – редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается – он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение).

Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни – «буйный директор» на работе, а дома – «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться.

Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Пример «Работа и дом»

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

Пример «Пробежка»

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Если человек привык много врать себе, то он практически не замечает за собой лжи, не ощущает противного давящего чувства, его взор очень ограничен, много «белых» пятен, а попытки «раскрыть ему глаза» могут натолкнуться на очень большое сопротивление со стороны подсознания, агрессию. Ложь – это защита, которая сковывает проявления человека, сужает поле зрения и расходует его энергию, поэтому, желательно стараться защиты постепенно убирать, работать над собой. Работа над собой – это достаточно болезненный процесс, но он вознаграждается тем, что человек развивается, сбрасывает часть оков, становится свободнее, сильнее и энергичнее.

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей. И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил. В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности – человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно – если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди») разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой . Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили. Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного – агрессирует, сменили на нежного – он нежный, активизировали лидера – он самозабвенно играет лидера, командует.

Пример «Мудрая женщина»

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает.

Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).

Пример «Преображение мира»

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку . Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую. Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Для более глубокого изучения темы рекомендую книги Петра Успенского «В поисках чудесного» и Авессалома Подводного «Человек многоликий» (очень детально разработано). опубликовано

Субличность – это термин в психологии, который обозначает внутренние образы элементов поведения, которые воспринимаются сознанием каждой личности, как части отдельные от самой личности. Понятие субличности в мир науки ввел итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли в рамках нового психотерапевтического метода — психосинтеза. Субличности индивида привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям. Например, роли родителей, дочки, сына, начальника, неприятной коллеги, школьной учительницы, лечащего доктора и др. Как говорил Ошо, великий философ: внутри нас проживает целая толпа. И все эти люди внутри временами прикидываются нами.

Проявление субличностей человека существует опосредованно, когда он ведет свой внутренний диалог. Личные качества человека, его способности, привычки, навыки, которые он показывает, проживая свою жизнь, есть также проявлением частей его целого «Я».

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике , ведет существование со своими ценностями, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и . Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики — это , и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

— распознавание частей личности, осознание их;

— принятие;

— координация, трансформация субличности;

— интеграция;

— синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога — это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Терапия субличностей Шварца

Идея множественности и частей личности не свежа и не нова: ид, эго, суперэго Фрейда, Анимус, Аниме, Тень, Персона Юнга, взрослый, родитель, ребенок Е.Берна, — все эти части проживают в человеке.

Терапия субличностей Р. Шварца – это одно из направлений в нынешней психотерапии, главная концепция, которой состоит в принятии того, что в человеческом внутреннем мире проживает много личностей, и что данное явление есть нормой.

Ричард Шварц создал систему иерархии субличности человека, их терапию. Ученый говорил, что все внутренние жители нашей психики имеют чувства, желания, мысли, потребности, личные характеристики. Также эти субличности бывают разного возраста, мужского или женского пола. Они появляются внутри каждого при необходимых для них условиях, когда приходит их время.

Р. Шварц заявляет, что человек, пребывает в разных субличностях в различные, непохожие моменты и ситуации. Это проявляется в поведении, действии, переживании чувств, мыслей, что значительно отличается, когда он пребывает в разных субличностях. Основная мысль психотерапевта Р.Шварца – внутренне главное «Я» личности не расщепляется, а остается целостным, но в сложные моменты, под действием травмирующего опыта оно уступает место другим субличностям. Тогда это становится похоже на болезнь, хотя, в реальности, разделение внутреннего мира индивида и психотерапевтическая работа с его субличностями крайне важна и необходима для его выживания и выздоровления.

Как же возникают субличности человека?

Шварц утверждает, что в ситуации, что есть травмирующая для человека, его психика пытается уберечь его от переживания таких чувств, как , боль, вина. Данные чувства, не имея возможности проявить себя, оказываются, образно выражаясь, «взаперти». Это «изгнанники» – угнетенные, вытесненные, с чувством вины, пониманием своей недостойности и неполноценности, они будут пребывать в поиске того, как вырваться, кто бы их спас, дал им волю. Они выявляют себя в человеке через боль, страх, кошмары, флешбеки, неконтролированные травматические воспоминания, контролирующее поведение, . В поиске хоть малейшей любви и защиты они создают такие обстоятельства, в которых их действия будут направлены на то, чтобы притянуть к себе того, кто схож на первого обидчика, будут терпеть насилие и унижения в надежде получить иллюзию защиты. Тем самым создают человеку повторяющиеся ситуации, в каких он оказывается жертвой.

Другая группа части личности за Шварцом – «менеджеры». Это такие субличности, которые призваны защищать «изгнанников», чтобы тех больше никто не обидел. Одни «менеджеры», контролирующие, ищут помощи у людей, но одновременно знают, что «изгнанники» не получат ее, будут отвергнуты; одновременно наблюдают, чтобы они не вырвались из-под стражи; другие не доверяют окружающим, пытаются ограничить контакты, не допустить эмоциональной близости, это как способ защититься от повторения боли; оценивающие следят за тем, чтобы нравиться другим, за своим внешним видом; зависимые делают человека беспомощным, обиженным, в роли жертвы, чтобы другие пожалели; пессимист подрывает уверенность, чтобы человек не действовал, был пассивным; отрицающий искажает понимание человека ситуации, восприятие небезопасности; беспокоящийся твердит о тревоге, наихудшем разрешении ситуации и т.д. «Менеджеры» консервативны и жестки, несут много ответственности за безопасность человека. Они, как «изгнанники», ищут признание и любовь, но считают, что должны прятать свои потребности, потому что это требует система.

Третий тип – это «пожарные». Они служат для гашения тех эмоций и чувств, что выражают изгнанники, когда «менеджеры» не справляются с контролем. «Пожарные» призваны в срочном порядке притупить боль, отделиться от реальности. Методы «пожарных» – это все виды зависимостей, самоповреждающее и суицидальное поведение, половая неразборчивость, ярость, нездоровая тяга к материальным благам, .

Таким способом «менеджеры» пытаются спрятать, защитить «изгнанников», а «пожарные» ищут возможности успокоить и насытить их. Поэтому, согласно идее Шварца, у всех нас есть все три типа субличностей. И, исходя из симптома, проявляемого человеком, можно обозначить, какая группа частей преобладает. Например, когда человек страдает какими-либо зависимостями, то он находится у власти «пожарных»; если у него депрессия, фобии, соматика – находится у власти «менеджеров»; мучается от грусти, вины, страха – во власти «изгнанников». И эти части личности исполняют положительную роль во внутреннем мире человека.

Полезность и положительный результат такого метода работы с субличностями еще в том, что человека нужно воспринимать как такого, который обладает ресурсами, но в некоторых обстоятельствах ограничен в их применении через состояние напряжения внутри себя и во вне. Суть работы терапевта лежит в том, чтобы выделить эти части человека, познакомиться с ними, ослабить ограничения, найти возможности, а основное – вернуть власть над всеми частями целостному «Я».

Как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue ) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями.

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли . В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека - те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели «Диалога с голосами» выделяют три уровня:

  • уровень наблюдения, или осознания;
  • уровень субличностей;
  • уровень Эго , - золотая середина, которая лежит между «первичными Я» и «отстранёнными Я» человека.

Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не дает никаких оценок, не делает никаких выводов.

По теории Сидры и Хэла Стоун , «первичные Я», возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты «внутреннего ребёнка» от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей.

Напишите отзыв о статье "Субличность"

Литература

  • Стоун Х., Уинкельман С. Принимая собственные «Я»: Руководство по Диалогу голосов / Хэл Стоун, Сидра Уинкельман. - М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2003. - 304 с. - ISBN 5-699-04499-X (Эксмо). - ISBN 5-8142-0113-4 (Домино).
  • Руффлер М. Игры внутри нас. Психодинамические структуры личности / Маргарет Руффлер; пер. с англ. Т. Чхеидзе. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 1998. - 208 с. - ISBN 5-89939-001-8 .

Отрывок, характеризующий Субличность

– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Кто там? - спросил Кролик.

Это я, - ответил Пух.

- "Я" бывают разные, - заметил Кролик.

А. Милн

Такое понятное "я". Употребляя в своей речи местоимение "я", человек обычно не задумывается о том, в каком именно значении он его использует - вроде бы это должно быть очевидным. "Ну я - вот он, прямо перед вами и стою - чего же тут непонятного?" А непонятного немало, и не только профессиональные психотерапевты, но и обычные люди часто с этим сталкиваются. Вот несколько распространенных реплик, показывающих, что с понятием "я" дело обстоит не так просто, как это кажется на поверхностный взгляд.

Я не знаю, почему я так поступил - наверное, это был не я.

Я не нахожу себе оправданий.

Я себе это строго-настрого запрещу.

Я поймал себя с поличным.

Я еще должен на эту тему сам с собой договориться.

Я за собой, увы, не уследил.

Я плохо себя понимаю.

И тогда я сказал себе: больше мы так поступать не будем!

Я вчера взглянул на себя со стороны и многое понял.

Последняя реплика, глазами "простого" человека, вообще довольно странно звучит: для него совершенно непонятно, чего там можно не понимать. При этом внутренние драмы, осознанные или нет - основное содержание (а не чисто внешняя канва) не только внутренней, но и внешней жизни человека. Сложность состоит по сути в том, что субъекты этой драмы часто не чересчур определœены, и прячутся в подсознание, причем иногда довольно глубоко, и настоящее исследование ставит целью помочь читателю вывести их на свет его сознания - хотя бы частично.

Субличность . Герой нашего повествования - это устойчиво существующая в психике человека ипостась (аспект) его личности, которая во многих случаях ассоциируется с какой-либо ролью, программой действий или существенным качеством человека; для обозначения такой ипостаси мы используем термин субличность ; его значение будет постепенно уточняться и раскрываться далее.

Субличности соответствует определœенное состояние сознания человека, или четко очерченная область таких состояний; у развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Субличности свойствен определœенный способ видения мира и воздействия на него, а также рамки этого видения и инструменты воздействия на мир.

Осознание субличности . Субличности могут осознаваться человеком в разной степени. Учитывая зависимость отуровня их осознавания мы рассматриваем два вида субличностей: явные (осознанные) и теневые (неосознанные).

Явная (осознанная) субличность - это роль, программа или качество, с которым человек регулярно сознательно идентифицируется (отождествляется), что находит выражение в таких, к примеру заявлениях:

Я теперь - отец!

Я в принципе эгоист.

Ну, я как человек терпимый и это от тебя снесу.

Ну что вы от меня хотите: я - человек маленький!

Я большая фантазерка, я это знаю.

Явная субличность отличается тем, что у нее есть имя, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек использует при ее предъявлении, и это имя в дальнейшем мы будем писать с большой буквы, к примеру (см. самопредъявления выше): Отец, Эгоист, Терпимый Человек, Маленький Человек, Специалист-Медик, Фантазерка.

При этом прямое обозначение имени явной субличности необязательно: во многих случаях она включается ситуативно и обозначается интонацией или иными стилистическими средствами, которые показывают, что человек проявляется в рамках данной роли или проявляет соответствующее качество:

- (жалобно) Мама можно мне съесть еще один мандаринчик? (Ребенок)

Хорошо, разрешаю, ты же знаешь, как мне трудно отказать. (Добрая Женщина)

В таком случае мне придется проявить принципиальность и уволить вас - возможно, с месячным выходным пособием. (Справедливый Начальник)

Теневая субличность - это роль, программа или качество, которые существуют лишь в подсознании человека и регулярно ведут (незаметно для него самого) его по жизни, внешней и внутренней, но он пока об этом не подозревает, или догадывается о существовании данной теневой субличности лишь по сугубо косвенным признакам. При этом когда теневая субличность им осознается, он ретроспективно может довольно точно указать спектр ситуаций, когда она им управляла. Активность теневой субличности нередко описывается в таких высказываниях человека:

Ну не знаю я, почему так поступил - что-то на меня нашло.

Чувствую, поднимается во мне что-то, и как будто злюсь, а на что и почему - непонятно.

К числу теневых субличностей (у многих людей) можно отнести такие субличности, как Антиэтик, Возмутитель внутреннего спокойствия, Левая Нога, Розовые очки, Неудачник, Тупица и другие.

Теневая субличность гораздо хуже контролируется человеком, чем явная, хотя порой имеет над ним большую власть - и над его жизненными выборами, и над настроениями, и даже над его самочувствием. При этом ее осознание должна быть затруднено, в случае если этическое "я" человека эту субличность не одобряет или в принципе отрицает возможность ее существования. Тем не менее, регулярное повторение однотипных состояний сознания заставляет предположить наличие в психике субличности, их вызывающей и поддерживающей. Явные субличности обычно имеют у человека свое имя (к примеру, связанное с ролью или качеством характера), теневые же имеют лишь набор проявлений в сходных состояниях сознания человека. Иногда, собрав мысленно вместе проявления своей теневой субличности, человек осознаёт ее, и тогда может дать ей имя и качественное описание как отдельно существующей программы подсознания, с ее специфическими установками, ценностями, предпочтениями и т. д. При этом этого может и не произойти, или соответствующее осознание может прийти к человеку много позже, когда данная субличность давно уже умерла.

Соборная личность человека, или его соборное "я" , представляет собой (довольно пестрое и эклектичное у среднего человека) собрание всœех его субличностей: явных и теневых. Соборная личность обычно ассоциируется у человека с его именем (иногда в сочетании с местом рождения или проживания, в случае если они как бы "приклеены" ко всœем субличностям человека без исключения):

Здравствуйте, я - Варсонофий.

А я - Лева из Могилева.

Соборную личность можно представлять себе как сцену, на которой располагаются отдельные субличности, входящие друг с другом в очень непростые отношения: интригующие, любящие, презирающие, восхищающиеся друг другом, вступающие в разные временные и постоянные коалиции и т. д. При этом эти коллизии происходят по большей части без осознания их человеком, хотя по сути и представляют основу его психического бытия. На сцене имеется также Главный микрофон (и несколько вспомогательных ). Личность, выходящая в данный момент к Главному микрофону, актуализируется, то есть заявляет себя как выразительница "я" человека - но следует помнить, во-первых, что она должна быть сменена любой другой субличностью, а во-вторых, что в то время, как она ведет свое выступление и осознается человеком, остальные в это время ее поддерживают или, напротив - интригуют на сцене за ее спиной.

Общая картина психики . В психике обычно существует небольшое количество (три-четыре) хорошо развитых субличностей, которые принципиально важны для человека и делят между собой (чаще конфликтно, чем мирно) жизнь человека, проявляясь, как правило, в прямой связи с внешними и внутренними обстоятельствами. Это - отчетливо видимые фигуры психики, которые можно назвать основными субличностями; они обычно явные и им, как правило, соответствуют совершенно определœенные роли или фундаментальные качества характера, на которые человек в своей жизни существенно опирается, к примеру: Отец Семейства, Работник фирмы, Водитель личного автомобиля, Проверенный друг, Закоренелый Лентяй, Интересная Девушка, Профессиональный Военный, Руководитель, Номенклатурный Работник, Раб Обстоятельстви т. д.

Иногда одна из базовых субличностей является для человека важнейшей и превосходит по своему значению для него любую другую его субличность - такая субличность принято называть доминирующей . Доминирующая субличность есть далеко не у каждого человека - она типична для людей фанатичных, всœецело преданных какому-то одному делу или состоянию; в крайних случаях доминирующая субличность приводит к психической неадекватности или даже душевной болезни, к примеру, одержимости. Доминирующая субличность рассматривает всœе остальные субличности человека как нижестоящие, подчинœенные ей или вовсœе несущественные.

Помимо базовых субличностей, в психике каждого человека имеется еще неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ (большее) количество вспомогательных субличностей, появляющихся в жизни человека от случая к случаю и представляющих как бы некрупные, но всœе же значимые для него объекты картины его существования, к примеру: Посœетительница Универмага; Пассажир Авиалайнера; Офицер Запаса; Бывший Муж Своей Первой Жены, Читатель авантюрных романов, Любитель Пикантных Ситуаций, Источник Недоразумений, Специалист По Мелким Провокациям и т. п. Вспомогательные субличности не служат опорой для психики и жизни человека, но они всœе же представляют из себязначимые для него ее части: они ее украшают, иногда портят, но в любом случае придают ей своеобразие: без любой из них его жизнь потеряет часть своей самобытности, а соборная личность - часть своей неповторимости и полноты.

Наконец, субличность может (в настоящий момент) не иметь для человека никакого существенного значения - это случайная субличность. При этом в жизни ничего случайного не бывает, в связи с этим случайная субличность однажды может оказаться зачем-то нужной и превратиться во вспомогательную, а то и основную.

И, наконец, остается фон картины жизни - пространство существования человека, не занятое основными, вспомогательными и случайными субличностями - оно частично управляется теневыми субличностями, а частично подчинœено силам, внешним по отношению к человеку - к примеру, другим людям или коллективам.

Жизнь человека идет под управлением свойственных ему субличностей, причем они далеко не всœегда находят между собой общий язык и согласуют свои типы видения мира и воздействия на него, создавая человеку массу сложностей, природа которых ему чаще всœего непонятна. Вместе с тем, у разных субличностей часто разнятся цели и оценки реальности - как внешней, так и внутренней, и это ведет к большому хаосу в жизни человека и требует от него огромных энергетических затрат.

Основные субличности в совокупности образуют базис психики человека. По идее они должны уважать друг друга и действовать согласованно, но практически так бывает далеко не всœегда, и взаимонепонимание и конфликты между ними являются крупным источником внешних и внутренних неприятностей человека. Каждая из них воспринимается человеком как незаменимая, но не главная - они подобны начальникам крупных подразделœений большой фирмы.

Вспомогательные субличности могут украшать жизнь человека, могут ее осложнять, бывают более или менее управляемы, но они не бывают незаменимыми, а главное - они не приковывают к себе постоянного внимания человека, появляясь как бы от случая к случаю - но достаточно регулярно. Он не опирается на них в своих базовых жизненных программах всœерьез - но они могут существенно помогать (или мешать) ему вести эти программы.

Случайные субличности не играют в жизни человека значительной роли - но эта ситуация может измениться. Это сырой материал, из которого можно пытаться что-то выращивать (или который следует выпалывать), но обычно неизвестно, что из этого в результате получится.

Упражнение 1 . Имеется ли у вас доминирующая субличность? Подумайте, какие ваши субличности являются для вас основными, вспомогательными, случайными. Составьте соответствующую таблицу (слева - имя субличности, справа - ее значимость для вас).

Упражнение 2 . Попытайтесь определить по следующим высказываниям, какую роль в сознании человека играет его актуальная субличность (то есть та͵ от имени которой он произносит реплику): является ли она для него доминирующей, основной, вспомогательной, случайной или теневой.

1. - Я - артист, и больше в моей жизни ничего стоящего нет.

2. - Я - твоя мать, Филидор, и мне некуда от этого деваться.

3. - Я - начальник, хоть и не очень большой и не знаю, нужнолго ли.

4. - Я иногда огорчаюсь - но ненужнолго и не всœерьез.

5. - Я человек в принципе с юмором, но не в ущерб делу.

6. - Не знаю, почему я так сказал - под настроение, видно.

7. - Ну что ж, что я твой сын - но ведь вырос уже под потолок!

8. - Тошненько мне - ну да не привыкать.

9. - Ой, что это со мной?

10. - Зачем я так унижался - самому непонятно.

Упражнение 3 . Модифицируйте следующие высказывания и пять высказываний по своему выбору так, чтобы было ясно, что они идут от лица: а) доминирующей субличности, б) основной субличности, в) вспомогательной субличности, г) случайной субличности и д) теневой субличности.

1. - Я - красивая женщина.

2. - Мне нужен новый автомобиль

3. - Ты меня обижаешь.

4. - У меня сегодня плохое настроение.

5. - Выслушай меня, мама.

Пример .

1а). - Я - красивая женщина, всœегда и во всœем.

1б). - Я с юности всœегда была красивой в глазах окружающих.

1в). - Когда мне это нужно, я всœегда с успехом вспоминаю, что я - красивая женщина.

1г). - Ну иногда бывает, конечно, что кто-то мной увлечется и ему ненужнолго покажется, что я красива - я ему тогда не мешаю.

1д). - Ты представляешь, Никифор мне вчера сказал, что я - красивая женщина, и я - идиотка! - подумала, что, должна быть, в данном что-то есть.

Субличность: программа и ее проявления . Субличность, с точки зрения психики, представляет собой программу подсознания, поддерживающую определœенную самоидентификацию (в случае явной субличности) и состояние сознания, в частности, способы мировосприятия и воздействия на мир.
Размещено на реф.рф
Это описание соответствует представлению о субличности как таковой, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается самим человеком, к примеру, такими словами:

Я в принципе - красивая женщина.

Я - инженер-кораблестроитель с университетским образованием.

При этом кроме того, что человек (иногда) как-то определяет словами свою субличность, он еще склонен ее проявлять в различных обстоятельствах, то есть воспринимать некоторые свои поступки, слова и эмоции как относящиеся к ней и, более того, служащие ее манифестацией:

Я как отец тебе скажу: не торопись снимать штаны!

Ну, тут я его и прибил - исключительно из глубоко свойственного мне сострадания, уверяю вас!

Как человек с независимым складом ума, я не буду вас дальше даже слушать, Тихон!

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в каждый момент времени активной в психике является одна субличность (реже - две, но в данном случае одна из них является главной), и ее мы будем называть актуальной субличностью.

К сожалению для исследователœей, люди в речи далеко не всœегда открыто и отчетливо называют актуальную субличность (иногда они осознают данный факт много позже). При этом с психологической точки зрения вопрос о том, какая субличность в данный момент актуальна, то есть стоит у Главного микрофона, имеет первостепенную важность, и смена актуальной субличности ведет иногда к драматическому преображению поведения и состояния человека. По этой причине оформление (своих и чужих) субличностей в сознании и быстрое и точное осознание актуальных субличностей - важное умение, отработка которого знаменует большой этап в эволюции человека, и труды, на это потраченные, вознаграждаются сторицей.

Упражнение 4 . Последите за собой - всœегда ли вы можете легко определить, какая субличность у вас в данный момент является актуальной? Замечаете ли вы перемены в себе при смене актуальной субличности? В какой мере вы свободны в этой смене?

В частности, проследите насколько легко у вас происходят следующие смены актуальных субличностей:

Строгий Судья - Скромный Ученик Жизни;

Мальчик (Девочка) Для Битья - Ответственный Эволюционный Работник;

Насмешник - Любящий Друг;

Ответственный Родитель - Веселый Товарищ;

Утешающая Жилетка - Трезвый Наблюдатель Жизни.

Подумайте, какие смены актуальных субличностей для вас распространены и идут гладко, какие - с трудом, а какие являются стрессовыми. Тот же вопрос применительно к вашим знакомым.

Упражнение 5 . Подумайте, как следующие обращения к партнеру прозвучали бы из уст нижеперечисленных субличностей, а также пяти субличностей (необязательно ваших) по вашему выбору. Представьте себе не только тексты, но и интонации и жесты.

1. - Хочу прогуляться по свежему воздуху.

2. - Прошу, дай мне время!

3. - Этот вопрос требует серьезных размышлений.

4. - Я всœе сделаю, но не сразу.

5. - Неправда!

Субличности: а) Послушный Ребенок, б) Строптивая Жена, в) Строгий Начальник, г) Крупная Фигура, д) Хронический Бездельник.

Самопредъявление субличности. Актуализация субличности, то есть, говоря метафорически, выход ее к Главному микрофону сцены соборного "я",- очень важное для психики событие. При этом, актуализируясь, субличность может назвать (предъявить) себя по-разному: прямо (именем), может обозначить себя контекстно или стилистически, а может и вовсœе замаскироваться, то есть выйти как бы в непроницаемом плаще с капюшоном, закрывающим и лицо.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек в большей или меньшей степени идентифицируется не только с субличностью как таковой - еще он идентифицируется с ней в момент ее проявления, то есть актуально, и при этом он может ее обозначить(маркировать) для себя и партнера, может ее подразумевать, опираясь на общий или конкретный контекст или употребляя стиль, свойственный данной его субличности, или же попытаться замаскировать ее управляющую роль в данный момент, вовсœе уйдя от "авторства" данной субличности, а то и вовсœе своей личности в целом в данном действии или событии. Таким образом мы различаем четыре стиля самопредъявления субличности: прямое , косвенное и скрытое .

Прямое самопредъявление актуальной субличности заметно в репликах, где эта субличность принято называть по имени или роли:

Я тебе это говорю как отец - нельзя тебе сейчас жениться!

Вы меня не уважаете, Никифор - а ведь я ваш директор !

Я вижу вас насквозь, Кондратий - ведь я психотерапевт со стажем !

Я как руководитель советую вам еще как следует подумать , Никодим.

Ну что же - я как мать тебя должна простить - я и прощаю, Филофей.

Хорошо, Тертий, но давайте будем исходить из того, что я - разумный руководитель.

- (задумчиво) И всœе-таки я, в базе своей - добрый, снисходительный, многое способный понять человек.

Косвенное обозначение актуальной субличности характерно для ситуаций, где роли уже распределœены и хорошо известны партнерам:

- (начальник - подчинœенному) Вы свободны, Тимолай. (Начальник)

- (поклонник - знаменитости) (вручая букет хризантем после концерта) Это - вам, несравненной! (Преданный Поклонник)

Другой пример косвенного обозначения актуальной субличности - это использование человеком стилистических приемов, ясно указывающих на эту субличность:

- (в гневе) Уходи прочь, мерзавец! (Недотрога)

- (снизу вверх, унижаясь) А можно мне попросить вас, Онуфрий Селиверстович, о небольшом одолжении? (Преданный Подчинœенный)

Скрытое самопредъявление актуальной субличности бывает различным по форме, но в любом случае человек избегает обозначения своей роли или качества, от имени которых выступает - при том, что они неясны из контекста и, как говорится, возможны варианты, к примеру:

- (в ответ на просьбу) Вероятно, я мог бы вам помочь на известных условиях.

Боюсь, вы плохо себе представляете, с кем разговариваете.

Вряд ли кто-то способен решиться на данный шаᴦ.

На самом делœе дело ты не прав, Акинфий - на мой нынешний взгляд, который сильно изменился за последние десять лет.

Богу не угодно такое твое поведение, Жорж - так говорит мне один из моих ангелов.

Распространенным приемом сокрытия актуальной субличности является ее маскировка другой субличностью, более уместной по ситуации, которая внешне выглядит управляющей поведением человека, но по сути является служебной:

- (подходя к молодой женщинœе на улице с целью познакомиться) Вас интересуют по-настоящему хорошие фотографии? Могу предложить свои услуги фотографа со стажем.

- (стараясь произвести на партнершу сильное впечатление как мужчина) (гордо) Я в таких случаях бываю силен до жестокости!

В двух последних репликах социально (формально) предъявляются, соответственно, субличности Фотографа и Жестокого Атлета͵ которые маскируют собой субличность Ловеласа.

Упражнение 6 .Подумайте, какие ваши субличности вы обычно склонны подчеркивать, предъявлять прямо или косвенно и скрывать. В каких случаях это ваше привычное поведение неправильно?

Упражнение 7 . Определите тип самопредъявления субличности, в следующих репликах и пяти репликах по своему выбору, то есть определите, является ли предъявление им актуальной субличности: прямым, косвенным или скрытым. Назовите соответствующую субличность.

1. - Я в вашем распоряжении, босс.

2. - Как руководитель, я считаю ваши претензии противоречащими интересам фирмы. Повторяю - как руководитель нашей корпорации.

3. - (кокетливо улыбаясь) Меня интересуют подшипники для грузовиков марки А-796.

4. - Ну, пусть идет восвояси, в случае если на то воля Божья.

5. - Мама, тебе уже не нужно таскать такие тяжести!

6. - Что ж, будем ждать у моря погоды.

7. - Я художник - вот и пишу пейзажи, ведь дарить людям прекрасное - это моя задача как художника!

8. - Да, я твоя мать - и уже двадцать лет как тебе всякие сопли вытираю!

9. - Мне не ясна моя роль в текущих обстоятельствах.

10. - (гневно) А что ты сейчас и вообще от меня хочешь и в какую позицию меня ставишь, Феофилакт?

Упражнение 8 . Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору: подчеркнуто, прямо, косвенно и скрыто.

1. Влюбленный.

2. Требовательный Начальник.

3. Снисходительный Начальник.

4. Меланхолик.

5. Неврастеник.

6. Странник.

7. Любитель Посмеяться над Товарищем.

8. Смиренный Труженик.

9. Спортсмен-Любитель.

10. Проектировщик Светлого Будущего.

В случае если смена актуальной субличности происходит без прямого словесного самопредъявления выходящей к микрофону субличности, то ее появление может пройти малозаметно - как для самого человека, так и для его коммуникативных партнеров (если таковые в данный момент имеются), но стилистика человека - его осанка, жесты, телодвижения, интонации, темп речи т. д. - непременно отражает смену актуальной субличности, и опытный наблюдатель всœегда может эту смену заметить. Нередко именно смена субличности стоит за "необъяснимой" сменой настроения, желаний, помыслов и стиля поведения человека, и умение увидеть это - важный момент понимания своего партнера (да и самого себя).

Упражнение 9 . Последите за собой: какие ваши субличности любят предъявлять себя прямо, а какие, актуализируясь, вовсœе не стремятся оповестить об этом внешний мир (и, возможно, вас самих). Попытайтесь ответить на тот же вопрос применительно к вашим знакомым и постоянным коммуникативным партнерам.

Идентификация с субличностью . Знаменитый французский писатель Густав Флобер некогда заявил: "Госпожа Бовари - это я". Похожую мысль выразил и Оскар Уайльд в своем знаменитом романе "Портрет Дориана Грея". Идентификация писателя со своим героем - вероятно, нормальное явление, в случае если оно не переходит известные границы. Аналогично, в совершенно определœенных границах должна (по идее) находиться идентификация человека со своими субличностями: употребляя местоимение "я" в репликах, подобных нижеследующим, человек не должен быть ни лицемерен, ни чересчур серьезен, полагая, что его "я" исчерпывается данным им определœением:

Я - твоя мать !

Я - храбрец не чета многим!

Я как твой старый товарищ заслуживаю большего твоего участия в моей жизни.

Я в этой жизни чего-то сто ю!

При этом выдержать правильный акцент, соответствующий роли данной субличности в психике человека, мало кому удается. Здесь возможны две крайности. Иногда человек чересчур переоценивает свое актуальное "я", то есть активную в данный момент субличность, так что создается впечатление, что именно она является у него самой главной, то есть полномочным представителœем высшего "я" - такую субличность можно назвать важной . Для важной субличности характерно уверенное поведение у микрофона: находясь там, она очень низко ценит остальные субличности и оттеснить ее от микрофона (деактуализировать ) довольно сложно - исключая ситуации, когда она откровенно попадает впросак и быстро убегает от него сама.

Наоборот, субличность, которая неуверенно выходит к микрофону соборного "я" и находится там, остро осознавая временность своего пребывания там, естественно назвать скромной . Для актуализированной (вышедшей к микрофону) скромной субличности характерны постоянные оглядки на другие субличности и попытки заменить себя ими. При этом вовсœе не факт, что скромная субличность безвредна - к примеру, нередки случаи, когда скромной является субличность Провокатора, которая, осуществив свое черное дело, тут же скрывается со словами: "А я что - я ничего, случайно тут оказалась", - и ее действия приходится расхлебывать уже совсœем другим субличностям, вполне вероятно, важным - к примеру, Ответственному Сотруднику, Расхлебывателю Каш, Козе Отпущения и т. д.

Люди, относящиеся к категории "ярких личностей", имеют преимущественно важные субличности: они склонны всœегда усиливать, подчеркивать свое актуальное "я", не чересчур беспокоясь о том, что через день (или через секунду) будут говорить нечто противоположное или перпендикулярное, как герой следующего диалога:

- (гордо) Я - финансист!

Вы знаете, куда нужно вкладывать деньги?

О, не только это! Экономика, практическая экономика - это моя любовь с юности, это мой хлеб, моя гордость, мой жизненный авторитет!

Должно быть, у вас нет семьи?

Что вы, у меня замечательная жена и трое детей. Это такие дети - вы не представляете, какие это дети!

И у вас остается время на их воспитание?

И вы об этом спрашиваете? Да я ничего другого в своей жизни не делаю, как их воспитываю - с утра до ночи, буквально!

Наоборот, люди "невыразительные", а точнее - со слабо выраженным или проявленным чувством своей личности, имеют в основном скромные субличности, с которыми не склонны сильно идентифицироваться, даже употребляя местоимение "я" или иным образом демонстрируя свою актуальную субличность, как Викентий в следующем диалоге:

Викентий, ты хочешь на мне жениться?

Да оно бы вроде и неплохо...

Нет, я не вообще, а тебя лично спрашиваю: ТЫ хочешь на мне жениться?

Я... наверное, да... наверное... Хорошо бы нам пожениться!

Слушай, Викентий, а ты на решительный поступок вообще способен? Или нет?!

- (после долгой паузы; задумчиво) Ну, как-то раз пришлось своему начальнику в зубы дать...

Заметим, что важная субличность совсœем не обязательно утверждает свое превосходство над партнерами человека - она предъявляет себя выше всœех остальных его субличностей, а это совсœем не одно и то же. Аналогично, выпуская к микрофону скромную субличность, человек совсœем необязательно ведет себя "скромно" в обычном смысле слова.

Склонность идентифицироваться или не идентифицироваться со своими субличностями в большой мере есть характеристика общего психотипа - но всœе-таки у каждого человека есть самые интимно-значимые субличности, которые он в большей степени считает своим "истинным" "я". Для одних людей это их профессиональная ипостась, для других - гражданская, для третьих - эстетическая, для четвертых - любовная, для пятых - родительская, для шестых - детская... читатель может продолжить данный список самостоятельно.

Упражнение 10 . Определите, какая субличность - важная или скромная - актуализируется в следующих высказываниях человека. Определите (хотя бы приблизительно) имя этой субличности.

1. - Вот я сейчас скажу тебе правду - и не буду сожалеть об этом никогда!

2. - (неуверенно) Мне кажется, я в тебя влюбился - но нужно еще с мамой посоветоваться.

3. - Я, Пафнутий, не прощу тебе этого никогда - ни как жена, ни как мать твоих детей, и никак еще!

4. - Я тебе твердо обещаю - и можешь не сомневаться, это сделаю, не глядя на издержки, пусть даже год мне понужнобится, или два!

5. - Боже, как я тебя сейчас ненавижу! Так бы и прибила на месте, в случае если бы не был ты моим любимым!

Упражнение 11 . Последите за собой и определите свои важные субличности, то есть те, с которыми вы склонны полностью идентифицироваться, когда они актуализируются - то есть в данный момент вы как бы забываете про остальные свои субличности, или они кажутся вам несущественными. Определите также свои скромные субличности, которые, подходя к микрофону, очень отчетливо помнят, что они не единственные в театре соборного "я" и скоро будут сменены на другие.

Упражнение 12 . Закончите следующие фразы:

1. - Я чувствую себя самим собой, когда...

2. - Я становлюсь собой только в роли...

3. - Я чувствую себя на месте в этой жизни, когда...

4. - Кто как, а я по-настоящему живу для того, чтобы...

5. - Мне единственно бывает хорошо, когда...

Определите, каким вашим субличностям соответствуют полученные ответы. Подумайте, какую роль в вашей жизни играют эти субличности, являются ли они основными или вспомогательными, явными, неявными или (кто знает - должна быть, это сейчас будет вами осознано) теневыми.

Предложите закончить эти фразы вашим близким знакомым и попытайтесь понять, какую роль играют соответствующие субличности в их психике.

Отрицательные субличности . Важную роль для каждого человека играют ситуации, положения и действия, которые ему не нравятся, но в которых он по тем или иным причинам регулярно оказывается. Такая регулярная повторяемость заставляет предположить существование у человека (должна быть, пока не осознанной, то есть теневой) субличности, которая вызывает эти нежелательные ситуации к жизни. К примеру, регулярная нехватка слов в устной речи, то есть неспособность в диалоге четко выразить свою мысль, должна быть связана с активизацией какой-либо субличности, которая отрицает либо человека целиком, либо его ценность для партнера; эту субличность можно назвать Личным Скептиком, или Персональным Нигилистом, и ее жизненная позиция примерно такова: "Я ничего по-настоящему не стою, ничего не умею, никому не нужен. В случае если я что-то начну делать, тут же окажется что я не строю, а разрушаю. Мои лучшие намерения немедленно ведут к ужасающим результатам и в любой ситуации лучшее, что я могу сделать - это как можно быстрее перестать делать что-либо."

Такой Личный Скептик есть, вероятно, у любого человека, но эффективные и жизнерадостные люди никогда с ним полностью не отождествляются и редко (и только по делу) выпускают его на арену внешней жизни.

Упражнение 13 . Закончите следующие предложения.

1. Больше всœего на свете я не люблю...

2. Вот уж в какой ситуации я бы не хотел оказаться, это...

3. Самые вредные для человека качества это...

4. Чего я не переношу в своих партнерах, так это...

5. И почему только мой начальник (мать, отец, брат, сестра, ребенок) регулярно ставит меня в противное и чуждое мне положение, когда...

Подумайте, какие ваши субличности вызывают к жизни эти ситуации? Какие жизненные позиции и установки у этих субличностей? Согласны ли вы с ними? Доверяете вы этим субличностям или нет? Контролируете ли их активизацию во внешнем и внутреннем мире?

Субличности: зачем они? Сила внутреннего "я" (см. книгу автора "Эволюция личности"), передающаяся отдельным субличностям - основная сила, ведущая человека по жизни и дающая ему возможность ориентироваться в мире, ставить перед собой задачи и их решать, определять ближайшие и перспективные цели и их добиваться - а также делать выводы из малых и больших неудач. Обилие субличностей и сложности взаимоотношений между ними - явление, причиной которому служит, вероятно, обилие и разнообразие задач, которые стоят перед человеком в его внешней и внутренней жизни, и субличности суть не что иное как личностно-окрашенные инструменты, создаваемые и применяемые человеком для решения этих задач. При этом эти инструменты обладают важным, порой неудобным свойством: они - живые и наделœены собственной волей, нередко входящей в противоречие с волей человека (так, как он ее в данный момент понимает). Вместе с тем, они бывают довольно громоздкими и в разной степени применимыми для решения задач, стоящих перед человеком. Как и любые инструменты, они требуют определœенных затрат для своего создания (и уничтожения) и навыков для успешного управления ими - и этой теме будет посвящено немало страниц этой книги. При этом читатель уже сейчас, вероятно, согласится с тем, что такие важные для человека процессы как самовыражение и самореализация невозможны без проработки достаточно сильных и эффективных субличностей.

Скромному человеку может казаться, что местоимением "я" лучше бы и вообще не пользоваться - за исключением ситуаций, когда оно информационно, как в диалоге:

Дети, кто разбил тарелку?

При этом зачем-то наша личность как понятие существует - и работает даже у самых скромных и незаметных людей - именно они, кстати говоря, часто бывают особо любимы своими друзьями и близкими. Скромный человек отличается тем, что не выставляет свое "я" напоказ - но это совсœем не значит, что у него нет субличностей. Любая периодически повторяющаяся ситуация или положение, вызывающие у человека сходные реакции, ведут к образованию субличности, но у разных людей субличности в разной степени осознаются и сознательно используются. При этом человек, лишенный своего "я" и его атрибутов - это не человек в естественном смысле слова, а марионетка в чужих руках, лишенная своего уникального места в мире, индивидуальной жизненной миссии и уникальной роли в мировом процессе.

Основная функция субличности - организация (внешнего и внутреннего) поведения человека, находящегося в соответствующем состоянии сознания. Что такое неорганизованное поведение и зачем человека нужно организовывать, хорошо знает любой воспитатель детского сада, а также любой человек, сталкивавшийся в своей жизни с проблемами недостатка времени и других ресурсов. Сложность проблемы состоит по сути в том, что эта организация тем более уникальна, чем более развит человек и чем более сложные и творческие задачи он перед собой ставит.

Другая, не менее важная функция субличности - поддержка самореализации человека, помощь в проявлении определœенных аспектов его скрытого потенциала. Невозможно сделать что-либо серьезное, не относясь к этому лично, то есть не ощущая соответствующий проект как свой , то есть являющийся реализацией интимной, внутренней цели. А реализация интимно-личной, поддержанной внутренним "я", значительной (буддхиальной или атманической) цели всœегда сопровождается созданием соответствующей субличности. В случае если человек чувствует, что должен сделать данный мир (в целом или в каком-то фрагменте и аспекте) лучше, ярче, добрее или чище, и предпринимает длительные и эффективные усилия для этого, то у него неизбежно возникает и оформляется субличность, которая идентифицируется с этой е

ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ" 2017, 2018.

Сегодня попробую обратить внимание читателей на еще один ракурс с которого драма личности, увязшей в доказательствах своего права на признание и уважение, отображается относительно наглядно.

Для друзей и близких наша персона может быть любимой, для начальника – мелкой, для обидевшегося партнера – дурной, для посторонних с соседней улицы – ничего незначащей. Является ли она какой-то «вообще» вне узких отношений? И что это (так называемое) «Вообще» за субстанция?

Рационализация

Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать просто потому, что задевают застарелые раны.

Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.

Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.

Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.

Уверенность в себе

По мере вскрытия ложных тождеств, нарастает понимание, что любая качественная оценка собственного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» – один большой самообман. Оценить можно разве что внешнее поведение, присущее очередной субличности – и то субъективно.

Здесь, на сайт я часто говорю о ценности самопознания. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.

То есть реальная уверенность в себе – это не повышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.

И это не какой-то капризный индивидуализм, а трезвая смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно собственное сознание прояснять, чтобы опираться уверенно прежде всего на собственные реалистичные ощущения о происходящем.

Иначе получается диковинная ситуация. Для одного оценщика наше «я» – дрянная помеха, для второго – божественный дар. И тогда самооценка пускается в свободный полет, ее штормит и швыряет по крайностям – от кромешного ужаса до счастливого облегчения, словно в поисках окончательной правды о самом себе.

Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться и о чем-то переживать, – это явный признак избегаемого опасения на собственный счет. В таком ключе целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своему страху открыто в глаза.

В конце концов «звездной пыли» переживать не о чем – она просто есть.

В следующей статье вероятно попробую описать одну несложную практику смирения со своими субличностями, которую на разных этапах предлагаю большинству клиентов.