Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики [кто? ] , изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако, по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака , для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украшающими эпитетами» .

Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, тает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).

В публицистике и художественном творчестве Проханова прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, критика капитализма и либерализма. Он считает себя советским человеком. Он много пишет и говорит о том, что его философия - философия солдата империи [ ] .

Ранняя проза

Первые рассказы и очерки Александра Проханова публиковались в газете «Литературная Россия », в журналах «Кругозор », «Семья и школа », «Сельская молодёжь», «Олень». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х годов очерки и репортажи молодого писателя привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова : «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 году Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет» о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР . С 1985 года Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и другие. В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.

Малая проза

В 1970-1990-х годах он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и другие. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию имени А. П. Чехова.

«Горящие сады»

С начала 1980-х годов писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула» , «В островах охотник…», «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Афганская тема

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

«Семикнижие»

«Семикнижие» Александра Проханова - серия из семи романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

В «Семикнижие» входят романы:

  1. «Сон о Кабуле»
  2. «И вот приходит ветер»
  3. «В островах охотник»
  4. «Африканист»
  5. «Красно-коричневый»

«Господин Гексоген»

«Поступь русской победы»

В 2012 году Проханов выпустил книгу «Поступь русской победы» в необычном для себя жанре. Книга повествует об идеологиях современной России и представляет историю России в виде так называемых «четырёх империй»: Киево-Новгородская Русь , Московское царство , Российская империя Романовых, Сталинская империя . Имперское мироощущение, с этой позиции, является центральным для русского сознания, равно как и попытка воплотить Царство Божье на Земле. Центральным сюжетом книги является идея «Пятой империи», которая, по мнению писателя, уже зарождается в современной России. Книга состоит из 4-х частей.

14.11.2005, Нечто о Проханове. Агент Бога

Дмитрий Галковский

[...] По своему происхождению Проханов типичный шестидесятник, причем шестидесятник лежалый, второго или даже третьего разбора. Кончил авиационный институт, юродствовал в лесничестве. Карьеру начал в 60-е годы журналистом, пытался протиснуться туда, сюда – ничего не получалось. Горизонт загораживали спинищи талантливых конкурентов.

Пришлось карабкаться по спинам – свою карьеру Проханов начал с патриотических рулад по поводу провокаций на советско-китайской границе. Рулады у журналиста получались громкие, но корявые. Однако для начала сошло. Нахрапистый литератор пролез в Союз писателей и зацепился за хлебную тему – воспевание Советской армии. Отличия от других партийных агитаторов, которым ох как не хотелось ломаться на производстве, у Проханова были.

Во-первых, он воспевал не просто Советскую армию, а современную Советскую армию. Это было сложновато. Особых успехов у героев Афганистана не наблюдалось, да и цензура обрывала крылья дубоватым литполковникам напрочь. Крылья, положим, были мушиные, летать полковники не могли. Но жужжали. Чтоб не жужжали, крылья ампутировали пинцетом: «У вас на подводной лодке погибает от радиации мичман Жовтоблоченко. Подвиг комсомольца надо изменить – не от радиации, а от пожара, и не погибает, а получает ожоги средней степени тяжести».

Во-вторых, Проханов пошел в библиотеку и выучил несколько иностранных слов. Слова были красивые, но непонятные. Например «кибертроника». Такая терминология другими советскими агитаторами не употреблялась, литературные критики заговорили об особом прохановском стиле. На стиль надо было выправить бумагу «где надо», просто так выкаблучиваться не позволялось. «Не по уставу». Похоже, Проханов бумагу выправил. По «Голосу Америки» советологи стали говорить о «соловье Генерального штаба», советском писателе-милитаристе. Кроме советологов, Проханова, естественно, никто не знал – читающей публике он был совершенно неинтересен.

После перестройки Проханов, по понятным причинам, сильно обиделся и ударился в критиканство. Переход от «соловья Генштаба», пишущего графоманские агитки на брежневском бесптичьи, к оппозиционеру эпохи «расстрела Белого дома» вполне логичен. Понятен и общий посыл, и конкретное исполнение. Исполнение шло на соответствующем прохановскому таланту уровне: милицейские свистки, хриплый лай, базарные взвизги, петушиные панегирики. Тем не менее именно в это время к нашему герою пришел читатель. В эпоху Чумака и Кашпировского народ находился на стадии непуганых идиотов. В дело годилось все, и все давало эффект. Как известно, Чумак просто молчал пять минут в эфире. Верили. Проханов в «Дне» орал. Тоже верили. В ход шли масонские шабаши, происходящие в подземелье под Останкинским прудом, агенты ЦРУ, мировая закулиса, осьминогоподобные олигархи с определенной национальностью и неопределенной половой принадлежностью.

Всему этому безобразию противостоял постепенно покрывающийся пигментными пятнами второстепенный шестидесятник. В качестве ампилоподобного визжалкина Проханов отгрыз себе уютную норку в государственном сыре, и, казалось, сидел бы в ней хозяйственной мышью до второго пришествия. Тепло, сыро, вкусно. Ешь сырок, покрывайся пигментными пятнами хоть в три слоя, да время от времени попискивай «из глубины» про ужасы ельцинского режима и мировой жидомасонский заговор.

И тут произошел необъяснимый кульбит. Мышь из сыра сделала реактивный прыжок на грудь осьминогоподобному лондонскому олигарху. С места в карьер истинно русский патриот превратился в верного друга Бориса Абрамовича Березовского, общение дошло до уровня интимного шепота и предутреннего воркования. ДРУЗЬЯ. В общем, сидит адмирал Колчак, беседует с Георгием Валентиновичем Плехановым, как лучше обустроить Россию (тоже факт).

Надо сказать, что Проханов, как положено любому журналисту, пишет графоманские стихи . Для смеха приведу образчик. Из «доберезовского периода»:

Играет Березовский в казино,
Танцует с кастаньетами Гусинский,
Потеет Ходорковский в бане финской,
Все русское добро в Манхэттен свезено.
Стоит Россия в продранной рубахе,
И держит русский голову на плахе.
Блистает в воздухе чеченская секира,
Блестит алмаз еврейского банкира.
С тех пор как у меня на сердце лед,
Мне другом стал один гранатомет.
Лети, лети печальная граната,
За Терек, за Дунай – до штаб-квартиры НАТО.

Благослови меня, владыка Иоанн,
Чтобы накрыл меня спасительный туман
И я проник к Басаеву на базу,
Что сразу возле дома ЛогоВАЗа.
И пусть враги услышат чутким ухом,
Как я пускаю преданную «муху».
Жужжи, жужжи, веселая шалунья,
Пусть враг не доживет до новолунья.
Пусть разлетится, как гнилая ваза,
Лепной дворец приемов ЛогоВАЗа.
И я исчезну, грозный аноним.
Так мы Москву от взрывов сохраним.
Пусть Березовского коснется «муха»,
И сразу у него пройдет желтуха.

Все это замечательно. Можно сказать, что Проханов – продажная сволочь, графоман и подлец, способный за энную сумму сделать что угодно и в любой последовательности. Но этому предположению есть некоторые возражения. Ведь Александр Андреевич является представителем советского истеблишмента, занимается политической деятельностью, вхож в высокие кабинеты. В СМИ он подается как «сложная противоречивая фигура». Гельман прав, кульбиты Проханова никак не выделяют его из среды столичного политического и культурного бомонда. Да и возраст 65-летнего человека, как говорится, «солидный». Очевидно, речь идет не только о рефлексах слюноотделения, но и о некоторой системе взглядов, можно даже сказать, мировоззрении. То есть Проханов может целовать руки Брежневу, орать в мегафон на митинге черносотенцев, играть в имении англороссийского олигарха в крикет и при этом оставаться самим собой. Все это лишь разные проявления одной и той же личности (и личности, на мой взгляд, не то что простой, а прямо-таки одноклеточной).

Положим Проханова на предметное стеклышко микроскопа и покрутим окуляр.

Дедом Проханова был один из активнейших членов английской резидентуры в Российской империи Иван Степанович Проханов. Господин Проханов тоже был издателем газет и журналов, за систематическую антигосударственную и антицерковную деятельность выслан царем в родную Англию. Там окончил богословский колледж в Бристоле. В 1898 году Проханов вернулся в Россию, с места в карьер развернул широкомасштабную подрывную работу. Через Бонч-Бруевича Проханов осуществлял контакты с большевиками, вскоре стал главой баптистов России и одним из шести вице-председателей их Всемирного союза.

В 1914 году как прямых пособников Германии, членов социалистических подрывных организаций и немецких шпионов Проханова со товарищи немного прижали. С согласия, одобрения и по прямому совету Англии. Дело в том, что перед войной англичане всячески провоцировали немцев на войну с Россией, большое число пробританских организаций работало с Германией в самой тесной кооперации. Но как только Германская империя купилась на покупку, ей тут же пришлось иметь дело с единым англо-франко-российским фронтом, а многочисленные пособники немцев в тылу России и Франции были заблокированы Англией за одну неделю. Могущественный прогерманский (а на самом деле пробританский) Интернационал даже не пикнул.

«VI Всероссийский съезд христианской молодежи с участием Ивана Проханова собрался в 1921 году в Твери. Едва участники приступили к намеченной программе, как 5 мая по доносу священника местного православного прихода Виноградова, пробравшегося в Тверскую Губчека в качестве следователя, были арестованы 42 участника съезда. 30 человек были вскоре освобождены, а 12 (в том числе и Проханов) переведены в лагерь принудительных работ на срок от одного до трех лет. Но через три месяца центральные власти освободили и их».

В 20-х годах агент ОГПУ Проханов активно разлагал русскую церковь, сотрудничая с «живоцерковниками». Спокойно разъезжал по Европам и Америкам. В 1928 году, находясь в Канаде, Проханов решил в СССР не возвращаться, при этом ПРОДОЛЖАЯ быть одним из наиболее активных и влиятельных советских протестантов.

В своих ЗАРУБЕЖНЫХ мемуарах Проханов, первый президент Всероссийского совета евангельских христиан-баптистов, писал:

«В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из церковных касс, и это подорвало средства существования Священного синода, Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников были удалены от служения... Таким образом, низвержение православной церкви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы...»

Что касается Проханова-внука, то его родители были фанатичными молоканами, сам он тоже принадлежит к этой конфессии, хотя на религиозные темы высказывается туманно. Туманно, но красноречиво:

«Только редкие люди, возвращаясь к Господу, открывают перед Ним свои натруженные, изрезанные ладони, и там, среди глины, праха, мерзости, запекшейся крови, сверкнет малая частица истинно драгоценного, угодного Господу опыта. Тогда Господь Бог возьмет эту частицу, скажет своему агенту: «Спасибо, раб Божий Александр. Отдохни теперь».

Проханов вовсе не провинциальный щелкопер. Это «агент Бога», потомственный член советской элиты. Только надо понимать, кто эти Ленины, Сталины, Аллилуевы, Литвиновы, Алексеи Толстые, Чуковские, Замятины, Капицы и тутти кванти. Это ориентирующиеся на Англию КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ, захватившие власть в результате страшной катастрофы 1917 года. Новая элита России – элита вполне демократичная. Стать прислужником Лондона можно по своей инициативе. Шустрый Борис Абрамович дорос до такого уровня предательства сам. А вот Проханов… Проханов – национал-предатель ПОТОМСТВЕННЫЙ. Работает он не из-за денег. Деньги он любит, деньги ему нужны, деньги у него есть. Но не хлебом единым. Проханов – это религиозный сектант. На первый взгляд секта, к которой он принадлежит, вполне космополитична. Но это только на первый взгляд. На самом деле она оплачивается и направляется Лондоном, а направление это вполне антирусское.

Сам по себе баптизм никаким криминалом не является. Но, будучи членом протестантской религиозной общины, Проханов свою веру скрывает и параллельно распространяет шовинистическую клевету, выставляя русских ксенофобами и азиатскими фанатиками, расшибающими лоб в особой «византийской церкви». В своей газете Проханов опустился до того, что опубликовал икону с изображением Сталина. Баптисты иконы отрицают, над иконами смеются, считают идолопоклонством. Но проклятые русские в упор не видят Света Истины. Вместо духовных радений в культурной европейской церкви они поклоняются крашеным доскам. Так вот тебе, азиатский Ванька, Сталин. Молись. Есть еще евразийство, зороастризм, Велесова книга, экстрасенсорика и биоэнергетика. Все это в молоканской лавке Проханова шевелится и ползет. Налетай-покупай «Завтра», газету русских националистов.

Проханов-то, сдается, постарше и посолиднее скороспелки Березовского. Скороспелок консервативные англичане не любят. А вот иуду ПОТОМСТВЕННОГО в дело взять могут сильно, доверить многое. Так что в возникшем на глазах у ошарашенной публики тандеме Березовский – Проханов еще неизвестно, кто старший.

Кстати, а каковы религиозные взгляды прохановского подельника? В свое время аккуратный Борис Абрамович решил поставить себе христианский апгрейд. Мол, Лоуренс Аравийский принял ислам, а я приму православие. Ибо человек серьезный (кстати, несерьезный). Принял. Какое это было «православие», читавшим во ВЗГЛЯДе о Савве Морозове и Дугине догадаться несложно.

В заключение позволю себе – на правах лично знающего Проханова – дать Александру Андреевичу небольшой совет. Поскольку Профанов, пардон, Проханов, как и все баптисты, любит лозунги, сформулирую свой совет кратко: «Чемодан! Вокзал! Англия!» Все рассчитано было хорошо, действовали Вы правильно. Ошибка лишь в одном. Россия не Румыния. Страна наша глупая, но за 20 лет интеллектуальной свободы русские выросли сильно. Пока, повторяю, они еще гораздо глупее цивилизованных народов Европы. Но растут русские быстро, учатся. У них есть великое прошлое. Многое достаточно не выучить, а только вспомнить. Так что чемоданчик-то, иуда английская, собирай… Не торопясь, потихонечку. Время еще есть. Но выйти оно может очень скоро. Русские долго запрягают, но быстро ездят. Могут и прокатить. С ветерком.

А. А. Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II.

В 1960 году Проханов окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962-1964 гг. работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

С 1970 года работал корреспондентом газет «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Проханов первый в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Проханов становится членом СП СССР. С 1986 года активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете».

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала «Советская литература». В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где также становится главным редактором. В 1991 году, во время выборов президента РСФСР Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».

В ноябре 1993 года Проханов регистрирует новую газету - «Завтра» и становится её главным редактором. На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова, в 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных. В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получает премию «Национальный бестселлер».

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тыс. экземпляров). Женат, имеет двух сыновей и дочь. Награждён государственными наградами СССР.

Журналистская деятельность

С конца 1960-х Проханов в качестве специального корреспондента «Литературной газеты» посетил различные «горячие» точки в странах Латинской Америки, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Эфиопии, Афганистане и др. В своих многочисленных очерках и репортажах Проханов описывал события, свидетелем которых он стал.

В декабре 1990 года Проханов выступил основателем и стал главным редактором еженедельной газеты «День», имевшей подзаголовок «Газета духовной оппозиции». 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями. Однако 5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Литературная деятельность

Ранняя проза

Первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Олене», «Семье и школе», «Сельской молодёжи». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х очерки и репортажи Проханова привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР. С 1985 Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др. В 1974 вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.

«Горящие Сады»

С начала 1980-х писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…» «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Афганистан

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

«Семикнижие»

«Семикнижие» Александра Проханова - серия романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

Название «Семикнижие» отсылает к Пятикнижию, Шестопсалмию и Четвероевангелию. В «Семикнижие» входят романы:

  1. Сон о Кабуле
  2. И вот приходит ветер
  3. В островах охотник
  4. Африканист
  5. Последний солдат империи
  6. Красно-коричневый
  7. Господин Гексоген

Господин Гексоген

«Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

Малая проза

В 1970-90-е он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А. П. Чехова. В 1989-1990 годах Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языках и распространявшегося более чем в 100 странах мира.

Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака, для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украша­ющими эпитетами».

Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, истаивает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).

Ярко прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, неодобрение к капитализму.

Награды

  • орден Красного Знамени
  • орден Трудового Красного Знамени (1984)
  • орден «Знак Почета»
  • орден Красной Звезды
  • премия Ленинского комсомола (1982) - за роман «Дерево в центре Кабула»
  • премия имени К. А. Федина (1980)
  • Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1987)
  • премия МО СССР (1988)
  • премии журналов «Знамя» (1984), «НС» (1990, 1998)
  • Международная Шолоховская премия (1998)
  • медаль «Защитнику Приднестровья»
  • премия «Честь имею» (2001)
  • Бунинская премия (2009) -за подшивку передовиц газеты «Завтра» за 2008 год и сборник «Симфонии Пятой империи»
  • 23 марта 2010 года в номинации «Лучший главный редактор/издатель общественно-политического средства массовой информации» награждён премией «Власть № 4» учреждённой Институтом общественного проектирования и «Клубом 4 ноября» (как главный редактор газеты «Завтра»).

Работа на радио и телевидении

  • С 2007 года по настоящее время: постоянный гость радиопередачи «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» (по средам в 19.05)
  • С сентября 2009 на радиостанции Русская Служба Новостей по понедельникам в 21.05 выходит передача «Солдат Империи»
  • Один из постоянных участников телевизионных ток-шоу Владимира Соловьёва «К барьеру!» (2003-2009 гг.) и «Поединок» (с 2010 г.).

Книги

На русском языке

Зарубежные издания

Альбомы живописи

  • - Сборник работ в стиле русского лубка (подарочное издание, в открытую продажу не поступало)

Театральные постановки произведений

  • 1984 - Иду в путь мой - По роману «Дерево в центре Кабула»; СССР, Чечено-Ингушский драматический театр; драм. А.Проханов, Л.Герчиков, пост. Р.Хакишев, худ. рук. М.Солцаев; гастроли: Москва - 1984, сцена МХАТ на Тверском бульваре, Ленинград - 1986

Кинофильмы/Экранизации

  • 1972 - Отчизна - Автор сценария, в соавторстве с В.Комиссаржевским; СССР, Центрнаучфильм, реж. А.Косачёв, В.Капитановский, С.Прошин, Ф.Фролов
  • 1983 - Место действия - По мотивам одноим. романа; СССР, Ленфильм, реж. А.Граник, сцен. Р.Тюрин
  • 1988 - Шурави - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм, реж. С.Нилов
  • 1988 - За всё заплачено - Автор сценария, в соавторстве с А.Салтыковым (по мотивам одноим. повести А.Смирнова); СССР, ТО «Экран», реж. А.Салтыков
  • 1991 - Ущелье духов - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм - Туркменфильм, реж. С.Нилов
  • 2010 - Охотники за караванами - По мотивам повести «Охотник за караванами» и рассказа «Мусульманская свадьба»; Россия, ГК «Star Media», реж. С.Чекалов, сцен. В.Бочанов

Андрей ФЕФЕЛОВ. Станислав Иванович, как тема лагерей возникла в Советском Союзе?

Станислав КУЗЬМИН, доктор юридических наук, автор книги «ГУЛАГ без ретуши». Лагеря своим истоком имеют время Гражданской войны и интервенции. Для того чтобы, не сильно свирепствуя против бывших представителей господствующего класса, не дать им выступить на стороне интервентов, их нужно было изолировать. И одновременно использовать для решения различных хозяйственных вопросов: заготовки древесины для отопления городов, расчистки и ремонта дорог и т.п.

Позже появился Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Это был уже специализированный лагерь, куда направлялись уголовники и политические противники советского строя - священнослужители, эсеры, представители других партий. Соловки привлекали к себе внимание буржуазной прессы всего мира: интересовались, как там сидел, за что сидел.

В середине 1920-х годов политический контингент был оттуда выведен, и прочное место на Соловках заняли наиболее опасные уголовники, которых везли туда со всех концов страны.

На базе этого лагеря получил развитие Северный лагерь особого назначения. В начале 1930 года там было почти 53 тысячи осужденных. Нужно было создавать инфраструктуру: строить дома для сотрудников, для детей - школы и т.д. Решили пойти по более простому пути: использовать самих осужденных для перевоспитания. Была поставлена задача: перековать уголовников в процессе производительного труда. К этому времени безработица в стране была ликвидирована, и партия считала, что в соответствии с теоретической установкой Маркса человек, занятый производительным трудом, зарабатывающий себе на жизнь, не будет совершать грабежей, краж и т.п.

Кто мог руководить такой лагерной системой? Во-первых, те, кто уже сидел там, имел большой опыт и обладал распорядительными способностями. Во-вторых, работники правоохранительных органов, которые где-то проштрафились, проворовались, были осуждены за превышение полномочий и тому подобное. Эти две категории и составили администрацию лагерей.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В таких лагерях перевоспитания на осужденных должна была быть направлена пропаганда каких-то идей, каких-то смыслов. А кто был главным идеологом лагерей у нас? Я слышал, что Троцкий, но, может быть, это миф?

Станислав КУЗЬМИН. Троцкий, действительно, имел отношение к лагерной системе. Лагеря строились по армейскому типу, и эту идею заложил Троцкий. Первоначально в лагерях были взводы, роты, батальоны. Батальон - это сам лагерный пункт, где находилось порядка 600-800 человек осужденных.

Потом от этой системы отказались - нужно было втягивать осужденных в трудовые процессы, а труд организовывался по-другому. Появились бригады из числа осужденных. Они были большими, около сотни человек.

В 1934 году в лагерях возникла отрядная система содержания впервые осужденных. У начальника отряда был заместитель и два воспитателя: старший воспитатель и просто воспитатель. Интересно, что на первоначальном этапе строительства лагерной системы было найдено много решений в плане перековки, которые и до сих пор используются в системе мест лишения свободы.

Та же отрядная система. Пытались от нее отделаться, задумав строительство тюрем вместо колоний, но экономические возможности не позволяют нам этого сделать, поэтому от содержания осужденных в общей массе нельзя отказываться.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, лагерь от тюрьмы отличается тем, что тюрьма распределяет всех по разным камерам, а лагерь - это коллективное бытие плюс работа?

Станислав КУЗЬМИН. Да, а раз это коллектив, значит, начальник отряда должен на кого-то опираться, потому что сам он, будь семи пядей во лбу, все не сможет сделать. Поэтому по инициативе самих осужденных начинают появляться самодеятельные организации. Например, чтобы в помещении, где проживают осужденные, было чисто, светло, тепло, надо создать жилищно-бытовую секцию.

И досуг должен кто-то организовать. Появляется из актива осужденных секция культурно-массовой работы, которая занимается организацией художественной самодеятельности, обсуждением литературных произведений, пропагандой книги через библиотеку, проводит спортивные соревнования и т.д.

А затем возник и вопрос организации трудового соревнования. Тогда как раз появилось стахановское движение. От результатов производственной деятельности зависело материально-бытовое положение осужденных, то есть, сколько они получат за свой труд заработной платы. К тому же, труд учитывался как один из критериев для досрочного освобождения.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В 1930-е годы осужденные получали заработную плату?

Станислав КУЗЬМИН. Да, в размере 10% от нормальной заработной платы рабочего. Это так называемый гарантированный минимум.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Они могли тратить прямо в лагерях эти деньги?

Станислав КУЗЬМИН. Деньги им выдавали на руки. Одно время вместо денег выдавали боны, но потом от них отказались.

Если осужденный полученные наличные деньги не тратил, он мог их сдать в сберегательную кассу, и к моменту освобождения там набегали проценты.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А в каком случае люди могли рассчитывать на досрочное освобождение?

Станислав КУЗЬМИН. Проблема досрочного освобождения решалась с 1931 года по зачётам рабочих дней. Дошло до того, что один день работы на производстве для ударников, стахановцев мог засчитываться за три дня срока.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Вернёмся к началу. Итак, первые лагеря появились во время Гражданской войны.

Станислав КУЗЬМИН. Это были лагеря принудительных работ.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Они, кстати говоря, появились не только на Советской стороне, но и у Колчака были лагеря.

Станислав КУЗЬМИН. И не только у Колчака, но и у интервентов - у американцев, англичан, французов были или свои тюрьмы, или лагеря. Они создавались для того, чтобы содержать определенную категорию граждан.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Самый известный лагерь - это Соловецкий лагерь особого назначения. И там политические враги Советской власти первое время чувствовали себя достаточно свободно, насколько я знаю.

Станислав КУЗЬМИН. Они выпускали свой журнал «Соловки», выпускали газеты. У них был свой театр. Культурная жизнь у них хорошо была организована. Еще они испытывали сельскохозяйственные культуры, для того, чтобы приспособить их к северным климатическим условиям, занимались другими изысканиями, в зависимости от склада своего творческого характера.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Но со временем режим ужесточался?

Станислав КУЗЬМИН. Со временем, режим, конечно, ужесточался. Особенно, когда стали выводить из тюрем в лагеря, в том числе, на Соловки, уголовников. Они же не работали в тюрьмах, а тут надо работать. А уголовный мир делится на две категории: которые работают и которые принципиально никогда не работали и работать не будут, даже под страхом наказаний. Они и сейчас не работают.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А правда ли, что политические заключенные на Соловках получали повышенный паек, а уголовники - обычный?

Станислав КУЗЬМИН. Паек политические получали только в том случае, если они находились под эгидой ОГПУ, то есть составляли их специфический контингент, который содержался в изоляторах особого назначения. В лагерях норма была одинаковой у всех.

Поэтому не случайно в 1937 году в Воркуте троцкисты несколько раз объявляли голодовки. Они требовали, чтобы, во-первых, им возвратили нормы питания, которые на них распространялись, когда они сидели в политизоляторах, и, во-вторых, чтобы их возвратили опять в политизоляторы, а не содержали в лагерных условиях. Потому что в изоляторах до прихода Ежова они себя вольготно чувствовали. Даже отбывали наказания с женами, для них выделялась отдельная камера. В камерах разводили цветы, у них были библиотеки, неограниченное количество книг они могли получать из дома, от друзей. От подъёма до отбоя они не сидели в камерах, а ходили друг к другу в гости, или выходили не территорию, прилегающую к зданию тюрьмы. Там играли в крокет, в городки, в волейбол, даже высаживали фруктовые деревья.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это всё было до Ежова? Вообще, можно ли провести такую классификацию, как лагеря менялись по типу?

Станислав КУЗЬМИН. До Ежова руководил лагерями Генрих Ягода. К политическим осужденным он относился очень благосклонно, поэтому они и жили, и отбывали наказание совершенно в других условиях, чем обычные уголовники. Когда Ягоду сняли, Ежов дал команду проверить условия содержания осужденных в особых тюрьмах. И когда посмотрели, например, во Владимирской или Ярославской тюрьмах, где отбывали наказания политически заключенные, вот у них были такие условия.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Это удивительно, ведь нам вдалбливали, что ГУЛАГ создан не для того, чтобы эксплуатировать труд заключенных или перевоспитывать их, а для того, чтобы их уничтожать. Конечно, смертность была, особенно в северных условиях, на лесоповалах. Но как я понимаю, если лагерь является хозяйственной единицей, то в смертности уж никак не заинтересован начальник лагеря. Как можно план выполнять, если у него люди умирают? Или существует некое безбрежное море заключенных, подъезжают все новые и новые, как нам пытались представить все годы «перестройки»? Как было на самом деле?

Станислав КУЗЬМИН. Когда из Средней Азии, с Кавказа стали отправлять преступников в Северный лагерь особого назначения, где климатические условия совсем другие, то среди них началась повышенная смертность. И тогда было принято решение, ближе к 1935 году, все лагеря разбить на группы и определить, какую категорию осужденных содержать в том или ином лагере. Потому что нельзя было из Средней Азии отправлять уголовника в Магадан, он там долго не протянет. А рабочая сила была нужна: индустриализация требовала освоения отдаленных районов страны.

Дорог не было, завоз продовольствия составлял большие трудности, поэтому иногда была однообразная пища, что тоже, естественно, приводило к повышенной смертности, потому что человек не получал необходимого количества витаминов. Поэтому руководители лагерей создавали специальные бригады из осужденных для сбора ягод, грибов, ловли рыбы, чтобы потом все это использовать в пищевом рационе. Причем, не все осужденные отбывали наказание в лагере за колючей проволокой. Многие жили в обыкновенных поселках без охраны, только под надзором. Но и тех, кто сидел за колючей проволокой, в трудное время выводили для сбора дикоросов.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как коллективизация отразилась на лагерной системе?

Станислав КУЗЬМИН. Осужденному, который в этот период времени освобождался от отбытия наказания, если он собирался проживать в сельской местности, лагерь оказывал помощь. Ему давали денежную ссуду для того, чтобы он мог вступить в колхоз.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А для этого надо было средства вносить?

Станислав КУЗЬМИН. Конечно, ведь те, кто жил в этой местности и решил объединиться в колхоз, складывались - свой инвентарь, скотину обобществляли и все прочее. А этот пришел из лагеря, у него же ничего нет, значит, он должен как-то участвовать в этом общем деле?

Андрей ФЕФЕЛОВ. Вы удивительные вещи рассказываете! Потому что современный человек, который живет в пропагандистских мифах (я и о себе говорю), мыслит какими-то абстракциями, а когда начинаешь копать реальную обстановку, акценты по-другому расставляются на все явления истории.

Станислав КУЗЬМИН. Еще я хочу обратить ваше внимание на такой факт. Те, кто писал о ГУЛАГе воспоминания - это люди, естественно, обиженные властью, поэтому по-другому они писать не могут. Не могут хвалить саму власть и не могут говорить правды. Те же, кто использовал центральные архивы, тоже не могут дать полной объективной картины. А я работал непосредственно в архивах лагерей, и там такие документы встречались, которые выбивают из колеи. Вот представьте себе, поднимаю протоколы собрания осужденных в 1938 году. Читаю, как в одном случае повар изготовил 15 лишних пирожков и передал их своим друзьям, но был замечен. И собрание принимает решение - лишить его этой должности.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Удивительно, в лагере - пирожки! И такой внутренний климат, дух, который там царил...

Станислав КУЗЬМИН. Это дух коллективизации, потому что сама система строилась таким образом, чтобы люди работали коллективно, чтобы коллективно решали все проблемы, чтобы активность проявляли в общественной жизни.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А уголовные и политические уже были в одном котле?

Станислав КУЗЬМИН. Нет. Это так преподносится, что они кипели в одном котле. Каждый лагерь имел свой контингент и даже в пределах лагеря этот контингент различался. И когда позже бандеровцев содержать большими группами в лагерях, то они сразу же стали создавать подпольную систему. Они организовали три крупных массовых выступления в лагерях в 1953-1954 гг, устраивали диверсии. Они работали на шахтах, а шахты - это бикфордов шнур, это динамит.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как в 1930-е годы трудовая армия заключенных участвовала в индустриализации страны?

Станислав КУЗЬМИН. Индустриализация прежде всего требовала, чтобы были дороги для освоения природных ресурсов. Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, Транссибирская магистраль - вторые пути на Дальний Восток. Шоссейные дороги начали строить. В Воркуте открыли высококачественный уголь, его нужно для металлургии доставлять. Туда начали строить железную дорогу. Нефть из Ухты тоже нужно было переправлять.

Рабочих надо было снабжать продуктами питания. Открываются сельскохозяйственные лагеря. Например, Карагандинский исправительно-трудовой лагерь сельскохозяйственного профиля мясной продукцией снабжал даже Кремль. Когда мы учились в школе, в учебниках по зоологии была изображена свинья черно-пестрой породы, 650 килограмм весила. И коровы, которые в тот период времени давали до 10 тысяч литров молока в год. И я еще застал этих коров, которые остались от Карагандинского лагеря. Они стояли в стойле на кожаных ремнях: когда их поили, тогда отпускали коловоротом, когда сдаивали, наоборот, подтягивали.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Их где-то закупали?

Станислав КУЗЬМИН. Нет, это местные вывели. Это был не просто лагерь: там был учебный комбинат, научный центр, где учёные, которые попадали туда, имели возможность продолжать заниматься научными исследованиями.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А я считал, что в лагерях в основном лесоповалом занимались …

Станислав КУЗЬМИН. А лесные лагеря начинались так: индустриализации нужно было больше металла. А для того, чтобы выплавить металл, нужна древесина. Древесину тогда заготавливали крестьяне, подряжаясь на зиму на заготовку леса. Но год на год не приходится. В этом году крестьян приехало, условно, на лесоразработки 70 тысяч, а в следующем приехало только 45 тысяч. Поэтому была поставлена задача - привлечь к труду на лесоразработках осужденных.

Первоначально была создана специальная лесозаготовительная колония, Надеждинская, на Урале, для обеспечения древесиной уральских металлургических заводов.

Но древесина требовалась еще и для отопления городов. В Москву поставлял древесину Темниковский лагерь в Мордовии, который занимался заготовкой древесины не только для отопления, но и для строительства. Свирский лагерь работал на Ленинград и Ленинградскую область.

В 1937 году, когда запахло войной, открылось восемь лесозаготовительных лагерей в разных регионах станы, в основном в Сибири и на Урале - для военной промышленности и для того, чтобы разместить контингент. Потому что лагерь тоже не резиновый: в зависимости от характера выполняемых работ требуется, условно говоря, для одного лагеря 30 тысяч осужденных, для другого - 15 тысяч хватит.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А как война отразилась на системе лагерей?

Станислав КУЗЬМИН. На начало войны очень много сидело с небольшими сроками - год, два года максимум. Это та категория, которая нарушала законы, изданные перед войной в 1940 году, - о запрете менять место работы, о прогуле и т.п. И когда говорят, что у Рокоссовского армия из уголовников была - то,мягко говоря, сочиняют. На фронт шли те, кто мало сидел. И их туда не гнали, а освобождали по указам и призывали в армию. А кто не мог служить, уходил из лагеря работать в народное хозяйство. Настоящие уголовники, особенно профессиональный воровской мир, в армию не рвались.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Говорят, что там тоже определенный раскол был. Была категория, которая пошла воевать.

Станислав КУЗЬМИН. Это отдельная история. Из-за этого тюремный мир раскололся на три группы: две больших - «воры в законе» и отошедшие от «закона», и между ними «беспредел».

Андрей ФЕФЕЛОВ. Режим в лагерях был ужесточен на время войны?

Станислав КУЗЬМИН. Как только началась война - запретили переписку, свидания, радио, газеты. В общем, много страху нагнали. А вскоре одумались. Сотрудники работают с осужденными, информацией делятся, как дела на фронте обстоят. Поэтому всё возвратили назад.

Многих сотрудников тоже в армию призвали. И пошли в охрану женщины, пожилые, бойцы, ставшие инвалидами.

Андрей ФЕФЕЛОВ. После войны коллаборационисты большой сектор заключенных составили? Они шли по политическим статьям, я так понимаю?

Станислав КУЗЬМИН. Они шли по закону, который в 1943 году был принят. Для этой категории были созданы специальные лагеря. Каторга была введена для лиц, которые сотрудничали с немцами. Первый спецлагерь на территории Воркутинской области был организован, потом был организован ряд других лагерей.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Известно, что огромное количество архивов, связанных с делами заключенных, недоступно. Они хранятся в ФСБ.

Станислав КУЗЬМИН. Смотря, какие дела. Вот в обычном архиве МВД Украины семейное дело. Мужа-немца арестовали перед войной. Жена работала в Киевском театре оперы и балета. По своей инициативе выявила и сдала Гестапо конспиративную группу лиц, которая была оставлена в этом театре органами.

Немцы дали ей фольксдойче, вывезли в Чехословакию, там она тоже выявляла среди военнопленных тех, кто готовил побеги и т. п. Когда пришли наши, её арестовали и дали 25 лет за измену Родине. Она сидела в Мордовском лагере, попала под условно-досрочное освобождение, отсидев 8 лет из 25. А в 1961 году вышла книга, где описывалась деятельность подпольной группы в театре, и кто их вычислил и сдал. Группа была, естественно, расстреляна. По вновь открывшимся обстоятельствам её - снова в лагерь. И она 17 лет ещё отсидела.

Или дело, когда немцы десант выбрасывали в Коми. Дело хранилось в архиве МВД, и я как раз попал туда, когда Комитет начал определенные группы дел из МВД забирать себе. Мне сотрудница говорит: «Хотите посмотреть интересные дела?» Там я и нашел дело о немецком десанте, который выбрасывался для того, чтобы поднять осуждённых на мятеж.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Расскажите эту историю.

Станислав КУЗЬМИН. Десант состоял из числа военнопленных под командованием офицера Белой армии Николаева, который жил в Германии. 12 человек с двух самолетов десантировались в районе определенных лагерных пунктов. Вылетели они с Рижского аэродрома, летели сначала над морем, потом самолеты набрали высоту и летели вдоль реки Печоры. А там же никакой нашей авиации не было! У них 300 килограммов взрывчатки, радиостанция, одеты в форму НКВД, все документы. 36 пистолетов, не считая автоматического оружия. Пистолеты нужны были для того, что во время мятежа на лагерном пункте руководителей определенных групп осужденных вооружить.

Главная задача была - подняв мятеж среди осужденных, взорвать мост через реку Печору, чтобы лишить поставок нефти и воркутинского угля. Но когда они десантировались на рассвете, часовой увидел парашюты. Поднял тревогу, стали их разыскивать, завязался бой. Застрелили Николаева, остальные сдались.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, закрыты только политические дела?

Станислав КУЗЬМИН. Не все. Например, Ларина, жена Бухарина, проходила как политическая, но её дело лежит в архиве УВД Кемеровской области, там я с ним ознакомился. У нее в деле и копии писем, которые она писала Берии, и рассказ, как она с ним в 1938 году встречалась в Москве. Он её специально вызывал в Москву из Мариинска, где она в сельскохозяйственном лагере отбывала наказание.