Система управления, или управляющая система, служит в качестве инструмента реализации политики государства. Это вполне объяснимо, если учесть, что понятия "политика" и "политическое" характеризуются многозначностью. Но на вопрос: "Что такое политика?" - люди, как правило, отвечают по-разному. Говорят, например, о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

Что же все-таки представляет собой политика?

Какое содержание вкладывается в понятие "политика"?

Политика в собственном смысле слова представляет собой, с одной стороны, сферу деятельности людей, где осуществляется взаимодействие между различными, зачастую противоборствующими или конфликтующими, социально-политическими силами по поводу власти и властных отношений между этими силами. В этом плане политика теснейшим образом связана с миром политического. Более того, нередко эти понятия используются в качестве синонимов.

С другой стороны, под политикой понимается форма деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельно взятой личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, наукой, здравоохранением и т.д.

Политика в той или иной форме и степени затрагивает всех граждан государства. В ней принимают участие огромные массы людей, преследующих свои социальные, экономические, культурные и иные интересы. Степень сложности и многогранности политики зависит от масштабов экономического, социального, этнонационального, конфессионального и других форм плюрализма в обществе.

Политика призвана решать жизненно важные для общества повседневные и стратегические проблемы, разрабатывать и реализовывать программы обеспечения жизнеспособности, эффективного функционирования и дальнейшего развития как общества в целом, так и отдельных его подсистем. В этом плане говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, о политике в области образования, здравоохранения и т.д.

Иначе говоря, с помощью целенаправленной политики осуществляется управление общественными процессами. Не случайно политику иногда называют искусством управлять. В этом смысле политика включает в себя как конфликты, борьбу и конкуренцию за власть и влияние, так и совместные действия людей в поисках оптимальных путей функционирования и развития общества и государства. Поэтому и говорят о политических конфликтах, политической борьбе, политическом курсе, политических программах и т.д.

Особую важность с этой точки зрения имеет ресурс власти. Без власти не может быть и нормальной, эффективной политики. Правы те исследователи, которые считают, что любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение тем или иным образом связано с властью.

Политика теснейшим образом соединяется с принятием решений. Она воплощает в себе взаимосвязь и взаимозависимость, диалектику внутренних и внешних условий и факторов развития общества и государства. Поэтому естественно, что политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя политика

Внутренняя политика представляв собой совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной и других важнейших сферах общественной жизни. Для реализации целей внутренней политики государство использует широкий спектр средств, такие как государственный бюджет, налоги, система социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения, судебные и правоохранительные органы.

Политика государства в различных сферах общественной жизни отнюдь не ограничивается общегосударственным уровнем центральных властей. Как выше говорилось, управление в государстве осуществляется на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Соответственно, политика тоже осуществляется на всех этих трех уровнях.

Выделяются различные направления внутренней политики государства. Говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т.д.

К примеру, именно государству принадлежит главная роль в создании и сохранении в должном порядке инфраструктуры в ключевых сферах общественной жизни: экономике, транспорте, энергетике, социальной сфере, науке, образовании и др. Оно служит гарантом свободы предпринимательской деятельности, защиты прав собственника и прав потребителей и т.д.

Особенно незаменима роль государства как гаранта поддержания конкурентной среды, где определяющее значение имеет антимонопольное или антитрестовское законодательство. Государство играет незаменимую роль в валютной и финансовой сфере, обеспечивая надежность национальной валюты и стабильность денежной системы. Ключевое место в политике государства занимают составление, принятие и распределение государственного бюджета.

Одним из важнейших направлений деятельности государства является социальная политика, которая представляет собой комплекс мер, предпринимаемых и реализуемых государством для обеспечения благосостояния широких слоев населения, предотвращения диспропорций в доходах различных групп населения, уменьшения и смягчения последствий социального неравенства, создания сносных условий жизни неимущих и малоимущих, стариков и инвалидов и т.д.

В этом направлении особо важное значение имеет политика государства в области неуки, образования, здравоохранения. В общем, социальная политика выполняет функцию стабилизатора общества, предотвращения и преодоления социальной и политической нестабильности, что имеет решающее значение для жизнеспособности и эффективного функционирования общества и государства. Очевидно, что социальная политика охватывает весьма широкий круг вопросов, касающихся почти всех сфер общественной жизни и подавляющего большинства граждан данного государства.

В этой сфере эффективность политики нельзя и невозможно оценивать по показателям прибыльности и конкурентоспособности.

В этом плане немаловажное значение имеет существование таких сфер и институтов, результаты деятельности которых нельзя соизмерить в терминах материальной окупаемости или неокупаемости, прибыльности и конкурентоспособности продукции, как это принято в сфере экономики. Здесь основополагающее значение имеют критерии обеспечения социальной справедливости и духовного здоровья общества.

Это, в частности, системы образования и здравоохранения, социальная помощь нетрудоспособному населению, фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка и др. Особо важное значение имеет управление возникающими в обществе разного рода конфликтами. Здесь главная цель состоит в предотвращении, нейтрализации, урегулировании, разрешении конфликтов.

Самостоятельным объектом государственной политики являются межнациональные отношения. Особо важное значение они имеет в многонациональных государствах. Как известно, в современном мире большинство стран являются многонациональными. В условиях, когда этнонациональный фактор вышел на передний план и стал катализатором многих противоречий и даже вооруженных конфликтов, данная проблема приобретает все возрастающее значение.

Политика государства в этом направлении призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Важно учесть, что на государство ложится особая ответственность за защиту и обеспечение интересов прав и свобод не только отдельно взятого человека или гражданина, но также этнонациональных, конфессиональных, культурных и иных меньшинств, независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания.

Важной составной частью внутренней политики является политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, или экологическая политика. Она имеет своей целью рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие био- и социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

Военная политика - это часть общей политики государства, служащая обеспечению национальной безопасности страны от внешних и внутренних угроз, защиты и реализации национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета и т.д. Здесь главная цель политики государства - разработка и осуществление мер по укреплению обороноспособности страны, прежде всего путем сохранения на должном уровне, а при необходимости наращивания вооруженных сил.

Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, которая вверяется государству, и государство посредством своих функций обязано обеспечивать защиту прав и свобод граждан, безопасное существование общества. О важности этой функции государства свидетельствует тот факт, что она закреплена в ст. 2 Конституции РФ. В этой сфере ключевая роль принадлежит системе правоохранительных органов: полиции, прокуратуре, судебной системе.

Правоохранительная система представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий со стороны других граждан или представителей государства. В ее задачу входят реализация мер по недопущению нарушения социальных связей и отношений, зашита общественного порядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, воспроизводство и укрепление всего комплекса институтов и отношений гражданского общества. В этом контексте эффективность политики государства в правоохранительной сфере определяется степенью минимизации принудительности и активизации средств, непосредственно связанных с поощрением позитивного правового поведения граждан, соблюдением ими действующих законов и нормативно-правовых норм.

Разумеется, внутренняя политика государства отнюдь не ограничивается названными направлениями, но их можно назвать ключевыми, от эффективного решения которых зависят состояние, благополучие и перспективы общества и государства. В целом можно сказать, что внутренняя политика государства играет решающую роль в создании и защите социальной и экономической инфраструктуры, защите всех институтов гражданского общества и обеспечении надлежащих условий их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Среди традиционных проблем политической психологии: исследование механизмов обеспечения политического влияния и типов политического лидерства, выявление причин агрессивности и насилия в политике, изучение механизма принятия политических решений и моделей политической активности, ее мотивации, создание психобиографий известных политических деятелей, нацеленных на выявление тех ключевых моментов в их жизни, которые определили особенности их политического характера, свойственные им способы решения политических проблем и установления контактов с последователями.

Взаимообусловленность внутренней и внешней политики

Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных институтов власти, а также на решение вопросов воспроизводства материальной и духовной культуры общества, улучшение качества жизни населения, совершенствование гражданского общества, обеспечение внутренней безопасности личности, общества и самого государства как страны.

Внешняя политика государства детерминирована в основном национальными интересами, которые в международных отношениях могут восприниматься как справедливые или несправедливые, миролюбивые или агрессивные, толерантные или амбициозные, соответствующие или несоответствующие нормам международного права. В ходе реализации задач внешней политики государство стремится обеспечить свою безопасность и безопасность субъектов общества, устранить или нейтрализовать внешние угрозы.

Во внешней политике решаются многие другие задачи дипломатического, экономического, социального, духовного и иного характера. В результате внешнеполитической деятельности государственный аппарат страны стремится создать благоприятные условия для осуществления внутренней политики. Они могут иметь значение как для благополучия граждан, общества, так и для самого аппарата государственного управления. Еще один важный желаемый результат внешней политики - международное признание и авторитет страны и ее руководства. Термины «великая держава», «развитое государство», «среднеразвитое государство», «третьестепенное государство», «государство-пособник» наполняются конкретным содержанием в процессе внешнеполитических взаимодействий. При этом используются как реальные внутренние и внешние успехи государства, так и идеологическо-манипулятивные средства.

В зависимости от конкретно-исторического культурного развития общества и особенностей взаимодействия государственной власти с субъектами общества внутренняя политика может иметь различную степень распространения на социальные отношения и процессы. В странах, где показатели материальной и духовной культуры не получили развитых форм, государственное управление, как правило, распространяется на все стороны жизнедеятельности общества, а часто подчиняет их себе. Само государственное управление осуществляется в авторитарных формах, которые могут основываться на правовых нормах или устанавливаться субъективно. При этом внутренняя политика осуществляется преимущественно «сверху-вниз».

В промышленно и социально развитых странах внутренняя политика государства не распространяется на все сферы жизни общества и виды деятельности его субъектов. В гражданском обществе складываются самостоятельные социокультурные субъекты, способные без поддержки государственного аппарата, а тем более без его вмешательства в их дела, осуществлять воспроизводство материальной и духовной культуры. Для такого внутриполитического государственное управления необходим не только умный и справедливый, деятельный «царь», «хорошее» правительство и другие институты государства, но и демократия, основанная на праве, высоко развитая субъектность граждан, осознание ими своих прав и свобод.

В ходе возникающих кризисов и конфликтности любого общества, сферы распространения государственной власти расширяются. Государственный аппарат страны имеет больше возможностей и средств для преодоления кризисов и конфликтности общества, в том числе и насильственных на правовой основе. Длительно проявляющаяся неспособность государственного аппарата к успешному управлению общественным развитием, неудачная внутренняя политика также являются причинами социальных напряжений в обществе и приводят к смене государственной власти, политического режима.

Общие признаки внутренней и внешней политики .Внешняя политика государства во многом определяется успешностью или неуспешностью его внутренней политики. В этом заключены их общие признаки.

1. Как внутренняя, так и внешняя политика осуществляются в типовых сферах жизни общества и сообщества: экономической, властной, социальной, духовной, экологической, военно-политической. Активность, например, государства, во внешнеэкономической сфере основана на внутренней экономической политике: как государственное управление взаимодействует с финансовой, промышленной, транспортной, добывающей, торговой и другими структурами страны, как формирует и использует государственный бюджет, как управляет государственной собственностью. Внешнеполитическая правовая активность государства также зависит от состояния права внутри страны, от деятельности законотворческих, правоисполнительных и других институтов государства.

Можно сказать, что общим для внутренней и внешней политики государства является идентичность их содержания и основных направлений реализации. Эффективная внутренняя политика по государственному управлению сферами жизни общества во многом определяет авторитетность и результативность внешней политики государства в этих сферах.

2. Внутренняя и внешняя политика имеют две разновидности, учитывающие ее масштабность и временные показатели. Как внутренняя, так и внешняя политика имеют тактическую и стратегическую составляющие. Тактическая (текущая) политика направлена на осуществление ближайших целей и задач, а также планов и программ политической стратегии. Она обладает гибкостью, тесной связью с текущими политическими процессами, событиями и ситуациями, использованием временных соглашений, приобретением союзников (сторонников) при решении конкретных задач, оперативным использованием методов и средств политического взаимодействия, привлечением граждан (электоратов, слоев) в избирательных кампаниях, формированием внутреннего и внешнеполитического общественного мнения.

Стратегическая внутренняя и внешняя политика нацелена на долговременные взаимодействия, на разработку и осуществление перспективных планов и программ, на будущее самой политики, государства и мирового сообщества. Сущность стратегической политики состоит в выборе и обосновании коренных значимых целей и приоритетов внутреннего и внешнеполитического развития государства. Содержание стратегической политики могут составлять: поиск политических сил, материально-технических, финансовых, духовных и других необходимых ресурсов для достижения намеченных целей, создание новых политических партий и блоков внутри страны и на международной арене, заключение договоров с другими государствами, прогноз промежуточных и конечных результатов. Стратегическая политика, как считается, включает долгосрочный (10-15 лет) и среднесрочный (3-10 лет) этапы.

Читайте также:
  1. A) научная дисциплина, исследующая и обобщающая специфические связи между обществом и окружающей средой
  2. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  3. D) Палата представителей рассматривает проекты законов по всем направлениям внутренней и внешней политики.
  4. Агрессия США во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.
  5. Адаптация различных систем бухгалтерского учета, их соответствие международным стандартам.
  6. Акты международных организаций по экономическим вопросам.
  7. Алгоритмы внутренней сортировки. Элементарные методы сортировки

Каждое из направлений (традиционализм, политический идеализм, марксизм - и такими их современными разновидностями, как неореализм и неомарксизм, теории зависимости и взаимозависимости, структурализм и транснационализм) исходит в трактовке рассматриваемой проблемы из собственных представлений об источниках и движущих силах политики. Так, например, для сторонников политического реализма внешняя и внутренняя политика, хотя и имеют единую сущность, - которая, по их мнению, в конечном счете сводится к борьбе за силу, - тем не менее составляют принципиально разные сферы государственной деятельности. По убеждению Г. Моргентау, многие теоретические положения которого остаются популярными и сегодня, внешняя политика определяется национальными интересами. Национальные интересы объективны, поскольку связаны с неизменной человеческой природой, географическими условиями, социокультурными и историческими традициями народа. Они имеют две составляющие: одну постоянную - это императив выживания, непреложный закон природы; другую переменную, являющуюся конкретной формой, которую эти интересы принимают во времени и пространстве. Определение этой формы принадлежит государству, обладающему монополией на связь с внешним миром. Основа же национального интереса, отражающая язык народа, его культуру, естественные условия его существования и т.п., остается постоянной. Поэтому внутренние факторы жизни страны (политический режим, общественное мнение и т.п.), которые могут меняться и меняются в зависимости от различных обстоятельств, не рассматриваются реалистами как способные повлиять на природу национального интереса: в частности, национальный интерес не связан с характером политического режима. Соответственно, внутренняя и внешняя политика обладают значительной автономией по отношению друг к другу.

С точки зрения представителей ряда других теоретических направлений и школ внутренняя и внешняя политика не только связаны друг с другом, но эта связь носит характер детерминизма. Существует две версии подобного детерминизма. Одна из них свойственна ортодоксальному марксизму, с позиций которого внешняя политика является отражением классовой сущности внутриполитического режима и зависит в конечном счете от определяющих эту сущность экономических отношений общества. Отсюда и международные отношения в целом носят "вторичный" и "третичный", "перенесенный" характер. Другой версии детерминизма придерживаются сторонники геополитических концепций, теории "богатого Севера" и "бедного Юга", а также неомарксистских теорий зависимости, "мирового центра" и "мировой периферии" и т.п. Для них, по сути, исключительным источником внутренней политики являются внешние принуждения. Так, например, с точки зрения И. Валлерстайна, для того, чтобы понять внутренние противоречия и политическую борьбу в том или ином государстве, его необходимо рассматривать в более широком контексте: контексте целостности мира, представляющего собой глобальную империю, в основе которой лежат законы капиталистического способа производства - "миро-экономика". "Центр империи" - небольшая группа экономически развитых государств, - потребляя ресурсы "мировой периферии", является производителем промышленной продукции и потребительских благ, необходимых для существования составляющих ее слаборазвитых стран. Таким образом, речь идет о существовании между "центром" и "периферией" отношений несимметричной взаимозависимости, являющихся основным полем их внешнеполитической борьбы. Развитые страны заинтересованы в сохранении такого состояния (которое, по сути, представляет собой состояние зависимости), тогда как страны "периферии", напротив, стремятся изменить его, установить новый мировой экономический порядок. В конечном счете, основные интересы тех и других лежат в сфере внешней политики, от успеха которой зависит их внутреннее благополучие. Значение внутриполитических процессов, борьбы партий и движений в рамках той или иной страны, определяется той ролью, которую они способны играть в контексте "миро-экономики".


Еще один вариант детерминизма характерен для представителей таких теоретических направлений в международно-политической теории, как неореализм и структурализм (приобретающий относительно самостоятельное значение). Для них внешняя политика является продолжением внутренней, а международные отношения - продолжением внутриобщественных отношений. Однако решающую роль в определении внешней политики, по их мнению, играют не национальные интересы, а внутренняя динамика международной системы. При этом, главное значение имеет меняющаяся структура международной системы: являясь в конечном счете, опосредованным результатом поведения государств, а также следствием самой их природы и устанавливающихся между ними отношений, она в то же время диктует им свои законы. Таким образом, вопрос о детерминизме во взаимодействии внутренней и внешней политики государства решается в итоге в пользу внешней политики

Завершая рассмотрение проблемы соотношения внутренней и внешней политики можно сделать следующие выводы.

Во-первых, детерминистские объяснения соотношения внутренней и внешней политики малоплодотворны. Каждое из них - идет ли речь о "первичности" внутренней политики по отношению к внешней или наоборот, - отражает лишь часть истины и потому не может претендовать на универсальность.

Во-вторых, в современных условиях указанная связь становится настолько тесной, что иногда теряет смысл само употребление терминов "внутренняя" и "внешняя политика", оставляющее возможность для представлений о существовании двух отдельных областей, между которыми существуют непроходимые границы, в то время как в действительности, речь идет об их постоянном взаимном переплетении и "перетекании" друг в друга.

В-третьих, рост числа акторов "вне суверенитета" не означает, что государство как институт политической организации людей уже утратило свою роль или утратит ее в обозримом будущем. В свою очередь, отсюда следует, что внутренняя и внешняя политика остаются двумя неразрывно связанными и в то же время несводимыми друг к другу "сторонами одной медали": одна из них обращена внутрь государства, другая - во вне его.

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Каждое политически, т.е. государственно, организованное сообщество вынуждено взаимодействовать с аналогичными политическими сообществами и, соответственно, так или иначе, регулировать свои взаимоотношения с ними. Любое государство сталкивается с комплексом проблем, решение которых выходит за рамки его внутренней жизни: это и отражение угрозы своей целостности и безопасности, и согласование интересов с более сильными (или слабыми) партнерами, и пополнение необходимых для обеспечения своей жизнедеятельности ресурсов, которые находятся за пределами собственных границ и т.п. Соответствующая деятельность государств составляет внешнеполитическую сферу в качестве самостоятельной области политики. Следовательно: Внешняя политика - это область деятельности государства, связанная с регулированием его отношений с другими государствами. Каждое государство вырабатывает и осуществляет тот или иной внешнеполитический курс, выстраивает свою линию поведения на международной арене. Внешняя политика является, в сущности своей, продолжением и дополнением внутренней политики.

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам.

Выделяют некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики.

Внешняя политика имеет собственные специфические черты, которые отличают ее от внутренней:

  • а) определение и реализация целей во внешней политике осуществляются с учетом действий и целей других суверенных государств;
  • б) внешняя политика имеет собственное организационно-институциональное обеспечение (органы, кадры).

Реализация внутренних функций государства приобретает различные формы в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Выделяют следующие виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Пассивная внешняя политика - присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.

Агрессивная внешняя политика - заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

Активная внешняя политика - заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Консервативная внешняя политика - заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.

Основными субъектами внешней политики являются:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры. Основными целями внешней политики являются: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национально суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все эти цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Внешняя политика государства выполняет три основные функции: охранную, информационно-представителськая и переговорно-организаторскую.

Охранная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государств могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств.

Переговорно-организаторская функция состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам.

Все функции имеют универсальный характер, хотя их проявление зависит от многих конкретно-исторических факторов (развития общества, его связей с миром, характера политической и государственной власти). Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов.

межгосударственный политика национальный менталитет

Внутренняя политика

Внутренняя политика

совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики. Эта политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; достоинство личности охраняется государством; граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др. Внутренняя политика государства достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности. Поэтому внутренняя политика многих институтов государственной власти отчуждаема людьми, оцениваема негативно. Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только в их единстве – ключ к ее эффективности.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Внутренняя политика

деятельность государства, его институтов, которая направлена на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Внутренняя политика" в других словарях:

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 9 декабря 2012 … Википедия

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - Политика, выражающая взаимоотношения классов, социальных групп и наций внутри государства … Словарь политических терминов

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - все внутренние дела государства, их ведение. Это понятие, широко используемое в конституционном лексиконе. В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - – сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти. В. п. осуществляется властными структурами,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: По … Википедия

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Политика Портал:Политика Украина … Википедия

    Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

    Внутренняя политика царизма в 19 в. - Чем сильнее подрывались основы самодержавно крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего … Всемирная история. Энциклопедия

    Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

Книги

  • Внутренняя политика Анны Иоанновны (1730-1740) , Н. Н. Петрухинцев. В монографии исследуется процесс формирования ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ВРЕМЕНИ ПРАВЛЕНИЯ АННЫ ИОАННОВНЫ (1730-1740 гг.) и анализируются наиболее крупные внутриполитические акции аннинского…