Оценочные беседы (собеседования) с работающими сотрудниками еще только начинают входить в арсенал HR-а. В связи с этим каждая компания методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к этому новому виду оценки персонала. Сегодня практическим опытом проведения оценочных бесед делится Руслан МАНСУРОВ, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Нэфис-Косметикс» (г. Казань).

Вся история человечества это история конфликтов. Одни считают их однозначно негативным явлением, другие вполне естественным и даже в чем-то позитивным фактором, дающим импульс к развитию. В любом случае специалист по персоналу не может себе позволить быть безмолвным свидетелем происходящих в организации неурядиц. Как менеджер, он должен уметь анализировать их и управлять ими и, конечно, научить линейных руководителей держать ситуацию под контролем.

Словарь HR-a

Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - противоречие, возникающее между людьми в процессе общения или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Организационный конфликт - конфликт, возникающий в пределах одной организации.

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти конфликты?

Конфликты имеют более разрушительные последствия для организации, чем может показаться на первый взгляд. Давно известно и подтверждено многочисленными психологическими исследованиями мнение о том, что участники конфликтов обращают меньше внимания на качество выполнения своих рабочих обязанностей. А после конфликта оппонентам зачастую так и не удается войти в прежний рабочий ритм и работать с прежней продуктивностью.

Типологий конфликтов в организации достаточно много. Основные из них представлены в схемах на стр. 87-89.Однако в любом случае важную роль в разрешении спорной ситуации играет непосредственный руководитель сотрудников и HR. Но для понимания сущности организационных конфликтов и, главное, для возможности их конструктивного урегулирования нужно осознавать, какова роль руководителя в конфликте. Какую роль он берет на себя? Позволяет ли он втягивать себя в конфликт или пытается разрешить ситуацию?

О природе конфликтов в организации написано очень много. Мы не будем сейчас повторять то, что вы уже наверняка читали. Сосредоточимся на приемах, которые могут помочь нам в деле диагностики, предупреждения и разрешения конфликтов, а именно на методе трансактного анализа*.

Кто ты?

Мы уже писали о Я-состояниях**. Напомним, что Я-состояние это поведенческий стереотип. Давайте рассмотрим все Я-состояния : «Родитель», «Ребенок», «Взрослый». Что же они означают?

«Родитель» - это состояние, в котором находит отражение информация, полученная нами в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты. Все то, что определяет: как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. В состоянии «Родителя» мы можем проявлять критическое или заботливое поведение. «Родитель» в критическом состоянии проявляется как набор установленных строгих правил (обычно запретительных), которые могут совпадать или не совпадать с правилами, установленными для себя данной личностью. Критический «Родитель» хранит в себе определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, предрассудки. В этом состоянии человек учит, направляет, оценивает, запрещает, проводит границы, все понимает, не сомневается, ищет виновного, иронизирует, за все отвечает и за все требует. Он использует такие формулировки, как «Ты должен», «Это нельзя», «Надо делать так», «Прекрати это немедленно» и т. д. Заботливый «Родитель» выражается также через проявление таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, сочувствие: «Не вешай нос», «Хорошо получилось», «Не ломай себе голову», «Я могу вас понять» и т. п.

«Ребенок» - это импульсивное, не поддающееся контролю начало в человеке. С одной стороны, это доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческая увлеченность, изобретательность. С другой стороны, нежелание принимать решения, инфантильность и другие не очень позитивные для взрослого человека качества. Я-состояние «Ребенок» это как раз голос ребенка, живущий в нас. В этом состоянии мы действуем под влиянием чувств, привычек и моделей поведения, заложенных в нашем детстве. Дети способны выходить за пределы общественных условностей (в отличие от позиции «Родитель») и не любят тратить время на всесторонние логические обоснования (в отличие от состояния «Взрослый»). В этом состоянии проявляются реакции, характерные для детского возраста: люди повинуются, чувствуют себя виноватыми или беспомощными, замыкаются в себе, требуют одобрения, обижаются на кого-либо, опасаются чего-либо, предъявляют повышенные требования к себе. «Ребенок» использует такие выражения, как «Я попробую», «Почему всегда я?», «Я не смогу этого сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы». В этом состоянии человек пытается делать то, что, как ему кажется, ожидают от него. Либо переходит в бунтарское состояние протестует против более сильных и авторитетных людей, капризен, своенравен, груб, непослушен и агрессивен: «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое».

«Взрослый» - состояние, в котором человек способен объективно оценивать действительность в соответствии с информацией, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимает независимые, адекватные ситуации решения. Состояние «Взрослый» отличает поведение, чувства, привычки, свойственные собственно взрослому человеку, максимально соответствующие реальности. В состоянии «Взрослый» человек может приспосабливаться, быть разумным, строящим объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта. В этом состоянии человек трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует все свои и чужие поступки, действия, события, свободен от предрассудков, не поддается рассуждениям, открыто задает вопросы, может делить ответственность между собой и другими. Его вопросы начинаются со слов «Как?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Кто?», «Где?». В высказываниях из этого состояния человек использует такие слова, как «возможно», «вероятно», «если сравнить», «по моему мнению», «я думаю», «полагаю», «по моему опыту», «я буду» и т. д. Он выбирает наиболее простые и убедительные решения и старается избежать небрежности и неаккуратности. «Взрослый» умеет быть независимым от предубеждений «Родителя» и первобытных порывов «Ребенка».

Психология спешит на помощь

Итак, мы разобрались в Я-состояниях. Как же это поможет нам научиться управлять конфликтами? Для начала определим, из какого состояния общение будет происходить максимально эффективно. Конечно,это состояние «Взрослый». Оно поможет нам выработать, принять какие-либо отношения, предупредить или конструктивно решить конфликт.

Теперь постараемся научиться выявлять, с позиций какого Я-состояния происходит общение. Например, ситуация 1. Руководитель спрашивает подчиненного: «Почему ты опять не выполнил план в этом месяце?». В этом вопросе руководитель из состояния «Родителя» дает оценку, выражает недовольство подчиненным. При этом он обращается к живущему в подчиненном «Ребенку» (данная коммуникация обозначена на схеме 1 вектором белого цвета). Если же руководитель спрашивает подчиненного: «С чем связано невыполнение плана в этом месяце?», то в данном случае он общается исходя из состояния «Взрослого» к «Взрослому» подчиненного (на схеме 1 вектор обозначен пунктиром). Если же фраза звучит: «Ну и что я теперь буду говорить вышестоящему руководству о том, что ты не выполняешь план?», то руководитель с позиции «Ребенка» передает информацию подчиненному, обращаясь к его Родительскому состоянию (на схеме 1 вектор оранжевого цвета).

Как только мы научимся распознавать то, из какого состояния к нам обращается собеседник, мы получим контроль над ситуацией, так как сможем не только «читать между строк», но и контролировать свою реакцию, а значит, и влиять на то, что происходит.

Трансакции (единицы общения) бывают двух видов: простые (дополнительные и пересекающиеся) и сложные (скрытые) (когда человек по форме обращается к одному состоянию, а по сути – к другому). Давайте подробнее остановимся на простом варианте общения.

Основная особенность дополнительных трансакций в том, что общение между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго, пока они не пересекутся. Это возможно, если общение оправдывает ожидания обеих сторон. При этом, конечно, на них влияет то Я-состояние, в котором происходит общение. Например, руководитель обращается к подчиненному: «Давайте конструктивно обсудим причины своевременного невыполнения вами поставленных задач» (состояние «Взрослого»). Реакция подчиненного: «Есть ряд объективных причин, и они состоят в следующем...» (реакция из состояния «Взрослого»). Такое взаимодействие направлено на конструктивное обсуждение проблемы и не перерастает в конфликт (схема 2).

Пересекающиеся же трансакции возникают, когда на вопрос с одной стороны следует неожиданная реакция. Именно этот вариант является основой большинства конфликтов. Например, человек говорит из позиции «Взрослого» и ждет в ответ того же: «Ты не видела, где мой отчет?». Если человек будет отвечать с позиции «Взрослого», то он может ответить: «Он лежит на моем столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виноват!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После этого общение прекращается, а начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока общение не вернется в конструктивное русло. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

Техника «Диссонанс»

Итак, рассмотрим на примерах, как можно разрешить возможный конфликт с помощью техники «Диссонанс». Она состоит из двух шагов. Шаг 1 обращаемся из позиции, к которой адресует вопрос собеседник, к позиции, в которой он пребывает, и сразу же шаг 2 с позиции «Взрослого» обращаемся к «Взрослому» состоянию оппонента.

Пример

Руководитель: «До каких пор вакансия главного бухгалтера будет открыта?» (обращение к состоянию «Ребенок»).

Рекрутер: «Вы правы, я должна была закрыть ее еще две недели назад...» (шаг 1 ожидаемая реакция, то есть обращение к состоянию «Родителя» в ответ из мнимого состояния «Ребенок») «...давайте вместе проанализируем те факторы, которые мешают закрытию вакансии и что мы можем в настоящей ситуации сделать, чтобы ее изменить» (шаг 2 рекрутер переходит из состояния «Ребенок» в состояние «Взрослый» и обращается к «Взрослому» состоянию руководителя (схема 3).

Пример

Первый сотрудник: «Эту работу можно выполнить в пять минут, может, ты недостаточно компетентен, чтобы ее выполнить?» («Родитель» обращается к «Детскому» состоянию коллеги).

Второй сотрудник: «Да, ситуация неприятная» (шаг 1 из якобы «Детского» состояния идет реакция в «Родительское» состояние коллеги), «Качественная и профессионально выполненная работа требует определенного времени на подготовительный этап и ее непосредственное выполнение. Следовательно, я ориентирован на качественное выполнение задач» (шаг 2 второй сотрудник выходит из «Детского» состояния во «Взрослое» состояние и направляет свою реакцию во «Взрослое» состояние первого сотрудника).

Использование техник трансактного анализа позволяет уменьшить количество конфликтных ситуаций. Специалист по персоналу, исходя из ситуации, может обращаться в разные состояния конфликтующих сторон, при этом имея всегда внутри себя состояние «Взрослого». Также очень важно, чтобы подобная работа велась и руководителями подразделений, так как специалист по персоналу не может предотвратить и решить все возникающие проблемы в коллективе. Именно непосредственный руководитель должен выполнять эту работу.

Итак, мы поняли, что управление конфликтом это сознательная деятельность. Главное, не пускать конфликт на самотек, а желательно предупреждать его.

* Подробнее о трансактном анализе см. №1, 2007.

** «Игры, в которые играют HR-ы», №1, 2008.

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятель­ности, при этом действие является основным содержанием обще­ния. Описывая общение, мы чаще всего используем слова, обозначающие действия. Например: «при решении вопроса мы топ­тались на одном месте» или «он давил на меня, но я не поддался».

В своем собственном общении мы реагируем на действие парт­нера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом, - что наши действия едины, мы «заодно» и т.д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами могут стоять разные действия. Поэтому, общаясь, мы задаем себе вопрос: «Что собеседник делает?», отве­чаем на него и свое поведение строим, исходя из полученного от­вета. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относи­тельно друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.

Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного ана­лиза . Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрос­лого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус со­беседника. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице*

(* Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. - М., 1999. - С. 187).

Каждый тип состояний важен для человека:

Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;

Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоци­ям, логически мыслит;

Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием до­минировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.

Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка

Характеристики

Родитель

Взрослый

1. Характерные слова и выра­жения

Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен...; Я не понимаю, как это допускают... и т.д.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

2. Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие

Связанные с реальностью

Очень эмоцио­нальные

3. Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное

Внимательность, поиск информа­ции

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное

4. Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Открытые глаза,

максимум внимания

Угнетенность, удивление

Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди

Наклон вперед к собеседнику, голова повора­чивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кула­ки, ходят, дер­гают пуговицу)

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на дости­жение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Понимате-ли» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблю­дать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адапти­роваться (подстроиться) к партнеру по общению.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовы-вают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодей­ствия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодей­ствий. Наиболее часто выделяются два типа взаимодействия: коо­перация (от лат. cooperatio - сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция (от лат. сопсигго - сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препят­ствий соперникам в достижении целей.

Деловое взаимодействие организуется на основе принятых пра­вил и норм, которые устанавливаются законодательными акта­ми, служебными инструкциями, этическими кодексами, а также определяются принципами делового этикета.

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимо­действие»?

2. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?

3. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на конт­роль и понимание.

4. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространенными?

5. По-вашему мнению, какой тип межличностного общения характе­рен для «контролера» и какой тип для «понимателя» (см. разд. 2.2).

В процессе социальной интеграции инвалидов в современное общество необходимо учитывать гендерные различия людей с ограниченными возможностями, что в целом способствует более успешному осуществлению этого процесса, Перспективой и практическим приложением данного исследования может стать разработка спецкурса «Гендерная социальная работа с инвалидами» для студентов университетов и колледжей отделения «Социальная работа», а также гендерной программы социальной реабилитации по развитию личности человека с ограниченными возможностями, которая будет направлена на решение таких задач, как: содействие в осознании гендерной роли человеком с ограниченными возможностями, коррекция сложившихся гендерных схем, формирование мотива достижения в профессиональной деятельности и эффективной гендерной модели поведения человека с инвалидностью.

Библиографический список

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. - СПб: Питер, 2005. -С. 403-411.

2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб., 2001.

3, Короленко Ц. П. Мифология пола. - Канн, 1994.

4, Макснмчикова, Е. И. Изменение подхода к определению понятию «инвалидность» / Е. И. М а коим чикова //Медицина и социальная работа / Отв.ред.и сост. А.В.Мартыненко, - М,: Институт социальной работы, 1998. - 58-64 с.

5. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология / Р. Г. Петрова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2006.

6, Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002, - С Л 50

Е. В. Козлова

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК»

Понятие “позиция” достаточно часто используется в психолого-педагоги чес кой литературе, употребляется в различных исследованиях деятельности человека.

“Позиция” (от латинского розіїіо) - 1) установление системы отношения человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующих поступках и поведении; 2) интегрированная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре .

В узком смысле “позиция” понимается как точка зрения в каком-либо вопросе; определённая оценка какого-либо факта, явления, события, действия, поведения .

Профессор Т. И. Мальковская обращает внимание на то, что в современной философской, психолого-педагогической литературе выявляется два основных подхода к пониманию социо-психологической сущности позиции: социологическая, при которой “позиция” воспринимается как условие для проявления личности (И. С. Кон, В. И. Селиванов, В. Фридрих и др.) и социально-психологическая (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Н. А. Диветовская и др.), где под “позицией” понимается установочный компонент, относящийся к структуре образования личности .

В отечественной науке можно выделить два основных направления в изучении позиции личности. Первое это - “внешняя позиция”, т. е. положение личности в пространстве (А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, П. Ю. Базаров, А, Л. Свенцинский и др.). Исследователи рассматривают “позицию” как своеобразное объективное условие жизнедеятельности человека и раскрывают его, в основном, через понятие “роль”. Второе направление связано с изучением “внутренней позиции” - некоторого внутриличностного образования, под которым понимается построение развивающейся системы отношений человека к социальному окружению и к самому себе (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Д. Парыгин, Н. А. Дивитовская, Р. С. Немов и др.).

Хотя понятие “позиция" является достаточно употребляемым, рабочим, единого определения этого понятия нет. В различных исследованиях деятельности человека существуют разные подходы к его пониманию. В частности, по мнению Б. Г. Ананьева, “позиция” являясь субъективной, деятельной стороной “статуса” личности, представляет собой “сложную систему отношений личности, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена” .

В. Н. Маркин, рассматривая позицию как интегральную характеристику жизнедеятельности личности, определяет её как “способ включения в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социальнозначимых, прежде всего, профессиональных умений и реализующихся в отношении к окружающему миру” .

Г. М. Андреева приводит следующую формулировку: "понятие “статус” или “позиция” обозначают место индивида в системе групповой жизни” .

Б. Д. Парыгин определяет позицию как “отношение” человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его среде” .

В. Г. Крысько выделяет “три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчерк-

нуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее)” .

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция “Хочу!”, позиция Родителя как “Надо!”, позиция взрослого - объединение “Хочу” и “Надо”) . Аналогичный подход предложен П. Н. Ершовым, а затем Ю. С. Кри-жанской, В. П. Третьяковым которые, обозначая позиции, говорили о возможной “пристройке сверху” и “пристройке снизу” .

Таким образом, можно отметить многосторонность, многоплановость трактовок понятия “позиции”. Во-первых, "позиция” рассматривается как положение в обществе, группе (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Т. Ю. Мари-лова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.).

Во-вторых, “позиция” исследуется как отношение человека к деятельности в целом и к различным её областям (Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Л. А. Кон-цевская, Т. А. Загрузина, Л. В. Занина, С. А. Капустин, Б. Д. Парыгин,

О. Л. Романова, А. С. Спиваковская, В. А. Яров и др.).

В-третьих, “позиция” - это место человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации (Э. Берн, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, И, Д. Добрович, П. Н. Ершов, Ю. М. Жуков, А. И. Красило, Ю. С. Крижан-ская, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровская, В. П. Третьяков, Л. П. Федорова и др.).

Термин “позиция” в контексте определения совмещенной психологической системы “мать-ребенок” рассматривается с двух сторон: позиция ребенка в системе внутрисемейных отношений, родительская позиция.

Родительская позиция определяется как пусковой механизм, лежащий в основе становления и развития не только родительского отношения, определенных типов (стилей) воспитания детей, но и особенностей эмоциональных контактов ребенка с членами семьи, а также динамике отношений ребенка со взрослыми в семье на протяжении всего раннего онтогенеза.

Замечено, что родительская позиция определяет характер взаимной связи родителя и ребенка. Она включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Е. Г. Сидяевой выделены позиции-шаблоны, лежащие в основе непродуктивного взаимодействия в системе “мать-ребенок”: заискивающий “миротворец”, “обвинитель”, расчетливый “компьютер”, сбитый с толку, “отвлекающийся”.

Родительская позиция имеет связь с особенностями семейной среды. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости .

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку" речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Выделяют также три спектра материнской позиции, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренеб-режеиие, близость-дальность.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа материнской позиции используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родительского отношения к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Так, в классификации типов воспитания Г.Крайга отчетливо прослеживается наличие четырех вариантов материнской позиции:

Либеральная (“Он душечка, все, что он делает прекрасно”, в поведении проявляется через теплые отношения, низкий уровень контроля);

Индифферентная (“Зачем я его родила, из-за него моя жизнь не сложилась”, в поведении проявляется через холодные отношения, низкий уровень контроля) .

Родительская позиция определяется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода явление, однако специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объек-

тивное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

В исследовании была выдвинута цель - определение видов родительской позиции в совмещенной психологической системе "мать-ребенок ".

В связи с чем. были определены исследовательские задачи:

1. Установить особенности проявления родительской позиции.

2. Определить наличие групп.

3. Выделить виды родительской позиции.

Для выявления особенностей проявления родительской позиции были использованы: сочинения на тему “Мой ребенок” и метод анкетирования, включающий в себя вопросы, утверждения, понятия, раскрывающие представления о ребенке и рефлексию по поводу взаимодействия в системе “мать-ребенок”.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери.

Оценка и интерпретация анкет проводилась по тем же параметрам., но с учетом понятий, утверждений вопросов которые были непосредственно включены в содержание опросника.

Уважаемые родители! Данный опрос проводится с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации,

1. Охарактеризуйте понятия:

Ответственные дети, безответственные дети.(1)

Любовь, защита, забота,(2)

2. Обоснуйте утверждения:

Любовь к детям не должна быть ничем обусловлена.(1)

Если дети создают нам проблему, ее нужно быстро переложить на их плечи. (2)

Настоящая, искренняя любовь должна проявляться независимо от достоинств и достижений наших детей.(3)

У ребенка свои трудности, у взрослого свои.(4)

То, что мы говорим, не всегда совпадает с тем, что слышат наши дети.(5)

Необходимо давать возможность ребенку понять, что у него достаточно знаний и умений для достижения успеха.(б)

3. Ответьте на вопросы:

Как можно выразить свою любовь? Какие фразы и действия в выражении своей любви вы используете? (1)

Влияет ли и как поведение ребенка на изменение вашего поведения, настроения (его поведение - ваша реакция),(2)

Какие вопросы задает ребенок в течение дня.(З)

Почему взрослые вмешиваются в проблемы детей?(4)

Необходимо ли устанавливать детям ограничения и в чем это может проявляться?(5)

Что вы будете делать, если на улице холодно, а ваш ребенок собирается идти без куртки?(6)

В каких случаях ребенок имеет положительный результат. Данная ситуация положительна и для Вас? Почему?(7)

4. Выполните задание: напишите фразы, провоцирующие неадекватное поведение ребенка, и фразы, заставляющие ребенка задуматься.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери,

Параметры оценки и интерпретации ОПРОСНИКА:

1. Уровень принятия ребенка: характеристика понятий - (1), (2); обоснование утверждений (1), (3); ответы на вопросы (1), (2).

2. Осознание психологических особенностей ребенка: обоснование утверждений (5), (6).

3. Готовность и способность в оказании помощи ребенку: обоснование утверждений (2), (4); ответы на вопросы (3), (4).

4. Гибкость и вариативность в поведении матери: ответы на вопросы (5), (6), (7); задание.

В результате анализа и интерпретации результатов исследования было обнаружено наличие четырех групп респондентов, каждая из которых характеризовалась ярко выраженными позицией матери по вопросам развития и воспитания ребенка.

Так, в первой группе респондентов по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их достоинствами и недостатками, открыты в выражении своих чувств к ним: “Ответственные дети - это дети, которые способны отвечать за свои поступки, действия”; “Нужно просто любить, и чтобы ребенок чувствовал эту любовь”; “Любовь можно выразить прикосновением, поглаживанием, вниманием, поступками, а иногда словами”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают наличие изменений происходящих с ребенком по мере взросления: “Дети на уровне своего возраста и мировоззрения все понимают по-своему”; .. потому что ребенок мир воспринимает по-своему, по другому”; “Следует чаще говорить: .. .ты знаешь, ты умеешь, подумай хорошо и у тебя все получится” и ребенок будет уверен в себе”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что дети должны пытаться сами решать свои проблемы, а взрослые всегда готовы им в этом помочь: “Все зависит от того, какая это проблема: может ребенок в состоянии решить ее сам, а может ему требуется чья-то

помощь”; “Нужно помочь ему решить ее самому”; “Если дети самостоятельно проблему решить не смогут, нужно попытаться вместе найти решение”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми жесткие ограничения и запреты используют лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для жизни ребенка, в остальных случаях считают, что они, конечно, должны быть, но дети должны осознанно им следовать: “...ограничения только те, что опасны для жизни ребенка или мешают окружающим”; ‘Ограничения устанавливать нужно, но не в приказном порядке, а убедить, переключить внимание.в младшем возрасте либо заставить надеть курт-

ку либо ни куда не пойдет, постараюсь объяснить, почему необходимо ее надеть. А в старшем возрасте пусть идет, замерзнет - вернется и наденет”.

Вторая группа респондентов, по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей, сравнивая их с социально-желательными образцами. В своих ответах придерживаются общеупотребительных формулировок: “Прежде всего, в ребенке надо видеть человека, личность и его положительные стороны”; “Ответственные дети - это дети, которые выполняют любые задания и поручения в точные сроки”; “Любовь - это чувство, которому не нужны мотивы”; “Любовь можно выразить словами, делом, помощью в решении трудных вопросов”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают психологические особенности своих детей. Большое внимание уделяют формированию их самооценки: . .так как мнения у разных людей раз-

ные и поступают они в соответствии с ними”; “.. .это формирует самооценку, требовательность к себе и уверенность”; “.. .на первых порах ему нужно помочь в деле, тогда у него будет хорошая самооценка”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что взрослые должны решать проблемы детей вместе с ними: “Если у ребенка появилась проблема, то ее нужно решать вместе с ним”; . .нужно повернуть так, чтобы ребенок сам увидел созданную им проблему и постараться вместе с ним ее ликвидировать”; “Лучше решить проблему вместе, объяснив при этом ребенку, почему лучше сделать так, а не иначе”; “Ребенок не может решить свою проблему е силу многих обстоятельств, а взрослый со своим жизненным опытом может помочь решить возникшую проблему”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми требования и запреты отождествляют с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать ребенка в этом: “Ребенок должен соблюдать нормы поведения, этические нормы”; “Требования и запреты могут проявляться в правилах поведения”; “Постараюсь убедить ребенка, что в куртке гораздо теплее”.

Респонденты третьей группы по критерию “Уровень принятия ребенка”

обвиняют себя в том, что недостаточно внимания уделяют своим детям: “...так как истинная любовь только та, которая жертвенна”; “...можно целый день провести вместе, занимаясь только тем, что ребенок хочет”; . .уделять ему больше внимания, играть с ним в игры”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” оправдывают поступки своих детей, объясняя их некомпетентными действиями взрослых: “Некоторые выражения, которые используют взрослые, не понятны детям, поэтому они поступают по-своему”; “Иногда дети просто “закрыты” и не хотят слышать взрослых из-за несовпадения взглядов на ситуацию, иногда проявляется просто нежелание, хотя, я думаю, это проблема взрослых, что они не воспитаны в истине, т. е. в послушании”; “Дети делают все наоборот, наверное, им нравиться перечить, чтобы взрослые повторяли множество раз и, тем самым, почаще обращали на них внимание”

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что проблемы детей должны решать взрослые: . .нужно взросло-

му находить выход из этой проблемы, ребенок не должен чувствовать, что проблема заключается в нем”; “Проблема детей - это проблема взрослых”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка: . .это проявляется в запре-

тах, отказах ребенку в чем-либо”; “Если не наденет куртку по-хорошему, то сказать ему, что останется дома, никуда не пойдет”; “Не пущу его на улицу, пока не наденет куртку”.

В результате проведения анализа сочинений “Мой ребенок” было установлено.

Первая группа респондентов честно и открыто описывали качества и поступки своих детей. В построении “образа своего ребенка” не прослеживается стремление к социально-желательному образу, респонденты принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их преимуществами и недостатками, адекватно их оценивают. .Посещает спортивную секцию, но с неохотой,это скорее мое желание, чтобы научился постоять за себя...”; “...Я надеюсь, что он будет доставлять больше радости, чем горести....Навязывать что-то или заставлять делать что-то так, а не иначе, я не буду. Человек должен сам выбирать свою дорогу..

В сочинениях второй группы респондентов прослеживается стремление в описании “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, отмечены только их позитивные стороны. . .Она добрая, энергичная. Думаю, что в классе является лидером...”; “...Стремится всегда быть первой во всем..“.. .Мне хочется, чтобы мои дети учились в лицее или какой-нибудь гимназииМой ребенок добрый, послушный всегда в хорошем настроении..

Образу своего ребенка в сочинениях респондентов третьей группы присуща выраженная открытость, нежелание скрывать о нем негативную ин-

формацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства. ",. .Воспитатель у нее только один любимый, второго она терпеть не может, наверное, сам виноват...”; “...Так как у нас нет интимных отношений, она мне ничего не говорит. На мой взгляд, появилась очень большая проблема - отсутствие взаимопонимания..Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма...”.

В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение “образа своего ребенка” связано не с психологическими характеристиками, а с описанием биографии детей. . .Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс., .Закончил школу в 2004 г., с хорошим аттестатом, сдал экзамены на “отлично” и поступил в политехнический институт.

В результате полученных данных было выделено четыре вида родительской позиции; принимающая, нормативная, обвиняющая, отстраненная. Данные виды родительской позиции связаны с особенностями осознания, принятия ребенка родителями, а также с особенностями построения образа ребенка и способности родителей к прогностическому анализу поведения и развития детей.

Принимающая позиция характеризуется принятием ребенка таким, “какой он есть”, с его достоинствами и недостатками, открытостью в выражении своих чувств к нему, осознанием изменений, происходящих с ребенком по мере его взросления, адекватностью в оценке его поведения и личностных качеств. Жесткие ограничения и запреты во взаимоотношениях с детьми используются лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для их жизни, и дети должны осознанно следовать им. В построении “образа своего ребенка” не стремятся к социально-желательному образцу.

Нормативная позиция характеризуется "оценочным” принятием своего ребенка, сравниванием его с социально-желательными образцами, стремлением в построении “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, норме. К ребенку предъявляются завышенные требования. Ограничения и запреты отождествляются с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать его в этом.

Для обвиняющей позиции характерна выраженная открытость, нежелание скрывать о своем ребенке негативную информацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства; самообвинение в недостаточном внимании к своим детям; оправдывание поступков детей и объяснение их некомпетентными действиями самих взрослых. Эта категория родителей считают, что проблемы детей должны решать взрослые, устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка.

Отстраненная позиция характеризуется непонимением матерью вооб-

ще смысла вопросов связанных с развитием ребенка и ролью в этом процессе взрослого. Вся связь матери и ребенка респондентов с данной позицией заключается в удовлетворении фозиологических потребностей.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г, Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с,

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер, с англ, - М., 1992.

4. Земская, М, Семья и личность, - М., 1986.

5. Психологический словарь Под общ. Ред, В. Г. Щур. 2-е изд. - М.: Изд-во полит. Лит., 1990. -420 с.

6. Козлова, Е. В., Тарабрина, Т. В. Влияние стратегии межличностного взаимодействия в семье на представление ребенка о том, как относятся к нему родители, Материалы региональной научно-практической конференции “Наука и образование: проблемы и перспективы”. - Бийск, 2001. - С, 108-111.

7. Козлова, Е. В. Семья как фактор становления личности в раннем онтогенезе. Психолого-иедагогические проблемы современного образования. Сборник научных статей. - Барнаул, 2001. - С. 187-197.

8. Крайг, Г. Психология развития. - СПб.; Питер, 2000, - 742 с.

9. Крижаиская, Ю. С., Третьяков, В. П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990. - 204 с.

10. Крысько, В. Г, Социальная психология: курс лекций. - М., 2003. - 365 с.

11. Лисина, М, И- Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс...докт. наук, - М., 1974.-29 с.

12. Мал ьковская, Т. Н. Воспитание социальной активности личности старшего школьника: Автореф. дисс...докт. наук.-Л., 1974.-51 с.

13. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 3971.- 351 с.

14. Сидяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.; Академия, 2002. - 192с.

15. Социологический энцоклопедический словарь. - М.: Норма, 1990. - 433 с.

16. Спнваковская, А. С. Как быть родителями. - М., 1986, - 256 с.

Рассматривая процесс взаимодействия и общения между людьми, можно опираться на множество существующих в психологии теорий. Мне близка и понятна теория транзактного анализа Эрика Берна, в рамках которой общение рассматривается, исходя из позиции его участников.

Э. Берн выделяет 3 позиции оппонента в акте общения (транзакции): Родитель , Взрослый , Ребенок . Любой акт общения (транзакцию) можно проанализировать, рассмотрев позицию каждого участника.

Казалось бы, все чрезвычайно просто: общаются двое взрослых. Какие здесь могут возникнуть проблемы? Но это только на первый взгляд. Действительно, если в общении двух человек каждый из них находится в позиции Взрослого , велик шанс, что общение будет продуктивным . Взрослые понимают друг друга, так как обоим доступен язык аргументации, фактов и логики.

А что, если общаются Взрослый и Ребенок ? Казалось бы, тоже очевидно – Взрослый мудрее, старше, опытнее, авторитетнее. Так и есть, если возрастные характеристики собеседников соответствуют позициям. Но бывает иначе.

Рассмотрим такой пример из практики:

Клиент, назовем его Николай, 21 год. Живет с родителями, учится на бюджете в университете. Близких друзей нет, девушки нет. На вопрос о том, как строит отношения с окружающими, отвечает, что испытывает сложности. Его никто не понимает. Все вокруг подлые, злые, агрессивные, девушки меркантильные. Хочет изменить отношение окружающих к себе.

В процессе работы выясняется, что обижен на родителей за то, что они его не понимают. Когда учился в школе (в средних классах), перестали делать с ним уроки, «оставили один на один с моей учёбой, как будто это не их дело. Справляйся, как хочешь», не защитили его, когда одноклассники начали «травлю». Получил травму в результате «разборок» с одноклассниками. И снова оказался не понят родителями, которые не стали разбираться с обидчиками. Когда пошел учиться в университет, родители по-прежнему отказывались «делать с ним уроки».

В данном случае прослеживается инфантильность, незрелость человека. Взрослый осознает себя Ребенком , выстраивает отношения из детской позиции. И искренне удивляется, что взаимодействие не получается. Либо получается, но кривое, не похожее на ожидаемое.

А дело вот в чем – один Взрослый видит другого и обращается к нему, как к взрослому, апеллируя фактами, цифрами, доводами. А второй из позиции Ребенка не понимает, чего от него хотят, так как его способ организации контакта – эмоционирование. Ему доступны и понятны детские транзакции.

Когда Ребенка взывают к ответственности, зрелым суждениям, оценке своих действий, он обижается, расстраивается и уходит из контакта, обиженный и расстроенный, как ребенок. Ребенок реагирует чувствами, Взрослый научен пропускать свои чувства сквозь фильтр . Ему доступны различные способы реагирования и взывание к здравому смыслу, в отличие от Ребенка .

Поэтому, если рассматривать акт общения (транзакцию) исходя из теории транзактного анализа Э. Берна, взаимодействие Взрослый-Ребенок неизменно приводит к непониманию с обеих сторон.

Во взаимодействии со мной Николай обижался на то, что я периодически напоминала о возрасте, говорила, что в 21 стоит уже начинать учиться самостоятельно делать «уроки», не рассчитывая на помощь родителей, защищать себя. Взаимодействие строилось по схеме Взрослый (я) – Ребенок (Николай).


Мои замечания про самостоятельность вызывали стойкий протест и обиду, т.к. я в своих посланиях взывала к Взрослому . Реакция Николая на эти послания была очень эмоциональной – «то есть, еще меня сделайте виноватым в том, что они плевать на меня хотели» .

Тогда я попробовала взаимодействовать с Николаем из позиции Родителя , терпеливого, понимающего, заботливого, объясняющего (Родитель-Ребенок ). Из позиции Родителя я рассказала о том, как происходит процесс сепарации (психологического отделения) ребенка от родителей, про этапы этого процесса.

Объяснила, что его реакция нормальна, присоединилась эмоционально (сообщила о том, что понимаю его обиду на родителей и готова об этом говорить). То есть, я перестала взывать к позиции Взрослого , которая на тот момент Николаю была недоступна, так как он, в силу непроработанной своей психологической травмы, «законсервировался» эмоционально в детском возрасте.

Соответственно, в процессе общения необходимо протестировать, из какой позиции к вам обращается собеседник, чтобы строить с ним дальнейшее взаимодействие, отвечающее поставленной задаче.

Есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание: транзакция Ребенок-Ребенок предполагает эмоциональность обоих участников и малоэффективна, если задача общения – решение серьезных вопросов.

Схема Ребенок-Ребенок подходит, скорее, для общения с реальным ребенком, для расположения его к себе и создания доверительной обстановки. Также годится для установления контакта с собеседником, находящимся в психологическом регрессе, для эмоциональной подстройки и нахождения точки входа в контакт.

Позиции Взрослый-Ребенок , Родитель-Ребенок годятся для педагогического общения. В транзакциях такого типа достигается воспитательное, обучающее, развивающее воздействие. Подходит при взаимодействии преподаватель-студент/учитель-ученик, а также при взаимодействии психолога с клиентом с целью конфронтации с инфантильной частью клиента.

В таком виде транзакцию порою строят руководители со своими подчиненными. И общение может быть результативным, но стоит обратить внимание на то, что Взрослые , имеющие четкое осознавание и понимание себя, как Взрослого , могут плохо реагировать на попытки обращаться к ним, как к малым детям.

Обращение начальника к подчиненным, как к школьникам (детям) может вызывать стойкое неприятие и накопление раздражения.

Позиция Взрослый-Родитель . Довольно сложная ситуация для взаимодействия. Здесь стоит немного прояснить отличие Взрослого от Родителя .

Взрослый – логичный, малоэмоциональный, здравый, оперирующий фактами и выдвигающий доводы участник общения.

Родитель – тот же Взрослый , но находящийся в педагогической позиции (поучающий, воспитывающий, настроенный на диалог с ребенком). Его позиция – несколько покровительственное отношение к участнику общения. Предполагается, что в акте общения используется указание на авторитет, подчеркивание собственной значимости, вертикальное построение взаимодействия.

Поэтому общение Взрослый-Родитель может вызывать сопротивление со стороны Взрослого , так как общение Взрослый-Взрослый – общение на равных, в то время как Взрослый-Родитель – вертикальное построение взаимодействия.

Рассмотрим еще один способ построения взаимодействия между участниками – Родитель-Родитель . Эта расстановка позиций годится для педагогических дебатов, а также в случае обсуждения реальными родителями своих детей. Во всех остальных случаях такой способ взаимодействия может оказаться непродуктивным.

Позиция Родителя предполагает вертикальное построение взаимоотношений, как уже описывалось выше, предъявление авторитета. Это может привести к схватке авторитетов, где оба участника транзакции будут отстаивать свою позицию, рискуя не услышать другого.

То есть, анализируя вышеописанное, можно сказать, что успех общения зависит от правильного выбора позиции участников процесса . Или подстройки одного из участников под позицию другого.

Секрет успеха – слушать и слышать другого, классифицировать его сообщения, исходя из предложенной модели, и выбирать способ взаимодействия. Немаловажно помнить о том, что все мы – разные. Кто-то более зрел, кто-то еще в процессе взросления. И каждый из нас имеет право на свой «возраст».

Относитесь с уважением и вниманием к своему собеседнику, и ваши старания будут вознаграждены!

Основоположником трансактного (транзактного) анализа общения является Эрик Берн.

Теория трансактного анализа Э. Берна исходит из того, что транзакция - единица акта общения , в течение которой со­беседники находятся в одном из трех состояний ""Я".

В процессе взаимодей­ствия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния челове­ка: состояние "родителя", "взрослого", "ребенка". Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну:

Инструкция к тесту:

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво­их детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я - увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

I (состояние ""ребенок""): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние ""взрослый""): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние ""родитель""): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпретация, обработка результатов Теста Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское .

Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно ""отвечает"" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда ""острых"", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

Признаки актуализации различных эго-состояний

1. Эго-состояние ребенок

Вербальные признаки : а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки : поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Эго-состояние родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки : указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Сочетания Эго-состояний

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения Э. Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чув­ством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и по­учениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категорич­ность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенно­сти при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что ду­маете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I или Д-состояние (""ребенок""), то вы можете про­являть склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

4.75 Rating 4.75 (2 Votes)