Иван Заруцкий.

Казнь посредством посажения преступника на кол практиковалась у многих славянских, германских и других западноевропейских народов. Широко распространена она была и на Руси.

Чаще всего применялась к государственным преступникам, предателям, членам оппозиции, повстанцам - словом, всем не угодившим высшей власти в лице монарха. Также сажали на кол за супружеские измены, аборты, убийство младенцев.

Технология казни

Во время этой жесточайшей казни преступник медленно насаживался на заостренный кол всем весом своего тела и умирал мучительно долго от болевого шока и обескровливания. Расправа всегда происходила на центральной площади города или другом лобном месте, где за ней мог наблюдать любой свидетель. Публично такое жестокое и долгое истязание производилось для того, чтобы «другим не повадно было».

«Технология» проведения была такова: толстый деревянный кол, остро заточенный с одного конца, вгоняли мужчине в анальное отверстие, женщине - во влагалище на несколько десятков сантиметров. Затем кол устанавливался вертикально и закапывался в землю. В результате этого жертва очень долго оседала на него, самопроизвольно пронзая свои внутренние органы.

Палач следил, чтобы кол не дошел до сердца и жертва не скончалась раньше времени. Для этого он устанавливал на определенном уровне горизонтальную перекладину. Казнь могла длиться от 10-15 часов до 4-5 суток. Придумали такой жестокий способ умерщвления в II тысячелетии до н.э. в Древнем Египте, Ассирии и на Востоке. В те далекие времена этим способом казнили все тех же бунтовщиков и женщин-детоубийц.

Самые известные примеры казни

Очень уважал этот вид казни Иван Грозный. «Заведовал» проведением посажения на кол, а также массой других видов изуверских казней его опричник, легендарный садист Малюта Скуратов. На Лобном месте в Москве сажали на кол бояр, служивых и мирских людей, заподозренных в государственной измене. Но и после Ивана IV эта излюбленная казнь русских царей не утратила своей популярности.

Летом 1614 года был посажен на кол государственный изменник, казачий атаман Иван Заруцкий. Будучи фаворитом Марины Мнишек, он являлся сообщником Лжедимитрия I и участвовал практически во всех основных заговорах Смутного времени. За все эти «подвиги» смутьян был приговорен к одной из самых жестоких казней на Руси.

Посажением на кол был также казнен сын известного воеводы Степан Глебов. Его обвинили в связи с первой супругой Перта I, Евдокией Лопухиной, что приравнивалось к государственной измене. Прелюбодеяние значилось уже вторым пунктом обвинительного приговора. Степан был казнен в марте 1718 года в лютый мороз. Осужденного сначала жестоко пытали. Затем на Красной площади перед лицом 200-тысячной толпы раздетым донага посадили на кол.

Глебов мучился 14 часов. На него набросили тулуп, чтобы преступник часом не умер раньше времени, замерзнув в 20-тиградусный мороз. За пыткой заставили наблюдать его опальную любовницу. Когда Степан наконец умер, ему отсекли голову, а тело бросили в общую могилу. Государю и этого показалось мало. Спустя 4,5 года по его приказу Святейший Синод предал покойного любовника заключенной в монастырь государыни вечной анафеме.

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни.

Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы – за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом – заливали в рот расплавленные свинец или олово.

Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже – только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место – центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице – плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3–4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» – одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей – на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни.

Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы – за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом – заливали в рот расплавленные свинец или олово.

Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже – только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место – центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице – плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3–4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» – одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей – на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

Евгения Вискова истязали несколько часов, били остервенело, беспощадно, врачи позже скажут: "забивали насмерть". Каждый из 14 подонков придумывал экзекуцию, потом шумно спорили, соглашались и продолжали. Когда выдохлись, переехали несчастного автомобилем. Раз, затем дугой… А он все не умирал. В конце кто-то предложил посадить изувеченного парня на кол. Так и сделали. Спустя час (дело было ночью) о бедолагу споткнулся запоздалый путник. Он и вызвал скорую.

Рассказам потерпевшего и многочисленным свидетелям местная милиция, судя по всему, не поверила, ведь уголовное дело там завели только по факту ДТП.

"ЗА ЧТО ОНИ ТАК С МОИМ СЫНОМ?"

Село Осиповка приютилось на самом краю Одесской области. До границы с Молдовой отсюда ближе, чем до райцентра Фрунзовки. О здешних дорогах, кажется, забыли сразу после того, как отгремела Великая Отечественная. Местный люд по большей части неприветливый и хмурый. В глазах - смертная тоска и безысходность. Где-то тут, на пересечении двух безымянных улиц, стоит выцветший бар с незатейливым названием "Анна". Возле него глухой июльской ночью пересеклись жизненные пути 28-летнего Евгения и банды из 14 великовозрастных отморозков.

Они вроде выпившие были, начали ко мне цепляться, хохотали, - вспоминает Евгений. - Я что-то им сказал, неагрессивное, потому что испугался. В ответ - удар, потом еще один. Я упал.

Возле него которые сутки подряд дежурит мать. Женщина до сих пор не может осознать, что сотворили с сыном ублюдки. Откуда такое зверство? И главное - за что?

Женя мухи за свою жизнь не обидел, - причитает Наталья Ивановна. - Как же так можно было поиздеваться-то над человеком, кровинкой моей? У него все ребра изломаны, голова, ноги, позвоночник, и я не знаю, как это сказать…

Захлебнувшись рыданиями, женщина так и не смогла выговорить, что сыну, выражаясь медицинской терминологией, "порвали промежность твердым тупым предметом".

ЭКЗЕКУЦИЮ ВИДЕЛО ВСЕ СЕЛО

В Осиповке же радуются: теперь и у нас есть своя Оксана Макар.

А что мы хуже, что ли? - прижимая к себе двух малышей, говорит местная жительница Ольга. - Теперь вот прославимся. А то небось никто и не знал, что село такое есть.

Страшно представить, но мольбы несчастного о пощаде и победоносные вопли и улюлюканья его мучителей в ту ночь слышали многие. Кого-то они разбудили, а кто-то еще не спал и, подкравшись к своему забору, тихонько следил за происходящим. И ни один человек не то что не выбежал на помощь - даже не вызвал милицию.

Я как раз тогда вышла из дому, - рассказывает очевидица Юлия Ворончук. - Тут маты на минуту смолкли, зажглись фары. В их свете я увидела силуэт сидящего на дороге мужчины. Завелся двигатель, и машина на него поехала. Он закрыл лицо руками, раздался удар. Авто наехало на него, начало буксовать, а потом заглохло. Из машины повыскакивали люди, опять начали материться. Кричали: "Из-за тебя, козла, еще и машину поломали!" Долго возились с машиной, толкали. Затем парня из-под нее достали и били.

АВТО НА ШТРАФПЛОЩАДКЕ - ЧТО ЕЩЕ НАДО?

Местная милиция на жуткое ЧП отреагировала вяло и неохотно. Как только парень пришел в себя, его допросили. Потом обошли ближайшие к месту происшествия подворья, поговорили с возможными свидетелями, установили картину. И - отказали в возбуждении дела. Не увидели состава преступления. Как? Почему? Сейчас уже не объясняют.

Расследованием занимаются старшие коллеги из области, без их "добра" никаких комментариев давать не будем, - говорят во Фрунзовском райотделе.

Когда о таком повороте событий узнала общественность, разразился скандал. Возмущенные люди потребовали милиционеров ответить, почему позволяют бандитам чинить произвол. Вместе с первыми возмущенными возгласами появилось и запоздалое уголовное дело. Правда, почему-то по факту ДТП.

Хозяин автомобиля, которым был произведен наезд на потерпевшего, установлен, - оправдываются во Фрунзовском райотделе. - Транспортное средство на штрафплощадке, дело заведено...

Весть об этом еще больше обозлила местных жителей. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы в дело не вмешалось Одесское областное управление МВД.

Мы начали собственное расследование, - говорит начальник ведомства Владимир Шаблиенко. - Выясним, почему до сих пор никто не задержан и примем соответствующие меры.

ЗАБАВА ИЛИ МЕСТЬ?

В Осиповке говорят: банда бесчинствовала здесь и раньше, и Евгений - не первая их жертва.

Это же не наши, не местные, - жалуется жительница села Ольга Орлик. - Они из Фрунзовки и соседней Росияновки сюда приезжают. Недели за две до нападения на Женю они тут парня одного избили. Но не так жестоко - все происходило, когда еще светло было, может, это его и спасло. Жаловаться в милицию - бесполезно, у них, говорят, там хорошие связи.

О связях дебоширов в органах говорят и другие жители Осиповки. Дескать, у некого Ивана Б., одного из той компании, родной брат - участковый в Приморском районе Одессы, а у другого, несовершеннолетнего Андрея П., в милиции работает отец. Они, дескать, и выгораживают своих родственников, а заодно и всех остальных.

Интернет-аккаунты участников ночной расправы уже удалены. А вот о причинах нападения мнения людей неожиданно разошлись. Родственники и близкие потерпевшего уверены: это обычный для здешних мест налет от нечего делать.

Они думают, что им все позволено, - возмущается брат Жени Олег. - Вот они по ночам и катаются по селам, людей отлавливают и издеваются над ними. Ради забавы.

Однако наш источник в правоохранительных органах считает иначе. По его мнению, произошедшее больше напоминает акт устрашения или возмездия со стороны организованного преступного сообщества.

Давайте вспомним, что дело было в пограничном селе, - поясняет он. - В таких местах контрабанда и связанный с ней теневой бизнес - чуть ли не единственный источник заработка для местной молодежи. Всякие насильственные манипуляции с, простите, пятой точкой - общепринятое наказание в преступном мире. Я бы отработал в том числе и эту версию. Возможно, удастся что-то интересное накопать.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Мир, в котором все наоборот

Чтобы лучше понимать, как такое вообще могло произойти, нужно попытаться представить себе место, в котором все наоборот. Где вся школа батрачит на плантациях директора, а учителя ставят за это оценки "автоматом". Где милиционеры с оружием в руках вымогают в барах водку, а после в пьяном угаре пускают себе пулю в голову. Где малые дети от безнадеги в петлю лезут, а взрослым нет до этого дела. Да-да, это все об Осиповке и других забитых селах. Ко всему перечисленному следует добавить нищету (милиционер с окладом 1600 гривен считается очень зажиточным человеком), поголовную безграмотность, отсутствие общечеловеческих ценностей: морали, сострадания, взаимопомощи. Получившаяся картина будет напоминать ту, которая царит в сельской глубинке.

При которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

История

Древний мир

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке . Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии , где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах . На ассирийских рельефах встречаются 2 варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через анус. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Эта мера применялась в Мидии . Известна она была и римлянам, хотя распространения в Древнем Риме не получила, в противовес распятию .

Средние века

На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни.

Посажение на кол было довольно распространено в Византии , например Велизарий подавлял мятежи солдат, сажая зачинщиков на кол.

По распространённой легенде особой жестокостью отличился румынский правитель - правильнее, валашский господарь - Влад Це́пеш (рум. Vlad Ţepeş - Влад Дракула, Влад Колосажатель, Влад Кололюб, Влад Пронзитель ). По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был закруглён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильного маточного кровотечения) [ ] или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита , человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порой наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдёт до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Сказание о Дракуле-воеводе:

Кровожадную изощрённость валашского воеводы европейцы иногда воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, неуместной в «цивилизованной» державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Вустер, вероятно, наслушавшись во время дипломатической службы при папском дворе об эффективных «дракулических» методах, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году . Впоследствии его самого казнили за (как гласил приговор) поступки, «противные законам данной страны».

Новое время

Тем не менее, посажение на кол порой применялось и в странах Европы. В Швеции XVII века оно использовалось для массовых казней членов сопротивления в бывших датских провинциях на юге страны (Скания). Как правило, шведы втыкали кол между позвоночником и кожей жертвы, и мучения могли длиться до четырёх-пяти дней, пока не наступала смерть.

Испанские конкистадоры сажали на кол пленных и даже лидеров индейцев во время конкисты, так например был казнён вождь арауканов Кауполикана . [ ] Испанская