Ассирия - мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой.

Примером такого города может служить Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад, Ирак) - резиденция царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (ворот). В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими головами. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов. В Лувре хранится пара стражей шеду. Колоссальная статуя вырезана из цельного блока. Почти круглая голова существа, единственный человеческий элемент, имеет человеческое лицо, но уши - животного. Густые брови сходятся над четко очерченным носом, глаза существа - выразительные. Мягкий рот окаймлен курчавой бородой, которая закрывает челюсть и подбородок. Длинные волосы ниспадают на плечи, обрамляя добродушное лицо. На голове у шеду - тиара со звездами, по бокам украшенная парой рогов и увенчанная перьями. Тело, анатомия которого передана весьма точно, являет собой тело быка. Зверь, однако, имеет пять ног, таким образом, когда зритель находится спереди, кажется, что существо стоит, когда же зритель смотрит сбоку, создается впечатление, что зверь движется. От плеч у существа растут крылья хищной птицы (видно только одно крыло). Грудь, брюхо, спину и крестец покрывает густая курчавая шерсть. Хвост очень длинный и курчавится на конце. На двух панелях между задними лапами шеду высечено посвящение, перечисляющее достоинства правителя и призывающее проклятие на того, кто захочет причинить ему вред.

Позади стражей шеду во дворце в Дур-Шаррукине стояли колоссальные статуи гениев-хранителей. Одна из них хранится в Лувре. Фигура крылатого гения показана анфас до талии и в профиль - ниже талии. Гений держит сосновую шишку в правой руке и небольшой металлический сосуд (ситулу) - в левой. Голова, обрамленная курчавой бородой, увенчана тиарой с двумя парами рогов. Поверх короткой туники наброшена накидка с бахромой, покрывающая правое плечо и левую ногу. Две пары крыльев, растущих из спины, располагаются строго симметрично относительно тела гения. Его руки и запястья украшены кольцами и браслетами. Гений обут в сандалии, закрывающие пятки. Гении, изображаемые в виде быков с человеческими головами, людей с птичьими головами, а также крылатых людей - составляют важную часть ассирийской мифологии. Они обладают сверхчеловеческими возможностями, однако не являются божествами, хотя иногда (как в данном случае) имеют те или иные божественные атрибуты (тиара с рогами). Гении во дворце в Дур-Шаррукине выполняли не только охранную функцию (охраняли городские ворота и стены), но также благословляли всех проходящих мимо.

В центральном проходе дворца в Дур-Шаррукине, помимо пары быков-шеду, было еще четыре быка, вдоль стены, с головами, повернутыми к визитеру. Между каждой парой быков стоял укротитель львов. Один из них в настоящее время находится в Лувре. Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее - шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя. Голова героя почти отделена от массива камня, волосы и борода подстрижены «по-царски». На запястье у него браслет с розеткой. Дух укротителя львов, часто идентифицируемый с героем Гильгамешем, полулегендарным правителем Урука, вероятно, символизирует безграничность царской власти: герой без малейших усилий укрощает страшного зверя. Непоколебимая сила героя олицетворяет магическую власть.

Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н. э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883-859 гг. до н. э.) в Кальху (совр. Нимруд, Ирак). Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов: война (Ревизия пленных и добычи), охота (Ашшурнасирапал II во время охоты на львов) и торжественное шествие с принесением дани (Ашшурнасирапал II с оруженосцем, Торжественная процессия с данью). Важным элементом изображения является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. Рельефы изобилуют персонажами и повествовательными подробностями. Фигуры людей выполнены в условном, обобщенном стиле, тогда как облик животных передается близко к натуре. Иногда мастера прибегают к намеренному искажению пропорций, тем самым подчеркивая драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть торса, ноги и одно плечо - в профиль, другое плечо - анфас. Тщательно прорабатывались мельчайшие детали - завитки волос, складки одежды, мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первоначально они напоминали настенную живопись. Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры.

Типичным примером провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета является Стела с богиней Иштар, открытая в 1929 г. во время раскопок, проводившихся в Телль Асмаре (древн. Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. Иштар изображена стоящей на спине льва (лев - анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной - два колчана со стрелами. На голове у Иштар - рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера. Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.

Наиболее известным произведением ассирийской скульптуры считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы, изображающие сцены охоты (Раненая львица, Охота на оленей), военные триумфы (Ашшурбанипал на колеснице и эламские пленные), ритуальные пиршества (Пир в саду). В отличие от аналогичных изображений из Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием здесь все находится в стремительном движении, увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт, охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде всего относится к изображению животных: их облик анатомически точен, позы естественны и выразительны, а агония умирающих львов передана с исключительным правдоподобием и яркостью.

Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т.к. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. Редкие сохранившиеся фигуры ассирийских монархов не обладают индивидуальностью и сводятся к цилиндрическим формам, в которых выделяются детали одежды и царских эмблем, как видно на примере статуи царя Ашшурнасирапала II. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этой статуи, представляющей сплошную неподвижность и культовость. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело. Голова, со своей стороны, также характеризуется симметрией бороды и волос, которые ниспадают по обе стороны невозмутимого лица.

В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония. В 612 г. до н. э. была разрушена столица Ассирии Ниневия, в 605 г. до н. э. в битве под Каркемишем погибли остатки ассирийской армии. В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. В частности, они оказали сильное влияние на скульптуру Древнего Ирана.

Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников.

В это время Ассирия стала крупной военно-деспотической рабовладельческой державой, претендовавшей на господство на всем Древнем Востоке. Владычество Ассирии, которая вела большие грабительские войны, распространялось на Западную Азию от Ирана по Средиземного моря и доходило до столицы Египта - Фив. 9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства, впитавшего и по-новому претворившего многое из найденного в предыдущее время. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы непосредственно соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, неведомым им ранее миром.

Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов. В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Город и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель,отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, хотя зиккурат дошел до нас в развалинах, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала известную легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу фасада Хорсабадского дворца был фланкирован двумя большими выступающими из стен башнями, где находилось помещение для стражи. По сторонам каждого входа, обрамляя его, были изваяны огромные каменные фигуры (размером 3 - 4 м) фантастических крылатых быков или львов с человеческими головами (илл. 28). Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов. Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей. По сторонам от «шеду» вдоль по фасаду здания располагалась фризом цепь монументальных рельефных изображений. Исполинские фигуры непобедимого героя месопотамского эпоса Гильгамеша, душащего одной рукой льва, чередовались с изображениями крылатых людей и крылатых быков. Яркие изразцовые панно украшали верхние части дворцовых входов. Таким образом, внешний облик ассирийских дворцов, в целом очень монументальный, отличался большой пышностью и декоративностью.

В богатом украшении парадных дворцовых помещений главное место занимал рельеф, иногда раскрашенный. Употреблялся и глазурованный кирпич, а также красочные росписи. Лучший пример применения стенной росписи - дворец Тил-Барсиба (ныне Тель-Ахмар) 8 - 7 вв. до н.э. Темами изображений здесь являются жизнь царя и военные сцены. По характеру исполнения росписи представляли контурный раскрашенный рисунок, нанесенный на известковую штукатурку (илл. 35 а). По белому фону писали черной, зеленой, красной и желтой красками. Как в росписи, так и в глазури иногда удивляет нереальность цвета при изображении животных, что, возможно, имело магическое значение.

Роспись и глазурованный орнамент занимали обычно верхнюю часть стены, в то время как нижняя предназначалась для рельефов. В целом декорация стен отличалась плоскостным ковровым характером. Она подчеркивала плоскость стены, вторя общему ритму линий архитектуры здания.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. Причем иногда, видимо в спешке выполнения задания, фигуры составлялись из произвольно взятых частей. Это предположение становится особенно вероятным, когда вспоминаешь те огромные площади, которые занимали рельефные композиции, и те малые строки, которые предоставлялись на украшение дворцов. Работа над большими плоскостями стены требовала в какой-то мере широкой манеры и обобщенности. Скульпторы высекали фигуры, мало выделяющиеся из фона, но с резко обозначенными контурами. Детали обычно передавались врезанным, углубленным рельефом (еn сrеux), украшения же скорее гравировались, чем высекались (вышивка на одежде и т. п.).

Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала II отсутствует пейзаж; иногда, как, например, в сценах охоты, дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе с тем в этих рельефах сказывается большая наблюдательность художников. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным каноном. Примером может служить рельеф со сценой осады ассирийскими войсками крепости, являющийся одним из целой серии рельефов, повествующих о победоносных походах Ашшурнасирпала и прославляющих его могущество. По исполнению рельефы эти, подобно литературным произведениям того времени (царским летописям), несколько сухи и протокольны, они тщательно перечисляют мелкие детали вооружения и пр., с бесстрастным однообразием изображая самые жестокие и кровавые сцены.

В 8 в. до н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из дворца Саргона II (722 - 705 гг. до н.э.) роднит с предшествовавшими строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции. Но художники проявляют большой интерес к облику людей. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Исполнители рельефов пытаются передать и некоторые индивидуальные черты облика человека, что особенно заметно в изображении самого Саргона. Более тщательное изучение модели заставляет художников останавливаться на таких, например, деталях, как складки кожи на шее и т. п. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Художники начинают внимательнее наблюдать природу, появляется пейзаж. С большой достоверностью передаются особенности местностей и стран, через которые проходили ассирийские войска в своих многочисленных походах. То же можно наблюдать и в литературе, лучшим образцом которой является летописное описание восьмого похода Саргона. По трактовке рельеф остается таким же плоским, как и в предыдущую пору, но исчезает сухость, и контур фигуры становится более плавным и округленным. Если раньше, в рельефах Ашшурнасирпала II мощь и силу художники стремились передать размерами изображенных или преувеличением мускулатуры, то теперь та же тема раскрывается иным, более сложным путем. Например, воспевая победы, художники показывают трудности, преодолеваемые ассирийским войском, заботливо передавая пейзаж во всех деталях.

В конце 8 - начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Например, в сцене «Сооружение дворца Синахериба» наряду с подробным изображением производимых работ передан окружающий пейзаж, в который введены и сцены рыбной ловли, и перегонки плотов, и даже бродящее в зарослях тростника стадо кабанов. То же характерно теперь и для рельефов с изображениями сцен битв и походов. Желая разнообразить длинные ряды идущих фигур в массовых сценах, художник прибегает к различным приемам, показывая различное положение голов и движение рук, различную походку изображенных. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни божественной волей владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и раккурсов. Все композиции очень динамичны (илл. 30, 31).

В этом отношении лучше всего исполнены сцены охоты, больше других насыщенные жизнью и движением. Замечательны по лаконизму и силе выразительности сцены охоты на газелей и диких лошадей. Естественность поз животных, чувство степного простора, достигнутого свободным и вместе с тем великолепно организованным в ритмическом отношении размещением фигур на плоскости и большими полями ничем не занятого пространства, заставляют отнести эти рельефы к вершинам ассирийского искусства (илл. 33).

Лучшими произведениями ассирийского искусства являются также и сцены охоты на львов. Мощная и величавая красота диких животных, их борьба с человеком полны напряженного драматического содержания. Шедеврами ассирийского искусства этой поры являются изображения убитых, раненых и умирающих хищников, особенно рельефы «Охотники, несущие убитого льва», «Лев, изрыгающий кровь» и «Раненая львица» (илл. 32). С большой наблюдательностью передал художник в последнем из этих рельефов фигуру могучего зверя, показал контраст еще живой и мощной передней части его тела и безжизненно волочащихся пронзенных стрелами ног. Рельеф отличается мягкой лепкой, оттеняющей напряжение мышц передних лап и тонкую моделировку головы. Самое замечательное то, что в изображении львицы так ярко передано состояние раненого зверя, что словно ощущается предсмертный рев, несущийся из раскрытой пасти. В изображении страдания диких зверей ассирийские художники нашли те черты реализма, которые были им недоступны в создании образов людей.

Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.) (илл. 29), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.

Большого совершенства достигла в Ассирии металлопластика. Лучший ее образец - рельефные композиции на бронзовых листах, которыми были обшиты ворота, найденные в развалинах древнего города Имгур-энлиль на холме Балават (время Салманассара III, 9 в. до н.э.). Особенный интерес этого произведения для истории искусства заключен в изображении (среди многих других) сцены изготовления скульптором победной стелы царя. Это одно из редчайших в искусстве Передней Азии свидетельств о жизни и творчестве художников.

В ассирийской глиптике 1 тысячелетия до н.э. сцены религиозного содержания занимают значительно большее место, чем в дворцовых рельефах. Но стилистически изображения на печатях-цилиндрах близки к монументальным рельефам и отличаются от шумеро-аккадской глиптики большим мастерством исполнения, тонкой моделировкой фигур и тщательной передачей деталей.

В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э.

Искусство Ассирии выросло на фундаменте, заложенном культурой Древнего Вавилона. Ассирийские города, расположенные по среднему течению Тигра, на важных торговых путях, начали возвышаться с 14 века до н. э. Город Ашшур стал главным центром ассирийского государства. Вскоре Ассирия стала крупной военное державой, что способствовало формированию искусства, прославляющего силу победителей, воинскую доблесть. Ассирийские дворцы поражали роскошью, включали в себя храмы и зиккураты. Храмовой ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя зиккуратами. Дворец включал в себя двести помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцами.

Сумрачные высокие залы были превращены в музеи, летописные своды военных походов и битв. Рельефы и росписи, сюжетно связанные между собой, повествовали о жизни и быте дворца. Яркость цветов и четкость контуров делали рельефы легко читаемыми.

Шеду.

Круглая скульптура играла незначительную роль в ассирийской культуре. Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие и могущество власти. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздания почестей. Дворец украшали рельефы из алебастра и известняка, изображавшие мифологические сцены и сцены придворной жизни. Рельефы располагались фризами. Монументальная живопись была представлена росписями и многоцветными панно, украшавшими ворота и дворцовые стены. Применялись орнаментальные фризы из полихромного и глазурованного кирпича, украшения из металла.

В 612 году до н. э. завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала.

От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н. э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы.

Изображение сохраняет жесткость традиционных установок, внося некоторые новые и более изящные декоративные элементы, такие, как растительные элементы эгейского и семитского происхождения, которые пользуются большей экспрессивной свободой.

Эти фрески распределяются на панели, отмеченные цветными полосами, с двумя центральными сценами, расположенными одна над другой. Верхняя изображает царское облачение в руках богини Иштар, которая вручает атрибуты монарху.

На нижней находятся две богини с родниковыми сосудами в руках, расположенные абсолютно симметрично.

Стилизованные пальмовые рощи отделяют центральную сцену от остальных фигур сфинксов и крылатых грифонов, расположенных по обеим сторонам секциями в вертикальном положении. Другие сцены изображают шествия жрецов, ведущих быков на жертвоприношение в качестве даров божеству. На них преобладают тона цвета охры, а фигуры отличаются большей экспрессивностью и живостью, что контрастирует с абсолютной неподвижностью прежних росписей. В ассирийских дворцах настенная живопись покрывала помещения нарративными и декоративными сценами.

Почти полностью утраченная в настоящее время, живопись, тем не менее, широко применялась в Месопотамии с IV тысячелетия до н. э., будь то как дополнение рельефов или как просто расписная композиция. Ныне значительно поврежденный фрагмент настенной живописи, которая была найдена в Тиль-Барсибе и хранится в Иракском музее, Багдад. Се палитра цветов, ровных и без блеска, которые колеблются в пределах от ярко-черного до бледно-синего и бледно-розового, придает ей особую неповторимость. Написанная в VIII в. до н. э., эта сцена являлась частью одного из фризов, который воссоздавал темы охоты Ашшурбанипала.

Контуры фигур подчеркивались черными линиями на одноцветном фоне. Для их раскраски применялась ограниченная гамма ровных цветов чистых тонов. Фигуры распределялись горизонтальными полосами, расположенными одна над другой, которые сочетали зооморфические фигуры с геометрическими мотивами.

  • Где находится Ассирия

    «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12)

    Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству и жестокости, знанию и силы. Как и на все великие державы древности, на Ассирию можно смотреть разными глазами. Именно Ассирия обладала первой профессиональной, дисциплинированной армией древнего мира, армией-победительницей, заставлявшей трепетать в страхе соседние народы, армией сеющей ужас и страх. Но именно в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала сохранилась необычайно большая и ценная коллекция глиняных табличек, ставшей ценнейшим источником для изучения науки, культуры, религии, искусства и быта тех далеких времен.

    Где находится Ассирия

    Ассирия в моменты своего высочайшего развития владела обширными территориями как междуречья Тигра и Евфрата, так и обширным восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийцев простирались почти до Каспийского моря. Сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны как Ирак, Иран, часть Турции, часть Саудовской Аравии.

    История Ассирии

    Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.

    На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.

    При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.

    Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, — именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч. Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.

    Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли , напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.

    Падение Ассирии

    Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

    Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

    Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

    Культура Ассирии

    Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.

    В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало, а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос и Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути ученых) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине дающие нам интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулезные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.

    Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов, являются великолепными примерами ассирийского искусства.

    Искусство Ассирии

    Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.

    В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.

    Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование искусства.

    Религия Ассирии

    Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием — в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

    У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

    Ассирия – мастера войны, видео

    И в завершение предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм об Ассирии на канале Культура.


  • Глава IV. Изобразительное искусство

    От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

    Об оригинальном ассирийском искусстве можно говорить только начиная с XIV-XIII вв. до н. э. Немногочисленные памятники этого времени обнаруживают ряд любопытных черт. Некоторые из них станут характерными и для периода расцвета искусства Ассирии первой половины I тысячелетия до н. э. Это, во-первых, реалистическое изображение человеческого тела на плоскости и, во-вторых, стремление к передаче развертывающегося действия в определенной последовательности.

    Возьмем в качестве образца рельефное изображение на алтаре Тукультининурты I из г. Ашшура (первая половина XIII в. до н. э.). На рельефе изображены два человека, стоящие в молитвенной позе перед алтарем: один из них – коленопреклоненный. Обе фигуры изображают одного и того же царя – Тукультининурту I, который сперва подошел к алтарю, подняв руку в молитвенном жесте, а затем опустился перед ним на колени. Фигура царя в профиль в обоих случаях изображена довольно правильно. Рельеф очень плоский, фигуры несколько схематизированы и скованны.

    Изображение на обломке круглой плакетки из черного камня (также из Ашшура), датируемое примерно тем же временем, носит совершенно иной характер. На фрагменте можно различить часть сцены, очень живо изображающей эпизоды битвы. В правом углу – два обнаженных падающих человека, видимо только что убитых, в левом – сцена рукопашного боя. Один из сражающихся (победитель), от изображения которого сохранились только рука и нога, хватает за волосы другого воина, а ногой наносит ему удар в солнечное сплетение (прием борьбы в древневосточном искусстве ни разу не изображавшийся), и тот падает на колени. Все фигуры прекрасно моделированы, пластичны, тщательно проработана мускулатура стройных сильных тел воинов.

    Раскопки дворца Тукультининурты I обнаружили великолепные стенные росписи декоративного и орнаментального характера. Для облицовки нижней части стен применен глазурованный кирпич, причем на 600-700 лет раньше, чем в позднем Вавилоне.

    Времена недавнего митаннийского господства сильно сказались на этих памятниках. Очень ясно прослеживаются хеттско-хурритские черты, которые характеризуются органичным сочетанием архитектуры и скульптуры, в то время как в шумерских и вавилонских зданиях скульптурные украшения не выдвигаются на первый план и играют второстепенную роль.

    Украшение зданий рельефными изображениями гениев с головами птиц во дворце Тиглатпаласара I типично для хетто-хурритского искусства, оказавшего мощное воздействие на Ассирию. Вавилонские художники этого сюжета не использовали.

    В Месопотамии найдено мало статуй, и они уступают по красоте египетским. Ассирийский известняк оказался слишком мягким и пригодным главным образом лишь для барельефных изображений. Зато ассирийские художники ваяли великолепные рельефы на алебастровых и известняковых плитах.

    Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощался в образе царя-победителя,

    «царя могучего, царя вселенной, сильного мужа».

    Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Портретность здесь никакой роли не играет, черты лицы идеализируются и обобщаются, вполне точно передавая только антропологический тип. В рельефных изображениях к IX в. до н. э. уже устанавливается строгий канон – голова, нижняя часть тела, ноги изображаются в профиль, глаза – в фас, плечам придается специфический разворот: ближнее к зрителю дается в профиль, дальнее – в фас.

    Круглая скульптура в ассирийском искусстве представляет собой лишь чисто декоративный элемент архитектурного ансамбля и часто подчинена рельефу.

    Интересна статуя царя Ашшурнасирапала II высотой 1,06 м, представляющая собой почти правильный нерасчлененный цилиндр. Камень обработан самым тщательным образом: выделяется каждый завиток прически, бороды и усов, каждая бахромка одежды. Такое же богатое впечатление производит статуэтка Ашшурнасирапала из янтаря, инкрустированная золотом и полудрагоценными камнями. Следует учесть, что янтарь – материал очень редкий в Ассирии. Вероятно, он попадал сюда из Финикии, куда, в свою очередь, доставлялся с берегов Балтийского моря.

    Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

    На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов. Вот на колесницах, запряженных резвыми скакунами, стоят бородатые ассирийские воины. Они натягивают большие луки и разят стрелами трусливо бегущих вражеских воинов; колесницами и копытами боевых коней давят, топчут раненых и убитых врагов. На другой плите ярко и выразительно изображен штурм крепости, построенной на вершине отвесной скалы в северной стране Наири.

    Ассирийские рельефы привлекают своей торжественностью, выразительностью, простотой и величием. Мастера, создавшие их, любовно и внимательно всматривались в окружающую природу. На рельефах часто встречаются сцены охоты. Заслуживает особого внимания один из замечательных шедевров древней скульптуры, на котором изображена ревущая львица, пронзенная тремя стрелами. Она ревет от отчаяния и бессильной ярости, волоча по земле парализованные конечности. Талантливое произведение свидетельствует не только о хорошем знании анатомии, но и привлекает исключительным реализмом и силой воздействия, на которые способен лишь вдохновенный художник. Хотя величественную голову зверя охватили уже первые тени предсмертной судороги, в напряженных мускулах еще пульсирует горячая кровь. Воспроизведя на плите этот драматический эпизод из охотничьей жизни, ассирийский художник создал скупой, почти стилизованный рисунок львицы, благодаря чему композиция вызывает глубочайшее восхищение своей несравненной гармонией и красотой.

    Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов – охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человеко-быка, неподвижно упирающиеся в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

    Художник сознательно изображал пять ног, учитывая, что их нельзя будет увидеть все одновременно. Делалось это с той целью, чтобы показать священное животное то стоящим, то идущим. В залах дворцов по стенам тянулись бесконечные скульптурные фризы. Изображения лишь слегка выступали на гладкой поверхности стены, но контуры отдельных предметов резко очерчивались резцом, чтобы вся сцена «читалась» без труда.

    Каждая деталь барельефа выполнялась пластично и точно. Можно свободно разглядеть детали одежды, остроконечные шлемы воинов, колесницы и упряжь, украшенную богатым и красивым орнаментом. На рельефе времен Ашшурнасирапала (Государственный Эрмитаж) тончайшей гравировкой выполнена вышивка оборки платья.

    Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя. Изображались воины, толпы пленников, прославлялись победы над врагом. В сценах кровопролитных, ожесточенных сражений, стремительной погони и яростных схваток, полных охотничьего азарта, которые сменяют друг друга на барельефах, ассирийские художники отобразили необузданные, горячие натуры царей, воинов и охотников. Все эти сцены художник видел своим зорким и впечатлительным глазом, тонко чувствующим поэзию в жизни. Очень интересны по своему содержанию сцены из походной жизни, однако выполнены они наивно. Здесь много мелких подробностей: птицы на ветках и гнездах, рыбы в воде. Люди сплошь и рядом крупнее лошадей, а птицы – деревьев. Царь обыкновенно выше своих слуг, а ассирийцы превосходят ростом своих врагов. Все головы даны только в профиль; лица часто лишены всякого выражения. Однако изображения царей и их приближенных поражают умением передавать силу и величие: у них коренастые фигуры, мускулистые руки и ноги.

    Тщательная разделка камня создавала ощущение пышности, парадности внешнего облика фигур; это великолепие наряду с подчеркиванием физической мощи должно было возвеличивать могучего правителя.

    Надо полагать, что ассирийские художники расписывали стенные барельефы, выполненные с удивительной пластичностью, чтобы создать им большую живость. К сожалению, краска стерлась от времени, и мы можем только догадываться о первоначальной росписи рельефов.

    Изображения на рельефах времени Салманасара III стилистически близки рассмотренным. Но здесь уже определеннее проявляется направление, которое будет характерным для ассирийского искусства в целом, – повествовательность действия (развивающегося во времени и пространстве), а также документальность изображаемых событий, которые, по существу, дополняют царские анналы, рассказывающие о походах владык. Рельефы обычно сопровождались даже пояснительными подписями.

    Искусство времени Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни пленных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий (перевозка по воде и выгрузка балок). Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г. Мусаир в 714 г. до н. э., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.

    Охота на онагров. Фрагмент рельефа из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. Лондон. Британский музей

    Все эти черты находят свое развитие на рельефах царя Синаххериба. С этого времени наступил второй этап развития ассирийского искусства. Фигуры резко уменьшаются в размерах, что позволяет разместить на одной плите гораздо большее количество изображений. Так, на рельефе, изображающем перевозку каменного быка, на площади 15 кв. м помещено более 120 фигур.

    Фигура царя не занимает центрального моста в композиции – она помещена сбоку и не выделена масштабно. Введен элемент пейзажа, который играет роль орнамента.

    В то же время пейзаж на рельефах Синаххериба может служить и для характеристики места действия: конница спускается по склону горы. На фоне безбрежных гор и лесов всадники кажутся крохотными. Внизу, на переднем плане, – горы, покрытые хвойными деревьями, дальше, в низине, – виноградники, за ними – река, за рекой – дорога. Над всей композицией возвышаются горы. Очень живо даны сцены переправы воинов на бурдюках.

    Завершающим этапом ассирийского искусства явились рельефы на стенах дворца Ашшурбананала. В двух разных резиденциях царя они несколько различны по характеру. Во дворце Синаххериба в Ниневии, где жил и Ашшурбанапал, рельефы мало отличались от памятников предыдущего времени. Таковы битва под стенами Суз, гибель эламского царя Теуммана.

    Рельефы в другом дворце, построенном при Ашшурбанапале, намного живее и свободней. Таковы, например, сцены, изображающие арабский поход царя. Характерен фрагмент со сценами из жизни военного лагеря. В одной из палаток воинам оказывается врачебная помощь (раненому дают пить, тут же стоит ложе). В другой палатке они заняты свежеванием туши. Около палаток – два верблюда, козлы и козы, видимо захваченная добыча.

    Подлинными шедеврами справедливо считаются сцены царской охоты на львов, в так называемой «царской комнате». Сравнив их с ранними памятниками ассирийского искусства (рельефами Ашшурпасирапала), можно понять, какой скачок совершило ассирийское искусство за 200 лет. Это заметно хотя бы на примере характерного для всех периодов изображения царя, скачущего на лошади. Перед нами – стремительно несущийся конь, в руках царя натянутые поводья, изображение полно экспрессии, движения.

    Вообще самые большие удачи ассирийских художников в это время достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

    Мастерство художника тем более вызывает восхищение, когда узнаешь, что все эти прекрасные изображения выполнены, как это удалось доказать акад. Б. Б. Пиотровскому, путем комбинации ранее созданных трафаретов.

    По мнению Б. Б. Пиотровского, законченные композиционные группы – заключительный этап развития ассирийского дворцового искусства. Ученый предполагает, что если бы Ассирийское государство сумело оттянуть свою гибель, то декорировка стен дворцов была бы чисто орнаментальной. Так, по существу, и произошло: Нововавилонское царство, которое стало наследником Ассирии, в том числе и в области изобразительного искусства, в убранстве своих дворцов использовало только декоративные мотивы.

    Огромный масштаб работ по декорировке дворцовых зданий неизбежно вызывал необходимость в использовании труда большого числа художников-подсобников, резчиков по камню и живописцев-ремесленников, которые также не могли бы работать, не имея готовых трафаретов. Поэтому ассирийские цари держали в своем распоряжении гениальных художников, проявивших свое мастерство в разработке великолепных моделей.

    Ассирийские рельефы IX-VII вв. до н. э., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира – Англии, Франции, ГДР, Ирака, США и других стран.

    Замечательные образцы рельефов из Нимрудского и Хорсабадского дворцов хранятся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

    Однако выдающиеся образцы изобразительного искусства древних ассирийцев мы встречаем не только во дворцах столицы Ассирии, но и в провинции. Самым значительным памятником провинциальной архитектуры Ассирии является дворец ассирийского наместника в Тиль-Барсибе (Северная Месопотамия, современный Тель-Ахмар). Он стоял на высоком холме и по великолепию мало уступал дворцу Саргона. В его состав входил комплекс больших дворцов и залов со сложной системой отводных и дренажных труб и даже ваннами.

    Стены парадных залов были покрыты росписями, выполненными синей, красной и черной краской по белому фону. Росписи изображали царя в батальных и охотничьих сценах, причем расцветка изображений была условной (например, синие лошади, красные всадники и т. д.). В некоторых залах сохранились декоративные панно с изображением быков и козлов, обрамленные орнаментальным фризом. Росписи даны в тонкой графической манере и по живости изображения принадлежат к лучшим памятникам ассирийского искусства.

    Ассирийские войска штурмуют вражескую крепость. Фрагмент рельефа

    Ассирийские художники многое воспринимали у своих южных и западных соседей. Если в росписях они часто следовали образцам южной Месопотамии, то при широком применении в архитектуре скульптурных элементов (например, ортостатов, т. е. плит с рельефами, поставленных на ребро) сказалось хеттско-хурритское влияние.

    Подобное использование архитектурных приемов и художественных сюжетов, заимствованных у других народов, ни в коей мере нельзя считать рабским подражанием. Ассирийцы переосмысливали чужие образцы, внося в них много оригинального.

    Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

    Изобразительное искусство В XIV-XV вв. в архитектуре большинства стран Европы продолжал господствовать готический стиль в виде изощренной так называемой «пламенеющей» готики. Отличаясь большим единством, он имел, однако, свои особенности в разных странах. Страной

    Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

    Изобразительное искусство Таковы высокие достижения древнеегипетской литературы, ярко отразившей жизнь и творчество египетского народа. Египетское искусство, древнейшие формы которого возникли в архаическую эпоху (в Vтысячелетии дон. э.), непрерывно развивалось

    Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

    Изобразительное искусство При III и IV династиях в своих изваяниях древние египетские творцы стремились к точному воспроизведению подлинника - костлявые лица первых властителей Древнего царства, горбоносый, тучный царевич IV династии, лица других современников этой

    Из книги Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь автора Мильчина Вера Аркадьевна

    Глава двадцать пятая Изобразительное искусство. музеи Государственная поддержка искусства. Салоны. Коллекции Лувра. Музей французских памятников. Музей в Люксембургском дворце. Музей Клюни. Монетный музей. Версальский музей. Гравюры в витринах. Книжные иллюстрации.

    Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

    Глава IV. Изобразительное искусство От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.Об оригинальном ассирийском искусстве можно говорить

    Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

    Изобразительное искусство Римская империяУдивительное единство культуры поздней Римской империи отчетливее всего проявляется в искусстве и архитектуре. Римские храмы и театры, бани и акведуки строились практически одинаково от Испании до Малой Азии. Римские виллы с

    автора Яковкина Наталья Ивановна

    Глава четвертая РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX

    Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

    Глава четвертая ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Вторая половина XIX века в истории русского изобразительного искусства отмечена интенсивным и плодотворным развитием. Специфику этого процесса определяло прежде всего влияние русской действительности периода буржуазных

    Из книги Как католическая церковь создала западную цивилизацию автора Вудс Томас

    Глава 6 Архитектура, изобразительное искусство и католическая

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    5. Изобразительное искусство Изобразительное искусство XIX в. отличается динамизмом, разнообразием художественных стилей, школ и направлений, ростом широкого общественного интереса ко всем видам искусства.5.1. Основные особенности. В первой половине XIX в. резко

    Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

    § 5. Изобразительное искусство Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой

    Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

    Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

    Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

    4. Изобразительное искусство В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:1) графика (рисунки, силуэты);2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из

    автора Петракова Анна Евгеньевна

    Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

    Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

    Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

    Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

    Глава III Исламское изобразительное искусство (ок. 1258–1503 гг.) Несомненно, первые попытки создать нечто, что могло воодушевлять, внушать благоговейный трепет или притягивать человека своими внешними качествами, в равной мере были попытками обратиться к магической силе,