Система – форма организации, в действии определяющая порядок в расположении и связях чего-либо.

В нашем мире все системно.

В своем большинстве взаимосвязи определяются необходимостью.

Контроль может определяться привязанностью, установленными рамками, структурой, сообществом и тд. В какой-то степени системность выступает регулятором стабильности, предотвращая беспорядочность и хаос, но вместе с этим оказывает давление на проявление индивидуальностей и особенностей каких-то единиц.

Со времени появления человека на земле, с того момента как первые зачатки осознанности начали появляться в наших умах, мы были зависимы от происходящего вокруг нас (географических, климатических, экологических особенностей). С момента становления общественных взаимосвязей и образования первых государств ко всем зависимостям добавился и социальный фактор (Подробнее про государство, как форму управления можно почитать ).

Каждый индивид, оказался в положении, обязывающем социальные взаимосвязи, которые в итоге определяют его настоящие действия. Это сказывается в первую очередь ограниченностью возможностей выбора, поведения, свободы.

Теперь по порядку попробуем разобраться, что дает нам система (плюсы и минусы), каким образом мы в нее попадаем и есть ли из нее выход.

Начнем со спорных плюсов:

  • Питание.

Мы имеем практически неограниченный доступ к продуктам питания. Ограничением в этом случаем может служить наш материальный достаток, определяемый в какой-то мере нашими общественно полезными качествами и социальным статусом. Но всегда ли это та пища, которую мы хотим и должны употреблять исходя из наших физиологических потребностей?

  • Условия и место жизни.

Большинство из живущих на земле людей, имеют свои варианты места для жизни и определенные условия, но опять же вопрос в том, чем или кем они должны быть определенны?

  • Общение, социальные взаимосвязи.

Все мы живем в обществе, контактируя, имеем возможность к общению и размножению в определенных условиях.

Обобщенно можно сказать о свободном доступе всякого рода, заменителей «счастья», к которым можно отнести вещи и ценности, доставляющие нам удовольствие. Такие как: всевозможные виды развлечения, искусства, синтетические продукты питания, наркотики, алкоголь, сигареты. О навязанности их в современном мире говорить не приходиться.

Статья может показаться однобокой, но мы попытаемся разобраться со всем, вытекающим из выше сказанного.

Минусы:

  • Жизнь в отравленной и загрязненной окружающей среде.

Ежедневно нам приходится вдыхать загазованный воздух, употребляя отравленную пищу, за которую, как и за необходимое, для существования жилье, приходится всю жизнь работать, пытаясь выжить.

  • Жизнь среди неосознанных людей.

Каждый живой организм испытывает необходимость жить в среде себе подобных. У человека наделенного разумом, появляется необходимость личностной самореализации и поиска близких взглядов. Отсутствие таких возможностей приводит к ограничению всестороннего развития, эмоциональному переживанию.

  • Нестабильность.

Вместе с обеспеченной системой упорядоченностью, мы живем в нестабильной ситуации. Повсеместные войны, преступность, экономическая нестабильность, разрушение и загрязнение окружающей среды могут в одночасье разрушить жизнь, как целого общества, так и каждого в частности.

Механизмы системы. Или как сюда попадают?

Система обладает своего рода защитными механизмами, позволяющие ей оставаться действующей, стабильной и самовосполняющейся.

Чем дольше она оказывает воздействие и этому воздействию подвергаются, тем сложнее найти из нее выход.

Создание неблагоприятных условий среды, уничтожение пригодных для жизни земли, обеспечивает нескончаемый приток новых жителей городу, в настоящем виде являющимся неотменным атрибутом системности. Чем дольше человек находиться в системе, тем сильнее он привыкает к условиям ему предлагаемым. Забывая о том, как использовать естественные блага, данным ему жизнью. И таким образом даже оказываясь, вне системы, человек сам продолжает воспроизводить ее вокруг себя.

В какой-то момент, утратив возможность естественного доступа к земле и пище, человек согласился на замену этого вымышленными ценностями. Что проявилось в необходимости еще больше работать за обеспечение естественных потребностей, с некоторыми дополнительными условиями.

Дополнительные условия – это мысли навязанные и теперь сидящие в голове каждого.

  1. Человек должен платить за еду и землю.

Питаясь естественной пищей в естественной среде нет необходимости платы за нее. Тогда как в городских условиях человек должен для этого работать. Мы избавлены от возможности приумножения и создания благоприятных условий для воспроизведения естественной пищи. В современном мире направленность пищевой промышленности – обогащение, а не воспроизведение и улучшение качества. Город дает возможность получить пищу каждому, кто за нее работает, природа – всем кто в этом нуждается.

Живя на свободной земле, человек устраивает быт по своему усмотрению. Высаживая деревья и растения, появляется возможность для свободной жизни животных и людей на этой земле. Это наша плата за возможность ее использования.

В системе земля изначально является собственностью государства. И за возможность ее использования каждый должен платить налог. Вместе с тем финансируя продолжающиеся разрушения и загрязнение.

Все дело в государстве, как посреднике, которое может прожить без своего покупателя, так как земля и пища, воспроизводимая ею у государства. Нам же придется за это отсутствие платить. Получается что, только работая на посредника, мы можем обеспечить себе существование, тогда как природа сама предоставляет возможность для жизни взамен на помощь в ее развитии. Инструментом взаимосвязи с посредниками в виде государств являются деньги, на них система построена и без них разрушается.

Право на жизнь, никем не обсуждается, но присутствует небольшая оговорка, что это право все же нужно будет оплатить. В этом и есть парадокс системной взаимосвязи права на жизнь, которое нужно будет в последующем заработать.

Но зачем и кому платить за то, чем мы наделены от рождения?

И даже предположив, что человек отказавшись жить во взаимосвязи с системой, не сможет спокойно перейти к естественно-природному образу жизни, так как это столкнет его с новыми преградами.

Перейдем ко второму пункту дополнительных условий.

2. Человек должен приспосабливаться к условиям жизни. Его – родина там, где он родился, близкие люди – те, кто его окружает.

Для того, что бы выйти из действующей системы нужно определиться со своими взглядами на окружающий мир. Человеку отведено центральное место в природе и целью его является не разрушение, а создание мира вокруг себя. За длительное время воздействия, все окружающее нас могло утратить свое великолепие, потерять былую ценность. Поэтому нужно найти, то приемлемое, индивидуальное для каждого из нас.

Оставляя сначала пределы своего дома, города, страны, континента, каждый способен осознать неограниченную свободу выбора, предоставленную нам жизнью на земле. Жизнь не должна ограничиваться созданными по шаблону бетонными коробками, и протекать в окружении уставших и одиноких существ.

Окружают ли нас те люди, которые по определенным условиям считаются нам близкими?

И речь не о наших родителях, а о том выборе, который нам предоставлен. Общаемся ли мы с теми, кто нам по настоящему дорог и близок? Возможно, нас разделили, перемешали, и теперь мы не можем понять с теми ли мы, в том ли мы месте, и кто мы есть сами.

Поэтому на этом этапе правильнее будет задать себе вопрос: где, с кем и как я нахожусь?

3. Без денег нам не выжить.

Являющееся на данном этапе сложно оспоримым утверждением, данное положение возможно изменить. Деньги – это продукт системы, ради которого нам приходиться работать большую часть жизни. Но будут ли они так важны на этапе перехода к естественным взаимосвязям между людьми и природой? Общество само оценивает свою стоимость. Деньги поддерживают одну деятельность, и при их отсутствии останавливается другая. Мы сами в состоянии прекратить финансировать разрушающие стороны системы.

Есть вещи за которые приходить платить, но на самом ли деле это того требует мы разобрали выше.

4. Распределение ответственности.

В любом случае, каждый из нас признает ответственность перед своими действиями, которые оказывают влияние на наши жизни, жизни окружающих и близких. Но в большинстве случаев человек отказывается принимать этот выбор, предоставляя системе самой распоряжаться определяющими моментами. Мы приучаемся бояться пользоваться правом ответственности, перекладывая его на ограниченный круг управляющих, руководствующихся и составляющих правила действий на бумаге. Исходя их этого, каждый оказывается на месте незначительного болтика, участвующего в работе огромного механизма, но никак не оказывающего влияния на весь процесс работы этого механизма в целом. Так как детали это расходный материал, их всегда можно заменить новыми.

Распределение ответственности должно быть не проявлением несамостоятельности, а должно служить фактором, влияющим на заинтересованность в собственных интересах.

Как же тогда выйти из системы?

Во-первых:

Каждый должен обрести свою ценность и значимость, которую смог бы использовать во благо, уже оказавшись вне зоны контроля. Те особые навыки будь то медицина, образование, искусство, наука, философия или что-то еще, те знания и действия, которые смогут обеспечить существование человека в свободном от предубеждений обществе, направленные не на разрушение, а созидание.

Во-вторых:

Понять, что каждый сам вправе определять где, как и с кем ему жить. Все ограничения, накладываемые на человека, это дополнительные условия навязанные жизнью в самой системе.

В-третьих:

Отказ от посредничества и взаимопомощь. Деньги – то, что служит инструментом посредников. Нужно учиться понимать, что они не несут всех возложенных на них ожиданий. Самые приятные моменты в жизни каждого из нас, скорее всего не имели никакого отношения к деньгам. Помогать, строить, чувствовать, ценить каждый способен и без них. Не стоит поддерживать поток производства «стимуляторов счастья» уподобляясь личностям века потребителей.

А в заключении, хочется добавить, что в первую очередь нужно оставаться самими собой. Не поддаваясь влиянию, полностью принимать всю ответственность, возложенную на нас за счастливое будущее! И тогда все сможет повернуться к лучшему!

Всё больше и больше людей ищут выход из Системы, а самое главное, они понимают, что она действительно есть, и что это всё не выдумки различных философов, мыслителей и конспирологов. Она есть и она удерживает своими лапами людей, не давая им свободно вздохнуть. Она поддерживает их существование, кормит и поит их, удовлетворяет все человеческие потребности, а в замен забирает лишь одно - свободу. Казалось бы, ну что в этом такого, подумаешь. Да пускай себе забирает, но зато сколько всего интересного и чрезвычайно привлекательного она даёт взамен! Жизнь без этой системы кажется невыносимой, скучной и серой. даёт обилие красок, звуков, вкусов - всё что угодно, любой каприз и взамен просит не так уж и много - свободу. Да кому она нужна, эта свобода? Ну что ты с ней будешь делать?

Всё больше и больше людей считают своим лозунгом: "Fuck The System", стараясь во что бы то ни стало избавиться от системы, уничтожить её на корню. Люди находят разные пути выхода из системы, некоторые из них оказываются ложными, они приводят человека в тупик. Но кто бы что ни говорил, все пути делятся на две категории: Идеализм и . И только одна категория имеет верный вектор - идеалистическая категория.

Давайте рассмотрим материалистичный путь. Человек с материалистичным складом ума видит перед собой первичность материи над духом, т.е. материя создаёт этот дух, сознание, разум. Материя превыше всего.

Что же представляет собой позиция материалиста? Материалист пытается найти во всём личную выгоду. Что бы это ни было, к чему бы он ни притронулся, любое действие должно быть осуществлено лишь для получения выгоды, иначе не стоит осуществлять это действие. Работа - ради денег, карьеры. Знакомство - ради полезных связей, приобретения какого-то опыта, знания, умения, утоления похоти, праздности. Позвонить человеку -чтобы провести с ним время, пригласить на прогулку и т.д. Выгода - в утолении праздности, похоти. И если бы человеку не надо было занять себя чем-то и не хотелось провести время хорошо, посидеть в баре, сходить в клуб - то человек бы не позвонил вовсе. Понадобилось что-то от человека - позвонил, спросил/попросил. Не надо ничего - тогда он не интересен.

Без личной выгоды нет действия. Любое действие материалист совершает для личной выгоды, что бы он не делал. Он анализирует: выгодно ли это для него, будет ли он иметь какой-то доход от этого действия, какую-то прибыль. "Зачем что-то делать, если это не принесёт никакого дохода и никакой выгоды?" - думает материалист. И неправильно понимать, что это может быть лишь финансовая выгода - любая выгода, полученная для личной цели. Это материалистический подход. Но я хочу заметить, что нет строго материалистов и идеалистов, у каждого человека бывают материалистические идеи и идеалистические, речь о том, какой из этих подходов в человеке доминирует и чего в нём больше, что перевешивает.

Как же материалист пытается выйти из Системы? Материалистический путь предполагает ложный выход из Системы, это суррогат пути. Человек просто закрывает глаза на Систему и представляет, что он вне её. Он считает, что ему удалось её покинуть, но это всего лишь самообман, иллюзия. Человек ищет уход от системы материалистическим путём, т.е. через всё ту же материю, которая превыше всего. И в итоге он становится зависимым от этой материи, т.е. он не выходит из Системы, а всего лишь заменяет одну зависимость другой.

Разберём примеры материалистического выхода из Системы. Вот, например, наркоман выходит из системы с помощью наркотиков, с помощью иллюзорного мира, который они создают и зависимости, которую вызывают. Точно так же ведёт себя больной алкоголизмом. Когда он со своим желанным объектом - алкогольным напитком, то он счастлив и ничего ему больше не надо. Он получил свою желанную материю. Человек, недовольный окружающей средой, пытается уйти от неё, но в итоге просто переключает сознание. Или же человек решил теперь от наркозависимости избавиться, то как он избавляется? Заменяет одну зависимость другой. Например, замена героина на метадон. Замена сигарет на никотиновый пластырь или жвачку.

Первый пример - экстремальный спорт. Человек занимается им ради утоления жажды приключений, праздности, которая доставляет ему радость, ради выделения в своём организме различных гормонов, которые вызывают различные процессы. Это опять же материалистический способ уйти от окружающего мира, т.е. просто закрыться от него, спрятаться, но по-прежнему находится в нём, в Системе и быть её частью. Экстремальный спорт вызывает зависимость. Зависимость эта обусловлена выработкой гормонов (например, дофамина), которые вызывают привыкание, изменение сознания, доставляют радость человеку.

Второй пример - это компьютер, интернет, компьютерные и азартные игры. Они также стимулируют выработку различных гормонов, которые создают у человека чувство эйфории, опасности, страха. Человек, растворяясь в игре, закрывается от мира, по-прежнему находясь в нём. Он принимает иллюзорный, суррогатный мир и становится его частью, входит в виртуальную реальность. Просто обманывает себя.

Третий пример - это путешествия, тяга к путешествиям. Человек ездит по разным курортам, странам для того, чтобы опять же испытать радость, увидеть что-то новое, красивое, красочное и великолепное. Но это опять же не выход из системы, а попытка от неё убежать, а если быть точнее, то просто спрятаться, засунуть голову под подушку. Человек полагает, что находясь в другом месте, он будет свободен от системы. Да, возможно на какой-то момент времени он и почувствует настоящее освобождение от неё, но скоро это кончится, потому что ему нужно будет снова возвращаться к повседневности, к привычной работе, привычному укладу жизни. Ведь на те же путешествия нужны деньги, как и на наркотики, алкоголь, интернет, электричество и спортивный инвентарь. Это не выход из Системы, это просто замена одних наркотиков на другие или замена на способы стимулирования выработки их.

Материалистическая попытка выйти из Системы приводит лишь к тупику, он не выводит из неё, а лишь даёт ложную видимость, иллюзию выхода. До тех пор, пока человек является материалистом, он не сможет выбраться из Системы. Прежде, чем выходить из неё, нужно определиться кто ты: материалист или идеалист. Также нужно определиться, хочешь ли ты реально выйти из неё или тебя всё в ней устраивает. Нужно тебе это или нет. Материалиста, как правило, устраивает в Системе если не всё, то многое, а то, что не устраивает, он заменяет суррогатом. Чтобы выйти из Системы, нужно быть готовым пойти на жертвы, оставить прежние зависимости и ложные потребности. И спросить себя: а надо ли мне это?

А если не надо, то почему мне это не надо? Почему мне не нужна , а нужны её заменители, суррогаты? Спросите себя: нуждаюсь ли я в этой свободе и хочу ли я выйти из Системы? Нуждается ли алкоголик в избавлении от алкоголизма? Нет, не нуждается, потому что он доволен собой и счастлив. Он получает вожделенный объект и насыщается им, зачем ему терять это счастье и освобождаться от него? Он счастлив, но он алкоголик! Он зависим, он несвободен! Рыбки в аквариуме - свободны или нет, хотят ли они освободиться от аквариума и попасть в море/океан? Их кормят, за ними присматривают, зачем им свобода? Зачем свобода домашнему животному? Система одомашнивает человека, делая из него стадное животное. Когда-то все животные были дикими, свободными, но со временем одна Система одомашнила их, так же как другая одомашнила людей, сделала их зависимыми от себя.

Что же представляет собой идеалистический путь выхода из системы? Идеализм ставит на первое место идеальные понятия, такие как дух, вера, воля, сознание, разум и т.д. Идеализм не предполагает совершения какого-либо действия для получения личной выгоды, ведь его суть - совершение действий, жертвуя собой. Свершения ради идеи, ради творений, открытий, разработок. Свершения только потому, что человеку велит его сердце, не взирая, выгодно это ему или нет, приобретёт от этого человек что-то или наоборот, потеряет. Идеалиста ведут его чувства, его идеи, духовно-нравственные понятия, принципы, тогда как материалиста ведёт лишь собственная выгода. И эта выгода загоняет его в тупик.

Идеалистический путь подразумевает отказ от Системы. Отказ от всех её проявлений, норм и параметров. Отказ от всех тех зависимостей, которые она навязала человеку за долгие годы.

Отказаться от Системы не так-то просто. Сложно просто взять и бросить всё, что она предлагает, и стать самостоятельным и независимым от неё, стать свободной личностью и прекратить быть одним из представителей гигантского стада, гигантского инкубатора. Идеализм двигает человека, направляя в нужное русло. Отказаться от материалистичной Системы с помощью материализма невозможно, потому что материализм - это часть Системы, она состоит из него и любые попытки покинуть её под эгидой материализма будут вынуждать человека блуждать лишь в пределах этой Системы, не покидая её границ. Это бег по кругу (или по стойлу, если угодно).

Примером удачного выхода из Системы является . Как религиозное, с практиками аскетизма, так и мирское. Каждый отшельник - это идеалист, так как идти в отшельники с материалистической концепцией вряд ли возможно. Чтобы человеку решиться на такой подвиг, как отшельничество, ему нужно действовать, руководствуясь не личной выгодой, а своими чувствами, позывами, идеями, принципами, своей волей и стремлением к свободе. С материальной точки зрения данное мероприятие вряд ли можно назвать выгодным, потому как в материальном плане человек лишь теряет, а не находит. Это всё равно, что если б домашний пёс вдруг покинул свою конуру, убежал в лес и начал бы добывать себе пищу сам, забыв про свою миску, в которой каждый день в одно и тоже время появлялась бы вкусная еда. Забыл бы про свою тёплую лежанку и ласковые руки хозяина.

Уход из своего привычного места жительства сам по себе не является выходом из Системы, потому что можно убежать за тридевять земель, но всё ещё быть частью Системы. Можно жить в глуши, но сердцем своим находится в Системе, принимать её принципы и нормы. Однако без этого ухода вряд ли возможно избавиться от неё. Я не вижу других, альтернативных вариантов выхода из неё. Система сожрет человека, поглотит его с потрохами и не оставит никаких альтернатив. Любые сопротивления будут выглядеть беспомощными. Это всё равно, что черепаху перевернуть панцирем вниз и смотреть, как она будет сопротивляться, пытаясь вернуться в прежнее положение.

Чтобы покинуть Систему человек должен разрушить в себе все материалистические стереотипы. Он должен перестать быть материалистом, мыслить и действовать как материалист. Ему нужно идеальное поставить на первое место, а материальное сделать лишь следствием первопричины. Идеалистичный человек будет стремиться избавить себя от Системы, потому что её нормы и позиции не приемлемы для него и он это понимает. Он будет противостоять всеобщему материализму, находясь в жесточайшей оппозиции. Попытки перевернуть других могут стоить дорого этому человеку и в конечном итоге он может не достичь своей цели, оставшись в Системе.

P.S. И совсем не важно во что человек верит или не верит. Религиозные взгляды ни имеют никакого значения, потому как и материалисты бывают верующими людьми и неверующие люди бывают идеалистами. Идеальное не заканчивается на одних лишь понятиях веры, духовности. Стремление к воле, к свободе, наконец, присущи всем людям, и каждый может отыскать в себе эти чувства. Большое заблуждение считать всех атеистов материалистами и всех идеалистов верующими. Это заблуждение скорее всего пришло с людьми от так называемой "советской закалки". В те времена нормальный советский гражданин должен был быть атеистом и материалистом. Т.е. одно без другого не могло быть. Это не камень в огород "советской закалки", поскольку она воспитывала людей морально нравственных в большей своей части. Этим я хочу указать на то, что такие понятия можно трактовать по-разному, находя в них различные оттенки и нюансы.

Данная статья описывает возможность и пути выхода из финансово-олигархической системы, но не ставит никаких этических задач. Каждый человек сам для себя выбирает актуальность этой темы. Для кого-то выход из системы является жизненно необходимым действием, для кого-то это не важно вообще и не имеет никакого смысла. Здесь я описал лишь возможные пути выхода, т.е. ответил на вопрос "Как?", но не ответил на вопрос "Зачем?", поскольку ответить на него я могу лишь для себя, но не для кого-то другого. Каждый сам для себя решает и отвечает на вопрос: зачем ему выходить из системы. Для кого-то нахождение в системе не доставляет особых хлопот и несчастья, для кого-то доставляет и он пытается выйти, т.е. уйти в отшельничество. Кто-то не идёт на эти крайности и довольствуется, например, только ограничением своего излишнего материального потребления, завязкой с алкоголем, курением и т.д. - и этого ему достаточно. Кто-то отправляется в долгие путешествия, открывая для себя мир - он счастлив и ему достаточно - на то его воля.

В этом вопросе не может быть какой-то определённой этической составляющей. Всё индивидуально. Для кого-то система - это хорошо, для кого-то плохо. Я не пытаюсь навесить на это понятие ярлык чего-то отрицательного в употреблении ко всем людям. Ведь это всё равно, что спорить о вкусах...

Что в городе за жизнь? Не жизнь, а плен!

Толпа, менты, машины, мусорные груды,

Вонь, рэкет, стрессы, шлюхи, МММ,

Начальник – гад, работа – швах, друзья – иуды.

Вода из крана – медный купорос,

Соседи – твари в пятом поколеньи.

Невроз, артроз, тромбоз, лейкоз, понос -

Болезни городского населенья!

(Тимур Шаов. «Деревенька»)

Для чего читать эту главу?

Понять, зачем люди из столиц отправляются в села;

Выяснить, каким образом это их делает свободнее;

Оценить иронию самого факта переезда ярых индивидуалистов в деревни.


Мои герои, халибуты из первой главы, устав от жизни в мегаполисе, выбирали между российской и тайской деревней. Предпочли последнюю – и не жалеют. А есть люди, которые выбрали первую – и тоже довольны. Сами себя они называют иногда дауншифтерами, иногда – чтобы уйти от ассоциаций с пляжами и морем – ушельцами. Или даже так: ушельцами от потреблятства – именно такой «термин» предложил бывший московский менеджер Мустафа Ибрахим, переехавший в Челябинскую область.

Крысиные бега в беличьем колесе

Дипломированный психолог из Волгограда Мустафа Ибрахим (это, как вы, наверное, уже догадались, не настоящее имя, а сетевой псевдоним) переехал в Москву и занялся консалтингом. Через несколько лет стал руководителем тренингового отдела крупной американской компании, купил квартиру в столице и начал вести соответствующий статусу образ жизни: покупал престижные наряды, ездил отдыхать за границу, нанял няньку-сиделку для своего пуделя. Именно смерть долго болевшей любимой собаки – почти члена семьи – стала одним из поводов для перемен: образовался вакуум, начали появляться вопросы… А затем и ответы:

«Пришло понимание того, что эта система зарабатывания денег для меня превратилась в самоцель… в беличье колесо и крысиные бега. Поясню. Если ты хочешь получить высокооплачиваемую работу, ты должен определенным образом выглядеть, одеваться… Ты должен носить статусные вещи, ходить в статусные места и так далее. Это все требует денег. Грубо говоря, если тебе подняли зарплату с десяти тысяч на прежней работе до тридцати тысяч на новой, то это не значит, что разницу в двадцать можно откладывать в кубышку… Если на следующей неделе после повышения ты продолжишь приходить на работу в старом костюме, шеф тебе скажет: “Ты лицо фирмы. Мы тебе достаточно платим, будь добр, одевайся соответствующе…” В какой-то момент приходишь к выводу, что зарабатываешь деньги для того, чтобы зарабатывать деньги… К концу моей московской жизни времени хватало только на работу. Выходные уходили на то, чтобы выспаться, набраться сил – и опять кинуться в бой. И это тоже оказалось для меня решающим фактором. Я решил с этим покончить. Понял, что это не мое. Это расходится с моими целями».

Так Мустафа рассказывал о своих мотивах, например, в телешоу. Но если собрать информацию по разным СМИ, окажется, что дело не только в пуделе или деньгах. Причин «взять и поменять все» у руководителя отдела хватало: начиная от конфликта с шефом и заканчивая увлечением суфизмом и желанием писать книги на лоне природы. Мустафа сказал – Мустафа сделал: продал квартиру в Москве и поехал в Челябинскую область, в деревню неподалеку от Аркаима (места древних поселений, куда Мустафа когда-то приезжал в составе экспедиций и еще тогда заприметил).

Если поначалу бывший менеджер щедро делился своими размышлениями и открытиями новых миров с корреспондентами и ведущими ток-шоу, то затем – встретив, очевидно, иронию и непонимание – ограничил взаимодействие со СМИ и «системными журналистами» и сконцентрировался на потенциальных и реальных ушельцах. С ними он сейчас много и охотно беседует в Интернете, радуясь, когда «их полку» прибывает.

В одном из интервью Мустафа рассказывал о «наболевшем»: «Мы чувствуем неприятие со стороны окружающих. Месседж такой: топ-менеджеры бесятся с жиру, это гламурные персонажи, которым что-то надоело, и они едут под пальму загорать и ничего не делать…» Кстати, ничего не делать Мустафе не удается. Купив и обустроив деревенский дом, он понял, что жилище для него слишком велико, и… открыл там же гостиницу. В ней поначалу и готовил, и прибирался сам, не забывая писать притчи и наслаждаться природой и свободой от офисных рамок.

Агротуризм на злобу дня

Психолог с предпринимательской жилкой организовал артель «Лапти-тур», которая работает в модной на Западе, но пока еще совершенно не понятой в России нише агротуризма. Это когда туристы едут отдыхать не на пляж, а в село. Да еще и работают там.

WWOOF (от англ. World Wide Opportunities on Organic Farms или Willing Workers on Organic Farms) – специальные программы агротуризма, в рамках которых туризм совмещается с работой на фермера. Иногда такой «турист-батрак» платит что-то принимающей стороне (если работа во время «тура» чисто символическая), но чаще живет и трудится бесплатно. Эта программа действует по всему миру: трудовой визы для неоплачиваемой краткосрочной работы, как правило, не требуется, достаточно стандартного туристического набора документов и договоренности с фермером из той местности, в которой хочется проявить себя.

По словам Мустафы, первое время окружающие удивлялись его турпакету, включающему ежедневную бесплатную работу, но уже сейчас никого это предложение не шокирует. Впрочем, PR-акции по стимуляции любви к работе на свежем воздухе не мешают Мустафе то ли в шутку, то ли всерьез цитировать слова Ницше: «Каждый, кто не может посвятить себе две трети дня, должен быть признан рабом».

Куда пришел ушелец?

Бывший менеджер ценит комфорт. Он отремонтировал и благоустроил восьмикомнатный дом, провел туда Интернет и спутниковое ТВ. Традиционный туалет во дворе и прочие наверняка вспомнившиеся вам атрибуты сельской жизни Мустафа относит к стереотипам. То ли по этой, то ли по какой другой причине в деревне его «нормальным» не считают. «Теперь я стал реальным местным сумасшедшим. В буквальном смысле. Я и сейчас вижу, как при встрече со мной у деревенских бабуль так и тянется рука ко лбу… перекреститься. И то правда: чего только про него уже не говорили, да и поверить легко – на башке два хвоста, один на затылке, другой на подбородке, патлы и бороду подвязывает, прости Господи!» – пишет Мустафа Ибрахим в блоге на www.derevnyaonline.ru.

Отношение местных понятно. Удивительно другое: индивидуалист, желая свободы от рамок, отправляется в русскую деревню, известную консервативностью и коллективизмом в самым разных – в том числе и негативных – смыслах этих слов.

Даже самой сильной духом корпорации может только присниться такое удивительное единство мыслей и чувств. Эксперты пытаются объяснять этот феномен тем, что крестьяне в трудную минуту привыкли опираться только на людей, которые рядом . Как ни толкуй данное явление, общество этого типа, скорее всего, сможет принять человека, отказывающегося придерживаться правил, только на правах героя, изгоя или сумасшедшего.

Кстати, есть шансы получить особый статус (и возможность не исполнять социально желательных обязанностей) и в офисной жизни. К примеру, многочисленные программисты и даже некоторые высокопоставленные IT-специалисты отвоевали себе негласное право носить ту одежду, которая им нравится, и мыться так часто, как им удобно.

Неудивительно и то, что новые русские крестьяне на интернет-ресурсах агитируют тех, кто остался в городе, к переезду, предлагают им продающиеся по соседству дома и помощь в устройстве на новом месте. Ведь ушельцу, переехавшему в забытую миром деревню, в чем-то сложнее, чем дауншифтеру в Индии или Таиланде. Во-первых, за границей какое-никакое, но есть русское комьюнити тех, кто сбавил обороты. Во-вторых, отношение к приезжим из России благожелательное – как к туристам, тратящим деньги, а не как к чужакам из Москвы, скупающим землю отцов.

В-третьих, у новоиспеченных жителей пляжей обычно нет иллюзий, что однажды они проснутся индийцами или тайцами – своими людьми.

Тот же Виктор Сергиенко (более известный в сети как Кошастый, обещавший в свое время глобальный кризис и переехавший по этому поводу в деревню на полное самообеспечение) заинтересован не только в отдалении от города, но и в «невыделении из окружающих крестьян». И то, и другое он называет главными мерами «пассивной защиты».

Освоиться в селе будет легче тем, кто, живя на земле, продолжит работать в городе, или тем, кто займет понятные сельчанам должности учителей, журналистов районной газеты, работников местной администрации.

Арифметика свободы. Точных цифр не назовет никто.

Кошастый в крайних случаях предлагает выкапывать в лесу землянки и жить там. Понятное дело, жилье необязательно выкапывать своими руками. Более традиционный домик в деревне можно и купить, причем почти за любую цену.

Независимо от того, как вы решите вопрос с жильем, вам придется потратиться на лопаты, семена, Интернет и прочие предметы первой необходимости. Тот же Кошастый к таковым, например, относит полтонны соли (у него именно столько), короб спичек и ящик мыла. Но если вы не ждете глобального кризиса и не ставите своей целью полную автономию от городской жизни, можете ориентироваться не на его метод (он выложил в сети четкие инструкции, пересказывать не буду), а на свои представления о будущем и нужды в настоящем.

Кому подходит этот сценарий жизни

Тем, кто раньше времени хочет выйти на пенсию. Или выйти вовремя, но иметь представление, что делать дальше. Гораздо приятнее выращивать цветы в деревне, чем выполнять не самые легкие функции метробабки в городе.

Художникам, поэтам и прочим творческим людям.

Этюды на пленэре, сельские музы, пряный аромат местной сакуры и навоза… Э-эх!

Неисправимым романтикам, готовым не только мечтать, но и работать. Им придется сложнее всего.

Как еще бывает. Чичерина творит в деревне

Чуть больше года назад певица Юлия Чичерина вместе с семьей переехала в подмосковную деревню. Впрочем, карьеру она не бросила. Более того, уверена, что на селе творить приятнее. В доме своей мечты певица обустроила спортзал и даже студию, где сейчас пишет песни. О причинах переезда она рассказала автору этой книги в коротком интервью:

«За всю свою бурную жизнь я сменила много квартир и, конечно, жила в Москве. Но после двух лет в городе я твердо решила перебраться туда, где нет этой сумасшедшей суеты мегаполиса и загазованного воздуха. На просторе и думается, и мечтается по-другому. Только здесь можно отключиться и почувствовать, что ты действительно живешь, увидеть звезды и рассмотреть небо над головой.

Творческому человеку крайне сложно работать, когда все вокруг звонит, шумит и отвлекает. Не зря же многие поэты или музыканты предпочитают писать по ночам – именно тогда все вокруг затихает. А преимущество деревни в том, что тут не надо ждать ночи – здесь тихо всегда. Именно поэтому, когда вопрос встал о строительстве жилья, мы решили построить не просто дом, а дом-студию, где можно и жить, и творить».

Большую часть времени Юлия проводит в селе, несколько раз в месяц выезжает на гастроли по России и съемки в Москву. Ее дом – необычной формы с огромными треугольными окнами до пола – стал местной достопримечательностью. Бабушки к нему водят внуков на экскурсии – посмотреть на экзотику.

Сейчас Юлия ни на что не жалуется, только хвастается: говорит, на природе здоровье стало лучше, настроение – прекраснее не бывает, а главное – дышится свободнее и работается продуктивнее.

Деревенскую идиллию иногда нарушает погода: так, во время строительства из-за дождей не могла проехать техника, но даже это не помешало сотворить дом за месяц с небольшим. Пасторальную картинку, придуманную и воплощенную в жизнь ею самой, Юлия описывает с удовольствием:

«Была попытка разведения огорода, но это оказалось не так легко. За всем этим нужно ухаживать, холить, лелеять, чтобы выросло что-то действительно съедобное. У нас росли некоторые овощи, но они получились очень специфического вкуса. Мне больше нравится иметь дело с цветами, деревьями.

Мне здесь настолько комфортно, что я бы и не выезжала отсюда, если бы не любимая работа O. Тусоваться я вообще не люблю, это потеря времени. А здесь все создано для жизни и творчества. Помимо творчества мы увлекаемся строительством, сейчас почти доделали баню. Изучаем все технические новинки – например, экологически чистые устройства для дома, солнечные батареи. Нам интересно все, что не приносит вред природе и окружающей среде».

Вместо вывода

В деревню, в глушь, в Саратов

Если верить отдельным газетным публикациям, идея переезда в экологически чистые деревни овладела умами заскучавших жителей мегаполиса лет пять назад. Свежо предание, да верится с трудом. Во-первых, опрощение Льва Толстого пока никто не отменял. Во-вторых, римский император Диоклетиан в свое время отправился возделывать огород, а на все призывы вернуться к власти отвечал: «Если бы вы видели, какую я вырастил капусту, то не стали бы ко мне приставать со своими бессмысленными предложениями». Но даже если не ходить далеко в историю, то и я – в каком-то смысле – потомственный «ушелец». Мои родители однажды оставили крупный промышленный город на севере России, куда в свое время уехали на заработки, ради дома на «своей земле» на юге Сибири. Да-да, это я то ли в ужасе, то ли в восхищении замирала перед тридцатью сотками, на которых предстояло сначала закопать, а потом выкопать картошку. Это мне приносили соседи кроликов, сбежавших из моих инновационных клеток (экспериментальное животноводство было моей слабостью)… Но вернемся от моих кроликов к нашим баранам.

Уход в деревню далеко не однозначен. С одной стороны, даже проповедник сельской жизни Мустафа говорит: «Чтобы зарабатывать деньги в России, нужно жить в Москве». О дорогах, Интернете и возможности получить хорошее образование в селе напоминать не будем. Тем, кто подзабыл об этих пасторальных прелестях, о них наверняка напомнили герои этой книги в предыдущих главах, когда аргументировали свой переезд на пляж.

С другой стороны, трудно не согласиться с этологом, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем, который в своей книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» бичует перенаселенность городов, опустошение жизненного пространства (то, что мы привычно называем плохой экологией), гонки наперегонки с самим собой…

В 1974 г., когда слово «дауншифтинг» еще не придумали, ученый рассуждал об изматывающей спешке, которую подгоняет страх проиграть в искусственно созданной конкуренции, об отсутствии времени на размышления, об исчезнувшей радости бытия, о том, что деньги перестают восприниматься как средство и начинают видеться как цель… «Все мы, живущие в густонаселенных культурных странах и тем более в больших городах, уже не осознаем, насколько не хватает нам обыкновенной, теплой и сердечной человеческой любви», – пишет Лоренц. Почти слово в слово Лоренцу вторили психологи на одной из недавних московских конференций. И даже пытались придумать названия для специфических «городских неврозов», уточняя, впрочем, что у деревенских жителей – свои особенные проблемы.

Как бы то ни было, многих горожан деревенский рай настоятельно влечет. Как посчитали аналитики центра «Индикаторы рынка недвижимости», три процента коренных москвичей ежегодно переезжают на ПМЖ в регионы. Эта цифра не отражает того, сколько людей покупают домики в селах и участки земли, так сказать, на будущее – пока еще ниоткуда не увольняясь и никуда не переезжая. Некоторые публикации об этом тренде даже светятся надеждой: привыкшие к цивилизации ушельцы проведут хорошие трассы и Интернет в российскую глубинку… К примеру, актер Петр Мамонов «сделал» в деревне, где обосновался, дорогу.

Примечания:

В наркотическом смысле этого слова.

В этом тексте речь идет о русской деревне, но если вы заглянете в книгу «The Good Life» Хелен и Скотта Ниринг (супружеской пары, переехавшей во время Великой депрессии из Нью-Йорка в деревню), то убедитесь, что эти явления характерны не только для российской глубинки. «Мы приехали в Вермонт как совершенно посторонние люди. Коренные жители этих мест часто используют слово “иностранцы” (“чужаки”) для обозначения вновь прибывших. К ним относятся с подозрением, их не спешат включать в круг знакомых. Любое сообщество требует согласия со своими законами и следования обычаям. Местные хотят видеть в числе своих соседей тех, кто родился и вырос рядом. В маленьких удаленных сообществах этот критерий ставится выше любых других», – пишут авторы.

Об этом еще в 2002 году писал, например, журнал «Эксперт» («Что подумает сосед Василий?»). За десять лет ситуация, возможно, чуть изменилась, но кардинальные преобразования сознания вряд ли произошли.

Это страшное понятие, о котором в разной формулировке говорят все пробужденные, совсем не является тем, за что его принимает наш пугливый ум. Поэтому мы все время стараемся отложить этот страшный надуманный момент НЕКОГО ВЕЛИКОГО АСОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, с которым связываем понятие "выхода из социума". С которым напрямую связываем наше пробуждение. Откладываем настолько, что забываем о цели, настолько, что уничтожаем саму надежду как-то изменить свою жизнь. Ужас перед ВООБРАЖЕННЫМ монументальным и решительным поступком заслоняет нам всю простоту подлинного пути, путает все понятия. В итоге мы приходим к тому, что готовы заниматься чем угодно в качестве "подготовки к становлению на путь", лишь бы не жить своей жизнью.

А ведь только о том, чтобы отвечать за свою жизнь вам и говорят. Пресловутый выход из социума - отказ от костылей, которые вам услужливо одалживает социум, спасая своих адептов от неспособности отвечать за свою жизнь и решения. Он предлагает вам готовую расписанную до смерти жизнь с набором готовых решений. Родился, учился, женился, выслужился, воспитал, отдохнул, перебрал развлечения, ушел на покой - все, конец. Выход из социума - по сути сход с накатанных механистичных дорожек, по которым вы привыкли катиться. Просто? Просто! И невероятно сложно. Вы увидите это, только начните пробовать, начните делать прямо сейчас.

Самый простой способ начать движение к себе без пафосных и поспешных жертвований работой, дружбой, увлечениями и комфортной жизнью - выбрать себе любой совместимый с вашим образом жизни режим и жестко следовать ему. Ваша жизнь сейчас - ограниченный набор механистичных программ. Попробуйте взять ее в свои руки, расставить семафоры на пути паровоза, несущего вас в могилу. Если вы сблизились с гуру, то наверняка получили практики или наставления (на которые, кстати, возлагаете большие надежды) - йога, медитация, тарабарщина, молитва, выделение наблюдателя или астрального тела. Если нет, у вас обязательно найдутся свои ежедневные дела. Будьте кропотливы. Распишите 3-4 простые вещи. Придайте привычным занятиям жесткие границы: неизменное ото дня ко дню время подъема, время вашей практики, время творчества, время приема пищи, время отхода ко сну.

Перед тем, как начать, обратите внимание, что вы ВЫБРАЛИ их САМИ, САМИ приняли решение следовать этому режиму. А теперь попробуйте осуществить задуманное СОБОЙ. Уже на второй-третий день станет очевидно, что вы не владеете своей жизнью, ощутите, насколько глубоко вы увязли в "социуме", как вы безвольны и несвободны в элементарных решениях. Каждый раз найдутся причины, отговорки, невинные события, такие как приезд любимой бабушки, важная вечеринка, "много работы". Вы увидите, что вся ваша вроде бы свободная и осознанная доселе жизнь придавливает вас тяжелым мешком, лишь бы оградить от такого безрассудного решения, как попытка самому отвечать за себя.

Не сдавайтесь, не опускайте руки, продожайте делать и наблюдайте. Просто монотонно следуйте своему решению - будь это кардинальное изменение всего уклада жизни или простые ежедневные вкрапления в рутину. Падайте и снова поднимайтесь. Не теряйте из виду свое решение и свою цель, и увидите, как все все-таки начнет меняться. Никакой сияющий рыцарь в блестящих доспехах не совершает суперрешительного героического поступка. Подлинная работа совершенно не годится для занесения в летописи о героях. Потому что это - унизительная возня в грязи собственного невежества, в болоте инерции, полная ошибок, слабости, отчаяния и сомнений. Пока вы тотально не устанете от этого и не примете окончательное и, самое главное, очень простое, тихое и никому не заметное решение. После уже можно будет слагать легенды, но вам будет совершенно все равно.