Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

Парные согласные по звонкости-глухости

Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

  • мягкий – мягок,
  • зуб-зубы.

В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд - звук [р’] - рад - звук [р]

люк - звук[л’] - лук - звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял - звук [м’] - мал - звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка - 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Фонетика - дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть - именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык - в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые - буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама - мячик, лоза - лёд, вышка - вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные - таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол - шелест - шик, жуткий - жидкий - жестяной, цена - цирк - царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка - чащоба - чистка, щёки - щуриться - щебень, йот - йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей - парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно - слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки - всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой - с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию - кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами - красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки - таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр - беленький, вьюга - вратарь, город - гелий, подъезд - дьяк, жираф, зима - зубы, кит-кот, лошадь - лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход - перерыв, решение-роман, сова - семья, торт - тема, фильм-фотография, халва - схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье - лакей - ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, - короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править - воля - лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат - роль - топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь - соня - сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» - таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики - и всё обязательно получится.

Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.

Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!

И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие . И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.

Гласные и согласные звуки и буквы

Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.

Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.

Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.

Гласные звуки

Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.

Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.

Ударные и безударные

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.

Сколько согласных букв и звуков в русском языке?

Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.

Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.

Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые и мягкие

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

Глухие и звонкие

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.

Таблицы

Мультфильмы по теме

Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

Учим и поем русский алфавит

Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь

Глухие согласные звуки

Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут

Звонкие согласные звуки

Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».