Граница между Европой и Азией становится важнейшей особенностью уральского региона. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Как и где проходит граница между Европой и Азией на карте мира - на самом деле не очень ясно. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров. Однако вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией, и что по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии.

Граница между двумя частями света - понятие весьма условное. Мнение о прохождении границы через Урал сейчас общепринято, потому на территории Уральского федерального округа и соседних регионов имеется обилие пограничных памятных знаков и обелисков на границе Европы и Азии. Точное их количество определить достаточно сложно, поскольку их учета на государственном уровне по-прежнему нет, а некоторые установлены в весьма труднодоступных местах. Но многие из них весьма интересны. Правда, и не все из них соответствуют реальной границе.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы. Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, к сожалению, часть знаков уничтожена, часть знаков это просто таблички или столбики, но сооружены и обелиски, расположенные на стыке Азии и Европы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиски «Европа-Азия» – популярные места для фотосессий, здесь делается множество снимков. Кроме туристов, частыми посетителями обелисков являются молодожены. Здесь новобрачные привязывают ленточки рядом с обелиском и, конечно же, фотографируются на память.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Считается, что на этом месте граница между Европой и Азией выходит на берег Северного Ледовитого океана.

Самый восточный. Самая восточная пограничная черта Европы отмечена обелиском «Европа-Азия». Находится он вблизи от деревни Курганово (примерно в 2 километрах), на Полевском шоссе. По совместительству, этот монумент увековечивает 250-летие со дня научного определения места прохождения границы двух частей света, сделанного Н.В. Татищевым. Правильность местоопределения подтверждает тот факт, что установлен обелиск совместно с членами Географического общества, в 1986 году.

Самые южные. Сразу два популярных обелиска «Европа-Азия» можно найти в Южном Урале, в Челябинской области, между Миассом и Златоустом. Первый - монумент у железнодорожной станции Уржумка. Выполнен из каменного, гранитного основания, представляющего собой квадрат. В верхней части обелиска имеется выступающий метровый «рукав», на котором указаны стороны света. «Европа» со стороны города Златоуста и «Азия» - со стороны Миасса и Челябинска. Вершину монумента венчает высокий шпиль. Посвящен обелиск окончанию строительства южноуральского участка Транссибирской магистрали в 1892 году.
Второй каменный монумент находится прямо на трассе М5 «Урал», между Миассом и Златоустом, где дорога пресекает горный хребет Урал-Тау.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Единственный обелиск, который установлен прямо в черте города, это металлическая стела, своей формой напоминающая ракету или Эйфелеву башню, расположенная в Екатеринбурге, на 17 километре Новомосковского тракта. Установлен монумент в 2004 году, но в ближайшее время планирует быть подвергнутым грандиозной переделке.

Самый красивый обелиск «Европа-Азия», который находится на трассе Пермь-Качканар, недалеко от границы со Свердловской областью. Найти его достаточно просто, и 16-метровый белый столб не даст ошибиться. Установлен памятник в 2003 году. Помимо столба, украшенного изваяниями крылатых львов и двуглавым орлом, имеется смотровая площадка и черта на асфальте, обозначающая непосредственную границу.

Самый популярный он же самый первый памятник на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года - перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича - будущего наследника престола.
На той же горе Берёзовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел. Создан с целью привлечения туристов, ставшая традиционным местом посещения свадебных кортежей.

Остальные расположены в разных частях Свердловской области и за ее пределами: в Пермском крае, Челябинской области, Оренбурге, Башкирии, Магнитогорске и в ряде других населенных пунктов.

Четко написано, что граница между Европой и Азией пролегает непосредственно по Уральскому хребту и вниз к Кавказу. Данный факт еще больше привлекает внимание к горам, которые итак полны тайн и загадок.

Непосредственно в горах стоят пограничные столбы, которые сигнализируют о том, что на одной стороне Европа, на другой Азия. Однако столбы поставлены весьма неудачно. Дело в том, что они не совсем соответствуют историческим данным.

Разные подходы к определению границ

Кроме этого, при сравнении нескольких источников, можно прийти к выводу, что по поводу Кавказа вообще нет единого мнения о том, где проходит граница. Самое распространенное мнение – она проходит по главным водоразделам хребта. Другие же источники указывают на то, что граница проходит по северному склону. Кстати, если посмотреть атлас Советских времен, то там евро-азиатская граница проходит непосредственно по границе СССР.

Такое отношение к прохождению границы привело к спорам относительно территорий Азии и Европы, что для некоторых научных кругов является чуть ли не первостепенной задачей. До сих пор спорят, к Азии или Европе относить Монблан и тот же Эльбрус.

Ведущие ученые уверяют, что нельзя с точностью до километра провести границу между частями света. Дело в том, что между ними нет резких переходов. Если подходить с точки зрения разницы климата, никакой разницы нет, то же касается растительности, животного мира и строения почвы.

Единственное, на что можно опираться – это строение земной поверхности, которая отражает геологию. Именно на это в свое время опирались ведущие географы, пытаясь провести границу между Азией и Европой. Они взяли за основу Урал и Кавказ.

Условная и реальная граница

Тут возникает естественный вопрос – каким образом проводить границу в горах? Известно, что ширина Уральских гор около 150 километров, Кавказские горы еще шире. Именно поэтому границу провели по основным водоразделам, которые расположены в горах. То есть, граница совершенно условная и не может считаться точной, даже если считать в километрах. Однако впоследствии было принято грамотное решение, согласно которому современная граница имеет более четкие контуры.

Для обычного жителя ответ на вопрос: «Где проходит граница между Европой и Азией?», может быть дан следующим образом: «По Уралу и Кавказу». Он станется вполне довольным подобным ответом. А как быть картографам? Ведь, проводить границы Европы можно было по реке Урал как слева, так и справа. Подобных примеров можно привести много. По этой причине в научных кругах было принято решение границу считать проходящей по восточному склону Урала и Мугоджар. После она идет по реке Эмбе, до северного берега Каспия до
Керченского пролива.

То есть, с недавних пор Урал целиков входит в состав Европы, а Кавказ – в Азии. Что касается Азовского моря, то оно «европейское».

Евразийский континент не имеет четких границ внутри себя. Расположение Европы и Азии часто пересматривалось, оспаривалось, изменялось. На сегодняшний день граница между континентами обозначена официально, однако многие ученые не совсем согласны с принятым решением.

Официальная граница между Азией и Европой

Границу по континенту провести очень непросто. Между Азией и Европой она постоянно изменяла свои очертания. Происходило это из-за постепенного освоения гор и земель Сибири.

Официальное разделение одного континента на два (по направлению Север-Юг) было осуществлено в 1964 году. На 20-м конгрессе Международного географического союза ученые провели четкую линию-границу между Азией и Европой. По этим данным было зафиксировано следующее положение.

Начало граница берет в Карском море, в Байдарацкой губе. Далее линия раздела проходит по восточной части Уральских гор и следует вниз по востоку Пермского края. Таким образом, и Челябинск, и Екатеринбург оказываются расположенными в Азии.

Дальше граница идет вдоль реки Урал, переходит в Оренбургскую область и спускается к северной части Казахстана. Там ее «подхватывает» река Эмба и спускает прямиком в Каспийское море. Оставляя северное побережье Каспия в Европе, граница доходит до реки Кума и вместе с ней пересекает северную часть Кавказских гор. Далее путь проходит по Дону к Азовскому морю, а, затем, и к Черному. Из последнего граница между Азией и Европой «вытекает» в пролив Босфор, где и заканчивается.

Заканчиваясь в Босфорском проливе, граница разделила на два материка Стамбул. В результате, в нем существует две части: европейская и азиатская (восточная).

На пути границы встречается несколько государств, которые она благополучно «делит» на два континента. Это относится к России, Украине, Казахстану, Турции. Необходимо отметить, что последней «досталось» больше всех: граница разделила на две части ее столицу.

Однако после проведения официальной границы, споры и рассуждения нее не утихли. Ученые уверяют в невозможности четкого проведения линии по каким-либо внешним/внутренним параметрам. Например, по растительности, климату или почвам. Единственное реальное мерило – геологическая история местности. Поэтому Урал и Кавказ оказались главными пограничными ориентирами.

Сегодня Кавказ и Урал не разделяются границей на части. Она проходит лишь по их подножиям, оставляя горы нетронутыми. Такой подход значительно упростил работу геологов.

Но такая ситуация сказалась сложностями в работе картографов. Воспроизводя один , ученым приходилось разделять горные массивы на неравные части. Провести такую процедуру точно практически невозможно. Данная ситуация негативно сказалась на работе геологов, часто использующих карты: части гор были «раскиданы», хотя исторически являлись едиными массивами.

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск

На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске

В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское

Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда

Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной

Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина

Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск

Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (см. фото).
Старый же памятник переместили на Новомосковской тракта, примерно за 300 м до стелы "Первоуральск", справа по курсу при движении к Первоуральску (примерно в 300 м на юго-запад от старого места).

Обелиск на Новомосковском тракте (17-й км)

В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.

Стелу установило муниципальное предприятие «Столица Урала» в августе 2004 года.
Архитектор Константин Грюнберг.
Таблички на постаменте стелы говорят, что в него заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).
О правильности установки этого знака можно прочитать здесь.

Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, между истоками рек Тагил и Бунарка (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба — солнечные часы. Активно принимали участие в изготовлении стелы туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка (гора Медвежка)

В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись

Знак был установлен энтузиастами из санатория «Зеленый мыс».

Обелиск Баранчинский

Установлен у дороги из пос. Баранчинский на запад, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.»

Как проехать: После В. Баранчинского пруда поворот налево до «солдатской» дороги — 7 км — щебёнка, сильно разбитая, глубокие ямы; «солдатская» дорога — глинистая грунтовка, глубокие колеи, на легковушке непроходима.

Столб у деревни Починок

Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет.

Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.

Обелиск у поселка Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (дорога Нижний Тагил — Черноисточинск — Висим) вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара на стальных «орбитах» размещались макеты спутника и корабля «Восток».

Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. (у дороги Нижний Тагил — Серебрянка недалеко от п. Синегорский). Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский (276 км Горнозаводской ж.д.)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам.
От станции Хребет Уральский до обелисков пешком вдоль железной дороги 8 км, от обелисков до станции Европейская — 6 км.

Обелиск на перроне станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак установлен не на линии водораздела (она пересекает железную дорогу на 4 км западнее и там уже есть обелиски), а в более доступном месте, видимо, для удобства посещения.

Обелиск у деревни Кедровка

Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва - Серебрянка (на 27-м километре дороги). Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области). В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров. Обелиск по проекту Алексея Залазаева. Это один из самых больших обелисков. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом Демидовском тракте, у горы Красный столб, к западу от с. Елизаветинское стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня

Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале

Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка

На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Крайняя восточная точка Европы

Точка находится на полярном Урале между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Впервые точка обозначена в 2003 г группой туристов при поддержке "Российской газеты". Знак (на фото) не сохранился. В 2006 г был установлен новый знак в виде пирамиды из камней с прикреплённой табличкой.
(см. http://www.rg.ru/2006/08/18/ekspedicia.html)

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем.

Использованы материалы:
http://welcome-ural.ru/
http://dobryiadmin.livejournal.com/842.html

Мы будем Вам благодарны если Вы оставите отзыв:

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Выбор направлений обширен – для туриста открыт целый мир. Можно отправиться в удивительную Азию, где достаточно экзотики, можно – посетить гостеприимную Европу, где трепетно относятся к , а уровень сервиса на порядок выше. Куда же стоит поехать?

  • Зарубежная Азия – выбор тех, кто хочет насладиться красотами природы, чистыми пляжами, видами на горы, увидеть экзотических животных, в Европе такого разнообразия нет;
  • Туристы, которым нравится осматривать старинные достопримечательности, бродить по узким улочкам с многовековой историей, любоваться удивительными архитектурными памятниками, по душе Европа, хотя и на Востоке можно увидеть много необычных объектов;
  • При ограниченном бюджете предпочтительней отправиться в Азию – цены тут на порядок ниже, еда дешевле, как и услуги, потому что местное население вынуждено зарабатывать хотя бы таким способом. Недешево обойдется только перелет;
  • Ценителям безопасности и ненавязчивого обслуживания, тем, кто хочет спокойно гулять по улицам, не привлекая внимания назойливых торговцев, рекомендована Европа;
  • Путешественникам, отправляющимся отдыхать на пляжах, загорать и купаться в море, больше понравится в Азии, здесь же предлагают и наиболее разнообразные SPA-услуги;
  • Кулинарных гурманов впечатлят оба направления, если в Европе подают привычные блюда, то покорит обилием новых вкусом, а местные фрукты – отдельный повод, чтобы поехать сюда;
  • За развлечениями можно ехать и на Восток, и на Запад, хотя отдых с отрывом, зажигательными танцами и фестивалями предлагают именно в Азии.

Однозначно сказать, где отдых пройдет лучше – в Европе или Азии, невозможно. Все зависит от целей поездки, от собственных ожиданий от отдыха, от бюджета и сезона. Так, чтобы насладиться теплыми деньками среди холодной зимы, отправляйтесь или Вьетнам, если же ненастная погода – не проблема, осмотр парижских достопримечательностей на Рождество станет настоящим подарком.

Россия – Европа или Азия?

Россиян, задумывающихся, также волнует, куда входит наша страна? Казалось бы, все просто: западная часть России до Урала – это Европа, Сибирь и Восток – Азия. Но такое деление условно, ведь менталитет всех жителей России, их культурное наследие и мировоззрение идентичны европейским взглядам. Впрочем, и с Азией тоже есть сходства. Например:

  • религиозная концепция, направленная на спасение души человека, свыше 50% населения в России и Азии – верующие, в Европе – только 25%;
  • Россия – страна многонациональная, в Азии также живут люди разных народностей, хотя междоусобные войны – явление нередкое;
  • большие территории с нетронутой природой, что объясняется площадью континента;
  • схожесть быта – так, и в Азии, и в России популярностью пользуются ковры на стенах, которые в Европе никогда не имели спроса, сегодня и у россиян эта тенденция уходит в прошлое;
  • невысокий уровень использования производственных мощностей – азиатские и российские товары не отличаются высоким качеством, по крайней мере, такое убеждение прививалось населению годами.

Схожи дороги в России и Азии, не отличающиеся высоким качеством. Но, несмотря на сходства, Россия все же является европейской страной, хотя отрицать ее самобытность и уникальный путь развития трудно.

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.

Феномен Евразии: две части света на одном материке

Представления о границе Европы и Азии стали формироваться более трех тысяч лет: с тех самых пор, когда началось описание земель, входивших в состав Египта, Греции, Древнего Рима и соседних с ними территорий. По мере развития мореплавания, после первых кругосветных путешествий и Великих географических открытий XV-XVII веков у человечества сложились общие представления о материках, континентах и частях света, представляющих сушу Земли. Вместе с тем, до начала XXI века у исследователей нет единого мнения о количестве материков и континентов на Земле, а также, что такое Европа и Азия – только разные части света или разные материки?

К концу XVIII века ученые, казалось, пришли к единому мнению, что на Земле существует семь материков: Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Европа и Австралия и шесть частей света, так как Северная и Южная Америки составляют единую часть света – Америку. Однако после исследований А.Гумбольдта (1915), многие ученые объединяют Европу и Азию в один материк Евразию и выделяют на Земле только шесть материков (Александровская и др., 1963). Промежуточную позицию занимал С.В.Калесник (1955) и его последователи, считавшие, что можно придерживаться обеих точек зрения и так, и так. Вместе с тем развитие наук о Земле не позволяло наиболее активным исследователям мириться с создавшейся неопределенностью. В поисках истины П.С.Воронов (1968) обратил внимание на необходимость правильной трактовки самого понятия «материк» и «континент». Понимая под материками и океанами тектонические структуры первого порядка (Михайлов, 1958; Хаин, 1964), П.С.Воронов доказывает, что между Европой и Азией реально существует структурный раздел, которой свидетельствует об автономии Европы и Азии как самостоятельных тектонических образований. Воронов пишет: «Гумбольдт, «закрывший» во время своего знаменитого путешествия Европу в качестве самостоятельного материка и породивший синтетический материк Евразию, не мог, конечно, еще знать, что вызвавший его пренебрежение низкогорный Урал фиксирует собой, подобно Кавказу, местоположение систем глубинных разломов, рассекающих сверху донизу всю континентальную кору. Но мы в отличие от Гумбольдта это обстоятельство сейчас хорошо знаем и поэтому, безусловно, обязаны сделать и соответствующие логические выводы». Таким образом, П.С. Воронов пришел к выводу о том, что Урал и Кавказ объединяют самостоятельные континенты Европу и Азию в единую сушу.

Другая точка зрения на Евразию и ее составные части обобщена в монографии сотрудников Института географии РАН «Геоморфологические режимы Евразии» (2006). Авторы приходят к выводу, «что Евразия – единый, сложно устроенный, долго и противоречиво собиравшийся континент, и что граница между Европой и Азией, как бы ее ни проводить – по глубинным разломам (Воронов, 1968), или по границам других тектонических структур первого порядка, по неким историко-географическим, этнографическим, политическим признакам – геоморфологически весьма условна и неопределенна (Тимофеев, 2006, с.3−4). Вместе с тем, авторы соглашаются, что линия раздела между Европой и Азией проходит по Уралу и Кавказу. Авторы монографии делают выводы, что «на протяжении всей геологической и геоморфологической истории Евразия пережила эпохи (режимы) распада континента, точнее, дробления его на материковые и морские участки и эпохи (режимы) их соединения. Последняя тенденция – режим соединения, собирания в единый континент особенно ярко проявилась на новейшем этапе, когда вместо распавшейся перед этим Лавразии стал создаваться новый Евроазиатский материк» (Бронгулеев, Тимофеев, 2006, с.371). Авторами признается, что в собирании Евразии как единого континента важнейшую роль сыграли два основных центра: азиатский и европейский. Тем самым подтверждается относительная автономия двух подконтинентов Азии и Европы.

Таким образом, в изложенных взглядах на структуру Евразии нет больших противоречий. И те и другие признают, что граница между Европой и Азией существует, проблема лишь в том, насколько она глобальна.

Безусловно, ученые античного мира и эпохи Возрождения ничего не знали о существовании тектонических структур и можно лишь вслед за П.С.Вороновым «выразить восхищение удивительной интуицией человечества, которое … выделило еще на заре истории в качестве самостоятельных единиц» (1968, с.45) Европу и Азию.

Основные этапы развития представлений о границе Европы и Азии

От Геродота до Ломоносова . История вопроса о границе Европы и Азии начинается в глубокой древности. Подробный обзор исторических представлений о границе Европы и Азии был дан в работе А.Б.Дитмара (1958). Не вдаваясь в детали, отметим, что еще финикийцы за 9−8 веков до нашей эры выделяли на Земле три части света: Европу (от финикийского «эреб» — заход солнца, запад), Азию (греч. Asia, от ассирийского и финикийского «асу» — восход, восток) и Ливию – единственную известную в то время часть Африки. Эти три части света в средние века получили название «Старый Свет», а открытые в XVI-XVIII веках Америка и Австралия – «Новый Свет». Первоначально древние греки проводили границу между Европой и Азией по Понту (Черное море). Позднее римляне отодвинули границу на Меотиду (Азовское море) к Керченском проливу и реке Танаис (Дон). Эти представления о границе получили отражение в трудах Геродота, Полибия, Страбона, Помпония Мела, Клавдия Птолемея. Авторитет Птолемея, отразившего Европу и Азию на своих картах, способствовал тому, что граница по Азовскому морю и Дону оставалась незыблемой до XVIII века (Меховский, Герберштейн, Барбарини, Клювер и др.). Подобные представления о границе по Дону мы находим у Козьмы Индикоплова (VI в.), Мартина Бельского (1550 г.) и Герарда Меркатора (XVII в.). Взгляд на реку Дон как природную границу между Европой и Азией был распространен в русских источниках, например, в известных переводных и компилятивных изданиях в Московской Руси под названием «Космография», издававшихся в XVII веке вплоть до 1682−1688 гг. (Лебедев 1949). Граница на Дону присутствует даже в трактате М.В.Ломоносова «О слоях земных» (1757−1759). Хотя к этому времени появились иные представления.

Татищев и Страленберг: кто первый? Граница по Дону «продержалась» много веков, однако уже в средневековых арабских источниках восточной границей Европы служит Итиль (Волга) и Кама. Французский картограф Гийом Делиль, издавший Всемирный атлас (1700−1714), проводил восточную границу Европы по Оби. А известный путешественник, член Санкт-Петербургской Академии наук Иоган Георг Гмелин в своей книге «Reise durch Sibirien von dem Jahr 1733 bis 1743» (Gmelin, 1751−1752) обосновывает восточную границу Европы по Енисею. Этой же точки зрения придерживался французский географ Э.Реклю, автор многотомного труда «Земля и люди. Всеобщая география» (1876−1894).

Впервые в мировой научной литературе идея о проведении границы между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор была обоснована шведским ученым Филиппом Иоганном Страленбергом в книге «Северная и восточная части Европы и Азии» в 1730 году. Однако приоритет Страленберга оспаривает В.Н.Татищев в работе «Общее географическое описание всея Сибири», написанной в 1736 и опубликованной только в 1950 году (Татищев, 1950).Татищев утверждает, что именно он в 1720 году, будучи в Тобольске, высказал точку зрения, что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. В своей работе Татищев отвергает все старые представления по этому поводу: Геродота – по Танаису-Дону, древних арабов – по Волге и Каме, Делиля — по Оби. Он пишет: «… все оные не годятся, но за наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы … по древним Рифейские, Татарской Урал, по-русски Пояс именуемые, полагаю» (Татищев, 1950, с.50).

В 1745 г. при составлении «Лексикона Российского» он так описывает восточные пределы Европы: «Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач по Великому Поясу и Яику вниз через море Каспийское до реки Кумы или гор Таурисских» (т.е. Кавказских) (там же, с.156). Далее Татищев приводит немало аргументов в пользу такого деления, говоря о различиях в населении рыб рек западного и восточного склонов Урала, о произрастании дуба и орешника к западу от уральского водораздела и их отсутствии в Сибири. Безусловно, труды В.Н.Татищева дают самые убедительные доказательства в пользу проведения границы между Европой и Азией по Уральскому хребту. Однако, несмотря на большой авторитет ученого, его труды не могли оказать большого влияния на формирование научных представлений о границе между двумя частями света, поскольку были опубликованы спустя более чем два с половиной века.

К этому следует добавить, что варианты границы, предложенные Ф.И.Страленбергом и В.Н.Татищевым, совпадают только в ее уральской части. У Страленберга граница с Южного Урала сворачивала на Общий Сырт, реку Самару, Волгу до Камышина и далее по Дону.

Научное признание Уральского хребта в качестве естественного рубежа между Европой и Азией получило отражение в трудах И.П.Фалька (1824), Ф.А.Полунина (1773), С.И.Плещеева (1793). Особенно тщательно эта позиция была обоснована Г.Е.Щуровским (1841). Но все эти исследования касались Полярного, Северного, Среднего и частично Южного Урала. Как проводить границу южнее Миасса и Златоуста и, особенно, на ее юго-восточном отрезке существует много версий. П.С.Паллас (1773) проводил границу от среднего течения р.Урал по южным склонам Общего Сырта, Волге, Ергеням и долине р.Маныч, относя всю Прикаспийскую низменность к Азии. Г.Ф.Миллер (1750) и Ф.А.Полунин (1773) проводили границу по Дону, Волге, Каме, Белой и далее по Уральскому хребту. В широко известных учебниках по географии С.И.Плещеева (1793) и И.Ф.Гакмана (1787) юго-восточный отрезок границы проведен по реке Эмбе.

С вариантом границы по реке Урал не соглашается и Н.А.Северцов: «В естественноисторическом отношении оба берега Урала одинаковы. Он ничего не разграничивает, а просто течет по Киргизской степи» (цит. по: Бейсенова, 1979, с.155).

А есть ли такая граница? Бесконечные споры и многочисленные варианты проведения границы между Европой и Азией привели к тому, что появились предложения вообще отказаться от попыток внести ясность в эту проблему. Впервые эту мысль высказал А.Гумбольдт, считавший, что границы между Европой и Азией не существует, потому что Европа — часть Азии (1850, русское издание 1915). Уместно также вспомнить слова Д.И.Менделеева (1906) о том, что «отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени сгладится и, вероятно, даже пропадет».

Точку в многовековом споре попытался поставить известный французский географ Пьер Гуру в книге «Азия» (1956). Вот цитата из его книги:

«Каковы границы Азии со стороны Европы? В начале мезозойской эры между Обью и Оманским заливом наметилась впадина, которая в различные периоды своей истории то поднималась над уровнем моря, то затоплялась им. Может ли граница между Европой и Азией проходить по Западно-Сибирской низменности, на месте этой древней впадины? И в каком именно месте этой низменности?» П.Гуру также сомневается, что древний уральский барьер может служить межконтинентальной границей. Придавая рубежу между Европой и Азией исключительно историко-культурное значение, Гуру пишет, что «демографическое, экономическое и политическое развитие СССР с каждым днем ослабляет значение границы…». К югу от Урала вплоть до Каспийского моря Гуру вообще не видел никаких рубежей, могущих служить границей между Европой и Азией. Французский географ также считал иллюзорным все варианты проведения границы в районе Кавказа. В итоге он заключает: «Европа – азиатский полуостров, а Азия – понятие искусственное… Северная Азия сильно отличается от остальной Азии; ее границы с Европой являются очень условными и постепенно исчезают» (Гуру, 1956, стр.13).

Комментируя эти мысли французского географа, можно сказать: как бы мы не называли Европу, то повышая ее статус до самостоятельного материка (Воронов, 1968), то понижая до азиатского полуострова, невозможно отменить традиционное историческое понятие, которое существует несколько тысячелетий и является достоянием культуры всех народов земного шара. Но даже у «полуострова» есть граница, отделяющая его от основного массива суши, поэтому ее поиски и уточнения продолжаются.

Идея единой Евразии без Европы и Азии получила развитие в статье У.Паркера (Parker, 1960) «Европа: как далеко?». На основе обзора исторических и географических источников, начиная с античной эпохи до наших дней, ученый делает вывод, повторяющий заключение А.Гумбольдта (1850): нет двух материков Европы и Азии, а есть один – Евразия. Паркер впервые выдвигает идею о разделении Евразии на шесть субконтинентов: Европа, СССР, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия. Как видим, границы между субконтинентами проводятся по государственным рубежам либо отдельных стран, либо их групп.

Таким образом, в середине XX века дискуссия о границе Европы и Азии разгорелась с новой силой. Публикации П.Гуру (1956) и У.Паркера (1960) показали, что для европейской науки эта проблема по-прежнему оставалась актуальной. А что же в СССР? Ведь именно на территории самой большой в мире страны находились все многочисленные варианты спорной границы. К тому же только в 1950 году были опубликованы труды В.Н.Татищева, чей вариант проведения границы был превалирующим уже более 200 лет. Необходимо отметить, что на 50−60 годы прошлого столетия приходится пик активности отечественных ученых по уточнению основного евразийского рубежа. Центрами обсуждения этой проблемы стал Московский филиал Географического общества СССР. Из числа многочисленных выступлений советских географов необходимо выделить три: Ю.К.Ефремова (1958), В.И.Прокаева (1960) и Э.М.Мурзаева (1963), на анализе которых остановимся подробнее.

В поисках единственного варианта . Вопрос о границе Европы и Азии стал предметом обсуждения на заседании отделения школьной и физической географии Московского филиала Географического общества СССР 3 апреля 1958 года. С анализом итогов этого заседания выступил в печати Ю.К.Ефремов, который так сформулировал повестку дня заседания: «В Московский филиал Географического общества обратилось Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР с просьбой высказать мнение по поводу уточнения физико-географической границы Европы с Азией. Вопрос этот был поставлен в целях достижения должной стабилизации в учебниках, справочниках и учебных пособиях. Существующий разнобой создает ряд затруднений: несогласованность подсчетов площадей частей света, затруднений при компоновке карт и разграничении материала учебников, посвященных, с одной стороны, Европе или европейской части СССР, а с другой – Азии или азиатской части Союза. Наиболее «вечные» вопросы, приводящие к «разногласиям» таковы: к чему относить Кавказ, к Европе или к Азии; какая вершина в Европе самая высокая, Монблан или Эльбрус; если Кавказ – Азия, то где проходит его северная граница; как отделять Европу от Азии на Урале и в особенности к югу от него: по которой из рек, по Уралу или по Эмбе?» (1958, с.144).

Размышляя о формировании понятий «Европа» и «Азия», Ефремов убеждает читателей, что они носят только культурно-исторический характер, а, значит, между ними не существует природной границы. Автор в своей публикации пытался отразить коллективное мнение, которое свелось к тому, что ни главный водораздел Урала, ни Главный хребет Кавказа не могут служить границей частей света. Участники заседания, судя по статье Ю.К.Ефремова, в поисках оптимального варианта границы были заинтересованы, чтобы при компоновке карт и учебников обеспечивалась цельность территории. Для этого Урал целиком был отнесен к Европе, а Кавказ — к Азии. Однако прочитаем пункт 3 Постановления совместного заседания школьной и физической географии Московского филиала Географического общества СССР:

3. Рекомендовать проводить границу Европы и Азии по восточной подошве Урала и Мугоджар, затем по реке Эмбе, по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу, оставляя Азовское море в пределах Европы.

— во-первых, непонятно, что такое «восточная подошва Урала». Если это восточное подножье «новейшего Уральского орогена» т.е. собственно гор, то эта граница рассекает Уральскую горно-равнинную физико-географическую страну, отрезая, видимо, к Сибири Зауральский пенеплен. Кроме того, на ряде участков на очень большом протяжении (Средний Урал, Приюжноуралье) Уральский хребет как таковой отсутствует, значит — отсутствует и его восточная подошва;

— во-вторых, проводя границу по восточной подошве Мугоджар, авторы рекомендаций не уточняют, какой из двух параллельных хребтов имеется в виду: Восточно-Мугоджарский или Западно-Мугоджарский;

— в-третьих, истоки реки Эмбы находятся в центральной части Мугоджар, а сам хребет вместе с его естественным продолжением – хребтом Шошкаколь, протягивается на юг, еще более чем на 250 км, вплоть до северных чинков Устюрта;

— в-четвертых, река Эмба с 1939 года не впадает в Каспийское море, т.е. границу придется вести по бывшему руслу;

— в-пятых, долиной реки Эмбы отсекается от Европы большой участок Прикаспийской низменности, входящий в состав Восточно-Европейской равнины;

— в-шестых, положение северного берега Каспия даже в историческое время менялось на десятки километров, да и все его северное мелководье является продолжением Прикаспийской низменной равнины;

— в-седьмых, граница по Кумо-Манычской впадине, так же, как и на остальном протяжении, нарушает физико-географическое единство и не является северной границей Кавказа.

Все это говорит о том, что даже коллективное обсуждение одной из самых старых и спорных проблем географии при участии ведущих специалистов МГУ и других столичных вузов не привело к положительному решению.

На решение Московского филиала Географического общества СССР отреагировал своей статьей уральский физико-географ В.И.Прокаев (1960). В своем сообщении он показывает, что новый вариант границы, изложенный Ю.К.Ефремовым, не выдерживает объявленного принципа соблюдения физико-географической цельности. В.И.Прокаев приводит в статье собственную карту физико-географических стран СССР и показывает, как могла бы выглядеть граница между Европой и Азией, если бы она была проведена по ландшафтным рубежам: восточной границе Уральской страны (лежащей полностью в Европе) и северо-западной границе Туранской страны (отнесенной к Азии), в которую он включил всю Прикаспийскую низменность. Отмечая достоинства этого варианта границы, В.И.Прокаев не предлагает его в качестве границы между Европой и Азией: «она слишком сильно расходится с традиционной, для всех привычной границей» (1960, с.363). Уральский ландшафтовед считал недопустимым использование традиционных регионов в качестве единиц физико-географического районирования и физико-географической характеристики.

Прокаев признает, что «понятия «Европа» и «Азия», как всякие широко распространенные и общепринятые…, едва ли вообще можно «отменить» (1960, с.365). Он предлагает вопрос о границе не решать, а ограничиться «в нужных случаях изложением его истории». Но тут же заявляет, что «желательно единообразное решение вопроса» (там же, с.365). В качестве основного варианта традиционной границы между Европой и Азией он предлагает – водораздел Уральских гор, реку Урал, водораздел Большого Кавказа и Керченский пролив.

Детальный анализ вариантов границы Европы и Азии проводит в своей работе Э.М.Мурзаев (1963). В районе Кавказского перешейка он насчитывает четыре варианта, а между Уралом и Каспийским морем – три. На самом деле их намного больше. Безусловным достижением является появление варианта по Мугоджарам и Устюрту, но не ясно, как предлагалось проводить границу от Южного Урала до Мугоджар, а также от Устюрта до Каспийского моря? Обобщая труды своих предшественников, Э.М.Мурзаев делает вывод, что, если оперировать физико-географическими данными, исходить из анализа природных условий, нельзя провести четкие рубежи между частями света от Черного моря до Северного Ледовитого океана.

Особую ценность имеют рассуждения Мурзаева о невозможности провести демаркационную линию на основе исторических, антропологических, этнографических или лингвистических рубежей. Он пишет: «Конечно, история, языки, культура народов Азии и Европы весьма отличны, глубоко своеобразны и специфичны. Но не существует «азиатских» языков, единого «азиатского» антропологического типа, нет и единой «азиатской» культуры, «азиатского» типа хозяйства. Невозможно провести границу между Европой и Азией по каким-либо языковым или этнографическим признакам; но можно говорить о распространении индоевропейских, тюркских, монгольских, финноугорских народов, широко расселившихся как в Азии, так и в Европе и иногда даже образующих отдельные замкнутые ареалы, лежащие на далеком расстоянии от основного массива. Такие ареалы образуют, например, венгры в центре Европы или тюркоязычные народы Поволжья (чуваши, татары, башкиры) и монголоязычные – калмыки, в Прикаспийской низменности в Восточной Европе. А ираноязычный народ – осетины, живут на Северном Кавказе. В Сибири же до берегов Тихого океана широко расселились славянские народы, главным образом русские» (1963, с.112−113).

Опираясь на предшествующие схемы и с использованием их элементов, Мурзаев предлагает как основные два варианта евро-азиатской границы: 1) по политико-административным рубежам, 2) по физико-географическим рубежам. На Кавказском перешейке граница полностью совпадает с современной государственной границей Грузии и Азербайджана. Все Каспийское море относится к Азии. Далее, по мнению Мурзаева, евроазиатский рубеж идет по государственной границе России с Казахстаном до Челябинской области. Когда Э.М.Мурзаев проводил границу, еще не было Уральского федерального округа, который по его схеме полностью лежит в Азии вместе с Челябинской, Свердловской, Тюменской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами. Карское море оказывается целиком в Азии, а Новая Земля – в Европе. Безусловно, такой подход очень удобен для статистических исследований. Однако эта граница временная: особенно между областями Уральского и Приволжского федеральных округов. При ожидаемом укрупнении субъектов федерации могут измениться или исчезнуть границы между Свердловской областью и Пермским краем, между Башкирией и Челябинской областью, а Оренбургская область может быть вообще разделена между соседними субъектами (Чибилев, 2007).

Второй вариант евро-азиатской границы Мурзаев строит, по его выражению, «из принципа полного сохранения природных рубежей» с использованием четырехчленной формулы: Кавказ – Каспий – р.Урал – хребет Урал. Но хребет Урал обрывается у него где-то на междуречье рек Урала и Сакмары. Евро-азиатская граница сходит с осевой части Уральской горной системы и спускается на юг по среднему и нижнему течению реки Урал. При этом на крайнем севере Уральского хребта, а точнее, после его окончания горой Константинов Камень, Мурзаев не использует в качестве рубежа очень заметный каньон реки Кары и Карскую губу.

Статья Э.М.Мурзаева была написана накануне ХХ Международного географического Конгресса в Лондоне в 1964 году. Понимая дискуссионность собственных предложений, автор пишет, что «необходимо принять определенное решение, исходящее от авторитетных органов, которое и следует предложить вниманию … конгресса… как единственное» (1963, с.119).

Урал – от начала до конца

Разные исследователи за более чем трехтысячелетнюю историю изысканий в качестве границы между Европой и Азией использовали следующие типы рубежей:

— культурологические (исторические, этнографические, лингвистические и др.);

— административно-политические, в т.ч. долины рек как линии пограничных укреплений;

— ландшафтно-орографические, в т.ч. осевые линии основного хребта;

— гидрологические: долины наиболее крупных рек, как естественные рубежи.

Анализ указанных типов рубежей свидетельствует о том, что основным фактором, влияющим на формирование представлений о границе Европы и Азии, являются культурологические и административно-политические границы, с изменением которых граница Европы неоднократно смещалась, главным образом, в восточном направлении. Однако это не могло происходить бесконечно. Поэтому, в первой половине XVIII века, когда границы Российской империи не только продвинулись до Тихого океана, но и стали получать картографическое отражение в юго-восточном направлении в пределах Заволжья и Прикаспия, в качестве естественно-исторического рубежа между частями света стали использоваться Уральские горы и река Яик, переименованная в 1775 году по Указу Екатерины II в реку Урал.

В условиях, когда культурологические границы между европейскими и азиатскими народами оказались размытыми, а административно-политические границы неоднократно перекраивались, для формирования современных представлений о границе Европы и Азии мы предлагаем использовать только важнейшие природные рубежи. При этом река Урал, давно утратившая роль линии приграничных укреплений Российской империи, может рассматриваться как природно-исторический объект, временно служивший границей между Европой и Азией. Итак, в качестве границы между Европы и Азии мы можем использовать: во-первых, орографические рубежи; во-вторых, главные водоразделы; в-третьих, долины крупных рек.

Анализ многочисленных вариантов евро-азиатской границы между Каспийским морем и Северным Ледовитым океаном свидетельствует о том, что ключевое место в них занимает Уральский хребет. Это связано с тем, что Урал – единственное горное образование Евразии, вытянутое по меридиану, что нарушает общую картину субширотного орографического строения материка. Урал и несколько смещенная к западу впадина Каспийского моря имеют общее субмерианальное простирание, а необычное для Европы и Азии субширотное или диагональное. По мнению П.С.Воронова (1968) именно Уральский хребет подчеркивает самостоятельность Европы и Азии как отдельных континентов, «случайно (!) соединившихся геологически недавно». Отсюда наличие орографической границы (или меридиональной зоны) между западной и восточной частями Евразии. Очевидно, это видели и видят многие, практически все исследователи границы от Татищева и Страленберга до современных ученых. Но видеть можно по-разному. Если северную оконечность Уральской меридиональной системы, заканчивающейся на побережье Карского моря, видят практически все, то на юге, задолго до южной оконечности горно-складчатого сооружения, границу уводят с Урала то на реку Яик-Урал, то на Белую — Каму, то на Сакмару, то на Самару, то ведут по Общему Сырту – волго-уральскому водоразделу до Волги и т.д.

Еще в середине XIX века А.Гумбольдта (1843), а затем Н.А.Северцова (Географические …, 1860) интересовали связи Урала с Устюртом через Мугоджары. Гумбольдт в специальной главе «Система гор Урала» (1915) писал, что Уральские горы являются самым крупным азиатским хребтом. Северным продолжением его он считал горы на Новой Земле, южным – не только Мугоджары, но и возвышенное плато Устюрт. И если генетическая связь гор Новой Земли с Уральскими горами подтвердилась, то представления Гумбольдта об Устюрте как продолжении Урала оказались ошибочными. Ошибку Гумбольдта повторяет Н.А.Северцов в статье «Составляет ли Устюрт продолжение хребта Уральского?» (1862). Ни Гумбольдт, ни Северцов не отмечают в своих трудах стык системы Уральских гор с Устюртом, но интуитивно ищут их продолжение именно в этом направлении. В настоящее время хорошо известно, что система Уральских гор заканчивается на юге грядой Шошкаколь, южная оконечность которой упирается в районе прохода Шаркудук в уступы Шагырайского плато, являющегося продолжением чинков Северного Устюрта. Таким образом, если мы начинаем вести границу между Европой и Азией от северной оконечности Уральского хребта на Карском море, то заканчивать ее следует у южной оконечности этой горной системы, т.е. у подножья Устюрта. Выводы большинства участников почти трехвековой дискуссии сводятся к тому, что евро-азиатскую границу следует вести по заметным природным рубежам. После окончания Уральских гор, более заметного, эффектного и читаемого на всех картах рубежа от Урала до Каспийского моря, чем северное подножье плато Устюрт, переходящее в северное подножье Мангышлакских гор (хребет Северный Актау) нет.

Именно в этом направлении – вдоль юго-восточной границы Восточно-Европейской (Русской) равнины или северному подножью Устюрта и хребта Северный Актау до Мангышлакского залива — предлагается проводить границу между Европой и Азией на участке южная оконечность Урала – Каспийское море.

Далее, мы присоединяемся к тем исследователям, кто проводит евро-азиатскую границу от полуострова Тюбкараган по восточному побережью Каспийского моря с пересечением его акватории на широте Апшеронского полуострова и по Главному Кавказскому хребту до Керченского пролива.

Уточнения евро-азиатской границы местного значения.

На всем протяжении границы между Европой и Азией местные ученые, краеведы, туристы и путешественники из других регионов делают попытки зафиксировать, уточнить, изменить ее положение на местности, на участках пересечения транспортными магистралями.

В Заполярье, в районе Югорского полуострова и северной оконечности Уральской горной системы на установку пограничного знака претендует мыс на берегу пролива Югорский Шар (обелиск устанавливался в 1973 году сотрудниками полярной станции, следовавшими на катере из Архангельска до Диксона). Кроме того, пограничный знак установлен в поселке Усть-Кара на правом берегу Карской губы. Обе эти точки находятся в пределах Ненецкого округа Архангельской области .

На границе Республики Коми и Ямало-Ненецкого национального округа близ станции Полярный Урал установлен обелиск «Европа-Азия». Он находится на точке водораздела между реками Елец (бассейн Печоры) и Собь (бассейн Оби). В средние века здесь пролегал самый известный путь (Елецкий проход) через Камень-Урал в Сибирь.

Меньше всего разночтений в определении рубежа между Европой и Азией существует на границе Республики Коми с одной стороны, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов с другой. В частности, здесь установлен знак у горы Неройка на газопроводе, идущем на Вуктыл, при переходе через перевал.

На территории Пермского края первый знак евро-азиатской границы при движении с севера на юг установлен на его крайней северной точке, на водоразделе рек Вишера (бассейна Волги), Лозьва (бассейн Оби) и Унья (бассейн Печоры). Далее она совпадает с административной границей по водоразделу до горы Казанский Камень, откуда уходит на территорию Свердловской области через Конжаковский и Косьвинский Камень до г.Лялинский Камень. Затем она вновь проходит по Пермскому краю, основные ориентиры — г.Магдалинский Камень и г.Колпаки, пересекая автодорогу г.Чусовой – г.Качканар. Территорию края граница покидает близ станции Хребет Уральский на Горнозаводской железной дороге.

Ни в одном другом регионе Урала проблема проведения евро-азиатской границы не вызывала и продолжает вызывать столько споров и точек зрения, как в Свердловской области и в самом Екатеринбурге . К слову сказать, самый первый на Урале знак «Европа-Азия» был установлен в 1837 году на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральска, на горе Березовой. Из других наиболее старых пограничных обелисков можно отметить башню-часовню у деревни Кедровка на автодороге Кушва-Серебряна, сооруженную в 1868 году, и столб-обелиск у станции Хребет Уральский на Горнозаводской железной дороге, установленный в 1878 году. За 20 век на территории Свердловской области установлено не менее 30 разнообразных пограничных обелисков. В 2002 году в Екатеринбурге прошел специальный научно-практический семинар, посвященный проблеме границы, к которому были подготовлены обстоятельные доклады Е.Г.Анимицы (2002), Ж.П.Архиповой (2002), В.Г.Капустина (2002), Л.С.Кропотова (2002), С.В.Титлинова (2002) и др.

В том же 2002 году в Екатеринбурге проводится еще одна Всероссийская научно-практическая конференция — «Екатеринбург: от завода крепости к евразийской столице», принявшая резолюцию, которая дает обоснование для проведения границы в пределах «некоей полосы» «по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий». Такая формулировка окончательно запутала екатеринбургских краеведов, позволяя ставить евро-азиатские пограничные знаки в качестве туристических брендов ближе к тому или иному городу, в том числе почти в городской черте уральской столицы.

В пределах Челябинской области местные краеведы обозначают рубеж Европы и Азии на двух участках. Первый из них от границы Свердловской области через Кыштым, Таганай и перевал на хребте Уреньга между Златоустом и Миассом. Один из знаков установлен в 1892 году по проекту Н.Г.Гарина-Михайловского близ железнодорожной станции Уржумка в память о завершении строительства в этом районе Транссибирской магистрали.

Второй участок границы полностью связан с рекой Урал: от границы с Башкирией до границы с Оренбургской областью. В XVIII-XIX века вдоль реки Урал проходила крепостная линия по восточной границе Оренбургской губернии, состоящая из крепостей Верхноуральской, Магнитной, Кизильской, Уртазымской, Таналыкской, Орской и др.

К 30−ым годам XIX века эта пограничная линия утратила свое значение, поскольку граница, отделяющая Оренбургскую губернию и земли Оренбургского казачьего войска от киргиз-кайсацких (казахских) кочевий, сместилась далеко на восток. Тем не менее, географические знаки, обозначающие границу Европы и Азии, были установлены на реке Урал в Верхнеуральске и Магнитогорске. Их нахождение в этих городах можно считать уместным и в том случае, если проводить евро-азиатскую границу по хребту Ирендык, параллельно которому в 15−35 км к востоку протекает река Урал.

На территории Башкирии находится исток реки Урал; по некоторым версиям именно к нему евро-азиатская граница спускается с хребта Уралтау и далее идет по реке Урал-Яик до Каспийского моря. Для закрепления этой границы в Учалинском районе у моста близ деревни Новобайрамгулово на автодороге Учалы – Белорецк в 1968 году были установлены два обелиска «Европа» и «Азия». В межень ширина реки под мостом составляет 1,5−2 м при глубине около 10 см. Вряд ли такой водоток можно считать достойным природным рубежом, который обозначил бы границу частей света. Вместе с тем хребет Ирендык, начинающийся от хребта Крыкты и прослеживающийся в виде горной гряды (г.Вишневая, горы Жильтау) до ущелья Орских Ворот на реке Урал — наиболее заметный рубеж меридионального простирания и продолжения главной оси Уральских гор в пределах Башкирии. Водораздельная линия по хребту Ирендык идет параллельно долине реки Урал в 15−35 км к западу. Орографически она выражена более отчетливо, чем осевая часть Среднего Урала к западу от г.Екатеринбурга.

В Оренбургской области местные краеведы и туристы отождествляют евро-азиатскую границу исключительно с рекой Урал. Правый берег реки в Новое время носил название «самарский», левый – «бухарский». Исключительную роль Оренбурга как города на границе Европы и Азии образно обозначил оренбургский губернатор Н.А.Крыжановский в своей речи в 1868 году на открытии Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества: «Географы принимают границею между Европою и Азией хребет Уральских гор и течение реки Урала. Не обращая никакого внимания на мнение ученых географов в Европе и даже в России, некоторые полагают, что Азия начинается сейчас же за Волгою, то есть за течением ее от Казани до Астрахани. Города Оренбург, Уфа и проч. почитаются городами азиатскими… Такое мнение относительно части Оренбургского края, по эту сторону Урала лежащей, надо полагать образовалось от двух причин: удаление края от центров Империи и разноплеменность населения, или, вернее, присутствие многочисленного магометанского населения… Во всем остальном, что собственно говоря влияет на исторический быт народа, в виде природы, в почве, в главной народной пище и в климате, наш край, говорю о части его, лежащий по эту сторону Урала, по всем правам, принадлежит к Европейской России. Доказать эту мысль так, чтобы в России оценили край наш по достоинству и удостоили его приобщением к Европе, должны будете вы, господа члены Географического Отдела. … Физическая география степи ничего не имеет общего с физической географией Оренбургского края по эту сторону Урала. Сколько здесь видимы естественные богатства, столько там бедности. Сколько здесь надежд на будущее, столько там во всем безнадежности, сколько здесь жизни, столько там окаменелой мертвенности. … Все это высказано мною для того, чтобы яснее выразить, где собственно лежит граница между Европою, способною к цивилизованной жизни, и Азией, обреченною в этом отношении на помертвелую безнадежность» (1870, с.13−30). На наш взгляд, в своем выступлении оренбургский губернатор сгустил краски. Но это было велением времени, своеобразной попыткой ускорить европеизацию правобережной части края с губернским центром и отгородиться от Азии. Обелиски с обозначением границы «Европа-Азия» установлены на берегах Урала в Орске и Оренбурге. В областном центре можно совершить путешествие из Европы в Азию через реку Урал на подвесной канатной дороге.

Исторически город Орск, основанный в 1735 году как крепость Оренбург, имеет намного больше оснований считаться городом на границе Европы и Азии. В конечном счете, именно Орск-Оренбург, а не современный неплюевский Оренбург был задуман Петром I и реализован автором проекта И.К.Кириловым как «Ключ и врата» в Азию. И река Урал имеет прямое отношение к евро-азиатской границе именно в ущелье «Орские Ворота», через которые легендарная река прорезает Уральский хребет из Азии в Европу.

В пределах Казахстана претензии на идентификацию евро-азиатской границы выразили города Уральск и Гурьев, где на берегах реки Урал (старая казачья река Яик, казахское название – Жайык) установлены соответствующие знаки. Вместе с тем, по многим вариантам, в т.ч. рекомендованному Международным географическим конгрессом 1964 года в Лондоне, значительная часть границы проходит по Актюбинской области. В этой области Казахстана мало кто вспоминает, что через всю ее территорию проходит евро-азиатская граница. Можно лишь процитировать актюбинского геолога Р.А.Сегедина, который пишет: «Именно Мугалжарские (Мугоджары – А.Ч.) горы и Шошкакольская гряда служат естественным продолжением протягивающегося вдоль Уральского хребта рубежа, разделяющего Европу и Азию, и высшая точка перевала, по которому трансказахстанская (Оренбург-Ташкент – А.Ч.) железнодорожная магистраль пересекает Мугалжарский хребет (между станциями Мугалжарская и Биршагыр (Берчогур - А.Ч.), вполне заслуживает того, чтобы на ней был установлен символический обелиск «Европа-Азия», подобный тем, что уже давно существуют на более северных перевалах Уральских гор» (Сегедин, 2002, с.7).

Жители, проживающие на берегах реки Эмбы, ничем не выразили своего отношения к гипотетической евро-азиатской границе, которую нередко проводят по этой затерянной в песках и солончаках прикаспийских пустынь водной артерии. К тому же ниже г.Кульсары Атырауской (Гурьевская область) постоянного русла у этой реки нет, и она очень редко, лишь в полноводные годы через лиманы и разливы доносит воды до Каспия.

Еще 180 лет назад, во время своего знаменитого путешествия по России, Александр Гумбольдт выразил мысль о том, что границы Европы и Азии, тем более по Уралу, не существует. С тех пор многие видные ученые выражали мысли об «отмирании» евро-азиатской границы, а также о том, что этот вопрос вообще не является научной проблемой. Тем не менее, понятия «Европа» и «Азия» отменить невозможно, потому как они представляют собой важнейшие объекты и атрибуты мировой науки, культуры и фундаментальные компоненты географических представлений. Развитие человечества во времени и пространстве давно уже стерло территориальные границы Ойкумены и цивилизаций, связанных с частями света. Однако можно быть уверенным, что граница между Европой и Азией по Уральским горам, возможно, в разных, но близких вариантах будет существовать, пока существует современная цивилизация с ее наукой и культурой.

Примечательно, что от национального парка «Югыд Ва» в Республике Коми, евро-азиатская граница проходит через такие федеральные ООПТ как заповедники «Печоро-Илычский», «Вишерский» в Пермском крае, «Денежкин Камень», «Висимский» в Свердловской области, национальный парк «Таганай» в Челябинской области. В непосредственной близости от границы Европы и Азии находятся заповедник «Басеги» в Пермском крае, природные парки «Оленьи Ручьи» и «Река Чусовая» (Свердловская область), Ильменский заповедник, национальный парк «Зюраткуль», природный парк «Тургояк» (Челябинская область), Южно-Уральский и Башкирский заповедники (Башкортостан), один из участков госзаповедника «Оренбургский» Айтуарская степь (Оренбургская область).

Дальнейшее развитие сети заповедников и национальных парков в полярных областях Урала, а также в Мугоджарах на территории Казахстана приведет к формированию уникального ландшафтного ряда природных резерватов протяженностью более 2500 км от арктической тундры до центральноазиатской пустыни. В связи с этим на Большом Урале может быть создана трансграничная система объектов природного наследия весьма перспективная для развития экологического и экстремального туризма.

РГО, Александр Чибилёв


Социальные комментарии Cackl e