Знаменитый немецкий философ девятнадцатого столетия - Артур Шопенгауэр считал, что воля - основополагающая субстанция и в мире она вездесущая. Воля проявляет себя в любом аспекте жизни: крона дерева тянется к свету, трава пробивается сквозь асфальт, человек стремится к самопознанию и самореализации. Понятие волюнтаризм, чаще звучит с негативным оттенком из-за слепого поклонения в свое время правящим личностям, начиная с истории древнего мира (египетские фараоны, вавилонские цари и жрецы) и заканчивая новейшей историей (А. Гитлер, Б. Муссолини, Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев).

Что означает волюнтаризм?

Слово волюнтаризм происходит от латинского Voluntas - свобода, воля. Впервые термин в обиход ввел социолог Ф.Теннис в конце XIX века. Что значит волюнтаризм - действия во всех сферах бытия, в том числе в политике, общественной жизни – основанные на субъективном представлении, собственном волеизъявлении и игнорирование человеком объективных реальных условий.

Что такое волюнтаризм - на этот вопрос со своими нюансами отвечают разные отрасли наук. Объединяющим движущим фактором является – воля, в противовес разуму (интеллекту). Игнорирование объективных условий приводит к плачевным результатам для общества и страны в целом. Термин часто используется в политической, философской и психологической сферах.


Волюнтаризм в философии

Волюнтаризм в философии это – идеалистическое направление, отводящее человеческой или божественной воле главную роль в процессе развития общества, природы и бытия в целом. Основоположниками течения были мыслители и философы: Августин, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, И.Скот, Э.Гартман. Следуя аллегории – философский волюнтаризм олицетворяет борьбу личности или природы с обстоятельствами. У А. Шопенгауэра волюнтаризм идет в тесной связи с пессимизмом. Считал бессмысленными мировые процессы Философ, опирающиеся на источник слепой и бессознательной воли.

Волюнтаризм в психологии

Воля, как космическая сила, определяющая все психические процессы человека. В дальнейшем под влиянием этого течения философии - формируется глубинная психология (психоанализ З. Фрейда, К. Г. Юнга). Сторонник волюнтаризма психолог В. Вундт считал - психическая деятельность индивида есть высшее выражение волевого акта.

Что обозначает волюнтаризм в психологии? Западные психологи XIX – начала XX столетия (Г. Мюнстерберг, У. Джеймс) трактовали волю, как господствующий фактор над психическими функциями. Волюнтаризм как истолковывался эффект особой высшей иррациональной, в основном бессознательной силы или сущности, которая движет поведением человека и обуславливает его поступки.

Волюнтаризм в социологии

Что такое волюнтаризм в социальном аспекте? Социология, как наука изучает множество факторов развития общества и личности. Понятие волюнтаризм – рассматривается в секторе изучения социологией поведения масс и его закономерностях. Исследование мотивов и намерения индивидов, которые носят добровольный характер и индивидуальный нравственный выбор. Реализация желаемого при этом, не опирается на объективные обстоятельства и не учитываются возможные последствия.


ВОЛЮНТАРИЗМ, -а, м. 1. (нач. XX в.). Философское направление, признающее волю основой всего существования. Идеи волюнтаризма. Основы волюнтаризма. Волюнтаризм Ницше. Изучать волюнтаризм. 2. (2 пол. XX в.). В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия. Проявление волюнтаризма. Недопустимость волюнтаризма. Черты волюнтаризма.

Нем. Voluntarismus - волюнтаризм < лат. voluntarius - добровольный, поступающий по своей воле, от voluntas - воля.

Волюнтаризм (Головин, 1998)

ВОЛЮНТАРИЗМ - течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.

Волюнтаризм (Рапацевич)

ВОЛЮНТАРИЗМ - течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум, мышление.

Волюнтаризм (Грицанов)

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей".

Волюнтаризм (Райзберг)

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas - воля) - 1) философское течение, рассматривающее волю как основу всего сущего, высший принцип бытия; 2) принцип руководства, принятие решений, основывающихся на собственном мнении и произволе, игнорирующих объективные закономерности, сложившиеся условия, специфику ситуации, мнения других людей.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 77.

Волюнтаризм (Лопухов)

ВОЛЮНТАРИЗМ - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, движущей силой общественного развития. Термин употребляется также в политике для характеристики социально-политической практики, пренебрегающей объективными законами общественного развития и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц (то же, что и политический произвол).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 52.

Волюнтаризм (Кириленко, Шевцов)

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов. Порой В. рассматривает волю в качестве основополагающего онтологического принципа. В. противопоставляет волю разуму, деятельность - созерцанию, творческую активность - рутине, свободу - необходимости. Термин был введен в XIX в. немецким философом, культурологом, социологом Ф. Теннисом. Общефилософской предпосылкой возникновения В. являлось учение о свободной воле человека, разрабатывавшееся еще в средневековой философии и получившее новое развитие в философии И. Канта. Фихте превращает волю в основной принцип бытия. Шопенгауэр лишает волю разумности и моральности, рассматривает ее как слепую активность, лежащую в основе мира. Разум, культура, нравственность - лишь производные иррациональной воли. В философии Ф. Ницше воля - культуро-творческое начало, противостоящее косности природных и социальных форм...

Волюнтаризм (Фролов)

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин «В.» введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дуне Скот и Оккам.


Волюнтаризм (лат. - воля) - одно из субъективно-идеалистических направлений в философии, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе и приписывающее человеческой воле решающее, первичное значение. Представители волюнтаризма - (см.), (см.), Гартман и др. Это направление своими корнями уходит в глубокое средневековье.

Мы находим его ещё в писаниях «отцов церкви»: у Августина Блаженного (354-430), придававшего воле решающее значение и сочетавшего волюнтаризм с учением о божественном предопределении, у известного философа средневековья Дунса Скота, признававшего примат воли над разумом, случая - над необходимостью и зависимость человека от воли божьей. Реакционный характер волюнтаризма выявил себя, таким образом, у самых истоков его возникновения. Волюнтаризм уживался с фаталистическими учениями о божественном предопределении и воле божьей. В новой философии направление волюнтаризма связано, как показал Ленин в « » (см.), с линией (см.), (см.), с кантианской формулой рассудок диктует законы природе. Ярким примером такого «волюнтаристического идеализма» является махизм (см.), отрицающий объективные законы природы и признающий мир творением воли. У народников, у анархистов, у эсеров волюнтаризм философски обосновывает лженаучные субъективистские теории о «сильных личностях», якобы направляющих общественный процесс.

У неокантианцев волюнтаризм служит целям затушёвывания неизбежности гибели капитализма. У Ницше волюнтаризм означает оправдание насилия господствующих классов, порабощения, угнетения масс. Волюнтаризм - философия воинствующих мракобесов, стремящихся любой ценой задержать ход истории и спасти капитализм от - неминуемой гибели. Волюнтаризм - спутник политического авантюризма. Так, немецкая фашистская философия считала волю (особенно волю фюрера) определяющей силой общественных событий. Современная философия американо-английских империалистов использует волюнтаризм для «обоснования» политических авантюр новых претендентов на мировое господство. Представители так называемого (см.)пропагандируют реакционную идейку о том, что всё зависит от «воли» человека: фашизм, говорят они, становится «истиной», если люди решают жить при фашизме.

Марксистский философский материализм борется против волюнтаризма как реакционной идеалистической выдумки. Не «воля», не выдающаяся личность определяет ход истории, а объективные общественные законы. Подлинная свобода воли людей, свобода их деятельности возможна лишь при том условии, если они опираются на знание объективных законов развития и действуют не вопреки им, а в полном соответствии С ними. Положение марксизма об объективном, характере законов Общественного развития, существующих и действующих независимо от воли людей, целиком. относится и к социалистическому Обществу. Поэтому глубоко ошибочными, волюнтаристическими По своему существу были взгляды ряда советских экономистов, философов, юристов, полагавших, будто Советское государство может по своей воле уничтожать одни экономические законы и создавать другие, отменять и преобразовывать их по своему усмотрению.

Они отождествляли объективные экономические законы с юридическими законами, издаваемыми Государством или отменяемыми им. Вся деятельность Советского государства, всё развитие советского общества определяются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей. Волюнтаристская трактовка законов опасна тем, что она лишает всякой возможности предвидеть ход событий в экономической жизни страны и наладить хотя бы самое элементарное экономическое руководство. Политика Коммунистической партии является могучим рычагом строительства коммунизма именно потому, что она исходит из объективных экономических законов социализма, базируется на использовании этих законов и мобилизует массы на решение тех задач, которые выдвигаются всем объективным ходом исторического развития. (См. также

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ

Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. потерял бы всякий . Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую « » Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.

Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907 ; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas воля)

одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. человека, отрицают причинную обусловленность явлений и науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму.

В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и " (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив " силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками метод в социологии (Лавров , Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу".

В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная , кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др.

Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что " природы есть первичное, а воля и человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что , как способность принимать со знанием дела (см. также ст. Воля).

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и , там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902.

М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ВОЛЮНТАРИЗМ" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь

02.04.2018 26 582 0 Игорь

Что означает "волюнтаризм"?

Психология и общество

Слово «волюнтаризм» каждый из нас слышал в культовой советской кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Тогда оно было для всех иностранным, непонятным, а впоследствии стало главным политическим ругательством того времени. С тех пор значение этого слова значительно изменилось. Что же означает «волюнтаризм» простыми словами?

Содержание:



Значение и перевод термина «волюнтаризм»

Волюнтаризм (от латинского voluntas – воля, желание, хотение) – это такое поведение человека, при котором он принимает решения, пренебрегая объективными обстоятельствами и законами человеческого развития. Проявлением такого поведения является руководство следующим лозунгом «Моя жизнь – мои правила». В данном случае для человека нет ничего святого при выборе целей и средств их достижения. Этот термин ввел в обращение в 1883 году немецкий социолог Ф.Теннис и первоначально подразумевал под ним «произвольные решения». Антоним волюнтаризма –детерминизм (поведение, ограниченное определенными общественными рамками и нормами).

Понятие «волюнтаризм»

Значение слова «волюнтаризм» зависит от того, к какой конкретной эпохе оно относится и в какой сфере жизни человека и общества применяется:

  • в философии – направление, которое первоосновой всего признает волю;
  • в политологии и социологии – поведение индивида, который в своих стремлениях и желаниях пренебрегает обдумыванием причин своих поступков и их последствий;
  • в психологии – утверждение воли в качестве первичной способности, которая определяет все другие психические процессы и явления. С точки зрения психологической науки, обоснованием волюнтаризма является следующее: воля сильнее всего в мире, она может изменить сам мир, воля сильнее разума, который способен только лишь подтвердить то, что диктует ему воля;
  • в экономике – человеческие действия, пренебрегающие всеми реальными законами природы и общественного развития, а также советами и рекомендациями специалистов-экспертов (пример последствий экономического волюнтаризма – изменение русла рек, загрязнение водоемов промышленными отходами, возведение электростанций и водохранилищ вызывают различного рода аномалии климата).




Применение в философии

Зачатки философского волюнтаризма прослеживаются в учении такого известного философа как Августин Блаженный. Он в своем христианском учении высказал мысль о том, что человек без воли Божьей не может совершить ни одного поступка, кроме греха. Следующими, кто обратился к изучению волюнтаризма с философской точки зрения, были Артур Шопенгауэр (главная идея: воля человека – первична, разум – вторичен, все существующее вокруг – воля к жизни) и Фридрих Ницше (новизна – ввел в обращение понятие «биологического волюнтаризма» – когда «воля к жизни» перерастает в «волю к власти»).




Обобщая идеи всех философов, которые обращались к изучению волюнтаризма, можно сказать, что это направление идеалистической философии считает превалирующим в развитии природы и общества божественную (сверхъестественную) или человеческую волю. Философский волюнтаризм включает следующие направления:

  • теологическое: Бог первичен, все живое подчиняется именно ему, а не разуму или познанию, он всесилен и всемогущ, поэтому его действия не поддаются рациональному объяснению (Августин Блаженный);
  • метафизическое: бессознательность и иррациональность господствуют над разумом (А.Шопенгауэр, З.Фрейд, Ф.Ницше);
  • гносеологическое: для воли вера стоит во главе угла по сравнению с познанием (Ф.Шеллинг, И.Фихте);
  • политическое: задача власти – руководствоваться потребностями и желаниями народа, а не правящей верхушки. Если правительственное кресло занимал жестокий тиран или человек с неуравновешенной психикой, жители страны имели право и возможности в тот же час его свергнуть (Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо).

Применение волюнтаризма в психологии

Наука о поведении и психических процессах людей изучает волюнтаризм как направление, признающее волю человека основой всех психологических побуждений и действий. Основоположником этой идеи является немецкий ученый-теоретик Вильгельм Вундт, у которого сразу же появились критики и противники, основавшие свои направления в психологии, противоположные волюнтаризму – прагматизм и функционализм.

Основные идеи:

  • никогда с помощью самоанализа человек не объяснит причину своих поступков;
  • разум и желания нельзя объективно измерять;
  • чтобы понять природу человеческих поступков, не нужно останавливаться только на изучении человеческого общества, необходимо также обращаться к познанию поведения животных и сравнению их с поведением людей в похожих ситуациях;
  • применение теории на практике составляет очень трудную задачу, поэтому ценность таких теоретических разработок для выявления и решения проблем индивида является минимальной.

Волюнтаризм Хрущева

Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.



Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:

  • безосновательное стремление «догнать и перегнать Америку», связанное с постоянными не подтвержденными экономическими расчетами вложениями инвестиций в промышленность, привело к дефициту бюджета страны;
  • возникновение «перегрева» экономики из-за постоянного расширения отрасли по изготовлению средств производства;
  • повышение темпов урбанизации привело к повышению уровня безработицы в городах и снижению общей квалификации работников из-за перенаселения и необразованности жителей глубинки;
  • снижение производства сельскохозяйственной продукции и падение уровня развития аграрного сектора.

Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».

Важно! Во всех учебниках по истории СССР написано о том, что все решения и действия Хрущева, которые касались внешней и внутренней политики страны, были довольно агрессивными и непредсказуемыми. Во всех словарях понятие «волюнтаризм» объясняется на примере деятельности Хрущева.

Применение волюнтаризма в либертарианстве

Либертарианство – это современное течение, главным постулатом которого является убеждение в том, что каждый человек в мире имеет право жить так, как он хочет, если при этом он не затрагивает чужие интересы и не мешает жить другим людям. Это течение очень тесно связано с главной идеей волюнтаризма.



Среди основных его принципов можно выделить следующие:

  • при создании любого общественного союза необходимо добровольное желание на принятие в нем участия каждого его члена (неприятие тоталитаризма большинства);
  • неприкосновенность частной собственности;
  • табу на насилие и принуждение к чему-либо;
  • упразднение государства как политического института по причине того, что оно применяет насилие для защиты национальных интересов;
  • исключением на табу применения силы и оружия является самооборона;
  • принцип равноправия и всеобщности ресурсов и власти.

Крайним ответвлением данной идеологии является правый фашизм.

Важно! Сегодня значение слова «волюнтаризм» претерпело значительные изменения. На Западе волюнтаризм сейчас приравнивают к свободе мнений, действий, выбора. Необходимо помнить, что свободолюбие – явление положительное, без него невозможно построить будущее и прививать в обществе уважение к каждому индивиду. Однако не стоит забывать и об объективных законах человеческого и исторического развития и, принимая решения, учитывать объективные законы природы и общества.