Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником. Главным -в мастерской был мастер - обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья.

Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр - образец изделия.

Ученик обычно овладевал мастерством за срок от двух до восьми лет, все это время работая бесплатно. Впоследствии он мог стать подмастерьем. Сын мастера, с детства трудившийся в мастерской, как правило, наследовал дело отца и сам становился мастером.

Техника ремесла развивалась медленно. Но благодаря выучке и опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями, искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало.

Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, обычно объединялись в особую корпорацию - цех. Первые цеховые организации появились в Италии в Х в., во Франции, Англии и Германии - в XI-XII вв. Возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить а свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий. Для создания цеха требовалось получить от короля или сеньора соответствующую хартию.

На общем собрании мастера принимали устав цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха: он предписывал, чтобы все они выпускали продукцию определенного вида и качества. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника. Цех был одновременно экономическим союзом, дружиной самообороны и религиозным братством, имевшим особую церковь и своего святого-покровителя.

Характерной особенностью средневекового города является то, что ремесленное население его было организовано в особые союзы - цехи, гильдии.

Цехи появляются почти одновременно с возникновением городов. Первоначально цехи возникли как организации бежавших в город крепостных крестьян и воспроизводили строй деревенских марок.

Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Каждый член цеха - это мелкий ремесленник, который является сам непосредственным производителем. Он работает сам принадлежащим ему инструментом в своей мастерской, с которой он связан "как улитка связана со своей раковиной". Этот ремесленник обычно работает в той самой мастерской, где работал его отец и его дед и где будут работать его дети и внуки при помощи таких же орудий. Он работает вмеете со своей семьей и с помощью одного или двух подмастерьев и учеников. Как

правило, каждый ученик, пройдя выучку, проработав некоторое время подмастерьем и накопив немного денег, может открыть свою мастерскую, так как при мелком характере производства затраты на устройство мастерской и приобретение сырья были очень незначительны. Конечно, были такие цехи, где требовались большие деньги на обзаведение, например, цехи золотых дел мастеров, но таких цехов было очень мало.

Каждый цех был союзом мелких ремесленников, принадлежавших к одной профессии. Внутри мелкой ремесленной мастерской не было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому, когда с ростом и усовершенствованием техники стало расти техническое разделение труда, то оно происходило между отдельными мастерскими. Это имело результатом увеличение числа профессий и цехов.

Таким образом, рост техники и специализации не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к образованию все новых и новых цехов, которых насчитывалось в любом городе десятки, а в некоторых городах даже сотни.

В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательна для каждого, желающего заниматься ремеслом. Но цех не всякого допускал в свою среду. Чтобы стать членом цеха, нужно было пройти определенный стаж, пробыть известное время учеником, подмастерьем и затем быть допущенным в число полпоправных мастеров, имеющих право иметь свою мастерскую. Это правило принудительной припадлежности к цеху устраняло возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников.

Цех регулировал ремесленное производство. Каждый член цеха подлежал надзору выборных должностных лиц цеха. Каждый цеховой мастер должен был выпускать продукцию определенного качества, поскольку выпуск плохой продукции отражался на интересах всех членов цеха.

Цех регламентировал и количество часов, которые должен работать каждый член цеха. Запрещалась ночная работа не только потому, что она ухудшала качество работы, но и для того, чтобы устранить конкуренцию между отдельными членами цеха. Цех - это организация мелкого производства, и он всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы не было возможности создания более крупных предприятии. С этой целью цех ограничивал число подмастерьев и учеников, которых можно было держать одному мастеру. Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую. Было определено число станков, какое можно было иметь в мастерской. Цеховые уставы запрещали устраивать в окнах бьющие в глаза выставки товаров, запрещали зазывать покупателей.

Цех в течение известного времени играл прогрессивную роль в смысле развития техники, в смысле производственной дисциплины, но его тенденция сохранить мелкое производство очень скоро начала тормозить технический прогресс. Цех относился враждебно ко всему тому, что могло создать конкуренцию, в том числе и ко внедрению всякого рода новых технических усовершенствовании. В связи с этим новые изобретения очень часто уничтожались, и изобретатели дорого платились за свою предприимчивость.

Так, цехи, игравшие на определенной стадии развития прогрессивную роль, потом стали играть роль реакционную, задерживая технический прогресс.

Цех представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы. Из собранных таким образом сумм и из пожертвований оказывалась помощь нуждающимся членам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из членов цеха. Если вдова или дети оставались без средств к существованию, им оказывалась помощь из цеховой кассы. Цех был и своего рода религиозной корпорацией: у пего имелась своя церковь или хотя бы своя часовня пли придел в церкви.

Наконец, цех был военной организацией, представляя собой отряд, который цес гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос-ти во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.

Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang - цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии

Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специал-ности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с под-мастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со вре-менем мог стать подмастерьем, а подмастерье - мастером.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д. Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу*. До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров

Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивши существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков

Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с нен во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.

Но и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городскою управления.

24) Столетняя война: исторические предпосылки, события, итоги и значение.(Столетняя война (1337-1453)

В к 30х г 14в нач Столетняя война Англии и Франции. Развер-ся на террит Фр, с длит оккупац-ей анг-ами, привела к убыли нас-я, сокращ произв и торговли.Причины: 1ый очаг противореч-бывшая Аквитания(зап часть ее-Гиена)-объект притяз-й англ короля. Экон связ с Анг, получ шерсть. Из Гиены в Анг шли вина, соль, сталь и краска. Знать и рыц-во Гиены стрем-сь сохран полит независ-ть и предпочит номин власть Анг. Для Фр борьба за юж провинции и ликвид-я англ владыч была и войной за объел франц гос-ва. 2ой очаг-богатая Фландрия, объкт агрессии для 2ух сторон. Война прох-ла под знаком династ притяз-й англ монархии. В 1328г умер Фил4 без наслед-ка. Эдуард3(внук) заявил о правах на франц престол. Во Фр отказ передачи короны по жен линии(Салич правда). Корона к Филиппу6 Валуа (1328-1350)по ветви Капетингов. Эдуард3 за оружие. Круп воен конфликт. На стор Анг- Империя, Фландрия, Арагон, Португалия; на стор Фр-Кастилия, Шотландия и папство. В войне реш-ся вопрос о террит-ом размеж-ии ряда гос-в и полит образ-й-Фр и Анг, Анг и Шотла, Фр и Фланд, Кастилия и Арагон. Для Анг он вырос в проблему образ универс гос-ва с разн народами, для Фр-в проблему сущ-я ее как самос гос-ва. Нач войны в 1337 с успеш операций Анг на сев. Они побед на море в 1340(битва при Слейсе у бер Фланд). Поворот знач-е победа англ на суше в 1346 в битве при Креси в Пикардии. Это позволило им взять в 1347 Кале- важ стратег порт(12мес осады). На ю-з англ захв-ли с моря Гиень и Гасконь, где наместник был сын Эд3 Эдуард, кот соверш грабит набеги на центр Фр. В 1356 он был настигнут близ Пуатье фр армией. Фр разбиты. Причины пораж: недост воен организ и особ-ях тактики. Англ армия небол, но хор организ из рыц-ей, стрелков из лука из крест, рыцари спешивались во вр сраж-й. Франц армия: феод ополчение, король мог контолир тока свою часть войск, осн боев ед-тяж вооруж конные рыцари, лучников мало, отсут-е взаимодейств рыц-ей и пехоты. Брали в плен. Выкуп средство обогащения. В битве при Пуатье король Иоанн2 попал в плен. В 1360г Фр заключ с Анг мир в Бретиньи. Его усл-я носили компромис хар-р, хотя были тяжелы для Фр. Анг кор отказ от притяз-й на фр корону, но земли к югу от Лауры остав под ее властью. В 1415г англ армия с королем Генрихом5 возобн воен действ-я в Пикардии с намер-ем взять Кале. В окт 1415 в битве при Азенкуре. Англ захват Нормандию и Мэн. Полож-е усугуб-сь позицией герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного(1401-1419), кот в 1416 закл союз с Анг и оказал ей помощь. При нем и его сыне Фил Добром(1416-1467)-Бург велик европ держ-ва. Но Бург слабое полит объед-е. Но Бург-препят для франц объед-я земель. Анг и Франц мир, но тяж усл для Фр. По договору в Труа 1420г при жизни Карла 6 правит-ем Фр станов-ся Генрих 5, затем престол должен перейти к Генриху 6(сын анг кор и франц принц-сы). Фр утрач независ-ть. В 1422г Генрих 5 и Кардл 6 умерли. Король 10ти месяч Генрих 6, за кот правил дядя Бедфорд. Но Карл 7 провозгл-л себя кор и нач борьбу за трон. Его власть признали некот провинции. Нов этап войны для Фр-борьба за независ-ть. Этот поворот в войне опред-ся к к 1ого этапа, мир в Бретиньи в 1360г, но теперь обрел выраж-ые формы. Генрих 5 нач раздавать завоев земли в соб-ть анг л баронам и рыцарям. Это породило народ сопротив-е франц-Партиз войну. Развит-ю движ-я способ-ла рассредоточ-ть англ крепостей с воен гарниз-ми на значит террит. В этих усл англ не риск покидать крепости многочисл отрядами. В оккупир-ых Париже и Руане раскрыиы заговоры, участ-ки кот вступ в снош-я с Карлом 7 с целью помощи при осаде этих гор. В 1428г англ предприняли осаду Орлеана. Жанна д’Арк!!!(родилась в 1412 в местечке Домреми, уверяла что слышит голоса святых). Узнав об осаде Орлеана, она отправ-сь в гВокулер. Получив оружие и коня она отправ в Шинон. Король постав-л Ж во гл армии. В к апр 1428 Ж прибыла в Орлеан. В теч 4 дней укреп-я взяты и 8 мая англ сняли осаду. Это была 1ая победа фр и укреп Карла7. Он осущ-л походв Реймс. Торж-но короновался. Освободил Шампань, что улучшило его полож-е. Попытка Ж штурма парижа-неудача. В мае 1430г в стычке под Компьеном Жанна в плен. Продали ее англич. В к1430 Ж перевезли в Руан и передали инквизиции. Церк суд объявил Ж в колдовстве. В мае 1431г сожгли.

Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство, как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию.

Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).

Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества.

Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй. Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье.

Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочего инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером.

В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.

Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха.


Причины возникновения цехов

Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей".

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Единицей цеха был его полноправный член – мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками – учениками и подмастерьями - со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.

Производящий коллектив мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в "традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Поэтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи".

Цехи делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.

Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.

Причины возникновения цехов, таким образом тесно связаны с их функциями.

Функции цеховой организации ремесла

Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.

Средневековый цех – сообщество не производителей, а людей. Поэтому важная задача цеха – регулирование не только производственных, но и человеческих отношений. "Слово "цех" происходит немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова " гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слово "пир" - не частое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления".

Цехи – не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, - являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха – обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных.

Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.

Пересекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.

Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи – например, ювелиры – были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Практически любое явление времен средневековья – государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели – имели своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имели и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации – братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому – покровителю ремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.

Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий и битв.

Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).

Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Цеховая регламентация

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д.

Так, в "Книге обычаев" – регламенте ремесленных гильдий Лондона - содержатся правила, регулирующие порядок выпуска определенных тканей лондонскими ткачами:

"IX. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой, неотделанной пряжи с очесами и предназначенная для продажи, мэр должен получить полмарки, как штраф за нарушение правил.

Х. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой белой шерстяной пряжи, которая предназначена на продажу, мэр получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XI. И если будет обнаружена ткань, приготовленная на продажу и сделанная из пряжи, основа которой крашена мареной, а уток – вайдой, мэр также получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XVII. И предполагается, что ни один ткач не будет вырабатывать ткани по образцам французского города или ткань из грубой шерстяной пряжи с переплетом ниток по диагонали, или из пряжи ярко-зеленого цвета, или ткань с крапчатой основой… и эта ткань должна иметь в длину шесть копий и во всех частях своих – быть добротной и хорошо сделанной…

XXIV. И должны быть назначены контролеры над тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходят из рук ткачей. И предполагается, что никакие иные повышенные требования не должно предъявлять к ткани, если только это не будет в результате соглашения между тем, кто заказывает ткани, и самим ткачом; предполагается, что ткань будет добросовестно сделана".

В немецком городе Кельне имелось четыре исключительно женских цеха. Кроме того, женщины могли работать наряду с мужчинами в большинстве прочих цехов. Приведём отрывок из устава цеха мастериц шелковых дел, принятый в 1469 г.

"Наши предки – бургомистры и совет города Кельна… учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочих законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, то они вправе во всякое время по мере надобности расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, что ремесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств, с другой – из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славу всемогущего Бога и нашего города, во имя общего блага, и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым…".

Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя его. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

Таким образом, появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.



«Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами.

Во Франции вольные города получили название «буржуазных» от слова «бург» - укреплённый город (право возводить укрепления было здесь непременным признаком свободы). Никто не мог предвидеть, конечно, какое значение приобретёт это слово в дальнейшем. Другим непременным признаком вольного города был свободный рынок. «Если крепостной, - говорилось в городских грамотах, - проживёт год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он получает навсегда полную свободу».

Распространённая поговорка гласила: «Воздух города делает человека свободным». В целях защиты от разбойничьего дворянства, а также для более равномерного несения городских тягот население городов объединялось в союзы. Ремесленники создавали цехи, купцы - гильдии.

Во Франции объединения ремесленников назывались «мастерствами», в Англии - «гильдиями». Средневековый цех - это союз ремесленников одной и той же профессии, союз мастеров. Каждый член цеха работал у себя на дому. Вмешательство цеха в производственную деятельность было активным и постоянным, но ограничивалось установлением правил и условий производства и продажи товаров, а также контролем за исполнением этих правил.

Слово «цех» порождает нередко совершенно неверные ассоциации с цехом нынешним. Между ними - ничего общего, кроме названия.

Свой «цех» имели и проститутки (в Париже, Франкфурте-на-Майне и других городах).

Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.

Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.

Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.

Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар.

В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного.

Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.

Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха.

Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров.

От подмастерья, желавшего стать мастером, стали требовать представления шедевра - вещи, изготовленной из самого дорогого материала и по всем правилам искусства. Помимо того, требовалась уплата значительных сумм в пользу экзаменаторов, организация дорогостоящего угощения для членов цеха и пр. В XII и XIII веках о подмастерьях говорят мало. Различие между ними и мастером ещё невелико. Весьма часто держать подмастерье было невыгодно. Мастер и сам работал дома у заказчика и из его материала.

Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос».

Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.

Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: «Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин». Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, например, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась ещё раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий).

Любопытен следующий факт. Парижские перчаточники пожаловались Людовику XI, что зимой, когда на их изделия больше всего спросу, они не могут работать по ночам. «Благодаря этому, - писали они, - наши ученики и подмастерья предаются праздности… не имея занятия, они проводят время в играх и распутстве и совсем отвыкают хорошо работать». Король разрешил начинать работу в 5 часов утра и заканчивать её в 10 часов вечера.

Ещё худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять.

В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями.

Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал:

2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам;

3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению;

4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!

Каждый цех, как и купеческая гильдия, имел свой устав, своих старшин (должность эта была пожизненной и даже передавалась по наследству), свой суд. Цех был одновременно и военной единицей, и каждый член его должен был иметь оружие для защиты города.

Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур.

Отношения между цехами были чаще всего враждебными. Боролись за льготы, за место в городском управлении. Бедные и слабые цехи ненавидели богатые и сильные. Особенно острой была борьба между цехами, с одной стороны, и купеческими гильдиями - с другой.

Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».

Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права, М., «Юристъ», 1995 г., с. 151-153.

"Человек нуждается в разных формах и видах искусств... Но так как эти искусства могут быть сделаны усилием большого числа людей и достигнуты только посредством их совместного объединения, отдельные индивидуумы должны объединиться вместе, чтобы достичь благодаря этим искусствам того, что полезно, и избежать того, что вредно". Марсилий Падуанский 1 .

Двенадцатый и тринадцатый века в истории Европы явились эпохой сложения, развития и укрепления цехов - корпоративной системы ремесленного труда, отвечавшей условиям и возможностям средневекового производства, объединившей ремесленников в профессиональные группы и составившей одну из своеобразных и неповторимых черт средневековой эпохи. Эти профессиональные ремесленные объединения были основой исторически закономерной формы организации производства в эпоху зрелого средневековья, так как "привилегии учреждения цехов и корпораций, весь режим средневековой регламентации были общественными отношениями, единственно соответствующими приобретенным производственным силам и ранее существовавшему состоянию общества, из которого эти учреждения вышли" 2 . Цехи обязаны своим появлением и, видимо, быстрым развитием, внутренним сдвигам, происходившим в недрах феодального общества, в 12-13 векам феодальный способ производства постепенно вырастает из рамок натурального хозяйства. Развиваются товарно-денежные отношения, вовлекая в свою сферу и средневековую деревню. С оживлением экономической жизни нарушается неподвижность прежнего быта. Растут и крепнут города, становящиеся средоточием торговой деятельности и ремесленного производства.

Листы из альбома Виллара де Оннекура: розы соборов в Шартре, в Лозанне, фрагмент розы собора в Сен-Кантене.

Притча во языцех писателей и комментаторов 12-13 веков - города, они становятся рассадниками ересей и нарушителями феодального спокойствия, распространителями новых веяний в науке, философии и искусстве. В них впервые появляется неведомое прежде дурное слово - коммуна. В них рождается собственная идеология, возникшая на почве городского быта и противостоящая идеологии аристократии и церкви своим насмешливо трезвым взглядом на мир. В борьбе за самостоятельность от феодальной зависимости город явился колыбелью гражданского развития народов, а свободное население первых городов сложилось в новый социальный класс - бюргерство, развитию которого открывались широчайшие перспективы. Город становится центром коммерческих операций и средневекового производства. Именно в городе тенденция средневекового ремесленного производства к корпоративности находит почву для благоприятного развития. Расширяясь и укрепляясь, она приводит к образованию цехов, найдя в цеховом строе наиболее полное и законченное выражение.

Среди множества существующих концепций происхождения цеховых объединений, выдвинутых западноевропейской и русской исторической наукой, самыми значительными из которых можно считать так называемую "вотчинную", "гильдейскую" и "рыночную" теории, ни одна не дает полного и окончательного ответа на вопрос о генезисе цеховых институтов. Помимо экономической необходимости образования профессиональных объединений несомненна связь происхождения ремесленных корпораций во многих европейских городах с борьбой горожан за освобождение от феодальных повинностей и с бурным процессом образования городских коммун и обретения ими независимости и свободы. Ремесленные объединения средневековья образовались "на основе обширных традиций средневекового крестьянства, из которого и вышло свободное население первых городов".

Ремесленные корпорации

Пути возникновения ремесленных корпораций в городах разнообразны и во многом связаны с историей происхождения и сложения города. Их истоки теряются в глубине веков. Это были города, восходящие к галло-римской урбанистической традиции, или города, сложившиеся вокруг аббатств, или вокруг замков. В каждом из них, представлявшем своего рода микрокосм в огромном разъединенном средневековом мире, возникали группы ремесленников и складывались свои ремесленные традиции. Предками средневековых корпораций и братств были коллеги Древнего Рима - разнообразные профессиональные союзы, религиозные и увеселительные ассоциации и в том числе ремесленные объединения. Естественно, что в античном обществе эти объединения носили иной экономический и социальный характер.

Сама ремесленная среда, единая, живая, бурлящая, при всем своем традиционализме постоянно преобразующаяся, отнюдь не была единообразной. Ведь "корпорационная собственность, феодальная организация ремесла" в городах соответствовала "феодальной структуре земледелия" 3 . Как каждый порожденный феодальным обществом институт, внешне незыблемый и статичный, а на деле представлявший чрезвычайно запутанную картину, в которой права, обязанности, привилегии, формы зависимости и взаимосвязи переплетались самым неожиданным образом, так и средневековые ремесленные корпорации и объединения отличаются редкостным многообразием форм. Каждый средневековый закон допускал множество исключений. Исследователи с полным правом отмечают пестроту и аморфность французских цехов и ремесленных организаций, существование множества других профессиональных, религиозных, благотворительных и прочих объединений и братств, не оставивших о себе такой основательной документации, которой мы обладаем по отношению к цехам - наиболее прочному и значительному виду корпоративной связи средневековья, базирующемуся на регламентации ремесленного труда. Классическое выражение во Франции цеховая система получила в наиболее значительных городах северных земель Французского королевства. В городах южной Франции цеховая система не была развита. Здесь преобладало свободное ремесло, не связанное корпоративными уставами. На севере Франции цехи характерны для таких крупнейших городов, как Париж, Аррас, Вова, Аиьен, Нойон, Лан и др. В небольших городах цеховой строй не получил широкого распространения 4 .

В 60-х годах 13 столетия парижским прево Этьеном Буало была впервые произведена подробная запись установившихся к этому времени цеховых порядков. Им были записаны уставы ста ремесленных цехов Парижа; вместе со списками некоторых налогов и привилегий они составили знаменитую "Книгу ремесел", ставшую важнейшим и незаменимым источником в изучении западноевропейского средневекового ремесла. Регистрация ремесел, произведенная Этьеном Буало, не означала установления новых законов ремесленного производства, а была, по сути дела, регистрацией давно сложившихся правил, традиций и обычаев тех или иных ремесел. Порядки, зафиксированные исполнительным парижским прево, много старше 13 столетия 5 . В записанных и узаконенных в середине 13 столетия правах и обязанностях ремесленника явственны отголоски старых общинных традиций. При всей системе ремесленной иерархии они проникнуты духом демократичности и старинного стремления к простому и честному равенству. Благодаря сохранившимся записям цеховых статусов парижского ремесла можно составить отчетливое представление о сущности ремесленных организаций, которые, выступая в различных формах и обладая каждая своими особенностями и своими привилегиями, выросли на одних и тех же корпоративных основах, в лоне единой ремесленной среды. Строители, художники, скульпторы и представители других художественных профессий в крупнейших городах северной Франции, как и ремесленники множества других специальностей, ко второй половине 12-13 веку образовали профессиональные корпорации и цехи. Они занимали то же скромное, но твердое положение в обществе и обладали правами и обязанностями, близкими к тем, на основании которых регулировался труд булочников, ткачей, портных, цирюльников или представителей любой другой из более чем трехсот профессий ремесленников, процветающих во Франции в 13 веке.

Книга Тальи и книга ремесел

В "Книге Тальи" 1292 г. названо более трехсот ремесленных профессий, существовавших в это время в Париже. Конечно, в небольших городах в это время не могло быть ни такого количества ремесленников, ни такой широкой специализации ремесла. Из всех профессий, имеющих отношение к архитектуре и искусству, каменщики составляли наиболее многочисленную группу. Естественно, что Книга Тальи называет исключительно тех ремесленников, которые должны были платить налог королевскому прево, не касаясь множества других мастеров, работавших в придворных, монастырских и церковных мастерских города, а также, видимо, входивших в строительную артель, занятую на постройке городского собора. Таким образом, число мастеров, названное в Книге Тальи, как и их соотношение по профессиям, является приблизительным и не отражает полностью всю численность ремесленной среды Парижа.

Статуя церкви из собора в Страсбурге (ок. 1230 г.) и лист 4 из альбома Виллара де Оннекура.

В "Книгу ремесел" вошли уставы далеко не всех цехов, существовавших в это время в Париже. Если в "Книгу ремесел" Этьена Буало в 1268 г. вошли уставы 100 парижских цехов, то в переписи тальи 1292 г. указывается 350 ремесел. В "Книгу ремесел" не вошли уставы цехов, обладающих автономией и не зависевших от королевского прево, корпораций, не имевших твердой регламентации, а также тех внецеховых групп ремесленников, обычно немногочисленных, которые работали при дворе светских и духовных лиц 6 .

Многие ремесла еще не имели к середине 13 века твердо установившихся правил или передавали их в устной традиции и не подверглись письменной регламентации, а запись их уставов затянулась вплоть до 16 столетия. Но регистры цехов строителей, живописцев и скульпторов уже сложилась к этому времени и вошли в "Книгу ремесел" Этьена Буало наравне со статутами портных, шляпников, гранильщиков хрусталя, лучников, пивоваров, красильщиков и других профессий. В цех строителей входили каменщики, каменотесы и резчики камня, штукатуры и цементщина. Резкого различия между сферой деятельности каменотеса и скульптора не существовало; они объединены общим наименованием tailleurs de pierre. На практике это различие также не проводилось: в процессе обучения будущий мастер получал представление обо всех видах каменных работ, возможных на строительстве. Опытные и талантливые мастера нередко успешно совмещали оба рода деятельности. Об этом свидетельствует и такой классический источник для изучения средневекового мастерства, как альбом Виллара де Оннекура, в котором образцы для скульптурных работ перемежаются с архитектурными чертежами и указаниями различных строительных приемов и правил. Многочисленные сохранившиеся письменные документы также подтверждают факт совмещения профессии каменщика-строителя и резчика в одном лице, который сыграл не последнюю роль в создании средневекового синтеза архитектуры и пластики. Скульпторы малых форм распределялись по двум цехам. Самостоятельным уставом обладал цех "резчиков-скульпторов и тех, кто вырезывает в Париже распятия" 7 , работавших, видимо, в основном по дереву и кости. Второй цех составляли живописцы и так называемые скульпторы-живописцы, работавшие в самых разнообразных материалах с их последующей раскраской. В 14 веке этот цех продолжает существовать и упоминания о нем встречаются в документах, в то время как цех скульпторов-резчиков, по-видимому, прекратил свое существование. В статуте этого цеха говорится: "Кто хочет, может быть в Париже скульптором-живописцем... и может работать из всякого рода дерева, камня, кости, рога, слоновой кости. и делать всякого рода раскраску хорошо и честно".

В "Книгу ремесел" вошли также уставы цехов живописцев и седельщиков, серебряных дел мастеров и ювелиров, выделывателей четок из кости и рога, из кораллов и раковин, из янтаря, ковровщиков и других цехов мастеров прикладного искусства. Подобное выделение ремесел и их распределение по цехам позволяет нам отчасти судить о том этапе развития, на котором находилось западноевропейское искусство: невыделенность искусства из ремесла, сравнительная нерасчлененность строительного дела, взаимосвязь архитектуры и скульптуры, широкое развитие скульптуры и резьбы по камню, дереву, кости и другим материалам; связи живописи с раскраской статуй, неразличаемость искусства малых и больших форм. Самые ранние образцы станковой живописи во Франции относятся к середине 14 века, хотя в "Книге Тальи" 1292 г. имеются сведения о четырех мастерских живописцев, живших на улице Вертев Поре, и двадцати девяти мастерских художников, живших в других частях города. Если же среди них и были станковые живописцы, то за редкостью и дороговизной ремесла это могли быть только мастера, работавшие в особых условиях, возможно при королевском дворе.

О художниках-миниатюристах и городских ремесленных мастерских иллюстраторов книги первое упоминание сохранилось только в "Книге Тальи" 1292 г. Однако в области книгопроизводства уже к началу 13 в. господствовали не монастырские скриптории, а специальные университетские и городские ремесленные мастерские.

Таким образом, мы имеем твердые и подробные документальные данные о корпорациях строителей, скульпторов и живописцев в Париже 13 века. Уже в самом характере записи ремесленных уставов в "Книге ремесел" Этьена Буало выражено то положение общественного равенства большинства ремесленных профессий и занятий, которое характеризует состояние ремесленного производства в 12-13 веках. Здесь все ремесла равны друг перед другом и ни одно из них не обладает каким-либо особым преимуществом перед лицом закона и королевского прево. Каждый статут начинается одними и теми же словами о том, что "каждый, кто хочет, может быть ремесленником в Париже, лишь бы он работал по обычаям цеха и умел их исполнять", а основное требование, предъявляемое к ремесленникам всех без исключения цехов, - это работать "хорошо и честно".

Цеховая система

Несмотря на множество разнообразных особенностей, отличающих цехи один от другого в их праве, их самостоятельности по отношению к властям, в деталях и мелочах организации, основные формы этой организации и ее сущность были одинаковы для всех ремесленных объединений. Управление жизнью ремесленной корпорации строилось на основе широкой выборности и сменяемости выбранных лиц. Выработанные веками и утвержденные традицией формы организации - общее собрание ремесленников как верховный орган цехового управления, институт избираемых по очереди цеховыми собраниями или назначаемых jures- присяжных и стражей - за небольшими исключениями едины для всех ремесленных цехов. Совершенно аналогична и соблюдаемая в цехах система надзора за производством, а также внутренняя иерархия цеха.

Статуэтка спящего (бронза, Северная Франция, 1220-1230 гг.) и лист 23 из альбома Виллара де Оннекура.

Все спорные вопросы, все возникающие внутри цеха конфликты также решались обычно общим собранием ремесленников. Королевский прево, осуществлявший высший контроль за парижскими цехами, на протяжении 13 века редко вмешивался во внутренние дела цехов, а при записи статутов парижских цехов, произведенной Этьеном Буало, руководствовался указаниями и отчетами ремесленников, специально уполномоченных для этой цели цеховыми собраниями 8 . При возникновении споров в вопросах производства цеховое собрание обычно выделяло комиссию, состоящую из компетентных лиц. Объединения каменщиков и строителей дают яркий пример этого обычая, так как в силу своей сложной, разветвленной и все более специализирующейся профессии, а также важности доверенной им работы они были вынуждены особенно часто прибегать к созыву профессиональных комиссий по различным спорным вопросам строительства готических храмов, а также замков и крепостей.

В окончательно сформировавшейся цеховой системе мастер-ремесленник любой специальности должен был обязательно пройти две ступени ученичества - от положения ученика перейти к положению подмастерья и лишь от него - к статуту полноправного мастера. Однако было бы преувеличением утверждать существование этой обязательной иерархии во французских цехах 13 века. Еще в конце 13 века в Париже, как свидетельствует перепись тальи 1292 года, институт подмастерьев во Франции не сложился окончательно и подмастерья были редки. Так как твердой, раз и навсегда проведенной границы между положением подмастерья и мастера в это время не существовало, мастера и подмастерья принимали равное участие в общих цеховых собраниях в 12-13 вв. В некоторых цехах статуты прямо указывали, что подмастерья имеют равное право голоса с мастерами и равное право быть избранными. В некоторых цехах подмастерья имели собственных присяжных. Вывали также случаи, когда присяжные мастеров выбирали присяжных подмастерьев, а присяжные подмастерьев - присяжных мастеров. Так обстояло дело, например, в цехе сукновалов. Но прохождение ученичества было обязательным и строго регламентировалось. В цехе строителей ученичество продолжалось шесть лет, как и в цехах поясников и лучников, а в цехе скульпторов - восемь лет за плату или десять лет бесплатно. Самый большой срок обучения - десять лет был принят также в цехах ювелиров, проволочников, серебряных дел мастеров, изготовителей четок из черного янтаря 9 .

Плата за обучение, договор об ученичестве, совершаемый в присутствии свидетелей, условия его расторжения и клятва ученика "на святых", что он будет "выполнять обычаи и кутюмы цеха хорошо и добросовестно" 10 , как говорится в уставе каменщиков, также обычны для большинства цехов. Количество подмастерьев для каждой мастерской, как правило, не ограничивалось. Во многих цехах подмастерья и молодые, только что прошедшие ученичество мастера предпочитали странствующую жизнь оседлой и, как говорится в одном из королевских постановлений, относящемся, правда, уже к началу 15 века, но узаконивающем старый обычай: "множество подмастерьев и мастеров названного ремесла из разных стран и народов приезжали и переезжали из города в город, чтобы работать, учиться, узнавать, видеть и знакомиться друг с другом до тех пор, пока некоторые из них не оседали и не заводили семью" 11 .

Будучи в 13 столетии одним из самых крупных и развитых европейских городов, Париж привлекал к себе не меньшее число ремесленников из разных концов Европы, чем студентов и школяров, жаждавших слушать парижских профессоров и учиться в Парижском университете. "Ничто не может сравниться с Париже м, - писал поэт 14 столетия Эсгаш Дешан, - Париж - цвет всех искусств и ремесел", "его населяют благородные люди, купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры" и "все работы исполняются здесь на совесть". "Париж любят и будут любить приезжие, потому что нельзя найти другой город, где можно было бы так веселиться и радоваться: ничто не может сравниться с Парижем" 12 . Число ремесленников разных профессий было так велико, что они занимали отдельные улицы, названные по профессиям живших здесь мастеров; многие из этих наименований сохранились по сей день. Таковы улица суконщиков и улица скорняков в парижском Ситэ, улица седельщиков, улица золотых и серебряных дел мастеров, улица железных дел мастеров в парижском Алль, улица токарей-резчиков, улица пятновыводчиков в парижских кварталах Сен Мартен и Сен Мерри. Пергаментщики и миниатюристы селились по улице Эрембур де Вриль, улицы переписчиков, миниатюристов располагались на левом берегу Сены. Около ворот Сев-Дени находился целый квартал, где жили художники и ремесленники, занимающиеся художественными ремеслами, так называемый Porte aux Peintres 13 .

Парижские готические мастера

Большинство парижских цехов не лишало приехавшего в Париж подмастерья или молодого мастера возможности работать по своей специальности. "Если какой-нибудь чужак-подмастерье, говорится в одном из статутов, - приедет в Париж для работы в этом цехе, он должен поклясться перед присяжными, охраняющими цех, что будет выполнять ремесло хорошо и честно... " 14 . Те же требования к подмастерью предъявляются и в других цехах. В статуте изготовителей кожаных футляров и ножен говорится: "Если случится, что какой-нибудь подмастерье, который выучился своему мастерству вне Парижа, пришел в Париж и захотел начать свое ремесло в Париже, он может делать это беспрепятственно, но он должен выполнять обычаи и кутюмы этого ремесла" 15 .

От вновь прибывшего подмастерья в большинстве цехов требовалась только клятва в том, что он прошел положенный срок ученичества, ибо, как говорится в уставе цеха резчиков-скульпторов, "человек не может обучать другого этому ремеслу, если он обучался у мастера меньше указанного срока" 16 . "Мастера этого цеха, - говорится далее в статуте скульпторов, - могут иметь столько подмастерьев и работников, сколько им нравится; но они не могут и не должны никого брать на работу в качестве работников или подмастерьев, пока те не поклялись на святых, что они обучались у мастера и исполняли свою службу хорошо и честно до тех пор, пока мастер их не освободит". Парижские ремесленные статуты того времени, когда достаточно было "поклясться на святых", чтобы быть принятым на работу, показывают, что цехи строителей, скульпторов и живописцев занимали равное положение среди других цехов и не выделялись особенным к ним отношением. Испытание подмастерьев и исполнение ими "шедевра" перед вступлением в мастера, которое в 13 веке практиковалось только у портных, выделывателей кошельков, выделывателей шелка, хирургов, цирюльников и пирожников, В 14 веке становится обычным и для живописцев и скульпторов. Естественно, что если для пирожника "шедевр" заключался в выпечке тысячи пирожков 17 , то живописец должен был представить в качестве шедевра картину, а скульптор - статую определенного размера 18 , выполненную "mieulx qu"il pourra".

Литература:

  • 1 Marsilii de Padna Defensor Pacis, 1, 4, 3-4. Fontes juris germanici antiqui, Hrsg. von R. Scholt. Hannover, 1932.
  • 2 Маркс К. Письмо к П. В. Анненкову.- Маркс К., Энгельс Ф: Избр. соч. в 2-х т., т. 2, с. 424.
  • 3 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., т. 3, с. 23.
  • 4 См.: Люблинская А. Д. Франция в XI-XV вв.- В кн.: История средних веков. Т. 1. М., 1966, с. 271-272; Левицкий л. А. Возникновение и рост средневековых городов.- Там же, с. 242.
  • 5 См.: Люблинская А. Д. Предисловие к "Книге ремесел".- В кн.: Средние века. Вып, Х, М., 1957, с. 306.
  • 6 См.: Грацианепий Н. П. Указ. соч., с. 192.
  • 7 Depping G. р. 155-157.
  • 8 Depping G., LV, LXXXVI.
  • 9 Книга ремесел. Статуты: XLVII, 2; LXXXVII, 4; LXXIX, 9; LXI, 2; ХХХ, 13; XXIV, 1; XI, 5; XXIX,2.
  • 10 Регистры ремесел.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 350.
  • 11 Fagniez G. Documents relatifs а l"histoire de l"industrie. Vol. 2. Paris, 1900, р. 213; Ordonnances des rois de France, XI, 60, 1420. Les lettres patentes de Charles УI modifiant les anciennes ordonnances des cordonniers de Troyes. In: Fagniez G. Documents. Vol. 2, р. 278.
  • 12 Цит. по: Lagarde А., Michard L. Moyen Age, les grands auteurs fran9ais. 1. Paris, 1964, р. 202.
  • 13 Geraud Н. Ор. cit., р. 181-348). См. также приводимую французскую средневековую поэму "Les rues de Paris en vers" (Ibid., р. 567-579).
  • 14 Книга ремесел. Статут ХХII.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 332.
  • 15 Книга ремесел. Статут ХV.- В КН.: Средние века. Вып. XI, с. 179.
  • 16 Там же, с. 175.
  • 17 Depping G. Ор. cit., р. 350.
  • 18 Thierry А. Commune d"Amiens. Т. 2, р. 6, art. 5.

Тэг: Изобразительное искусство