Рано или поздно приходит момент, когда домовладелец твердо убеждается в том, что интерьер его квартиры нуждается во внесении корректив и определенных изменениях, которые позволят разнообразить его и расставить необходимые акценты. Что, по вашему мнению, является наиболее удачной деталью интерьера, с точки зрения декоративных и функциональных показателей? Несомненно, это оригинальные осветительные приборы. Реализовать это вы сможете, организовав правильное освещение комнаты, задающее звучание всему интерьеру, неотъемлемым элементом которого являются плафоны для осветительных приборов. Именно они, являясь центральным элементом интерьера, придают помещению оригинальность, а освещению - необычность. Если вы давно не проводили в помещении ремонт и не распланировали бюджет, включив в него стоимость осветительных приборов, вы сможете изготовить плафоны для люстры самостоятельно. Для этого достаточно разработать концепцию интерьера, выбрать дизайн светильника и изготовить его своими руками из подручных материалов. А чтобы вы максимально эффективно смогли осуществить задуманное, в нашей статье мы расскажем, как сделать плафон для люстры своими руками.

Плафоны для люстры своими руками: разнообразие идей и материалов

Во все времена ценились вещи, изготовленные своими руками. Они станут не только оригинальным украшением интерьера, но и лучшим сувениром для ваших друзей, знакомых и родственников. Что потребуется для создания светильника? Основой любого изделия, изготовленного своими руками, является оригинальный замысел. Если вы уже определились с концепцией будущего изделия, вам достаточно изготовить оригинальный каркас для люстры и запастись подручными материалами, используя которые, вы сможете реализовать свои идеи. Благо таких материалов достаточно. В качестве декора для будущего эксклюзивного изделия вы можете использовать самые неожиданные материалы:

  • шерстяные нитки;
  • проволока;
  • воздушные шары;
  • кружево;
  • формы для кексов;
  • бумага;
  • винные бутылки;
  • стеклянные банки и множество других подручных материалов.

Если вы столкнулись с трудностями при выборе светильников, не можете подобрать плафон для люстры, подходящий к стилистике интерьера, или нашли необходимую модель, но ее стоимость превышает стоимость хрустальной люстры, предлагаем вам подборку пошаговых инструкций по изготовлению дизайнерских светильников. Как вы смогли убедиться, существует достаточное количество оригинальных идей, и если вы задались вопросом: «Как обновить плафоны на люстре своими руками?», советуем вам взять на вооружение идеи, предложенные нашими специалистами.

Плафон для люстры из винных бутылок

Чтобы приступить к реализации каких-то задумок, достаточно лишь желания. Человек, который твердо решил осуществить задуманное, без страха переступает границы неизвестного и успешно реализует задуманное. Если у вас нет опыта в сооружении каркаса для осветительных приборов, но вы очень хотите сделать это своими руками, вам потребуется достаточное количество информации, найти которую вы сможете в нашей статье. Ниже вы найдете пошаговые инструкции по созданию дизайнерских плафонов для люстр, которые были изготовлены обыкновенными людьми, ранее не имеющими представления о том, как смастерить их из подручных, на первый взгляд, ненужных материалов.

Итак, рассмотрим, как изготовить плафон для люстры из винных бутылок.

  • Первый этап подразумевает обрезку дна бутылки. Для этого на бутылке необходимо начертить ровную линию. Она потребуется для того, чтобы по ней, используя стеклорез, отрезать бутылочное дно;
  • Чтобы впоследствии не поранить руки обрезанным стеклом, произведите шлифовку острых краев с помощью наждачной бумаги;
  • Протяните провод через горлышко бутылки. После того, как он окажется внутри, подсоедините патрон и лампу;
  • Выберите основу для крепления и соедините бутылки с выбранным каркасом;
  • Вы можете декорировать бутылку с помощью различных материалов или оставить ее в первозданном виде;
  • Количество бутылок, взятых для люстры, вариабельно и может составлять от одной до пяти-семи и более бутылок.

Плафон для люстры своими руками из ниток и воздушных шаров

Самый простой светильник можно смастерить из ниток. Инструкция по изготовлению такого светильника настолько проста, что справиться с ней сможет даже ребенок.

  • Нитки. Это может быть обычный джутовый шпагат или толстые хлопчатобумажные нитки, общая длина которых составляет не более 100 метров. Подбор цвета осуществляется с учетом ваших вкусовых предпочтений и цветовой концепции интерьера;
  • Клей ПВА и кисть, используя которую вы будете осуществлять его нанесение;
  • 2 воздушных шарика. Один из них потребуется вам для работы, а второй - для проверки. Рекомендуется использовать круглый шарик, который обеспечит правильную форму светильника;
  • Вазелин.

Чтобы осуществить изготовление светильника из ниток, следуйте пошаговой инструкции, представленной ниже:

  • Шарик надувают до нужных размеров. При этом важно помнить, что готовый абажур из ниток будет повторять форму шарика. С помощью маркера нарисуйте одну или две окружности (сверху и снизу). При этом окружность снизу может быть больше. Они необходимы для того, чтобы отграничить область наматывания нитей;
  • Клей ПВА наливают в емкость и осуществляют тщательную обработку ниток. Используя кисточку, обмазывают шарик вазелином.

Важно! Не наносите клей по всей протяженности нити. Промазывание лучше осуществлять по мере ее наматывания.

  • С учетом отверстий, получившихся после того, как вы нарисовали на шарике две окружности, осуществите наматывание нитей. Учтите, что от плотности наматывания зависит внешний вид вашего будущего абажура;
  • После того, как вы обмотали шарик, оставьте будущую люстру минимум на 24 часа до полного высыхания;
  • После того, как плафон из ниток высох, шарик лопается, а его остатки извлекают из ставшего прочным абажура. Результатом этой работы становится абажур из твердых ниток;
  • В верхней части шарика прорезают отверстие под патрон;
  • В завершение осуществите контроль прочности абажура. Для этого в него вставляют еще один шар и надувают. С помощью данного приема вы сможете оценить гибкость конструкции.

Изготовив несколько светильников в соответствии с представленной пошаговой инструкцией, вы сможете осуществить монтаж местного освещения на кухне или повесить светильник из ниток в столовой зоне.

Важно! В качестве дополнительного декора люстры можно использовать оригинальное окрашивание, искусственные цветы или бабочки, бусины. Нестандартной идеей станет изготовление нескольких шаров, которые скрепляют таким образом, чтобы они напоминали гроздь винограда.

Используя рассмотренный принцип изготовления светильников, вы сможете создать оригинальные плафоны, декорированные кружевом.

Плафон для люстры своими руками фото



Плафон для люстры в стиле шебби-шик

Вы сможете создать эффектное освещение комнаты, изготовив светильник из ткани или бусин. Результатом вашей работы станет люстра-канделябр или светильник в стиле шебби-шик.

Для этого вам потребуются следующие материалы:

  • Проволока, подвесное кашпо из металла, старые пяльца или садовая корзина, из которых вы сможете изготовить каркас;
  • Патрон с лампой;
  • Декоративные цепи и прочные нити;
  • Разнообразные бусины и бисер.

Плафон, изготовленный по технологии, рассмотренной ниже, представляет собой двух- или трехуровневую конструкцию из нескольких колец, которые расположены друг над другом и соединены проволокой или цепями. В зависимости от размеров выбранных вами колец, будет зависеть то, в каком стиле будет исполнен ваш плафон. Если вы возьмете кольца разного размера, то сможете создать плафон в стиле винтажной классики, а отдав предпочтение кольцам одинакового размера, вы сможете стать обладателем светильника в стиле модерн.

Важно! Прежде, чем приступать к декоративному оформлению светильника, предполагающего нанизывание бусин, произведите окрашивание и обмотку каркаса декоративными материалами.

Рассмотрим, каков расход бусин в процессе реализации этого проекта:

  • В процессе изготовления нижней части абажура вам потребуются бусины диаметром 16 мм в количестве 15 штук на нить;
  • В процессе изготовления верхней части понадобятся бусины диаметром 12 мм из расхода 31-32 штуки на нить.
  • Нанизывая бусины на нить, вы можете варьировать количество нитей и степень их натяжения.

Аналогично описанному способу можно смастерить плафон для люстры из искусственных фруктов. Чтобы создать эффект приглушенного освещения, для обшивки каркаса необходимо использовать плотную ткань. Абажур, изготовленный в данной технике, станет оригинальным дополнением кухни в стиле кантри или прованс.

Плафоны для люстры в стиле минимализм

Плафон для люстры из пластиковых банок или бутылок стает одним из самых оригинальных абажуров, изготовленных из бросовых материалов. Изготавливая плафон таким образом, вы делаете ставку не только на красоту и дешевизну, но и экологичность.

В связи с тем, что для изготовления такого плафона для люстры не потребуется дополнительных украшений, таких как бусины или нитки, он будет выполнен в стиле хай-тек или минимализм, и перед вами не встанет вопрос: «Как украсить плафон люстры своими руками?». Для того, чтобы смастерить такой плафон, который станет главным элементом приглушенного освещения комнаты, вам понадобится только цветной или матовый белый пластик.

Для его изготовления вам понадобятся следующие материалы:

  • Основание от 5-литровой пластиковой бутылки;
  • Большое количество одноразовых ложек;
  • Патрон с лампой и проводом;
  • Клей, необходимый для осуществления качественной фиксации элементов изделия;

Чтобы смастерить светильник из пластиковых материалов в стиле минимализм, у пластиковой бутылки нужно отрезать дно, а у пластиковых ложек - ручки, причем это необходимо осуществить таким образом, чтобы у них остался небольшой черенок. Используя клей, произведите фиксацию обрезанных ложек на бутылке, выполняющей функцию основания. Чтобы добиться наибольшей привлекательности и органичности самодельного абажура, располагайте их упорядоченно, по рядам. Каждый следующий ряд необходимо располагать внахлест, не оставляя пропусков, которые могут испортить внешний вид абажура.

Когда люстра будет готова, вы заметите, что она напоминает рыбью чешую. При этом важно помнить, что конструкция плафона характеризуется достаточно большой плотностью, в связи с чем, освещение станет настолько приглушенным, что, скорее всего, вам потребуется размещение в комнате дополнительных светильников.

Форма светильника может быть различной. Один из вариантов предполагает светильник в форме лотоса. Однако из пластиковых ложек можно изготовить и другие, не менее оригинальные украшения.

Еще одним вариантом осветительных приборов, изготовленных, можно сказать, из отходов, является плафон для люстры из донышек пластиковых бутылок. Он будет казаться кружевным и, на первый взгляд, состоять из множества мелких цветов.

Важно! Абажур из пластиковых бутылок может быть не только белым, но и цветным - следовательно, вам необходимо будет подобрать цветные бутылке или покрасить готовое изделие в желаемый цвет: от золотого, медного и стального до розового и черного. Если вы повесите готовый абажур в кухне над столом, он станет отличным дополнением обеденной зоны.

Многообразие идей для декора плафонов люстры своими руками

Как приглушить свет в помещении?

Одним из «инструментов» для создания интимной обстановки в помещении является организация приглушенного освещения, а главным способом реализации этой затеи становятся абажуры, впервые появившиеся более двухсот лет назад и заменившие своих предшественников - заслонки для свечей и факелов. Если ранее они изготавливались только из ткани, то сегодня для их декоративного оформление распространено использование хрусталя и битого стекла. Сегодня, дизайнерское искусство достигло апогея своего развития, вследствие чего декоративное оформление изделий, изготовленных своими руками, может осуществляться с использованием практически любых материалов.

Важно! Сегодня дизайнер в процессе своей работы не ограничен в выборе материалов для декора - в процессе изготовления абажуров он может использовать любые детали. При этом важно сохранить чувство меры и вкуса, создав гармоничные комбинации декоративных элементов.

Уютный абажур, украшенный ручной вязкой, станет лучшим подарком маме или бабушке.

Оригинальные плафоны для бра ручной работы

Бра являются многофункциональными настенными светильниками. Благодаря создаваемому ими рассеянному и приглушенному свету, их можно располагать в зонах отдыха и не бояться за свое зрение. Сегодня существуют современные бра, предполагающие регулирование потока света в помещение. Такие модели необходимо устанавливать в помещениях, в процессе эксплуатации которых необходимо менять направление потоков света. Если вы хотите стать обладателем дизайнерских, необычных бра, создайте их своими руками. Собственноручно изготовленные настенные светильники, в процессе создания которых вы сможете проявить свою индивидуальность, наиболее удачно впишутся в целостную концепцию интерьера вашего помещения.

Бра из веток отличаются не только быстрым и простым изготовлением, но и оригинальным внешним видом.

Стиль плафонов, изготовленных своими руками, может быть различным и зависит от стилистической концепции интерьера, в котором вы планируете их размещать. В связи с этим, можно смело утверждать, что ответ на вопрос: «Как покрасить плафоны люстры своими руками?» строго индивидуален.

Если вы дополните бра интерьер детской комнаты, вы сможете разнообразить помещение, сделав его ярким и задорным. Повесив бра в спальне, вы сделаете ее более уютной, внеся нотки умиротворения. Ужин на кухне, декорированной бра, станет более романтичным.


Комнату малыша можно украсить бра в форме скворечника. Для этого достаточно закрепить скворечник на стене и подвести в середину лампу с плафоном.

Декоративные светодиодные лампы своими руками

В связи с нарастающей популярностью светодиодных ламп, их используют не только в рабочих, но и в домашних помещениях. Одним из преимуществ светодиодных светильников является возможность их изготовления своими руками. Для изготовления светодиодной конструкции в домашних условиях вам понадобятся отдельные светодиоды, которые устанавливаются в корпус неисправной лампы, оснащенной блоком питания.

Чтобы заменить традиционную лампу накаливания на светодиодную, не нужно осуществлять демонтаж светильника или вносить корректировку в его конструкцию. Собственноручно изготовленные светодиодные светильники чаще всего являются частью декоративной подсветки, чаще - центральным элементом потолочного освещения.

Для изготовления стильных светодиодных светильников можно использовать разнообразные материалы:

  • металл;
  • ткань;
  • бисер;
  • светодиодная лента;
  • старые светильники.

Разнообразие светодиодных ламп

Светодиодные светильники, изготовленные из ткани, можно использовать для декоративного оформления помещений и даже одежды, демонстрируемой на модных показах. Использование светодиодов позволяет осуществить расстановку необходимых акцентов на вашем гобелене.

Светодиодная лампа из бисера, изготовленная своими руками, станет произведением искусства, притягивающим взгляды и вызывающим восторги окружающих. Из бисера можно изготовить как небольшие настольные светильники, так и масштабные декоративные панно из бисера с подсветкой.


Если вы планируете использовать светильник, изготовленный своими руками, в качестве декоративной детали при оформлении интерьера в классическом стиле, в процессе его изготовления для основы рекомендуется использовать металлические элементы.

Порядок изготовления светодиодного светильника из светодиодной ленты

Светодиодная лента представляет собой гибкую плату со встроенными светодиодами и токоограничивающими резисторами. Для изготовления светильника вы можете отрезать участок ленты необходимой длины. Питающие провода припаивают к контактным площадкам, расположенным рядом с линиями разреза. На обратной стороне платы располагается клеящая пленка. Для разрезания ленты можно воспользоваться обыкновенными ножницами.

В качестве корпуса для самодельного светильника можно использовать старый, бывший в эксплуатации светильник.

Порядок изготовления светодиодной лампы из старого светильника не представляет сложностей.

Разберите старый светильник, приклеив на его внутреннюю поверхность светодиодную ленту. Печатную плату, извлеченную из старого светильника, можно использовать в качестве блока питания для новой лампы. Инструкция по изготовлению светильника, представленная в нашей статье, предполагает использование бестрансформаторного блока питания, оснащенного балластным конденсатором.

Лампа, изготовленная в соответствии с представленной схемой, подойдет для освещения рабочей зоны.

Осуществив подборку элементов схемы, разместите их на плате. Лишние детали из старого светильника при этом необходимо удалить. После этого подключите ленту к блоку питания, осуществите сборку светильника и подключите его в сеть.

Светодиодные светильники актуальны как никогда. Они могут стать как центральным осветительным элементом помещения, так и его декоративной составляющей. Ознакомившись с нашей статьей, вы убедились, что изготовление светильников своими руками - достаточно простое и, в то же время, творческое мероприятие, а что касается применения самодельных светильников, то вы сможете найти его самостоятельно.


Предметы, изготовленные своими руками, наполняют дом особым теплом и уютом. К тому же они получаются эксклюзивными. Предлагаем обзор светильников, которые полностью изменят атмосферу в комнате, превратившись в объект зависти со стоны друзей и родственников. Тем более что делаются из повседневных предметов, которые обычно выбрасываются.




Картонный пакет для соков или других напитков – вполне обыденная вещь в большинстве домов. Чаще всего она выбрасывается. А вот малайский дизайне Эдвард Чу потратил массу времени, чтобы разрезать их на сотни полосок и соорудить из них удивительные лампы без капли клея, простой принцип оригами.


Ярослав Оленев предложил сделать лампы из одноразовых пластиковых ложек и стал победителем в номинации «Экология и дизайн» от журнала «Будущее сейчас».




Не менее оригинальное применение нашла и Натали Симпсон для обычных деревянных вешалок. Смотрятся зато они потрясающе в виде люстры.




Кевину Чемпени нужно отдать должное, не у каждого хватит сил и терпения нанизать 14 тысяч мишек, чтобы получить люстру.


Своё видение на проблему освещения жилья у Тиры Хильден и Пио Диаса. Благодаря их светильникам комната становится похожей на лес. Все стены оживают и превращаются в деревья.


Талантливый сварщик Мэтт Людвиг оказался ещё и отличным дизайнером. Для ресторана «JJ"s Red Hots» он изготовил невероятно оригинальную люстру из старой барабанной установки.


Техасские художники Джо О’Коннел и Блессинг Хенкок из запчастей старых велосипедов соорудили потрясающие светильники и повесили их в туннеле под трассой.


Вероятно, сложно будет найти более оригинальную люстру, чем из тыквы от польского художника. Он вырезает потрясающие узоры на кожуре, которые не повторяются.


Оригинально и стильно смотрятся абажуры из фетровых шляп от Jeeves & Wooster.


Однажды Хизер Дженнингс увидела в магазине удивительную люстру «Рододендрон», вот только стоила она более 800 долларов. Тогда дизайнер решила, что своими руками можно сделать совсем не хуже. Для этого ей понадобились бумажные формочки для кексов.

11. Люстра на кухню


Невероятно красиво будет смотреться люстра, сделанная из обычных металлических четырёхгранных тёрок.


Ещё свежи в памяти вазы и конфетницы, сделанные из ажурных салфеток. Теперь пришла пора вязать люстры.


Странный вариант предлагает Фансуа Лего, он считает, что самый лучший способ хранения столовых приборов – это люстра.


Большая тучка вырезается из дерева, а вот оставшиеся и выключатель - из картона.


Из нескольких глобусов может получиться замечательная каскадная люстра, отличный способ осветить лестничный пролёт.

Потолочная люстра – не только источник света в помещении, но и его достойное украшение. Особенно ценятся изделия собственноручного изготовления. Они подчеркивают вкусовые предпочтения жильцов дома или квартиры, а также их индивидуальность. Конечно, эта работа достаточно сложная и кропотливая, но она интересная и занимательная.

В этой статье представлено несколько подробных инструкций по изготовлению оригинальных люстр своими руками. Каждая из них – простая и понятная, даже ребенок сможет ее повторить в домашних условиях.

Для изготовления потолочных светильников используют различные материалы: бумагу, деревянные шпажки, стеклянные бутылки и банки, ветки из дерева, картон, солому и т. д. Выбор основы зависит от желания домочадцев, а также от интерьера конкретного помещения.

Оригинальная люстра из пластиковых ложек, фото

Пластиковые ложки – самый простой и доступный материал для изготовления потолочной люстры. Они имеют низкую стоимость, разнообразную цветовую гамму и длительный срок службы. Для создания такого изделия потребуется потратить совсем немного времени, сил и финансов.

Материалы и инструменты. Для создания люстры потребуются:

  • пластиковые ложки;
  • клей (для пластика);
  • пустая баклажка от питьевой воды (объем – 5 л);
  • старая ненужная потолочная люстра;
  • острый нож.

Подробная инструкция

  • Подготавливают пластиковую емкость для дальнейшей работы: снимают этикетку, отрезают ее днище, высушивают.
  • Пластиковые ложечки достают из упаковки. Острым ножом аккуратно отрезают ручки, оставляя небольшой выступ (около 2-3 мм) над черпачком.
  • Клеят подготовленные ложки к емкости: на выступ над черпачком обильно наносят клей, прижимают его к пластиковой бутылке (черпачком к материалу). Процедуру повторяют, пока весь периметр бутылки не будет покрыт пластиковыми ложками.

Совет! Чтобы создать подобие абажура, ложки располагают в шахматном порядке, немного надвигая друг на друга.

  • Со старой люстры снимают патрон, помещают его в обклеенную бутылку, фиксируют на каркасном основании.
  • Декоративную чашу делают из пластиковых ложек: черпачки клеят по периметру горловины баклажки.

  • Люстру устанавливают, подключают, проверяют на работоспособность.

Совет. Ложки можно покрасить в любой желаемый цвет, так люстра будет выглядеть еще более необычной и красивой!

Потолочная люстра из ниток своими руками

Нитки – еще один материал, который применяется для изготовления потолочных люстр. Изделия из них получаются очень стильными и изысканными (чаще всего их крепят в гостиных или спальнях).

Материалы и инструменты. В процессе работы потребуется:

  • нитки (для люстры подойдут - джутовые, льняные, капроновые или шнур);
  • клей (мебельный ПВА);
  • ножницы;
  • кисточка для клея;
  • мячик нужного диаметра;
  • электрическая лампочка (экономка или светодиодная);
  • электрический провод;
  • патрон с юбочкой под плафон.

Инструкция для мастера

  1. Для создания люстры потребуется взять мячик нужного диаметра.
  2. На мячике карандашом или ручкой ставят отметку в месте, где будет располагаться патрон с лампочкой.
  3. Край нитки крепят к мячу и наматывают, создавая желаемый рисунок при намотке.
  4. Нитки периодически промазывают клеем ПВА (его нельзя экономить).
  5. Когда мячик будет полностью обмотан, нитки обильно еще раз промазывают клеем.
  6. Готовое изделие подвешивают для быстрого высыхания.
  7. Мяч сдувают, когда материал полностью просохнет. Его аккуратно вынимают через отверстие, чтобы не повредить сделанный плафон.
  8. В шар из ниток вставляют патрон, вкручивают лампочку, присоединяют люстру к электричеству, проверяют ее работоспособность.

Красивая люстра для кухни из стеклянных бутылок

Такой осветительный прибор идеально подойдет для кухни или столовой. Он гармонично будет сочетаться с интерьером этих помещений, придавая ему «изюминку».

Все необходимые материалы можно найти в подвале, на кухне или гараже. Для работы потребуется:

  • несколько светлых стеклянных бутылок от вина (можно заменить красивыми баночками);
  • патрон;
  • лампочка;
  • электрический провод.

Подробная инструкция

  1. С бутылок снимают этикетки.
  2. Аккуратно срезают днище, зашлифовывают края, чтобы не порезать руки.
  3. Через горловинки протягивают электрический кабель, присоединяют патроны и вкручивают лампочки.
  4. Готовую люстру подключают к сети.
  5. Проверяют на работоспособность.

Потолочная люстра из ткани

Тканные люстры дополняют интерьер помещения, придают ему изысканности, уюта и индивидуальности. Изготавливаются они за короткий промежуток времени без особых усилий.

Для работы мастера используют лоскуты ткани одного цвета, а также материал совершенно разных оттенков и фактуры. Готовые потолочные осветительные приборы из ткани крепят на кухне, в коридоре или спальне.

Материалы для работы:

Технология изготовления

Для изготовления такой люстры потребуется потратить совсем немного сил и минимум финансов, так как практически все материалы есть в арсенале домохозяев.

  1. Делают каркасную основу из обручей или пялец (их перекрашивают в нужный цвет, если они не соответствуют выбранной цветовой гамме): скрепляют их между собой при помощи проволоки.
  2. Ткань разрезают на лоскутки или полоски нужного размера и формы.
  3. Крепят их к каркасу при помощи клея (клеевой смесью промазывают ткань, чтобы она лучше прикреплялась к каркасу).
  4. Готовый плафон просушивают на свежем воздухе (до полного застывания клея).
  5. В виде декорирующих элементов используют искусственные цветы, бусины, стразы, изделия из фетра или полимерной глины.
  6. Вставляют и фиксируют патрон с лампочкой.
  7. Готовую люстру подсоединяют к электрической сети, проверяют на работоспособность.

Люстра, сделанная по одной из предложенных инструкций, станет предметом гордости мастера. Она украсит помещение, сделает его неповторимым, красивым и уютным.

Декоративная люстра своими руками: видео

Люстра своими руками: фото









Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.