Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Барельефы современной работы

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»



Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  • Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  • Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  • Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  • Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Инструменты для изготовления барельефов из гипса

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Сушка искусственных цветов в процессе гипсования

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Лепной плафон под люстру

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Обратное литье из гипса

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Мини обратное литье из гипса

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

Низкая лепка из гипса

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Ветки на барельефах из гипса

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Лепка из гипса по каркасу

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.

Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.

1. Введение

2. Материалы и техники, используемые для барельефа 3. Барельеф в современном интерьере 4. Использование барельефа 5. Выбор сюжета 6. Гипсовая лепнина полиуретановая лепнина

Что такое барельеф, очевидно, знают все. Как уточняет всезнающая Википедия, барельеф - это один из видов скульптурного изображения на плоскости. Не следует путать с горельефом. Барельеф представляет собой объёмное изображение, немного выступающее над плоскостью. Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно.

Материалы и техники, используемые для барельефа

Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Используют барельеф как внутри, так и с наружи зданий.

Используют барельеф как внутри, так и с наружи зданий.

Барельеф представляет собой объёмное изображение, немного выступающее над плоскостью. Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Используют барельеф как внутри, так и с наружи зданий. Michail Rybakov

Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции


Барельеф представляет собой объёмное изображение, немного выступающее над плоскостью. Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Michail Rybakov

Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый. "Фрески на стену" Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. В последнее время из всего многообразия техник и методов декора помещений, барельеф стал занимать, несомненно, лидирующие позиции.

В последнее время из всего многообразия техник и методов декора помещений, барельеф стал занимать, несомненно, лидирующие позиции.


Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. В последнее время из всего многообразия техник и методов декора помещений, барельеф стал занимать, несомненно, лидирующие позиции. Michail Rybakov

Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным


Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. Michail Rybakov

Ручной, индивидуальный, авторский барельеф изготовляется с помощью шпаклёвки, полиуретанового клея "Классификация клея" и грунтовки. Литые элементы декора производят из гипса и полиуретана.

Барельеф в современном интерьере

В современном интерьере популярность барельефа объясняется постоянно растущем интересом к незаслуженно забытому классическому интерьеру, где барельеф является неотъемлемым элементом оформления. Но техника барельефных композиций настолько разнообразна, что даёт возможность органично вписать его в практически любой интерьер и под любую стилистику.

Но техника барельефных композиций настолько разнообразна, что даёт возможность органично вписать его в практически любой интерьер и под любую стилистику.


Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. Ручной, индивидуальный, авторский барельеф изготовляется с помощью шпаклёвки, полиуретанового клея Классификация клея и грунтовки. Литые элементы декора производят из гипса и полиуретана. Барельеф в современном интерьере В современном интерьере популярность барельефа объясняется постоянно растущем интересом к незаслуженно забытому классическому интерьеру, где барельеф является неотъемлемым элементом оформления. Но техника барельефных композиций настолько разнообразна, что даёт возможность органично вписать его в практически любой интерьер и под любую стилистику. Michail Rybakov

Барельеф позволяет развить основную тему интерьера, присущую всему дому, усилить или задать нужное направление в одной из комнат, расставить более чёткие акценты. В гостиной с помощью барельефа можно добиться торжественной, парадной обстановки, в спальне создать более интимную атмосферу, в коридорах создать иллюзию движения, динамики. Всё вместе это объединяет, меняет впечатление и создаёт нужное настроение.

Использование барельефа

Очень часто барельеф применяют в отделке каминов. Барельеф гармонично сочетается в ковке, камне, с деревом и различными природными материалами. Очень изысканно смотрятся ниши с барельефом и подсветкой "Стены с нишами и полками из гипсокартона" . В классическом стиле барельефом заполняются арочные проёмы и пространство между потолком и дверными проёмами. На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». . В спальне он прекрасно впишется, особенно если в мебели присутствуют столь модная сейчас ковка.

В спальне он прекрасно впишется, особенно если в мебели присутствуют столь модная сейчас ковка.

Очень изысканно смотрятся ниши с барельефом и подсветкой Стены с нишами и полками из гипсокартона. В классическом стиле барельефом заполняются арочные проёмы и пространство между потолком и дверными проёмами. На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. В спальне он прекрасно впишется, особенно если в мебели присутствуют столь модная сейчас ковка. Michail Rybakov

Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия


Michail Rybakov

Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия


Очень изысканно смотрятся ниши с барельефом и подсветкой Стены с нишами и полками из гипсокартона. В классическом стиле барельефом заполняются арочные проёмы и пространство между потолком и дверными проёмами. На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. Michail Rybakov

Барельеф поможет скрыть изъяны поверхности базовой стены, недостатки превратить в элементы шарма, а уродливые инженерные коммуникации скрыть за изысканными элементами декора. "Шпаклевка стен" Рельефное панно не ограничивается, какими то определёнными рамками. Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку.

Выбор сюжета

Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен. Панорама города, флористические композиции, пейзажи, абстракция, геральдические элементы, все, на что вас с подвигнет дизайнерская мысль, можно воплотить с помощью объёмных изображений.

Панорама города, флористические композиции, пейзажи, абстракция, геральдические элементы, все, на что вас с подвигнет дизайнерская мысль, можно воплотить с помощью объёмных изображений.


На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. Барельеф поможет скрыть изъяны поверхности базовой стены, недостатки превратить в элементы шарма, а уродливые инженерные коммуникации скрыть за изысканными элементами декора Шпаклевка стен Рельефное панно не ограничивается, какими то определёнными рамками. . Панорама города, флористические композиции, пейзажи, абстракция, геральдические элементы, все, на что вас с подвигнет дизайнерская мысль, можно воплотить с помощью объёмных изображений. Michail Rybakov

Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку Выбор сюжета Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен


Michail Rybakov

Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку Выбор сюжета Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен


На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. Барельеф поможет скрыть изъяны поверхности базовой стены, недостатки превратить в элементы шарма, а уродливые инженерные коммуникации скрыть за изысканными элементами декора Шпаклевка стен Рельефное панно не ограничивается, какими то определёнными рамками. Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку Выбор сюжета Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен. Michail Rybakov

На кухне будут уместны символы изобилия, натюрморты с овощами или фруктами. Для детской комнаты лёгкий и воздушный барельеф с изображением, цветов, бабочек, волшебных птиц и сказочных замков будет помогать ребёнку познавать мир в прекрасных красках. Барельеф может быть центральной композицией, а может выступать в роли орнамента, изображая вьющуюся виноградную лозу или же небольшие разбросанные фрагменты. Барельеф может украсить как внутреннее убранство дома, так и его фасад или приусадебные строения.

Гипсовая лепнина

Гипс, как и столетия назад остаётся одним из самых востребованных строительных материалов. Это огнеупорный, экологически чистый, природный материал как нельзя лучше подходит для создания барельефов. Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. . А покрытый высококачественной акриловой краской, барельеф будет надёжно защищён и от осадков и от ультрафиолетовых лучей.

А покрытый высококачественной акриловой краской, барельеф будет надёжно защищён и от осадков и от ультрафиолетовых лучей.

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. А покрытый высококачественной акриловой краской, барельеф будет надёжно защищён и от осадков и от ультрафиолетовых лучей. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

Гипсовому барельефу можно придать вид бронзы, древесины, чугуна, искусственно состарить. С помощью обычной олифы можно добиться правдоподобной имитации старинного мрамора, использование шеллачного лака напомнит терракоту, масляные краски или смесь медного купороса и дистиллированный воды воссоздадут античную бронзу. "Покраска стен водоэмульсионной краской" Перед покраской барельеф из гипса должен хорошо высохнуть. Его тщательно очищают от пыли и грунтуют. В основном используют водоэмульсионные краски для потолка, роспись же выполняют масляными красками.

Полиуретановая лепнина

Всего несколько лет назад на отечественном рынке появилась лепнина из полиуретана, и сразу же оказалась неимоверно востребованной. Элементы дворцового декора стали доступны для оформления жилых помещений и фасадов зданий. Хотя полиуретан был изобретён в России ещё в тридцатых годах прошлого столетия, первыми его стали использовать в Европе. . Он незаменим в интерьере кухни, ванной комнаты.

Он незаменим в интерьере кухни, ванной комнаты.


Полиуретановая лепнина Всего несколько лет назад на отечественном рынке появилась лепнина из полиуретана, и сразу же оказалась неимоверно востребованной. Элементы дворцового декора стали доступны для оформления жилых помещений и фасадов зданий. Хотя полиуретан был изобретён в России ещё в тридцатых годах прошлого столетия, первыми его стали использовать в Европе. Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур. Он незаменим в интерьере кухни, ванной комнаты. Michail Rybakov

Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур


Michail Rybakov

Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур


Полиуретановая лепнина Всего несколько лет назад на отечественном рынке появилась лепнина из полиуретана, и сразу же оказалась неимоверно востребованной. Элементы дворцового декора стали доступны для оформления жилых помещений и фасадов зданий. Хотя полиуретан был изобретён в России ещё в тридцатых годах прошлого столетия, первыми его стали использовать в Европе. Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур. Michail Rybakov

Декоративная лепнина из полиуретана поможет визуально скорректировать пропорции помещения. Расположенные в вертикальной плоскости молдинги и пилястры сделают потолок визуально выше, расположенные горизонтально, они расширят помещение. Чаще всего молдинг используют как разделитель между обоями двух тонов. Полиуретановая лепнина хороша для украшения межкомнатных дверей, выполняя не только функцию декора, но и наличников. Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление. "Клей для камня" Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас. С помощью неё вы не только без проблем сможете украсить интерьер, но и обновить старую мебель, создать с помощью полиуретановых рам и панно, полок и панелей для каминов, пьедесталов и плинтусов неповторимый, не выходящий из моды, уютный интерьер.

С помощью неё вы не только без проблем сможете украсить интерьер, но и обновить старую мебель, создать с помощью полиуретановых рам и панно, полок и панелей для каминов, пьедесталов и плинтусов неповторимый, не выходящий из моды, уютный интерьер.

Расположенные в вертикальной плоскости молдинги и пилястры сделают потолок визуально выше, расположенные горизонтально, они расширят помещение. Чаще всего молдинг используют как разделитель между обоями двух тонов. Полиуретановая лепнина хороша для украшения межкомнатных дверей, выполняя не только функцию декора, но и наличников. Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление Клей для камня Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас. С помощью неё вы не только без проблем сможете украсить интерьер, но и обновить старую мебель, создать с помощью полиуретановых рам и панно, полок и панелей для каминов, пьедесталов и плинтусов неповторимый, не выходящий из моды, уютный интерьер. Michail Rybakov

Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление Клей для камня Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас

Расположенные в вертикальной плоскости молдинги и пилястры сделают потолок визуально выше, расположенные горизонтально, они расширят помещение. Чаще всего молдинг используют как разделитель между обоями двух тонов. Полиуретановая лепнина хороша для украшения межкомнатных дверей, выполняя не только функцию декора, но и наличников. Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление Клей для камня Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас.

Барельефы издревле используются для декорирования разного рода изделий и сооружений. Сегодня же подобные элементы декора нашли применение в самых разнообразных сферах.

Барельеф в интерьере

Применение барельефов дает довольно широкий простор для оформления интерьеров. К примеру, можно создать отдельное панно в виде картины для украшения пустующей стены.


Нередко барельефы применяются для . Барельеф в сочетании с оригинальной подсветкой создает поистине оригинальную картину – благодаря подсветке все выпуклости изображения будут видны еще более отчетливо.

Барельефы отлично подходят для оформления разного рода проемов.

В отличие от еще одного популярного варианта оформления интерьеров – декоративной росписи – барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом.

При отсутствии выделения цветом, объемный рисунок будет проявляться благодаря игре света при грамотно обустроенном искусственном освещении. Таким образом у владельца появляется возможность создавать акценты на элементах декора в конкретно нужное ему время – достаточно лишь включить освещение.


В дополнение к чисто декоративным функциям, барельефы прекрасно справляются и с разного рода функциональными задачами. К примеру, объемное декорирование позволяет нивелировать неровности поверхностей, украсить инженерные коммуникации, зрительно исказить пространство на усмотрение владельца, создать плавные переходы между разными функциональными зонами.

Грамотное сочетание объемного рельефа и декоративной росписи позволяет создавать поистине оригинальные и невероятные эффекты.

Однако, несмотря на множество своих преимуществ, барельеф остается не таким уж и популярным вариантом декорирования помещений. Суть проблемы заключается в высокой стоимости обустройства таких объемных элементов.


Неосведомленные люди нередко допускают ошибку, полагая, что барельеф является сборной конструкцией, отлитой из гипса. В действительности же такое декорирование обустраивается вручную и является по своей сути эксклюзивным. Следовательно, для обустройства красивого барельефного изображения придется приложить немало усилий, но при большом желании со всеми мероприятиями можно справиться самостоятельно.


Общее руководство по созданию барельефа

Для собственноручного создания барельефа можно использовать самые разнообразные материалы: гипс, штукатурку на гипсовой основе, алебастр, глину и пр. Новичкам легче всего работать с гипсом и штукатуркой на его основе.

Первый шаг

Соберите из реек и фанеры ящик с низкими стенками, больше похожий на поднос. По своим габаритным размерам ящик должен соответствовать размерам будущей плиты рельефа – там и будет создаваться барельеф.

Вместо ящика можете использовать другие подручные средства, к примеру, коробку из-под конфет либо же подходящую по размерам рамку, приклеенную к стеклу при помощи клейкой ленты.

Второй шаг

Застелите форму полиэтиленом. Расправьте пленку так, чтобы складки отсутствовали либо же их было как можно меньше.

Третий шаг

В соответствии с инструкцией производителя и залейте его в форму.

Если планируется создание орнамента с высоким рельефом, вставьте в плиту проволоку для дополнительного армирования будущей композиции.

Четвертый шаг

Оставьте залитую смесь на время первичного схватывания. Этот показатель индивидуален для разных материалов, уточняйте в отдельном порядке.

Пятый шаг

Приступайте к созданию барельефа. Сначала вам нужно нанести на плиту контур создаваемого декоративного орнамента, а после начать наращивать объем внутри оформленного контура из вновь приготовленной смеси.

Наращивайте объем послойно, позволяя каждому слою немного затвердеть.

Достаточно удобно – пока материал влажный, от его излишков можно без особых усилий избавиться при помощи ножа, а сам орнамент скорректировать стамеской и резцами для обработки древесины.

Помимо этого, не полностью высохший материал достаточно просто зашкуривается. Выполнить необходимую обработку затвердевшей поверхности гораздо труднее.

В случае если планируется создание углубленного изображения, можете решить задачу двумя методами.

  1. Слой фона наращивается вокруг изображения, в результате чего элементы орнамента оказываются в некотором углублении. В завершение плоскость фона отшлифовывается.
  2. Изображения заглубляются путем выборки некоторого количества материала основы с помощью уже знакомых вам стамески и резцов.

Узнайте, как сделать , а также ознакомьтесь с обзором основных техник, из нашей новой статьи.

Цены на популярные виды штукатурки

Штукатурка

Барельеф на конкретных примерах


Чтобы процесс создания барельефа был более понятным, следует рассмотреть порядок обустройства такого декора на конкретных примерах. Вашему вниманию предлагается два наиболее популярных варианта – «лилии» и «тюльпаны». Освоив порядок их обустройства, вы сможете справиться с созданием декоративных барельефов практически любой сложности.

«Лилии»

Барельеф «Лилия»

Первый шаг. Обеспечьте защиту декорируемого основания, обклеив необходимое пространство малярной лентой.

Второй шаг. Покройте основание шпаклевкой, дайте ей высохнуть и нанесите грунтовку. Лучше всего использовать краску-грунт. Этот состав примечателен тем, что после высыхания входящие в состав смеси песчинки остаются на основании. Благодаря создаваемой шероховатости последующие слои отделки удерживаются максимально прочно. В среднем краска-грунт сохнет в течение 2-3 часов.

Третий шаг. При помощи нанесите на поверхность стартовый слой марсельского воска. Этот материал застывает достаточно быстро, в среднем в течение 3-4 часов при комнатной температуре.


Четвертый шаг. Отогните пленку и прорисуйте детали барельефа. Для этого вам нужно закрепить сверху рабочей поверхности на всю ее длину и ширину прозрачную полиэтиленовую пленку. Нижний край, при этом, фиксировать не нужно – у вас должна остаться возможность свободно его отгибать.


Пятый шаг. Маркером нанесите на полиэтиленовую пленку эскиз будущих «лилий» — стебли, листья, бутоны.



Шестой шаг. После полного завершения эскиза приступайте к нанесению марсельского воска под полиэтиленовой пленкой в соответствии с эскизом. Сначала используйте для работы кельму, а затем мастихин.



Используемый марсельский воск имеет белый цвет. Чтобы создаваемый декор был более заметным, покройте отделку подходящим составом. К примеру, можете использовать воду, слегка окрашенную макловицей. Такого рода составы можно наносить только на подсохшую поверхность.

После подкрашивания вы разу увидите, в каких местах материалу отделки нужно придать очертания стеблей, цветков и т.д.

Ваша задача – сделать запланированный барельеф максимально реалистичным и соответствующим эскизу. На это у вас уйдет очень много времени, поэтому не нужно спешить закончить все как можно быстрее. Работайте аккуратно, продуманно и постепенно.

Барельеф «Лилии» после окончательного декорирования

После придания барельефу необходимой формы, дайте составу застыть и приступайте к нанесению второго слоя декоративной отделки – желаемого цвета.

Приготовьте краску в соответствии с инструкцией производителя. В среднем подобные лакокрасочные составы сохнут 5-8 часов. Конкретное время уточняйте в описании используемой краски.

В завершение вам останется нанести финишный слой отделки – отточенто либо же другой состав с аналогичными свойствами. Вооружившись широкой кистью, нанесите отточенто двойным слоем на весь участок декорируемой стены. Второй слой можно наносить только после высыхания первого. В среднем на это уходит 1-3 часа. Вы должны тщательно прокрасить каждый элемент композиции.

Для придания композиции дополнительной зрительной объемности и выразительности нанесите на отдельные участки барельефа белое отточенто.

«Тюльпаны»

И непосредственно работа по созданию «тюльпанов» выполняется по уже знакомой вам схеме, а именно:


Читайте, практическое руководство для , в нашей новой статье.

Создание барельефа собственными руками является довольно сложным, кропотливым, длительным и требующим ощутимых финансовых затрат мероприятием. Однако при грамотном подходе вы сможете придать интерьеру своего жилья неповторимый вид.

Удачной работы!

Видео – Барельеф на стене своими руками

Объемные изображения на стене смогут стать оригинальным украшением интерьера. В отличие от молдингов (накладных элементов декора), они создаются только вручную. Изготовление качественного барельефа – кропотливая работа, но при большом желании и наличии хотя бы элементарных навыков лепки его можно создать самостоятельно. Начинающие мастера могут воспользоваться трафаретами.

Материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся:
эскиз будущего изображения;
карандаш, маркер;
листы из пластика для создания трафаретов;

Трафарет для барельефа

Малярный скотч;
колер или краски для гипсовых растворов (в случае, если барельеф будет цветным);
малярная кисть;
мастихины: стальные или пластиковые лопатки, используемые для создания текстурных и рельефных изображений;


Мастихины

Гипс, штукатурка, глина, алебастр или иной пластичный материал.


Замешивание гипса

Создание эскиза

Даже если работа будет выполняться с помощью трафаретов, необходимо сделать ее эскиз в натуральную величину, чтобы проверить, как рисунок будет сочетаться с остальным декором помещения. Возможно, его придется подкорректировать – удалить лишнее или, напротив, добавить детали, чтобы закрыть какие-то пустоты. Готовый рисунок переносится на кальку или тонкую пленку .


Перенесение изображения на пленку

Новичкам лучше не использовать слишком объемные изображения с многоступенчатым рельефом. Достаточно оригинально на стене будут смотреться большой цветок или композиция из нескольких цветков, фруктов или ягод, веток с листьями, простейших контуров животных, птиц и пр.


Объемное изображение может состоять из нескольких несложных деталей, перенесенных на стену с помощью трафарета

Подготовка поверхности

Барельеф выполняется на заранее выровненной и оштукатуренной поверхности. Для увеличения сцепления с гипсом или штукатуркой она грунтуется не менее 2 раз . В помещении с повышенной влажностью лучше использовать противогрибковый состав.

Чтобы стена не выглядела идеально ровной, на нее можно нанести основу из акриловой шпаклевки или сатенгипса (тонкозернистого гипса). Для получения рельефной поверхности после нанесения раствора стена обрабатывается валиком или шпателем хаотичными штрихами. Достаточно оригинальный и выпуклый узор можно получить даже с помощью смятой бумаги или пленки.


Получение рельефной поверхности с помощью смятой пленки


Венецианская штукатурка


Создание неровной поверхности с помощью шпателя

Очень оригинально выглядит барельеф с подсветкой . Чтобы не повредить изображение и не засыпать его пылью, светильники для него лучше установить заранее.


Объемное изображение на стене с подсветкой


Барельеф-светильник

Изготовление барельефа

1. Чтобы перенести эскиз на стену, следует закрепить на ней копирку, а затем прикрепить сверху рисунок малярным скотчем. Места приклеивания в дальнейшем аккуратно затираются.

2. Перенести эскиз на стену можно и другим способом. Для этого на нее наносится небольшой слой раствора, прикладывается рисунок, а его контур обводится с помощью мастихина с заостренным концом, спички или зубочистки.

3. Если барельеф будет объемным, в самых толстых местах изображения лучше закрутить саморезы . Они будут выполнять роль арматуры, не давая изображению осыпаться.

4. Материал для трафаретов должен быть достаточно толстым. Причем чем объемней будет барельеф, тем большую толщину должен иметь трафарет. Удалять его следует очень аккуратно, чтобы не повредить изображение. Поврежденный барельеф можно в любой момент подправить.

Совет. Удалить мелкие неровности и огрехи можно после полного подсыхания штукатурки или гипса. Для этого по краям рисунка следует пройтись мелкой наждачкой.

5. Выпуклые изображения можно получить и с помощью крепления на стенах заготовок из картона или кусочков пенопласта с последующим покрытием раствором. Он будет держаться прочней, если заготовки предварительно обработать грунтовкой.


Заготовку для барельефа можно закрепить на саморезах

6. Дополнительную прочность крупным элементам изображения можно придать с помощью обычного или гипсового бинта, смоченного в растворе. Приобрести его можно в любой аптеке.


Гипсовый бинт

7. Штукатурка, гипс или алебастр разводятся водой согласно инструкции. Раствор тщательно перемешивается.

8. Раствор наносится на стену в несколько слоев . Каждый последующий слой следует выполнять после полного высыхания предыдущего.


Нанесение изображения с помощью мастихина

9. Выпуклые детали раскатываются пальцами, а затем прикрепляются на стену, чуть придавливаются и разравниваются.


Барельеф виноград

10. Последний слой изображения лучше делать из финишной (мелкодисперсной) шпаклевки, легко поддающейся шлифовке.

11. Прочерчивание мелких линий и заделку щелей делают по окончании всех работ.

12. Тонкие прожилки на листьях и цветах можно нанести с помощью медицинского шприца.

13. Готовый рисунок покрывается грунтовкой. Такое финишное покрытие не даст штукатурке или гипсу осыпаться.

Совет. Чтобы барельеф не растрескался при высыхании, его следует периодически смачивать влажной кистью.


Оформление входной двери

14. Раскрасить изображение можно самыми разными способами: как с помощью добавления колера для акриловых красок непосредственно в раствор, так и нанесением краски для гипсовых растворов с помощью художественной кисти. Излишки краски снимаются с помощью влажной губки.


Раскраска изображения

Совет. Получить тонкие переходы цветов можно при нанесении краски на еще влажный барельеф.


Готовое изображение

Техника «терра»

Работа в данной технике не требует особых навыков. Следует лишь запастись заранее сухими ветками, травам, цветами или колосьями . Можно также использовать песок, крупу, лапшу, мелкие камушки и пр.

На загрунтованную клеем ПВА стену (его следует развести в пропорции 1: 1) с помощью того же ПВА вдавливается композиция из сухих растений. После полного высыхания состава рисунок покрывается клеем еще несколько раз, а затем обрабатывается акриловой краской или финишной шпаклевкой.

Совет. Если обработать еще не пожелтевшую листву и цветы глицерином, их можно законсервировать. В таком случае на стене можно создавать настоящие цветные картины из трав и листьев. Чтобы они не осыпались, их несколько раз обрабатывают клеем ПВА.


Барельеф из подсолнухов, обработанных глицерином

Оформляя интерьер квартиры или дома, можно сделать барельеф на стене своими руками.

Украшения такого вида с полным основанием называются эксклюзивными, ведь барельеф делает дизайн квартиры или дома просто уникальным, ибо повторить уже сделанную работу даже у автора не всегда получается.

Для человека, который никогда не сталкивался с этим направлением в изобразительном искусстве, очень часто не хватает решимости на создание такой картины.

Однако хорошо известно, что не боги горшки обжигают. Прочитав данный материал, вы узнаете, как можно выполнить барельеф на стене самостоятельно.

И барельефы в своих квартирах лепят не только профессиональные скульпторы и художники.

Дизайн своего жилища начинающий мастер все чаще выполняет собственными руками. В том числе и барельефы на стенах.

Основные понятия

Украшению своего жилища, и в первую очередь стен, люди во все времена отдавали много сил и финансовых ресурсов. Выбирали из картин классиков и авангардистов наиболее популярные и дефицитные.

Барельеф, как техника получения объемных изображений на стене, с недавних пор стал набирать популярность. Его можно нанести на отдельный планшет и закрепить на определенном месте.

Более масштабные композиции вылепливаются непосредственно на всей стене. На барельефе чаще всего изображают цветы, деревья, птиц, животных и сюжетные картины.

Для того чтобы создать барельеф своими руками, можно пройти мастер класс и воспользоваться специальными приемами и техниками.

Подготовительный этап

Даже самая простая гипсовая лепнина придает помещению элегантный и торжественный вид.

Разрабатывая дизайн любой квартиры или дома, от кухни до спальной комнаты, можно использовать рельефные изображения.

Барельефы гармонично вписываются в интерьеры любого стиля, от модерна до фьюжен.

Для создания таких картин нужно только желание, аккуратность и настойчивость.

Перед началом любого серьезного дела необходимо должным образом подготовиться, посмотреть мастер класс или посоветоваться с соседями.

Практика показывает, что вначале выбирается стена или стены, на которые будет наноситься барельеф.

Очень важно оценить, как будет освещаться картина, естественным светом или с помощью электрических ламп.

Следующий шаг – среди обилия картин нужно выбрать ту, которая будет лепиться в конкретном месте на стене. Такие решения требуют времени на обдумывание и выбор конкретного варианта.

Приниматься за жанровую картину с изображениями диких животных и отважных охотников человеку, который в первый раз намерен слепить барельеф своими руками, не рекомендуется.

Наиболее подходящими в этом случае будут изображения цветов, листьев и плодов.

Полезно будет посмотреть простейший мастер класс от специалиста, который профессионально занимается лепкой барельефов для стен.

Изображение желательно выбирать не сложное, но и не примитивное. В исходном состоянии оно должно радовать глаз.

Для этого нужно собрать минимальный комплект инструментов, который применяется в этом случае:

  • кельма;
  • кисть плоская;
  • мастихин;
  • макловица;
  • малярная лента;
  • перчатки резиновые;
  • пленка прозрачная плотная.

Потребуется и отделочный материал, который используется при выравнивании стен. Создание барельефа выполняется в несколько приемов.

На каждом шаге требуются специальные грунтовки и пластические материалы.

Последовательность действий

Для того чтобы слепить на стене барельеф своими руками, можно использовать самый разный материал. Наиболее распространенными считаются алебастр, глина, гипс, штукатурка на гипсовой основе.

Просматривая мастер класс по созданию барельефа, нужно выбрать для себя наиболее подходящую фактуру.

Имеет смысл создать барельеф на отдельном планшете. Для этого подойдет гипсокартон или ДВП. Уже готовую картину нужно закрепить на том месте, где она будет служить украшением.

Шаг №1 – подготовка изображения

Из числа предварительно выбранных картин нужно взять наиболее четко прорисованную.

Контур листа или цветка нужно перенести на бумагу. Затем сверху накладывается прозрачная пленка.

И уже сверху на нее переносится изображение.

Контур можно обводить карандашом или гелиевой ручкой, так чтобы он не стерся.

Шаг №2 – подготовка основы

Основа для барельефа готовится из акриловой шпатлевки или «марсельского воска».

На плиту из гипсокартона шпателем наносится слой шпатлевки и выравнивается.

Через 15-20 минут, после того как материал немного затвердеет, надо перенести изображение на основу.

Для этого трафарет из пленки кладется на основу и контур рисунка обводится твердым карандашом.

На зашпаклеванной поверхности остается рельефное изображение листа или цветка.

Шаг №3 – формирование рисунка

Этот этап можно назвать самым продолжительным и ответственным.

Мастер, который занимается лепкой из пластилина или глины, быстро справится с этим делом. Человеку, который не имеет такого опыта, придется потрудиться.

Суть процесса сводится к тому, чтобы придать объем нарисованным листьям или цветам.

Объемная композиция на создается в несколько приемов. Шпатлевка наносится на определенные участки рисунка не сразу, а постепенно, слой за слоем.

Материал, из которого лепится объемная фигура, должен быть пластичным и затвердевать не сразу.

Подготовить шпатлевку такой консистенции нужно заранее.

Шаг №4 – окраска и крепление барельефа

Когда барельеф на стене своими руками окончательно вылеплен, его необходимо просушить.

После этого все острые края и торчащие углы зачищаются мелкой наждачной бумагой.

На этом этапе главное не переусердствовать и не соскрести лишнего.

В конце, чтобы барельеф на стенке принял завершенный вид, его поверхность грунтуется и окрашивается.

Чаще всего объемную картину окрашивают водоэмульсионной краской.

Гипсовые барельефы

Гипс — это такой материал, с которым любят работать и профессионалы, и начинающие художники.

Достаточно просмотреть мастер класс с общими рекомендациями по обращению с ним и можно будет легко добиться результата. Гипс смешивается с клеем ПВА.

Эта смесь похожа на пластилин для лепки отдельных элементов картины. Для того чтобы получить объемное изображение листа или цветка, можно просто купить соответствующую форму в магазине.

В нее нужно залить смесь гипса с клеем и дождаться, когда она затвердеет. Когда смесь затвердеет, осторожно извлечь из формы полученный элемент и закрепить его на стене в нужном месте композиции.

В дизайн интерьера гармонично вписываются барельефы для стен, изготовленные с использованием искусственных цветов. Ткань, бумага или пластик — вот материал, который служит для изготовления цветов.

В емкости типа корытца разводится алебастр или смесь штукатурки и клея ПВА. Консистенция раствора должна быть, как у сметаны или йогурта.

Цветок из ткани или пластика нужно несколько раз окунуть в раствор. Важно следить, чтобы не образовывалось потеков, которые быстро затвердевают.

После каждого окунания выдерживается пауза, в течение которой раствор слегка затвердевает. Когда фактура цветка приобретет равномерную насыщенность процедуру можно завершить.

После того как цветы окончательно затвердели, их нужно закрепить на панно с помощью густого алебастра. Из отдельных фрагментов составляется композиция во всю стену.

Завершая мастер класс по изготовлению барельефа на стене своими руками надо отметить, что ничего сложного в этой технологии нет.

В этом контексте следует подчеркнуть, что барельефы на стене – это один из видов отделки.

Насыщенные композиции, претендующие на эстетическую ценность, желательно делать под контролем художника или специалиста по оформлению.

Простые рисунки для стен одинаково хорошо получаются и у мастеров, и у старательных и целеустремленных новичков.

Прочитав материал, вы узнали, как выполнить барельеф, и теперь можете удивить родственников и знакомых удивительной техникой.