ДАННАЯ ТЕХНИКА ТРЕБУЕТ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ РИСОВАНИЯ В PHOTOSHOP

Как рисовать, используя Корректирующие Слои (Adjustment Layers) в Photoshop. Это относительно полезный способ рисования, который я открыл для себя, когда работал над картиной «Прибывающий» (Now Arriving) – звездой этого урока.

Вам потребуются графический планшет и навыки цифрового рисования

ЧТО ТАКОЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ СЛОИ (ADJUSTMENT LAYERS)?

Корректирующие слои помогают редактировать ваши изображения в Photoshop без непосредственного изменения пикселей, находящихся в них. Этот метод также называется «неразрушительное редактирование», и хоть и задумано оно для коррекции фотографий, его можно также использовать для быстрых зарисовок сцены.

Корректирующие слои можно найти на панели Коррекция (Adjustments) в версии CS4, или через кнопку

на панели слоев в версии Photoshop CS3.

КАКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?

Когда вы выбираете коррекцию, которую хотите применить, она вставляется как отдельный слой поверх файла, над которым работаете. Корректирующие слои оборудованы маской слоя (Layer Mask).

На примере выше я добавил к своему изображению слой Фото Фильтр (Photo Filter). Обратите внимание, что корректирующий слой имеет несколько разных компонентов, отличных от обычного слоя. Двойным кликом по иконке Настроек (Settings) можно изменить настройки той корректировки, которую вы выбрали.

В случае с Фото Фильтром (Photo Filter) я изначально сделал сцену холодной, но затем мне захотелось наоборот утеплить ее. Для этого мне нужно было всего лишь кликнуть два раза по иконке, чтобы изменить настройки с Холодного (Cooler) на Теплый (Warmer)!

Эта техника превосходит обычный корректирующий фильтр из меню Изображение (Image), потому что слой никогда физически не влияет на пиксели. Если мне захочется посмотреть, как выглядит изображение без каких-либо корректировок, я просто прячу или удаляю корректирующие слои. Все проще простого!

Белый чистый значок справа от иконки коррекции – это Маска Слоя (Layer Mask). Кликнув по этому значку, вы получите возможность выбирать области, где эффекты Маски Слоя (Layer Mask) должны быть применены. Таким образом, вы можете оставить некоторые участки вашего рисунка нетронутыми, или применить к этим участкам другой корректирующий слой.

На Маске Слоя (Layer Mask) можно рисовать только оттенками серого. По умолчанию, Маска Слоя (Layer Mask) белая, что означает, что она «включена» по всему периметру изображения. Рисование черным цветом будет «выключать» области, которые вы закрашиваете кистью, тем самым открывая оригинальный рисунок. И наоборот, чем светлее оттенок серого, которым вы рисуете, тем сильнее будет эффект корректирующего слоя, пока вы полностью не «включите» белый.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТО В РИСОВАНИИ?

Помимо придания вашему изображению определенной пост-обработки, без потери оригинала, корректирующие слои могут быть очень полезны в непосредственном создании деталей в ваших цифровых работах. Представьте себе, что вы рисуете тени в сцене, где вы фактически не волнуетесь о том, правильно или нет подобраны цвета, поверх которых вы рисуете? Корректирующие слои дают вам возможность рисовать именно так, экономя огромное количество времени в процессе.

Здесь вы видите завершенный вариант штрихового рисунка одного из моих последних рисунков. Для этого урока я постараюсь показать вам весь процесс раскрашивания этого рисунка, начиная с создания корректирующего слоя Фото Фильтр (Photo Filter).

Я хочу, чтобы рисунок был холодным, поэтому я выбираю очень насыщенный Голубой (Cyan) цвет фильтра с максимальной Плотностью (Density). Я убрал галочку с функции «Сохранить Свечение» (Preserve Luminosity), чтобы все белое было залито цветом.

Теперь я собираюсь использовать Маску Слоя (Layer Mask) на Фото Фильтре (Photo Filter), чтобы прорисовать источник света в этой сцене. Так как маска включена, мне придется рисовать черным цветом, чтобы позволить белому фону проявиться.

Я начинаю рисовать на Маске Слоя (Layer Mask), быстро накладывая свет, который уже был готов в моей голове. Я прокрашиваю те области, куда падает свет, тогда как все остальное остается в тени.

Я продолжаю прорисовывать всю сцену, пока не получится это…

Теперь весь рисунок прорисован. Это дает мне очень четкое ощущение того, какие цвета использовать вначале. Так как это было нарисовано на корректирующем слое, этот первый шаг будет очень ценным. Теперь можно взять на себя смелость и поиграть с настройками фото Фильтра (Photo Filter) и посмотреть, может мне понравится что-то другое.

Но я решаю оставить все, как в оригинальном голубом варианте, потому что мне хотелось создать ощущение холода.

Теперь, когда мои тени прорисованы базовым цветом, почему бы мне также не поработать над освещением?

Для этого я собираюсь создать дубликат слоя с Фото Фильтром (Photo Filter) так, чтобы получить два таких фильтра. Затем я выбираю Маску Слоя (Layer Mask) дубликата и нажимаю сочетание клавиш Cmd+I (Ctrl+I, если вы используете Windows), чтобы инвертировать маску. Этой инверсией мы добьемся того, что весь рисунок снова станет однотонным, без каких-либо красок, но это только временно.

Я собираюсь отредактировать настройки продублированного Фото Фильтра (Photo Filter) и посмотреть, как будет смотреться теплый внешний свет…

Да, выглядит отлично! Но… Мне кажется, свет получился слишком интенсивным. Ощущение света снаружи потерялось. Уменьшение насыщенности Фото Фильтра (Photo Filter) не сработало бы, потому что это лишь уменьшило бы насыщенность теплого света… Поэтому я собираюсь включить функцию «Сохранить Свечение» (Preserve Luminosity) для этого Фото Фильтра (Photo Filter), чтобы позволить белому цвету проступить и вернуть свет в рисунок.

Теперь получилось то, что мне было нужно! Без каких-либо дополнительных действий по рисованию, я сделал свет теплым, тогда как тени остались холодными! И наоборот, тени снаружи получились теплее, потому что они рисовались с меньшей насыщенностью, чем внутренняя обстановка. Теплый фильтр проявляется на рисунке больше, тем самым устанавливая, что температура снаружи теплее, чем внутри вагона.

Теперь, Фото Фильтры не могут к этому рисунку применять любые действия. Они не могут придать достаточной темноты тем областям, которые мне нужны. Поэтому я собираюсь добавить новый корректирующий слой, чтобы добиться желаемой темноты в определенных областях.

Я добавляю Корректирующий Слой (Adjustment Layer) «Засветка» (Exposure) и настраиваю ползунки Засветки (Exposure), Сдвига (Offset) и Гаммы (Gamma) до тех пор, пока не получу очень высокий контраст, темный вариант картинки.

Выглядит, конечно, страшновато, но помните, что данный эффект настолько силен, насколько этого позволяет Маска Слоя (Layer Mask). Я хотел убедиться, что мог бы достичь достаточно темного в любой заданной области. Поэтому, точно так же, как я рисовал тени на первом Фото Фильтре (Photo Filter), я собираюсь использовать Маску Слоя (Layer Mask) фильтра Засветка (Exposure), чтобы рисовать на темных зонах.

Для детализации более мелких областей, как в данном случае, неплохо будет сначала инвертировать Маску Слоя, чтобы можно было рисовать Белым по черному.

Так уже выглядит реалистичнее. Используя несколько оттенков серого здесь на Маске Слоя, я мог контролировать степень темноты в определенных зонах рисунка. Здесь видно, как я оставил области с внутренней стороны рамки двери и нижнюю часть сумки на колесиках более темной.

На данный момент пришло время подумать о добавлении базовых цветов, с которыми эти корректирующие слои будут взаимодействовать. Сейчас лучше всего отключить все корректирующие слои, чтобы можно было сосредоточиться только на раскрашивании.

На новом чистом слое под всеми корректирующими слоями и штриховым рисунком, я собираюсь заливать картинку простыми базовыми цветами.

Обратите внимание, что на рисунке присутствуют ТОЛЬКО базовые цвета. Нет даже намека на оттенки или свет. 100%-но чистые цвета основного набора.

Теперь, когда базовые цвета наложены, можно заново включить все корректирующие слои.

Вот, уже на что-то похоже! Корректирующие слои взаимодействуют с базовыми цветами точно так, как они и должны действовать!

На этом корректирующие слои сделали свое дело. Все, что осталось сделать – это добавить некоторые детали на заднем фоне, так что я собираюсь их дорисовать на отдельном слое под слоем с базовыми цветами.

Нарисовать фон было очень просто, он находился за базовыми цветами.

Но… нету ощущения гармонии, как будто что-то не так. Небо должно бы быть голубым, а не оранжевым! Иногда вам придется редактировать корректирующий слой, который действует не так, как должно было бы. В таком случае, Фото Фильтр (Photo Filter), который мы до этого продублировали, чтобы добавить теплого света, оказывается виновником в данной ситуации. Здесь корректирующие слои представлены во всей красе! Мы можем БЕЗ ПРОБЛЕМ отредактировать слой с Фото Фильтром (Photo Filter) и уменьшить его яркость, и даже удалить области, покрывающие небо, чтобы оно оставалось голубым.

Я собираюсь сделать Фото Фильтр (Photo Filter) менее насыщенным, и стереть области, где небо просматривается на его Маске Слоя (Layer Mask).

После этих изменений картинка выглядит уже почти готовой для печати! Но есть еще один корректирующий слой, который бы я добавил, чтобы на 100% убедиться в том¸ что результат действительно идеален…

Поверх всех слоев я добавляю корректирующий слой Баланс Цвета (Color Balance). Баланс Цвета позволит мне провести финальные штрихи по температуре рисунка и красок на рисунке. Почти над всеми рисунками было бы не лишним поработать с Балансом Цвета. Иногда результат может оказаться намного лучше, чем было. А иногда он и вовсе будет не нужен.

Вот и все! Я решил еще немного изменить цвета и температуру, чтобы добиться того результата, которого я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотел увидеть. [Увеличение уровня Красного (Red) помогло лучше подобрать оттенок кожи, а Желтый (Yellow) немного разбавил насыщенность голубого.]

Теперь рисунок, можно с уверенностью сказать, готов к печати, и что еще лучше, я могу легко и быстро отредактировать любой из корректирующих слоев в будущем, если оно мне понадобится.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ И ХИТРОСТЕЙ

Существует куча корректирующих слоев и каждый из них обладает определенными, только им свойственными, эффектами, которые, так или иначе, помогают вашему рисунку. Хитрость здесь заключается в том, чтобы все их перепробовать и находить их самые сильные стороны, которые в дальнейшем можно будет использовать в своих работах. Этот урок – только начало, если вы задумались о том, как все эти особые слои могут так много сделать для вас.

И наоборот, нужно помнить, что Корректирующие Слои не могут делать за вас абсолютно все. Всегда найдутся вещи, которые нужно будет нарисовать самому. Полностью полагаться на корректирующие слои не стоит, они не для этого созданы. Самое важное здесь это то, что Корректирующие Слои выступают, как ПОМОЩНИКИ, продвигающие вас к желанному результату.

Вполне можно использовать корректирующие слои для достижения приличного уровня финального рисунка, затем просто дорисовывать детали и предметы на новых слоях поверх предыдущих.

При рисовании, можно отметить одну из самых важных характеристик Маски Слоя (Layer Mask) – Пипетка (Eyedropper) «слушается» только оттенков серого на маске. Можно, например, рисовать тени, и волноваться ТОЛЬКО о том, чтобы подбирать пипеткой насыщенность теней. Пипетка будет просто игнорировать все остальное, и будет работать только на маске слоя, которую вы редактируете.

Маски Слоя могут быть применены к любому слою, а не только к Корректирующим Слоям. Хотите что-то удалить, но не знаете, захотите ли вы потом возвращать это обратно? Просто примените Маску Слоя и сделайте область невидимой путем рисования черным по маске! Таким образом, то, что вы удалили, никогда не будет потеряно – а просто спрятано! Зарисуйте маску белым цветом, и все вернется обратно, когда вам этого захочется.

Чтобы появилась Маска Слоя, нужно просто выделить нужный слой и кликнуть по кнопке (прямоугольник с овалом внутри), которая находится в нижней части панели Слоев (Layers). А дальше вы знаете, что делать!

Маски Слоев (Layer Masks) можно извлечь и скопировать на другие маски слоев, поэтому не стоит беспокоиться, что то, что вырисуете, будет заблокировано на этом корректирующем слое навсегда. Чтобы перенести то, что вы нарисовали на маске слоя, на собственно сам слой, просто выделите все, скопируйте и вставьте маску слоя. Он будет выглядеть как черно-белый рисунок поверх вашего рисунка.

Чтобы вставить оттенки на новую чистую маску слоя с другой маски слоя или с чего-то, что вы нарисовали до этого, выберите Маску Слоя, на которую вы хотите переносить рисунок, и откройте панель Каналов (Channels). В вашем списке появится дополнительный канал, который представляет собой Альфу (Alpha) маски слоя [или прозрачность]. Выберите этот канал и сделайте его видимым, затем просто вставьте то, что хотели, на этот канал. Если спрятать канал, вы увидите маску слоя, содержащую в себе то, что вы только что вставили на нее, и получите тот результат, которого хотели таким способом добиться.

На этом урок заканчивается! Надеюсь, эта информация окажется для вас полезной.

ВАШ ПОТЕНЦИАЛ И ВАШИ РАБОТЫ НАСТОЛЬКО ОГРАНИЧЕНЫ, НАСКОЛЬКО ВЫ САМИ СЕБЯ ОГРАНИЧИВАЕТЕ. НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАВАЙТЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ!

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

«Ничто не лучше проверенного и правильного метода. ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ ДОСТИГАЮТ ИДЕАЛА, и я делаю, что могу, чтобы помочь себе в этом» (с) Мэтт Ласковски.

Фотошоп, как редактор изображений, позволяет нам не только вносить изменения в уже готовые картинки, но и создавать собственные композиции. К данному процессу можно также отнести и простое раскрашивание контуров, как в детских книжках-раскрасках.

Сегодня поговорим о том, как настроить программу, какие инструменты и с какими параметрами используются для раскрашивания, а также немного попрактикуемся.

Для работы нам потребуется особая рабочая среда, несколько полезных инструментов и желание научиться чему-нибудь новому.

Рабочая среда

Рабочая среда (ее еще довольно часто называют «Рабочим пространством») представляет собой определенный набор инструментов и окон, которые определяют специфику работы. К примеру, для обработки фото подойдет один набор инструментов, а для создания анимации – другой.

По умолчанию программа содержит некоторое количество готовых рабочих сред, переключиться между которыми можно в правом верхнем углу интерфейса. Как не сложно догадаться, нам нужен набор под названием «Рисование» .

«Из коробки» среда выглядит следующим образом:

Все панели можно перемещать в любое удобное место,

закрывать (удалять), кликнув правой кнопкой мыши, и выбрав пункт «Закрыть» ,

добавлять новые, воспользовавшись меню «Окно» .

Сами панели и их расположение выбираются индивидуально. Давайте добавим окно настройки цветов – нам довольно часто придется к нему обращаться.

Для удобства расположим панели следующим образом:

Рабочее пространство для раскрашивания готово, переходим к инструментам.

Кисть, карандаш и ластик

Это основные инструменты рисования в Фотошопе.

Палец и микс-кисть

Оба этих инструмента предназначены для «размазывания» нарисованных элементов.

Инструмент «растягивает» созданный другими приспособлениями контент. Работает одинаково хорошо и на прозрачном, и на залитом цветом фоне.

2. Микс-кисть.

Микс-кисть — особый вид кисти, который смешивает цвета находящихся рядом объектов. Последние могут быть расположены как на одном, так и на разных слоях. Подходит для быстрого сглаживания четких границ. Не очень хорошо работает на чистых цветах.

Перо и инструменты выделения

При помощи всех этих инструментов создаются области, ограничивающие заливку (окраску). Ими необходимо пользоваться, так как это позволяет аккуратнее раскрашивать участки на картинке.

Заливка и градиент

Цвета и образцы

Основной цвет так называется потому, что именно им рисуют инструменты «Кисть», «Заливка» и «Карандаш» . Кроме того, данный цвет автоматически присваивается первой контрольной точке при создании градиента.

Фоновый цвет бывает особенно важен при применении некоторых фильтров. Этот цвет также имеет конечная точка градиента.

Дефолтные цвета — соответственно, черный и белый. Сброс осуществляется нажатием клавиши D , а смена основного на фоновый – клавиши X .

Настройка цвета производится двумя способами:


Стили

Стили позволяют применять различные эффекты к элементам, содержащимся на слое. Это может быть обводка, тень, свечение, наложение цветов и градиентов.

Окно настройки двойным кликом по соответствующему слою.

Примеры использования стилей:

Слои

Каждый участок, подлежащий раскрашиванию, в том числе и контур, необходимо помещать на новый слой. Это делается для удобства последующей обработки.

Пример подобной работы:

Практика

Работа по раскрашиванию начинается с поиска контура. Для урока было подготовлено вот такое черно-белое изображение:

Изначально оно было расположено на белом фоне, который был удален.

Как видим, на картинке имеются несколько областей, некоторые из которых должны иметь одинаковый цвет.

  1. Активируем инструмент «Волшебная палочка» и кликаем по рукоятке гаечного ключа.

  2. Зажимаем SHIFT и выделяем участок рукояти по другую сторону отвертки.

  3. Создаем новый слой.

  4. Настраиваем цвет раскрашивания.

  5. Выбираем инструмент «Заливка» и кликаем по любому выделенному участку.

  6. Удаляем выделение при помощи горячих клавиш CTRL+D и продолжаем работать с остальными участками контура по указанному выше алгоритму. Обратите внимание, что выделение области производится на исходном слое, а заливка – на новом.

  7. Поработаем над рукояткой отвертки при помощи стилей. Вызываем окно настроек, и первым делом добавляем внутреннюю тень со следующими параметрами:

    Следующий стиль – внутреннее свечение. Настройки такие:


    Последним будет наложение градиента.


  8. Добавим бликов к металлическим частям. Для этого выберем инструмент «Прямолинейное лассо» и создадим на стержне отвертки (на новом слое) вот такое выделение:

  9. Заливаем блик белым цветом.

  10. Таким же способом рисуем на этом же слое и другие блики, после чего снижаем непрозрачность до 80% .

На этом урок по раскрашиванию в Фотошопе завершен. При желании к нашей композиции можно добавить теней. Это будет Вашим домашним заданием.

Данная статья может считаться основой для углубленного изучения инструментов и настроек Фотошопа. Внимательно изучите уроки, которые находятся по ссылкам, приведенным выше, и многие принципы и законы Фотошопа станут для Вас ясны.

Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру.

Граттаж - что это?

Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина - «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе "царапать"). Граттаж - это по своей сути вид гравюры. Правда, на этот счет мнения различных художников расходятся. Если принимать за гравюру любое изображение, полученное путем нанесения штрихов без наличия краски, то граттаж - типичная гравюра. Как, впрочем, и любой рисунок карандашом.

Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность (такую как дерево или металл), то рисование в технике граттаж - это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.

Этапы создания шедевра в технике граттаж. Шаг первый - как выбрать основу гравюры

Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее у художника есть несколько вариантов.

Вариант первый - оставить бумагу просто белой.

Вариант второй - сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.

Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен.

Вариант четвертый - в качестве основы можно взять цветной картон.

Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.

Шаг второй - нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый - втереть в основу

Вариант второй - натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий - зажечь (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Шаг третий - придаем цвет

На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой.

Другой вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате. Такой вид гравюры будет менее долговечен, да и в процессе работы гуашь смазывается и пачкает все вокруг.

И наконец, третий вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение Правда, и здесь есть тонкости - как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожными. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.

Шаг четвертый - волшебство появления гравюры

На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. Кстати, наиболее простой вариант - шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить! Конечно, профессиональные художники, для которых техника рисования граттаж не является новинкой, используют специальные резцы (резаки), но любителям и новичкам будет достаточно и перечисленных подручных средств. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

Кстати, есть и вариант обратной техники граттаж - процарапывание темного картона, который сверху покрыт светлой краской.

Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).

Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.

А если вы хотите узнать, что такое граттаж и попробовать перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала, знайте, что сделать это очень просто. Переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.

Тема: Родник и его образование.

Тип урока

Комбинированный.

Цель: Сформировать у учащихся понятие о роднике.

Задачи

Образовательные:


  • дать учащимся представления о том, как образуются родники.
Коррекционно-развивающие:

  • корригировать логическое мышление учащихся через выполнение упражнений в установлении причинно-следственных связей

  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся.
Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность и самостоятельность.
Оборудование

Мультимедиооборудование, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

^ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Проверка готовности к уроку, проверка посадки, сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания:

На предыдущих уроках мы познакомились с водоемами суши. Давайте повторим, какие водоемы есть на суше.

^ Работа по карточкам:

Задание: выбери правильный ответ, подчеркни его. (приложение)

Задание: подпиши, в какой колонке говориться о вреде водохранилищ, а в какой - о пользе (приложение)

Как мы знаем водоемы бывают искусственные и естественные.

^ Работа у доски: Подчеркни названия искусственных водоемов.

На доске написаны названия водоемов: ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОЗЕРО, БОЛОТО

Остальной класс работает с учителем:

1.Кем создаются естественные водоемы? (Естественные водоемы создает природа)

2.Назовите естественные водоемы суши

А теперь послушаем ________________, который работал по карточке.

3.Где чаще всего образуются озера.

4.Покажи на рисунке проточное озеро

5.Покажи на рисунке бессточное озеро

6.Для чего люди используют пруды?

7.Расскажи о наносимым вреде при постройки водохранилищ.

8.Расскажи о пользе водохранилищ

^ АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как родник. Тема сегодняшнего урока «Родник и его образование»

^ Работа в тетради: Откройте тетради, запишите число, Классная работа, тему урока Родник и его образование.

В ходе урока мы должны найти ответ на вопрос:

^ Как образуется родник? (написан на доске)

А помогут ответить на этот вопрос, знания, полученные вами на уроке биологии и природоведения.

Давайте вспомним, откуда на Земле берется вода?

^ У: выпадают в виде осадков

А какие осадки вы знаете?

У: дождь, снег, град, роса и т.д.

Итак: Весной тает снег, летом идут дожди. Что происходит с водой выпавшей на землю?

^ У: появляются лужи и ручьи, стекает в реки.

Что происходит с водой под действием солнца?

У: испаряется

Как мы сказали часть воды стекает в реки, часть воды испаряется, другая же ее часть впитывается в почву.

Что растет на поверхности почвы? (растения). Растениям нужна вода? А откуда они ее берут?

Итак, в почве, воду всасывают корни растений.

^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Но что, же происходит с большей частью воды, которая просачивается в почву?

Чтобы ответить на этот вопрос внимательно посмотрим на экран.

Слайд : Вода выпала на землю в виде дождя. Что будет происходить с водой?

Большая ее часть просочилась через слой почвы и встретила на своем пути слой песка (вспомните, а может ли песок пропускать воду?)

Правильно песок пропускает воду поэтому слои почвы и песка называют водопроницаемыми породами

Через слой песка вода доходит до слоя глины или каменных пород.

Вспомните, из курса биологии, пропускают ли глина и твердые каменные породы воду?

У: нет

Правильно. Поэтому слои глины и твердые каменные породы называют водоупорными , то есть не пропускающими воду.

Вода скапливается над этими слоями. Но может ли вода скапливаться здесь до бесконечности?

У: нет

Совершенно верно, вода начинает медленно стекать в ту сторону, куда породы наклонены. Вода под землей течет до тех пор, пока не дойдет до выхода этих слоев на поверхность. Это родник, источник, ключ.

Слайд: с определением Никита А. что такое родник? (читает)

Работа в тетради: запишите определение родника.

РОДНИК – это место, где подземная вода выходит на поверхность земли.

ФИЗМИНУТКА

Давайте еще раз посмотрим, как происходит образование родника на опыте:

На столе в сосуде я создала небольшой участок земли. Нижний слой состоит из глин, выше расположен слой песка и самый верхний это почва. Из слоя песка и глины выведены трубочки, которые помогут увидеть нам процесс образования родника.

Как вы предполагаете, из какого слоя начнет выходить вода? (Слоя почвы, песка или глины?)

ОПЫТ: Начнем проводить опыт: на землю из облака выпали осадки (налить воду).

Правильно ли было наше предположение?

Какой слой остановил воду?

^ У: слой глины.

А как называют породы, которые не пропускают воду?

У: водоупорные

Как называется место, где выходит подземная вода на поверхность?

У:родник

Поднимите руку те, кто когда-нибудь видел родник.

Как вы можете описать родниковую воду?

Вода в роднике чистая, прозрачная, холодная. Как вы думаете почему?

^ Выслушать ответы

От чего нагревается вода на поверхности земли: в лужах, реках, озерах т д.

У: от солнца

А может ли солнце нагреть воду, которая бежит под землей?

^ У: нет, солнце нагреть ее не может

Вывод: поэтому вода холодная.

Через какие слои вода проходит, перед тем, как выйти на поверхность?

У: через почву и песок

А что, произойдет с грязной водой, которую пропустить через песок.

^ У: Она очищается.

Вывод: поэтому вода чистая.

Холодная чистая вода выходит из земли на поверхность. Она вырывает для себя углубление. Вода из ручья дает начало ручью .

^ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, обратите внимание на то, как описывается в стихотворении родниковая вода.

Стихотворение: Родник

Ивана Бунина

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный :

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Как Бунин описал в своем стихотворении воду в роднике?

Слайд : А теперь давайте еще раз рассмотрим на рисунке как образуется родник.

Расскажите по рисунку, через какие слои вода проходит?

Какие слои задерживают воду

На экране покажите, в каком месте вода выходит на поверхность земли

Показать родник на рисунке

Покажи на рисунке начало ручья

Слайд: К акой слой является водоупорным? Выбери на экране правильный ответ

^ Игра: «Найди ошибку»

На магнитной доске прикреплены карточки, которыми можно описать воду, но все ли они подходят для описания родниковой воды?

Ваша задача подойти к доске и снять карточку, которая не подходит для описания родниковой воды. Каждый снимает, только одну карточку.

^ МУТНАЯ, ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ГРЯЗНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ГОРЯЧАЯ, ВКУСНАЯ.

На доске должно остаться: ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ВКУСНАЯ.

Игра:

У каждого из вас, в конверте лежать карточки. Задание расположить карточки в той последовательности, которая необходима для образования родника.

А теперь давайте проверим себя. Одного ученика вызвать к доске он размещает карточки на магнитной доске.

На магнитной доске 4 карточки с изображением: почвы, песка, глины, воды (расположенные не по порядку: глина, песок, вода, почва, камни). Возникнет ли при таком расположении пород родник?

^ ОБЪЯСНЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Стр.56-57 отвечать на вопросы 1;2,3,4

Зарисовать в тетрадях схему образования родника. Раскрасить водопроницаемые слои коричневым карандашом, водоупорные слои красным карандашом.

^ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вопросы учителя:


  • Какую тему изучали на уроке?

  • Через какие слои проходит вода при образовании родника?

  • Как образуются родники?
Выставление оценок

Приложение:

^ ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОЗЕРО, БОЛОТО

Самостоятельная работа:

У каждого ученика и на магнитной доске, карточки с определением последовательности образования родника. Задание: разложить карточки по порядку

Одного из учеников вызвать к доске он размещает карточки в правильной последовательности на магнитной доске. Остальные занимаются самопроверкой.

А в заключение послушайте рассказ:

Три путника встретились у одного родника.

Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:

Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».

Второй путник был бедным мудрец; он, качая головой, сказал:

Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов помочь всякому: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе - усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,- и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:

Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,- пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.

Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень.

При несоблюдении технологии при окраске поверхностей могут возникнуть различные дефекты.
Попробуем разобрать в этой статье возможные дефекты покраски и способы их устранения.

Клеевые краски

Так, при окрашивании клеевыми красками возникают следующие дефекты:

Красочный слой отмеливается и отслаивается.
Это происходит из-за того, что в составе было недостаточно клея или применялся мел с крупными частицами.
Для устранения дефекта нужно либо добавить клея, либо процедить состав через сито и заново окрасить поверхность.

Красочная пленка растрескивается и отслаивается.
Такое происходит из-за слишком густого окрасочного состава, из-за чрезмерного количества клея в нем или оттого, что не был счищен предыдущий слой краски.
Нужно разбавить состав, уменьшить количество клея, счистить все слои краски, перетереть, отгрунтовать и заново окрасить поверхность.

Если просвечивает предыдущий красочный слой , то либо грунтовка отличается по цвету от красочного состава, либо в нем недостаточно пигмента, либо поверхность была ранее окрашена водорастворимыми красками.
Необходимо отгрунтовать поверхность под цвет окрасочного состава, или перекрасить ее, добавив в состав пигмент, или же тщательно промыть, просушить и заново окрасить поверхность.

Появление мраморных пятен происходит при избытке клея в шпатлевке, грунтовке или окрасочном составе.
Нужно размыть красочный слой и заново окрасить или отгрунтовать поверхность составом с достаточным содержанием клея.

Жирные пятна на поверхности
Появляются, если на основании имеются пятна от не высыхающих минеральных и растительных масел. В этом случае вырубают загрязненные участки основания, поверхность заново штукатурят и окрашивают.

Ржавые пятна на окрашенной поверхности
Выступают, если сквозь штукатурку длительное время просачивалась вода или смолистые вещества.
Нужно удалить причину появления ржавчины, счистить ржавую штукатурку, промыть поверхность теплым 3%-ным раствором соляной кислоты, просушить, покрыть масляной краской или канифольным лаком, загрунтовать и заново окрасить.

Высолы (белый кристаллический налет)
Образуются, если под воздействием влаги из штукатурки выделяются соли.
Прежде всего, устраняют поступление влаги, просушивают и очищают металлической щеткой основание, закрашивают места, где были высолы, масляными или нитроэмалевыми белилами, зашпаклевывают, огрунтовывают и заново окрашивают.

Тон цвета окраски изменяется при использовании пигментов, нестойких к щелочам, свету, сероводороду.
Всю краску нужно смыть, заново отгрунтовать и окрасить поверхность.

Темные швы на стыках отдельных участков поверхностей.
Появляются, если поверхность не отгрунтована перед окраской.
Нужно промыть поверхность, отгрунтовать купоросным грунтом и заново окрасить.

Краска не пристает к отгрунтованной поверхности , если в грунтовке избыток мыла.
В этом случае нужно добавить мыло в окрасочный состав.

Окрашенная поверхность неравномерно сохнет , если во время окраски были резкие колебания температуры воздуха.
Нужно выровнять температурный режим, устранить сквозняки.

Известковые составы

При окрашивании известковыми составами также могут образоваться дефекты.

Известковая окрасочная пленка может отмеливаться .
Это происходит, если поверхность была плохо смочена водой или окрашивалась в жаркое время года. Ее необходимо перекрасить.

Окрасочная пленка отслаивается в том случае, если с поверхности плохо счищен набел.
Нужно очистить полностью всю поверхность и заново ее окрасить.

Масляные и эмалевые составы

При окраске поверхностей также возможны дефекты.

Краска может слишком долго высыхать , если в окрасочном составе имеются пигменты, задерживающие высыхание: сажа, краплак, цинковые белила, сиена и др., а также, если в олифе содержится минеральное масло или другие примеси.
В этом случае в состав нужно ввести сиккатив и тщательно растушевать поверхность.

Окрашенная поверхность остается липкой прииспользовании недоброкачественной олифы.
Можно промыть поверхность холодной подкисленной водой, а если это не поможет, счистить и заново окрасить поверхность.

Следы от кисти остаются при применении слишком густой краски и при недостаточной растушевке.
Поверхность нужно зачистить и заново окрасить более жидкой краской.

Краска на окрашенной поверхности вздувается , если поверхность недостаточно просушена перед окраской или основание поверхности постоянно увлажнено.
Нужно счистить вздувшуюся краску, высушить и заново окрасить поверхность.
Если имеется постоянный источник увлажнения, его нужно удалить.

На окрасочной пленке появляются трещины , если недостаточно просохла основа или в грунтовке содержится слишком много олифы.
Нужно полностью очистить поверхность и вновь окрасить ее.

На окрасочной пленке появляются морщины , если накладывается слишком толстый слой краски. Нужно очистить поверхность шкуркой, прогрунтовать, зашпатлевать и заново окрасить ее.

При покраске появляются потеки краски , если краска слишком жидкая или плохо растушевана.
Нужно зачистить поверхность стеклянной шкуркой или пемзой и окрасить нормальным по густоте составом.

Ржавые и темные пятна появляются на окрашенной поверхности, если с нее не были предварительно удалены масляные и смолистые пятна. Или же если окраска произведена по недостаточно просохшей штукатурке или шпатлевке.
В первом случае загрязненные места зачищают, промывают соляной кислотой, покрывают двумя-тремя слоями или спиртового лака и повторно окрашивают.
Во втором случае счищают краску в тех местах, где появились пятна, поверхность просушивают, загрунтовывают, шпатлюют и заново окрашивают.

Матовые пятна появляются на окрашенной поверхности, если она плохо загрунтована.
Нужно очистить ее мелкой стеклянной шкуркой и перекрасить.

Стыки заметны , если окрашиваются слишком большие участки быстросохнущей краской.
Поверхность в этом случае нужно перекрашивать.

Грубая фактура краски получается, если пользуются не процеженным составом или плохо была зачищена и отшлифована шпатлёвка.
Поверхность следует очистить шкуркой и пемзой и перекрасить.

Красочная пленка отслаивается от основания , если поверхность недостаточно просушена, особенно деревянная, не очищена и недоолифена.
Нужно удалить отслоившуюся краску, поверхность очистить, промыть, просушить, проолифить, и заново покрасить.

Просвечивает цветной слой старой краски в том случае, если старая краска растворяется в новой.
Высохшую окрашенную поверхность нужно вскрыть двумя-тремя слоями спиртового лака или нитролака и заново окрасить.