Очень высока социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Т. е., все тО, что мы можем объединить в одной технологии, такой как

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Игры со смыслом. Учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела.
Для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное - вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

· нормализовать речевое дыхание;

· воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

· воспроизводить звуки в заданном темпе;

· воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

· учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

· Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы.

Фонетическая ритмика - это движения , а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию.

Итак, начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.

Камень превращается в веревочку.

Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.

Летят уточки.

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив "крылья".

Тигр превращается в кошечку.

Пусть кроха изобразит "коготки тигра" (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Замерз - согрейся.

Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди "оттаивают".

Добро сильнее зла.

Первая задача - изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.

Поза лягушонка.

Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, "выпучим" глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.

Как правильно дышать

Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
Положим руки на область диафрагмы. Вдох - через нос, на выдохе произносим звук С (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).

Вверх-вниз.

Малыш лежит на спине, а на животике у него - листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.

Море шумит.

Попробуем это изобразить: вдох - поднимаем руки вверх, выдох длительно произносим звук "ш-ш-ш-ш" и опускаем руки. Это можно делать каждый день.

Полетаем!

Бумажную бабочку пли самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.

Ветер налетел.

Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу (чем не дерево). А теперь подуем на него, будто "ветер" колышет листву.

Песику жарко.

Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.

Юный боксер.

Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар но спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, "ша", "са") и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

В нужном темпе

Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

· Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, "та"). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро "та-та-та-та"...

· Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой - вправо, левой - влево), произнося "па". Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: "па-па-па" (повторяем 3-4 раза).

· Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим "па-па-па-па-па", делаем остановку - хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: "па-па-па-па-па"... остановка - и снова хлопок.

Проверяем чувство ритма

Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: "ТАМ" - делаем резкий указательный жест в сторону, "САМ" - плавно показываем на себя, "ПОЛ" - направление жеста на пол, "НОС" - указываем на нос.

Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: "мама", "папа", "осень", "дует", "сильный", "много" и др. Затем выбирайте трехсложные слова: "высота", "лебеда", "кто куда" и т. д.

Слушаем и говорим правильно

Используя упражнения фонетической ритмики, вы можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Начнем со звука "Ш".

Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук "ш-ш-ш-ш".

На очереди - "Ч".

Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук "ч".

Операция "Ж".

Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим "ж".

Звук "Р"

Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук "р-р-р-р"...

Звук "Ц"

Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем "ц-ц-ц-ц", стараясь подчеркнуть в нем элемент "с".

Звук "Л"

Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем "ла-ла-ла"...

Трудными для произнесения могут быть также звуки "Ф", "С".

Начнем работу со звука "С".

Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая "с-с-с"...

На очереди звук "Ф".

Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим "ф-ф-ф"...

Гласные звуки . Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

А : руки перед грудью. Произносим звук А - широко разводим

руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О - руки через стороны

поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык

неподвижный.

У : кисти рук у плеч. Произносим звук У - руки вытягиваем вперед.

Э : руки в стороны. Произносим звук Э - руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И - тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Домашний театр двух актеров

Когда вы читаете своему ребёнку коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию.

Вот несколько примеров: Взял Саша палку (проиллюстрируйте то, что сделал мальчик Саша),
Кинул палку в галку (жест направлен вверх, в потолок). Галка улетела (правой рукой махните вперед, как крылом} И на елку села.
Села, посидела. Опять полетела (всплесните руками) И на елку села...

Таким образом можно попробовать "оживить" любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Главное, чтобы ваши занятия нравились малышу и приносили пользу.

Желаю успехов!

учитель-логопед

МАДОУ Винзилинский д/с «Малышок»

Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.

— это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса,
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием направлена на:

  • нормализацию речевого дыхания;
  • умение управлять своим голосом;
  • выработку правильного, продолжительного выдоха;
  • сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
  • условия поддержания нормальной громкости речи.

С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Ф____ Ф_____С_____

С____ С_____Ш_____

Ш____ Ш_____С_____

Ф____ С_____Ш_____

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Упражнения по изменению силы голоса.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Проговаривание с движениями:

1. Маленькие ножки - Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке - Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ - Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ - Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги - громким голосом.

2. — ТАНЮШЕНЬКА!
- ау!
- ПОДРУЖЕНЬКА!
- ау!
- ИДИ ГУЛЯТЬ!
- иду!
- ИДИ БЫСТРЕЙ!
- бегу!

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая - тихим. Затем группы меняются местами.

3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Упражнения на изменения высоты голоса.

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь -
дан -
дон.

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

2. Шарики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь -
дан -
дон.

3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.

Развитие темпо-ритмических способностей.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

  • развитие чувства ритма;
  • правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
  • является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
  • использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

Игра «Радист».

Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Игра «Теремок»

Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!

3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг - слог).

2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок - слог).

3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок - два слога).

Стихотворение с движениями:

Кап кап кап Капля - раз, капля - два. медленно,
кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…

Нормализация произносительной стороны речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

  • формирование и закрепление произносительных навыков;
  • автоматизация приобретённых навыков;
  • тренировка слухового восприятия.

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

К.О. Печёнкина, учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»

Г. Абакан, р. Хакасия

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек», которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике. (см.приложение)

Гласные звуки.

Звук «А». «Девочка плачет»

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У». «Паровозик гудит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Согласные звуки:

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Звук «Р». «Собачка рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Звук «Д». «Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Дети произносят «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Звук «М». «Коровка»

Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Звук «Н». «Лошадки»

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Звук «Б». «Барабан»

Дети произносят «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Дети произносят «п-п-п», при этом работают кисти рук (из кулачков выпрямляем пальчики)

Звук «В». «Вьюга»

Дети произносят «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Дети дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Дети произносят «к-к-к», при этом руками показываем пистолет.

Звук «Г». «Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Литература:

1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. - М.,1989.

2. Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. - М.,1980.

3.КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмические занятия. - М., 1992.

4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.





Задачи:





· Развивать связную речь.
Материал:
Ширма.

1 часть.



2 часть .
Игра "Найди игрушку".






3 часть.






4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе

1, 2, 3,4, 5,

Мы закончили считать.
Логопед:


5 часть.






6 часть.

Сказка






7 часть.
Пересказ сказки.

Конспект проведения логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
· Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
· Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
· Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Развивать внимание и память.
· Развивать связную речь.
Материал:
Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
Ширма.
Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.

1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть .
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п. руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки. Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать.
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т"-т"-т"», пыхтят нежно «п"-п"-п"», и даже рычат нежно «р"-р"-р"».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ""Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.