Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В III тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры . В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре - древней столице Ассирии, были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В XV веке до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митаннийского и хеттского искусства. Но наивысшего развития искусство Ассирии получило только в I тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.

Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.

Дворец Саргона II

Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII века до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками , а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду » или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж , Лувр). Интересен приём-изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.

В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами.

В декорацию дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы - глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой . Около дверей стояли высокие «деревья жизни », окованные металлом , на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы . Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.

Скульптура

В пластике Ассирии преобладает рельеф . Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон , Британский музей , высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция её строго фронтальна, образ царя идеализирован.

Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.

Роспись

Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Во дворце царя Синаххериба (705-681 годы до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией , также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагменты в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины IX века до н. э. до середины VII века до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, чёрная и белая, реже - розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Дворец Ашшурбанапала

Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала , во второй половине VII веке до и. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами , составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала , давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.

Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни работы выполнены первоклассными мастерами, другие - ремесленниками. Рельефы условно раскрашивались. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передаётся движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.

Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку.

Изразцы – глазурованные кирпичи с яркими многоцветными изображениями розеток, «лотосов и «деревьев жизни» (стилизованных изображений финиковых пальм). Они находили широкое применение в украшении карнизов, арок, зубцов крепостных стен, обрамлений окон.

Каменные ортостаты – огромные плиты, которыми облицовывали нижнюю часть стен, входы в здания. На плитах обычно изображались сюжеты царской охоты, бега колесниц, осады вражеских городов, шествия пленных и т. д. (рис. 6.20).

В этих композициях нередко использовались «трафареты» в изображении природного антуража («река», «горы», «лес» и т.п.), крепостных укреплений, человеческих фигур. Для передачи движения применялось также совмещение в одной и той же фигуре двух проекций – спереди и сбоку.

Рис. 6.20. Сцена взятия урартской крепости. Справа – Тиглатпаласар III.

Ассирийский рельеф, середина VIII в. до н. э.

Особенно известны сцены львиной охоты из дворцов Ашшурбанапала II в Нимруде, Саргона II в Дур-Шаррукине, Синаххериба в Ниневии.

Охота на львов вообще была одной из любимых царских забав. Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н. э.), например, похвалялся тем, что лично убил тысячу львов, огромное количество диких быков, страусов и т. д. (рис. 6.21). На рельефах позы охотников довольно статичны, резко контрастны по сравнению с фигурами хищников, умирающих под градом стрел (рис. 6.22).

Рис. 6.21. Изображения царской охоты. Ассирия, VII в. до н. э. Фрагменты «львиных охот». Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ниневия, VII в. до н. э.

Рельефы обычно раскрашивались. Лошади были сине-голубыми, одежда всадников – красной, волосы и бороды – черные, открытые участки тела – темно-коричневые, почти черные. Одежды иногда украшали ювелирные изделия – кольца, серьги и т.п. Нередко использовалась позолота (рис. 6.22).



Рис. 6.22. Коленопреклоненная фигура (Нимруд, IX в. до н. э.).

Царская охота (Ниневия, VII в. до н. э.)

Круглая скульптура Ассирии представлена статуями пятиногих крылатых человекобыков (шеду, ламассу). Эти существа считались духами-охранителями царских резиденций. Высота статуй от трех до пяти с половиной метров. Пятая нога была необходима для передачи иллюзии движения каменного чудовища (рис. 6.23).

Вырезались статуи из монолитной известняковой глыбы с тщательной проработкой анатомических деталей. Возможным проообразом крылатого человекобыка является мифологический царь-бык Гопат-шах, который служит богам на морском берегу в обетованной земле Эран Веж. Стояли эти статуи около входов и во внутренних покоях царских дворцов. Ученым удалось установить, что это были статуи четырех астраль­ных ассирийских богов: Мардук изображался в виде крылатого быка, Набу – в виде крылатого человека, Нергал – крылатого льва, Нинурта – человеко-орла. «Эти крылатые человеко-львы не были про­сто случайным плодом, порожденным че­ловеческой фантазией. Их внешний вид внушал то, что они должны были символи­зировать, – благоговение. Они были созда­ны в назидание поколениям людей, жив­ших за три тысячелетия до нас. Сквозь ох­раняемые ими порталы несли свои жертво­приношения правители, жрецы и воины задолго до того, как мудрость Востока рас­пространилась на Грецию, обогатив ее ми­фологию издавна известными ассирийцам символическими изображениями. Они бы­ли погребены под землей еще до основания Вечного города, и об их существовании никто не подозревал. Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей и вот по­явились вновь во всем своем величии…» (А. Лэйярд).

Приятное исключение составляют лишь недавно отреставрированные центральные покои дворца Ашшурназирпала II. Кры­латые гении – ламассу – гигантские ка­менные статуи человеко-быков и челове­ко-львов, как и прежде, стерегут главные ворота и внутренние проходы царской ре­зиденции. Их размеры поражают и подав­ляют. Стоя рядом с ними, человек средне­го роста едва дотягивается рукой до туло­вища этих чудовищ. Удивляет и то, что у, них не четыре, а пять ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. «Если смотреть сбоку, – поясняет М.В. Никольский, – то крылатое чудовище идет; если смотреть спереди, то оно стоит…».

Рис. 6.23. Эффект движения пятиногого шеду

Несмотря на то, что достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были невелики, они оказали немалое влияние на искусство Урарту и Древнего Ирана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М. : ОГИЗ, 1948 – 588 с.

2. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1935. – 590 с.

3. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с., ил.

4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

5. Бецольд К. Ассирия и Вавилония: Пер. с нем. изд. Г.Г. Генкеля. – СПб.: 1904 – 143 с.

6. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М. : Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с.

7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 2-х тт. – Т. 1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М..: Центрполиграф, 2003 – 400 с., ил.

8. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2 т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

9. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. : Учебник по специальности «История», Т. 1. – М. : Высшая школа, 1993. – 495 с., ил.

10. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия, Вавилон, Персия. Первые сверхдержавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 144 с., ил.

11. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997 – 368 с.

12. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с.

13. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 34-38.

14. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 206-211.

15. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М. : Наука, 1972 – 600 с.

16. Голенищев В. Описание ассирийских памятников. – СПб.: Имп. Эрмитаж, 1897 – 45 с.

17. Гомбрих Э. История искусства: Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с.

18. Гуляев В.И. В стране первых цивилизаций? // Знак вопроса, 2002, № 3 – М.: Знание, 2002 – С. 3-53.

19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

20. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве. – Изд. 4-е. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.

21. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

22. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М. : Просвещение, 1986 – 303 с.

23. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М. : Высшая школа, 1964. – 282 с., ил.

24. История древнего мира., в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М. : Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.

25. История древнего мира. История средних веков. / Сост. Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев – М. : Республика, 1994 – 511 с.

26. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М. : Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

27. Культура и искусство Вавилона, Ассирии и соседних стран: Альбом. – М.: Искусство, 1953. – 30 с., ил.

28. Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания) : Пер. с англ. Я.В. Василькова и И.С. Клочкова. Послесловие Н.Я. Мерперт. – М. : Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 280 с., ил.

29. Лурье И. Очерки по истории техники Древнего Востока – М.-Л.: АН СССР, 1940 – 352 с.

30. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М. : Просвещение, 1980. – 320 с.

31. Майер Г.Р. Государственные музеи Берлина. ГДР – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 246 с.

32. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

33. Мамука Н.В. Семь небес древнего мира. – М. : Алетейя, 2000. – 349, с., ил.

34. Масперо М. Древняя история. Египет, Ассирия: Пер. с франц. – СПб.: Тип. Пантелеева, 1892 – 305 с.

35. Масперо Г. Древняя история народов Востока. – М. : 1911. – 714 с.

36. Масперо М. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала: Пер. с франц. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1916 – 295 с.

37. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись – М.: Молодая гвардия, 1979 – 129 с.

38. Михневич Н.П. История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия. – СПб. : 1895 – 563 с.

39. Никольский Н.И. Древний Вавилон: Популярно-научные очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура – М. : Т-во «Миро», 1913. – 434 с.

40. Оппенгейм С. Астрономическое мировоззрение с древнейших времен по настоящее время. – М. : Берлин, 1923. – 123 с.

41. Поляков Е.Н. Особенности изображения богов в искусстве и архитектуре Древнего Востока. // Известия вузов. Строительство, 2002, № 1-2 – С. 122-129, библиогр. 17.

42. Поляков Е.Н. Планетарные модели Вселенной в зодчестве Ассирии и Нового Вавилона. // Известия вузов. Строительство, 2004, № 3 – С. 86-93, библиогр. 18.

43. Рагозина З.А. История Ассирии. От возвышения ассирийской державы до падения Ниневии – СПб.: Маркс, 1902 – 500 с., ил.

44. Разин Е.А. История военного искусства с древних времен до первой империалистической войны 1914-1918 гг., Ч. I. – М. : 1940 – 218 с.

45. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М. : Стройиздат, 1984. – 376 с.

46. Садаев Д.И. История древней Ассирии – М.: Наука, 1979 – 247 с.

47. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М. : Наука, 1964. – 941 с.

48. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М. : Госполитиздат, 1941. – 484 с.

49. Тамамшев М.И. Очерки по истории и культуре Ассиро-Вавилонян – Б. М., 1902 – 64 с., ил.

50. Тураев Б.А. Древний Восток: Сб. статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с.

51. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. изд. – Т. 1 – Л. : Соцэкгиз, 1936. – 362 с., 5 л. ил.

52. Фоссе, Шарль. Ассирийская магия: Системное исследование магических текстов: Пер. с франц. – СПб. : Евразия, 2001. – 334 с., ил.

53. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М. : Высшая школа, 1980 – 328 с.

54. Черняк В.З. Семь чудес света и другие – М.: Знание, 1983 – 208 с.

55. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М. : Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.

56. Andrae W. Der Anu-Adad-Tempel in Assur. – Leipzig: Hinrich, 1909 – 95 p., 34 blatt-ill.

57. Andrae W. Die Festungswerke von Assur. Tafelband. – Leipzig: Hinrich, 1913 – 108 blatt-ill.

58. Babelon E. Manuel de`archeoloqie orientale. Chaldee. Assyrie. Perse. Judee. Carthage – Paris: Maison Quantin, 1888 – 318 p.

59. Bonomi J. Nineven and its palaces. The discoveries of Botta and Layard, applied to the elucidation of holy writ. – London: Bell and Daldy, 1869 – 537 p., 4 ill.

60. Cavaniol H. Les monuments en Chaldee en Assyrie et a Babilone d`apres les recentes decouvertes archeologiqus avec neuf planches litographiees. – Paris: Durand, 1870. – 368 p., 9 ill.

61. Delaporte L. La Mesopotamie. Les civilizations babylonienne et assyrienne. – Paris: 1923 – 420 p.

62. Feer H.L. Les ruines de Ninive on description des palais detruits des bords du Tigre, suive d`une description du musee assyrien du Lonvve. – Paris: Stedes ecoles du dimanche, 1864 – 319 p., 5 ill.

63. Fergusson J., Burgess J. The palaces of Nineven and Persepolis restored an assay on ancient Assyrian and Persian architecture. – London: Murray, 1851 – 368 p., 6 ill.

64. Frankfort H. Tell Asmar, Khafaie and Khorsabad. Second preliminary report of the Jraq expedition – Chicago: The University of Chicago press, 1933 – 102 p., ill.

65. Heinrich, Ernst. Von der Entstehung der Zikkurate. – Vorderasiatische Archäologie. Studien und Aufsätze, Anton Moortgat zum fünfundsechzigstein Geburtstang gewidmet. – Berlin: 1964 – s. 113-125.

66. Hoefer F. Chaldee, Assyrie, Medie, Babylonie, Mesopotamie, Phenicie, Palmyrene. – Paris: Didot, 1852. – 440 p., 30 pl., 1 carte.

67. Jordan J. Konstructions-Elemente Assyrischen Monumentalbauten. – Berlin: Wasmuth, 1910 – 42 p., ill.

68. Layard A.N. Discoveries in the ruins of Ninewen and Babylon. With travels in Armenia, Kurdistan and the desert, being the result of a second expedition, undertaken for the trustees of the British Museum – London: Murrey, 1853 – 686 p., 5 ill.

69. Loud G. Khorsabad, p. 1. – Chicago: The Univ. Of Chicago press, 1936 – vol. 1 – 139 p., 12 ill.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проведите несложные математические подсчеты.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н. э.) был построен на кирпичной платформе высотой 14 метров. Для ее возведения потребовалось перенести 1 350 524 м 3 глины. Для сравнения определите объем пирамиды Хеопса в Гизе (высота – 147 м, длина основания – 234 м). Еще одна информация к размышлению: суммарная длина крепостных стен Вавилона – 18 км, ширина – 17,5 м, усредненная высота – 18 м.

Какой из народов проявил больше прилежания в строительных работах?

2. Верно ли утверждение, что изобретателями пандуса были ассирийцы? Пандус – наклонная площадка, заменяющая лестницу, предназначенная для передвижения животных и конных упряжек (повозок, колесниц и т. п.).

3. Животные, будучи более подвижны по сравнению с растениями, выработали в ходе эволюции определенные формы поведения. У стадных, колониальных животных развит особый инстинкт, заставляющий их плотно прижиматься друг к другу, согревая себя и детенышей (весомый аргумент в пользу блокировки зданий!). В момент опасности стадные животные, вынужденные оставаться на месте, сбиваются в плотную массу вокруг своих вожаков (насекомые, рыбы, мелкий рогатый скот и пр.). Либо занимают круговую оборону (дикие буйволы, лошади). То есть круг в какой-то мере можно считать символом единства, «гарантом коллективной безопасности» всех живых существ. Однако во время вынужденных миграций стада (стаи) животных занимают походный порядок – линейная колонна, «угол», квадрат и т.п. Эти геометрические фигуры гарантируют быстрое перестроение в оборонительную позицию или достаточно организованное отступление.

Несомненно, что этот опыт живой природы был замечен и по достоинству оценен нашими предками. Круг стал восприниматься как фигура пассивная, «оборонительная». Квадрат же стал активной, «наступательной» фигурой (вспомним построение греко-македонских фаланг, римских когорт и манипул!). Именно поэтому древнейшие поселения мирных земледельцев имели округлые очертания, а воинские лагеря и колонии – близкие к квадрату.

Подтвердите или опровергните этот тезис примерами из градостроительной практики Ассирии.

4. Архитектурные формы ассирийских дворцов просты и геометричны. Пролет приемного зала во дворце Ашшурназирпала (870 г. до н. э.) равнялся 7 м. Во дворце Ассархадона в Нимруде (675 г. до н. э.) этот пролет достиг 19 метров! Однако по завершении строительства архитектор разделил зал продольной стеной на две части.

Один из законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) гласил: «Если строитель построил дом для человека, и работа его не крепка, и дом, построенный им, обвалился и убил владельца, то этого строителя должно убить…» (§ 229). Другой закон: «Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен устроить стену за собственное серебро…» (§ 233) (рис. 6.24-а).

Рис. 6.24. а – стела с изображением беседы царя Хаммурапи с богом Шамашем (XVIII в. до н. э.);

б – Ашшурбанипал со строительной корзиной

Не видите ли Вы взаимосвязи между этими древними законами и конструктивными переделками в нимрудском дворце? Интересовались ли ассирийские цари архитектурой и строительством (рис. 624-б)?

5. Изображения ассирийских военных лагерей, прямоугольных с закругленными краями или круглых, показывают, что царская палатка вместе со священными штандартами (боевыми знаменами) помещались не в центре лагеря, а совсем близко к его ограждению, окружавшему ряды палаток (рис. 6.25). То есть царю отводилось самое «защищенное» место внутри лагеря. Почему так поступали ассирийские цари? Использовался ли этот прием в ассирийском градостроительстве? Приведите примеры.

Рис. 6.25. Изображение ассирийского военного лагеря

6. Незадолго до падения своей собственной державы ассирийцы разрушили древнее государство Элам вместе с его столицей Сузами: «Зиккурат Шушана (Суз), который был построен из эмалированных кирпичей, – так сообщал царь Ашшурбанапал о своей победе, – я разрушил, обломал его зубцы, которые были отлиты из блестящей меди…. 32 статуи царей, изготовленные из серебра, золота, меди, алебастра… я забрал в страну Ашшур. Я снес шеду (и) ламассу, стражей храма, всех, сколько (их) было, исторг яростных быков, украшение ворот. Святилища Элама до небытия я уничтожил, его богов (и) богинь я пустил по ветру. В их тайные леса, в которые не проникал никто чужой, не вступал в их пределы, мои воины вступили, увидели их тайны, сожгли (их) огнем. Гробницы их царей, прежних (и) последующих, не чтивших Ашшура и Иштар, моих владык, доставлявших хлопоты царям, моим отцам, я сокрушил, разрушил, показал солнцу; их кости я забрал в страну Ашшур; их душам я доставил беспокойство, лишил их жертвоприношений (и) возлияний воды...» (рис. 6.26).

Почему ассирийский царь так упорно стремился уничтожить культовые постройки и «ассирийских» по духу «стражей храма» (шеду, ламассу) побежденных эламитов?

Рис. 6.26. Ассирийские лучники. Разграбление храма (ассирийский рельеф)

7. Пресная вода на Ближнем Востоке была и остается большой ценностью. Чтобы снабдить город водой, приходилось вести ее издалека, строить длинные водопроводы. Предшественник греческих и римских водопроводов, ассирийский акведук близ древней Ниневии, построенный в царствование Синахериба в начале VIII в. до н. э., имел длину 40 километров, а при переходе через долину реки представлял собой открытый канал длиной более 900 метров, проложенный в искусственном каменном ложе шириной около 23 метров. Пять арочных отверстий моста были покрыты ложными сводами стрельчатого очертания пролетом 2,74 м каждый. На нем сохранилась надпись, прославляющая царя (раскопки производились до второй мировой войны Иракской экспедицией Чикагского университета под руководством профессора Генри Франкфорта).

Можете ли Вы назвать другие столь же грандиозные инженерные сооружения Древнего Востока?

8. Финиковая пальма – одно из наиболее популярных растений в странах Востока (рис. 6.27). У нее очень вкусные плоды, которые едят в сыром и сушеном виде. Из пальмового сока делают опьяняющий напиток.


Рис. 6.27. Финиковая пальма – ассирийское «дерево жизни»

Косточки фиников использовались кузнецами для приготовления угля, из листьев плели различные изделия. Кора финиковой пальмы шла на веревки, а древесина служила строительным материалом. Многочисленные рельефы из царских дворцов, произведения прикладного искусства изображали «дерево жизни», функции которого нередко выполняла пальма.

Приведите примеры использования стилизованных «пальм» в искусстве и архитектуре Древнего Востока.

9. Известно, что в армии Ассирии существовали инженерные части, которые занимались строительством мостов, дорог, осадных машин, разбивкой военных лагерей. Многие инженеры в мирное время становились зодчими. Они занимались планировкой городов, строительством зданий и фортификационных сооружений. Нашел ли отражение в архитектуре Ассирии их военный опыт?

10. В ассирийском жилом доме жилые апартаменты обычно занимали южную сторону квадратного двора. На прилегающих сторонах квадрата находились склады, а выход на улицу располагался как можно дальше от жилых помещений. Из каких соображений исходили ассирийские строители?

11. Ближневосточные города неоднократно захватывались и разрушались противником после «правильной» осады (рис. 6.28). Представьте себя в роли главного архитектора города, окруженного тремя стенами. Начертите наиболее рациональную схему расположения крепостных ворот и башен. Используйте все известные Вам способы защиты древних крепостей, которые помогут нанести максимальный урон неприятелю и отстоять вверенный Вам город.

Рис. 6.28. Осада урартской крепости

12. Известно, что древнеегипетские зодчие возводили свои сооружения по проектам. Чертежи рисовались на папирусе, дощечках или осколках глиняной посуды. Проекции обводились черными и красными линиями, дверные и оконные проемы подкрашивались желтой краской. Пользовались ли чертежами зодчие стран Двуречья и Ассирии? Как выглядели их «чертежи»?

Во 2-м тыс. до н. э. рядом с Шумером возникли новые очаги культуры. Большие изменения в искусстве были связаны с возвышением Ассирии. Мощь государства-завоевателя, концентрация власти в руках царей способствовали сложению искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и доблесть. Крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц, управляемых воинами, сцены охоты на диких животных на монументальных рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Архитектура. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад) . Он сооружен в VIII в. до н. э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Го-род и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель, отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи. Насыпь состояла из 2-х расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был во много раз больше. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее, дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили 3 храма и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский зиккурат состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6 м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу фасада дворца был фланкирован двумя большими выступающими из стен башнями, где находилось помещение для стражи. По сторонам каждого входа, обрамляя его, были изваяны огромные каменные фигуры (размером 3–4 м) фантастических крылатых быков или львов с человеческими головами. Эти чудовища - «шеду» считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов. Скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей. По сторонам от «шеду» вдоль по фасаду здания располагалась фризом цепь монументальных рельефных изображений. Исполинские фигуры непобедимого героя месопотамского эпоса Гильгамеша, душащего одной рукой льва, чередовались с изображениями крылатых людей и крылатых быков. Яркие изразцовые панно украшали верхние части дворцовых входов. Внешний облик ассирийских дворцов, в целом монументальный, отличался большой пышностью и декоративностью.

Рельеф и росписи. Отличительные черты рельефа периода IX в. до н. э. - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях отсутствует пейзаж. Можно различать сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным канонам.

В VIII в. до н. э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. В рельефах и росписях сохранены строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции, но художники проявляют большой интерес к облику людей - ассирийские сановники. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Появляется портретное сходство. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Появляется пейзаж. По трактовке рельеф остается таким же плоским, но контур фигуры становится более плавным и округленным.

В конце VIII – начале VII в. до н. э. было дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в VII в. до н. э. Центральное место в рельефах занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и ракурсов. Все композиции очень динамичны.

Лучшими произведениями ассирийского искусства являются сцены охоты на львов - «Охотники, несущие убитого льва», «Раненая львица» .

Скульптура. В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая, выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II , облаченного в тяжелую длинную одежду (IX в. до н. э.). Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостной характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.

Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА

Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.