Публикации раздела Литература

Скажи мне, кто твой друг. Единомышленники и оппоненты Константина Бальмонта

С имволист Константин Бальмонт был для своих современников «вечной тревожной загадкой». Его последователи объединялись в «бальмонтовские» кружки, подражали его литературному стилю и даже внешности. Свои стихи ему посвящали многие современники - Марина Цветаева и Максимилиан Волошин, Игорь Северянин и Илья Эренбург . Но особое значение в жизни поэта имели несколько человек.

«Первые поэты, которых я читал»

Константин Бальмонт родился в селе Гумнищи Владимирской губернии. Его отец был служащим, мать устраивала любительские спектакли и литературные вечера, выступала в местной печати. Первые книги будущий поэт Константин Бальмонт прочитал уже в пятилетнем возрасте.

Когда старшие дети должны были пойти в школу (Константин был третьим из семи сыновей), семья переехала в Шую . Здесь Бальмонт поступил в гимназию, здесь написал свои первые стихи, не одобренные матерью: «В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете». Здесь же - вступил в нелегальный кружок, который распространял в городке прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля». О своих революционных настроениях поэт писал так: «…я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно».

Дмитрий Константинович Бальмонт, отец поэта. 1890-е гг. Фото: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

Костя Бальмонт. Москва. Фото: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

Вера Николаевна Бальмонт, мать поэта. 1880-е гг. Изображение: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

«Крестный отец» Владимир Короленко

В 1885 году будущего писателя перевели в гимназию во Владимире. Он опубликовал три своих стихотворения в «Живописном обозрении» - популярном тогда журнале Санкт-Петербурга . Литературный дебют Бальмонта прошел практически незамеченным.

В этот период состоялось знакомство Константина Бальмонта с писателем Владимиром Короленко. Позже поэт назвал его своим «крестным отцом». Короленко передали тетрадь, в которой были стихотворения Бальмонта и его переводы австрийского поэта Николауса Ленау.

Писатель подготовил для гимназиста Константина Бальмонта письмо с отзывом на его произведения, отметил «несомненный талант» начинающего поэта и дал несколько советов: сосредоточенно работать над своими текстами, искать собственную индивидуальность, а также «читать, учиться и, что еще важнее, - жить».

«Он писал мне, что у меня много красивых подробностей, успешно выхваченных из мира природы, что нужно сосредоточивать свое внимание, а не гоняться за каждым промелькнувшим мотыльком, что никак не нужно торопить свое чувство мыслью, а надо довериться бессознательной области души, которая незаметно накопляет свои наблюдения и сопоставления, и потом внезапно все это расцветает, как расцветает цветок после долгой невидной поры накопления своих сил».

В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета . Но через год его исключили за участие в беспорядках и выслали в Шую.

К. Д. Бальмонт. Портрет работы Валентина Серова (1905)

Здание Московского государственного университета

Владимир Короленко. Фото: onk.su

«Русская Сафо» Мирра Лохвицкая

В 1889 году начинающий поэт женился на Ларисе Гарелиной. Спустя год Константин Бальмонт издал свою первую книгу «Сборник стихотворений». Издание не вызвало интереса ни в литературных кругах, ни среди родственников поэта, и он сжег почти весь тираж книги. Родители поэта фактически разорвали с ним отношения после его женитьбы, финансовое положение молодой семьи было неустойчивым. Бальмонт попытался покончить с собой, выбросившись из окна. После этого он почти год провел в постели. В 1892 году он начал заниматься переводами (за полвека литературной деятельности он оставит переводы почти с 30 языков).

Близким другом поэта в 1890-е годы была Мирра (Мария) Лохвицкая, которую называли «русской Сафо». Познакомились они, скорее всего, в 1895 году в Крыму (примерную дату восстановили по книге с дарственной надписью Лохвицкой). Поэтесса была замужем, Константин Бальмонт в это время был женат во второй раз, на Екатерине Андреевой (в 1901 году у них родилась дочь Нина).

Земная жизнь моя - звенящий,
Невнятный шорох камыша,
Им убаюкан лебедь спящий,
Моя тревожная душа.
Вдали мелькают торопливо
В исканьях жадных корабли,
Спокойно в заросли залива,
Где дышит грусть, как гнет земли.
Но звук, из трепета рожденный,
Скользнет в шуршанье камыша,
И дрогнет лебедь пробужденный,
Моя бессмертная душа,
И понесется в мир свободы,
Где вторят волнам вздохи бурь,
Где в переменчивые воды
Глядится вечная лазурь.

Мирра Лохвицкая. «Спящий лебедь» (1896)

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою - глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой - Эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

Константин Бальмонт. «Белый лебедь» (1897)

Почти десятилетие Лохвицкая и Бальмонт вели поэтический диалог, который часто называют «романом в стихах». В творчестве двух поэтов были популярны стихотворения, которые перекликались - без прямого упоминания адресата - по форме или содержанию. Порой смысл нескольких стихов становился ясен лишь при их сопоставлении.

Вскоре взгляды поэтов стали расходиться. Это сказалось и на творческой переписке, которую Мирра Лохвицкая пыталась остановить. Но литературный роман прервался лишь в 1905 году, когда она умерла. Бальмонт продолжал посвящать ей стихи и восхищаться ее произведениями. Он говорил Анне Ахматовой , что до встречи с ней знал лишь двух поэтесс - Сафо и Мирру Лохвицкую. В честь поэтессы он назовет свою дочь от третьего брака.

Мирра Лохвицкая. Фото: e-reading.club

Екатерина Андреева. Фото: П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. «Бальмонт.. «Солнечный гений» русской литературы». Редактор Л. С. Калюжная. М.: Молодая гвардия, 2014. 384 с.

Анна Ахматова. Фото: lingar.my1.ru

«Брат моих мечтаний, поэт и волхв Валерий Брюсов»

В 1894 году вышел сборник стихов Константина Бальмонта «Под северным небом», и в этом же году на заседании Общества любителей западной литературы поэт познакомился с Валерием Брюсовым.

«Он впервые открыл в нашем стихе «уклоны», открыл возможности, которых никто не подозревал, небывалые перепевы гласных, переливающихся одна в другую, как капли влаги, как хрустальные звоны».

Валерий Брюсов

Их знакомство переросло в дружбу: поэты часто встречались, читали друг другу новые произведения, делились впечатлениями от иностранной поэзии. В своих воспоминаниях Валерий Брюсов писал: «Многое, очень многое мне стало понятно, мне открылось только через Бальмонта. Он научил меня понимать других поэтов. Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним».

Оба поэта старались привнести европейские традиции в русскую поэзию, оба были символистами. Однако их общение, длившееся в общей сложности более четверти века, не всегда складывалось гладко: иногда вспыхивавшие конфликты приводили к долгим размолвкам, потом и Бальмонт, и Брюсов снова возобновляли творческие встречи и переписку. Многолетняя «дружба-вражда» сопровождалась множеством стихотворений, которые поэты посвящали друг другу.

Валерий Брюсов «К.Д. Бальмонту»

В. Брюсов. Картина художника М. Врубеля

Константин Бальмонт

Валерий Брюсов

«Мещанин Пешков. По псевдониму: Горький»

В середине 1890-х годов Максим Горький интересовался литературными опытами символистов. В этот период началось его заочное общение с Константином Бальмонтом: в 1900–1901 годах они оба публиковались в журнале «Жизнь». Бальмонт посвятил Горькому несколько стихотворений, писал о его творчестве в своих статьях о русской литературе.

Лично писатели познакомились в ноябре 1901 года. В это время Бальмонта снова выслали из Петербурга - за участие в демонстрации и написанное им стихотворение «Маленький султан», в котором содержалась критика на политику Николая II. Поэт поехал в Крым к Максиму Горькому. Вместе они побывали в гостях у Льва Толстого в Гаспре. В письме редактору «Жизни» Владимиру Поссе Горький написал о знакомстве: «Познакомился с Бальмонтом. Дьявольски интересен и талантлив этот неврастеник!»

Горький! Ты пришел со дна,
Но душою возмущенной любишь нежное, утонченное.
В нашей жизни - скорбь одна:
Мы возжаждали величья, видя бледное кругом, незаконченное

Константин Бальмонт. «Горькому»

С 1905 года Константин Бальмонт активно участвовал в политической жизни страны, сотрудничал с антиправительственными изданиями. Через год он, опасаясь ареста, эмигрировал во Францию. В этот период Бальмонт много путешествовал и писал, выпустил книгу «Песни мстителя». Общение поэта с Максимом Горьким практически прекратилось.

Поэт вернулся в Россию в 1913 году, когда была объявлена амнистия в честь 300-летия дома Романовых. Октябрьскую революцию 1917 года поэт не принял, в книге «Революционер я или нет?» (1918) он рассуждал о том, что поэт должен быть вне партий, однако выражал негативное отношение к большевикам. В это время Бальмонт был женат уже в третий раз - на Елене Цветковской.

В 1920 году, когда поэт с женой и дочерью Миррой переехал в Москву, он написал несколько стихотворений, посвященных молодому Союзу. Это позволило выехать за рубеж, якобы в творческую командировку, но семья в СССР не вернулась. В это время отношения с Максимом Горьким выходят на новый виток: Горький пишет письмо Ромену Роллану, в котором осуждает Бальмонта за псевдореволюционные стихи, эмиграцию и осложнившееся положение тех поэтов, которые также хотели выехать за границу. На это поэт отвечает статьей «Мещанин Пешков. По псевдониму: Горький», которую опубликовали в рижской газете «Сегодня».

…Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.

К. Бальмонт

…только мимолетности я влагаю в стих.

К. Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта - середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе.
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе - . Однако среди «старших символистов» ( , ) и среди «младших» ( , ) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир - это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.
Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.
В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.
Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки».
На события первой русской революции Константин Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.
Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах и , расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок.
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он - не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).
Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции.
В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое - ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937).
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.

Дата рождения: пятнадцатое июня, 1867 год
Дата смерти: двадцать третье декабря, 1942 год
Место рождения: деревня Гумнищи, Владимирская губерния

Бальмонт Константин Дмитриевич - поэт-символист, Бальмонт К.Д. - переводчик.

Детские годы

Родители будущего поэта были людьми знатными и образованными. Отец, Дмитрий Константинович, работал коллежским регистратором, а также мировым судьёй. Был председателем земской управы. Мать, Вера Николаевна, генеральская дочка, очень любила литературу и даже печатала собственные произведения в местных изданиях, частенько устраивала литературные вечера, также любила проводить любительские спектакли. Именно мать сильно повлияла на мировоззрение маленького Кости, который с юных лет знакомился с историей, музыкой, словесностью. В общем сложности в семье было семеро детей, Константин был третьим.

Образование

С 1876 года учился в Шуйской гимназии. Участвовал в сомнительном кружке, поддерживающем народовольцев, за что его в 1876 году исключили. После этого, мать перевела Костю во Владимирскую гимназию. Её он окончил в 1886 году.
Сразу после окончания гимназии Константин Дмитриевич поступил в Московский университет (юридический факультет). Он снова участвовал в жизни подпольных, революционных кружков. В этот раз его не просто исключили, но и отправили в Шую.

В 1889 году Константин Дмитриевич возобновил своё обучение в университете, но нервное истощение помешало ему учиться. В 1890 его отчислили и из Демидовского лицея, где он изучал юриспруденцию.

Творческий путь

Его первый дебют в литературе состоялся в 1885 году, как раз в то время, когда он закончил гимназию. Однако, хотя его поэзия была напечатана в популярном петербургском издании «Живописное обозрение», она всё равно осталась незамеченной. Спустя пять лет, поэт за собственный счёт издаёт сборник своих стихов, но и в этот раз он не пользуется успехом.

К тому моменту Бальмонт уже успел жениться, чем существенно испортил отношения с родителями и остался без денег. Это было тяжелое время для поэта. Весной 1890 года он пытался совершить самоубийство и выпрыгнул из трёхэтажного здания. Попытка не удалась, и он остался жив, но вот полученные серьезные травмы на целый год приковали Константина к постели.

Когда болезнь немного отступила, поэту много помогали профессор Стороженко и писатель Короленко. В этот период он начал заниматься переводами, которые немного улучшили его материальное положение. Так в 1894 и 1895 годах выходят его переводы Горна-Швейцера и Гаспари. Гонораров, полученных за них, хватает на то, чтобы безбедно прожить несколько лет.

В 1892 году Константин Бальмонт отправляется в Петербург. Там он знакомится с Мережковским и Гиппиус. А спустя еще два года с Брюсовым, который на долгие годы становится его ближайшим другом.

В 1894 году выходит еще один сборник стихов поэта. «Под северным небом» можно считать отправным пунктом в его творчестве. При этом Бальмонт продолжает свои поэтические поиски, которые хорошо отражаются в его следующей книге «В безбрежности», которая выходит в печать в 1895 году.
Через год, Бальмонт вместе с женой едет в путешествие по Европе. В этот период времени к нему приходит популярность. Спустя несколько лет он становится членом Общества любителей российской словесности.

Благодаря своему сборнику «Горящие здания», изданному в 1900 году, он становится известным по всей стране, причем его признают как одного из лидеров символизма. После выхода «Будем как Солнце» в 1902, его позиции стали еще более прочными.
Бальмонт никогда не был любимчиком власти, в 1901 году у него случился с ней очередной конфликт. На одном из литературных вечеров, он прочел стих, направленный против Николая II.За это поэта сослали из столицы.

В 1905 году он вновь начинает принимать активное участие в революционной деятельности. Это и становится причиной его эмиграции во Францию. В Париже он живет с 1906 года по 1913. Там выходят такие сборники стихов, как «Песни мстителя» и «Стихотворения».
Он возвращается на родину, но это никак не успокаивает его мятежный дух. Он продолжает много путешествовать и активно помогать делу революции. Но, как ни странно, к самой свершившейся революции относится холодно, и даже негативно, поскольку её методы оказываются слишком кровавыми.

В 1920 году он снова уезжает из России и вместе с семьёй перебирается в Париж. Жизнь заграницей складывается не очень хорошо: небольшие гонорары, постоянные преследования советской властью. Это крайней негативно отражается на психическом состоянии поэта. В 1932 выясняется, что у него серьёзное психическое заболевание.
Личная жизнь.

Если говорить о его личной жизни, можно отметить, что она была довольно насыщенной. В 1889 он женится на Ларисе Гарелиной, дочери фабриканта из Шуи. Родители плохо воспринимают брак и перестают оказывать сыну финансовую помощь. Вначале это спровоцировало попытку суицида, а в скором времени послужило причиной для разрыва отношений.

Еще через семь лет он женился во второй раз. Его новой супругой стала Екатерина Андреева, которая занималась переводами. В этом браке у пары родилась дочка Нина.
Третья жена поэта – Елена Цветковская, давняя поклонница его творчества. Правда, отношения с ней были не оформлены. У них родилась дочка Мирра. При этом поэт не оставлял свою предыдущую семью, и до самой смерти разрывался между двух огней.

Смерть

Причиной смерти Бальмонта стало воспаления лёгких. Но до этого он был сильно измучен психическими болезнями. Скончался он недалеко от Парижа, двадцать третьего декабря 1942 года.

Важные вехи жизни Константина Бальмонта:

Родился в 1867 году.
С 1876 по 1884 обучался в Шуйской гимназии. Из которой потом был исключен.
С 1884 по 1886 был гимназистом Владимирской гимназии.
Первый стихи были изданы в 1885 году.
1886 году стал студентов Московского университета.
Спустя год, в 1887 году, был из него исключен.
1889 год ознаменовался первым браком на Л. Гарелиной.
Первый сборник стихов был опубликован в 1890 году. В это же время попытался совершить самоубийство.
В 1892 году познакомился с известной парой: Гиппиус и Мережковским.
В 1894 году в печати начали появляться его первые переводы. Этот год также ознаменовался знакомством с Брюсовым, и печатью сборника «Под северным небом».
В 1895 выходит очередной сборник стихов – «В безбрежности».
В 1896 году вступает во второй брак, в этот раз с Е. Андреевой, с которой начинает много путешествовать.
В 1900 году появляется в печати его сборник «Горящие здания».
В 1901 читает антиправительственную поэзию, за что его изгоняют из столицы.
1902 год – печать сборника «Будем как Солнце».
В 1906 году эмигрирует в Париж, где живет вплоть до 1913 года.
1913 год – возвращение на родину.
В 1920 году вновь эмигрирует во Францию.
В 1932 году оказывается, что у поэта серьёзные проблемы с психикой.
Скончался в 1942 году.

Главные достижения поэта Константина Бальмонта:

Бальмонт признан одним из наиболее активных поэтов-символистов своего времени. За свою жизнь опубликовал тридцать пять сборников стихов и двадцать прозаических книг.
Работал с совершенно разными жанрами. Это и стихи, и прозаические произведения, и филологические трактаты, и исследования в области истории и культуры, и эссе.
Владел большим количеством языков, за счет чего был уникальнейшим переводчиком. Делал переводы с испанского, болгарского, югославского, литовского, японского, словацкого, грузинского, мексиканского языков.

Занимательные факты из биографии Константина Бальмонта:

Очень многие поклонники творчества Бальмонта, да и его биографы, полагают, что цифра «42» имела судьбоносное значение в его жизни. Его первая жена скончалась в 1942 году; когда поэту было 42, он съездил в Египет, о чём очень долго мечтал; также в 42 года он пережил серьёзный творческий кризис; и родился поэт, спустя 42 года после восстания декабристов, в котором он всегда мечтал принять участие.

Б альмонт Константин Дмитриевич (1867, 15 июня, деревня Гумнищи, Владимирская губерния - 1942, 23 декабря) - русский поэт, переводчик, эссеист.

Родился в деревне Гумнищи, около города Владимир. Отец, Бальмонт Дмитрий, был судьей. Мать - Лебедева Вера, родом из семьи генерала, где основным считалось культурное развитие человека. Она оказала сильное влияние на пристрастие Константина к музыке и литературе.

В пять лет уже умел читать, чему он самостоятельно научился. Первыми поэтами, с творчеством которых познакомился, были: , . В 1876 году семья переехала в Шую, где Бальмонт учился в гимназии. В десять лет начал писать собственные стихи. К тому времени он прочитал много книг на немецком и французском языках. В 1884 году был исключен из-за участия в «революционном» кружке.

Того же года Бальмонт переезжает в город Владимир, где продолжает обучение в гимназии на протяжении двух лет. 1886 года поступает в Московский университет на юридический факультет. Константин имел бунтарский характер, а свободная атмосфера в университете только усилила его. Он принял участие в студенческом бунте против нововведений в университете и вскоре был исключен и просидел несколько суток в Бутырской тюрьме. Вскоре он вернулся к обучению, но так юридическое образование и не получил из-за потери интереса. Он писал, что все знания в сфере литературы, истории, философии, филологии которые он получил, были приобретенные в результате самообразования. Он следовал примеру своего старшего брата, который был сильно увлечен философией.

1890 года Бальмонт делает попытку суицида, выпрыгнув с окна третьего этажа. После этого, он остался хромым на всю жизнь. По-видимому, Бальмонт имел генетическую склонность к психическим болезням. Это начало проявляться в ранние годы жизни писателя и имело влияние на протяжении всей жизни. Много историков и биографов считают, что на творческие способности Бальмонта позитивно повлияли его психические расстройства.

Дебют Бальмонта как поэта преследовало много неудач. На протяжении нескольких лет ни одна из газет не согласилась публиковать его стихи. В конце концов, он решил все сделать сам и издал в 1890 году книгу стихов. Но успеха книга не имела, ее не одобрили даже друзья и семья. Такая реакция на его книгу настолько задела Константина, что он сжег все копии.

Вместо написания стихов, Бальмонт фокусируется на переводе работ иностранных поэтов и писателей. Он обладал удивительными лингвистическими способностями, владея больше десятью языками. Это давало ему возможность читать Европейскую литературу и переводить ее на русский. Он работал с Английской и Испанской поэзией и переводил работы Кальдерона, Ибсена, Уитмена, Аллана По и многих армянских и грузинских поэтов. В 1893 опубликовал переводы всех работ Перси Шелли на русском языке. Бальмонт имел дело с работами на многих других языках: балтийских и славянских, индийский и санскрит.

Работа переводчиком приносила намного больше плодов чем написание стихов. Переводы работ Эдгара Аллана По были опубликованы почти в каждом журнале, который печатался на то время. Этот факт прибавил Бальмонту мужества еще раз попробовать свои силы в роли поэта. Сборники «Под Северным Небом» в 1894 и «Тишина» в 1898 наконец принесли ему признание и известность, которую он так долго искал. Кроме очевидного содержимого, символистская поэзия Бальмонта несла в себе скрытое послание, выраженное через завуалированные намёки и мелодичные ритмы языка.

В начале столетия, Бальмонт достиг вершины стихотворной деятельности. Книги «Будем как солнце» и «Только любовь» считаются лучшими творениями автора. Он принес моральное и почти физическое освобождение от традиционной мрачной и печальной поэзии, которая жаловалась на жизнь в России. Его гордый оптимизм и жизнеутверждающий энтузиазм призывает свободу от ограничений, которые навязывает общество. Поэзия Бальмонта стала новой философией, знаменующая начало Серебряного века русской поэзии.

В последующих работах Бальмонт изменил стиль написания на более агрессивный. Много его современников приняли это как призыв к революции. Бальмонт в своих работах протестовал, в основном, против несправедливости, но его пожизненное восстание закончилось написанием спорной поэмы «Маленький султан», в которой критиковал Николая Второго, заработал этим недовольство власти. Константин был изгнан из Санкт-Петербурга и получил запрет на проживание в университетских городах России.

Бальмонт покинул страну и стал политическим эмигрантом. Ему нравилось путешествовать, и он использовал это время для подавления жажды приключений. Кажется, мир еще не знал поэта, который проводил там много времени на палубе корабля или смотря из окна поезда. Он путешествовал через Европу, Мексику, Египет, Грецию, Южную Африку, Австралию, Океанию, Новую Зеландию, Японию, Индию. Его современники говорили, что он увидел больше стран, чем все другие русские писатели вместе взятые.

В 1905 Бальмонт публикует еще одну книгу поэм под названием «Литургия красоты». Критики заметили ухудшение поэтических работ Бальмонта - он начал повторять свои старые идеи, образы и техники. Его восхваление жизни больше не воспринималось убедительно, будто оно было наиграно и автор сам не верил своим словам.

В 1913 году в честь трехсотой годовщины Дома Романовых, все политические иммигранты были награждены амнистией и Бальмонт смог приехать в Россию. Он был сторонником Февральской революции в 1917 году, но вскоре пришел в ужас от хаоса и последующей гражданской войны. В большей степени он не мог согласиться с новой политикой, направленной на подавление личности. Он получил временную визу и в 1920 году покинул Россию навсегда.

Бальмонт вместе с семьей поселились в Париже. Здесь он написал большинство своих работ - около 50 книг. Не смотря на это, его лучшие годы, как писателя, давно прошли, стихи указывали на ослабление творческих сил. Он не поддерживал контакты с обществом русских эмигрантов и жил от него в изоляции. Не смотря на это, он сильно тосковал по родине и единственным выходом облегчить его страдание была поэзия, которую он посвящал ей.

После 1930 признаки психической неустойчивости начали сильнее проявляться и его состояние начало ухудшатся из-за бедности, ностальгии и потери навыков написания стихов. Бальмонт, фактически, сошел с ума.

Бальмонт умер в оккупированной нацистами Франции в возрасте 79 лет от воспаления легких. Похоронен в городе Нуази-ле-Гран.

Константин Бальмонт оказал огромное влияние на русскую литературу и поэзию, освободил ее от старых идей и внес новые способы выражения мыслей и идей.

Биография

«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой… И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! …мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти … сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается … и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: „Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!“» - таким запечатлел облик поэта Андрей Белый. Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем «молодой» русской литературы: «Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет - природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», - вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. «Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона», - заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию. Литературный дебют - сборник «Стихотворения» (Ярославль, 1890) - не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов - «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Уныло-романтическая тональность этих книг - поэзия «печали, угнетения, сумерек» - хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались «блистательной отделкой стиха», обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким «гениальным виртуозом формы», показал, «что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку». Отдельные стихотворения, такие как «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные «бальмонтистами». В сборниках «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь», вышедших в 1900 - 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел «путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да“, которое он мучительно тщетно искал всю жизнь». В это время Бальмонт - кумир публики, он - на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой». Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как «моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности». Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия - все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение. Поэтический метод Бальмонта - импровизация, «импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений». Они, полагал Брюсов, «властно берут» душу поэта «и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас … И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?» Бальмонт считал, что заслуга «новой поэзии» в умении «говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие»; в «символическом» произведении он видел «два содержания»: «скрытую отвлеченность и очевидную красоту». Уже со сборника «Литургия красоты» (1905) критика констатирует признаки очевидного «спада» в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять «свои образы, свои приемы, свои мысли». Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь «что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства» (В. Я. Брюсов). На революцию 1905 - 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник «Песни мстителя». В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские «распевцы» (сборники «Жар-птица», «Зеленый вертоград»), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий («Белый Зодчий», «Зарево зорь»). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство. В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт - то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд - впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий». Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках «Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в селе Гумнищи, расположенном во Владимирской губернии, в семье дворянина. С детства любил природу и фольклор своей родины, увлекался творчеством Пушкина, Некрасова, Кольцова и Никитина. В юности заинтересовался иностранными языками, к которым у него проявились способности. Благодаря этому поэт смог в подлинниках читать западноевропейскую литературу, а также занимался переводами.

Следующим увлечением стали путешествия. Бальмонт посетил многие страны Европы, Азии, Африки и т.д.

Первый сборник сочинений под простым названием «Стихотворения» вышел в 1890 году в Ярославле, однако он был плохо воспринят публикой. Далее публикуются еще три сборника: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» - и уже они приносят поэту известность. 1900-1903 гг. - выпускаются сборники «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь» с уже сформировавшейся индивидуально-бальмонтовской системой поэтических образов-символов, в итоге оказавшей влияние на всю поэтику символизма. Именно в них Бальмонт окончательно определился со своим литературным стилем. Это была кульминация славы поэта.

Начиная с 1905 года, когда вышел сборник «Литургия красоты», популярность творчества поэта пошла на спад. Он начал повторяться, в стихах чувствовалась тяжесть и принуждение. Во время революции 1905-1907 гг. К.Д. Бальмонт попробовал себя в политических стихах, основная часть которых вошла в сборник «Песни мстителя».

Чувствуя угасание своей музы, поэт обращается к фольклору (сборники «Зеленый вертоград» и «Жар-птица»), описывает впечатления от своих путешествий («Зарево зорь», «Белый Зодчий»). Однако эти книги уже неинтересны читателям и подвергаются критике.

В 1920 г Константин Дмитриевич переселился во Францию. Он продолжал по-прежнему активно работать, занимался переводами, издавал поэтические сборники. Основной темой его стихов в данный период стали тонкие ностальгические переживания, а центральным образом в эмигрантских сборниках («Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и т. д.) был образ потерянной родины.