«ИКТ в работе ДОУ» - Мультимедийный способ подачи информации. Использование мультимедийных презентаций. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения. Возможность индивидуализации обучения. Мультимедийные презентации. В чем заключается необходимость информационных технологий. Специалисты выделяют ряд требований.

«Организация образовательной деятельности в ДОУ» - Идеальная НОД. Занятие НОД. Виды мотивации НОД. Принципы образовательной деятельности. Участие всех детей. Критерии НОД. Особенности организации НОД. Особенности развития детей. Инновационные технологии. Беседа. Воспитанник. Основные формы образовательной деятельности. Наблюдение. Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ.

«Развитие дошкольного образования» - Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Дошкольное образовательное учреждение. Дошкольное воспитание. Показатели специфики деятельности ДОУ разных видов. Новый подход к организации педагогического процесса. Изменения форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Многофункциональная, развивающаяся система.

«Инновации дошкольного образования» - Этапы осуществления проекта. Рабочие учебные программы. Название проекта. Инновации в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Инновационный проект для детского сада. Волшебная астрономия. Нововведение. Дошкольное образование – традиции и инновации. План работы над проектом.

«Технологии обучения дошкольников» - Роль взрослого в игре. Классификация детских игр. Подвижные и спортивные игры. Игровая технология. Технологии применяемые педагогами. Личностно-ориентированные технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Информационные технологии. Коррекционные технологии. Типы проектов. Развивающие технологии.

«Роль дошкольного образования» - Навыки. Соглашение. Социальная инфраструктура. Билингвальный частный детский сад. Индивидуальный подход. Дошкольное образование. Роль негосударственных ДО. Рост рабочих мест. Экономические доводы. Проблема шаговой доступности. Инвестиции и ясли.

Всего в теме 15 презентаций

Использование компьютерных презентаций в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Определение правил создания презентаций.

Практикум ориентирован на начинающих педагогов дошкольного учреждения, неопытных пользователей.В практической деятельности педагоги обобщают знания об использовании ИКТ-технологий при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Разбирают основные моменты создания презентаций, ориентированных на воспитанников детского сада.
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»
В.Г. Белинский

Цель: создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов в овладении ИКТ-компетентностями.
Задачи:
1. обобщение знаний педагогов о применении презентаций в практической деятельности с дошкольниками;
2. знакомство с новой формой презентации - Prezi – презентация;
3. определение правил создания презентации, ориентированной на ребёнка дошкольного возраста;
4. развитие интереса педагогов к использованию ИКТ в образовательной деятельности с участниками образовательных отношений.
Практикум ориентирован на начинающих педагогов дошкольного учреждения, неопытных пользователей.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная работа: Подготовка Prezi - презентации для выступления «Использование компьютерных технологий в образовательной деятельности дошкольного учреждения. Разбор типичных ошибок при создании презентаций для дошкольников».

Материал:
1. проектор, ноутбук (для демонстрации презентации по содержанию выступления);
2. ноутбук для каждого педагога (или один на двоих);
3. презентации педагогов, по которым они будут работать в течение практикума;
4. ромашка с вопросами для упражнения «Ромашка вопросов»;
5. колокольчик.
Старший воспитатель (приглашает педагогов встать в круг и проводит психологический настрой на совместную деятельность. Педагоги высказываются о том, как владеют ИКТ, используют ли презентации в работе):
Колокольчик я беру,
О том, что ЗНАЮ, расскажу.
И улыбку подарю.
Упражнение «Ромашка вопросов»
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, посмотрите, на нашей Сказочной полянке вырос чудо цветок – ромашка. Давайте вместе ответим на вопросы, которые распустились на лепестках ромашки (Идет краткое обсуждение по каждому вопросу. Старший воспитатель делает обобщение по каждому вопросу. По ходу практикума, определения правила, на плакате подписываются условия, которые необходимо учитывать при создании презентации).
- Что такое презентация?
Обобщение: К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Ведь уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.
Владение ИКТ в настоящее время наиболее актуально, в связи с тем, что современный ребёнок это прогрессивно развивающаяся личность, и данное развитие происходит не только через воспитание и социализацию в образовательном учреждении под патронатом педагога и родителей, но и по средствам различных гаджетов, имеющих выход в сеть Интернет.
В Профессиональном стандарте «Педагог», говорится о том, что педагог должен обладать такими трудовыми действиями, как формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
Владеть ИКТ компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая компетентность.
Презентация – это краткое и наглядное предоставление информации, помогающее докладчику более детально раскрыть суть его работы.
Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации.
Презентация является мультимедийным документом, каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов.
Мультимедийная презентация - это интерактивный способ предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю».

- Какие бывают презентации?
Обобщение:
информационная;
презентация-сопровождение;
презентация-отчёт;
рекламная.

- Где можно использовать презентации в практике педагога?
Обобщение: Для совершенствования профессионального мастерства педагогов по данной теме в детском саду проведены: консультации «Использование презентаций PowerPoint в работе педагога дошкольного учреждения»; мастер-класс «Создание презентаций PowerPoint»; конкурс мультимедийных презентаций «Калейдоскоп презентаций»; консультации «Prezi презентации как новый инструмент работы педагога». Это позволило педагогам активно использовать презентации при проведении:
консультаций, круглых столов, психологических гостиных, родительских собраний, педагогических советов. Особенно интересны презентации педагогов на итоговом педсовете, составленные как отчёты по самообразованию или итогам прошедшего учебного года;


для проведения детских утренников и развлечений презентация выполняет функцию демонстрационного материала. Она заменяет множество картинок, плакатов и аудиозаписей;
при организации занятийной деятельности с детьми.
Благодаря этому педагоги детского сада внедряют новые подходы, которые способствуют не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Для оживления некоторых статичных объектов педагоги используют различные формы анимации. Это помогает воздействовать на сознание детей не только через слух, но и зрительно. Таким образом, дети не только видят и воспринимают изображения, они переживают эмоции. Если информация вызвала эмоции – значит она лучше отложится в памяти ребенка. Это и нужно учитывать, при разработке презентации.


Используя возможности программы PowerPoint, педагогами нашего детского сада разработаны презентации по многим темам. Приведу лишь некоторые из них: «Правила дорожного движения», «Город Заринск», «Птицы Алтайского края», «Мир профессий», «Прогулка по осеннему лесу», «Лошади», «Домашние животные и их детеныши», «Загадки Лукоморья», «От какого дерева листок» и другие.
Выполненные презентации пополняют мультимедийную библиотеку каждого педагога, группы и ДОУ в целом.

- Умеете ли вы создавать презентацию, как часто вы используете презентацию в своей практике?
Обобщение: Определяют уровень владения педагогов по созданию презентаций и их применению в своей профессиональной деятельности. Определяется необходимость оказания помощи педагогам по интересующим вопросам.

- Что необходимо учитывать, при разработке презентации?
Обобщение: мероприятие, адресатов презентации, возраст, время показа, количество слайдов.
Если говорить о возрасте дошкольников, важно помнить о педагогической целесообразности информации. Презентацию можно использовать как фон на празднике, сюрпризный момент – появление героя в НОД, как иллюстративный материал (если нет нужной картины, например).
Время демонстрации исходит из логики НОД, учитывая смену видов деятельности по ходу занятия. Если в презентации используется видеофрагмент, то время непрерывного просмотра должно быть 3-4 минуты в младшем дошкольном возрасте, не более 6-7 минут – в старшем дошкольном возрасте. На восьмой минуте начинается утомление детей. После этого осуществляется переход к другой практической деятельности, демонстрации другого материала.
Объем иллюстративного материала исходит из возрастных особенностей ребёнка. В младшем дошкольном возрасте последовательно, непрерывно можно показывать 3-5 картинки. В старшем возраст – 5-8.
Старший воспитатель: Чтобы наша ромашка успешно цвела, необходимо создавать специальные условия.
Переходят к практической части практикума. Каждый педагог по ходу обсуждения проблем анализирует свою презентацию на преимущества или недостатки. Все вместе обсуждают пути устранения ошибок, определяют правило создания презентаций для детей дошкольного возраста.
Старший воспитатель: Далее речь мы поведем об определении правил, которых необходимо придерживаться при создании презентации.
Свое выступление я продолжу презентацию, оформленную в программе Prezi-презентация, вы сможете сравнить, увидеть разницу, взять на заметку данную информацию.
Немного о Prezi – презентации. Prezi.com - это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой.

Всю презентацию можно свернуть в одну картинку, и напротив, каждый элемент презентации может быть увеличен (акцентирован) для более детального изучения и привлечения внимания.

Всю информацию по созданию такой презентации, вы легко можете найти на страницах интернета, уделить формированию новых умений некоторое время и совершенствовать свою профессиональную работу.
Сегодня для нас главное определить основные правила по созданию презентации. Откройте свою презентацию. Давайте перейдем к рассмотрению первой ошибки, которая часто встречается в работах педагогов (Педагоги работают в ноутбуках по своим презентациям. Делают выводы. Определяют правило создания презентации).
Задание 1: Определить наличие титульного листа. Необходимой информации на нем: кто выполнил, для какого возраста предназначена презентация, дата разработки.
Правило № 1: Всегда необходимо указывать: тему, возраст детей, сведения об авторе, где использовать, дату разработки.


Задание 2: Определить есть ли текст на слайдах, для кого он предназначен?
Правило № 2: Презентация – это не шпаргалка для педагога.
На слайдах презентации, ориентированной на детей дошкольного возраста, должно содержаться минимум текста. Весь текст вы скажете сами, а слайды должны содержать иллюстрации, чтобы повысить наглядность вашего занятия. Подпись к картинке должна располагаться за ее границами, а не на изображении.
Педагоги вносят изменения в свои презентации по необходимости.



Задание 3: Какой фон выбран для слайдов?
Слишком яркий и активный, содержащий множество различных элементов, фон презентации. Такой фон, мешает восприятию информации со слайда, утомляет слушателей, не несет никакой педагогической ценности. Фон слайда не сочетается с темой презентации.
Правило № 3: Фоновый рисунок не должен содержать элементов не согласующихся с содержанием слайда. Необходимо помнить, что использовании ИКТ служит лишь для разнообразия методов, приемов и форм работы педагога.
По этой причине фон для слайдов необходимо выбирать в выдержанной в цветовой гамме. Для фона лучше использовать пастельные или холодные цвета (фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый), нужно избегать красного и белого цветов.
Педагоги вносят изменения в свои презентации по необходимости.


Задание 4: Какие фотографии или рисунки подобраны на слайде, количество?
Не удачное расположение, не четкая размытая фотография, наложение друг на друга. Много изображений на одном слайде (четыре изображения и более) – это много для восприятия дошкольниками. Недопустимо, чтобы они перекрывали друг друга, имели низкое разрешение.
Правило № 4: На одном слайде – одна большая картинка. Если объект для сравнения, то две, на которых хорошо прослеживаются признаки для сравнения, объекты в одном ракурсе, профиле. Картинка должна быть четкая, хорошего качества.
Педагоги вносят изменения в свои презентации по необходимости.


Задание 5: Указан ли на завершающем слайде список использованной литературы?
Правило № 5: Уважая труд другого человека, необходимо делать слайд с указанием ссылок на источники информации (книги, сайты).
Педагоги вносят изменения в свои презентации по необходимости.


Старший воспитатель: Ну вот наша ромашка распустила свои лепестки с новой силой, все условия - правила ей пошли на пользу. Таким образом, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, видеть свое место в этих технологиях, быть для ребёнка проводником в мир новых знаний, формировать основы информационной культуры его личности. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!»
Старший воспитатель проводит рефлексию мероприятия (педагоги передают колокольчик друг другу, высказывая свое мнение, впечатление от практикума):
Колокольчик я беру,
О том, что УЗНАЛА, расскажу.
И улыбку подарю.
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, спасибо всем за работу. Верьте в свои силы и помните, что дорогу осилит только идущий. Творческих Вам успехов.

Использованные материалы:
Г. В. Глушкова. Использование компьютерных презентаций в образовательном процессе дошкольной организации. Разбор типичных ошибок, вебинар ИД «Воспитание дошкольника» от 30.03.2017 г.;
фотографии и фрагменты обучающих презентаций из сети Интернет;
презентации детского сада.

Организация: МАДОУ ДС «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Бурятия, Кабанский район, п.г.т. Каменск

По данным НАСА, в результате анализа мониторинга во всём мире выявилась следующая закономерность: современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века на 86%, т.е. налицо следующие показатели: очень хорошее восприятие информации, уровень интеллекта составляет 130 IQ, а не 100, как раньше.

Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Использование мультимедийных технологий в образовательно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиа занятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

"Мультимедийная презентация” - переводится с английского как "представление”. Презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Главной целью использования мультимедийных презентаций на занятиях является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Так, мультимедийные занятия позволяют решить следующие дидактические задачи :

1. Систематизировать усвоенные знания;

2. Сформировать мотивацию к учению;

3. Расширить словарный запас детей и их знания об окружающем мире;

4. Формировать звуковую культуру речи;

5. Развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности.

Использование презентаций имеет много преимуществ перед традиционным ведением занимательного дела. Это:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем детям, изображение на экране даёт возможность рассмотреть мелкие детали;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить процесс обучения и развития и заинтересовать детей.
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет нам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Кроме того, в силу возраста, один и тот же программный материал повторяется многократно,для этого используются разнообразные формы подачи.

Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.

Например, в старшей группе по математическим представлениям при изучении темы «Повторение числа и цифры 5», можно предложить детям посмотреть презентацию «Сосчитай-ка». На слайдах дан иллюстративный материал в виде ряда фруктов и звукового сопровождения счета.

При использовании мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи для младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов (например: иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые предназначены для увеличения словарного запаса детей, дидактические игры и упражнения, разнообразный иллюстрированный материал).

Например, при ознакомлении с художественной литературой по теме «Три медведя», показывается презентация, в которой рассказывается сказка, а потом задаются вопросы по содержанию данного произведения.

При познании окружающего мира в старшей группе по теме: «Деревья», можно использовать следующие варианты работ: детям предлагается отгадать загадку: «Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки».(Дерево) Далее проводится беседа о деревьях. Хорошо зарекомендовали себя дидактические игры, например «С какого дерева лист?».

На занятиях по развитию речи, в работе по словообразованию образовываем относительные прилагательные от названий листьев деревьев: лист берёзы – берёзовый лист, лист клёна – кленовый и т. д.; ветка ели – еловая ветка, ветка сосны – сосновая ветка, ветка рябины – рябиновая ветка и т. д. Для закрепления материала предлагается просмотр презентации «Деревья в стихах».

Детей привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Дети очень любят физкультминутки, разминки, с использованием презентаций: под музыку, со сменой слайдов, движущихся человечков, цыплят, гномов и т. д. Они помогают ребятам отвлечься от образовательного процесса и сделать зарядку.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Весь мультимедийный презентационный материал для работы с детьми можно структурировать в соответствии с ФГОС по пяти областям

Познание математика: «Цифры», «Фигуры», «Устный счёт», «Счёт со смешариками», «Сравнения», «Сосчитай-ка», «Логика», «Математический поезд», «Время суток», «В мире цветов», Десять обезьянок»;

познание окружающего мира, природа: «Чудеса света», «Чей ребёнок», «Урок вежливости», «У кого какие мамы», «Природные явления», «Насекомые», «Лес и его голоса». «Капелька», «Как растёт вермишелька?», «Как развивается цветок?», «Как развивается лягушка?», «Как говорят животные?», «Цветы-игра», «Жители планеты», «Животные, живущие у воды», «Домашние животные», «Дикие животные», Деревья», «Деревья в стихах», «Вода», «Большой - маленький», «Скотный двор»;

Речевое: «Что едят звери?», «Что делают дети?», «Что взяла, клади на место», «Транспорт», «Теремок», «Сказка о веселом язычке», «Разные загадки», «Пушистые стихи», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Кто как говорит», «Кошка и мышка», «Колобок», Звук Ж», «Жужжащие стихи», «Город Киров», «Буквы и звуки», «Три медведя»;

социально- коммуникативное развитие: беседы «Ребенок один дома», «Уроки безопасности», «Мы дежурим»

Физическое: физкультминутки «Цыплятки», «Кошки-мышки», «Колобок», «Зарядка», «Дорогою добра», «Гномики»;

гимнастика для глаз: «Лунтик», Цветик-семицветик».

Художественно-эстетическое: «Как нарисовать маму», «Методика изображения», «Мы лепим из пластилина», «Аппликация из цветной бумаги», «Виды аппликаций», «Слушаем музыку осени» «Времена года» ,дидактическая музыкальная игра «Поющая гусеница»

Мы понимаем, что использование только одного направления информационно-коммуникационных технологий не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование информационно-коммуникационных технологий требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к непосредственно-образовательной деятельности. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату:

Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности.
  • повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Таким образом, знания, с использованием мультимедийных презентаций даются ребёнку без принуждения, а процесс обучения для родителей и их детей происходит весело и неназойливо. Это, несомненно, окажет свою позитивную пользу при дальнейшем обучении детей в школе.

Литература :

  1. Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.
  2. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007.
  3. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.
  4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьяков Н.Н и др. – М.: Линка-Пресс, 1998.
  5. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. //Информатика и образование – 1990. № 6.
  6. Компьютер в детском саду. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. //Дошкольное воспитание. – 1990 № 1
  7. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. Зворыгина Е.В.// Информатика и образование – 1989 № 6.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С.М.: Академия, 1999.
  9. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
  10. Занимательный компьютер. Симонович С., Евсеев Е. – М., 2004.
  11. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
  12. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  13. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. //Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  14. Макасер И.Л. «Игра как элемент обучения». //Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 – 73.
  15. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр».// Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57
  16. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ», 2000г

Татьяна Светличная
Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении

В своей работе широко использую мультимедийные презентации

Тема моей концепции «Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении .

Актуальность

Применение мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Задачи :

Систематизировать усвоение знаний;

сформировать мотивацию к учению;

Расширять словарный запас детей и их знания об окружающем мире;

Формировать звуковую культуру речи;

развивать память, внимание, мышление, творческие способности

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ :

1. Презентация дошкольникам ; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Маленького почемучку интересует масса вещей : с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша : чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» , прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

3. Возможности мультимедийных презентаций позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

4. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

5. Осваивая детские мультимедийные презентации , дошколята активны . За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Эффективность

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы детей старшего дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы :

дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам , не умеющим читать и писать;

у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов . Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;

полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.) .

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например :

1. Во вступительной части занятия воспитанникам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с изображением, указывающим на тему занятия.

2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии.

При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала : услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.

4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.

Также я использую презентации при проведении родительских собраний, круглых столов, психологических гостиных. Особенно интересны презентации на итоговом педсовете, составленные по проектам, самообразованию.

«Хорошая презентация - это когда ставишь ребенку слайды и он поглощен процессом просмотра. Если ребенок с удовольствием смотрит презентацию и просит поставить ее еще раз, уверена, что он с пользой провел это время!».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Использование ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении» В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании,.

Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении Тема: Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении Слайд 2-5 Так как детский сад новый, и развивающей среды не достаточно,.

Использование мультимедийных презентаций на учебных занятиях в организациях СПО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СПО Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций,.

Использование фольклора в дошкольном учреждении Поэтический народный фольклор помогает малышам ориентироваться в окружающем мире, влияет на познавательное развитие. Потешка помогает ребёнку.

Использование элементов степ-аэробики в современном дошкольном учреждении Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение физического, психического и двигательного здоровья воспитанников.

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

При проведении педсоветов доклады педагогов дополняются мультимедийным сопровождением. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы..

Использование мультимедийных презентаций

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета

Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду позволяет расширить творческие возможности педагогов и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления работой Windows-приложений можно также использовать электронный маркер, заменяющий мышь. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста.

Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. При работе с интерактивной доской педагоги в первую очередь исходят от перспективного плана, темы и целей занятия. Далее рассматривается возможность максимального использования данных интерактивной доски. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски: · Начальные знания устройства компьютера · Работа в программах: Word, PowerPoint · Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Итак, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке.

  • Задание 1. Это задание можно выполнить 3–мя способами. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
  • Задание 2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
  • Задание 3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.

Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х. картинок.

Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи:

Задание 1. Игрушки перепутали, требуется помощь ребят, они называют, что именно подарили Зое, а что Саше. (На интерактивной доске изображение мальчика и девочки, игрушек)

Варианты:

  • «Чья игрушка?» Зоина кукла. Сашин робот.
  • «Жадина» Мой самолет. Моя пирамидка.
  • «Подбирай, называй, запоминай» Дома (в магазине, в детском саду) с игрушками что можно делать? Рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

Задание 2. «Поможем маме» Необходимо разложить продукты в соответствующую посуду. Хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, молоко в молочник.

Задание 3. Следующее задание знакомит детей с зимующими птицами: «Рассмотри и назови

Варианты:

  • «Скажи одним словом»
  • «У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокой»
  • «Кто как голос подает?»

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Развиваются:

  1. элементы наглядно-образного;
  2. теоретического мышления
  3. активно пополняется словарный запас.

Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей.

Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы, по которым работают в виде презентаций.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.