Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с ОНР «Насекомые»

Учитель-логопед: Сапронова Евгения Владимировна.

Цель: закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Задачи:

    упражнять в словообразовании суффиксальным и приставочным способом;

    упражнять в образовании сложных прилагательных;

    упражнять в согласовании числительных с существительными;

Лексический материал: глаголы: выйдем, пройдем, обойдем, перейдем, взойдем, спустимся, дойдем, подойдем, сидела, облетел, перелетел, подлетела. Существительные: бабочки, пчелы, жуки, гусеница, кузнечик, стрекозы, мотылек.

Пчёлы трудолюбивые, кузнечик длинноногий, бабочки пестрокрылые, стрекоза большеглазая.

Четыре пестрокрылые бабочки, одна гусеница, один длинноногий кузнечик, два жука, две трудолюбивые пчелы, две большеглазые стрекозы, один мотылек.

Материальное оснащение: пособие«волшебная карта», пособие «Луг», магнитофон, лупа, игрушка «цветок в горшке», нарисованные ромашки, схемы-подсказки.

Предварительная работа: активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые»,развитие уменияобразовыватьприставочные глаголы, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образование существительных при помощи суффикса – ИЩ-.

Ход занятия:

І. Орг. момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в страну «Насекомых».

ІІ. Основная часть.

1. Логопед: – Эта страна находится на сказочном лугу и дорогу к ней нам поможет отыскать волшебная карта. Посмотрите внимательно на неё.

Дети рассматривают пособие «Волшебная карта».

Тимур, расскажи, как добраться до страны «Насекомых».

Сначала мы выйдем из детского сада, пройдем мимо леса, обойдем горы, перейдем по мосту реку, взойдем на холм, с холма спустимся, дойдем до луга и подойдем к стране «Насекомых».

Логопед: - Молодец, Тимур! Ты правильно рассказал наш маршрут. Андрей, а ты запомнил дорогу в страну «Насекомых»? (Да, я запомнил дорогу в страну «Насекомых»)

Логопед: - Повтори её ещё раз, что бы мы не заблудились (ребёнок повторяет маршрут).

2. Логопед: – Итак, дорогу в страну «Насекомых» мы запомнили и теперь отправляемся в путешествие (дети шагают под музыку).

Дети подходят к пособию «Луг».

Логопед: - Ребята, куда же мы с вами пришли? (Мы пришли на луг)

Логопед: - Кто на лугу живет? (На лугу живут насекомые)

Логопед: - Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу пчёл; я вижу жуков; я вижу гусеницу; я вижу кузнечика; я вижу стрекоз)

Логопед: - Сколько бабочек летает над лугом, Яна? (Над лугом летают четыре бабочки)

Логопед: - Сколько пчел на лугу, Данила? (На лугу находятся две пчелы)

Логопед: - Сколько кузнечиков на лугу, Настя? (Я вижу одного кузнечика)

Логопед: - Сколько стрекоз на лугу, Тимур? (Я вижу две стрекозы)

Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием!

3. Логопед: – Посмотрите и скажите, что делают пчелы? (Пчелы собирают нектар)

Логопед: - Пчелы собирают нектар, они любят трудиться, значит пчелы какие, Тимур? (Пчелы трудолюбивые)

Логопед: - Какие у стрекозы глаза? (У стрекозы большие глаза)

Логопед: - У стрекозы большие глаза, значит стрекоза какая, Настя? (Стрекоза большеглазая)

Логопед: - Какие у кузнечика ноги? (У кузнечика длинные ноги)

Логопед: - У кузнечика длинные ноги, значит кузнечик какой, Андрей? (Кузнечик длинноногий)

Логопед: - Какие у бабочек по цвету крылья? (У бабочек пестрые крылья)

Логопед: - А если крылья пестрые, значит бабочки какие, Яна? (Бабочки пестрокрылые)

Логопед : - Молодцы, вы очень точно рассказали о насекомых.

4. Логопед: – Мы с вами продолжаем путешествие по стране «Насекомых», встаньте в круг, но сначала вспомните, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу?

Логопед: - Андрей, повтори, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу? (На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)

Логопед: - Сколько трудолюбивых пчёл мы видели на лугу, Тимур? (На лугу мы видели двух трудолюбивых пчел)

Логопед: - Сколько длинноногих кузнечиков мы видели на лугу, Данила? (На лугу мы видели одного длинноного кузнечика)

Логопед: - Сколько большеглазых стрекоз летало над лугом, Настя? (Над лугом летали две большеглазые стрекозы)

Логопед: - Молодцы! Вы никого не забыли.

5. Физ. минутка.

Логопед: – А теперь продолжаем наше путешествие.

По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.

Дорожкой луговой Ходьба в полуприсяде, руки на коленях.

Идём по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие, Поднимание поочередно рук вверх.

Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и

приседанием.

Желтеют одуванчики, Приседание с поворотом туловища, направо,

правая рука в сторону.

Синеют васильки. Приседание с поворотом туловища налево,

(Сойкина Е., Фирилеева Ж.) левая рука в сторону.

6. Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Ребята, а теперь повнимательнее рассмотрим насекомых, садитесь на стульчики. Но насекомые такие маленькие! Что нам понадобиться для того чтобы их увеличить, Тимур? (Нам понадобиться лупа)

Логопед : - Яна, какое насекомое ты хочешь рассмотреть? (Я хочу рассмотреть стрекозу)

Логопед: - Подойди и поднеси лупу к стрекозе. Что произошло со стрекозой? (Стрекоза увеличилась)

Логопед: - Правильно стрекоза увеличилась. У стрекозы не глаза, а что Яна? (У стрекозы не глаза, а глазищи)

Логопед: - Правильно. Данила, поднеси лупу к кузнечику. У кузнечика не ножки, а что? (У кузнечика не ножки, а ножищи).

Логопед: - Поднесем лупу к бабочке. У бабочки не крыло, а что, Настя? (У бабочки не крыло, а крылище)

Логопед: - Андрей, поднеси лупу к пчеле. У пчелы не усы, а что? (У пчелы не усы, а усищи)

Логопед: - Тимур, вспомни, как мы говорили про огромные глаза стрекозы?(У стрекозы глазищи)

Логопед: - Яна, вспомни, как мы говорили про огромные усы пчелы? (У пчелы усищи)

Логопед: - Андрей, вспомни, как мы говорили про огромное крыло бабочки? (У бабочки крылище)

Логопед: - Молодцы! Вы правильно, точно назвали все части тела насекомых, увеличенные лупой.

7. Логопед: - Ребята, мы с вами рассмотрели насекомых, а теперь поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в насекомое и выполняет действие по схеме-подсказке. А мы попробуем отгадать, что делали насекомые. Настя, выходи. Ты - бабочка. Возьми схему-подсказку.

Ребенок изображает действие насекомого.

Логопед: - Что сделала бабочка? (Бабочка прилетела на ромашку)

Логопед: - Данила, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку. Что сделал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки)

Логопед: - Яна, ты превращаешься в бабочку. Что сделала бабочка? (Бабочка подлетела к вазе)

Логопед: - Тимур, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку и изобрази действие насекомого (Ребенок изображает действие).

Логопед: - Что сделал мотылек? (Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Андрей, вспомни и скажи, что делал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки. Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Молодцы! Вы очень точно назвали действия насекомых.

8. Логопед: - Ребята, нам пора возвращаться из страны «Насекомых» в детский сад. Но сначала надо вспомнить дорогу назад, и поможет нам в этом волшебная карта. Настя, расскажи дорогу в детский сад.

Сначала пройдем луг, взойдем на холм, спустимся с холма, перейдем по мосту реку, обойдем горы, потом пройдем мимо леса, и подойдем к детскому саду.

Логопед: - Молодец! Ты очень точно вспомнила и рассказала дорогу в детский сад! Отправляемся в детский сад.

Дети шагают под музыку.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: - Ребята, где мы с вами побывали? (Мы побывали в стране «Насекомых»)

Логопед: - Что вы там делали? (Мы рассматривали, считали насекомых, а так же изображали и называли их действия)

Оценка логопедом деятельности детей.

Логопед: - Наше путешествие закончилось!

Задачи: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Насекомые»; совершенствовать словарь антонимов; совершенствовать фонематическое восприятие и слух; закреплять произношение [р]; закреплять навыки деления слов на слоги; закреплять представления о согласных звуках; дать понятие «-ча- пиши с буквой –а»; совершенствовать мелкую и общую моторику; воспитывать доброе отношение к живому, стремление проявлять заботу о них, эмоциональную отзывчивость - желание пожалеть, утешить, прийти на помощь

Оборудование: шарики «су-джок», слоговые таблички, картинки-чай, чашка, чайка, часы, туча, чаща; магнитная доска, буквы – чай, чашка; прищепочный театр, герои сказки- кузнечик, бабочка, жук, заяц, лиса, стрекоза, комар;
Дети проходят в групповое помещение
Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Организационный момент «Самомассаж»

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
(раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь, погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались («улыбка»)
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться («почистим зубки»)
Сядем на качели, чтобы покачаться («качели»)
Громко в барабаны мы вот так ударим («барабанщик»)
А потом от носа мы к губам сползаем (движения по спирали- носогубные складки)

Логопед. Вот и пришла к нам весна. Назовите признаки наступления весны. (прилетели птицы, они весело поют и вьют гнезда. Люди сняли теплые одежды. Небо стало голубое. Солнце светит, пригревает. Появляется травка, листочки на деревьях).
Что же еще происходит с природой? В этом нам помогут дети, они подготовили для нас загадки.

Ребенок 1.
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у …
Дети. Комара

Ребенок 2.
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком
Дети. Пчела
Логопед. Как же называется дом у пчелы?
Дети. Улей.

Физминутка «Улей»

Логопед вместе с детьми выполняет физминутку.
Пчелиный дом зовется «улей»,
Пчела в него несется пулей,
А сколько в этом доме есть,
Таких же пчел еще – не счесть!
Он весь как будто на ладони-
Пчелиный, сладкий, дружный домик!

Игры с песком «Найди насекомое»

Логопед. К какой группе предметов они относятся? Кто они, назовите их одним словом.
Дети. Насекомые.
Логопед. Как вы считаете, почему их так назвали?
Ответы детей.

Логопед. Насекомые состоят из каких частей? Эти части тела отделены, отсекаются насечками. От слова насечки- насекомые. Насекомые просыпаются после зимнего сна. Кто в коре дерева, рамах окон, в земле, песке…Давайте им поможем выбраться
Дети опускают руки в сухой бассейн находят насекомых, называют их.
«Составь словечко»

Логопед. А сейчас, подойдите к магнитной доске и составьте названия своих насекомых. (дети составляют слова из карточек, на которых написаны слоги – му-ра-вей, пче-ла и т.д.)

Ребята, а я знаю одну очень интересную историю о насекомом. А вот о каком, догадайтесь сами, его название начинается на звук «м» и заканчивается на звук «й».
Дети. Муравей.

Су-джок «Муравей»

Наступила весна. Уже пригревало солнце, но по утрам еще бывало прохладно, но через час –два, солнце обогревало лицо и руки. Однажды утром проснулся муравей, и решил: там за речкой есть красивая полянка, сбегаю я на нее. Вышел он из…(муравейника) и побежал – по ровной дорожке, затем по извилистой тропинке. Добежал до речки, что дальше? Помог ему мостик-один шажок, второй шажок, так муравьишко оказался на другом берегу. Перед ним была красивая полянка, на ней росли цветы, первоцветы-ландыши, мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, крокусы. Муравьишко обежал поляну один раз, второй. Пора возвращаться. Муравей добежал до мостика, сделал один шаг, второй.. и очутился в муравейнике.

Игра с мячом «Путаница»

Логопед. Петя, тоже приготовил для нас загадку.
Ребенок 3. Прыгун длинноногий кобылкой зовется.
И стрекот кобылки в траве раздается.
И скачет кобылка как заводная.
Я более прыткой кобылки не знаю.
Дети. Кузнечик.

Логопед (прищепочный театр). Жил был кузнечик. Каждое утро он просыпался, вскакивал со своей зеленой постели и начинал делать зарядку.

Логопед. Кузнечик был не простой, боевой! Он надел свой зеленый мундир и запел песенку:
У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый – помогу.
Я иначе не могу!

Только он пропел песенку, как услышал голоса. Маленького зайчика догоняет лиса, и вот- вот съест! Ребята, давайте поможем зайчику, запутаем лису. «Замени первый звук в слове на звук «р»:
Лама-рама
Лад- рад
Лак-рак
Ложки-рожки
Сок-рок
Ложь-рожь

На самом деле кузнечик закричал: «А-ну, отпусти зайца!»
- «Это ты, мне?» - с ухмылкой сказала лиса
А Кузнечик, скомандовал комарику, своему адьютанту. Тот громко затрубил:

  • Первая мелодия звучала так: тра-та-та-та;
  • Вторая: тра-тра-тра-та-та;
  • Третья: тра-та-тра-та-тра-та-та

Полетел и впился ей в кончик носа. Лиса громко завопила и убежала!

«Скажи наоборот»

Логопед. Не успел кузнечик, помочь зайчонку как слышит жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Как помочь бабочке? Давайте подумаем, чем отличаются жук от других насекомых, может быть тогда сможем помочь бабочкам?
Жук большой, а божья коровка
У жука крылья короткие, а у стрекозы….
У жука усы толстые, а у бабочки….
У жука спина широкая, а у водомерки…
Жук жужжит грубо, а стрекоза….

Логопед. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу-свой боевой вертолет- и полетел прямо на жука. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
«Слова со слогом –ча – пиши с буквой А»

Устал кузнечик, зашел в домик, посмотрел на часы, поставил на стол чашки. Вот только конфеты не выложил. Давайте кузнечику поможем, разложим конфеты по конфетницам (при помощи прищепок).
Итак, кузнечик попил чай, помыл чашки, посмотрел на часы и пошел спать (на магнитной доске картинки- чай, чашка, кузнечик, часы) . Так закончилась эта сказка.
Кто заметил – какой звук повторялся в моих словах?

Дети. Звук Ч.
Логопед. Назовите эти слова.
Дети. Кузнечик, чай, часы, чашки.
Логопед. Что вы о нем знаете?
Дети. Он согласный, всегда мягкий.
Логопед. Какое слово здесь рассыпалось?
Дети. Часы, чай
Логопед. Почему не кузнечик?
Дети. Слово кузнечик – длинное.
Логопед. Запишите эти слова.
Дети составляют на магнитной доске слова- чай, часы
Логопед. Так как звук «Ч» всегда мягкий, то в словах где встречается слог «ча» всегда пишим букву «А», например в словах: чаща, чайка, куча, туча. А для того, чтобы вы это запомнили хорошо, наш главный герой сказки предлагает сделать памятку: «Ча» - пиши с буквой А.
Итог занятия.

Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Насекомые»

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование слов-антонимов, образование слов с уменьшительными и увеличительными оттенками, употребление предлогов).
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с полевыми цветами, разрезные картинки, мяч, карточки для игры «Есть-нет», карточка с ребусом, бабочка, искусственный цветок в горшке, игровизоры, маркер, задания на листе бумаги.
1. Организационный момент.
Логопед . Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас будут отдыхать на природе: в лесу, на лужайках, у реки, на огороде. Там вы можете встретить разных насекомых. А для того чтобы подружиться с ними, нужно о них много знать. А вы много нового узнали о насекомых?
Хотели бы вы проверить свои знания?
Здесь вы видите дорожку из полевых цветов. Под каждым цветком приготовлено для вас задание или игра о насекомых. Мы с вами пойдем по дорожке, выполняя задания по порядку и дойдем до бабочки. Может быть, она тоже для вас что-нибудь приготовила.
2. Разрезные картинки
Логопед. Первое задание разрезные картинки. Я вам предлагаю собрать вдвоем одну картинку. Присаживайтесь за столы.
Дети собирают разрезную картинку и называют логопеду кто на картинке.
3. Игра в слова.
Логопед предлагает встать детям в круг.
Логопед. Я предлагаю вам поиграть. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пчеле (муравейник, зеленый, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, река, стрекочет, цветок, квартира, тли, вредитель, соты, хищник, жужжит, большие глаза, разносчица болезней, полосатая, нектар, кровосос, пасечник, силач, летает, хвоинки, усики).
Логопед. Умницы, никто из вас не ошибся.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед. Майский жук большой, а божья коровка… маленькая.
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки…тонкие.
Логопед. У шмеля спина широкая, а у комара…узкая.
Логопед. У мухи крылья короткие, а у стрекозы…длинные.
Логопед. Комар злой, а бабочка…добрая.
Логопед. Пчела полезная, а муха…вредная.
Логопед. Вы все правильно назвали.
5.Игровое упражнение «Есть-нет».
Логопед раскладывает на столе картинки.
Логопед. Возьмите по одной картинке, поиграем в игру «Есть-нет».
1-й ребенок. У меня есть пять комаров.
2-й ребенок. У меня нет пяти комаров, но есть шесть божьих коровок.
3-й ребенок. У меня нет шести божьих коровок, но у меня есть четыре кузнечика.
4-й ребенок. У меня нет четырех кузнечиков, но у меня есть девять стрекоз.
5-й ребенок. У меня нет девяти стрекоз, но у меня есть семь мух.
6-й ребенок. У меня нет семи мух, но у меня есть три пчелы.
1-й ребенок. У меня нет трех пчел, но у меня есть пять комаров.
Логопед. Верно. Молодцы!
6.Динамическая пауза «Кузнечик»
Скачет маленький кузнечик: (подскоки)
Через мостик перешёл, (ходьба)
Через лужи перепрыгнул. (прыжки с ноги на ногу)
В гости к бабочке пришёл: (ходьба)
«Эй, хозяйка, хватит спать! (дети ритмично «стучат в дверь)
Выходи скорей гулять!» (машут рукой в направлении к себе)
Будем вместе веселиться – (хлопают в ладоши)
Ты летать, (машут руками)
А я скакать!» (подскоки на месте)
7.Игра «Бабочка»
Логопед предлагает детям сесть на коврик.
Логопед . Для того, чтобы узнать с кем мы будем играть предлагаю разгадать вот этот ребус. (Бабочка)
Логопед. Правильно. Я буду помогать бабочке совершать различные действия, а вы будите говорить, что она делает.
Дети. Бабочка подлетела к цветку.
Дети. Бабочка села на цветок.
Дети. Бабочка летает над цветком.
Дети. Бабочка спряталась за цветок.
Дети. Бабочка вылетела из-за цветка.
Дети. Бабочка села под цветок.
Дети. Бабочка улетела от цветка.
8. Дидактическая игра «Насекомые малыши и великаны».
Логопед. Я буду называть название насекомого, а вы называете, когда он маленький, когда большой. Например: стрекоза-стрекозка и стрекозище.
Логопед. Комар - Комарик и комарище.
Логопед. Жук - Жучок и жучище.
Логопед. Пчела - Пчелка и пчелище.
Логопед. Муравей - Муравьишка и муравьище.
Логопед. Таракан - Таракашечка и тараканище.
Логопед. Шмель - Шмелёк и шмелище.
Логопед . Вы справились с этим сложным заданием.
9. Задание на листе «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям сесть за столы. На столах у детей лежат игровизоры с заданием на листе.
Логопед. Посмотрите бабочка для вас приготовила задание на игровизорах. В каждом ряду зачеркните лишнюю картинку (Дети выполняют самостоятельно).
Логопед. А теперь я предлагаю поменяться листочками и проверить друг у друга выполненное задание.
10. Окончание занятия.
Логопед. У меня на разносе лежат смайлики, они разные. Посмотрим, чем они отличаются? (настроением: радость и грусть). Если, сегодня выполняя задания у вас встретились трудности – возьмите грустного смайлика, а если вы считайте, что со всеми заданиями справились - возьмите веселого смайлика.
Дети выбирают смайлики.
Логопед. Я вижу, что все выбрали радостного смайлика и это значит, что все задания для вас были выполнимыми и вы справились. Все сегодня молодцы и я вам хочу вручить вот эти медали.

Лексическая тема: Насекомые

Цели:
- расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
- развитие познавательных способностей детей;
- воспитание экологической культуры.

1. Обучающие задачи:
- обобщить представления детей о многообразии насекомых;
- закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах.
- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых;
- уточнить представления о пользе насекомых;
- развивать сообразительность, формировать образное мышление.

2. Речевые задачи:
- упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

3. Развивающие задачи:
- развитие психических процессов;
- развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера.

4. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря : насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, обжоры, стебель, сырье, воск, шелк.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации.

Игровые – дидактическая игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Майский жук», физкультминутка «Бабочки».

Практические – отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слова, дидактическое упражнение, ответы на вопросы к прослушанному тексту.

Форма работы: подгрупповая.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал : презентация на тему «Насекомые», сюжетная картина к сказке К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Раздаточный материал : разрезные картинки насекомых.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Превращение гусеницы в бабочку», чтение сказки «Гусеница и бабочка», игра-занятие "Друзья для бабочки», просмотр детского фильма «Мария – Мирабелла», чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Организация занятия: на ковре, за столами.

Структура занятия:

  1. Орг. момент. Рассматривание картинки к стихотворению К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха». Объявление темы занятия.
  2. Физкультминутка «Бабочки».
  3. Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». Дидактическое упражнение «Божья коровка».
  4. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Л: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. (Слайд 4) Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.

  1. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед читает загадки, дети подбирают картинку, соответствующую отгадке и преобразовывают ответ в уменьшительно-ласкательную форму. (Слайд5-6)

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? ... (Муравей - муравьишка)

Черен, да не ворон,

Рогач, да не бык,

Шесть ног без копыт. Летит - воет,

Сядет – землю роет. (Жук – рогач, - жучок)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела-пчелка)

Самого не видно,

а песню слышно;
Летит, пищит,

случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар-комарик)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха. (Муха-мушка)

Прополз мохнатый червячок,

И весь в дырочках листок. (Гусеница - гусеничка )

Это что за сеточка

На зелёных веточках?

Кто без ниток и без рук

Сплёл ту сеточку? (Паук – паучок)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет. (Стрекоза – стрекозка )

  1. Физкультминутка «Бабочки » (Слайд 7)


Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети - бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.

  1. Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». (Слайд 8) Предложно-падежные конструкции. Упражнение «Божья коровка». (Слайд 9)

Л: Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К.

Какое слово получается? Составим звуковую схему слова «Ж У К».

Д/у «Божья коровка».

Прилетела божья коровка. Вопросы детям:

Божья коровка спряталась где?(в траве).

Божья коровка села на что?(на цветок).

Божья коровка ползет по чему?(по стеблю).

Божья коровка перелетела с чего на что?(с цветка на цветок).

Ответы детей полным предложением.

  1. Пальчиковая гимнастика «Майский жук». (Слайд 10)

Я веселый майский жук, Сжать кулачок,

Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести

В стороны – «усы»,

Над лужайками кружу, пошевелить усами.

А зовут меня Жужу!

  1. Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы. (Слайд 11)

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

Вопросы:

Почему насекомых так назвали?

Что едят насекомые?

Сколько они живут?

Когда они появляются?

Кто поедает насекомых?

Какую пользу приносят насекомые?

Какой от насекомых бывает вред?

7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»

Конспект занятия в старшей логопедической группе

Тема : «Насекомые »

Цель : Познакомить детей с понятием «насекомые » .

Задачи :

1. Уточнить названия насекомых , внешние признаки, их строение;

2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3. Развивать словарь по данной теме , внимание, память;

4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым .

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое сейчас время года?

Назовите три весенних месяца?

Какой месяц сейчас?

Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых :

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку :

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? …

(Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые . У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых . Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку :

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

(Е. Серова)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку :

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку :

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика :

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы» , пошевелить ими.)

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,

Кто пасется на листочках,

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка :

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок :

Что за девчонка :

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет.

(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела.)

Самого не видно,

а песню слышно;

Летит, пищит,

случай не упустит :

Сядет и укусит.

(Комар.)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха.

(Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое , потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные : большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково» .

Комар - комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей - муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение» .

Пчела собирает … (мед) .

Комар кусает … (человека) .

Бабочка летает … (цветком) .

Жук грызет … (кору) .

На земле великое множество насекомых . На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки . Вот откуда название «насекомые » - от слова «насекать » . Насекомые - обжоры : они едят все : зелень, мелких насекомых . Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы . Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .

7. Итог занятия : собрать разрезные картинки и назвать насекомое .

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: Одежда. Цели занятия: - учить детей различать предметы одежды.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.

Цель: Научить детей бережно относится к объектам окружающего мира. Задачи: Дать детям элементарные представления детям о насекомых. Создание.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать.

Конспект занятия