Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»

муниципального образования

Староминский район

Детский экологический проект:

«Лекарственные растения»

Проект разработан :

педагогом Глушко Е.Ф.

ст тароминская

2012 г

Введение :

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные : театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литерату ры, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

слушание музыки.

Актуальность : Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пол ьзу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа « Лекарственные растения ».

Цель : выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное – Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше посадить растения?»

«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы,листья

Мать – и – мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» – объёмная аппликация.Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» – рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: ф ормировани е основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов « Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков « Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Создание « Именной книги »

Цель : состави ть своеобразную копилку лекарственн ых растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологи ческого воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных раст ениях ) . «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

9. Подведение итогов реализации проекта.

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Имеет пред-ставле-

ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их

Знает простей- шие способы использования некото-

рых растений для лечения человека

Знает названия и различа-

ет ком-натные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало года

Конец года

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина , О.В. Мариничева . Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск « Асар » 2001

Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

Занятия с детьми старшего дошкольного во зраста по теме «Цветущая весна. Травы .» О.А. Скорлупова Москва 2006

Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детств о - Пресс 2009.


МБДОУ Детский сад №27 г. Химки

Экологический проект

« Лекарственные растения моего края »

Воспитатель: Ганина Елена Владимировна

Старшая группа №7 “Лимпопо”

20.03.2017г.
(дата начала работы над темой)

22.05.2017г.

(предполагаемая дата окончания работы)

Актуальность.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения моего края».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений , сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.


  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

  2. Подбор методической и художественной литературы.

  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

  4. Изготовление пособий.

  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

  6. Разработка бесед, викторины.

  7. Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.

Работа с детьми


Познавательная деятельность

  1. Беседа «Доктор природа».

  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

  4. Беседа «Лекарственные и ядовитые растения»

  5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»


  6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

  7. Разгадывание простейшего кроссворда “Лечебные травы”

Продуктивная деятельность

1. Рисование «Наш друг - подорожник»

2. Аппликация «Ромашковое поле»

3. Рисование «Чудо – растения»


Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

С. Есенина «Берёза»,

А. Лопатина «Сказки о цветах и деревьях»,

В. Бианки “Лесная газета”

А. Онегова «Тропинка полевая»,

Заучивание загадок и стихов о растениях,

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…».


Игровая деятельность

Дидактическая игры:

«Съедобное – Несъедобное»,

«Вершки корешки»,

«От какого растения часть»,

«Узнай растение»,

«Вылечи человека».

Подвижные игры:

“Цветы и ветерок”,

“Цветок-имя”,

“Узнай по описанию”,

“Садовник у нас на участке”,

“Бал цветов”.


Поисково – исследовательская деятельность

1. Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2. «На участке ищем полезные растения»

3. Составление схем «Что лечит растение»



Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».

  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».

  3. Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»

  4. Рекомендации родителям по чтению книг о лекарственных растениях леса и луга.

  5. Памятка «Правила сбора лекарственных растений».

  6. Оформление альбома «Зеленая аптека».

  7. Предложить создать папку «Бабушкины советы» (о рецептах лечения лекарственными травами).

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»


  1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»

  2. Выставка рисунков «Чудо – растения»

  3. Выставка коллективной работы «Ромашковое поле»

  4. Альбом «Зеленая аптека»

  5. Консультации для родителей

  6. Загадки о лекарственных растениях

  7. Викторина «Знатоки лечебных трав»

  8. Выставка детских рисунков совместно с родителями «Долой микстуры, да здравствуй лечебная трава».
Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.

Изучены правила поведения в лесу.

Развит интерес к природе.

Беседа на тему « Доктор Природа»
Цель: продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе, формирование информационной культуры, охрана здоровья детей, знакомство с профессией фармацевта.

Материал: иллюстрации на тему «Лекарственные травы», гербарные образцы, фломастеры, раскраски, отвары шиповника, липы, земляники, черники, малины.

Участники: дети, воспитатель
Воспитатель: Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит?

Ответы детей: таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…

Воспитатель: Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие лекарственные растения вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы с вами говорили, что белки и лоси лечатся мухоморами в маленьких дозах. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

1. МОХ. Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это природная вата . Мхом пользовались партизаны во время войны, прикладывали его к ранам и раны быстро заживали. А сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение Вс. Рождественского.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше- зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны,

Лечил в глуши лесной.

2. ПОДОРОЖНИК. Воспитатель: Ребята, а как называется это растение? Почему?

Ответы детей: растёт вдоль дорог.

Воспитатель читает стихотворение:

Путника друг - подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Воспитатель: Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.

Дети, а вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие и неприятные на вкус. А ведь есть и очень вкусные лекарства? Вы их знаете? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался? Что это?

Дети: Ягоды!

Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто- то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко

Только рты с чего- то стали

Чёрные немножко.

3. ЧЕРНИКА . Воспитатель. Она созревает в лесах летом. Окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Черника очень полезна для нервной системы, при болезнях желудка, восстанавливает зрение. Эта ягода очень капризная, не хочет расти на грядках. И вообще растёт очень медленно, поэтому собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить её кустики. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

4. ЗЕМЛЯНИКА. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летал над ней.

У неё сосед весёлый –

Родничок среди камней.

Солнце грело много дней

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Воспитатель: Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный из листьев земляники .

5. ЕЖЕВИКА. Воспитатель: Полезна и другая лесная ягода - ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё дарит нам радость в зимнее время. А ещё есть душистая и сладкая ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется…малина!

6. МАЛИНА. Воспитатель. Кто из вас пробовал малину? Где она растёт? Что лечат малиной? Правильно, малина очень помогает при ангине, простуде. А летом ягоды малины – незаменимое лакомство. В чай можно добавлять и ягоды, и листья, и веточки. Они все обладают лечебным свойством. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Ответы: медведи, муравьи.

7. КЛЮКВА. Воспитатель: Посмотрите на фото. Кто узнал ягоду? Клюква растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Какая клюква на вкус? Несмотря на кислый вкус, клюква осень полезна во всех видах Из неё делают варенье, морсы, компоты, едят живые ягоды с сахаром и мёдом.

Физкультминутка

Проводиться игра «У медведя во бору». «Медведь» находиться в середине круга, рядом с ним лежат карточки с изображением грибов, орехов, изученных лекарственных растений. Дети идут по кругу, а 2-3 участника направляются к «медведю», приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру; а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны взять только карточки с лекарственными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Стихотворение О. Высотской:

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый, молодой,

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький привет.

8. ОДУВАНЧИК. Воспитатель. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…одуванчик.

9 КРАПИВА. Воспитатель загадывает загадку.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься - укусит.

Не огонь, а жжётся.

Дети: Крапива.

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны .

10. ШИПОВНИК. Воспитатель. Кто узнал изображение на фото? Это растение нам с вами хорошо известно. Оно растёт на территории нашего садика. Много лекарств изготавливают из него. Их применяют при лечении почек, желудка, печени. Сироп помогает лечиться от кашля. В шиповнике много витамина С.

А сейчас мы с вами поговорим о нашей красавице – рябине, которая нас встречает каждый день у входа в детский садик. Эту ягоду любят и люди, и птицы. Снегири прилетают зимой полакомиться ягодами. В ягодах много витаминов, есть вещества, обеззараживающие и подсушивающие раны. А сейчас я вам загадаю загадку: белые горошки на зелёной ножке. Что это?

Дети: ландыш!

11. ЛАНДЫШ. Воспитатель: Цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось мало, они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. А сейчас я прочитаю вам стихотворение:

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке.

Белый, с жёлтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (М. Познанская)

Оказывается, ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу, на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.

Воспитатель читает стихотворение В.Лукши:

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны,-

И отступят все болезни.

Где же искать эти замечательные растения? Как хранить и использовать? Какие части растений употреблять? Воспитатель подробно рассказывает о том, как и какие части растений следует собирать, обращает внимание на то, что собирает нужно только вместе со взрослыми, которые хорошо знают правила сбора лекарственных растений. Особое внимание обращает на бережное отношение к природе.

А сейчас мы с вами проведём конкурс «Знатоки»: поочерёдно показывает карточки с лекарственными растениями. Дети должны назвать ту часть растений, которая используется в лечебных целях. (Ромашка - цветок, подорожник – лист). Некоторые лекарственные растения выращивают на плантациях. Это женьшень, мята, календула… Давайте, запомним правила сбора лекарственных растений:

1. Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для размножения.

2. Срезать или собирать нужно только ту часть, которая является полезной. Нельзя выдёргивать растения с корнем!

3. Сбор нужно производить только в определённое время.

4. Незнакомые растения не стоит собирать.

5. Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть другим людям или животным.

6. Некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем более брать в рот незнакомые ягоды .

А сейчас я прочту вам очень интересное стихотворение Е. Русаковой:

По лугам, по старым лесосекам

Пробирался в чаще без дорог

И собрал мальчишка для аптеки

Разных трав целебных в нужный срок.

Не для денег вовсе, не для славы

Он бродил среди лесов глухих-

Собирал мальчишка эти травы

Как живую воду для больных.

А во второй половине дня мы с вами выполним коллективную аппликацию «Ромашковое поле».

Беседа на тему: «Лекарственные растения»

Задачи:

Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

Расширять знания о пользе и применении лекарственны растений.

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка – Колобок.
Ход беседы

(Дети сидят полукругом.)

Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.

Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя мать и мачеху)

Колобок: Что это за растение?

Дети: Мать – и - мачеха.

Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

Познание: формирование целостной картины мира (окружающий мир):

«В гостях у доктора Айболита»
Цель:

Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растениях. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь, внимание, память.

Материал: Картинки с изображением деревьев, диких животных, картинки из серии: « Этого не следует делать в лесу», «Кому нужны деревья в лесу», игрушки заяц, медведь.
Айболит: Здравствуйте ребята, вы узнали меня?

Айболит: Правильно, я доктор Айболит. Ребята вспомните, кто приходил ко мне лечиться?

Дети: корова, лисица, волчица, зайчонок, червячок и медведица.

Айболит: А, что случилось с моими больными .

Дети: Лису укусила оса, зайчик попал под трамвай, приходил Барбос, его курица клюнула в нос.

Айболит: Молодцы ребята! Я недавно побывал в Африке, видел много животных. Обратите внимание на мольберт вам необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.

Айболит: Молодцы! А, что за животные остались на мольберте.

Дети: Эти животные обитают в наших лесах.

Айболит: Молодцы! Садитесь на стульчики. Ребята правильно, эти животные живут у меня в лесу, посмотрите как здесь красиво.

Воспитатель: Ребята, а где Айболит лечил своих зверей?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Лес - это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая их кислородом. Послушайте стихотворение о пользе леса.

Лесом можем мы гордиться,

Лес - зеленая больница.

Воздух там сплошной озон.

Все болезни лечит он.

Лес как сказочное царство:

Там кругом растут лекарства.

В каждой ветке, в каждой травке,

И лекарство и таблетки.

Вот какую пользу приносит мам лес. Лес - это сказочный мир . В лесу нашли приют звери, птицы, лягушки, жуки и бабочки. Л сколько в нем грибов, ягод, цветов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают порадоваться красоте, вдохнуть чистый и свежий воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны относиться к нему бережно. А теперь обратите внимание па мольберт. Что за дерево здесь изображено? Расскажи о нем.

Дети: Это елка. Елка используется как растение - лекарь. Ее хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином «С». Это сосна. Сосна широко распространена па всей территории России. Это одна из ценнейших хвойных пород нашей страны. Это береза. Береза самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Это дуб. Дуба листьями питается шелкопряд, который изготавливает натуральный шелк. Желудями питаются звери. Это Осина. Осина дерево любимый корм многих животный. Кору осинок любят зайчики.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Грибы и ягоды являются не только продуктам питания для зверей, но и лекарством. А еще в лесу растут, давайте поиграем в игру: « Съедобное, не съедобное»

Воспитатель: Нужно отобрать в корзинки съедобные и не съедобные грибы. Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем лечил Айболит своих зверей?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Ребята лес - это зеленая аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут микстуры и таблетки?

Воспитатель читает стихотворение.

Бедный еж попал под дождь,

Простудился бедный еж

Умный дятел поспешил.

Трубкой выслушал ежа.

У тебя я слышу хрипы...

Выпей-ка отвара липы.

Утка крякнула с порога:

Простудилась я немного.

Я минутку каждою кашляю и кашляю.

Дятел книгу полистал, дятел книжку прочитал.

Подчеркнул две строчки: «Сосновые почки»

Не лекарство, просто чудо - вмиг пройдет твоя простуда.

Воспитатель: Какими отварами можно лечиться от простуды? (ответы детей) Воспитатель: Ой, ребята, что-то я слышу, кто-то плачет?

Айболит: Ребята, помогите мне вылечить зайку и мишку они заболели?

Воспитатель с детьми.

Летом рад я свежей ягоде медвежьей.

А сушеная и запас.

От простуды лечит нас (малина)

Ярко- желтый цветок неказистый.

Сверху листьев холодная глад.

Снизу - ласковый слой бархатистый.

Словно тронет приветливо мать. (мать-и - мачеха)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки. На земле лежат листики.

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг.

Лечит ранки ног и рук. (подорожник)

Лист горбочком, с желобочком.

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час. (алое)

У волка болит живот.

Горькая травка - и животу поправка.

И сама душиста и метет все чисто (полынь)

Что за травка угощает, на луга в лесной глуши.

Человека - добрым чаем. Пчел - нектаром от души, (иван-чай)

Айболит: Спасибо ребята, что помогли мне вылечить зайчика и мишку. Воспитатель: Ребята, а что может случиться, если мы порезались, укололись.

Дети: Могут попасть микробы.

Воспитатель: С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества-фитоциды. Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечными врагами удается проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже. Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход свое оружие - вредные отравляющие вещества. Что нужно сделать, если порезали палец? (смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом). А что делать, если вы порезали или укололись, гуляя в лесу? Ответ вам даст стихотворение.

Под землею роя ход,

Как-то лапу ранил крот.

Дятла просит: «Помоги»!

Вдруг останусь без ноги!

Лапу вылечить не сложно,

Вот совет от всей души:

К свежей ране осторожно

Подорожник приложи.

Воспитатель: Ребята, какое растение убьет и залечит микробы?

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И еще много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. Попробуйте отгадать загадки о растениях.

1.Зеленая красавица

Тронешь обжигается (Крапива)

Воспитатель: Чем полезна крапива? (ответы детей).

2. Любит иль не любит

Меня мальчик Сашка,

Это точно знает

Лишь одна (Ромашка)

Воспитатель: Чем полезна ромашка? (ответы детей).

3.Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог

Он однажды людям добрым раны вылечить помог (Подорожник).

Воспитатель: Чем полезен подорожник? (ответы детей).

4. Он сорняк, он цветок.

От болезни мне помог

Как присяду на диванчик

Вспомню желтый (Одуванчик).

Воспитатель: Чем полезен одуванчик? (ответы детей).

5. Если что-то заболит

Даже зверь не устоит

С какой же травкой пить настой

Мы слышим речек медленную речь...


tmp-picture -> «Музыка (песня) в мультипликации, как средство активизации познавательных способностей детей раннего возраста»

Введение

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.3.Именная книга.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

2.Вывод.

3.Список использованной литературы.

4. Приложение.

Справка о деятельности коллектива

Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для !) подсластить .

Загадки

    И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут - через стеночку.

    На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки -
    Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития - и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их - она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики - они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Воронина Максим а

Подорожник.

Применение в медицине

Сухие измельченные употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при , , и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике

    Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

    Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.

    У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

Мята

МЯТА,Название рода происходит от нимфы (или Минты), богини горы Менте в , возлюбленной бога подземного царства . Супруга Гадеса превратила её в растение - душистую мяту

Применение

Растение широко используется: в пищевых продуктах, в - и и - , , - преимущественно .

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода

Материал собран семьей Кирилловой Лены

Пастушья сумка

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник- из семейства .

Латинское научное название дано по форме плода: - ящичек, ларчик.

Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.

Наиболее известный - Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, или двулетнее растение, широко распространённое в . На окультуренных территориях является обычным .

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной , в том числе в качестве в практике.

Материал собран семьей Хрящёва Яна

Ландыш

Ландыш майский - широко известное , входящее в фармакопеи многих стран.

Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша -лилия долин.

Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

Материал собран семьей Кучеренко Даши

Чистотел

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10-15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3-4 раза в день.

Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Материал собран семьей Белоуско Кати

Ромашка

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке

    Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?

    Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.

    Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька -
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

С.П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей Капаклы Вовы

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине .

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике

    Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок -
    Остался стебелек.

    Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Материал собран семьей Дачкиной Лены

Приложение №3

Команда юных экологов.

  1. Белоуско Катя

  2. Воронин Максим

    Капаклы Вова

    Дачкина Лена

    Кучеренко Даша

    Кириллова Лена

    Хрящёв Ян

Приложение №4

Загадки о лекарственных растениях.
На этой страничке расположились наши гости – загадки. Многие растения этого края нашли своё отражение в народном творчестве. Сложено также немало загадок о лекарственных растениях:
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

  1. Боярышник.

  2. Календула.

  3. Шиповник.

  4. Клевер.

  5. Одуванчик.

  6. Подорожник.

Приложение №5

Правила сбора лекарственных растений

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Введение:

Место проведения исследования: территория, прилегающая к ДОО

Сроки выполнения проекта: июнь - июль

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, медсестра.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

Слушание музыки.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на территории, прилегающей к ДОО.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа «Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха) .

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и исследовательно - поисковая деятельность:

1. «На участке ищем полезные растения»

2. «Где лучше посадить растения? »

3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6. Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник… », «Я-ромашка… », «Я-крапива… »

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик - листья, корень

Календула - цветы и семена

Ромашка - цветы

Мелисса - листья

Зверобой - цветы, листья

Мать - и - мачеха - листья

Пастушья сумка - цветы

Мята - листья

Щавель - листья, стебель, молодые стрелки

Лопух - листья и корни

4. Экскурсия на поляну.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего посёлка, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем посёлке, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на поляне (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.) . Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5. Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг - подорожник» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение? », «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) .

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям) .

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай! » и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет) .

9. Подведение итогов реализации проекта.