Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №156 «Волжаночка» г. Ульяновска

Методическая разработка конспекта занятия

по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)

в группе старшего дошкольного возраста

«Полет на планету «Математика»».

Составила:

воспитатель 1- квалификационной категории

Ильина Людмила Дмитриевна

г. Ульяновск

2016 г.

Программное содержание:

Цель : учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.

Задачи:

    Обучающие:

Закрепить состав числа 9;

Учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;

Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

    Развивающие:

Способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;

    Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.

Тип занятия: занятие-путешествие

Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).

Продолжительность: 30 минут

Участники : дети 6-7 лет, воспитатель, музыкальный руководитель.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал на каждого ребенка: счетные палочки, набор геометрических фигур, простой карандаш, линейка, иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, медальки (шоколадные в коробке), схема дома из геометрических фигур высотой равная 9 см;

Демонстрационный материал: схема дома из геометрических фигур, конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, звезда-приглашение из бумаги, геометрические фигуры из бумаги.

Аудио-плеер, мяч, магнитная доска с магнитами.

Предварительная подготовка:

Отгадывание загадок, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа.

Методы и приемы работы с детьми:

Игровой (использование сюрпризных моментов);

Наглядный (использование иллюстрированных заданий, схемы);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Поощрение, анализ занятия.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Организационная разминка

Направлена на мотивацию детей. На данном этапе была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера для сплоченности группы.

3-5 минут

2.Основная часть

Строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны между собой и направлены на решение поставленных задач.

20-24 минуты

3.Рефлексия

Осуществление обратной связи с помощью ответов детей на поставленные вопросы педагога по всей совместной работе на занятии.

3-5 минут

Ход занятия:

1.Организационная разминка.

Воспитатель:

(на полу лежит звезда (приложение 1)).

Ребята, посмотрите, к нам прилетела звезда, в ней просят о помощи жители из далекой страны «Математики». Они сообщают о том, что их всех злая колдунья заперла в высокой каменной башне. Освободить жителей можно только, решив некоторые математические задания.

Ну, что, ребята готовы помочь жителям планеты «Математика»?

Да.

Присаживайтесь за столы. У каждого на столе лежат листочки с заданием. (Приложение 2- ракета). Если вы правильно справитесь с заданием, мы сможем узнать, на чем мы отправимся в далекое путешествие.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Догадались, что нужно сделать?

(ответы детей)

Правильно! Нужно при помощи карандаша соединить цифры по порядку.

С какой цифры начнем? (1).

После цифры 1 какая цифра следует?(2) и т.д.

Соединили все цифры по порядку. Молодцы!

Что у вас получилось?

(ответы детей)

У всех получилась ракета.

На этой ракете мы отправимся в далекое путешествие на планету «Математики».

(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)

(конверт с заданиями)

Вот мы и на месте. Посмотрите, вот и конверт с заданиями, которые мы должны выполнить, чтобы освободить местных жителей.

    Задание: «Арифметические знаки»

+ ; - ; = ; > ; < .

    Задание: «Пчелка»

Нужно помочь пчелке собрать нектар. Пчелка берет те примеры в ведерко, в которых ответ получается 9.Для начала нужно решить примеры (с помощью линейки или счетных палочек), ответ у которых получится 9,соединим линью при помощи карандаша с ведерком.

(Приложение 3- пчелка).

(индивидуальная помощь педагога при самостоятельной работе детей)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Веселые задачки».

(выкладывание примеров (решение задачи) на столе из раздаточных цифр и арифметических знаков)

    Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

Восемь румяных, наливных,

Один с кислинкой.

Сколько их?

(Восемь румяных, наливных и один с кислинкой).

Какой задан вопрос?

(Сколько всего яблок?).

Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:8+1)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Десять веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один от них отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Какое условие в этой задаче (о чем говорят цифры)?

(10 мишек и 1 из них отстал).

Какой задан вопрос?

(Сколько стало мишек впереди?).

Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:10-1)

и сколько получится в ответе.(9)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    *** У бабушки Маши

Внучка Даша,

Кот Пушок и собака Дружок.

Сколько внуков у бабушки всего?

(одна внучка, кот и собака – животные)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение) .

    Задание: «Назови соседей цифры».

(устно)

Назовите число за которым следует число 9?(8)

Назовите число, следующее за числом 9? (10)

Назовите «соседей» числа 9? (8,10)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Составь пример»

У вас у каждого на столе лежат разноцветные счетные палочки. Давайте составим примеры на сложение с числом 9.

(самостоятельная деятельность:5+4 ;3+6;4+5;6+3 и т.д.)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Физкультминутка: 2 раза

(показ ведущего- ребенка)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Отдых наш – физкультминутка-это,

Занимай свои места.

    Игра «Дни недели».

(дети встают в круг, воспитатель становится в центре круга и бросает мяч детям, задавая им вопросы, после ответа возвращают мяч воспитателю).

Какой первый день недели?

Какой третий день недели? и т.д.

Четверг. Следующий какой день наступает? и т.д.

Какой день считается выходной?

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Загадки»

(о геометрических фигурах, дети отгадки вешают на доску)

    1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я.(треугольник)

    2. Не овал я и не круг, треугольнику я – друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня….(квадрат).

    3 . Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква о.

(круг)

    4. Я - почти, как круг – малец, я похож на огурец.(овал)

    5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею. Но все же похож на квадрат, между прочим. У меня две длинные стороны и две – покороче. (прямоугольник)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Строим дом»

(приложение 4)

(по схеме из геометрических фигур, можно из счетных палочек)

(исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Графический диктант»

(приложение 5-ключ)

У нас осталось последнее задание. У каждого на столе лежат листочки в клетку. Придвиньте к себе поближе, возьмите карандаш и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставили на точку карандаш. Я буду говорить в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

И так начнем:

    От черной точки вправо отсчитай 8 клеточек

    Вверх 2 клеточки

    Вправо 4 клеточки

    Вниз 5 клеточек

    Влево 4 клеточки

    Вверх 2 клеточки

    Влево 4 клеточки

    Вниз 3 клеточки

    Влево 1 клеточка

    Вверх 1 клеточка

    Влево 1 клеточка

    Вниз 1 клеточка

    Влево 1 клеточка

    Вверх 3 клеточки

    Влево 1 клеточка

    Вверх 1 клеточка

Что у вас получилось?(ключ)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Молодцы! Этим ключом мы открыли башню и освободили местных жителей.

Королева «Математики» (приложение 6) награждает вас за ваши старания и помощь медальками.9награждение).

Нам пора отправляться назад. Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)

3.Рефлексия.

Ну, вот мы и вернулись. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Где мы сегодня побывали? (в стране «Математика»)

Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли, …)

Какое число нам встречалось чаще всего? (9)

Что мы делали впервые? (составляли и решали задачки)

Наше путешествие не прошло даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!

Приложение 1.

(Звезда)

Приложение 2.

( Ракета)

Приложение 3.

(Пчелка)

Приложение 4. (Схема дома из геометрических фигур)

Приложение 5.

(схема ключ)

Приложение 6.

(Королева Математики)

Литература:

1. Комплексные занятия по программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

2. Программа " От рождения до школы " под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС .

4. https://yandex.ru/images/

Конспект НОД по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст. Тема "Путешествие в лес"

Цель : Создание условий для развития интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
Образовательная.
Обобщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий: ориентировка на листе бумаги, состав числа формировать навыки групповой работы;
Развивающая.
Развивать мыслительные операции: внимание, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная.
Содействовать поддержанию интереса к деятельности, формированию умения трудиться в коллективе.
Материал:
Карандаши, листы бумаги, числовой ряд, карточки с цифрами, панно дерево с птицами, числовой домик.
Место проведения: групповая комната.

Дети, я предлагаю вам отправиться в лес. Вы согласны? (ответы детей: да). Назовите времена года (ответы детей: зима, весна, лето, осень). А какое сейчас время года? (весна). Как вы думайте, что сейчас в лесу и что нам надо для путешествия в лес? (ответы детей). Правильно, сейчас в лесу пробуждается природа и нам с вами надо нарисовать карту, чтобы не заблудиться.
Д/упражнение "Ориентировка на листе бумаги".
Возьмите карандаш и лист бумаги и нарисуйте в правом верхнем углу круг, в нижнем левом треугольник, в нижнем правом квадрат, в верхнем правом углу ромб, в центре прямоугольник.
Теперь от круга поставьте стрелку к квадрату, от квадрата к треугольнику, от треугольника стрелку к ромбу, от ромба к прямоугольнику, и от прямоугольника стрелку к кругу.
Вот такую карту мы с вами нарисовали и отправляемся в путь от круга.
Посмотрите а медведь нам оставил письмо с заданием, чтобы его разбудить.
Игра "Смотри и выполняй"
Ребята я буду показывать нам карточки с цифрами, а вы должны посмотреть на карточку и построиться в круг.
2- по двое; 5- по пять и т.д.
Молодцы выполнили задание и медведя разбудили, отправляемся дальше по карте, смотрите куда ведет стрелка.(ответы детей: к квадрату).
Здесь задание от зайца. Он не может убежать от волка пока не соберет все морковки с цифрами по порядку.
Игра "Найди пропущенное число"
Дети рассматривают числовую ленту. определяют пропущенное число и заполняют цифрами.
Молодцы, помогли зайцу убежать от волка. Отправляемся дальше. Куда стрелка на карте ведет? (ответы детей: к треугольнику).
Мы устали и сделаем привал. А на привале поиграем отдохнем.
Физминутка.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько зайчиков у нас,
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Сколько ежиков на круге
Столько раз поднимем руки.
Отдохнули и дальше в путь, куда идем? (ответы детей: к ромбу)
Посмотрите сколько птиц прилетело, и что то спорят. Послушаем их. На одном дереве сидели синицы. потом прилетели скворцы. Сколько птиц сидит на дереве? Да они задачи решают, но можно ли решить такую задачу? (Ответы детей: нет). Почему её нельзя решить?(ответы детей: нет цифр).Давайте поможем составим задачу и решение запишем. (Дети составляют задачу на сложение, а потом аналогичную составляем задачу на вычитание и решение записываем).
Посмотрите птицы как весело нам запели, что мы решили их спор (слушаем пение птиц). Нам пора отправляться дальше. Куда идем? (ответы детей: к прямоугольнику)
Ребята посмотрите на поляне выросли цифры. Возьмите по одной и постройтесь по порядку от 1 до 10. А тут дом стоит высокий, это лесная школа, и на каждом этаже учится определенное количество учеников зверей. Номер школы 10. значит на каждом этаже 10 учеников.
Игра "Числовой домик"
Дети заселяют цифрами домик.
Молодцы посмотрите на карту последняя стрелка ведет в детский сад, домой. Вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? А что было трудно, сложно?

Тема: Порядковый счет до 10

Познавательная.

Задачи:

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации:

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.

Оборудование: сказочная музыка, геометрические фигуры, карточки с цифрами, магнитная доска, колокольчик, «камни».

Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, заваленный камнями.

Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки? А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
– Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись.” Открываем глаза. Сказка начинается.
Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился Иван Царевич и пошел искать царевну. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера день недели?
– Какой будет завтра день недели?
– Какой день недели будет послезавтра?
– Какие времена года знаете? Назовите.
– Сколько месяцев в году? Назовите.
– Назовите части суток. Назовите.

– Справились мы с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

– Давайте поможем Ивану Царевичу. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать (графический диктант):
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

– А сейчас проверим. Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу. Где нарисовала София желтый круг?
– В каком углу Андрей нарисовал овал?
– Какие фигуры мы не нарисовали? (Ромб, трапеция). Расскажите о них.

– Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.

– Вот и мы попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.
– Сколько ушей у двух мышей?(4) Почему?
– Сколько животиков у 5 бегемотиков?(5)
– Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц?(3) Почему?
– Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?(4) Поясните.
– Сколько домишек у 100 муравьишек?
– Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? А у вас?
– Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

Физкультминутка

Иван Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся, руки в стороны развел, и пошел,
пошел, пошел за Царевной в глушь лесную,
вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок.
Дверь, за которой спрятана Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Рома, а мы ему поможем за столами. Перед вами числовой ряд от 1 до 10 . Все приготовились, начали работать.
– назовите число больше 2 на 1 (3)
– самое маленькое число (1), самое большое (10)
– число, которое меньше 7 на 1 (6)
– назовите соседей числа 6 (5 и 7)
– покажите число больше 3 на 1.(4)
– назовите соседей числа 9.(8 и10)

Воспитатель: Молодцы, дверь в замок мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он, возможно разбился и затерялся.
Ребятишки, чтобы ключик нам найти, нужно нам его собрать. (из палочек Кюизенера.)

– Молодцы. А сейчас мы с вами вставим ключ в замок и освободим Царевну.
(Дети вставляют ключ в замок и открывают ворота) Выходят герои сказки, благодарят детей за помощь и «дарят» детям книжки - раскраски. Сказочные герои прощаются с детьми.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

3. Заключительная часть.

– Где мы сегодня путешествовали, ребята?
– Что вам понравилось?
– Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

2-й вариант конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа: старшая

Тема: «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательная

Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.

Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, игрушка-Леший, «дощечки» с цифрами, иллюстрации со сказочными героями, макет платья.

Ход НОД

Вводная часть

Дети вместе с воспитателем встают в круг. Создание игровой мотивации.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо от волшебницы. Добрая Фея приглашает нас отправиться в сказочное путешествие в четверг и прилагает к письму карту.
– Ребята, а сегодня какой день недели? (Четверг.) Значит, нам пора отправиться в путь.
– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)
– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы? (Среда, пятница, воскресенье.)
– Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем? (Понедельник, вторник, суббота.)
– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)

Подготовка к путешествию в сказочную страну – выбор волшебного транспорта.

Воспитатель: Молодцы! А на чем же мы отправимся в сказочную страну (Автобус, поезд, самолет.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)

Соотнесение цифр.

– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии с цифрой на билете и цифрой на местах в нашем транспорте.

Основная часть

Путешествие в сказочную страну по карте.

Станция «Геометрические фигуры»

– Ребята, мы летим в сказочную страну, какие сказки вы знаете? (Дети называют любимые сказки.)
– Смотрите, мы оказались на поляне геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине.)
– Ребята, давайте разделимся на три команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего. А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. (Самостоятельная работа детей) .
– Итак, сколько групп у вас получилось? (3)
– Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)
– Молодцы! Привели поляну в порядок. Идем дальше!

Станция «Ремонт моста»

– Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .
– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке.
– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)
– Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

Молодцы, все сделали правильно!

Станция «Лесная чаща»

– Ребята, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке? (Леший.)
– Какой он? (Грустный.) Наверное, у него что-то случилось. Смотрите, у него в руках конверт, давайте посмотрим, что там. (Дети вскрывают конверт и видят карточки с точками и цифрами.) Как вы думаете, что случилось с лешим (Он не знает цифры, у него не получается рисунок) Ребята, а вы можете помочь ему справиться с заданием. (индивидуальная работа по карточкам). Что хотел нарисовать Леший, но не смог? (Гриб)
– Молодцы, помогли Лешему! Он говорит нам большое спасибо. Пора идти дальше!

Станция «Сказочный город»

– Ребята, мы пришли в сказочный город. Кто здесь живет? (Мальвина, Буратино, Пьеро)
Давайте покажем нашим героям, как мы умеем отдыхать.
Динамическая пауза: «Буратино потянулся»
– Что они делают? (сидят за столом, пишут, рисуют)
– Нет, они решают задачи. Поможем им? (Да)

Мальвина:
Три яблока из сада Ежик притащил,
Самое румяное Белке подарил!
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

Буратино:
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело!
Сколько всех их прилетело? (7)

Пьеро:
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
– Молодцы!

Мальвина приглашает вас за стол. Садимся за столы парами в соответствии с номерами на билетах. (Дети рассаживаются.) Мальвина очень любит красивые платья. Давайте нарисуем ей красивое платье и подарим.

Самостоятельная работа за столами, в парах.

Заключительная часть:

– Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой.
– Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли сказочным героям справиться с заданиями. Попрощайтесь с друзьями. Нам пора возвращаться домой.
(Дети с воспитателем садятся на ковер-самолет и летят домой.)

Тема: «Планета Математика»

Обучающие задачи:

  • Определить уровень знаний детей по изученным темам;
  • Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • Закрепить знания о последовательности дней недели;
  • Закрепить умение различать понятия: «выше», «ниже», « между», «влево», «вправо»;
  • Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
  • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
  • Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке, читать по слогам.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приемы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстраций).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы, детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: доска, фланелеграф, цифры, злаки, мяч, раздаточный материал: карточки с изображением геометрических фигур, буквенно-числовые карточки, бумажные полоски разного цвета, математические наборы, тетради, карандаши.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, как гостеприимные хозяева давайте поздороваемся с гостями. А теперь сели прямо, ножки поставили вместе, руки сложили перед собой. Занятие начнем со стихотворения.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем,

Не минутки не теряем.

Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на « планету Математики».

Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.

А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры.

Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим. Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Ракета)

Это какой вид транспорта? (Воздушный)

А кто управляет ракетой? (Космонавт)

Правильно ребята, космонавт. Космонавты - мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - в невесомости, в безмолвном и опасном космосе. Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он полетел в космос.

Ребята, через минуту мы с вами должны быть в полной готовности. Командиром корабля буду я, а вы все члены экипажа.

И так раз, два, три - свое место займи. (Дети занимают места на стульчиках). Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно ответить на вопросы и

Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. А вот и первое задание.

ЗАДАНИЕ № 1 Игра: «Вопрос - ответ».

- Назовите число, которое стоит перед числом 5; (4)

- Назовите число, которое стоит после числа 9; (10)

- Назовите число, которое стоит между числами 8 и 10;(9)

- Назовите число, которое стоит перед числом 12; (11)

- Назовите число, которое стоит перед числом 16;(15)

- Назовите число, которое стоит между числами 14 и 16;(15)

- Назовите соседей чисел 13, 16, 19.

- Я задумала число, если к этому числу прибавить 3 то получится 7 (4) Расскажите об этом числе все, что о нем знаете. (Это четное число. Его соседи: 5,6. Число 4 состоит из четырех единиц.)

- Молодцы ребята числа мы вспомнили, правильно отвечали на вопросы. Но, кажется, ваши глазки очень устали. Чтобы глазки не болели, сделаем зарядку.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту

Снова вверх и снова вниз. (Снимает глазное напряжение)

Во вторник часики глаза водят взгляд туда сюда,

Ходят влево, ходят вправо не устанут никогда

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим в даль, на это времени не жаль,

Что в близи, а что в дали глазки рассмотреть должны.

(Смотрим прямо перед собой, поставить палец на расстоянии25-35 от глаз.

Перенести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

Укрепляем мышцы глаз)

В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка и опять, в другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

Без гимнастики друзья нашим глазкам жить нельзя!

- Ваши глазки отдохнули, теперь можно продолжим наш путь. А вот и следующее задание.

ЗАДАНИЕ № 2

Рассмотрите этот рисунок, ребята и назовите цвета полосок на рисунке,

пользуйтесь словами « выше», «ниже», «между». Будьте внимательны!

- Выше красной полоски, находится синяя полоска.

- Ниже синей полоски и выше зеленой полоски находится красная полоска.

Красная полоска находится между синей полоской и зеленой полоской.

- Ниже красной полоски и выше желтой полоски находится зеленая полоска. Зеленая полоска находится между красной полоской и желтой полоской.

ЗАДАНИЕ № 3

- Ребята, давайте вспомним с вами геометрические фигуры. Я буду

показывать карточки с изображением разных геометрических фигур, а вы

будете называть их, и объяснять, почему вы так думаете. Будьте, пожалуйста, внимательны!

Я считаю, что это прямая линия. Прямая линия похожа на туго натянутую

нить. У прямых линий нет концов. Их можно продолжать.

Я считаю, что это отрезок. Часть прямой линии, ограниченная двумя точками называется отрезком.

Я считаю, что это луч. Луч это часть прямой линии. У луча есть начало, но

нет конца.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы с вами дети, продолжаем наш полет.

В невесомость мы попали и со стульев дружно встали

Раз, два, три - ввысь ракета летит.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед

Летим! Летим! Летим! На носочки поднимись.

А потом руки вниз. Как пушинки закружились

И на место опустились.

ЗАДАНИЕ № 4

- Ребята, посмотрите, какие красивые цветы растут на этой планете. Расскажите, по какому признаку рассажены цветы на клумбах. Сколько цветов на каждой клумбе? (Цветы рассажены на клумбах по цвету)

Какое правило, мы знаем на эту тему? (Предметы можно разбивать на группы или собирать в группы по цвету.)

- Недалеко от клумбы стоит « домик» - таблица. В доме 3 «этажа». Определите, по какому признаку живут фигуры на каждом «этаже». (На каждом «этаже» живут фигуры одного цвета и формы.) Какое правило вы вспомнили? (Предметы можно разбивать на группы или собирать в группы по цвету и форме.)

-А за «домиком» находится 2 парка, в котором растут высокие и низкие деревья. По какому признаку посадили деревья? (Деревья посадили по размеру.) Какое правило вы вспомнили? (Предметы можно разбивать на группы или собирать в группы по цвету, форме, размеру.)

Ребята, вы справились с этим заданием. Молодцы!

ЗАДАНИЕ № 5

- Ребята, посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты. Здесь какие-то загадки и разные цифры. Нужно отгадать эти загадки и используя отгадки и цифры составить задачу.

Послушайте внимательно, про какой знак пойдет речь.

Загадки

Я - знак и этим я горжусь, я для сложения гожусь.

Я - добрый знак соединения и в этом мое предназначение.

(+)

Я - тоже добрый знак, ведь не со зла я забираю,

Свой кошелек я наполняю.

(-)

-Ребята, посмотрите на этот знак, что он означает?(=)

Что он означает? (Объединить, чтобы получить одинаковое

количество.)

- Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:

Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак

нужно поставить?(+)

Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно

поставить?(-)

Задача № 1

Условие задачи: на елке висело три шара. Катя повесила еще один шарик.

Вопрос: сколько шаров теперь стало на елке?

Решение: 3+1=4 (к трем прибавить один получится четыре)

Ответ: четыре шара.

Задача № 2

Условие: в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели.

Вопрос: сколько яблок осталось?

Решение: 10-6=4(от десяти отнять шесть получится четыре)

Ответ: осталось четыре яблока.

-Ребята, в сентябре вы пойдете в школу и в конце каждого урока, вас будут оценивать. Сегодня вашу работу хотят оценить люди с другой планеты. Чтобы проверить, как вы работали сегодня, вам нужно справиться с последним заданием. Слушайте внимательно.

ЗАДАНИЕ № 6

-На ковре лежат буквенно-числовые карточки цифрами вверх. Вам нужно выложить карточки в порядке увеличения чисел, после чего перевернуть карточки на другую сторону и прочитать то слово, которое у вас получится.

Какое слово у вас получилось? (Отлично)

- Молодцы, ребята! Так как вы прекрасно справились с трудным заданием, люди с другой планеты решили угостить вас сладостями. Вот и подошло к концу наше путешествие в «Космос». Давайте вернемся в наш детский сад. Закройте глаза. Давайте дадим обратный отсчет от 10 до 0. (Дети отсчитывают)

ИТОГ НОД

- Вот, мы и вернулись в группу. А теперь, вспоминайте, куда мы сегодня с вами отправились? С какими трудностями столкнулись? Вам понравилось наше путешествие?

Ольга Башкирёва
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

Образовательная область. Познание, формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.

Цель : совершенствовать навыки счета; пространственные, временные, количественные отношения.

Задачи :

Обучающие :

Закреплять навык порядкового счета;

Совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах десяти;

Формировать пространственные представления;

Совершенствовать навыки счета с помощью различных анализаторов; -закреплять представление о геометрических фигурах;

Упражнять в умении классифицировать предметы по различным признакам;

Развивающие :

Развивать внимание, память, мышление; слуховое и зрительное восприятия;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к математике, умение вслушиваться в речь взрослого; чувство товарищества; коммуникативные навыки;

Вызывать эмоциональное удовлетворение, интерес к заданиям.

Материал : Конверты с заданиями, герой из мультфильмов, геометрические фигуры, ножницы, металлофон, посылка, карточки с цифрами, буквами.

Ход ИОД:

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли в гости герои из мультфильмов. Они пришли не с пустыми руками, а принесли сюрприз для нас.

Вот эту посылку.

Что же в ней?

(Достает конверты)

В посылке конверты с заданиями, вопросами и играми на которые мы должны с вами найти правильные ответы. От каждого героя по одному конверту с заданием. Цифра на конверте совпадает с цифрой стоящей возле каждого героя. Так мы узнаем, от какого героя задание.

Какой конверт мы откроем первым?

Под номером 1. Этот конверт, от какого героя? Правильно от Кота в сапогах.

(Достаем из конверта цифры)

Ребята это цифры, но они запутались. Нам нужно разложить цифры по порядку от 1 до 10. (Пригласить ребенка для выполнения этого задания. Остальные дети проверяют.)

Разложили, посчитаем (Счет прямой и обратный) . Молодцы.

За правильно выполненное задание, даю букву М.

Какой конверт по счету надо взять следующим (Второй.)

От какого героя следующее задание. Конверт с номером 2 от Красной Шапочки.

Красная шапочка приготовила для вас загадки.

Первый день большой недели,

Трудовой день, не бездельник,

Как зовется…. (понедельник) .

Прокричал усатый дворник :

«День второй в недели (вторник) ».

Третий день не ерунда,

Как зовется он….(среда) .

День четвертый лень отверг,

Как зовется он….(четверг) .

Пятый день - опрятница,

Как зовется…. (пятница) .

День шестой-конец работы,

Как зовется он (Суббота) .

А седьмой день- всем веселье

Как зовется (воскресенье) .

Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?

Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?

Какой день недели был вчера?

Берем следующий конверт. Какой он по счету (Третий) .

Конверт с номером 3, от какого героя? Правильно от Дюймовочки.

Дюймовочка приглашает нас на сказочный луг.

Физкультминутка «На лугу» .

Перед нами луг широкий / развели руки в стороны. /

А над нами лес высокий / руки вверх. /

Слева сосны / руку влево. /

Справа ели /руку вправо. /

Головами зашумели /махи руками над головой/

Вдруг ударил сильный гром, /хлопки перед собой/

Побежали быстро в дом.

Ой, дождь пошел! спрячемся в домики.

(Дети садятся на места складывают углом ладошки над головой, показывая крышу у дома).

Капельки падают на крышу дома и звонко стучат. Посчитаем их. Но считать надо с закрытыми глазами (Воспитатель стучит в металлофон, дети считают капли, 3-4 раза разное количество). Дождь закончился. Можно выходить из домиков.

За правильно выполненное задание, даю букву Л.

Возьмем следующий конверт. Какой он будет по счету? (Четвертый) Какой герой принес конверт? Мальвина. (Достаем из конверта квадраты)

Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)

А в месте, сколько красных и синих квадратов?

Каким по счету стоит синий квадрат?

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.

(Дети закрывают глаза, наступила ночь. Воспитатель меняет квадраты местами. Дети открывают глаза, наступил день).

Ребята, здесь, что- нибудь изменилось?

Какой по счету стоит синий квадрат теперь?

За правильно выполненное задание, даю букву О.

Следующий конверт с цифрой…. 5?

Этот конверт, от какого героя? Правильно от Буратино.

Буратино приглашает нас в волшебный лес.

Физминутка для глаз.

Мы отправились гулять. /Шагают на месте. /

Грибы – ягоды искать

Как прекрасен этот лес. /Разводят руки в стороны, смотрят вокруг/

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине. /Смотря вверх. /

Вот грибок растет на пне. /Смотрят вниз. /

Дрозд на дереве сидит. / Смотрят вверх. /

Ежик под кустом шуршит. /Смотрят вниз. /

Слева ель растет- старушка . / Смотрят вправо. /

Справа сосенки – подружки. /Смотрят влево/.

Где вы, ягоды, ау! /Повторяют движения глаз. /

Все равно я вас найду! /Влево-вправо, вверх-вниз/.

Пальчиковая гимнастика «Ягодка»

Левой рукой изобразить ветку с ягодами. Для этого расслабить кисть, пальцы опустить вниз. Пальцами правой руки «снимать» с веток ягоды с каждого маленького пальца-веточки по очереди.

Дыхательное упражнение «Вдыхаем запах леса» .

Мы по лесу погуляли, в детский сад опять попали.

Ребята даю букву Д.

Пора следующий конверт достать. Какой по счету конверт будем доставать? -Конверт с номером 6, от какого героя?

Правильно от Незнайки. Он просит с ним поиграть.

«Волшебный мешочек» .

(Предлагается на ощупь определить количество фигур в мешочке и назвать их).

Молодцы. За выполнение этого задания вы получаете букву Ц.

Берем следующий конверт с цифрой 7. Конверт с номером 7, от какого героя? Правильно от Карлсона.

Посмотрите, что в конверте. В конверте геометрические фигуры. Они потерялись. Давайте поможем им.

Игра «Засели фигуры»

(Детям предлагается заселить фигуры в два домика, но с условием, что в первом домике живут все треугольники, а во втором – все красные фигуры).

Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием, получаете еще одну букву, показываю Ы.

(Приглашает детей подойти.)

Прочитаем вместе слово, из заработанных вами букв - «МОЛОДЦЫ» . Этим словом я хвалю вас и благодарю за то, что вы сегодня меня порадовали своими знаниями, справились с заданиями. Ребята, а какие задания вы сегодня выполняли, чем занимались? Что понравилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД образовательная область познание (ФЭМП) «Путешествие по сказке Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №151» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа.

Конспект НОД по направлению «Познание» (ФЭМП) в подготовительной к школе группе