Рассмотрим, какую роль лидерство играет в вашем проекте и то, к чему вам, возможно, потребуется обратиться. Лидер должен вдохновлять и мотивировать свою команду и убедиться, что она работает. Однако если лидер не имеет силы выполнять поручения в срок или возможности идти до конца и работать над проблемами, то лидерские качества не будут работать из-за неспособности выполнять свои функции и решать вопросы. Вдобавок к этому, будучи не в состоянии делегировать и следить за ходом исполнения поручений, есть риск потерять уважение членов команды. Лидерство и управление в простом понимании, в конечном счете, сводится к одному – удовлетворительному завершению поставленных задач. Лидерство может быть использовано для ускорения выполнения задач, но это ограничивает качество получаемого опыта, так как мало кто может узнать что-нибудь из этого. Лидерские качества делают лучше как конечный результат, так и получаемый опыт.

Проанализируйте свои собственные сильные и слабые стороны для лучшего понимания лидерства. В бизнесе это часто делается при помощи анализа SWOT, который показывает сильные и слабые стороны компании в соотношении с возможностями и рисками. Он также может быть применен с большим успехом к личному лидерству. Для этого вам нужно просто записать то, что вы чувствуете, ваши сильные стороны (и т.д.), а затем позволить другому человеку письменно составить свое объективное мнение о вас. Это открывает дорогу для идей и позволит вам увидеть проблемы, о которых вы могли не быть в курсе. Преимуществом данного метода является то, что понимание других людей на тонком уровне может прийти только после того, как вы познаете себя. Только когда мы сможем успешно определить характер и привычки нашего собственного разума, мы сможем увидеть мотивы других людей, а также разработать эффективную модель поведения. Рассмотрим, что представляют из себя ваши собственные моральные принципы. Лидер без моральных принципов, считающий, что для достижения цели любые средства хороши, иногда может быть сильнейшим, но в то же время самым слабым лидером. Это очень сложный парадокс. Потому что человеку, который имеет сильное чувство границ относительно того, как изменить плохую ситуацию в лучшую сторону, невзирая на свои собственные чувства, даже если это является просто стремлением к поиску выхода, требующего минимальных жертв, нужны силы и, следовательно, такой человек является сильнейшим лидером, поскольку он осознает, что в конечном итоге ситуацию нельзя рассматривать с позиции «мы» или «я». Такой человек может затем вести при помощи своего опыта и мудрости, так как личные чувства часто маскируются моральными принципами и как следствие могут ввести в заблуждение и причинить вред другим. Но человек, который правит железной рукой, основываясь на личных чувствах и мнениях, или же который не взвешивает все «за» и «против» прежде чем действовать, является просто диктатором. Такие люди не имеют большую силу вознести общее благо над своим собственным.

В своих действиях будьте самими собой и руководствуйтесь гуманными принципами. Также, очевидно, как это звучит, удивительно часто люди пытаются наскрести мотивацию и вдохновение внутри, чтобы иметь возможность вдохновлять и мотивировать других. Так же, как одни являются лидерами от природы, другие должны просто стать хорошими лидерами. Природное лидерство, равно как и природная этика, исходит из широкого осознания причины и следствия или действия и результата. Самая важная цель заключается в сопоставлении оценки против собственного опыта. Что действительно имеет значение для проекта? Как цель может быть достигнута с наилучшим исходом? Что необходимо членам команды для роста? Очень часто лидера делает великим способность выходить за пределы личных чувств, чтобы помочь людям увидеть, что только они могут помочь себе быть более продуктивными, более эффективными и умными. Способность сопереживать, проникать в суть и понимать, а не полагаться исключительно на идеи других людей, в жизни поможет вам гораздо больше. Человечество вдохновляет и поддерживает, но чтобы остаться в контакте с реальностью, центром внимания должны стать человеческая природа и способности человека.

Поймите несколько ключевых неписаных правил, которые могут создать или сломать хорошего лидера и оцените себя и свои собственные способности по отношению к ним и то, что является хорошим лидерством для вас.

  • Если вы являетесь формальным лидером, у вас есть право принимать решения и ответственность за последствия таких решений. Полномочия и ответственность идут рука об руку. Попытка заполучить авторитет, одновременно отказываясь от ответственности (и наоборот, быть обремененным ответственностью, не имея никакой власти), является бомбой замедленного действия. Если у вас нет полномочий, чтобы иметь возможность действовать, имеет смысл уйти в отставку как можно скорее. Знайте, кто здесь главный. Главным можете быть на самом деле вы.
  • Никогда делайте пустых угроз. Если у вас в команде есть нечистоплотные участники, которые не заинтересованы в единстве или в выполнении своей работы, и вы намереваетесь предупредить их об увольнении, то исполнение такой угрозы должно быть в пределах вашего контроля. Никогда не угрожайте человеку просто так. Впоследствии реальные угрозы не будут восприниматься всерьез.
  • Установите границы. Как ни странно, мало кто делает это. Многие неумелые руководители хотят думать, что команда работает сама по себе и что члены должны иметь собственную этику и должны работать вместе, но это бывает редко. С самого начала следует знать свои ожидания, как они будут исполнены, кто будет этим заниматься и срок их исполнения, а также границы компании, такие как границы иерархии и обязанностей. Многие лидеры хотят быть лидерами и одновременно переложить всю работу на менеджеров, но это уже другая катастрофа.
  • Поощряйте обсуждения в команде, но придерживайтесь границ. Как и в случае с проведением собрания, важно заметить, когда люди зациклены на проблемах, тратят время впустую или думают о непрактичных вещах.
  • Если вы не можете управлять кораблем самостоятельно, пора подумать о смене карьеры. Вы можете быть руководителем группы, но если вы взаимодействуете с другими управлениями таким образом, что финансирование и управление вашим сектором зависит от других, то если вы не можете исправить эту ситуацию, она станет источником негодования среди других. Также как фигура на носу корабля является важным символом, фактически это всего лишь кусок дерева или металла, который не может установить курс или не дать кораблю затонуть. Кроме того, что вы часто подвергаетесь риску быть уличенными в низкой квалификации, вы можете быть пойманы, когда реальные навыки понадобятся в чрезвычайных ситуациях, а вы будете не в состоянии предотвратить трагедию и катастрофу.
  • Делегируйте. Как руководителю вам важно, чтобы работа была выполнена, но делегирование в понимании лидерства является признаком доверия и веры в способности членов команды. Делегирование позволяет делиться навыками и опытом, что позволяет людям расти, но это должно быть сделано с умом. В делегировании поручения не должны даваться человеку, не способному их выполнить или возмущенному подобным поручением.
  • Изучите язык тела или, в общем, язык тела членов вашей команды. Это не только для того, чтобы знать, когда вам доносят ложную информацию, но и для того, чтобы уметь во время определить существование офисных интриг, которые должны быть рассмотрены как можно раньше. Вы должны изучить свой собственный язык тела, так как были времена, когда лидер должен был действовать как игрок в покер, чтобы сохранить уверенность в себе.
  • Поощряйте образование и опыт. Вы можете устраивать ротацию кадров внутри своей команды, что поможет получить ее членам новые навыки, а вам заполнить пробел, в случае если один из членов команды заболеет. Но это имеет также более широкий смысл; если член команды имеет вкус самостоятельного управления и руководства, у них есть больше понимания, насколько сложной является работа и то, как необходимо действовать хорошему лидеру, чтобы оставаться таковым, равно как и то, что хорошее взаимодействие очень важно. Это относится и к лидеру, и к членам команды.
  • Взвешивайте все «за» и «против», прежде чем совершать или действовать, и при необходимости уделите дополнительное время на рассмотрение последствий, рисков и методов реализации стратегии. Еще один очень важный момент, который может показаться очевидным, согласованность, целостность, изобретательность и надежность являются теми вещами, которые либо делают лидеров сильней, либо ломают их. Как не единожды показывала история, лидеры, которые не принимали свой долг и инструкции серьезно, не добивались успеха. Некоторые новшества оказывались успешными. Несмотря на то, что некоторые лидеры, которым не знакомы хорошая организованность и анализ результатов, смогли эффективно организовать руководство над своими проектами и показать свою природную эффективность, важно общаться с умом и никогда не считать за слабость просить о помощи. Слишком гордый человек, не способный просить о помощи, сеет семена неудачи уже в момент, когда не может обратиться за помощью или советом, когда это действительно необходимо. Когда эмоционально или символически такая неспособность является результатом попыток сохранить лицо, они теряют свою способность действовать и осуществлять изменения или стратегии, а также целостность и способность вдохновлять одним махом. Хороший руководитель очень часто следует за другими и должен быть в состоянии делать это. Правильно не только то, что все с чего-то начинают, но и то, что никто никогда не перестает учиться и расширять опыт и знания. Иногда мы можем чувствовать себя мудрыми и способными, в то же время можем быть ошеломлены в самой простой ситуации.
  • Знайте, что происходит, и оставайтесь в курсе. Не только внутри своей команды, но и внутри компании, у ваших клиентов, поставщиков и в мире вокруг вас. Если вы, работая в одном отделе, не имеете никакого представления о том, что происходит в других отделах или в управлении компанией, то единственный, кто был бы удивлен, если бы ваш отдел закрыли, были бы вы. Это означает, что вам, возможно, придется самим добывать информацию, будь то хорошую, нейтральную или плохую, а не ждать, пока она придет к вам сама.
  • Будьте активны. Как ни странно некоторые лидеры любят или ненавидят это слово. Это означает быть в курсе и действовать исходя из возможных проблем, а также сделать имеющиеся возможности реальностью. Хороший лидер отличается активностью. Как говорится «минутка час бережет».
  • Получайте удовольствие. Работа не должна принимать схему рабовладельца и его рабов, и лидеры, которые не делают различия, в конечном итоге заканчивают мятежом. Придерживайтесь позитивного настроя в работе и помогайте другим работать друг с другом, но не позволяйте границам быть нарушенными, поскольку, когда никто действительно не знает, что уместно, а что неуместно, работа не заладится.
  • Поговорите с другими руководителями и менеджерами и заручитесь идеями. «Консультируйтесь, консультируйтесь, консультируйтесь» фраза, которая присуща многим организациям, ориентированным на лидерство. Вы можете обнаружить, что кто-то уже пытался реализовать идею, и реализация не удалась, или же имеет некоторые идеи на проблемы, существующие у вас, при помощи которых ваши проблемы могли бы быть решены, иногда вы также можете сотрудничать, чтобы сэкономить время и деньги и быть более эффективным. Многие города и страны проводят бесплатные форумы по управлению бизнесом, которые являются фантастическим источником информации и неосязаемым капиталом.
  • Рассмотрите свои собственные личные чувства и слабые стороны ваших лидерских качеств и примите соответствующие действия. Таким образом, вы можете действовать для искоренения своих собственных недостатков. Если вы лидер команды, но не имеете никакого уважения по отношению к своей позиции или команде, то проблемы только и ждут момента свалиться на вас. Устраните проблемы путем создания качественного фундамента и замены поврежденной части структуры команды.

    Как ни странно, может быть даже трагически, люди пытаются сохранить личность и работать насколько возможно отдельно, но «личное» приходит от человеческого понимания, а «бизнес» приходит из опыта управления. Недостатком этого разделения, однако, является то, что человек, который не понимает собственных неудач, будет часто терпеть те же проблемы в личной и деловой сферах и не сможет их преодолеть или избежать. Оба этих понятия должны идти рука об руку с осознанием и широким пониманием причины и следствия, а также действия и результата.

    Эффективный менеджер, безусловно, должен обладать целым набором лидерских качеств, и в связи с этим, крайне важно отметить, что проблема подготовки специалистов в сфере менеджмента, особенности в плане развития лидерских качеств у современных менеджеров, все еще недостаточно исследована, несмотря на наличие вполне достойных научных работ, но, тем не менее, посвященных только лишь отдельным аспектам проблемы.

    Все большее количество ученых и менеджеров-практиков, обращают внимание на педагогическую сторону вопроса обучения лидерству, и отмечают значимость развития у студентов, как будущих менеджеров, не только навыков теории и практики управления, но и одновременно формирования лидерских качеств для успешной профессиональной деятельности в будущем.

    Подчеркнём тот факт, что бизнес-курсы - это по сути своей, достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в научных исследованиях преобладает мнение о невозможности изменить психологию людей в течение короткого периода времени - развивать сильные, нейтрализовать слабые стороны личности, в том числе и лидерские качества. В научной среде, равно как и от профессионалов в сфере менеджмента всё чаще можно услышать мнение о том, что развивать все это необходимо именно со студенческой скамьи.

    При подготовке специалистов возрастает значение развития личностных качеств, таких как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, лидерские тенденции, способность увлекать за собой людей для достижения поставленной цели и др. Бесспорным является то, что все вышеперечисленное должно быть основой подготовки современного менеджера.

    Следует отметить актуальное и крайне важное для современной теории и практики менеджмента исследование С.О. Пожарского, который провел теоретический анализ организационно-педагогических условий, и выделил «…несколько возможных основополагающих методов и форм воздействия на личность, направленных на развитие и совершенствование лидерских качеств, в том числе и тех, которые могут успешно применяться в формате образовательного процесса:

    • 1) Метод ситуационных задач (case-study). Преподаватели используют метод ситуационных задач (case method), как дополнение к лекциям либо как основу для отдельных курсов. Важность кейсов в обучении неоспорима. Кейсы помогают обучающимся развить навыки определения проблемы, анализа ситуаций, оценку альтернативных вариантов, принятие решений. Всего этого трудно достичь, читая лекции. Рекомендуется использовать возможность кейсовых задач как можно больше, так как практикуясь на принятии верных решений, выслушивая мнения других по проблемным вопросам, неосознанно вырабатываются такие качества, как умение анализировать ситуацию, объективность, оперативность, способность адаптироваться и некий опыт в различных сложных ситуациях. Все это, безусловно, можно назвать важными качествами для эффективного лидерства.
    • 2) Жизненный пример. Популярность среди преподавателей и студентов кейсовых заданий вовсе не предполагает полного перехода на этот метод. В учебном процессе, как и прежде, основную роль играют лекции, теоретические знания. Многие преподаватели используют в своих лекциях примеры из реально существующих компаний для того, чтобы сделать теоретические знания более доступными и понятными слушателям курсов, участникам тренингов и семинаров.

    В ходе лекций важно часто приводить примеры по способностям и лидерским навыкам наиболее успешных руководителей известных компаний, подчеркивать их качества, и тот факт, что зачастую совсем не обязательно быть идеально подходящим специалистом для эффективного руководства, важно отмечать и невозможность для личности обладать всеми необходимыми лидерскими качествами от рождения, ведь многие свойства личности можно с успехом развивать» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 110..

    3) Элементы тренингов и упражнений. Тренинг означает приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии и т. д. Тренинг - это интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии. Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе.

    Так, К. Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта в процессе развития лидерских качеств, а в ряде случаев - единственным успешным методом обучения и изменения человека» Рудестам К. Групповая психотерапия. - 3-е издание. - Издательство: Питер, 2012. - С. 98.. На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

    4) Суггестивные методы. Сугестопедагогика - психотерапевтическое течение мировой педагогики, прошедшее длительный путь развития, в течение которого изменялись ее суггестивные учебные методы: гипнопедический и ритмопедический. Отличительной особенностью этих методов является необычный способ подачи учебного материала, ориентированного на быстрое запоминание

    Воздействие на обучаемого оказывает внешний вид преподавателя (ведущего тренинг), его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие коллектива, окружающая атмосфера. Отношение обучаемого к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений преподавателя, но и тем, кто ведет это объяснение (имеет огромное значение степень авторитета). Следует отметить, что в высших учебных заведениях, в рамках преподавания такой дисциплины как «психология общения», в календарно-тематический план специалисты рекомендуют внедрять элементы социально-психологического тренинга для развития лидерских качеств и накопления лидерского потенциала личности.

    Кроме того, следует развивать лидерские качества и в рамках стандартных лекций, практических занятий. При составлении планов обучения сотрудников организаций, следует учитывать все вышеописанные методы, элементы и формы. При этом крайне значимую роль следует отводить упражнениям и деловым играм в соответствие с профилем деятельности каждой конкретной организации.

    Что касается развития лидерских качеств и лидерского потенциала личности менеджера, - в этом плане целесообразно организовывать социально-психологические упражнения для развития определенных черт характера. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для обеспечения эффективности процесса формирования лидерских качеств, необходимо соблюдение следующих организационных и педагогических условий:

    • - выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях личностно-ориентированного подхода, что позволит им проявлять позицию субъекта управленческой деятельности;
    • - ориентация преподавателей (ведущих тренинги) на новые профессиональные роли (сопровождение и консультирование обучающихся), что способствует более эффективной организации обучающимся самостоятельной деятельности;
    • - обеспечение оперативной диагностики и оценки эффективности процесса формирования лидерских качеств.

    По мнению С.О. Пожарского, с позицией которого мы абсолютно согласны - «наиболее благоприятными для формирования личности лидера будут условия личностно-ориентированного подхода.

    Под личностно-ориентированным подходом следует понимать методологическую ориентацию в педагогической и управленческой деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности как уже состоявшегося менеджера, так и студента-будущего управленца, с целью развития его неповторимой индивидуальности» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 111.. Данный подход учитывает, прежде всего, интересы сотрудника организации, и способствует развитию личностных качеств.

    Применение такого подхода, позволит, по убеждению Е.Н. Степановой, - «выявить зарождающиеся лидерские качества обучающегося, создать условия для их успешного формирования. Предоставление возможности выбора способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, ответственности за принимаемые решения, укрепление позиций субъекта. Разнообразие видов деятельности и повышение требований к результатам этой деятельности способствуют постоянному росту личности, саморазвитию, что является неотъемлемой чертой лидера» Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - Москва: ТЦ «Сфера», 2012 - С. 62-63..

    Таким образом, логично будет заключить, что наиболее эффективным, даже несмотря на кажущуюся долгосрочность, будет именно метод воздействия на развитие лидерских качеств менеджеров непосредственно в процессе обучения (переподготовки, повышения квалификации), причем это должны быть целенаправленные и осознанные действия по выявлению и совершенствованию необходимых характеристик для облегчения их практической работы.

    Лидерские качества – непременный атрибут любого дела, которое требует сосредоточенности и уверенности в себе. Без чувства самоуважения и здорового самолюбия невозможно достичь высоких результатов в этой жизни. Формирование лидерских качеств происходит в результате усилий самой личности и влияния окружения на ее характер.

    Безусловно, сказывается соответствующее воспитание, но в то же время существует мнение, что победителем нужно родиться. Необходимо чувствовать в себе великую мощь созидательной энергии, чтобы иметь возможность организовать большое дело, повести за собой людей. Данная статья посвящена серьезным вопросам. В ней речь идет о том, как развить лидерские качества и жить в гармонии с самим собой, о том, что значит быть классным организатором.

    Быть негласным «пастухом»

    Имеется в виду, что руководителю иногда приходится наставлять на путь истинный тех, кто сбился со своего курса. Нужно уметь мягко, но уверенно направлять человека в нужном ему или целой организации направлении. Тот, кто может взять на себя роль старшего друга, советчика, организатора, заботливого руководителя, выигрывает, как правило, вдвойне.

    Это большое заблуждение – считать, что лидер заботится только о себе самом. Хороший руководитель всегда учитывает интересы общественности и максимально настроен на своих подчиненных, то есть тех людей, с которыми непосредственно приходится работать. Лидерские качества личности формируются постепенно, начиная с детского возраста, и развиваются на протяжении всей жизни. Настоящий руководитель тем и отличается от мнимого, что уделяет достаточно много времени процессу самообразования и не жалеет средств на вложение в стоящие проекты.

    Быть не таким, как все

    Есть знаменитое утверждение о том, что на вершине всегда одиноко, и поэтому нужно знать, зачем ты туда идешь. И с этим трудно не согласиться. Необходимо точно себе представлять, чего ты хочешь достичь на самом деле. Только тогда можно правильно организовать людей, распределить нагрузку, помочь тем, кто в данный момент находится рядом.

    Лидерские качества руководителя служат остальным людям (тем, кто с ним непосредственно взаимодействует) своеобразным ориентиром в том, как нужно вести себя и поступать в разных случаях. На хорошего специалиста своего дела всегда смотрят и обращают внимание. Он сам своей энергией заряжает позитивом все вокруг. Подлинный руководитель обязательно должен являться экспертом, а это уже подразумевает некоторое отличие от толпы.

    Мировоззрение лидера коренным образом отличается от взглядов большинства: он не жалуется на временные неудачи, а смело смотрит вперед, выстраивая грандиозные планы. Только руководитель способен видеть перспективу там, где ее не обнаружит никто другой. Он не боится отличаться даже тогда, когда поступает непривычным образом. Как правило, хорошие организаторы своего дела так или иначе заражают остальных своей кипучей энергией, льющейся через край. Лидерские качества позволяют выходить из сложных ситуаций и не повторять совершенных ошибок.

    Рассудительность, мудрость

    В жизни иногда происходят события, которые могут нас сильно расстраивать. Позиция лидера весьма устойчива, несмотря на внешние раздражители. Он не меняет своего решения, не демонстрирует напоказ слабости. Подходя к сложному решению, берет на себя ответственность за последствия. К такому человеку люди тянутся сами. Все дело в том, что каждому хочется идти за достойной личностью, и выбор всегда окажется на стороне серьезного представителя.

    Иногда так сложно сохранять бодрость духа и хорошее настроение, когда дела идут не очень. Большинство людей в подобных случаях тут же опускают руки, сдаются и не хотят больше предпринимать никаких попыток. Истинный руководитель всегда действует мудро и рассудительно. Он не позволяет себе проявлять собственную слабость, всегда нацелен на общий результат.

    Забота о других

    Это может показаться странным и вызывать некоторое недоверие, но истинный лидер никогда не думает только о себе. Если он так поступает, значит, на самом деле грош ему цена. Тот, кто принял на себя ответственность, стремится обеспечить подчиненных чувством покоя и безмятежности и тем самым заслуживает у них уважение. Лидерские качества в обязательном порядке подразумевают следование своему внутреннему голосу и учет пожеланий окружающих. Эгоистичному человеку не удастся сделаться всеми уважаемым.

    Смелость, отважность

    В жизни иногда случаются ситуации, когда требуется действовать быстро, уверенно, предпринимать активные действия. Лидерские качества руководителя видны сразу невооруженным глазом: он смело совершает поступки, на которые обычный человек едва бы отважился, постоянно старается просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Дальновидность – его отличительная черта.

    Терпение, лояльность

    Человеку свойственно ошибаться. Прирожденный лидер умеет признавать собственные ошибки и не стремится идеализировать других людей. Вообще, он свободен от каких бы то ни было иллюзий, потому как строит отношения с подчиненными на основе истинного доверия.

    Быть лояльным для лидера – не значит прибегать к излишней демократии и способствовать развитию попустительства. Терпение выражается в стремлении лучше понять окружающих людей, истинные мотивы их поступков. Заботливый руководитель всегда находится в курсе того, чем живут его подчиненные, что их в действительности радует и печалит.

    В решении конфликтных ситуаций лидер опирается как на свой собственный опыт, так и на знания, полученные из самой жизни. Чтение книг, самообразование также имеют для него большую ценность как неиссякаемый

    Как определить лидера среди детей

    Ребятишки все разные, с этим трудно спорить. В одной и той же семье могут появиться на свет дети с совершенно противоположными характерами. Разумеется, и взгляды на жизнь у них будут совершенно различными. Выявление лидерских качеств – это задача, не представляющая особенной сложности. Как правило, такие вещи сами собой сразу бросаются в глаза. Как ведут себя эти дети?

    Даже будучи малышами, они не позволяют кому-то руководить их мыслями и поступками. В детском саду детки не слушаются своих воспитателей, стремятся получить в свое распоряжение лучшую игрушку. Они любят бывать в центре внимания, как правило, участвуют во всех мероприятиях, все время находятся на виду у всего коллектива. Обычно негативные чувства, будь то гнев или неудовольствие, сразу же выражаются открыто. В школе эти дети тоже активны и любят привлекать к себе внимание окружающих. Они часто придумывают разные проказы, а более спокойные ребята идут за ними вслед, доверяя им.

    Лидерские качества детей не ограничиваются только стремлением подчинить этот мир себе. В некоторых случаях эти ребята весьма охотно делятся с окружающими, делают что-то для других. Но только тогда, когда сами внутренне преодолели свой собственный страх, связанный с неизвестностью. Дети-лидеры любят все новое, у них сильно развита познавательная деятельность.

    Лидерские качества подростков

    В возрасте тринадцати–пятнадцати лет дети прощаются с детством. Именно в этот период большинство тинэйджеров проявляют себя не самым лучшим образом: спорят со взрослыми, совершают необдуманные поступки, обижаются на весь окружающий мир по пустякам. Таким образом они борются за свою независимость, отстаивают индивидуальность характера.

    Подростки сами по себе стремятся к активности, а лидеры среди них могут даже враждовать между собой. Они придумывают различные мероприятия, организуют свои внутриколлективные группы и сразу становятся их негласными «атаманами». При этом пол не играет совершенно никакой роли. Девочка-подросток может быть столь же активной и напористой, как и мальчик.

    Надо признать, что дети пубертатного периода не прощают друг другу намеренные подлости. Так и возникают конфликты, которые вместе с тем могут пройти со временем: дети их просто перерастут. Отрочество – это время осознания себя, и лидеры здесь имеют решающее значение. Именно за ними идут остальные, им подражают и на них равняются.

    Развитие лидерских качеств

    Воспитание победителя – задача нелегкая. Этим желательно заниматься с самого раннего возраста, когда ребенок растет. Однако нельзя ломать психику малыша: если вы видите, что он по характеру совершенно другой, не настаивайте.

    Но как быть взрослым людям, которые решили стать духовно сильнее, поверить в собственный успех? Неужели отказаться от мечты и смириться с неприглядной суровой действительностью? Нет, конечно, сдаваться точно не стоит. Начинать нужно с малого. Для начала следует тренировать волю, затем силу характера. Для этого намеренно создавайте ситуации, в которых требуется проявить твердость и мужественность. Со временем вы увидите, что делать это вам становится намного проще. Возьмите ответственность на себя. Имеющиеся победы и поражения – только ваша заслуга.

    Великие умы человечества

    Люди, творившие историю, безусловно, были лидерами. Без них, наверное, не совершались бы удивительные открытия, не двигался вперед технический и научный прогресс. Если бы все люди были пассивными и сомневающимися в себе, мир остановился бы в своем развитии. Великие ученые и мыслители с самых древних времен стремились выразить в деятельности индивидуальность и ради нее готовы были терпеть различные неудобства, страдания, некоторые с самоотверженной стойкостью шли на смерть. И все это совершалось с одной-единственной целью – изменить внешние условия, сделать величайший прорыв в истории.

    Может ли творческий человек стать лидером?

    Художников, писателей и поэтов принято считать излишне нежными созданиями, которые постоянно витают в облаках. В связи с этим напрашивается вопрос о том, может ли такой человек брать на себя ответственность преображать жизнь. Безусловно, да. Творческий человек на самом деле всегда живет во имя будущего, он посредством своей деятельности меняет окружающую действительность. Только изменения эти приходят не сразу, и поэтому результаты сначала не видны. Творец – негласный лидер, ведь он мыслит нешаблонно, индивидуально, согласуясь со своей внутренней природой.

    Таким образом, лидерские качества могут быть проявлены в любой профессии и абсолютно в разных сферах деятельности.


    Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

    Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

    Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

    Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может , что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

    • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
    • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
    • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
    • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
    • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

    Лидер и руководитель: отличия и сходства


    Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

    В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

    Руководитель

    Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

    Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

    Руководитель требует уважения к себе.

    Лидер

    Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, к деятельности.

    Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

    Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.

    Совмещение

    Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

    Список личностных качеств лидера


    Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

    1. Ответственность.
    2. Адекватная самооценка.
    3. Эмоциональный интеллект.
    4. Высокая концентрация внимания.
    5. Эмпатия.
    6. Упорство и терпеливость.
    7. Обаяние и харизма.
    8. Планирование саморазвития.

    Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

    • Правильно поставить цель может не каждый . Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
    • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
    • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
    • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
    • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт . С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

    » Развитие лидерских качеств

    Развитие лидерских качеств.
    Программа лидерской эффективности.

    Тренинги личностного роста и лидерского саморазвития принято заканчивать итоговым занятием. Его цель - разработать дальнейшую программу действий. На этом этапе вы соединяете в одно целое все конкретные шаги, о которых узнали ранее. Они должны образовать вашу программу самостоятельного развития лидерских качеств - подобно тому, как отдельные лепестки создают прекрасный цветок. На нашем сайте размещено много материалов, посвященных психологии успеха и лидерства. Вы легко можете использовать их в качестве самостоятельного учебного пособия. Поэтому пришло время поговорить о принципах и правилах составления такой программы. Поскольку любое планирование должно строиться на основе приоритетов, то и ваш план полезно разделить на три раздела:

    Краткосрочные цели , которых вы можете достичь немедленно или в течение ближайших недель.

    Среднесрочные цели: мероприятия или усовершенствования, завершение которых может занять несколько месяцев.

    Долгосрочные цели: положение или состояние, которого вы хотели бы достичь через несколько лет.

    Программа самостоятельного развития лидерских качеств должна отражать ваше твердое намерение максимально использовать все свои таланты. Сфокусируйте ее на конкретных практических шагах, а не на расплывчатых формулировках. Если вы будете действовать последовательно и целеустремленно, то станете лидером. Здесь нет никакой магии, но нет и рецептов быстрого успеха. Чтобы начать действовать, не ждите, пока появится страстное желание изменить себя, - на это могут потребоваться годы. Желания сиюминутны и скоротечны, а ваши усилия должны быть систематическими и четко спланированными. Именно постоянные действия формируют отношение. Если вы сформируете образ человека, каким вы хотите стать, - опираясь на пример реальных лидеров, - тогда все факторы начнут работать вместе, способствуя вашему саморазвитию. Теория и практика, успех и неудача, друзья и враги - все это будет помогать вам. Не бойтесь проявлять инициативу и даже идти на риск, если хотите достигнуть высот. Хорошим стимулом является тот факт, что лидерство неисчерпаемо. Его развитию нет пределов. Ни один человек не знает его до конца и не достиг в нем совершенства. Самое главное - непрерывно двигаться вверх по этой дороге, оставляя позади неудачи и разочарования.

    В этом состоит основной принцип нашего подхода: именно вы в первую очередь отвечаете за свое развитие как лидера. Ведь лидерству нельзя научить - ему можно только научиться. Если вы стараетесь - при наличии хотя бы небольших задатков - вас ждет успех. Упорным трудом человек даже самых скромных способностей в конечном итоге превзойдет прирожденного лидера, который талантлив от природы, но ленив и полагается только на инстинкт. В отличие от первого, недостатки второго с годами будут только разрастаться, а достоинства - уменьшаться. Он не сможет перенести свои знания с одной ситуации на другую, потому что никогда не понимал глубинных принципов своего успеха.

    Печально наблюдать, как терпит неудачу прирожденный лидер, но такое случается нередко. Вот типичный пример из нашей психологической практики. Когда крупная российская компания, занимающаяся авиаперевозками, приняла на работу отставного военного Евгения, то сразу же включила его в список самых перспективных сотрудников. В его случае это было более чем оправданно, потому что он не один год прослужил в российских ВВС и дослужился там до высоких чинов. Получив руководящий пост в компании, Евгений излучал уверенность в себе и много говорил о своих качествах прирожденного лидера. Он презирал теорию. «Я умею командовать и обращаться с людьми, - заявлял он. - Это у меня в крови». Однако вскоре он приобрел репутацию неважного руководителя и безжалостного, идущего напролом солдафона. Все больше времени он проводил в коридорах главного офиса компании, плетя интриги против своих коллег. Не получив очередного повышения по службе, на которое он претендовал, Евгений обозлился на целый мир. Его карьера в компании не сложилась, и в конечном итоге он уволился раньше истечения срока контракта.

    Сергей был намного моложе Евгения. Он пришел на работу в авиакомпанию одновременно с Евгением и сначала завидовал его талантам и опыту руководителя. Сознавая, что у него меньше природных задатков лидера, он упорно работал над собой, стремясь максимально развить свои лидерские качества. Он посещал курсы, читал книги о лидерстве, беседовал с успешными лидерами. Постепенно лидерские черты начали проявляться в его действиях. Причем он сам не до конца осознавал этот процесс. Просто он везде искал возможности для практического применения полученных навыков. Он постоянно расширял свои знания в этой области. И очередное продвижение по службе не заставляло себя ждать. А вскоре представился счастливый случай. Евгения хотели назначить директором филиала компании. Но он отказался ехать под благовидным предлогом - якобы по семейным обстоятельствам, но в действительности из-за того, что не хотел покидать штаб-квартиру организации в Москве. Более того, он знал, что дела там идут очень скверно и не хотел, чтобы его имя связывалось с неудачей. Сергей сразу ухватился за выпавший ему шанс. Своим лидерством он превратил региональное отделение авиакомпании в один из самых прибыльных филиалов - несмотря на крайне неблагоприятный в экономическом отношении 1998 год (год экономического кризиса в России). Через несколько лет он вошел в совет директоров компании. Председатель совета директоров в своем приветствии назвал его «прирожденным лидером», что вызвало у Сергея грустную улыбку.

    Если вы постоянно развиваете свои сильные стороны и держите в узде слабости, то ваша эффективность как лидера обязательно повысится. Возможно, вы почувствуете, к примеру, что хорошо овладели искусством проведения управленческих совещаний, ведения деловых переговоров. А как насчет эффективного руководства всем коллективом, искусства мотивирования своих подчиненных? Поднявшись до одного уровня, вы обнаружите впереди следующую вершину. И так будет продолжаться бесконечно. Лидерство привлекает нас своей неисчерпаемостью. Глубже постигая его, со временем вы начнете понимать, что одних практических навыков и приемов недостаточно.

    Не пренебрегайте теорией!

    «Нам не нужно никаких теоретических выкладок. Поменьше теории - побольше практических советов», - очень часто это можно услышать во время корпоративных тренингов и психологических семинаров, в которых участвуют высококлассные специалисты-практики и «серьезные» бизнесмены. Они же часто с большим презрением отзываются о теории как о «пустом словоблудии, оторванном от реальной жизни», - в противовес живой и эффективной практике.

    Им стоит запомнить слова Мао Цзэдуна, одного из величайших мировых лидеров:

    «Людям, использующим опыт практической работы, нужно постоянно заниматься теоретической учебой и тщательно работать над книгами. Только тогда они смогут систематизировать результаты своей практики и обобщить их. Не будут принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смогут избежать ошибок»

    Опыт одного человека всегда ограничен, каким бы грандиозным он не был. Теория обобщает практический опыт сотен и тысяч людей. Поэтому недаром говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Без теоретического фундамента вы будете способны лишь бездумно копировать слова и поступки отдельных практиков. Пусть даже они были самыми яркими и выдающимися в истории руководителями. Но они действовали в свое время, в своей ситуации и они были другими людьми - не вами - со своим характером и темпераментом. Не нужно слепо копировать их опыт. Это ничего не даст в плане личного самосовершенствования. Любая копия всегда будет лишь бледной тенью оригинала. Владение методами теоретического анализа и синтеза позволит вам творчески перенимать и применять опыт других - в соответствии с теми конкретными задачами, которые стоят перед вами.

    Знание теории дает то, что выходит за рамки простого умения и механического воспроизведения отработанных практических навыков. Теория рождает нечто приближающееся к вдохновению, творческой интуиции, придающие всей вашей деятельности законченность, граничащую с искусством. А лидерство - это и есть искусство.

    Ваш личный план развития лидерства

    Личный план развития лидерских качеств должен быть конкретным и реалистичным. Он должен мобилизовать все ваши способности и требовать от вас полной отдачи. Предлагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке такого плана.

    Поставьте перед собой ясные цели. Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

    Ставьте перед собой реальные сроки. Помните: те привычки, которые формировались у вас на протяжении всей жизни, невозможно поменять за один-два дня. Необходима упорная и систематическая работа по изменению собственных мыслительных схем и стереотипов поведения. «Дорогу осилит идущий», - говорили древние мудрецы. Будьте готовы к упорной работе. Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего научения, поэтому новая модель поведения будет довольно медленно сменять старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.

    Определите, по каким признакам вы будете судить о своих успехах. Разработайте систему промежуточных целей. Таким путем вы можете контролировать свое продвижение вперед и придавать новые импульсы личному плану. Совершенствование лидерских качеств происходит непрерывно. Как только одна цель будет достигнута, нужно ставить новые области приложения сил. Непрерывный подъем на позиции лидерства часто сопряжен с тяжелым трудом и постоянным самосовершенствованием.

    Будьте довольны скромным прогрессом, особенно на первых порах. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает успеха. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.

    В процессе этой работы вам, возможно, придется пересмотреть свою оценку того, как высоко вы способны вскарабкаться на гору лидерства. Ваша эффективность будет зависеть от способности к самосовершенствованию.

    Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих . Развитие лидерских качеств, повышение личной эффективности ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность со стороны окружающих. Ваш личностный рост может привести к изменению отношений с вашим социальным окружением: родственниками, друзьями, коллегами по работе. Так, например, они могут оказаться неготовыми к появлению в вашем поведении лидерских качеств, если до этого привыкли воспринимать вас в роли незаметной «серой мышки». Резкое повышение вашей социальной компетентности и профессиональной конкурентоспособности также не останется незамеченным. Будьте готовы к такому повороту.

    Не упускайте возможностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Вы сможете улучшить отношения с окружающими, создать коллектив единомышленников, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Умение распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.

    Худшая из всех стратегий - пассивно ждать подходящего случая. Приемлемой она может быть лишь тогда, когда больше ничего не остается. Большая часть современной науки управления как раз посвящена тому, чтобы сузить зону действия счастливого случая. Например, маркетинговые исследования предназначены именно для того, чтобы устранить элемент неопределенности в области спроса и предложения товаров. Тот же самый принцип сужения зоны неопределенности можно приложить и к развитию лидерских навыков. Как это сделать?

    Многие, особенно в нашей стране, привыкли считать, что продвижение по службе обычно является результатом счастливого случая или «блата». Это пассивная позиция. Было бы лицемерием говорить, что удача не играет никакой роли. Это не так. Дело в том, что когда появится благоприятная возможность, пусть даже случайно, человек должен быть готов к ней. В противном случае его триумф будет недолговечным. До определенной степени вы сами являетесь творцом своей удачи.

    Когда Томаса Эдисона, выдающегося изобретателя, поздравляли с очередным сделанным им гениальным открытием, он всегда отвечал: «Удача благоволит ищущему ее». Нужно упорно трудиться над развитием лидерства сегодня, а завтрашний день сам позаботится о себе. Не упускайте мелкие возможности, и тогда крупные обязательно найдут дорогу к вам.

    Рискуйте в незнакомых ситуациях . Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходится выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. Неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит саморазвитие.

    Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свою судьбу. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

    Внимательно наблюдайте и будьте готовы учиться у других . Это очень важный и довольно безболезненный способ развития своих лидерских качеств. С детства - начиная с дома и школы - все мы имеем возможность наблюдать за теми, кто лучше и успешнее нас. С ранних лет мы приобретаем этот опыт.

    Предлагаем выполнить следующее упражнение.

    1. Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.
    2. Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.
    3. Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.
    4. Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

    «Нередко о лидерстве мы можем больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, - говорит Джон Эдайр (John Adair), один из ведущих мировых специалистов по лидерству. - Так сказать, учимся на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки».

    У окружающих можно многому научиться. Их подход, отношение и навыки заслуживают, чтобы найти причины их успехов или неудач. Хотя вы должны нести всю ответственность за свои действия, часто бывает полезно консультироваться с другими. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли этих людей.

    Учитесь на своих неудачах и ошибках. В своей практической деятельности вы обязательно столкнетесь с неудачами, поскольку любой успех невозможен без поражений. Примите это как данность. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.

    Необходимо сделать все возможное для выявления причины неудачи. Может быть, искать ее нужно внутри вас или в обстоятельствах, над которыми вы не властны. В любом случае вы должны знать эту причину. Поэтому вы должны безжалостно проследить причину провала - как будто вы расследуете авиационную катастрофу. Если вы были неправы, найдите в себе силы признать это. Вы не восстановите свою уверенность в себе, пока не поймете, что было сделано не так и кого в этом следует винить, себя самого или обстоятельства.

    Успех человека складывается в том числе из неудач, потому что человек экспериментирует и рискует каждый день, и чем больше он спотыкается, тем быстрее продвигается вперед. Хорошим наездником считается не тот, кто никогда не падал. Наоборот - человек никогда не станет хорошим наездником, не упав с лошади; тогда его перестанет преследовать страх споткнуться, и он покажет все, на что способен.

    Таким образом, неудача может стать вашим лучшим учителем. Кроме того, она может научить вас такому ценному качеству, как скромность. Как сказал вице-президент крупной транснациональной корпорации: «У меня достаточно достижений, чтобы не впадать в отчаяние, и достаточно неудач, чтобы сохранить скромность».

    Приносите пользу организации, в которой работаете. Со многих точек зрения отношения между человеком и организацией - это сделка, из которой каждая сторона стремится извлечь как можно больше прибыли. Если вы не приносите заметной пользы, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят большие возможности.

    В конце концов, о вашей лидерской компетентности будут судить не по словам, а по делам. Люди скептически относятся к тем, чьи торжественные заявления и гладкие речи не подкреплены делами. Кроме того, пытайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.

    ***
    Подытожим. Развитие лидерских качеств - ключевые элементы:

    1) знание теоретических принципов;

    2) максимум практики;

    3) обучение посредством обратной связи (анализ успехов и неудач).

    Чтобы облегчить задачу составления плана, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Его автор - уже упомянутый нами Джон Эдайр. Ниже приводится список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе. Выберите из приведенного ниже списка не менее трех целей для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства. Дополните их своими личными целями, важными для вас.

    1. В течение года пройти по меньшей мере два обучающих курса или тренинга по саморазвитию. Например, эффективному деловому общению, лидерству, ораторскому искусству, навыкам управления личным временем, принятия решений и т.д.

    2. Побеседовать - официально или неофициально - с признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Внимание! Из этих лидеров не более половины должны работать в вашей отрасли или профессии!

    3. Расспросить своих знакомых или коллег по службе, что они больше всего ценят в поведении лидеров и что меньше всего. Записать и проанализировать их ответы.

    4. Прочесть в течение года минимум одну книгу по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на ее основе.

    5. Ответить на следующие вопросы:

    а) Каковы мои цели с точки зрения карьеры?
    б) Какой жизненной цели они служат?
    в) Какое значение я придаю достижению этих целей?
    г) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?
    д) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?
    е) Как я могу улучшить эффективность своей работы?
    ж) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

    6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал. Выяснить, как ваше начальство и коллеги по службе оценивают ваши лидерские качества. (Внимание: вам может потребоваться немного смелости, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)

    7. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерских качеств или она не использует все ваши способности, выберите другую область, в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.

    8. «Знание - сила». Выберите одну длительную программу обучения (не менее четырех недель), которая углубит и расширит ваши знания в конкретной области - управлении финансами, маркетингом, кадрами и т.д. - и лидерстве в целом. Разработайте план, как убедить свою компанию, что ваше обучение на этих курсах отвечает ее интересам.

    Какие цели вы выбрали?

    Установили ли вы даты, когда нужно будет оценить достигнутые успехи?

    © Материал подготовил: