Пилотка - это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Как утверждают некоторые историки, военная пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в Средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны - шарики, набиты волосом, паклей, тряпками - кто чего доставал.

Сегодня пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо. Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову.

В Российской армии пилотка появилась в 1913 году как часть форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась она как «перелётка» или «полётка», и была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полетов и службы на аэродроме. А в конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

В РККА официально введена 16 января 1919 г. как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. В качестве кокарды носили красноармейскую звёздочку с серпом и молотом.В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины. Причём офицеры и прапорщики носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов, а шили их из хлопчатобумажной ткани. Позже, появились пилотки из ткани, называемой в обиходе «стекляшка». Прозвали эту ткань так за то, что до первой стирки она блестела. Материал состоял из хлопка и лавсана. Это придавало пилоткам устойчивость к выцветанию и загрязнению. Особенной любовью пользовались такие пилотки в среде старослужащих и дембелей.

В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны. В Советской России Красная Армия сменила будёновки на пилотки накануне Великой Отечественной войны.

Но и сегодня в ВС России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак.

Но, кроме того, что этот головной убор присутствует в числе экипировки военных людей, в последнее время появилась тенденция иногда надевать пилотки у тех, кто знает о военном деле только понаслышке. И одним из отличных поводов для этого является такой праздник, как 9 мая - День великой Победы. Пилотки на 9 мая являются своего рода неотъемлемым атрибутом того, кто хочет проникнуться атмосферой такого праздника.

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде....

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета. В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?


В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка


Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это — кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка


В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.
Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну


16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел. Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы. После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

— ПИЛОТКА: Введена приказом Наркома Обороны СССР №176 от 3 декабря 1935 года. Пилотка для командного состава изготовляется из шерстяной ткани, однородной с френчем (гимнастеркой). Цвет пилотки: для командного состава воздушных сил - синий, для командного состава авто-бронетанковых войск - стальной, для всех остальных - хаки.

Пилотка состоит из колпака и двух бортиков. Колпак делается на хлопчатобумажной подкладке, а бортики из двух слоев основной ткани. Спереди пилотка имеет звезду из сукна (являющейся «подкладкой» металлической звезде красного цвета), а по верху бортиков и швам колпака - канты. Цвет звезды и кантов - по роду войск. У артиллеристов суконная звезда чёрная, канты красные. У пехотинцев и суконная звезда и канты малиновые.

Отменена приказом Наркома Обороны СССР №005 от 1 февраля 1941 года. - «Переход на новые виды обмундирования начать с 1 октября 1941 г. и полностью закончить к концу 1942 г. Выдачу вновь вводимых на снабжение предметов обмундирования производить по истечении сроков носки предметов старой формы.»

Пилотка для рядового и младшего командного состава также введена приказом №176 от 3 декабря 1935 года. Пилотка состоит из колпака и двух бортиков. Колпак делается на хлопчатобумажной подкладке, а бортики из двух слоев основной ткани. Спереди крепится красноармейский значок - красная пятиконечная звезда при повседневной форме одежды и с февраля 1941 г. звёздочка защитного зелёного цвета.

— ФУРАЖКА: Введена приказом Наркома Обороны №176 от 3 декабря 1935 года. Фуражка изготовляется из сукна или камвольных тканей, однородных с материалом френча. Подкладка фуражки - сатиновая. Подтулейник - из дермантина. Перед фуражки прямой, слегка выпуклый, с жесткой стойкой, внутрь вставляется металлический каркас. Высота околыша фуражки 4,3-4,5 см. Высота тульи 4,8-5,0 см. Козырек фуражки фибровый, черный, лакированный, удлиненной формы. Над козырьком, к желтым форменным латунным пуговицам, пристегнут черного цвета подбородный ремешок. По краю донышка и верху околыша фуражки имеют кант. Цвет канта, околыша и донышка - по роду войск (у артиллеристов околыш чёрный, кант красный; у пехотинцев и околыш и кант малиновый). Звезда на повседневной фуражке красного цвета.

Полевая фуражка была введена в феврале 1941 года согласно приказу об отмене цветных элементов формы на военное время. Была полностью изготовлена из ткани защитного цвета и имела звезду также защитного цвета.

№1 -Лейтенант-артиллерист в полевой пилотке; №2 -Ефрейтор в офицерской пилотке с цветными кантами; №3 -Офицерская и солдатская пилотка; №4 -Рядовой артиллерист ИПТА в полевой фуражке; №5 -Лейтенант-артиллерист в повседневной фуражке и с повседневными погонами; №6 -Повседневная и полевая офицерская фуражка.

— ЗИМНЯЯ ШАПКА-УШАНКА: Была введена приказом Наркома Обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года. Шапка-ушанка состоит из окола, колпака, козырька и назатыльника с наушниками, завязывающимися на тесьму. Шапка-ушанка для высшего, старшего и среднего командного состава изготавливается из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для военнослужащих срочной службы из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета. Высшему, старшему и среднему командному составу разрешается шить шапки за свой счет из натурального барашка или серого каракуля.

До февраля 1941 года использовались только красные звёзды, после февраля 1941 года были введены звёзды защитного зелёного цвета для полевой формы одежды.

— ЗИМНЯЯ ШАПКА-ФИНКА: На снабжении РККА с 1931 г. по 1940 г. Плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею. Материалы изготовления - сукно, ватин, бязь, мех стриженной цигейской овчины.

Кубанка изготавливается из черной мерлушки высотой 10-11 см. Верх кубанки для терских казачьих частей - светло-синего цвета, для кубанских - красного. По верху донышка кубанки крестообразно нашивается в два ряда: для рядового состава - черный сутаж, для командного и начальствующего состава - золотой сутаж или золотой галун шириной 4 мм. Спереди крепится металлическая звездочка установленного образца.

Отменена приказом Наркома Обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года - «Переход на новые виды обмундирования начать с 1 октября 1941 г. и полностью закончить к концу 1942 г. Выдачу вновь вводимых на снабжение предметов обмундирования производить по истечении сроков носки предметов старой формы.»

— ПОДШЛЕМНИК ШЕРСТЯНОЙ ТРИКОТАЖНЫЙ: Подшлемник зимний шерстяной для РККА. В соответствии с ТУ цвет - «серый меланж», вязанный из скрученных черных и белых нитей. В реальности могли быть разных цветов.

№1 -Иллюстрация шапки-финки; №2 -Иллюстрация кубанки; №3 -Иллюстрация трикотажного подшлемника.

— КАСКА / ШЛЕМ: СШ-40 (стальной шлем образца 1940 г.) изготавливался из стали толщиной 1,9 мм. Подшлемник из дерматиновых подушек с ватной набивкой при необходимости снимался, и каска надевалась на ушанку. В каске образца 1940 года Красная Армия провоевала всю войну. Каски окрашивались в стандартный защитный цвет 4БО без нанесения каких-либо дополнительных обозначений и знаков различия. В очень редких случаях на лобовую части каски наносили трафаретную красную звезду. Зимой каски красились белой краской или составами на основе извести или мела (). Пример СШ-40 с крайне редкой винтовой камуфляжной окраской на зиму под Ленинградом- .

На начальном этапе войны также довольно массово использовались предыдущие модели - СШ-36 и СШ-39 . Но уже к концу 1941 г. их практически полностью вытеснила СШ-40 и старые модели стальных шлемов(касок) стали встречаться крайне редко. На лобовой части этих касок рисовались по трафарету контуры красной звезды. В феврале 1941 года эти звёзды надлежало закрасить в связи с отменой цветных элементов на форме в военное время.

№1 -Рядовой артиллерист в шапке-ушанке; №2 -Санинструктор кавалерии в кубанке. Июнь 1942 г.; №3 -Иллюстрация советских касок и зимних шапок; №4 -Советский снайпер в СШ-36. Август 1941 г.; №5 -Солдат в каске СШ-39; №6 -Мл. лейтенант-артиллерист в СШ-40.

Головные уборы генералов Красной Армии 1940-1945 гг.

— ФУРАЖКА: Генералам РККА было положено два типа фуражек: повседневная и полевая.

Повседневная фуражка введена приказом Наркома обороны СССР № 212 от 13 июля 1940 года. Фуражка цвета хаки из материалов, однородных с кителем. Высота тульи 5 см. Козырек фибровый черный, лакированный. Над козырьком к золоченым пуговицам пристегивается плетеный золоченый шнур из филиграна. По краю донышка и верху околыша фуражки - канты. Цвет околыша и кантов - по роду войск. Посередине околыша, над шнуром эмалевая звезда с серпом и молотом на двух золоченых ободках. Серп и молот, края звезды и два ободка - золоченые. На фуражке генералов авиации спереди посередине околыша и тульи вышитые позолоченные эмблемы: верхняя - на расстоянии 5 мм от канта донышка, а нижняя - на расстоянии 8 - 10 мм от нижнего края околыша.

Полевая фуражка ни в приказе Наркома обороны СССР № 212 от 13 июля 1940 года (о введении формы обмундирования для генералов), ни в приказе Наркома обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года (где отменялись цветные элементы формы на военное время) никак не значится, но именно в 1941 появились генеральские фуражки целиком цвета хаки.

— ПАПАХА: Введена приказом Наркома обороны СССР № 212 от 13 июля 1940 года. Папаха изготавливается из натурального серого барашка. Состоит из мехового окола, суконного цветного колпака, и стеганной на вате тульи с шелковой подкладкой. Цвет колпака соответствует цвету лампасов. Сверху колпака крестообразно нашивается золотистый узкий галун. В центре окола крепится кокарда.

— ШАПКА-УШАНКА: Введена приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года. Шапка-ушанка состоит из окола, колпака, козырька и назатыльника с наушниками, завязывающимися на тесьму. Шапка-ушанка для высшего, старшего и среднего командного состава изготавливается из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для военнослужащих срочной службы из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета. Высшему, старшему и среднему командному составу разрешается шить шапки за свой счет из натурального барашка или серого каракуля.

№1 -Высший командный состав 13-й гв. СД у входа в блиндаж (слева направо): командир дивизии генерал-майор А.И. Родимцев, начальник штаба подполковник Т.В. Вельский, полковой комиссар Л.К. Щур. 1943 г. Сталинград; №2 -Руководитель тыла Брянского фронта генерал-лейтенант Николай Александрович Антипенко с делегатами из Монголии. 1942 г.; №3 -Генерал-лейтенант В.Д. Соколовский в повседневной фуражке; №4 -Иллюстрация; №5 №6 -Генерал-лейтенант П.А. Белов. 1942 г.; №7 -Генерал Лизюков в полевой фуражке (в центре с звездой ГСС); №8 -Иллюстрация.

Литература / документы:

  • Типы тканей, применявшихся для пошива обмундирования Красной Армии (артикул, состав, цвет, применение). ()
  • Правила ношения формы одежды личным составом красной армии от 15 января 1943 г.
  • Типовой перечень вещевого имущества младшего начальствующего и рядового состава РККА для лета и зимы на мирное и военное время. Введён приказом НКО СССР №005 от 1 февраля 1941 г. ()

код статьи — 72569

Лень британских военных времен Первой мировой войны подарила миру новый головной убор

Более ста лет пилотка является неизменным предметом обмундирования солдат различных держав, хотя изначально носить ее могли только летчики, вернувшиеся с боевого вылета.

Шотланды против сербов

За право называться предком пилотки сражаются сразу два головных убора: шотландский «гленгерри» и сербская шапочка шайкаче.

Гленгерри на головах военных появился в 1848 году. Шотландский полковник Александр Макдонелл разработал для своих солдат новый головной убор, за основу которого был взят берет. Назначение у этого предмета обмундирования было исключительно эстетическое – полковник таким образом хотел чисто визуально выделить полки шотландцев. Со временем компактная и удобная шапочка распространилась среди других подразделений британской армии.

Первые упоминания о втором «предке» пилотки появились в середине XIX века. Сербская шапочка шайкаче сначала шилась для моряков дунайской флотилии, немного позже ее стали носить офицеры. Отличительной особенностью этого головного убора являлся помпон, который плотно набивался паклей. Гламурный аксессуар имел сугубо прагматическое предназначение – он оберегал голову матроса от ударов о переборки и потолки в тесном пространстве трюма.

Первым делом - самолеты

Окончательно же пилотка была узаконена все в той же британской армии в 1900 году. Новый головной убор был введен в связи с появлением в составе войск авиации. Во время выполнения летных заданий пилоты носили кожаные шлемы, которые оберегали летчика от переохлаждения и защищали голову от механических повреждений.

На земле же находиться в теплом шлеме было глупо, а ходить без головного убора во всех армиях мира не принято. Пилоты нуждались в компактной шапке, которую можно носить с собой и надевать после посадки. Естественно, традиционная фуражка для этих целей не годилась, тогда интенданты и вспомнили о гленгерри и шайкаче.

Новый головной убор поступил в королевские ВВС. Окончательную форму пилотки «утвердили» сами летчики. Они начали отгибать поля шапки, эта манипуляция превращала ее в узкую полоску, которую можно было засунуть под погон. Приземляясь с задания, летчики ленились расправлять поля и носили гленгерри в «двуносом» варианте, что и сформировало окончательный облик пилотки.

Покорение России

Слово «пилотка» прижилось у нас, в других армиях этот головной убор имеет другие названия. Например, в США ее называют кепка Гаррисона , в Италии – бустина, а в Польше она фуражирка.

В царской армии России пилотка появилась как часть обмундирования ВВС. В интендантских документах этот головной убор фигурировал как «шапка суконная, мягкая, складная для летчиков». Чуть позже ее стали называть «полётка», но это название не прижилось, быстро трансформировавшись в привычную «пилотку». Летный головной убор очень понравился русским солдатам, и через несколько лет его стали носить солдаты других родов войск. Революция 1917 года несколько снизила популярность пилотки у военных.

Красная армия получило в наследство от царской России огромное количество складов с обмундированием, пилоток там было с избытком. Комиссары здраво рассудили, что добру пропадать нельзя, и 16 января 1919 года был подписан приказ о введение пилотки как элемента формы для курсантов военных курсов. Но энтузиазма у военных это решение не вызвало – командиры считали пилотку пережитком царского режима и долгое время противились ее появлению в регулярных частях.


Тогда и сегодня

Окончательно пилотка утвердилась в Красной армии 3 декабря 1935 года, когда было введено два типа пилоток: для командного и рядового состава.

В Великую Отечественную пилотка использовалась солдатами в качестве подшлемника под каску. Но для этого головной убор приходилось «дорабатывать». Солдаты снимали с него звезду и надевали пилотку поперек, поля отворачивались. Очень часто режиссеры фильмов про войну ошибочно используют образ солдата, на голове которого пилотка одета не по уставу, чтобы проиллюстрировать пример разнузданного бойца.

Пилотка сохранилась как часть военной формы и в российской армии. Сейчас ее носят моряки, летчики, ракетчики и военные других родов войск. На сегодняшний день этот головной убор является одним из самых распространённых во всех армиях мира.

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.


В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.




Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел.