Краткое содержание:

Оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ОДПУ) продолжается уже в течение 5 лет, но до сих пор из-за особенностей ее проведения между жильцами МКД, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями возникают непонимание и споры. Нередко поставщики и исполнители коммунальных услуг пользуются незнанием громоздкой законодательной базы по ЖКХ и обсчитывают граждан в части несения расходов на установку счетчиков и при переходе от начисления оплаты за услуги по нормативам к начислению оплаты по показаниям ОДПУ.

Правовая инструкция сайт расскажет о правилах установки общедомовых счетчиков, особенностях оплаты ЖКУ по ним и спорах, возникающих между жильцами и коммунальщиками.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь - с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении...»).

Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении...») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.

Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ или МО вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.

Когда могут установить общедомовые счетчики без согласования с жильцами?

Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ) в домах, где счетчики не были установлены на 1 января 2013 года, вправе сами обеспечить установку и ввод в эксплуатацию счетчиков с привлечением ресурсоснабжающих организаций (п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Между РСО и УК заключается агентский договор, по которому УК, действуя в интересах РСО, взыскивает эти расходы с собственников (Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04). Расходы на установку приборов учета включаются в счета по квартплате в размере, который для каждого собственника определяется в зависимости от его доли в праве общей собственности на общее имущество. Состав возможных расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов указан в Письме Минстроя от 09.04.2014 N 5792-МС/04:

  • стоимость прибора учета;
  • расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы;
  • расходы по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку;
  • расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

При недостижении соглашения по взысканию расходов между УК и РСО, РСО вправе подать иск в суд к УК и взыскать с УК эти расходы. Управляющая компания признается надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления домом (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС 15-912 по делу N А 14-13747/2013). Собственники могут и сами решить вопрос установки ОДПУ на общем собрании, решив вопрос о размере расходов на установку и включении этих расходов в плату за содержание жилого помещения (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). С момента принятия такого решения УК должна в течение 3 месяцев обеспечить установку и ввод счетчика в эксплуатацию.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика?

Ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется в течение месяца с даты установки. После ввода, с 1-го числа следующего месяца, исполнитель услуг (УК, ТСЖ) обязан рассчитывать размер платы за коммунальную услугу исходя из показаний введенного в эксплуатацию счетчика (п. 81 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Если есть техническая возможность установки коллективного прибора учета тепловой энергии, но он не установлен, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей компанией. К потребителям в этом случае повышающий коэффициент не применяется.

Если общедомовой счетчик установлен, но не все квартиры и нежилые помещения оборудованы индивидуальными счетчиками, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Постановлению N 354, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии (Письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ?

В судебной практике встречаются следующие споры, связанные с установкой общедомовых приборов учета:

  • споры по искам собственников по вопросу правомерности установки ОДПУ (Апелляционное определение Амурского областного суда от 03.05.2017 по делу N 33 АП-2233/2017);
  • споры по искам прокурора о понуждении установить ОДПУ (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу N 33-5802/2015);
  • споры, связанные с возложением на собственника обязанности оплаты установки ОДПУ
  • (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 22.06.2016 N 44 г-0029/2016);
  • споры, связанные с оспариванием исполнителем услуг предписаний контролирующих органов по вопросу правомерности расчетов по показаниям ОДПУ, а не нормативам (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф 02-6640/2016 по делу N А 69-196/2016);
  • споры в связи с требованиями собственников делать расчеты по нормативам, а не по показаниям ОДПУ, установленных с нарушением законодательства или неисправных (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.11.2017 по делу N 33-4590/2017).

После вступления в силу разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды (ОДН), независимо от порядка управления многоквартирными домами, жильцы отдельно оплачивают коммунальные услуги и отдельно - услуги на ОДН. Однако при наличии общедомового прибора учета горячей и холодной воды жильцы оплачивают ОДН по показаниям общего счётчика, причём никаких начислений сверх указанного объёма производиться не должно.

К заявленным преимуществам установки общедомового водосчётчика относят следующие:

  • в случае потери части водоресурсов на магистралях и при появлении утечек тепло- и водоснабжения, жители домов не должны возмещать убытки из своего кармана,
  • обслуживание придомовой территории (например, полив газонов) тоже переходит под контроль жителей.

Однако этими преимуществами не снимается главное возражение: если разные потребители расходуют разное количество общих ресурсов, то почему все должны платить одинаковую среднеарифметическую сумму, и можно ли избежать такого «неравноправия», не нарушая законодательства. Не менее частый вопрос: кто должен платить за приобретение общедомовых водосчётчиков.

Законодательные требования: разъяснения

Федеральный закон (№261-ФЗ) «Об энергосбережении » в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, возлагая обязанности по приобретению и монтажу на управляющие организации и собственников. Ответственность за сохранность и функциональность тоже возлагается на них. Статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляет обязанности жильцов в отношении компенсации затрат на обслуживание общей территории.

При этом различают 2 вида собственников:

  1. Владельцы жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах – приватизировавшие квартиры хозяева со свидетельством о праве собственности.
  2. Муниципалитеты, как обладатели права собственности многоквартирных домов. Управление муниципального имущества, осуществляющее управление этими домами, путём заключения договоров, делегирует право:
    • управляющим компаниям,
    • непосредственно владельцам квартир (в зависимости от выбранной формы управления).

Поскольку собственником многоквартирного дома считается муниципалитет, то предполагается, что им и должно финансироваться приобретение и монтаж общедомовых водосчётчиков. Причём, если во время собрания жильцов отказаться от предложения управляющей компании или ТСЖ на установку, то они по закону всё равно должны установить водосчётчик, но за свой счёт. Таким образом, в этой трактовке, закон не запрещает владельцам квартир принять консолидированное решение и профинансировать покупку водосчётчика, но не требует этого.

Однако значительная часть сетевых юристов и представителей управления муниципального имущества понимают под «собственниками» владельцев квартир в многоквартирных домах. Соответственно в своих разъяснениях обязанности по финансированию тоже возлагают на них.

В такой трактовке, сумма за установку разделяется между жильцами пропорционально в соответствии с размером площади жилых помещений.

При этом Закон №261-ФЗ сохраняет за владельцами квартир право на рассрочку. В этом случае платёж делится на пять лет, начиная с момента установки и получения квитанции на оплату. Погашение рассрочки осуществляется равными долями. Однако помимо непосредственной оплаты, собственник должен будет внести ещё проценты за рассрочку. Их размер соответствует ставке рефинансирования Центрального банка РФ, которая действует на день начисления платежа. В эту сумму процентов входит:

  • расходы, связанные с переводом денег,
  • расходы, направленные на содержание информационных систем (к ним относятся ресурсы, обеспечивающие обработку данных о текущих платежах и их хранение),
  • стоимость рассылки корреспонденции и платёжных документов в течение всего срока рассрочки.

Общедомовые приборы учёта воды по закону входят в состав общедомового имущества и, начиная с момента монтажа, расход ресурсов начинает рассчитываться пропорционально площадям квартир многоквартирного дома. Оплату за муниципальное жильё осуществляет муниципалитет, за приватизированную квартиру – её владелец. При этом в случае наличия нежилого помещения (например, магазин на первом этаже) ОДН распределяются и на эту площадь. Правомерность пропорционального разделения услуг на ОДН закреплена решением ВС РФ № АКПИ12-1277.

Установка счётчика и порядок цен

Стоимость установки зависит:

  • от количества собственников жилья и наличия коммерческих организаций в доме,
  • наличия/отсутствия отдельной магистрали для холодного и горячего гидропотока, что предполагает необходимость,
  • диаметра ввода,
  • сложности оборудования и монтажных работ,
  • износа трубопровода других факторов.

Для общедомового прибора учёта холодной и горячей воды средняя цена покупки и монтажа составляет порядка 100-150 тыс. рублей, причём суммы могут варьироваться от 60 до 300 тыс. руб.

Установка общедомового прибора учета холодной и горячей воды проводится с соблюдением процедурных правил и возможностей:

  • Поскольку управляющая компания без ведома жильцом не имеет права установить счётчик, все они должны быть максимально полно проинформированы о целесообразности этой процедуры. Как правило, это происходит на общем собрании, где, кроме разъяснений о порядке монтажных работ и особенностях водосчётчика, предлагаются варианты подрядчиков.
  • В ТСЖ при голосовании решение считается принятым большинством голосов, при этом противники решения всё равно становятся участниками сбора денежных средств.
  • Собственники могут самостоятельно выбрать компанию, предлагающую наиболее выгодные условия работы. Чаще всего, такая компания просит предоставить подписанные заявления на установку и приёмку устройств учёта гидропотоков.
  • Представители домоуправления могут предложить варианты оплаты:
    • путём прямого сбора средств,
    • выделением средств из фонда капитального ремонта (самый распространённый способ),
    • путём заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией о приобретении и обслуживании счётчика с рассрочкой выплат.
  • Договор на поставку ресурсов можно заключить как напрямую с поставщиком, так и через председателя ТСЖ или управляющую компанию.

В случае полного отказа от приобретения общедомового счётчика, организация, инициирующая процесс, может направить в суд исковое заявление. В большинстве таких случаев суд накладывает на истца штрафные санкций и постановляет приобрести общедомовой счётчик. Штрафные санкции грозят и управляющей компании, если она не оповестила собственников о необходимости приобретения учётного устройства.

Виды популярных общедомовых счётчиков

В многоэтажных домах чаще всего устанавливаются турбинные водосчётчики на фланцевых соединениях с диаметром условным (ДУ) 40-150 мм. Чаще выбирают сухоходные модели, в которых счётный механизм изолирован от контакта с протекающей водой и не повреждается гидропотоком с мусором и примесями. Большинство таких устройств выпускаются в двух модификациях для холодной и для горячей воды, при этом на цену счётчика влияет и допустимый предел температур.

Особенности, на которые следует обращать внимание:

  • ширина диапазонов расхода,
  • возможность осуществлять изъятие герметичного механизма без опустошения трубопровода,
  • возможность монтажа на вертикальный, горизонтальный и наклонный трубопровод,
  • поворотный механизм для удобства снятия показаний,
  • наличие внешней регулировки для снятия метрологических параметров,
  • наличие и количество импульсных выходов, и их приспособленность к комплектации с различными датчиками.

Общая тенденция иллюстрирует рост интереса к общедомовым приборам с термодатчиками, которые фиксируют как объём потока, так и количество тепловой энергии. При настраивании такой прибор может осуществить расчёт с различными коэффициентами в зависимости от температуры гидропотока. Например:

  • поток +50 С и выше будет учитываться с коэффициентом 1,
  • +45-49 С – 0,9;
  • +40-44 С – 0,7;
  • до +40 С – расход не учитывается, поскольку такой ресурс не соответствует заданным нормам.

При пропорциональном долевом участии всех владельцев квартир в оплате счетов, жители быстро учатся экономить, начиная с покупки различных модифицированных экономителей (например, http://water-save.com/ ) и заканчивая отказом от некоторых расточительных бытовых привычек.

Общедомовые приборы учета или сокращенно ОДПУ — это специальное оборудование, которое используется в целях экономии средств и справедливого распределения затраченных ресурсов. Как работает данное оборудование и как происходит процесс его установки — рассмотрим в следующей статье.

Необходимость установки ОДПУ

Для контроля за оплатой коммунальных услуг и подсчетом расходуемых ресурсов управляющей компании приходится установить общие учетные приборы. Однако эта процедура не так проста: законом здесь регламентируется ряд правил:

  1. Устанавливать общий электросчетчик допустимо только по результатам общедомового собрания. То есть, если жильцы примут решение отказаться от установки, то УК не сможет им помешать. Однако к её обязанностям относится обязательное информирование жителей о выгоде использования приборов учета и о возможных санкциях в случае отказа от установки.
  2. Финансовая ответственность за покупку и монтаж ОДПУ в многоквартирном доме ложится на плечи жильцов. То есть было узаконено, что этот процесс оплаты за установку ОДПУ контролируется жителями дома. Им потребуется собрать необходимое количество денежных средств для установки подходящего комплекта приборов учета. Сумму, которую необходимо будет платить за это, назначает компания, ставит общедомовые учетные приборы. Они подбирают подходящие приборы в соответствии с индивидуальными условиями (комплектация, объемы, технические условия и т.д.) и предоставляют необходимые документацию и квитанции заказчикам.

Важно! ОДП устанавливается в подвале или подвальном помещении. Если существуют соответствующие условия, то прибор учета электрической энергии располагают в щитовых помещениях. Обслуживание прибора осуществляется компанией-установщиком, именно наниматель (конкретный дом) обязан оплатить услуги по замене или починке ОДПУ в многоквартирном доме, если это потребуется.

Типы ОДПУ

Общеквартирные ОДП делятся на несколько типов в зависимости от того, расход какого ресурса они подсчитывают:

  • расход водоснабжения (горячей и холодной воды);
  • электрической энергии;
  • тепловой энергии (отопление);
  • газа.

Не обязательно принимать решение об установке приборов всех типов, но это остается лучшим способом для учета индивидуальных расходов на тот или иной ресурс и справедливого подсчета расходов на общедомовые нужды.

Преимущества использования

Общедомовой счетчик позволяет решить сразу несколько серьезных проблем жилых домов:

  1. У жильцов не возникнет необходимости устанавливать специальные приборы учета расхода газа, электроэнергии, холодной воды и горячей и т.д.
  2. Возможность просто и быстро подсчитать расход на общедомовые нужды.
  3. Нет нужды платить повышающий коэффициент, который достигает 60%.
  4. Возможность экономить и справедливо платить за общедомовые нужды.

В 2009 году законодательством было установлено, что установка общедомовых счетчиков обязательна для всех. Однако до сегодняшнего дня находятся дома, которые отказываются выполнять эту обязанность. Именно для таких людей стоимость услуг ЖКХ начисляется в другом виде: она увеличивается практически в 2 раза за счет применения повышающего коэффициента.

Процесс эксплуатации

У жильцов многоквартирных домов часто возникает вопрос, кто должен заниматься снятием показаний и на ком лежит ответственность за содержание оборудования. Рассмотрим эти проблемы далее:

  1. Компания, поставляющая услуги ЖКХ. Условия эксплуатации требуют своевременной проверки и починки приборов. Контроль за этой процедурой и привлечение квалифицированных специалистов для осуществления ремонтных и профилактических работ выполняет УК. К такому решению обязывает Департамент ЖКХ Минстроя Российской Федерации в 2009 году.
  2. УК или ответственное лицо после идентификации поломок, проблем или неисправностей в ОДПУ нужно решить эти вопросы в течение 2 месяцев.
  3. Допуск РСО (ресурсоснабжающей организации) к приборам учета для поверки и ремонтных работ обязуются осуществить собственники ОДПУ. Жители дома — те, кто оплачивает установку общедомовых приборов учета. Закон регламентирует, что в случае предоставления необходимых услуг и отказа от их оплаты, счет будет предъявлен в принудительном порядке всем жильцам, которые отказались от оплаты.
  4. Каждый жилец как собственник имеет право на то, чтобы посмотреть на учетные приборы и осуществить личную проверку. Для этого правила рекомендуют ему обратиться в УК или к ответственному по подъезду, который должен объяснить, где именно находится ПУ и как туда попасть.

Важно! Снимать показания обязуется специально выбранное ответственное лицо. После снятия показаний составляется акт с данными и суммой, подлежащей к оплате. Акт подписывается ответственным лицом и УК, которая представляет интересы жильцов дома. Сегодня существует возможна установка общедомовых приборов учета с функцией автоматического снятия показаний.

Расчет тарифов и начисление платежей

Установить домовой ПУ — это первый шаг к тому, чтобы начать экономить на общедомовых ЖКХ. Обратите внимание, что общая сумма по ОДП в равной степени делится между всеми собственниками жилья, учитывается наличие индивидуальных приборов, если они есть дома. Для правильного расчета необходимо знание цены единицы того или другого ресурса. Расчет производится по одной из следующих формул:

  1. Тепловая энергия. Формула для ситуации, когда индивидуальные устройства учета установлены не в каждую квартиру, а оплата тепла производится только в зимний период. V x S(i)/S(o) x T. В данной формуле V — общие показания по счетчику, S(i) — площадь отдельно взятой квартиры, S(o) — общая площадь всех квартир, T — ставка по тарифу.
  2. Тепловая энергия. Формула для ситуации, когда оплата тепла производится в течение всего календарного года. V x T x S (i).
  3. Плата по электричеству. Высчитывается по формуле (Общие показания — Сумма использования энергии всех квартир — Сумма потребления энергии в нежилых помещениях) Х Площадь интересующей квартиры / Общую площадь дома.
  4. Плата за воду (горячую и холодную). (Показания по общедомовому прибору учета воды - Использование в общедомовых помещениях - Использование ИПУ - Потребление согласно нормативу) * Площадь отдельной квартиры / Площадь всех квартир в доме.

Формулы вычисления сумм, подлежащих оплате по ОДПУ и их подробная расшифровка представлены в Постановлениях Правительства РФ от Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011.

Порядок начисления платежей по ОДПУ

Порядок начисления платежа на отдельно взятую квартиру происходит в три этапа:

  • вычисляется индивидуальная сумма платежа согласно показаниям индивидуального квартирного счетчика;
  • к ней прибавляется часть суммы согласно показаниям общедомового ПУ;
  • полученная сумма и вписывается в квитанцию.

При возникновении вопросов по начисленной сумме ответственное лицо обязано предоставить жильцу отчет о вычислениях и имеющихся показаниях.

Основные правила использования

Для регуляции процесса эксплуатации ОДПУ и пресечения возможных проблем с его использованием существует ряд правил и законов РФ, к числу которых относятся:

  1. В случае, когда на протяжении некоторого периода гражданин, прописанный по указанному адресу, не проживал в квартире или временно отсутствовал, соответственно, не расходовал ресурсов, то он имеет право на перерасчет. Однако для этого ему потребуется предоставить документ, подтверждающий его отсутствие (справка из больницы, с работы о командировке и т.д.). Данный документ предоставляется управляющему или ответственному лицу, после чего делается перерасчет.
  2. В ситуации, когда в квартире проживают незарегистрированные квартиранты, это не освобождает их от оплаты ОДН. Однако сумма начисляется либо на количество прописанных лиц, на количество лиц, являющихся собственниками (если никто не прописан на жилплощади).
  3. При несвоевременной передаче показаний за месяц берутся среднемесячные данные. Если показания не передаются в течение 3 месяцев, то расчет суммы, подлежащей к оплате, происходит согласно нормативам потребления.
  4. Если собственность разделена в неравных долях (1/3 или 1/2 и т.д.), то на начисления это никак не влияет. Сумма все равно вычисляется согласно количеству собственников вне зависимости от долей.
  5. В целях предотвращения дезинформации при передаче данных о показаниях по телефону рекомендуется установить словесный пароль или код для безопасной идентификации.

На сегодняшний день ОДПУ используется практически во всех домах. Комбинирование общедомовых приборов учета с индивидуальными позволяет стабилизировать начисления, сократить потребление избыточных ресурсов и облегчить процедуру подсчетов общедомовых нужд.

Многие российские граждане дотошно вникают в систему начисления коммунальных платежей и расчета ОДПУ. Стараясь минимизировать расходы, население устанавливает в жилищах собственные приборы учета потребляемых природных ресурсов. Нужны ли в многоквартирных домах ОДПУ и что это такое?

Как расшифровывается ОДПУ

Аббревиатура ОДПУ читается как общедомовые приборы учета. Представляют собой они счетчики, фиксирующие суммарное количество израсходованных ресурсов.

Зачастую ОДПУ является распределительным прибором в здании многоквартирного дома.

Какие бывают приборы учета ОДПУ

Необходимость монтажа общедомовых приборов учета закреплена в законодательстве.

Устанавливаются , тепла, электроэнергии в подсобных помещениях, подвалах, технических комнатах. Доступ к ним со стороны жильцов блокируется с целью предотвращения кражи, порчи.

Для разных видов ресурсов используются специфические приборы учета:

  • Тепло

ОДПУ по отоплению делятся на тахометрические, электромагнитные, вихревые и ультразвуковые. Они позволяют существенно экономить ваши финансы, благодаря ОДПУ тепловой энергии.

  • Электроэнергия

Могут быть однотарифные, многотарифные. ОДПУ многотарифный позволяет снизить расходы. Суть работы этих приборов такова. Ночью действует минимальный тариф, а днем он намного выше. Кроме того, тариф увеличивается в так называемые пиковые часы, например, с 7 до 10 утра, с 17 до 21 часа вечером.

  • Вода горячая и холодная

ОДПУ воды контролирует расход исходя из всех реально проживающих людей, а не только зарегистрированных в квартирах. Возможен отдельный учет горячей и холодной воды, благодаря ОДВУ горячей воды и ОДПУ холодной воды.

Общедомовые приборы учета жители российских многоквартирных домов иметь обязаны с целью оптимизации энергосбережения. Это прописано в федеральном законе № 261-ФЗ. Законодатель установил предельный срок для обеспечения всех домов такими устройствами 30 июня 2012 года. Однако, и сегодня в некоторых домах они отсутствуют.

С 2015 года для повышения мотивации населения к установке ОДПУ для домов, в которых монтаж приборов технически возможен, но не выполнен, устанавливаются специальные повышающие коэффициенты, достигающие 60% от базовых нормативов .

Требуя обеспечения многоэтажных домов ОДПУ, государство заботится о сохранении природных ресурсов. Зачастую если в квартире зарегистрирован один человек, с учетом этого рассчитывается плата, к примеру, за воду. На самом деле в этой квартире фактически проживает пять человек, происходит существенный перерасход воды. В масштабах всей страны выходят внушительные цифры.

Сопоставление показателей индивидуальных счетчиков, установленных в квартирах, со значениями общедомовых приборов непременно выявит перерасход. Так проходит мониторинг потребления природных ресурсов.

Стоимость установки

Положения статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ обязывают владельцев помещений финансировать монтаж общедомовых приборов учета. Те, кто в установленный срок самостоятельно не снабдили дома такими устройствами, должны возместить поставщикам ресурсов расходы на монтаж. Разрешено вносить такие платежи ежемесячно на протяжении пяти лет после установки счетчиков.

Размер компенсационного платы за ОДПУ рассчитывается с учетом доли в праве собственности на общее имущество дома. Выясняется доля конкретной квартиры и относящихся к ней нежилых помещений в площади всего здания. Полученный результат перемножается с ценой прибора. Далее получившаяся цифра делится на 60 одинаковых ежемесячных взносов.

Величина каждого компенсационного платежа зависит от габаритов квартиры и относящихся к ней нежилых помещений, а не от количества квартир в здании. Так решил законодатель, закрепив норму в статье 37 Жилищного кодекса РФ, Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. за № 491.

Стоимость приборов ОДПУ и их монтаж могут варьироваться в зависимости от технических характеристик дома и специфики установки, а также вида ресурса.

Сумма компенсационного платежа включает в себя ряд мероприятий, учитывая предоставление рассрочки на 60 месяцев:

  1. Предварительные консультации и осмотр.
  2. Составление проекта.
  3. Утверждение проектной документации.
  4. Укомплектование и поставка.
  5. Установка.
  6. Наладка и запуск в работу.
  7. Техническое обслуживание ОДПУ по гарантии на протяжении 60 месяцев.

На каждый жилой дом размер затрат по монтажу счетчика ОДПУ рассчитывается индивидуально и фиксируется в акте приема-передачи и договоре.

Сроки проверки ОДПУ

Общедомовой прибор учета является сложным механизмом, требует технического обслуживания, контроля, починки и при определенных условиях замены. Сроки поверки зависят от характеристик устройства и контролируемого ресурса.

Ответственность за бесперебойную качественную работу прибора несут все жильцы без исключения. Делают они это не каждый по отдельности, как кому захочется, а централизованно, поручив заботу о приборе управляющей компании. Она наделяется правом выбора профильных компаний и специалистов, способных поддерживать технические характеристики ОДПУ на должном уровне.

К приглашаемым сторонним организациям предъявляются единые требования:

  1. Наличие сертификата, позволяющего проводить обслуживание счетчиков.
  2. Наличие особого допуска к проведению поверок, ремонту и установке приборов учета.

Оптимальным вариантом считается заключение долгосрочного договора с таким исполнителем работ с обязательным составлением и двусторонним подписанием актов.

ОДПУ в квитанции за квартплату

Ежемесячное возмещение затрат на установку ОДПУ входит в общую . Это правильно, поскольку нет необходимости нести дополнительные расходы на создание еще одного платежного документа, а также переплачивать банковскую комиссию за осуществление платежа. Ведь эти расходы несут собственники квартир.

Величина коммунальных платежей за ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, исчисляется согласно действующим тарифам и потребленным объемам.

Несмотря на то, что на установку ОДПУ нужно потратиться, польза от их работы неоспорима. Важно относиться к ним по-хозяйски бережно и разумно и оплата за ОДПУ окупится со временем в разы.


Установка газового счетчика в квартире: что нужно знать