Реорганизация АО (акционерного общества) на добровольной основе может проводиться в любой допускаемой законодателем форме, включая преобразование в ООО или производственный кооператив. Рассмотрим особенности процедуры реорганизации АО, возможные варианты преобразования, а также практику судебных органов по разрешению спорных ситуаций в этой сфере.

Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

  • при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
  • при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) -― пп. 1-3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).

Разделение и выделение АО

Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.

По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

Реорганизация АО в форме слияния и присоединения

При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.

Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.

Особенности преобразования АО в ООО

Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:

  • вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
  • принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
  • составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
  • обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
  • завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).

Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.

Смена ЗАО на АО

С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.

В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).

Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.

В заключение подведем некоторые итоги:

  • при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
  • слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
  • цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
  • преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
  • с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
  • приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.

Может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Акционерное общество также вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив , а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом .

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Порядок ликвидации АО устанавливается Законом об акционерных обществах. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации общества.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим существование – с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Разделение и выделение акционерного общества

Разделение общества - это форма реорганизации, в результате которой реорганизуемое общество прекращает существовать как субъект правоотношений, возникает два и более общества, к которым переходят права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с разделительным балансом. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданных обществ. В отличие от слияния и присоединения, реорганизация в форме разделения может быть принудительной.

Решение о разделении АО принимается советом директоров, а затем утверждается общим собранием акционеров. На общее собрание акционеров АО выносятся следующие вопросы:

О реорганизации в форме разделения;

О создании новых обществ:

О порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества;

Об утверждении разделительного баланса, определяющего правопреемство по правам и обязанностям реорганизованного и создаваемых обществ.

В случае положительного принятия решений по вопросам реорганизации, общие собрания каждого общества, создаваемого при реорганизации принимают решения об утверждении своего устава, формируют органы управления.

Любой акционер, не принимавший участие в голосовании, при решении вопроса о реорганизации, а также акционер, не согласный с принятием решения о реорганизации и голосовавший против, автоматически получает акции всех созданных при разделении обществ. При этом во всех созданных обществах он получает такой же объем прав, какой он имел в реорганизованном обществе. Предоставляемые ему пакеты акций в каждом из созданных обществ должны быть пропорциональны количеству акций, которые он имел в обществе до реорганизации.

Разделительный баланс это документ, в котором отражается распределение всех прав и обязанностей разделяемого общества между его правопреемниками. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизуемого общества перед кредиторами. Неурегулированным остается вопрос о правопреемнике права, кредитора по обязательствам.

Выделение - это форма реорганизации, в результате которой реорганизуемое общество продолжает существовать, но при этом часть принадлежащих этому обществу прав и обязанностей переходит к новым обществам, созданным при реорганизации. При выделении может быть создано любое количество новых обществ. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из созданных при выделении обществ. Реорганизация в форме выделения может иметь осуществляться как добровольно, так и принудительно в силу предписания государственных антимонопольных органов.



При реорганизации в форме выделения на общем собрании акционеров рассматриваются следующие вопросы:

О реорганизации в форме выделения;

О порядке и условиях выделения;

О порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ;

Об утверждении разделительного баланса.

После принятия общим собранием реорганизуемого общества решения о реорганизации и разрешения всех вопросов, общее собрание будущих акционеров создаваемого общества утверждает новый устав и образовывает органы управления общества.

Права акционеров те же, что и при разделении. Законом предусмотрена возможность приобретения акций создаваемого при реорганизации нового общества самим реорганизуемым обществом. В случае, когда единственным акционером выделенного общества становится само реорганизуемое общество, акционеры, не голосовавшие на общем собрании или голосовавшие против, имеют только право требовать выкупа акций обществом, и не получают при этом акции вновь созданного общества.

Права и обязанности реорганизованного общества переходят вновь созданному обществу на основании разделительного баланса.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций.

Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленной в установленном законом порядке более двух раз подряд в течение трех лет.

Решение суда о принудительном выделении из состава коммерческой организации принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1. существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2. отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации;

3. существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительной реорганизации в форме выделения должно быть исполнено собственником в срок, который определен данным решением. Данный срок не может быть менее чем шесть месяцев.

При реорганизации акционерного общества не должен быть уменьшен объем принадлежащих акционерам прав. Основным способом защиты прав акционеров при реорганизации акционерного общества является их право выйти из этой организации, в случае, если они голосовали против принятия решения о реорганизации с получением имущественной компенсации. В соответствии с п.1 ст. 75 Закона «Об акционерных обществах» владельцы голосующих акций имеют право требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, в случае, если они голосовали против принятие решения о реорганизации, либо вообще не принимали участие в голосовании по этому вопросу.

При внесении в повестку дня общего собрания акционеров вопроса о реорганизации общества необходимо составить список акционеров, у которых может возникнуть право требовать выкупа принадлежащих им акций. Список акционеров составляется на основании данных реестра акционеров общества.

Выкуп акций обществом осуществляется по рыночной стоимости этих акций, при этом рыночная стоимость приобретаемых обществом акций определяется независимым оценщиком. Требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций, должно быть письменно оформлено. В данном требовании акционер должен указать место своего жительства и количество акций, выкупа которых он требует. Данное требование должно быть предъявлено обществу не позднее 45 дней с даты принятия решения о реорганизации общества. По истечении данного срока в течение 30 дней общество обязано выкупить акции у акционера, предъявившего данное требование.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества в течение 50 дней со дня принятие решения о реорганизации общества должен опубликовать отчет об итогах предъявления требований и выкупе акций у акционеров общества. После выкупа акций в реестр акционеров общества вносятся соответствующие изменения.

Следует учесть, что при выкупе обществом, акций общая сумма средств, направленных на выкуп акций не может превышать 10 % стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. Если общее количество акций, выкупаемых обществом, превышает указанную сумму, акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям. Выкупленные в результате реорганизации общества акции погашаются.

Реорганизация АО может осуществляться в одной из пяти форм: разделение, выделение, слияние, присоединение, преобразование (отметим, что выделение - единственная форма, при которой прекращение юридического лица не происходит). Преобразование ЗАО в ОАО и наоборот реорганизацией не является. Соответственно при реорганизации происходит прекращение одних юридических лиц и создание других, при этом речь идет об иных правилах создания, нежели при учреждении, так как возникают вопросы, связанные с правопреемством. Реорганизация АО, а также его дочерних и зависимых обществ является информацией, подлежащей раскрытию в качестве одного из существенных фактов.

АО имеет право осуществить добровольную реорганизацию в порядке, предусмотренном Законом об АО. При этом особенности реорганизации (в части оснований и порядка реорганизации) могут устанавливаться специальным законом применительно к АО - субъекту естественной монополии, более 25% акций которого закреплено в федеральной собственности.

Порядок и основания реорганизации регламентируются, помимо Закона об АО, нормами ГК и иных федеральных законов.

Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения и выделения и только в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда. Осуществлять принудительную реорганизацию должно само реорганизуемое юридическое лицо в течение указанного в предписании срока. Если этого не произошло, реорганизация осуществляется в судебном порядке по иску уполномоченного органа. Принятие обществом решения о реорганизации относится к компетенции общего собрания; такое решение может быть принято собранием только по предложению совета директоров (если иное не установлено уставом АО). Для того чтобы решение о реорганизации было принято, необходимо, чтобы за это решение проголосовали акционеры квалифицированным большинством в три четверти голосов; в голосовании участвуют акционеры - обладатели как обыкновенных, так и привилегированных акций.

При реорганизации осуществляется формирование имущества нового общества (новых обществ), размещение и обмен акций. Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, может быть осуществлено только за счет имущества реорганизуемых обществ. Таким образом, конструкция реорганизации не допускает осуществления наряду с реорганизацией каких-либо сделок, в частности, направленных на размещение акций среди третьих лиц.

Статья 15 Закона об АО и п. 4 ст. 57 ГК определяют момент окончания реорганизации. Этим моментом по общему правилу (для выделения, разделения, слияния, преобразования) является момент государственной регистрации общества, образовавшегося в результате реорганизации (каждого из обществ). Исключение установлено для присоединения: оно считается завершенным в момент внесения в государственный реестр записи о прекращении присоединенного общества.

Кредиторы АО должны быть осведомлены о проводимой реорганизации. Так, п. 1 ст. 60 ГК устанавливает, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица; ч. 1 п. 6 ст. 15 Закона об АО устанавливает срок, в течение которого уведомление должно состояться, - не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (если осуществляются разделение, выделение, преобразование) либо с даты принятия решения об этом последним из обществ (если осуществляется слияние или присоединение).

Закон об АО вводит обязанность АО помимо уведомления кредиторов опубликовать информацию о реорганизации в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц.

Следующий шаг в направлении защиты интересов кредиторов - предоставление им права письменно потребовать досрочного прекращения ими исполнения соответствующих обязательств общества, а также возмещения всех возникших при этом убытков (как реального ущерба, так и упущенной выгоды). Еще одно правило, направленное на защиту интересов кредиторов при реорганизации, установлено ч. 3 п. 6 ст. 15 Закона об АО: в соответствии с ним в ситуациях, когда разделительный баланс или передаточный акт не позволяют определить правопреемника реорганизованного АО, вновь образованные АО несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного АО перед его кредиторами. Это означает, что кредитор, которого «забыли» упомянуть, имеет право по своему усмотрению обратиться к любому из новых юридических лиц.

Преобразование акционерного общества

Преобразование может быть определено как изменение организационно-правовой формы юридического лица с прекращением его деятельности и переходом всех прав и обязанностей к юридическому лицу иной организационно-правовой формы. Преобразование может быть только добровольным; принятие государственными органами либо судом решения о необходимости преобразования исключается. Особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования определены п. 8.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Часть 1 п. 1 ст. 20 Закона об АО устанавливает, что общество имеет право преобразоваться в ООО или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Отметим, что преобразование в общество с дополнительной ответственностью, очевидно, также допускается, так как в силу п. 3 ст. 95 ГК РФ к ОДО применяются правила, установленные для ООО.

Часть 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО являются новеллой, и допускает преобразование АО по единогласному решению его акционеров в некоммерческое партнерство (для преобразования в иных формах достаточно решения общего собрания, принятого большинством в три четверти голосов акционеров). Эти нормы корреспондируют нормам ст. 104 ГК РФ. Очевидно, намерение законодателя было направлено на то, чтобы установить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которые может преобразовываться АО. Однако с точки зрения юридической техники это намерение выражено не вполне безупречно. Дело в том, что в названных нормах ГК РФ и Закона речь идет о праве АО преобразоваться в определенные организационно-правовые формы, а такая конструкция теоретически не исключает право преобразоваться и в другие организационно-правовые формы.

Чтобы избежать проблем толкования, следует указать в Законе, что АО имеет право преобразовываться только в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнерство (а возможно, и в другие организационно-правовые формы, так как, например, невозможность преобразования в полное товарищество объяснима с трудом). Инициатива в осуществлении преобразования (как и других видов реорганизации) принадлежит совету директоров реорганизуемого общества. Совет директоров разрабатывает и выносит на обсуждение общего собрания АО следующие вопросы:

Об осуществлении реорганизации в виде преобразования;

О порядке и условиях осуществления преобразования;

О порядке обмена акций общества на вклады участников ООО или паи членов производственного кооператива.

Общее собрание рассматривает эти вопросы и принимает соответствующие решения, причем представляется, что это могут быть решения, принятые разными собраниями. Следует отметить, что в п. 2, 3 ст. 20 Закона об АО не упоминается о необходимости вынесения на рассмотрение общего собрания и принятия им решения по вопросу об утверждении передаточного акта, хотя этот документ должен быть составлен.

При преобразовании АО к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного АО в соответствии с передаточным актом.

Основные этапы процедуры преобразования:

1. Принятие решения общим собранием акционеров, реорганизуемого общества, о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

2. Принятие решения участниками создаваемого при преобразовании нового юридического лица на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления.

3. Государственная регистрация юридического лица, возникшего в результате преобразования.

4. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг юридическим лицом, возникшим в результате реорганизации в форме преобразования, если в процессе реорганизации осуществлен выпуск ценных бумаг.

На каждом из указанных этапов реорганизации в форме преобразования необходимо придерживаться следующих правил:

На первом этапе, решение общего собрания акционеров о реорганизации в форме преобразования общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом указанное решение общего собрания акционеров принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Необходимо также подчеркнуть, что согласно Указу Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» №1210 от 18.08.96 г. в решении о преобразовании акционерного общества должны быть установлены типы акций, выпускаемых эмитентом, права владельцев этих акций, сроки и порядок обмена, соотношение типов и номинальных стоимостей выпускаемых акций, применяемое при обмене для всех типов ранее выпущенных акций.

Следует отметить, что Законом «Об акционерных обществах» предусматривается преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, с соответствующим обменом акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. В то же время, Закон «Об акционерных обществах» предусматривает порядок создания обществ либо при учреждении, либо в результате реорганизации. Поэтому, рассматривая вопросы реорганизации акционерных обществ, на наш взгляд, необходимо рассмотреть также вопросы создания акционерных обществ в результате реорганизации в форме преобразования.

На втором этапе, при принятии решений участниками создаваемого при преобразовании нового юридического лица на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления необходимо руководствоваться требованиями федеральных законов об этих организациях. Следует напомнить, что преобразование акционерных обществ допускается Законом только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Соответственно необходимо учитывать требования законодательства в отношении указанных юридических лиц.

На третьем этапе юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, подлежит обязательной государственной регистрации. При этом необходимо учитывать, что уставный капитал акционерного общества, созданного в результате преобразования, может быть больше уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда) преобразованной коммерческой организации, но не может превысить стоимости ее чистых активов.

При регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования необходимо обратить внимание на п. 3 Указа Президента Российской Федерации №1210 от 18.08.96 г., согласно которому открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в юридическое лицо иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица.

На четвертом этапе, в случаях размещения ценных бумаг в результате преобразования, государственной регистрации подлежит выпуск ценных бумаг юридического лица, возникшего в результате такой реорганизации. При этом документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемых при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца с даты государственной регистрации коммерческой организации, созданной в результате преобразования. Нормативными актами предусмотрены следующие пути размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования. Пути размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования представляет собой довольно сложную картину. Указанные пути размещения ценных бумаг предусмотрены Стандартами эмиссии ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций (п. 1.3.).

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных путей размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования.

Во-первых, допускается размещение ценных бумаг, путем конвертации в облигации коммерческой организации облигаций преобразуемой в нее коммерческой организации. В данном случае, видно, что объектом сделки является только облигация, выпущенная коммерческой организацией. При этом следует отметить, что действующими нормативными актами запрещено осуществлять конвертацию акций реорганизуемого акционерного общества в облигации, а также конвертацию облигаций реорганизуемой коммерческой организации в акции.

Во-вторых, допускается размещение ценных бумаг путем обмена на акции акционерного общества долей участников преобразуемого в него товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов преобразуемого в него кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие). При этом нормативными актами запрещено осуществлять обмен долей участников реорганизуемого товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов реорганизуемого кооператива на облигации. Обмен в указанном случае допускается только на акции. В указанном случае, на наш взгляд, при конструировании нормы, определяющей возможность такого размещения ценных бумаг, допущены некоторые неточности.

Второй путь размещения ценных бумаг предусматривает создание нового акционерного общества (АО(1)), либо акционерного общества работников (народное предприятие) (АОР(НП)). На наш взгляд, целесообразно изложить указанную норму Стандартов эмиссии, в следующей редакции: «1.3.2. … обмена на акции акционерного общества долей участников преобразуемого в него товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов преобразуемого в него кооператива, а также обмена на акции акционерного общества работников (народное предприятие) акций преобразуемого в него акционерного общества.»

Так же, как указывалось при рассмотрении иных способов реорганизации, необходимо четко определить понятие «обмен». На практике, возникает масса вопросов при оформлении указанных сделок, т. к. при преобразовании реорганизуемое лицо прекращает свое существование с передачей всех прав и обязанностей по передаточному акту, вновь возникшему в результате такой реорганизации юридическому лицу - иной организационно-правовой формы.

В-третьих, допускается размещение ценных бумаг путем приобретения акций акционерного общества при преобразовании в него государственного (муниципального) предприятия и его подразделений (в том числе в процессе приватизации) Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Указанный путь размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования является наиболее распространенным. Объясняется это тем, что большинство акционерных обществ созданы в процессе приватизации.

Следует отметить, что согласно ст. 24 ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» №123-ФЗ от 21 июля 1997 г. (в ред. Федерального закона от 23.06.99 №116-ФЗ) при создании общества в процессе приватизации решение о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Такими решениями определяется порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, количество акций открытых акционерных обществ, категория (тип) таких акций, а также наименования открытых акционерных обществ - эмитентов таких акций.

В-четвертых, Стандартами эмиссии при реорганизации коммерческих организаций предусматривается такой путь размещения ценных бумаг, как приобретение акций акционерного общества при преобразовании в него индивидуального (семейного) частного предприятия, предприятия, созданного хозяйственным товариществом и обществом, общественной и религиозной организацией, объединением, благотворительным фондом, другого предприятия, не находящегося в государственной и муниципальной собственности, основанного на праве полного хозяйственного ведения, собственником этого предприятия.

При осуществлении преобразования необходимо учитывать особенности правового регулирования той организационно-правовой формы, в которую осуществляется преобразование. Статус ООО определяется помимо норм ГК РФ специальным Законом об ООО. Число участников ООО не может превышать 50 субъектов; соответственно при преобразовании это необходимо учитывать. В частности, если не все акционеры становятся участниками ООО, должны быть решены проблемы взаимоотношений преобразуемого АО и выходящих из него акционеров. Кроме того, учредительным документом ООО помимо устава является учредительный договор, который должен подписываться всеми участниками будущего ООО.

Статус производственного кооператива определяется помимо ГК РФ Федеральным законом от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», иными законодательными актами. Производственный кооператив не может быть компанией одного лица - он должен состоять не менее чем из пяти участников. Кроме того, организационно-правовая форма кооператива предполагает личное участие членов кооператива в его деятельности. Так, в частности, при создании сельскохозяйственного кооператива следует учитывать, что не менее 50 процентов объема работ в таком кооперативе должно выполняться его участниками.

Статус некоммерческого партнерства определяется нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Прежде всего, следует учесть, что данное юридическое лицо обладает (в отличие от АО) специальной правоспособностью, объем которой должен быть определен уставом; при этом осуществление предпринимательской деятельности допускается только в уставных целях. Кроме того, следует учитывать положения об имуществе некоммерческих партнерств, часть которого является членскими взносами, на которые участники не имеют никаких прав, часть - имущественными вкладами, стоимость которых может быть выплачена выходящим из партнерства участникам.

Все вопросы, связанные со статусом юридического лица, создаваемого в результате преобразования, решаются участниками будущего юридического лица на совместном заседании; в частности, это:

Утверждение учредительных документов;

Избрание либо назначение органов управления создаваемого субъекта.

Завершается преобразование государственной регистрацией создаваемого юридического лица; при этом в реестр вносится запись о прекращении деятельности преобразованного юридического лица.

Пункт 4 ст. 20 Закона об АО вслед за п. 5 ст. 58 ГК РФ устанавливает, что универсальное правопреемство, т.е. переход всех прав и обязанностей от реорганизованного к новому юридическому лицу, осуществляется на основании передаточного акта. При этом, как отмечалось выше, ст. 20 Закона об АО не устанавливает порядок его разработки и утверждения, в связи, с чем возможны практические проблемы. В случаях, прямо указанных в законодательных актах, преобразование может быть ограничено; в качестве примера можно привести норму п. 4 ст. 7 Закона, в соответствии с которой только открытыми акционерными обществами могут быть АО, учредителями которых выступают публично-правовые образования.

В ст. 7 Закона об АО говорится, о том, что преобразованием нельзя считать переход от ОАО к ЗАО и наоборот, поскольку эти типы акционерных обществ самостоятельными организационно-правовыми формами не являются (в связи с этим обращает на себя внимание неудачное использование термина «преобразование», в частности, в ч. 3 п. 3 ст. 7 Закона). Соответственно в названных ситуациях необходимо осуществить перерегистрацию учредительных документов, однако не нужно соблюдать требования ст. 57-60 ГК РФ, ст. 20 Закона об АО, других статей Закона об АО, направленных, в частности, на защиту прав акционеров при реорганизации (ст. 75, 76).