Август - жаркая пора не только для школ, которые готовятся к новым ученикам, но и для родителей. Все продумать, все купить, все организовать. Сегодня поговорим о том, как выбрать правильную парту для будущего школьника

Источник фото: dailymail.co.uk

Выбор парты, что очевидно, это не только вопрос дизайна детской комнаты, но и вопрос здоровья ребенка, ведь за уроками ему предстоит провести не один час своего времени на протяжении долгих лет.

Родителям стоит помнить при этом, что неудобная парта запросто может привести ребенка к нежеланию сидеть за ней, и соответственно, к нежеланию учиться.

Проведенные в нескольких школах России исследования показали, что более 50% младших школьников испытывают дискомфорт и даже боль при использовании неподходящей мебели. Это вызвано несоответствием размера мебели и тела ребенка.


Источник фото: smarttutor.com

Анкетирование детей показало, что в классах с неправильной мебелью уставшими к концу урока себя чувствует порядка 40-60 % опрошенных, в то время, в классах, где мебель подобрана правильно, дети не устают даже к концу последнего урока.

Из-за неправильно подобранной парты у детей вырабатывается неправильная осанка и искривляется позвоночник, а это, как известно, необратимые последствия.

Рынок предлагает большое разнообразие парт для дома, как же среди прочих найти свою «правильную»?

1. Парта должна быть регулируемой

Ее нужно регулировать минимум два раза за учебный год в зависимости от скорости роста вашего ребенка.

Часто родители покупают или слишком высокий стул, что мешает ребенку поставить ноги на пол, или слишком низкую/высокую парту, которая не подходит к росту и покупается как бы «на вырост».

Делать этого нельзя! Правильные соотношения роста ребенка с высотой парты и стула (в мм) по ГОСТу 5994-93:

Рост ребенка/высота рабочей плоскости

1000 -1150/ 460
1150 -1300 / 520
1300 -1450 / 580
1450 -1600 / 640

Когда ребенок сидит на правильно отрегулированном по росту стуле, опустите столешницу парты на высоту локтя свободно свисающих рук ребенка.

Плечи не должны напрягаться. Если положить руки на парту, локти должны быть согнуты под углом 90 градусов.

Существует так называемое правило «трех углов»: колени под столом образуют один прямой угол, линия бедер и спина - второй, а руки, согнутые в локтевом суставе - третий.

Во время письма правильно сидеть — это значит держать голову слегка наклоненной вперед. При этом расстояние от тетради до головы должно быть достаточно большим — 35—40 см.

Плечи должны находиться на одном уровне, а оба локтя — лежать на крышке стола. Стул необходимо ставить так, чтобы его край заходил за крышку стола на 2—4 см. Обе стопы должны стоять на полу так, чтобы голени были расположены под прямым углом к бедрам.

При такой посадке тело имеет достаточно точек и площадей опоры, не наступает утомления от длительного сидения и не возникает никаких искривлений позвоночника.

Во время чтения посадка может быть более вольной в том отношении, что при желании стопы могут быть выдвинуты вперед и увеличена опора на спинку стула, можно несколько откинуться назад, но тоже только при условии, что край стула заходит за крышку стола.

Последнее правило должно соблюдаться всегда, сидишь ли ты во время занятий за партой или за столом во время еды. Только такое взаимное расположение стола и стула позволяет не сутулиться, хорошо видеть то, что пишется или рассматривается на столе.

2. Глубина стола должна быть не менее 50 см

3. Парта должна иметь регулируемую столешницу

Столешница должна регулироваться так, чтобы при выполнении различных задач угол ее наклона мог меняться.

Небольшой угол наклона (7-12 градусов) подойдет для письма. Для чтения и рисования наклон столешницы придется увеличивать.

Хомчик Алексей Владимирович, врач травматолог-ортопед ортопедического отделения 17-й городской детской клинической поликлиники:

Очень важно иметь возможность регулировать угол наклона столешницы, в зависимости от вида деятельности. Для того, чтобы взгляд на рабочую поверхность падал под правильным углом. Ведь у детей, в отличие от взрослых, расстояние до глаз при письме значительно меньше.

Поэтому тетрадь должна быть приближена к глазам, а не наоборот. Иначе это приводит к сутулости, болям в спине, головным болям или другим осложнениям. Установки, рекомендуемые для детских столов: рисование 0 - 5°; письмо 7-12°; чтение 30°.

4 .Материал должен быть экологически чистым и безопасным. Не стесняйтесь спросить продавца о наличии сертификата качества.

5. Дизайн парты должен устраивать не только вас, но и вашего ребенка, ведь именно ему предстоит пользоваться ей каждый день.

6. Парта не должна занимать основную часть комнаты. Это непрактично. Постарайтесь выбрать наиболее рациональный вариант исходя из размера детской комнаты.

7. Парта должна быть устойчивой и надежной .

Выбирая парту для школьника, стоит помнить, что неправильно организованное рабочее место - еще одно условие, провоцирующее нарушение осанки.

Хомчик Алексей Владимирович, врач травматолог-ортопед ортопедического отделения 17-й городской детской клинической поликлиники:

К сожалению нарушения осанки и сколиозы у детей школьного возраста встречаются все чаще. Тревогу вызывает и то, что эти заболевания «молодеют». Не редки случаи выявления сколиоза 2-й степени у детей 5-7 лет, что является тяжелой патологией для такого возраста. Основными причинами нарушения осанки, на мой взгляд, являются неправильная осанка при сидении и малоподвижный образ жизни.


Источник фото: dobre.stb.ua

Сейчас дети предпочитают провести время за компьютером, планшетом, телефоном, а не поиграть на улице со сверстниками в футбол, волейбол и другие подвижные игры. В результате отсутствует адекватное развитие мускулатуры, не формируется достаточный «мышечный корсет», что, в свою очередь, приводит к искривлению позвоночника.

А по каким критериям вы выбирали стол для школьника?

Когда ребенок пойдет в школу, ему придется немало времени проводить за уроками. Ортопедическая парта для школьника станет отличным решением для организации комфортного рабочего места. Основные требования к нему – минимальный вред здоровью и максимальное удобство. При соблюдении этих правил вы обеспечите все условия для хорошей успеваемости и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые, к сожалению, нередко встречаются в детском возрасте.

Нужна ли парта для школьника дома

Многие родители при организации рабочего места ребенку отдают предпочтение обычному письменному столу, но часто это выходит боком – из-за неправильно подобранных размеров и конфигурации мебели школьник вынужден находиться в неудобном положении, что приводит к развитию сколиоза, быстрой утомляемости и другим проблемам .

Ортопедические парты для детей призваны решить эту проблему. Сегодня особой популярностью пользуются так называемые растущие парты-трансформеры , высота которых может регулироваться по мере роста ребенка. Также регулируется и угол наклона столешницы, что очень удобно при занятиях различными видами деятельности.

Несмотря на то, что подобные модели стоят довольно дорого по сравнению с обычными письменными столами, родители избавлены от необходимости менять мебель, когда ребенок подрастет. Приобретая парту-трансформер в первом классе, она прослужит вплоть до окончания школы, позволит сохранить здоровье ребенка и обеспечить его хорошую успеваемость.

Как подобрать парту для школьника

При выборе ортопедической парты для школьника необходимо руководствоваться индивидуальными параметрами ребенка. Оптимальные размеры такой мебели для домашнего использования – 70х40 или 105-40 сантиметров. Обратите внимание на наличие следующих параметров:

  • возможность регулировки угла наклона столешницы;
  • возможность зафиксировать столешницу горизонтально;
  • оптимальная высота парты в зависимости от роста школьника – 52-56 сантиметров.

Сколиоз – частая проблема современных школьников. Искривление позвоночника становится следствием неправильного положения тела за письменным столом. Избежать патологии можно, если подобрать парту и стул к ней оптимальной высоты . Сориентироваться вам поможет таблица соответствия.

При выборе изделия также обратите внимание на такие важные нюансы:

  • столешница должна иметь достаточные размеры для комфортной работы;
  • углы парты должны быть закруглены, не должно быть никаких выступающих элементов, о которые ребенок мог бы пораниться;
  • механизм регулировки высоты стола и угла наклона должен быть максимально простым, но, в то же время, надежным;
  • наличие дополнительных ящичков для канцелярских принадлежностей.

Среди современных производителей и моделей мебели для школьников стоит выделить растущие ортопедические парты Moll. Модельный ряд этого немецкого производителя включает несколько моделей функциональных и комфортных парт, которые соответствуют всем приведенным выше требованиям и отлично подойдут для детей младшего школьного возраста, учеников средней школы и старшеклассников.

Внимание! Выбирайте парту с матовой столешницей неброского цвета. Глянцевые поверхности бликуют, что отвлекает школьника, также как и яркие цвета.

Подбор ортопедического стула к парте

Чтобы ортопедическая парта в полной мере выполняла свои функции, к ней необходимо подобрать правильный стул. Его также выбирают по росту в соответствии с вышеприведенной таблицей.

Для формирования и поддержания правильной осанки у ребенка, стул рекомендуется выбирать эргономичный. Лучше всего зарекомендовали себя модели с возможностью регулировки высоты сидения и наклона спинки , так называемые ортопедические растущие стулья . Современные ортопедические стулья выполняются с учетом анатомического строения позвоночника. Они могут иметь специальную раздоенную спинку или валики для комфортного положения спины во время сидения. Обратите внимание на уровень жесткости сидения – оно не должно быть слишком мягким.

Обратите внимание! Для безопасности школьника, рекомендуем выбирать устойчивое кресло или стул без колесиков. При сидении ноги ребенка должны быть согнуты под прямым углом и полностью упираться в поверхность пола. Спина должна плотно примыкать к спинке.

Что нужно учесть при работе за партой

Чтобы правильно организовать рабочее место для школьника, парту рекомендуется располагать так, чтобы ученик мог максимально сконцентрироваться на работе, не отвлекаясь на игрушки и компьютерную технику. Это позволит приучить малыша к дисциплине с самого раннего возраста.

При работе за партой желательно придерживаться следующих рекомендаций:

  • край столешницы должен быть расположен немного ниже уровня груди, чтобы школьнику было удобно опираться на стол локтями, сохраняя правильное положение позвоночника;
  • оптимальное расстояние между столешницей и грудью – 7-10 сантиметров;
  • размеры парты и стула должны быть подобраны по росту школьника;
  • необходимо обеспечить хорошее освещение во время работы – в вечернее время следует использовать не только настольную лампу, но и верхний свет.

Итак, ортопедическая парта для школьника – лучшее проявление заботы о его здоровье, на котором лучше не экономить. В благодарность чадо будет радовать ровной осанкой и отличными оценками. А чтобы осанка вашего ребенка не испортилась пока он носит не удобный портфель набитый учебниками, купите ему

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу улучшения условий обучения, и важное место занимает вопрос оснащения школ мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям и ГОСТам.

Ведь в процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. И эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся – соответственно возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти – пятнадцати сантиметров существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим требования к учебной мебели является пересмотренный и обновленный - ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2003 года.

Кроме этого, типы, функциональные размеры и требования к учебной мебели определены в следующих ГОСТах:

ГОСТ 5994 – 93 Парты. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18607 – 93 Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18313 – 93 Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22361 – 95 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20064 – 86 Доски классные. Общие технические требования.

ГОСТ 22359 – 95 Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18666 – 95 Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22360 – 95 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20902 – 95 Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19550 – 93 Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19549 – 93 Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18314 – 93 Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.

ГОСТ 23381 – 83 Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 23380 – 83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 11016 – 93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 11015 – 93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

Все эти документы в полной мере отражают критерии и требования, которые предъявляют к учебной мебели в том числе педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, производственно-экономические и архитектурно-художественные.

Сроки эксплуатации , в течение которых школьная мебель должная сохранять свои функциональные и качественные характеристики:

Стол ученический - не менее 10 лет,

Стул ученический - до 5 лет,

Шкафы для учебных пособий – не менее 20 лет.

В основе правильной комплектации школ мебелью является наличие необходимых комплектов ученической мебели по группам в соответствии с фактическим распределением детей (особую важность это имеет в начальной школе).

Школьные парты должны соответствовать росту и возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку.

Ведь результатами неправильно устроенной парты могут быть

Нарушения зрения;

Искривление позвоночника;

Излишнее мышечное напряжение и быструю утомляемость;

Стеснение дыхания, внутренних органов и др.

Основными параметрами парты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др.

Так же школьная мебель должна соответствовать требованиям травмо-безопасности . Это обеспечивается закруглением углов столешниц на всех типах столов, применением в окантовке столешниц пластиковой кромки ABS, использованием круглого профиля труб для каркаса стола, использованием механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола, а так же повышенной устойчивостью конструкции стола и стула.

В целях удобства транспортировки учебная мебель, чаще всего, поступает в разобранном виде. Следует отметить, что сборка мебели является важным этапом производственно – технологического цикла. От качества выполнения этой операции во многом зависит долговечность изделия. Сборкой мебели в нашей компании занимаются высококвалифицированные и опытные специалисты. Опыт работы нашей компании в области поставки школьной мебели уже более 7 лет.

Важно учитывать, что при оснащении специальных кабинетов, таких как химия, физика, биология, компьютерные и лингафонные классы необходимо использовать специализированную мебель. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил технической безопасности и санитарно - гигиенических норм.

При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

Маркировка школьной мебели.

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).

Например:

2_______ ____4_____

115-130 см 145-160 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Расстановка школьной мебели

Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших

номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми

№2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения.

Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими:

Между рядами двухместных столов не менее 60 см;

Между рядами одноместных столов не менее 50 см;

Между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70 см(в зданиях из кирпича и местных материалов не менее 50 мм);

Между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 мм (в зданиях из кирпича, не менее 50 см);

От передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200 см, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола не менее 225 мм);

От передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке не менее 225 см;

От задних столов до задней стены (перегородки) не менее 65 см, а если стена является наружной не менее 100 мм;

От задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены не менее 80 мм, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов не менее 120 см;

Между столами в ряду не менее 50 см;

Между столом учителя и передней стеной не менее 65 см;

От демонстрационного стола до классной доски не менее 100 см;

Между столом учителя и первым столом учащихся не менее 50 см;

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.

Измерение роста школьников

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы).

На данный момент существует множество производителей школьной мебели, которые предлагают купить школьную мебель у них, но школы не могут позволить себе купить напрямую у производителя школьной мебели ввиду того что придется плотить и за доставку. По этому школы и другие учебные заведения покупают мебель в магазинах. Наша компания работает напрямую с производителями, которые производят от детской школьной мебели и до самой старшей возрастной группы. Мы реализуем шкафы, школьные парты. Цены на школьную мебель зависят напрямую от производителя, но мы стараемся удерживать цены на школьную мебель на одном уровне. Цены на школьную мебель Вы можете узнать зайдя в наш каталог.

Сидя за партой в школе, ребенок проводит по 4-8 часов 5 дней в неделю. В результате такого образа жизни у многих выпускников учебных заведений имеется не только диплом, но и сколиоз, проблемы со зрением, невралгии и другие заболевания. Избежать букета заболеваний можно, если внимательно отнестись к выбору мебели, особенно парт школьных, размеры которых являются решающим фактором.

Требования к школьным столам

Парта - то место, где школьник проводит большую часть своей жизни, его офис и лаборатория, творческая мастерская и игровая. Поэтому школьная парта размерами и другими показателями должна соответствовать следующим параметрам:

  • росту ребенка;
  • его возрасту;
  • задачам учебного процесса;
  • площади помещения.

Школьные столы обязательно должны быть комфортными. В учебных заведениях можно устанавливать только мебель, произведенную из экологически чистых материалов. Обязательное условие - она должна быть проста в эксплуатации, ее легко мыть и удобно переставлять.

Не менее важно, чтобы столы были травмобезопасными и надежными. Срок эксплуатации школьных парт составляет не менее 10 лет.

Все эти условия прописаны в требованиях ГОСТ 22046-02. Также вся школьная мебель проходит сертификацию, после чего производители получают соответствующие документы.

Виды парт для учебных заведений

Школьные парты различаются по своему назначению, поэтому теоретически в разных классах должны стоять разные столы, подходящие по своим функциям к учебному процессу.

Существуют специальные столы, чтобы оборудовать кабинеты иностранного языка, рисования и черчения, биологии, химии, а также обычные ученические.

Производители выпускают парты 2 типов:

  • 1-местные;
  • 2-местные.

Конструкции обоих типов могут быть:

  • регулируемые, где высота столешницы подстраивается под рост школьника;
  • нерегулируемые, с постоянными параметрами наклона столешницы и высоты конструкции.

Выпускаются и парты-моноблоки, их чаще всего устанавливают в кабинетах начальной школы. Это объединенные в комплекс скамейка и стол с наклоненной столешницей. Придумал конструкцию немецкий врач-гигиенист Эрисман еще в середине XIX века, чтобы сохранить здоровье детей. Эта модель так и осталась наиболее удобной для младших школьников. Моноблоки оборудуются откидными крышками, под которыми скрывается ящик для хранения учебных принадлежностей.

Современная разработка - ортопедическая парта, она незаменима, если родители хотят сохранить здоровую осанку своего малыша. Конструкция позволяет регулировать высоту столешницы и ее наклон.

Хорошо, если в каждом кабинете установлены специальные столы. Но обычно школы оборудованы стандартными партами школьными, размеры их варьируются в зависимости от возраста и ростовой группы детей.

Размеры ученических столов

Высота школьной парты определяется ростом ребенка. Были проведены исследования, в результате которых выявлено, что у сидящих детей разница в 10-15 см роста не сказывается на осанке.

Поэтому согласно ГОСТам и СанПиНу выпускают столы 5 ростовых групп с разницей по высоте 15 см. Чтобы каждому школьнику в классе было удобно сидеть за партой школьной, размеры их должны соответствовать возрастной группе.

Школьные парты для начальных классов соответствуют категориям 1 и 2.

В среднем звене в каждом кабинете должны стоять столы категорий от 3 до 5, чтобы и высоким, и маленьким детям было комфортно заниматься. В этом случае мебель расставляют по размеру: в начале каждого ряда ставят столы категории 3, за ними идут 2-3 ряда парт средней высоты, последними устанавливают категории 5. В этом случае педагог имеет возможность рассадить детей, учитывая их рост.

Оптимальным вариантом станет установка в помещении регулируемой мебели. К сожалению, в школе редко можно увидеть трансформируемые парты, а ведь именно индивидуальный поход позволяет создать удобные условия для учебы каждому ребенку.

Конструкция стандартной нерегулируемой парты

Традиционная парта для 1-11-го классов представляет собой металлический или деревянный каркас и столешницу.

Каркас производится из металлической трубы с квадратным или круглым сечением диаметром 25 мм при толщине не менее 1,2 мм. Металл покрывают слоем порошковой краски, чтобы избежать коррозии. На концах ножек устанавливаются резиновые или пластиковые заглушки. Деревянный каркас делают из МДФ.

Каркас может быть закрыт с изнанки экраном, дополнен крючками.

Столешница делается чаще всего из МДФ или ЛДСП, иногда фанеры, мебельного щита, еще реже из натурального дерева. Верхняя поверхность покрывается бесцветным лаком. Для окантовки используется пластиковая кромка ABS. Для безопасности углы обязательно закругляются.

Выбор для дома

Если в школьных стенах особого выбора у ребенка нет и он сидит там, где его посадили, то дома родители могут обустроить малышу эргономичное рабочее место. Такой стол не станет причиной ухудшения детского здоровья.

Перед покупкой мебели родители выбирают, что предпочесть: классический вариант или парту.

Длина одноместной школьной парты для дома варьируется от 120 до 180 см, ширина - 50 см. Дополнительно оснащается крючком и пеналом, возможна комплектация со стулом.

Стоимость парт

Цена на школьную двухместную нерегулируемую парту начинается от 1700 рублей. Стоимость эргономичного трансформера стартует от 8 тысяч рублей. Одноместная складная обойдется в 1500-2000 рублей.

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Веет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93
(в мм)

оранжевый

Фиолетовый

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

От первой парты до учебной доски - не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура, 0 С

Длительность проветривания, мин

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

От -5 до -10

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.1.5. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

8.1. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.

8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

8.3. Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

8.4. В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.

8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа люфтклозетами) при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.

8.6. В общеобразовательных учреждениях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях

9.1. Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.

9.2. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.

9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

9.5. Для малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.