Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно, в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же -к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования технических стандартов, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность и др. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.



Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.

Понятие предпринимательского права.

Субъект предпринимательского права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Признаками субъектов предпринимательского права являются:

зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

наличие хозяйственной правоспособности (в науке предпринимательского права используется также понятие «хозяйственная компетенция»);

наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

Самостоятельная имущественная ответственность.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Хозяйственная правоспособность как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную правоспособность.

Наличие общей хозяйственной правоспособности дает субъектам возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной правоспособности может самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной правоспособности. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

Некоторых субъектов предпринимательского права закон наделяет специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной правоспособностью обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных фондов, аудиторских организаций и др. Организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Кроме того, хозяйственная компетенция субъектов ограничивается лицензированием.


^ Государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий . Такой контроль может быть предварительным и последующим. Предварительный контроль предусматривает обязательное представление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации. Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии но последнему утвержденному балансу.

^ Последующий контроль предусматривает, например, обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии

^ Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов . Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата , к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности . Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности . Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.

^ Предпринимательские договоры

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а договором считается соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Другими словами, всякое договорное обязательство, именуемое в гражданском праве емким словом “сделка” (купля-продажа, поставка, мена, аренда, подряд и т.д.), должно оформляться договором. Они в целом разделяются на следующие виды:

1)Односторонняя - Сделка, для совершения которой необходимо и достаточно воли одной стороны. В частности:

Выдача доверенности физическим и юридическим лицом любому другому лицу на совершение различных юридических действий;

Завещание, т.е. добровольное действие гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти;

Дарение, т.е. безвозмездная передача собственного имущества или его части другому физическому (юридическому) лицу при его жизни и дееспособности.

2)^ Двусторонние (многосторонние )- Сделки, для совершения которых необходимо, как минимум согласие двух сторон, которыми могут быть различные сочетания как физических, так и юридических лиц.

3)Консесуальные - сделки (договоры), вступающие в силу после того, как стороны достигли соглашения по всем существующим условиям и оформили его в соответствии с законом.

4)Реальные - сделки (договоры), для действительности которых, помимо заключения в требуемом законом виде, необходима реальная передача вещей или денег.

5)Предварительный - договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем соглашение о передаче имущества(выполнении работ, оказание услуг) на условиях основного договора по предусмотренным законом требованиям.

6)^ Договор под отлагательным (отменительным) условием - сделка, при которой стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельств.

7)Письменный - сделка, подписанная сторонами или представителями на основе тех или иных требований, установленных законодательством РК.

8)Устный - сделки, исполняемые при самом их совершении, когда из поведения лица явствует воля совершить её. Подтверждается выдачей жетона, билета или другого знака.

9)Нотариальный - вид письменной сделки, совершённой после нотариального удостоверения, согласно установленным законодательным актам или соглашения сторон.

10)Возмездный - договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.

11)Публичный - договор, заключённый коммерческой или другой организацией, который устанавливает её обязанности по продаже товаров, выполнению работ(услуг) в отношении каждого, кто к ней обратится.

12)Смешанный - договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законодательством.

13)Биржевой - соглашение о передаче прав и обязанностей в отношении товаров, ценных бумаг и другого имущества, допущенного к обращению на бирже, согласно законодательству и биржевым уставам.

14)^ Мнимый (притворный )- сделка, совершённая для вида без намерения вызвать юридические последствия или с целью прикрыть другую сделку.

15)Недействительный - сделка считается недействительной при нарушении требований, предъявлённых к форме, содержанию и участникам, а также свободе их волеизъявления.

16)^ Договор об отчуждении имущества - регламентируется содержание договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д.

17)Посреднические - раскрывают содержание юридических или фактических действий в чужом интересе.

оферта - это предложение заключить договор, а акцепт - принятие этого предложения.

Таким образом, важное значение имеет дата исполнения тех или иных обязанностей. Поэтому в гражданском праве нормы, в т.ч.сроки, принято подразделять на :

Императивные и диспозитивные;

Определённые и неопределённые;

Общие и частные;

Определяемые по промежуткам времени и в виде “момента времени”.

Говоря о форме заключения договора, необходимо подчеркнуть, что в хозяйственной жизни распространены, как правило, письменные, которые в свою очередь делятся на простые и нотариальные. В соответствии с Гражданским кодексом РК обязательная письменная форма сделок устанавливается для следующих случаев :

Осуществляемых в процессе предпринимательской деятельности;

Превышающих 100 месячных расчётных показателей (далее по тексту МРП);

В иных, предусмотренных законодательством или соглашение сторон случаях.

Помимо этого, сделка (договор) может быть недействительной при:

Отсутствии согласия хотя бы одной из сторон, т.е. под влиянием заблуждения, насилия, угрозы, обмана;

Несоблюдение формы, установленной законодательством или противоречии содержания требованиям закона;

Нарушении субъективного состава участников, т.е. участниками являются лица, не имеющие на это право;

Отсутствие лицензии;

Преследовании цели недобросовестной конкуренции и наличия умысла преступления.

В общем виде любой договор должен включать три основные части : вводную, содержательную и заключительную.

^ Вводная часть и реквизиты договора :

составление любого договора должно начинаться с его реквизитов, т.е. с указания вида договора, что индивидуализирует и облегчает его толкование. Далее необходимо установить его номер, дату и место подписания, которые являются критерием оценки правоспособности и дееспособности лиц, совершивших сделку, и определение формы договора.

В водной части договора определяются субъекты, правомочные заключить договор. Здесь указываются полные наименования фирм контрагентов, под которыми они внесены в единый реестр государственной регистрации, т.е. юридический статус сторон, а также их условные сокращённые наименования, под которыми они фигурируют в тексте договорного обязательства(например “Продавец” и ”Покупатель”, ”Поставщик” и ”Получатель”, ”Арендодатель" и “Арендатор” и т.д.).

Особое внимание следует обращать на должностной статус и полномочия лиц, подписывающих данный договор. Помимо этого, в вводной части любого контракта в обязательном порядке следует указывать наименование документа, из которого вытекают полномочия должностного лица на подписание договора.

на основании устава правом заключать договоры без доверенности обладают руководители обществ, предприятий и организаций. Другие лица - заместители руководителя, вице президенты, руководители филиалов и представительств - должны действовать на основании выданной и надлежащей оформленной и заверенной доверенности.

^ Содержательная часть договора , в отношении является самым главным разделом договора- можно отметить, что её объём, структура и сущность зависят от вида и конкурентных обстоятельств сделки. Иначе говоря, договор имеет предмет- то, по поводу чего и заключается соглашение между сторонами.

^ В заключительной части в обязательном порядке следует указывать:

Условия изменения и дополнения, сроки действия и продления договора.

Количество составленных сторонами договора экземпляторов и их места хранения;

Количество и содержание приложений к договору;

Юридические адреса, платёжные реквизиты и подписи сторон.

Все заключённые договоры(руководителем или от его имени другим работником) до их подписания должны в оперативном порядке пройти процедуру согласования соответствующими службами(юрист, бухгалтер, экономист и др.). Порядок согласования и перечень экспертов желательно оформить приказом руководителя предприятия. Причём все подписанные к исполнению договоры должны быть зарегистрированы в регистрационном журнале

^ Правовое регулирование рекламной деятельности

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Он регулирует отношения, возникающие как на товарном, так и на финансовом рынке. Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.

Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся не только в Законе "О рекламе", но и в других актах. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах" Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 утверждена Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах


  • а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.н.);

  • б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

  • в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

  • г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;

  • д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

  • е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации
По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламных отношений :

  • рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

  • рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

  • рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вешания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами

  • потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них
Общие требования к рекламе состоят в следующем.

  1. Реклама должна быть понятна потребителю, не обладающему специальными знаниями.

  2. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления.

  3. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

  4. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

  5. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

  6. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

  7. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

  8. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

  9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама
^ Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и т.п.

^ Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

^ Заведомо ложная реклама - такая, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

^ Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами

^ Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерстю по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

^ Ответственность в сфере предпринимательской деятельности


  • Деятельность предпринимателя связана с обязанностью выполнения определенных договорами и иными документами обязательств, а также установленных законодательством правил ведения предпринимательской деятельности

  • Ответственность за нарушение обязательств, регулируется ГК (главой 25). При отказе одной из сторон от выполнения обязательств, иски о взыскании убытков, неустойки и долгов разрешаются в хозяйственном суде

  • Нарушение правил ведения предпринимательской деятельности, установленных законодательством, расценивается, как административное нарушение

  • Единственным законом, регулирующим ответственность за административные правонарушения, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Нормы других законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, подлежат включению в КоАП

  • КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные нарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом

  • Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому или юридическому лицу

  • Основными административными взысканиями являются:
    Предупреждение (применяется только к физическому лицу)
    Штраф
    Исправительные работы и административный арест

  • В качестве основного и в качестве дополнительного могут применяться:
    Лишение специального права
    Лишение права заниматься определенной деятельностью
    Депортация

  • В качестве дополнительного применяются:
    Конфискация
    Взыскание стоимости предмета административного взыскания

  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности регулируются главой12 КоАП и предусматривает ответственность, которая может самым серьезным образом отразиться на деятельности субъекта хозяйствования, привлекаемого к ответственности, вплоть до разорения (банкротства).
^ Правовые регулирования инновационной деятельности

Под инновациями (нововведениями) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги).

^ Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли

В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций :


  1. продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;

  2. процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например метода организации производственного процесса.
В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будет считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения, внедрение нового мультимедийного программного обеспечения для целей обучения и др.

^ Источниками финансирования инновационной деятельности служат:


  • собственные средства организаций, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;

  • заемные средства;

  • привлеченные средства, например полученные от продажи ценных бумаг;

  • средства соответствующего бюджета;

  • средства внебюджетных фондов (Российского фонда технологического развития, фонда конверсии, фонда стабилизации экономики);

  • средства международных организаций.
^ Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций.

^ Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.

Законодателем дифференцированно подошел к решению вопроса о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существует три системы правовой охраны :


  1. регистрационная система - действует в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества, он может быть повторен, а следовательно, для возникновения правовой охраны необходимо провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);

  2. созидательная система - заключается в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Данная система правовой охраны применяется в отношении объектов авторского права;

  3. система конфиденциальности - когда основанием охраны является необходимость сохранения объекта в тайне и зашиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Эта система применяется, например, для охраны "ноу-хау".
^ К "ноу-хау" относится не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами

Единого законодательного акта , определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Подзаконными актами разнога уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Например, Постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. № 80 (с изм. от 30 марта 2000 г.) утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению, Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 утверждена концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы. Велика роль актов Российского агентства по патентам и товарным знакам.

^ Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, прО1рамм для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Инновационные отношения регулируются также международными договорами и оглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры

Общие требования к предпринимательской деятельности 1. 2. 3. 4. 5. Критерии классификации и виды требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к началу предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к процессу осуществления предпринимательской деятельности. Требования, предъявляемые к качеству товаров, работ и услуг. Техническое регулирование. Стандартизация и сертификация. Понятие отходов и их правовой режим

Условия предъявления требований l l Наличие субъекта – носителя интереса Адресность требования – стадии предпринимательской деятельности Соблюдение правовой формы Соблюдение сроков введения в действие

Требования к началу осуществления ПД l l l Оформление статуса Приобретение правоспособности Регистрация имущества Регистрация оборудования Оформления правоотношений с наемными работниками

Требования к производству l l Общие для всех хозяйствующих субъектов Специальные – по видам предпринимательской деятельности

Общие производственные требования l l Организации бухгалтерского учета Соблюдения противопожарной безопасности Соблюдения санитарноэпидемиологических требований Соблюдение экологических требований

Виды результатов ПД l l l Товар (материальные и нематериальные блага, предназначенные для реализации) Финансовый результат - прибыль (убыток) Отходы

Что не является товаром l l Руды железные сырые (0701007, 0701101, 0708018) в класс товарных руд не входят, относятся к "нулевой" иноаспектной группировке, образованной по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления. Таким образом, обществом произвольно установлен стандарт предприятия на добываемое минеральное сырье без соотнесения данного стандарта с вышеприведенными положениями Общероссийского классификатора продукции ОК 005 -93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004 -93, а также проектным заданием ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат". В связи с этим нельзя признать, что стандарт предприятия установлен на полезное ископаемое, подлежащее налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 337 Кодекса.

Литература по техническому регулированию l "ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРАВО: О СИСТЕМНЫХ ПРИЧИНАХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ХОДЕ РОССИЙСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ" (А. Н. Лоцманов) ("Журнал российского права", 2008, N 8) l "ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ: СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" (Я. Е. Парций) (Подготовлен для системы Консультант. Плюс, 2008) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" (Л. К. Терещенко, А. В. Калмыкова, В. Ю. Лукьянова) ("Законодательство и экономика", 2007, N 4) l "КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ" (Л. К. Терещенко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева) ("Журнал российского права", 2006, N 9) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ" (В. И. Лафитский) ("Журнал российского права", 2006, N 9)

Технический регламент l технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Технические регламенты принимаются в целях: l l l защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Содержание технических регламентов l l l l безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности

ФЗ – технические регламенты l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 12. 2008 N 268 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 03. 12. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27. 10. 2008 N 178 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА СОКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ" (принят ГД ФС РФ 10. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 07. 2008 N 123 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 04. 07. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24. 06. 2008 N 90 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МАСЛОЖИРОВУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 11. 06. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12. 06. 2008 N 88 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 23. 05. 2008)

Понятие стандарта l документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

Документы в области стандартизации l l l национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил

Подтверждение соответствия l l 1. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: декларирования соответствия обязательной сертификации.

Последствия сертификации услуг l l l согласно информационному письму Госстандарта РФ от 11. 07. 2003 N ВК-110 -28/2522 "О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р" применительно к обязательной сертификации услуг это означает следующее: - если в договоре на сертификацию услуг заявителя с органом по сертификации проведение инспекционного контроля не было предусмотрено, то его проведение для подтверждения действия сертификата соответствия не предполагается; - если в договоре на сертификацию услуг проведение инспекционного контроля было предусмотрено, то возможны две ситуации: 1 -ая: заявитель отказывается от проведения инспекционного контроля. Это означает нарушение условий договора, что регулируется на основании Гражданского кодекса; 2 -ая: заявитель согласен на проведение инспекционного контроля. В этом случае инспекционный контроль подтверждает, что сертификационная услуга продолжает соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

Ответственность за нарушение требований стандартов l l Гражданско-правовая (разграничение комплектации поставки и требований стандартов) Административная - Статья 19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Единство измерений l l единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью; средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений; эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины; государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации;

Статья 40. Принудительный отзыв продукции l l l 1. В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. 2. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Понятие отходов l остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства

Виды требований к отходам l l l l Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 12. Требования к объектам размещения отходов Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Статья 13. 1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

Требования по поводу опасных отходов l l l Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов

Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов l l l 1. К доходам в целях настоящей главы относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации). 2) внереализационные доходы.

Правила определения доходов l l l Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. 2. Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). 3. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов Расходами признаются 1)обоснованные и 2)документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), 3) осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Предпринимательство-целесообразная деятельность граждан и их объединений,

направленная на производство и реализацию товаров и услуг и получение прибыли от этой деятельности. Предпринимательские права и обязанности регламентируются государственными законами. Законы определяют права и обязанности, а также определяют компетенцию государства во всех сферах деятельности и границы его вмешательства в работу предприятия. Применение государственного контроля и воздействия рационально в тех сферах, отраслях, регионах, ситуациях и явлениях социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически самими предприятиями, в то время как решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики в целом и предприятия в частности; поддержания социальной стабильности в обществе.

Все предприятия (частные, кооперативные, акционерные, коммерческие и некоммерческие и др.) не освобождаются от государственного контроля, который ведется над:

1) доходами предприятия и уплатой ими налогов;

2) санитарным состоянием производства;

3) назначением продукции и ее техническим уровнем;

4) соблюдением стандартов и технических условий производства;

5) правовой защитой наемного персонала;

6) некоторыми другими сторонами деятельности предприятия.

Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельности, в том числе:

1) за соблюдение интересов государства и прав граждан;

2) за соблюдение законов;

3) за сохранность окружающей среды;

4) за приумножение вверенного ему государством или акционерами имущества;

5) за повышение эффективности производства.

Предусматривается, что деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории, ухудшать условия труда персонала. При этом государство либо государственный орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия. Предприятия, в свою очередь, не отвечают по обязательствам государства и других органов.

Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социальным и экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива непосредственно или через профсоюзы. Между предприятием и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:

1) по санитарному состоянию;

2) по технике безопасности работы;

3) условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность одной смены;

4) продолжительность отпусков и размеры их оплаты;

5) условия и формы оплаты труда по различным категориям работников и др.

Местные органы власти и некоммерческие организации, а также другие коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве


органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.